Новости линия обороны ленинграда во время блокады карта

Карточка на хлеб времён блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками. Уже во время наступления советских войск под Сталинградом Ставка приняла решение провести наступление в районе Ленинграда и прорвать блокаду. За время блокады по трассе через Ладогу из Ленинграда эвакуировали более миллиона человек.

Как немцы хотели вынудить город к сдаче голодной блокадой

  • Как возникло кольцо блокады Ленинграда 80 лет назад -
  • Карта окружения ленинграда во время блокады
  • Официальный сайт Чувашского рескома Коммунистической Партии Российской Федерации
  • Загадки блокады Ленинграда: digitall_angell — LiveJournal
  • Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?

Блокада Ленинграда.

Изучить хронологию событий блокады Ленинграда. Рассмотреть условия жизни горожан в период обороны. Исследовать факторы, способствовавшие удержанию города. Оценить историческое значение обороны Ленинграда. Роли в проекте: Историк, архивариус, аналитик, редактор Ресурсы: Доступ к историческим архивам и документам, литературные источники, интервью с очевидцами, интернет-ресурсы Продукт: Исследование обороны Ленинграда в 1941 году с детальным описанием хронологии событий, условий жизни горожан, факторов обороны и исторического значения этой эпохальной битвы. Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Хронология событий блокады Ленинграда Изучение последовательности ключевых событий, начиная с начала блокады Ленинграда в 1941 году и заканчивая ее снятием в 1944 году.

Дорога начала действовать в те дни, когда норму продовольствия в городе урезали до минимума, а люди массово умирали от голода. Строительство Дороги жизни стало грандиозным проектом, помогающим решить множество задач. Через Ладожское озеро были проложены телефонно-телеграфный, электрический кабели, которые обеспечивали связь с Большой землей и электроснабжение Ленинграда. На дне озера построен трубопровод для снабжения топливом, Ладожская военная флотилия защищала коммуникации, а Северо-Западное речное пароходство перевозило грузы в то время, когда льда на озере не было. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Осенью 1941 года советские войска предприняли две Синявинские операции, но успеха они не принесли. Войска Невской оперативной группы захватили и удерживали небольшую территорию, которая известна как "Невский пятачок". С него во время второй Синявинской операции предпринимались особенно ожесточенные попытки прорвать блокаду. Еще две операции были проведены в 1942 году, но и они не принесли результата. В конце 1942 года совет Ленинградского фронта подготовил план еще двух наступательных операций: Шлиссельбургскую задача - снятие блокады и постройка железной дороги и Урицкую для восстановления сухопутной связи с Ораниенбаумским плацдармом. От Шлиссельбургской было принято решение отказаться, а Урицкую потом переименовали в операцию "Искра". Она была назначена на начало января 1943 года и результатом проведения стал прорыв кольца немецких войск. Подготовка к операции велась в течение всего декабря 1942 года и закончилась 1 января 1943-го, но наступление было отложено из-за неблагоприятных погодных условий. Необходимость отсрочки объяснялась затянувшейся оттепелью, из-за которой лед на Неве был неустойчив, болота недостаточно промерзли, а колебания температуры от 0 до -15 создавали туманы. В результате старт назначили на 12 января 1943 года.

Наступление советских войск началось 14 января 1944 года силами Ленинградского, Волховского, 2-го Прибалтийского фронтов. В результате операции советские войска вышли на границу Латвии и Эстонии. Память о блокадном Ленинграде и его героических защитниках увековечена в монументальных скульптурах и музеях. В нашем городе существует музей обороны и блокады Ленинграда, в котором хранятся сотни вещей блокадников и рассказывается о тех страшных днях и ночах. Также в городе существует Монумент героическим защитникам Ленинграда, обелиск "Городу-герою Ленинграду", мемориал "Разорванное кольцо", символизирующий Дорогу жизни, и многие другие. На Пискаревском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге захоронены сотни тысяч жертв блокады и воинов Ленинградского фронта, в 1960 году здесь зажжен вечный огонь. Ежегодно в нашей стране отмечается дата освобождения Ленинграда от блокады. С 1 мая 1945 года Ленинград — город-герой, а 8 мая 1965 года городу была вручена медаль "Золотая звезда". Не было никаких крупных эпидемий, несмотря на то, что почти полностью отсутствовали водопровод, канализация и отопление. В городе продолжалась культурная жизнь: летом 1942 года были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры, было дано несколько джазовых концертов. В декабре 1941-го в Ленинграде умерло 53 тысячи человек, в январе, феврале и марте 1942-го - больше 100 тыс. В мирное время смертность в городе составляла около 3 тысяч человек в месяц. Наверх Уважаемые посетители сайта! Открытость и доступность информации — одна из основных ценностей демократического общества. Здесь вы узнаете о значимых новостях и мероприятиях, законодательных инициативах, будете знакомиться с фото- и видеоотчетами, связанными с моей работой.

Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника. В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией. В этих целях умело использовалась корабельная артиллерия Балтийского флота. Были выдвинуты вперед позиции тяжелой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причем во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз [54]. Прорыв блокады Основная статья: Операция «Искра» 12 января , после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армии Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров. Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная так называемая « Дорога победы » дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно. Противник непрерывно перебрасывал в район Синявино свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии. Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне. К моменту прорыва блокады в городе оставалось порядка 800 тысяч человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 года были эвакуированы в тыл. Пищевые комбинаты стали постепенно переходить на продукцию мирного времени. Известно, например, что уже в 1943 году на Кондитерской фабрике имени Н. Крупской было произведено 3 тонны конфет хорошо известной ленинградской марки « Мишка на Севере » [55]. После прорыва кольца блокады в районе Шлиссельбурга противник, тем не менее, серьёзно укреплял рубежи на южных подступах к городу. Глубина немецких линий обороны в районе ораниенбаумского плацдарма достигала 20 км. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады Основные статьи: Операция «Январский гром» , Новгородско-Лужская наступательная операция 14 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород. Это позволило 21 января Л. Говорову и А. Жданову обратиться к И. Сталину : В связи с полным освобождением г. Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника просим разрешить: 1. Издать и опубликовать по этому поводу приказ войскам фронта. Сталин удовлетворил просьбу командования Ленинградского фронта и 27 января в Ленинграде был произведен салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады, которая продолжалась 872 дня. Приказ победоносным войскам Ленинградского фронта, вопреки установившемуся порядку, был подписан Л. Говоровым, а не И. Такой привилегии не удостаивался ни один из командующих фронтами во время Великой Отечественной войны. Итоги блокады Ликующий Ленинград. Блокада снята, 1944 год Потери населения За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек, погибших от голода, и больше чем 17 000 людей, ставших жертвами воздушных налётов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 миллиона человек. Памятный знак «Вагонетка» Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находившегося на территории нынешнего Московского парка Победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» — один из самых страшных памятников Петербурга. На таких вагонетках вывозили в близлежащие карьеры после сожжения в печах завода прах погибших. Серафимовское кладбище также было местом массового захоронения ленинградцев, погибших и умерших во время блокады Ленинграда. В 1941—1944 годы здесь было похоронено более 100 тысяч человек. Умерших хоронили практически на всех кладбищах города Волковском, Красненьком и других. Звание города-героя Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе со Сталинградом , Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество , проявленные жителями города во время блокады. Ущерб культурным памятникам Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I и памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами. Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам , находившимся как в занятых немцами пригородах Ленинграда, так и в непосредственной близости от фронта. Благодаря самоотверженной работе персонала удалось сберечь значительное количество предметов хранения. Однако не подлежащие эвакуации постройки и зелёные насаждения, непосредственно на территории которых велись боевые действия, пострадали чрезвычайно. Был разрушен и сгорел Павловский дворец , в парке которого было вырублено 70 000 деревьев [57]. Знаменитая Янтарная комната , подаренная Петру I королём Пруссии , была целиком вывезена немцами. В развалины превращён ныне восстановленный Фёдоровский Государев собор , в котором в обращённой к городу стене на всю высоту здания зияла пробоина. Также при отступлении немцев сгорел Большой Екатерининский дворец в Царском селе , в котором немцами был устроен лазарет. Невосполнимым для исторической памяти народа оказалось практически полное уничтожение считавшегося одним из самых красивых в Европе кладбища Свято-Троицкой Приморской мужской пустыни , на котором были захоронены многие петербуржцы, чьи имена вошли в историю государства [58]. На долгие годы до 90-х годов пришёл в запустение дворцовый комплекс Ораниенбаума. Социальные аспекты жизни при блокаде Фонд института растениеводства В Ленинграде существовал Всесоюзный институт растениеводства , обладавший и обладающий гигантским семенным фондом. Из всего селекционного фонда ленинградского института, содержавшего несколько тонн уникальных зерновых культур, не было тронуто ни одного зерна. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли её бабушка, двое дядей, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по « Дороге Жизни » на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения и болезни. Пасха в осаждённом городе В блокаду в городе были открыты три храма: Князь-Владимирский собор , Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. В 1942 году Пасха была очень ранней 22 марта по старому стилю. Весь день 4 апреля 1942 года шёл, с перерывами, обстрел города. В пасхальную ночь с 4 на 5 апреля город подвергся жестокой бомбардировке, в которой участвовали 132 самолёта. Часов в семь вечера разразилась неистовая, сливавшаяся в один сплошной тарарам, зенитная пальба. Немцы летали низко-низко, окруженные густейшими грядами черных и белых разрывов.. Ночью, с двух до четырех приблизительно, был опять налет, много самолетов, неистовый огонь зениток.

