Даже после смерти Крупскую, которая некогда противостояла Сталину и заступалась за репрессированных соратников Ленина, не оставили в покое. В чём была историческая роль Надежды Крупской: почему боевую соратницу и жену Владимира Ленина опасался даже Иосиф Сталин и что Крупская оставила Стране Советов. На фото: восьмилетняя Надя Крупская / РИА Новости.
Жандармы — в дом, революционеры — в окно: где и как жил Ленин в Уфе во время ссылки
Считается, что в политическом мире нет места чувствам. Но ничто человеческое не чуждо и властителям. Леонид Млечин пытается понять, какие страсти и эмоции управляют теми, кто управляет нами. В 1896 году Крупская попала в тюрьму, а Ленин в то время уже отбывал наказание. 34. Свидетелями на венчании Ленина и Крупской стали крестьяне поселка Шушенское, где пара отбывала ссылку. Репродукция картины художника Н. А. Сысоева "В. И. Ленин и Н. К. Крупская на открытии электростанции в Кашино".
Фото Ленина и Крупской в цвете показали их реальные лица
Владимир Ильич Ленин и его супруга Надежда Константиновна Крупская были без преувеличений знаковыми личностями 20 столетия. В.И. Ленин и Н.К. Крупская вернулись из эмиграции в Россию 3 (16) апреля 1917 г. (Владимир Ильич Ленин. Впоследствии Крупская смогла присоединиться Ленину благодаря официальной регистрации брака, точнее венчанию. Их называли друзьями и соратниками. Но в их сердцах, охваченных пламенем революции, оставалось место и для любвиПодпишись на канал «Комсомольской Правды»: ht.
Годовщина свадьбы Ленина и Крупской
В знак любви и согласия супруги обменялись медными кольцами, переплавленными из пятака. Венчаться Ленин и Крупская не хотели — они были за свободную революционную любовь. Но на церковном браке настояла полиция: иначе бы Крупскую в Шушенском не оставили.
Однако по просьбе Крупской ее отправили отбывать приговор в село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии, где уже отбывал наказание Владимир Ульянов. В июле 1898 г. Для Надежды Крупской этот брак стал фактически вторым, ранее она состояла в гражданском браке с Борисом Германом, ставшим позднее одним из лидеров эсеров-максималистов. При заключении брака взяла фамилию мужа - Ульянова, но при этом публично всегда выступала под своей девичьей фамилией.
С 1898 г. С 1918 г. В 1901-1905 гг. С мая 1905 г. В 1905-1906 гг. В 1907-1917 гг.
Преподавала в партийной школе в Лонжюмо под Парижем 1911 , была секретарем Ленина. В 1914 г. В годы Первой мировой войны разделяла позицию Ленина о необходимости военного поражения России, участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций в них участвовали социалисты — сторонники военного поражения своих стран. В апреле 1917 г. Немецкие власти обеспечили их проезд из Швейцарии через свою территорию в специальном запломбированном вагоне.
Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса.
После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке.
Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное.
Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее.
Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства.
Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации.
Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети. Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни.
Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других. На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль. А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы. Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни.
Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма».
Вскоре после замужества в 1898 г. Крупская перенесла тяжёлое женское заболевание, это отголоски пребывания в тюремном заключении, с октября 1896 г.
О.В. Шалева. Ленин и Крупская: время испытаний
Ленин же в конечном счёте остался с женой – как предполагает историк Леонид Млечин, «любовь он счёл делом преходящим, менее значимым, чем прочные дружеские отношения с Крупской». По этому поводу Крупская писала, что Ленин никогда не затрагивал вопросы чистки фондов. 34. Свидетелями на венчании Ленина и Крупской стали крестьяне поселка Шушенское, где пара отбывала ссылку. Надежда Константиновна Крупская несколько раз порывалась уехать, но Ленин ее удерживал. Напрашивается вывод, что брак Ленина и Крупской – был скорее союз товарищей по борьбе. Во времена, когда в доме жили Ленин и Крупская, на первом этаже оставалась его хозяйка — Прасковья Чоглокова.
