Как культура безопасности влияет на финансовое состояние компании. Как культура безопасности влияет на финансовое состояние компании.
Как развивается культура безопасности на предприятиях: взгляд ГИТ и сотен специалистов по ОТ
Форум «Культура безопасности» завершился ещё одним круглым столом, во время которого участники обменялись мнениями и получили рекомендации по повышению культуры безопасности на своих предприятиях. «Культура безопасности организации есть результат индивидуальных и групповых ценностей, восприятий, способностей и моделей поведения, которые определяются обязательствами, стилем и способностями менеджмента по здоровью и безопасности в организации. Главная» Новости» Как вам кажется кто в компании является носителями культуры безопасности.
ЭКСПЕРТЫ ОБСУДИЛИ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РАМКАХ ВНОТ-2022
Запуск на предприятиях инструментов проективной культуры безопасности всегда вызывает волну обсуждения у сотрудников предприятий, и не всегда внедрение этих инструментов заканчивается успехом. Второй аспект — влияние корпоративной культуры на отношение к вопросам безопасности. Как руководители и сотрудники влияют на культуру безопасности в компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес. Цели и задачи внедрения культуры безопасности заложены в самой сути культуры безопасности — добиться снижения происшествий, аварий, травматизма до нуля. Отражены цели процесса внедрения культуры безопасности на предприятиях, в числе которых: обеспечение здоровой, системной работы сотрудников; обеспечение непрерывности производственных процессов; организация непрерывных информационных потоков. Формирование культуры осознанной безопасности ведется в рамках внедрения собственной Производственной системы – концепции управления на принципах бережливого производства и непрерывного совершенствования.
Как начать внедрять культуру безопасности на рабочем месте
Цели и задачи внедрения культуры безопасности заложены в самой сути культуры безопасности — добиться снижения происшествий, аварий, травматизма до нуля. повышение безопасности, гигиены труда и общих условий работы в компаниях. Минимизировать риски случайных и намеренных утечек можно, если HR-отдел совместно со службой безопасности и IT-командой будут формировать культуру работы с корпоративной информацией. Формирование культуры осознанной безопасности ведется в рамках внедрения собственной Производственной системы – концепции управления на принципах бережливого производства и непрерывного совершенствования. Что такое пирамида происшествий, как поэтапно развивать в отрасли культуру доверия в вопросах безопасности и чем диалог о безопасности отличается от инспекции, рассказывает Алексей Прудников, руководитель проектов Центра развития культуры безопасности АНО. Невозможно улучшать безопасность на предприятии с низкой производственной культурой в целом.
БМЗ стал лучшим предприятием в Брянске по охране труда
Тем не менее нередко оказывается, что культура безопасности, выстроенная в компании, в своей основе противоречит внедряемым инициативам. Компания MSB Events хотела бы поделиться результатами традиционной ежегодной встречи профессионалов безопасности, которая прошла в марте в Москве. В этой статье расскажу, как компаниям взращивать культуру безопасности и чему обучать сотрудников. Культура пищевой безопасности – это общие ценности, убеждения и нормы, влияющие на мышление и поведение людей в отношении безопасности пищевых продуктов во всех подразделениях организации. Изменения в общей культуре безопасности компании, похоже, требуют личной веры и ответственности со стороны высшего руководства, а не одной лишь логики.
Культура безопасности
Закоренелые производственники частенько задают вопрос, является ли культура безопасности труда лишь новым словосочетанием для обозначения старых понятий или оно несет в себе новое содержание, которое может улучшить наше понимание того, как должна функционировать охрана труда на предприятии? Ответ состоит в том, что это новое содержание связано не столько с формализмом СУОТ и СУПБ, сколько с внутренним отношением к этим проблемам со стороны и простых работников и топ-менеджеров. Есть такое выражение, мастерство не пропьешь… Так вот, культура безопасности в чем-то похожа на мастерство, дополняет его, входит в него… Она — внутреннее богатство человека, его неотъемлемая часть… Хотя концепция культуры безопасности труда не является на сегодняшний день в России четко сформулированной и рассматривает широкий спектр различных явлений в обеспечении безопасности, она, несомненно, затрагивает самое существенное в обеспечении безопасности — человеческий фактор. Вот почему внедрение и поддержание культуры безопасности — наилучший метод управления человеческим фактором, поведением персонала. А все остальные моменты обеспечение безопасности производства этот внутренне мотивированный и компетентно подготовленный персонал выполнит сам, в том числе по собственной инициативе, это и есть успех! Мы неоднократно писали, что изменение технологии, средства коллективной защиты, организация выполнения работ, средства индивидуальной защиты, профилактические прививки и медикаменты, умение работать безопасно, все это останется мертвым грузом без стимулирования персонала на безопасный труд.