На последних рубежах

  • Account Options
  • Карты-схемы Ленинградского Фронта – 80 фотографий | ВКонтакте
  • Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
  • Смотрите также
  • Блокада в цифрах. Страшная статистика из осажденного Ленинграда | АиФ Санкт-Петербург
  • Блокада Ленинграда. Финский вектор

Вражеское кольцо вокруг Ленинграда

Оливково-зеленый — цвет колодки медали «За оборону Ленинграда» — одной из первых медалей советского времени, которой награждали всех участников обороны города — и военных, и мирных жителей. Проект посвящен обороне Ленинграда в начале Великой Отечественной войны 1941 года. Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. Проект посвящен серии авианалётов на Ленинград, совершённых во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 год. Блокада Ленинграда − военная блокада Ленинграда немецкими и финскими войсками во время Великой Отечественной войны.

Линия обороны Ленинграда.

Вражеское кольцо вокруг Ленинграда Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда.
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) : Министерство обороны Российской Федерации За время блокады по трассе через Ладогу из Ленинграда эвакуировали более миллиона человек.
Новости и события Российского исторического общества Карта укрепленных районов, созданных в период блокады Ленинграда.

Карты-схемы Ленинградского Фронта

27 января в ознаменование окончательного снятия блокады Ленинграда, которая продлилась 872 дня, прогремел праздничный салют. Линия обороны Ленинграда во время блокады на современной карте. Бойцы Волховского фронта во время прорыва блокады Ленинграда, январь 1943 года.

Оборонительные сооружения Ленинграда (карты, схемы, старые фотографии)

Немецкие солдаты в окопах под Ленинградом Между тем в Ленинграде к сентябрю 1941 года сложилась куда более тяжёлая ситуация. Ни о какой паре десятков километров, как до Марны, и речи не шло. Немцы практически вошли в город и закрепились в Пушкине, Павловске и Петергофе. На юго-востоке Ленинграда, где сейчас находятся станции метро «Рыбацкое» и «Обухово», немцы подошли вплотную к городской застройке. Те, кто внимательно читал «Два капитана», наверняка помнят, как Катя Татаринова ездила на фронт на трамвае. Он просил не провожать его — это было рискованно, в Рыбацком без пропуска меня могли задержать. Но я поехала».

Более того, иные трамвайные маршруты уже были перерезаны немцами. Уникальная линия ОРАНЭЛ Ораниенбаумская электрическая линия , построенная незадолго до Первой мировой, оказалась разделена, когда осенью 1941 года Стрельна была захвачена немцами. Танки КВ, выпускавшиеся на Кировском заводе, расположенном на юге Ленинграда, практически выезжали из ворот на фронт. Нельзя сказать, что враг стоял у ворот города: он уже вошёл в город. На последних рубежах Ленинград постоянно готовился к нападению, полномасштабной атаке.

Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы.

Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост».

С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было.

Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса.

Частично блокада была прорвана, и положение Ленинграда резко улучшилось во всех отношениях. Можно ознакомиться с предисторией, боевыми итогами и подробностями операции "Искра". Еще можно посмотреть карту боевых действий прорыва блокады.

Они сильно пострадали во врем боев и почти не сохранились до наших дней. Но увидеть пример фортификации можно и сейчас. Лучше всего сохранился оборонительный рубеж Ижора, созданный из бетона уже после прорыва блокады в 1943 году. Есть приметы войны и в черте города, например на улице Димитрова в Купчино.

Великие битвы Великой Отечественной Войны

Большинство было бы уничтожено, а остальные обслуживали бы новых господ, как это и было в то время в колониальных, цивилизованных и ослепительно-просвещённых державах. Очень советую:.

Зимой было также много снега: высота снежного покрова к концу зимы была более полуметра. По максимальной высоте снежного покрова 53 см апрель 1942 года является рекордсменом за весь период наблюдений, по 2010 год включительно.

К концу месяца установился снежный покров. Первый месяц 1942 года был самым холодным этой зимой. Средняя глубина снега достигла 41 см средняя глубина за 1890—1941 года — 23 см. Март 1942 года стал самым холодным за всю историю метеонаблюдений по 2010 год.

В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва, о годах блокады сказано: Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь.

Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала темной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами — мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день. Отопление и транспортная система Главным отопительным средством для большинства обитаемых квартир стали особые мини-печки, буржуйки. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги.

Деревянные дома разбирали на дрова. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие стало важным фактором, способствовавшим росту смертности.

По свидетельству Д. Лихачёва, … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути. В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно.

Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено. Организация стационаров и столовых усиленного питания По решению бюро горкома ВКП б и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых. Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 г.

С конца апреля 1942 г. На территории фабрик, заводов и учреждений вместо стационаров их было создано 89. Питание в этих столовых производилось по специально утвержденным нормам. С 25 апреля по 1 июля 1942 г.

В январе 1942 г. В столовой Дома ученых в зимние месяцы питалось от 200 до 300 человек. Ленинградским горисполкомом было дано распоряжение конторе «Гастроном» организовать с доставкой на дом единовременную продажу по государственным ценам без продкарточек академикам и членам-корреспондентам АН СССР: масла животного — 0. По решению горисполкома с января 1942 г.