Вторая половина первого. Была ли Крупская «довеском» к фигуре Ленина?
Она также основатель крупнейших библиотек, в том числе педагогической, московской исторической библиотеки. Создание большого количества районных и региональных библиотек по всей стране — ее непосредственная заслуга. Крупская отдельно занималась вопросами библиотечного дела, его структурированием, которое, по сути дела, существует до сих пор. Сюда же относятся и музеи — начиная от лермонтовского и заканчивая музеями Белинского и Чернышевского. Все это ее работа. Вы только вдумайтесь: она отредактировала 800 учебников лично, с ручкой в руках, по самым разным вопросам — от истории, педагогики до биологии и физики.
Это человек, который отредактировал 700 школьных программ. Все свои статьи она писала сама. В этот период вышло огромное их количество. Полный сборник ее трудов, посвященных библиотечному делу, — это шесть полноценных томов. Полный сборник ее педагогических произведений — 11 томов.
И это не считая четырехтомника воспоминаний о Ленине. Кто сегодня готов переработать такой объем информации? К сожалению, в массовом сознании Надежда Константиновна осталась исключительно супругой Ленина. Но ведь она после смерти Владимира Ильича прожила целых 15 лет! И за эти годы она, учитывая ее работоспособность, совершила очень много для страны.
Кстати, это тоже пример, который было бы неплохо перенять молодежи. Крупская выстроила систему современного образования. Она стояла у истоков пионерского движения, вела большую работу в комсомольском движении. Мы же сейчас задумываемся о том, что весь этот опыт необходимо перенимать — сегодня возникают такие движения, как Российское движение школьников РДШ и Юнармия. Очень важно, на каких принципах будут построены эти организации.
Юнармия, если верить публикациям в СМИ, будет учить, как людей на улицах разгонять. Или же она все-таки будет учить, как Родину защищать? Что должно лечь в основу этих организаций? Скаутское движение, где важен значок и выслуга перед начальством? Или же идея великой нации, которая должна развивать свою страну?
Скаутское движение выстраивает индивидуалистический подход — люди как волки. Оно воспитывает человека, который будет всех распихивать локтями и лезть наверх. Пионерия же создавала людей, которые умеют сообща решать большие проблемы, людей, в которых развит коллективизм, общность идей и подходов. На наших просторах индивидуалисты не выживут — испокон веков в нашей крови были коллективистские подходы. И Крупская это понимала.
Или я не прав? Люди в 90-е годы выжили именно благодаря тому, что внутри нас продолжал жить коллективизм. Вы себе можете представить сегодня обстоятельства, при которых люди продолжали бы ходить на работу, когда им месяцами и годами не платили заработную плату? В 80-е годы у нас начались первые проблемы, когда воспитательная функция стала формой без содержания. Это и была одна из причин краха Советского Союза.
Форма стала превалировать над содержанием, с чем и боролась в свои годы Крупская. Второй важный момент — мы все, вместе с президентом, осуждаем 90-е годы за их бесчеловечность.
Правда, там чуть было все не испортил местный полицмейстер. Тамошний «анискин» узнал, что пара ссыльных живет вместе не венчано, и поставил условие — или идете в церковь, или жить вместе не будете.
Вот так глубоко убежденные атеисты Ленина и Крупская были вынуждены пройти обряд венчания. Очевидцы тех лет утверждают, что их брак на самом деле был настоящим. Как союз мужчины и женщины, а не только собрание революционеров. Единственное, что огорчало, Крупская не могла родить.
Тюрьмы, ссылки, допросы… Надежда Константиновна сгубила свое здоровье ради революции и лишила себя счастья стать матерью. Позднее и без того не очень симпатичная, она перенесла так называемую базедову болезнь. Именно такой, с выпученными глазами и зобом, она и изображена на большинстве фотографий тех лет. Но что еще хуже, пошли слухи о том, что Владимир Ильич крутит шашни с красивой коммунисткой Инессой Арманд.