Другого нет!!! И сразу становится ясным ответ на другой распространенный вопрос: Является ли культура безопасности одним из факторов обеспечения эффективности в сфере охраны труда и если является, то, что будет наиболее успешным для достижения желаемого результата? Конечно, является, если рассматривать культуру безопасности не с позиции «цветочки и лампочки», а с позиции «делай, как сказано». И успех связан с мотивацией и компетентностью, умением! С нашей точки зрения, культура охраны труда включает в себя систему практических процедур и поведенческих шаблонов, которые не только разделяются работниками, но и выступают в качестве первоисточника мотивированной и координированной деятельности в сфере охраны труда.
Высшее руководство является ключевым звеном в обеспечении «культуры безопасности» всей системы управления производством, и именно принципы и действия представителей высшего менеджмента сильно влияют на становление корпоративной культуры безопасности труда. Анализ показывает, что там, где руководители высшего звена уделяют внимание охране труда и лидерству, это незамедлительно сказывается на качестве работы и безопасности. Более того, основная часть исследований свидетельствует: в компаниях с низкими показателями травматизма, личное участие высшего руководства в охране труда, по меньшей мере, так же существенно, как и деятельность руководства по структурированию системы охраны труда подразделения, предусматривающие использование финансовых и профессиональных ресурсов, создание политики и программ охраны труда и т. Активное вовлечение руководителей высшего звена воздействует как мотивирующая сила на остальные уровни управления, стимулируя заинтересованность менеджеров, и одновременно служит демонстрацией заботы администрации о благополучии рабочих. Результаты многочисленных исследований показывают, что заинтересованное участие руководителей высшего звена в проверках качества охраны труда на рабочих местах и встречи с рабочими, умение говорить с ними, снимает огромное количество проблем.
Вот почему для эффективной организации работ по охране труда в организации необходима однозначно выраженная решимость высшего руководства организации в отношении повышения культуры охраны труда и создания современной системы управления охраной труда при сотрудничестве, по возможности, с командой профессионалов консультантов на всех этапах организации работ по охране труда в организации. Иными словами, культура безопасности должна быть комбинацией лидерства и поддержки со стороны руководителей высшего звена, участия в деле линейных менеджеров и вовлечения исполнителей в неприменное соблюдение мер безопасности. Применительно к одному «производственному участку» внедрение «культуры» предполает: Обучение и воспитание руководителей исключение нарушений технологии по незнанию, научение лидерству в охране труда, научению методам инструктирования и обучения рабочих, способам безопасного ведения работ, общим принципам безопасного производства и безопасного труда. Обучение и воспитание рабочих исключение нарушений технологии по незнанию, исключение нарушений безопасных приемов труда, технологических регламентов, карт рабочих операций, вовлечение рабочих в процесс управления охраной их труда. Внедрение реальных, а не формальных, действительно работающих технологических инструкций и карт.
Изменение системы оплаты труда дифференциация в зависимости от соблюдения технологической дисциплины и правил безопасности Разработка и внедрение процедур контроля качества технологических процессов, включая автоматизированные системы мониторинга. Исключение сознательных нарушений рабочими технологической дисциплины и правил безопасности Но это только ядро «культуры безопасности». При этом культуру производства, а особенно культуру безопасности в одночасье изменить достаточно сложно. Она складывается из множества факторов. Наиболее значимым фактором, ухудшающим качество и эффективность труда является предыдущий опыт работника.