За 5 месяцев в Лениграде было организовано 85 детских домов, принявших 30 тыс. Командование Ленинградского фронта и руководство города стремилось обеспечить детские дома необходимым питанием. Постановлением Военного совета фронта от 7 февраля 1942 г. При вузах открываются свои стационары, где ученые и другие работники вузов в течение 7-14 дней могли отдохнуть и получить усиленное питание, которое состояло из 20 г кофе, 60 г жиров, 40 г сахара или кондитерских изделий, 100 г мяса, 200 г крупы, 0.

Также было организовано дополнительное снабжение руководства города и области По сохранившимся свидетельствам, руководство Ленинграда не испытывало трудностей в питании и отоплении жилых помещений. Дневники партийных работников того времени сохранили следующие факты: в столовой Смольного были доступны любые продукты: фрукты, овощи, икра, булочки, пирожные. Молоко и яйца доставляли из подсобного хозяйства во Всеволожском районе. В специальном доме отдыха к услугам отдыхающих представителей номенклатуры было высококласснное питание и развлечения.

Инструктор отдела кадров горкома ВКП б Николай Рибковский был отправлен отдохнуть в партийный санаторий, где описывал в дневнике свой быт: «Вот уже три дня как я в стационаре горкома партии. По моему это просто-напросто семидневный дом отдыха и помещается он в одном из павильонов ныне закрытого дома отдыха партийного актива Ленинградской организации в Мельничном ручье. Обстановка и весь порядок в стационаре очень напоминает закрытый санаторий в городе Пушкине…С мороза, несколько усталый, вваливаешься в дом, с теплыми уютными комнатами, блаженно вытягиваешь ноги… Каждый день мясное — баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное — лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же чёрного хлеба на день… и ко всему этому по 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину.

Питание заказываешь накануне по своему вкусу. Товарищи рассказывают, что районные стационары нисколько не уступают горкомовскому стационару, а на некоторых предприятиях есть такие стационары, перед которыми наш стационар бледнеет. Рибковский писал: «Что же ещё лучше? В первом полугодии 1942 г.

Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы самих блокадников и данные поликлиник. Во втором полугодии 1942г для преодоления последствий голода было госпитализировано: в октябре- 12 699, в ноябре 14 738 больных, нуждающихся в усиленном питании. На 1 января 1943года 270 тыс. Использование пищевых заменителей Большую роль в преодолении проблемы снабжения продовольствием играло использование пищевых заменителей, перепрофилирование на их производсво старых предприятий и создание новых.

В справке секретаря горкома ВКП б Я. Ф Капустина на имя А. Жданова сообщается об использовании заменителей в хлебной, мясной, кондитерской, молочной, консервной промышленности, в общественном питании. Впервые в СССР в хлебопекарной промышленности была использована пищевая целлюлоза, производимая на 6-ти предприятиях, что позволило увеличить выпечку хлеба на 2 230 тонн.

В качестве добавок при изготовлении мясной продукции были использованы соевая мука, кишки, технический альбумин, получаемый из яичного белка, плазмы крови животных, молочной сыворотки. В результате было произведено дополнительно 1360 т мясопродуктов, в том числе столовой колбасы — 380 т, студня 730 т, альбуминовой колбасы — 170 т и хлебца растительно-кровяного — 80 т. В молочной промышленности переработано 320 тонн сои и 25 тонн хлопкового жмыха, что дало дополнительно продукции 2 617 т, в том числе: соевого молока 1 360 т, соевых молокопродуктов простокваша, творог, сырники и др. Группой ученых Лесотехнической академии под руководством В.

И Калюжного была разработана технология получения пищевых дрожжей из древесины. Широко использовалась технология приготовления витамина С в виде настоя лапок хвои. Только до декабря было изготовлено более 2 млн доз этого витамина. В общественном питании широко использовалось желе, которое готовили из растительного молока, соков, глицерина и желатина.

Для производства желе также использовались отходы овсяного помола и клюквенный жмых. Пищевая промышленность города выпускала глюкозу, щавельную кислоту, каротин, таннин. Попытки прорыва блокады. Плацдарм «Невский пятачок» Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции с целью восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной.

Наступление велось в районе так называемого «синявинско-шлиссельбургского выступа», ширина которого вдоль южного побережья Ладожского озера была всего 12 км. Однако немецкие войска смогли создать мощные укрепления. Советская армия понесла большие потери, но так и не сумела продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены.

Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» — узкой полосе земли шириной в 500—800 метров и длиной около 2,5-3,0 км это по воспоминаниям И. Святова на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери. Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя — иначе пришлось бы форсировать полноводную Невузаново, и задача прорыва блокады намного усложнялась.