Они были знакомы, в общем-то, давно. Но роман возник лишь спустя много лет. Хотя ряд историков не склонен утверждать категорично по поводу того, что у Ленина и Арманд были любовные отношения.
А стабильная власть - это успешно развивающая страна. Я голосую за сильную, перспективную Россию. Правильной дорогой идем, товарищи!
Ленин внес в нее добавления и исправления, отредактировал ее. Таким образом, эта работа Надежды Константиновны является единственным описанием жизни и деятельности В. Ленина, им самим.
Крупская не только свидетель, но и непосредственный участник событий, которые она описывает, и потому ее работы являются одним из самых достоверных источников сведений о жизни и деятельности В. Ее «Воспоминания о Ленине», выпущенные Политиздатом в 1908 и 1972 годах, дают яркую картину жизни и деятельности Владимира Ильича, показывают с необычайной простотой и правдивостью образ великого вождя и человека. В Политиздате уже трижды выходил сборник статей и выступлений Н. Крупской «О Ленине» в 1960, 1965 и 1971 годах. Его целью было ознакомление широкого круга читателей с избранными работами Н. Крупской, посвященными Владимиру Ильичу.
Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин
В 1934 году арестован, исключён из партии и вскоре осуждён на десять лет тюрьмы по делу «Московского центра». В 1936 году приговорён к высшей мере наказания по делу Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра. Сын Г. В 1934 году после убийства С. Кирова арестован в рамках дел «Кировского потока» и осуждён на 2 года ссылки. В 1936 году за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» приговорён к 5 годам лишения свободы. Наказание отбывал в Воркуте. Расстрелян в 1942 году в Саратове. В 1927 году за выступление против курса партии на коллективизацию исключается из членов ВКП б. В 1930-м восстановлен в партии.
В 1936 году вновь исключён из ВКП б и арестован. В качестве одного из главных обвиняемых проходил по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра». Приговорён к 10 годам тюрьмы и отправлен в Верхнеуральский политизолятор, где был убит 19 мая 1939 года по указанию Лаврентия Берии. В 1938 году арестован за «участие в контрреволюционной террористической организации». Приговорён к высшей мере накзания и в тот же день расстрелян. В 1936 году арестован по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра» и исключён из партии.
На возведение Мавзолея строителям хватило трех дней. Первый памятник Ленину 22 января открыли рабочие Глуховской мануфактуры. Они собирались установить скульптуру вождя, но пришло известия о смерти Ленина — и получился скромный, но памятник. Первый в мире. Он так и стоит в городе Ногинске… Скромный, даже курьезный, но зато первый. Еще одним способом мобилизации после смерти вождя стал так называемый ленинский призыв в ряды большевиков. За два месяца было подано свыше 350 тыс. Правда, приняли далеко не всех. И все-таки партия стала ощутимо массовей. Там и установили гроб с набальзамированным телом Ленина. Кто и почему сегодня приходит в Мавзолей Отсутствие Льва Троцкого на прощании с Лениным стало роковым для карьеры бывшего наркомвоенмора. Зато Сталину удалось отличиться. Там, в Большом театре, Сталин произнес свою знаменитую клятву, обращенную к умершему вождю. Тогдашний посол Латвии в Москве Карлис Озолс, не слывший горячим поклонником Сталина, вспоминал: «Когда после смерти Ленина в 1924 году Сталин на съезде Советов в Большом театре произнес траурную речь-клятву, я его услышал впервые. Эта клятва произвела на меня чрезвычайно сильное впечатление. Затем он поднимает правую руку и продолжает: «Клянемся тебе, товарищ Ленин, мы с честью выполним твою заповедь… Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам хранить единство партии как зеницу ока». Рука поднимается: «Клянемся тебе, товарищ Ленин, мы с честью выполним и эту твою заповедь». Много