Очень сложно переучить человека, привыкшего делать все «кое-как», а требования безопасности по сути - игнорировать. Культуру производства надо внедрять, как новую технологию производственной жизни. Помнить о прекрасной фразе, «каков поп, таков и приход». Это о руководителях. В реальности очень много зависит от уровня подготовки нижнего эшелона управленческого аппарата - мастеров, бригадиров.
Они определяют культуру реального производства и ее контролируют. Если они заинтересованы в результате, то и проблем станет намного меньше. Культура производства начинается с безопасного нормального обустройства рабочих мест. Например, в строительстве, одном из сложнейших по организации безопасного выполнения работ, сегменте производственной деятельности это нормальные леса, нормальные лестницы, нормальный инструмент. И всегда и всюду, это нормальные взаимоотношения всего линейного персонала.
И отвечать за налаживание этих отношений должен прежде всего тот, у кого есть реальная власть — начальник участка, цеха. При этом нужно вводить не систему штрафов, а систему поощрений за культуру производства, возрождать традиции «соцсоревнований», конкурсы «лучший специалист» и т.
Это информационно-справочный документ, который содержит информацию о личных данных владельца, отдельных требованиях охраны труда, включая информацию о жизненно важных правилах по охране труда, требованиях о допуске работников и организации работ в филиале, действиях в чрезвычайных ситуациях, а также раздел для регистрации благодарностей за безопасный труд и нарушений жизненно важных правил.
Паспорт безопасности выдается всем работникам филиала и подрядных организаций. Находясь на территории предприятия, работники должны иметь паспорт при себе. Паспорт безопасности внедрен для повышения личной ответственности и мотивации работников по охране труда, развития осведомленности работников, информирования работников о действиях в чрезвычайной ситуации.
В 2022 году документ будет внедрен во всех филиалах компании. Еще одна важная инициатива: на всех станциях Юнипро проведены психологические исследования по охране труда. До начала внедрения материалов по охране труда лозунги, информационные стенды и другие визуальные материалы в компании проводятся проективное и фокус-групповое исследования в области охраны труда с привлечением специализированной организации.
Цель исследования — повышение эффективности материалов по охране труда, направленных на развитие у сотрудников модели поведения и устойчивой привычки выполнения правил охраны труда, снижению рисков, стремлению к осторожности и безопасности. На основании исследований разрабатываются рекомендации по повышению эффективности визуальных материалов по охране труда. Рекомендации учитываются при разработке дизайна материалов по охране труда.
Выше я уже говорил о лидерстве по охране труда. Во всех филиалах компании проводится соответствующий курс, направленный на развитие лидерства и практических навыков эффективного управления по охране труда, формирование личного плана лидера по охране труда. Лидерство по охране труда — это целеустремленность, настойчивость и способность в нужный момент взять на себя ответственность.
Лидер на личном примере демонстрирует приверженность безопасности, оценивает риски и, главное, выстраивает диалог с сотрудниками. Практически любой человек при определенном уровне самоотдачи и старания может развить в себе лидерские качества. По результатам курса линейные руководители сами определяют качества, характеризующие лидера по охране труда, и свои дальнейшие повседневные действия, направленные на демонстрацию своего личного лидерства по охране труда.
Не уступаем загранице — Юнипро — международный концерн с филиалами во многих странах.
Я, конечно, могу выжать из людей все, а могу удержать людей на ближайшие 5-10 лет. В этом заключается стратегическая задача. Эта философия должна пронизывать всю систему управления и менеджмента». Культура — это не стандарты Как начать внедрять культуру безопасности? Есть ли конкретные инструменты, приемы и практики.
Что эффективнее нормативы или культура? Контроль или внутренние установки человека? В первую очередь, это отношение к людям,- делится опытом технический директор компании «3M» Россия Сергей Дмитрук. Это когда руководитель компании своим собственным примером демонстрирует культуру безопасности во всем». Сергей Дмитрук рассказал об опыте компании в подборе для работников СИЗ органов дыхания. Так, каждому сотруднику 3М подбирают СИЗ индивидуально, примеряют на хорошее прилегание и только после того, как сотрудник будет уверен, что именно в этом респираторе или маске он чувствует себя хорошо и комфортно, он получает этот СИЗ.