Всего за 1941—1943 годы на «Невском пятачке» погибло около 50 000 советских солдат. В начале 1942 года высшее советское командование, воодушевленное успехом в Тихвинской наступательной операции и явно недооценивая противника, решило предпринять силами Волховского фронта при поддержке Ленинградского фронта попытку полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Однако, изначально имевшая стратегические задачи Любанская операция развивалась с большим трудом, а в конечном итоге завершилась тяжелейшим поражением Красной армии. В августе — сентябре 1942 года советские войска предприняли ещё одну попытку прорыва блокады.

Хотя Синявинская операция не достигла поставленных целей, войскам Волховского и Ленинградского фронтов удалось сорвать план немецкого командования по захвату Ленинграда под кодовым наименованием «Северное сияние» нем. Таким образом, в течение 1941—1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. Район между Ладожским озером и поселком Мга, в котором расстояние между линиями Ленинградского и Волховского фронтов было всего 12—16 километров так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ» , продолжали прочно удерживать части 18-й армии вермахта. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй.

В этих целях умело использовалась корабельная артиллерия Балтийского флота. Были выдвинуты вперед позиции тяжёлой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причём во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Были выделены специальные самолёты-корректировщики и аэростаты наблюдения.

Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз 1943 год. Операция "Искра". Духанов, с 24 января по конец февраля — генерал-майор А.

Черепанов, затем снова М. Свиридов 13-я воздушная армия — командующий: генерал-полковник авиации С. Рыбальченко Волховский фронт — командующий: генерал армии К.

Мерецков , заместитель ком. Федюнинский 2-я ударная армия — командующий: генерал-лейтенант В.

Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, доставляли по «дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов. Со страшной неумолимостью надвигался голод. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. По свидетельству блокадников, эта пайка хлеба представляла собой маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки. Жители стали употреблять в пищу все, что могло заглушить чувство голода.

В довершение всего вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Зима 1941 г. Отсутствие отопления явилось чудовищным испытанием для жителей. Однако, несмотря на тяжелейшее положение, жители города участвовали в его обороне. Люди работали на предприятиях, выпускали боеприпасы, ремонтировали военную технику. В конце декабря хлебная пайка стала вдвое больше - к этому времени значительная часть населения погибла. Голод принял невиданные масштабы.

Начались случаи людоедства.

Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.

Этот звучный термин, скорее всего, был придуман для переноса на немцев вины за массовые жертвы среди городского населения. Но окружения именно города Ленинграда в той Войне не было! Летом 1941 года, согласно имеющейся общедоступной информации, определённая, довольно большая территория в несколько тысяч квадратных километров, на которой находился и сейчас находится город Ленинград, была отрезана немецкими войсками от остальной территории страны. Это случилось в конце августа 1941 года: «После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного утверждения о том, что на город за время блокады упало 148. Историки описывают эти события следующим образом: «Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час.

Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232. Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили. С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными!