лет спустя слова этой клятвы положил на музыку Сергей Прокофьев. Тут сама ситуация помогала режиссуре. Но и стиль Сталина — как-никак, выученика Горийской семинарии — как нельзя лучше соответствовал патетике прощания с вождем революции. Впрочем, не меньшее впечатление на собравшихся произвела и речь признанного оратора Зиновьева. А потом были похороны. Ленина в Мавзолее именно хоронили. Разве что его не пришлось закапывать, и могильщики не потребовались. По воспоминаниям современников, это был самый холодный день той зимы. То, что и в столь суровую погоду десятки тысяч людей вышли на улицу, чтобы попрощаться с председателем Совнаркома, производило сильное впечатление. Звучали траурные речи, били орудия… Первый временный деревянный Мавзолей был возведен ко дню похорон Владимира Ильича Ленина 27 января 1924 по проекту академика А. Первый Мавзолей простоял до весны 1924 года. Два часа оставалось до похоронной минуты. Приближались, становились новые. Росла толпа… Близился час… Вот три… три с половиной… без четверти четыре… без десяти… пяти… двух… одной минуты… И вдруг заплакали в воздухе жалобные сирены, густо завыли заводские гудки. Стало жутко. Кто-то возле зарыдал, забился в истерике. Его подхватили и понесли в санитарный автомобиль», — вспоминал Дмитрий Фурманов. Так формировался советский ритуал государственных похорон: с душераздирающими заводскими гудками, с траурным орудийным залпом, с митингом на Красной площади. Весной его сменили на более капитальную постройку. А нынешний — гранитный — появился в октябре 1930 года. В стране сформировался культ Ленина, а Мавзолей стал святыней советского государства.
В 1936 году приговорён к высшей мере наказания по делу Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра. Сын Г. В 1934 году после убийства С. Кирова арестован в рамках дел «Кировского потока» и осуждён на 2 года ссылки. В 1936 году за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» приговорён к 5 годам лишения свободы. Наказание отбывал в Воркуте. Расстрелян в 1942 году в Саратове. В 1927 году за выступление против курса партии на коллективизацию исключается из членов ВКП б. В 1930-м восстановлен в партии. В 1936 году вновь исключён из ВКП б и арестован. В качестве одного из главных обвиняемых проходил по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра». Приговорён к 10 годам тюрьмы и отправлен в Верхнеуральский политизолятор, где был убит 19 мая 1939 года по указанию Лаврентия Берии. В 1938 году арестован за «участие в контрреволюционной террористической организации». Приговорён к высшей мере накзания и в тот же день расстрелян. В 1936 году арестован по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра» и исключён из партии. На открытом судебном процессе был вынужден оговорить себя, и был приговорён к 10 годам тюрьмы.
На Крупской — белая блузка, которые она предпочитала в жизни. На другом фото вождь мирового пролетариата держит кошку на руках. На еще одном цветном фото — Ленин с сестрой Марией Ульяновой, на которой светло-голубая юбка. Ранее Topnews писал , что криминалист из Самары потребовал у властей 24 млн за опознание трупа Ленина и возвращение его в США.
Жена и соратник. Кого любил и боялся потерять Владимир Ленин
Надежда Крупская и делегатки XIII съезда РКП(б) у гроба Ленина. Татьяна Горшунова (1954 г.р.). Свадьба и ой 22 (10) июля 1898 года в селе Шушенское состоялось церковное венчание двух ссыльных – «рабов Божьих Владимира и Надежды». Во времена, когда в доме жили Ленин и Крупская, на первом этаже оставалась его хозяйка — Прасковья Чоглокова. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Основной причиной смерти Ленина явился жесточайший атеросклероз, практически разрушивший сосуды головного мозга. «Царский ленд-лиз» или у кого империя покупала. В.И. Ленин и Н.К. Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой в Горках.