Мало, кто из российских компаний позволяет себе такой индивидуальный подход. Но в компании 3М уверены, что это и есть часть культуры безопасности, в основе которой забота о людях. Также в компании стараются применить всевозможные наглядные инструменты, позволяющие увидеть уровень опасности. Так, к примеру, на рабочих местах установлены счетчики пыли, которые дают возможность работнику увидеть, в какой среде он работает, какой процент частиц может попасть в его легкие, если он не будет использовать СИЗ. И тогда человек готов менять свое поведение. Рабочий тоже человек, или Каждый должен нести ответственность Эксперты сходятся во мнении, что в основе внедрения культуры безопасности — система ответственного менеджмента, которая строится на принципах персональной ответственности.
Я бы стремился уменьшить уровни менеджмента внутри компании. Опыт подсказывает, что во многих российских компаниях существует слишком много уровней управления и слишком много контролирующих людей. Поэтому происходит аутсорсинг процесса ответственности. Важно воспитывать в людях их персональную ответственность». Штефан Хенш привел примеры японских компаний, где в последние 40 лет произошли кардинальные изменения в сфере передачи полномочий и повышении личной ответственности рабочего.
Но что если это скоординированная атака на McAfee? Вдруг хакеры нацелились на добычу покрупнее и отвлекли наше внимание этой «пожарной тревогой», чтобы параллельно проникнуть в систему компании? Руководитель диджитал-команды тут же уверила меня, что наш директор по информационной безопасности уже все проверил и подтвердил: все системы в порядке. На миг я испытала облегчение, но тут же осознала, что нужно сделать еще один звонок. Генеральный директор должен быть в курсе происходящего.
И лучше бы мне сообщить ему новости лично. Итак, я набрала его номер, собираясь испортить и ему пасхальное воскресенье. Он взял трубку почти мгновенно. Взломана страница компании на сайте социальной сети. Я объяснила ему, что случилось. Первым проблему обнаружил Гэвин, наш SMM-специалист. Он был дома и занимался тем же, чем и многие фанаты социальных сетей на выходных, — сидел в сети. Около пяти часов вечера он увидел, что статус на странице компании поменялся на произвольный набор букв. Гэвин предположил, что сообщение случайно написал кто-то из его команды, — и удалил пост. Затем он связался с сотрудниками, чтобы выяснить, чьих это рук дело.
Об обновлении никто ничего не знал. Вскоре появился новый бессмысленный пост. И теперь он был неслучайным. Гэвин залогинился в социальной сети и перешел в настройки аккаунта. Имена всех людей, имеющих доступ к управлению страницей, были ему знакомы. Но чтобы перестраховаться, он начал закрывать доступ другим администраторам из списка. Пока он делал это, страница в браузере обновилась — и его «выкинуло» из аккаунта. Теперь сомнений в злонамеренности действий не осталось. За секунду Гэвин сообразил, что удаление поста сообщило хакеру: в McAfee знают о взломе. Началась классическая гонка из криминальных фильмов о технологиях: пальцы летали по клавиатуре, появлялись и скрывались значки программ, всплывали сообщения — все в лучших традициях Голливуда.
Гэвин и злоумышленник на всех парах в режиме онлайн неслись к одной цели. Даже отсутствие напряженного саундтрека не снижало накала страстей. Гэвин рассказал: «Я старался удалить всех остальных администраторов, и хакер делал то же самое. Он сработал быстрее». Прежде чем закончить разговор с генеральным директором, мне пришлось поделиться с ним еще одной неутешительной новостью. Это вовсе не птица. Это… кхм… это части тела. Распространенная вещь в хакерском сообществе — «украшать» взломанные сайты непристойными рисунками, чтобы пометить тех, кто был, как говорят на сленге, «унижен», кого «хакнули». Хакер уже знал, что мы заблокированы и ситуация под его контролем; он повесил пошлую картинку вместо нашего нового логотипа просто так, на всякий случай. Моя команда максимально вовлекла службу поддержки социальной сети в решение проблемы.