Географические условия допускают действия всех родов войск, за исключением крупных мотомехсоединений, которые привязывались к дорогам. Наличие развитой сети путей сообщения создавало возможность развертывания боевых действий в широком масштабе. Основу обороны составляли оборонительные сооружения укрепленного района, созданного вдоль госграницы, Вуоксинская водная система, а также железобетонный пояс укреплений по старой государственной границе. Емкость направления: со стороны противника могло быть развернуто до 15 дивизий, с нашей стороны — для достаточно прочной обороны было необходимо 7—8 дивизий. Даже наиболее подготовленные рубежи Кексгольмского и Выборгского укрепрайонов, прикрывавшие наиболее ответственные направления, были развиты очень слабо. Как тот, так и другой УР состояли из системы деревокаменных и деревоземляных сооружений главным образом пулеметных. В некоторых районах Энсо, Курмапохья, Нявери, Лоука, Ясаля, Саннтахтимпере, Юля, Урпала были созданы опорные пункты из бетонированных сооружений, пулеметных и артиллерийских дотов. Опорные пункты железобетонных сооружений к началу военных действий закончены не были, использование их в силу этого было весьма ограничено. Большинство сооружений не было обсыпано землей, отсутствовала маскировка, во многих сооружениях не была готова система отсоса газов и подачи воды; в ряде сооружений не была установлена связь, не были отрыты ходы сообщения. Работы по созданию противопехотных и противотанковых препятствий, а также по отрывке окопов для полевого заполнения, не были полностью закончены. Многие работы планировалось окончить только к осени 1941 г. Как видим, командование РККА отнеслось к постройке пограничных укреплений крайне безответственно. Ситуацию усугубила потрясающая беспечность — код, использовавшийся при передаче шифровок по радио, не менялся в течение 15 лет. Начальник финской разведки полковник А. Паасонен писал в своих мемуарах, изданных в начале 1970-х гг. У оперативного руководства были намного лучшие сведения о противнике, чем о своих войсках. В этом заслуга того, что многие контрудары противника были успешно отражены». К тому же, отмечает Паасонен, взаимодействуя с немецкой и японской разведками, финское военное руководство получало от них ценные сведения об использовании в советском Военно-Морском Флоте при кодировании секретных телеграмм краткого курса «Истории Всесоюзной Коммунистической партии большевиков ». К 22 июня 1941 г. IV армейский корпус под командованием генерал-лейтенанта Оеша дислоцировался от побережья Финского залива до озера Саймо. В его составе были 8-я, 12-я и 4-я пехотные дивизии. Между Леппеенронти и Иматрой находился V армейский корпус, в составе которого была 10-я пехотная дивизия и кавалерийская бригада. В районе от Вуоксы до Пюхяярви дислоцировался II армейский корпус под командованием генерал-майора Лаатикайнена. В составе корпуса были 15-я, 18-я и 2-я пехотные дивизии. Кроме того, на Сортавалу должны были наступать 11-я и 7-я пехотные дивизии VII армейского корпуса. На Карельском перешейке финнам противостояла советская 23-я армия. В ее составе были 19-й стрелковый корпус 115-я и 42-я стрелковые дивизии , 50 стрелковый корпус 43-я, 70-я и 123-я стрелковые дивизии , 27-й Кексгольмский укрепрайон и 28-й Выборгский укрепрайон. В составе армии находились следующие артиллерийские части: 24-й, 28-й и 43-й корпусные отдельные полки, 573-й корпусный артиллерийский полк, 101-й гаубичный артиллерийский полк, 108-й и 519-й гаубичные полки большой мощности РГК, 20-й отдельный минометный батальон [12] , 27-й и 241-й отдельные зенитные дивизионы. В составе 23-й армии был 10-й механизированный корпус. В нем состояли 21-я и 24-я танковые дивизии, 198-я моторизованная дивизия и 7-й мотоциклетный полк. Приданная армии авиация включала в себя 5-ю смешанную авиадивизию, 41-й бомбардировочный авиаполк, а также 15-ю и 19-ю корректировочные авиаэскадрильи. Инженерные части армии — 109-й моторизованный инженерный батальон и 153-й отдельный инженерный батальон. С мая по август 1941 г. Таким образом, финны несколько превосходили по численности советские войска их дивизии были приблизительно в полтора больше , но существенно уступали по танкам и артиллерии. В первые дни войны финское командование, опасаясь наступления Красной армии, сосредоточило свои войска в 20 км от границы на построенных еще в мирное время оборонительных позициях. Когда ожидаемого нападения не произошло, финские войска были переведены на новые полевые позиции, расположенные в непосредственной близости от границы. Если какой-либо район окажется не занятым советскими частями или эти части не окажут существенного сопротивления, финским войскам предписывалось захватывать важные участки местности, чтобы использовать их в качестве исходного рубежа для проведения дальнейшей разведки. В результате в первую неделю войны на Карельском перешейке боевые действия ограничивались интенсивными боями местного значения. В восточной части перешейка финские авангарды перед будущим наступлением захватили ряд пунктов на линии границы, подойдя вплотную к оборонительным позициям советских войск. В западной части перешейка, на участке 4-го армейского корпуса, финны начали активные боевые действия уже на начальной стадии войны.

В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого.

Давайте разберём каждый пункт голосования. Ораниенбаум Мне казалось, это самый простой пункт, так как про Ораниенбаумский пятачок говорят очень часто. Там же находит форт Красная горка, где стояли корабельные пушки большой мощности. Из 28 человек этот пункт отметили всего 13 человек - я удивился. Стрельна Стрельна была захвачена, как и Новый Петергоф, где располагается дворец. Линия обороны проходила сильно ближе Стрельны, от Петергофского шоссе рядом с Приморским парком сейчас начинается аллея памяти обороне - именно там проходила граница. Кронштадт 23 голоса получил островной город - и действительно он не был сдан врагу. Он выполнял важную стратегическую функцию. Пушкин Тоже простой пункт. Мне кажется, всем в школе рассказывали про Пушкин в войну и о том, как его восстанавливали. Лишь два голоса высказали мнение, что он не был захвачен. Колпино Дальше пошли пункты сложнее. Колпино не был захвачен, хотя он и находился довольно далеко от Ленинграда - не то, что сейчас от разросшегося Петербурга. Всего 12 из 28 человек считают, что Колпино не было захвачено. Не густо.

Блокада Ленинграда.

Карта блокады ленинграда 1941 Во время блокады немецкие войска по плану должны были обстреливать и бомбить город до тех пор, пока все объекты, необходимые для жизнедеятельности населения, не будут уничтожены.
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | История и техника | «Мир танков» Мемориальный комплекс «Линия обороны».
Карта блокады ленинграда 1941 карта прорыва блокады Ленинграда в 1943 году, карта южной части блокадного кольца, отвоеванная территория, операция Искра, коридор смерти, железная дорога Победы, карта боевых действий.

Блокада Ленинграда

Блокада Ленинграда: карта-схема. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище.