Но… в праздники все происходит дольше. Поскольку был уже поздний вечер, нас перевели на сотрудников группы, работающей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Создавалось впечатление, что время физически преодолевало океан, разделяющий нас и службу поддержки. Минуты ползли со скоростью улитки. Казалось, ожидание длилось целую вечность. Взломали не наши сервера, и у меня не было возможности подключить команду специалистов из McAfee к решению сторонней проблемы. Мы могли лишь каждые несколько минут связываться со службой поддержки, чтобы снова получать ответ: «Мы работаем над этим». Примерно через полчаса они сообщили, что заблокировали всех администраторов нашей корпоративной страницы, и доступ к ней остался только у них. Это были хорошие новости: по крайней мере, большего вреда нанесено не будет. А что насчет плохих новостей?
Они не могли просто откатить страницу до версии 30-минутной давности. Согласно протоколу, страницу заблокировали, чтобы никто больше не мог изменять ее, а затем должны были последовать процедуры проверки и анализа. В ходе первой они должны были удостовериться, что мы действительно те, за кого себя выдаем, а не хакер, только притворяющийся McAfee какая ирония! Анализ же призван был определить степень взлома — и только затем можно было предпринимать дальнейшие действия. Но как быть с непристойным аватаром? Он все еще висел на нашей корпоративной странице. Хуже того: платформа работала таким образом, что в личных профилях всех сотрудников McAfee в социальной сети вместо логотипа компании также отображалась эта пошлая картинка. И в моем тоже. Когда мы снова связались со службой поддержки, нам сообщили, что «процедуры» еще не закончены. Если следовать их логике, выходило, что единственный шанс откатить страницу — реактивировать, то есть разблокировать аккаунт, но они не сделают этого до тех пор, пока не закончат проверку безопасности.
Как это вообще возможно? С нашей страницей ничего нельзя было сделать до окончания проверки. Мы были в полной их власти. Все, что могли предпринять наши сотрудники, — удалить любое упоминание о McAfee из собственных профилей. Те, кто был в курсе происходящего, так и сделали. Но этого было недостаточно. Я продолжила портить другим пасхальное воскресенье — сообщила о происшествии команде руководителей. Мы позаботились о безопасности серверов компании, но это не означало, что McAfee не будет атакован в других социальных каналах. И, конечно, мы не знали, станут ли следующей мишенью злоумышленников наши руководители — или их профили в соцсетях. Я разослала руководителям письма и сообщения с просьбой немедленно включить в личных профилях всех социальных сетей многофакторную аутентификацию подробнее о ней — чуть позже.
Последовав собственному совету, я начала судорожно укреплять безопасность в личных профилях — пока одна очень популярная социальная сеть не завела меня в тупик. Не знаю, что это было: то ли мое тело полностью перешло в режим мобилизации «бей или беги» когда организм перенаправляет кровоток к основным группам мышц, чтобы скрыться от угрозы или подготовиться к бою — иными словами, уводит подальше от мозга , то ли соцсети стоило сделать настройки безопасности более очевидными. Скорее всего, и то, и другое. Как бы там ни было, я запаниковала и прибегла к отчаянной мере: полностью удалила оттуда личный профиль — и всю его историю. Час ожидания превратился в два, затем в три, а потом и в четыре. Я регулярно звонила генеральному директору с необходимыми, но раздражающими новостями об «униженном и оскорбленном» профиле нашей компании. Диалоги сводились к следующему: — Крис, мы все еще работаем с ними. Они не завершили проверку безопасности. Надеемся, все закончится в течение получаса. Как в том анекдоте про программиста: «намылить, смыть, повторить» — снова и снова, каждые полчаса.
Во время очередного звонка руководитель вытащил козырь из рукава. Я знаю кое-кого из владельцев этой соцсети. Звоню ему. Мы пока продолжим подгонять службу поддержки.
Специалистов по охране труда познакомили с концепцией культуры безопасности «Газпрома»
Актуальность развития культуры безопасности на российских ТЭС | Вот почему, критерии организации культуры безопасности должны соответствовать современным идеям системного управления. |
Как начать внедрять культуру безопасности? | Сегодня широко распространено мнение, что культура безопасности в компании оказывает решающее влияние на показатели соблюдения безопасности в тех или иных условиях. |
Влияние культуры безопасности на производительность труда | Формирование позитивного уровня культуры безопасности является первоочередной задачей управления организации в рамках реализации концепции сохранения человеческих ресурсов. |
Актуальность развития культуры безопасности на российских ТЭС
Можно ли на это повлиять? Исследования показывают, что большая часть причин подобных нарушений обусловлена средой, в которой находятся работники. Подавать "плохой" пример или даже настаивать на нарушении могут коллеги, например, те, чье мнение ценно для конкретного работника по тем или иным причинам. Таким образом, важно работать не только на уровне знаний конкретного сотрудника, а шире - на уровне среды, культуры, в которой он находится. Заботясь о снижении уровня травматизма и роста операционной эффективности, компаниям следует подвести своих сотрудников к тому, чтобы своим поведением они предотвращали даже саму возможность возникновения опасности в работе и окружающем пространстве. С чего начать внедрение культуры безопасного поведения? Наш опыт реализации подхода Manpower Inspirational Safety, применяемого одновременно на всех уровнях организации, показывает, что работу с культурой безопасности важно начинать с лидеров, на которых сотрудники ориентируются в своём поведении.
Джули допустила ошибку, которую совершали многие до нее: проигнорировав правила цифровой гигиены, установила слишком простой пароль. Она использовала один и тот же код для доступа к нескольким учетным записям, включая профиль в этой социальной сети. И поскольку она была авторизованным администратором корпоративной страницы, ее личные учетные данные открывали доступ не только к ее профилю, но и к нашему.
И когда злоумышленники взломали один из ее аккаунтов и продали данные в даркнет, хакеры просто опробовали этот пароль и в других социальных сетях. После этого они нанесли удар по корпоративной странице McAfee через административный доступ Джули. Остальное было детской забавой. Задним умом мы все крепки, и этот случай — не исключение. Итак, уязвимость номер один: Джули использовала один пароль для своего личного и нашего корпоративного аккаунта на платформе соцсети будучи одним из администраторов нашей страницы — тот же, что и для других своих учетных записей. Если бы она вводила уникальные пароли, тогда данные, купленные злоумышленниками в даркнете, были бы бесполезны. Что хуже? Узнав о взломе аккаунта, Джули быстро сменила пароль. Но ей не удалось изменить его в других учетных записях, в том числе в важной для этой истории.
Это ее вина. Уязвимость номер два: мы должны были требовать двухфакторной аутентификации в социальных сетях от всех администраторов. Это означает, что для входа в систему им понадобилось бы ввести не только правильный пароль, но и одноразовый код, отправленный, например, на телефон. Если не ввести код в течение нескольких секунд или минут после попытки входа, вы не попадете в систему. Существует несколько версий этого типа аутентификации, и я, конечно, все упрощаю — но в целом все понятно. Это наша вина. Уязвимость номер три: мы проводили проверку аккаунта недостаточно часто и не поняли вовремя, кому больше не нужен доступ. Джули работала на нас, но мы должны были исключить ее из списка администраторов после окончания проекта. Нас могли взломать и пока она активно сотрудничала с нами, но отсутствие «гигиены» только усугубило ситуацию.
Это точно на нашей совести. Все эти действия могли значительно снизить вероятность взлома. Но, допустим, каким-то невероятным образом достаточно мотивированный, везучий и даровитый хакер смог проникнуть в нашу учетную запись в соцсети. Давайте разберемся, как превентивные меры помогли бы нам после обнаружения взлома. Мы могли разработать процедуру блокировки действий всех администраторов страницы, не позволяющую хакерам узнать, что мы в курсе атаки. Удалением бессмысленных постов мы только привлекли их внимание. А когда они увидели, как мы закрываем доступ администраторам, они стали работать на опережение. Нам повезло, что Гэвин оказался на взломанной странице в пасхальное воскресенье. В противном случае мы могли бы не узнать об атаке так быстро.
Теперь у нас есть инструмент, который использует средства машинного обучения для обнаружения необычных изображений, ненормативной лексики, оскорблений и других аномальных материалов на страницах социальных сетей. Он немедленно предупреждает нескольких членов нашей команды о такой необычной активности. Я не буду называть конкретный инструмент по двум причинам. Во-первых, программы приходят и уходят, у каждой из них свой уровень эффективности и каждой из них — свое время. Иными словами, в период запуска инструмент может быть очень эффективным — до тех пор пока хакеры не найдут способ его обойти. Я не знаю, когда вы будете читать эту книгу, а потому не стану хвалить то, что, возможно, больше не использую. Вторая причина, по которой я скрою название этого инструмента, заключается в том, что McAfee является важной мишенью для хакеров по всему миру. Оставляя их теряться в догадках, какие именно средства мы используем, мы помогаем снижать угрозу. Поискав описания инструментов в сети, вы быстро найдете то, что можно опробовать.
Вернемся к урокам, которые мы вынесли. Мы не были знакомы с протоколом действий службы поддержки соцсети в подобных ситуациях. И очень зря. Только постфактум мы узнали о том, что их политика требует блокировки аккаунта на много часов, вне зависимости от того, насколько велики изменения на странице. Теперь мы узнаем о подобных процедурах заранее — до размещения корпоративных страниц на других сайтах. Мы на собственном горьком опыте убедились, как много значат деньги. Поскольку мы тратили приличную сумму на продвижение в социальной сети через агентства, самой платформе мы казались менее значимым аккаунтом, чем были на самом деле. Это могло повлиять на быстроту реакции. Теперь мы оплачиваем продвижение напрямую на платформах социальных сетей — чтобы наши инвестиции были на виду и приносили нам уровень сервиса, которого мы заслуживаем.
Кроме того, мы узнали, что сторонние компании, с которыми мы ведем бизнес, могут не иметь надежных методов обеспечения безопасности. Это особенно важно, если это ваши филиалы или у них есть доступ к вашим системам. В частности, у небольших сторонних компаний, с которыми вы поддерживаете отношения, может не быть подразделений ИТ и безопасности, не говоря уже о строгой политике киберзащиты. И наконец, последний удар под дых. Как показало вскрытие, McAfee даже не был изначальной целью атаки. Когда хакер получил доступ к личным данным Джули, он понятия не имел о том, что она администратор корпоративной страницы компании. Он не знал, кто такая Джули: ему было все равно. Он просто охотился за паролями, стремился определить, к чему они откроют доступ, — к личному банковскому счету, сети компании или чему-то еще. Как только он нашел тот, который случайно подошел к странице McAfee в этой социальной сети, он вывалил на всех, кого мог, целый ушат оскорблений, унизив при этом компанию.
Даже для хакеров удача иногда важнее мастерства. Еще несколько важных уроков Составьте список людей, с которыми вы можете связаться в такой ситуации. Держите их контакты под рукой — там, где вы и ваша команда легко сможете их найти. Эти списки должны быть не только у ваших людей, но и у сотрудников, обслуживающих сайт компании, ее социальные сети, облачное хранилище и так далее. В чьи-то рабочие обязанности должна быть включена регулярная проверка доступа к аккаунту, а помимо этого — удаление из списка администраторов людей, чья работа больше не связана с текущими проектами. Используйте многофакторную аутентификацию. Некоторые наши системы автоматически определяют, когда пользователи входят в них, а когда выходят — даже если выключение произошло всего на несколько минут, например, для смены компьютера. При работе в системах с меньшим уровнем прямого контроля — таких как облачные сервисы, например, — мы просим сотрудников присылать скриншоты, показывающие, что многофакторная аутентификация включена. Можете себе представить, как тщательно мы теперь изучаем социальные сети, прежде чем разместить там свою страницу.
На основе ответов мы проводим оценку уязвимости. Чья это вина? Безусловно, провайдер социальной сети сможет доказать, что мы сами не сделали несколько очевидных шагов — не свели к минимуму количество администраторов, регулярно проверяя их список, не настояли на использовании уникальных надежных паролей и так далее. Но решению проблемы не способствовала и его жесткая политика, в рамках которой очевидно взломанная грубейшим образом страница должна была оставаться неизменной до окончания проверки. И, конечно, сотруднице агентства не стоило использовать одинаковый пароль для нескольких учетных записей. Но обратите внимание: главу я назвала «Как я испортила Пасху». Нет, я не взламывала корпоративную страницу McAfee. Не я предоставила такую возможность злоумышленнику. И в то пасхальное воскресенье я меньше всего хотела разбираться с ситуацией, возникшей в результате цепи нелепых ошибок.
С учетом всего сказанного я могу лишь взять на себя ответственность за все произошедшее. Ведь, в конце концов, эта корпоративная страница находилась в ведении моей команды. И мы не выполнили свой долг — не приняли разумных мер для ее сохранности. Личная ответственность — вещь неприятная.
Работники сами замотивированы избегать опасных ситуаций и купировать любые потенциальные риски, а главное, уверены, что все травмы можно предотвратить. Так, 61 процент наших опрошенных верит, что их предприятие может работать без единого несчастного случая. Тенденцию к снижению количества травм на производстве подтверждает статистика Роструда. Количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями за последние пять лет снизилось на 48 процентов: 6193 случая в 2017 году против 3213 случаев в 2021 году.
Количество погибших на производстве сократилось на 22 процента: 1711 человек в 2017 году против 1338 в 2021 году. Предприятия начали уделять внимание оценке потенциальных рисков, которые могут привести к несчастному случаю, а не только анализировать последствия уже реальных травм и смертей. Крупные предприятия и раньше серьезно занимались оценкой производственных рисков, но благодаря требованиям к процедуре в Трудовом кодексе, оценивать риски начали большинство российский компаний, что серьезно повлияло на уровень культуры безопасности. Кроме того, выросла производственная грамотность и вовлеченность работников. В рамках профилактических визитов на предприятиях все чаще сталкиваешься с тем, что работники знают о вредных производственных факторах на их рабочих места, о рисках травмирования, о мероприятиях, которые работодатель проводит для снижения уровня потенциальной опасности.
Многочисленные исследования в области кибербезопасности показывают, что причиной утечки информации, ее несанкционированного изменения и удаления чаще всего становятся не злоумышленники из глобальной сети, а сотрудники организации. В этом случае имеют место намеренные и ненамеренные утечки данных. Рассмотрим примеры: Работник может отправить приватные, конфиденциальные данные по ошибке на неправильный адрес электронной почты. Ценные данные могут быть скопированы на USB-накопители, которые впоследствии могут быть утрачены или украдены. Работник может передать данные своей учетной записи другому коллеге. Конфиденциальные данные могут быть распечатаны и забыты на принтере. Это только самые типичные примеры ситуаций, которые могут произойти из-за недостаточно развитой культуры безопасности у сотрудников. Поэтому задача руководства каждой организации — донести до работников, насколько опасна халатность, и чем она может обернуться. Важно выработать четкий алгоритм взаимодействия с информационной инфраструктурой, добиться сознательного отношения к обязанностям и слаженной коммуникации всех подразделений. Как происходит формирование культуры безопасности сотрудников Ключевой момент формирования культуры в том, что сотрудники должны понимать и разделять все принципы безопасности. Мало толку, если люди в теории прекрасно осведомлены о возможных угрозах, но на деле продолжают небрежно относиться к обязанностям.
Развитие культуры безопасности
- Новая книга Марка Розина «Восхождение по спирали»
- В России борются с несчастными случаями на производстве
- Популярные
- Актуальность развития культуры безопасности на российских ТЭС
Культура безопасности - это ответственное отношение к людям
- Что такое культура безопасного поведения и как ее повысить
- Как привить сотрудникам культуру кибербезопасности
- Как развивается культура безопасности на предприятиях: взгляд ГИТ и сотен специалистов по ОТ
- Корпоративная культура безопасности – главная задача
- IV ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО КУЛЬТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ
- В следующем номере