День снятия блокады города Ленинграда

Другие считают, что всему виной Зимняя война — финны таким образом мстили за поражение в недавнем конфликте. Третья сторона отталкивается от событий конца июня 1941 года, когда была произведена бомбардировка Финляндии. Однако Москва, в отличие от Лондона, этому не поверила. В конце июня финские города подверглись бомбардировке.

Финляндия объявила СССР войну. Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные бомбёжками. Wikimedia Commons Перед началом конфликта с финнами у советской стороны был план.

Ещё в середине июня к границе были подтянуты 1-й и 10-й механизированные корпуса Ленинградского военного округа. А когда война началась, они даже попытались войти на территорию Финляндии. Однако события разворачивались с такой скоростью, что дальнейшего развития атака не получила.

А сами финны атаковали советскую территорию 29 июня. Полноценное масштабное наступление в направлении Ленинграда произошло уже в конце июля. Примерно через месяц противник перешёл старую советско-финскую границу на Карельском перешейке, затем продвинулся на пару десятков километров и остановился.

Есть версия, что Карл Маннергейм , верховный главнокомандующий финскими войсками, целенаправленно отказывался от идеи продвижения к Ленинграду по своим личным соображениям, поэтому он совершил удачный манёвр, установив контроль над частью Кировской железной дороги, Беломоро-Балтийским каналом у Онежского озера, а также Волго-Балтийским путём у реки Свирь. Соответственно, финны отрезали Ленинград от важных маршрутов, по которым в город могли доставляться грузы. Это наступление шло вразрез с желанием немцев.

Ещё в начале сентября в ставку Маннергейма в Миккели прибыл генерал-лейтенант Альфред Йодль, начальник Штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта. Он предложил Маннергейму атаковать Ленинград, но тот отказался и провёл своё успешное наступление. Оборона Ленинграда Спустя пару месяцев после начала войны Гитлер так воодушевился успехами, что всерьёз начал думать о захвате Москвы.

По замыслу, от группы армий «Север» при поддержке финнов на Карельском перешейке требовалось окружить в районе Ленинграда советские войска, отрезав их от Москвы, и до 15 сентября перебросить часть сил на поддержку группе армий «Центр». Группа армий «Север» — оперативно-стратегическое объединение войск Третьего рейха на северном участке Восточного фронта. В октябре 1941 года в неё входили: 16-я, 18-я армии, а также Голубая дивизия.

До 17 января 1942 года группой командовал генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб. Затем его сменил генерал-фельдмаршал Георг фон Кюхлер. Защитники осаждённого Ленинграда.

Wikimedia Commons План фашистов реализовывался стремительно. С севера город блокировали финны, остановившиеся у Карельского перешейка, где завязались бои у укрепрайона с 23-й советской армией. И с 8 сентября Ленинград был заблокирован.

Ориентировочно немцы взяли в кольцо около 5000 кв. Внутри же оказался почти весь Балтийский флот, а также большая часть войск Ленинградского фронта численностью свыше полумиллиона человек. Помимо военных заблокированным оказалось и мирное население — около трёх миллионов гражданских.

Ленинград оказался в полной блокаде, железнодорожными, автомобильными или речными путями воспользоваться было невозможно. Сообщение с городом осуществлялось по воздуху и Ладожскому озеру. Немцы продолжили развивать успех.

Фашисты остановились лишь в нескольких километрах от Ленинграда, по сути оккупировав его пригороды. Линия фронта находилась лишь в 16 км от Зимнего дворца. Ещё ближе к противнику располагался Кировский завод, который продолжал работу, несмотря на нависшую опасность.

В двадцатых числах сентября немцы разбомбили корабли и инфраструктуру Кронштадтской военно-морской базы. Тогда же серьёзные повреждения получил линкор «Марат», на котором погибли несколько сотен человек. Попытались фашисты и провести разведку боем, отправив на штурм Ленинграда внушительные силы, которые поддерживал 41-й танковый корпус.

Город атаковали 11 дивизий, но какого-либо внушительного результата добиться не удалось. Больше немцы на штурм не решались, предпочитая держать город в полной блокаде. Однако красноармейцы не сидели за стенами, ожидая какого-то чуда.

Едва ли не каждый день были вылазки и атаки противника. Мощную поддержку оказывал Кировский завод, который выпускал по несколько танков КВ ежедневно. Но прорвать блокаду не удалось даже Жукову.

После чего вылазки ленинградцев носили скорее психологический характер. Советские бойцы демонстрировали фашистам силу и нежелание сдаваться. Особенно сильный перевес был в живой силе и самолётах.

Немецкая группа армий «Север» грамотно воспользовалась своим преимуществом. Уже во второй половине августа был захвачен Новгород. Затем фашисты перерезали шоссе и железную дорогу Москва — Ленинград.

После установления блокады советские войска пытались разорвать кольцо, но попытки не увенчались успехом. К концу сентября фронт у Ленинграда стабилизировался. Стороны подготовились к затяжному противостоянию.

Ленинградская оборонительная операция Операция началась ещё 10 июля, когда немецкие войска перешли в наступление. А завершилась она 30 сентября 1941 года стабилизацией фронта. Ленинградская оборонительная операция стала логическим продолжением Прибалтийской стратегической оборонительной операции.

На первом этапе перевес сил был на стороне противника. Советскому командованию пришлось выстраивать оборону, исходя из имевшихся скудных ресурсов. А их было недостаточно, чтобы остановить врага, выстроив сплошную линию фронта для стабилизации положения.

Территории в несколько сотен километров от Балтийского моря до Чудского озера, а также побережья и острова Моонзундского архипелага защищало всего лишь шесть стрелковых дивизий и одна стрелковая бригада. К тому же, на тот момент они были сильно потрёпаны ожесточёнными боями в Латвии и Эстонии. Требовалось восстановление численности живой силы, но подкрепление взять было негде.

Критическая ситуация сложилась и на других участках фронта. Особенно, южнее и юго-восточнее Чудского озера. По направлению к Луге, Шимску и Старой Руссы отступали соединения 11-й армии.

Туда же прорвались и немецкие войска, которые шли по пятам соединения 27-й армии, которая отходила на рубеж обороны Старая Русса — Холм.

Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек.

За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Сводка Совинформбюро, посвященная прорыву блокады Ленинграда Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам.

В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область.

Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма.

Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью».

За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров. Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь.

На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги. И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады. Специально созданные подразделения ПВО за год в районе железной дороги сбили 102 немецких самолета. А контрбатарейный огонь советских артиллеристов вынуждал фашистов расстаться с мыслью о том, чтобы полностью остановить железную дорогу в Ленинград. Под обстрелом В тени Дороги Жизни С февраля 1943 года до 27 января 1944 года, когда была полностью снята блокада Ленинграда, по Дороге Победы и наведенным через Неву мостам прошло 4729 поездов, а за всё время работы — более 6000 составов.

Временная железная дорога действовала до 10 марта 1944 года, пока не восстановилось обычное ж. А мосты в Шлиссельбурге разобрали уже после войны. Однако в послевоенные годы беспримерный подвиг тех, кто создавал, защищал железную дорогу вдоль берега Ладоги, водил по ней поезда, ежедневно рискуя жизнью, оказался незаслуженно задвинут в тень. Дорога Жизни стала символом стойкости и мужества ленинградцев и защитников города на Неве, но Дорога Победы имеет на это не меньшее право. К счастью, память о ней бережно хранится в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Алексей Затонский Паровоз ЭМ 725-39, перевозивший грузы в осажденный Ленинград по Дороге победы В здании станции Петрокрепость в 1995 году открыт музей «Дорога Победы», посвященный истории строительства и строителям этой дороги, железнодорожникам, работавшим в составе 48-й паровозной колонны особого резерва Наркомата путей сообщения.

К 70-летнему юбилею прибытия первого поезда в музее была проведена масштабная реэкспозиция, обновлено выставочное оборудование, установлено мультимедийное оборудование. Наконец, 18 января 2018 года, в день 75-летия прорыва блокады, в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ состоялась премьера нового кинофильма «Коридор бессмертия», полностью посвященного подвигу Дороги Победы. Главной героиней картины стала ленинградская девушка, работавшая кондуктором поезда на этой дороге.

На момент начала войны он занимал почти треть всего советско-германского фронта. При этом основная часть защитных вооруженных сил концентрировалась вокруг Москвы, а ленинградское направление испытывало недостаток солдат. Стычки с финнами на Карельском перешейке осложняли ситуацию к северу от города. Кроме того, нарастало противоречие между политическими решениями и реальным положением дел на фронте. Несмотря на очень тяжелую оперативную обстановку на Карельском перешейке, 23 армии запрещали отход. В итоге финны прижали наши силы к Ладоге. Затем случилась Выборгская катастрофа, в которой множество советских солдат буквально попали в мышеловку. Эта потеря сильно сказалась на дальнейшем ходе истории. По мнению Вячеслава Мосунова, при правильном командовании Выборгская группировка могла бы спасти Ленинград от блокады. Но думать об этом нужно было еще в июле 1941 года, при подготовке к обороне. Однако личные амбиции Финляндии впоследствии несколько облегчили положение Ленинграда. Они принимали участие в блокаде с северной стороны, но не хотели идти дальше и поддерживать немцев. Интересно, что последние их выпады перед отказом от войны с СССР были сделаны уже тогда, когда Гитлер буквально погрозил им пальчиком», — объясняет историк. Критической точкой для судьбы Северной столицы стало падение Прибалтийского военного округа в первые же месяцы войны. С севера уже велись бои с финнами, а с юга пришлось экстренно вводить в дело промежуточную линию обороны — Лужский рубеж и Красногвардейский укрепрайон. Центральное руководство страны попыталось создать общее командование северо-западного направления, но координация сил все равно страдала.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий