собрали приметы и запреты. В народе данное торжество называется Иванов день.
Иван Купала – 2023: традиции и обряды праздника
Праздник Ивана Купала: семь народных традиций | День Купалы совместили с праздником Рождения Иоанна (Ивана) Предтечи — пророка, предсказавшего пришествие Мессии и крестившего Иисуса Христа в водах реки Иордан. |
Рождество Иоанна Предтечи: почему нельзя буянить на Ивана Купалу | Славянский праздник Ивана Купала (Иванов день) в 2021 году в ночь с 20 по 21 июня. |
Иванов день 2023: чего нельзя делать 7 июля, приметы и традиции праздника | Народный праздник «Иванов день» отмечается 1 ноября (по старому стилю – 19 октября). |
Иванов день 2023: чего нельзя делать 7 июля, приметы и традиции праздника | Что нельзя делать в Иванов день, который отмечается каждый год 1 ноября? |
Иванов день. Проводы осени | Иван Купала (Даждьбог), или по-другому, Иванов День / Купальская Ночь — это один из главных славянских праздников, причем не только июня, а всего года в целом. |
Рождество Иоанна Предтечи: почему нельзя буянить на Ивана Купалу
Много благодеяний Его ко мне, ибо Он со Своей святой высоты взглянул на моё смирение и поддержал меня, чтобы я прошёл через всё — не я, но сила Христова, которая во мне — потому что всякий дар добрый и всякий дар совершённый от Него», — гласил фрагмент из духовного завещания. Вскоре после смерти святителя его останки, обладавшие чудотворной силой, были перенесены в Софию. В 1194 году 19 октября по старому стилю, по новому 1 ноября. Пережив турецкое завоевание города в 1393 году, мощи были возвращены в Рильский монастырь в 1469 году. Фото: wikimedia.
В частности, ему посвящён Иоанновский монастырь, расположенный на набережной реки Карповки. Традиции и обычаи праздника Иванов день На Руси Иванов день считался временем проводов осени. После 1 ноября день становится ещё короче, а ночь — длиннее и холоднее. В народе говорили: «Ноябрь — ворота зимы», «В ноябре тепло морозу не указ», «Ноябрьские ночи до снега темны» и др.
Существовал и обычай наблюдать за птицами в этот день: считалось, если пернатые высоко летают, то зимой стоит ждать много снега. А если низко — будут осадки. Также смотрели на погоду: если дождь пошёл в Иванов день, то зима ещё не скоро накроет землю. Также в этот день праздновали Конюхов день.
Считалось, что по конюшням бродила злая сила, которая пугала лошадей. Поэтому животных не нагружали, но присматривали за ними и, если нужно, ухаживали. Наши предки проводили уборку в доме и во дворе — сжигали сухую траву и старые вещи. Хозяйки с самого утра готовили еду, чтобы задобрить домашнего домового.
Во многих местах в центр устанавливали шест. На него крепили колесо или небольшую смоляную бочку. А где-то насаживали на шест череп коровы или коня.
Костры обычно разжигались вечером на Аграфену Купальницу и зачастую они горели всю ночь до следующего утра. Этот огонь собирали и несли домой к празднику. Старый при этом гасили, а новый разжигали.
На это действо приходили все жители. Если кто-то из женщин не выходил к костру, ее обвиняли в ведьмовстве. Всю ночь вокруг костра водили хороводы, прыгали через него и пели купальские песни.
Через костер прыгали, чтобы очиститься, чтобы снять с себя все недоброе и избавиться от болезней. Также считали, что если очиститься огнем, то русалки не потревожат весь год. Если кто-то из девушек отказывался прыгать, или у него не получалось это сделать, ее нарекали ведьмой.
При этом хлестали крапивой и обливали холодной водой. Зачастую даже обсыпали перьями. Девушки, которые до свадьбы потеряли свою девственность не имели возможности прыгать через костер, дабы не осквернить его.
Пары, которые встречались прыгали через костер взявшись за руки. Если при этом руки не расцеплялись, то брак сулил быть удачным и крепким. В некоторых губерниях парни сцепляли руки наподобие качелей и качали над костром девушек.
Это делалось для защиты их от сглаза, порчи и всякого колдовства. У костра устраивались игрища, играли в горелки и бегали наперегонки. Как можно видеть, ночь накануне Ивана Купала была даже более наполнена событиями, чем сам день праздника.
Народные приметы славянского праздника Иванова Дня Народные приметы в основном были направлены на то, какая погода будет накануне праздника или в сам праздничный день. Все они касались будущего урожая. Людей заботило, сколько его они соберут в своих закромах.
От этого зависело, сытый или голодный ожидается год. Мы уже говорили, что в праздник собирали росу. Тогда же и подмечали такую примету.
Сильна роса на Ивана — быть большому урожаю огурцов. Если в Иванов день прошла гроза, то не жди большого урожая орехов. Да и те, что уродятся, будут пустыми.
На Иванову ночь много звезд на небе — значит жди большого количества грибов в лесах. Если в этот день сильно пахнут цветы и травы, значит быть дождю. До Иванова дня дождь, значит прибавится хлеба в засеке в закромах.
После Иванова дня дождь — из засека. То есть будем хлеб брать из закромов. Во многих местах на Купалу открывается большой покос.
Если во время сенокоса идет дождь, то сену плохо. Зато зерну хорошо. Травы черны — лошади кормны откормлены.
Сено погибло, зато овса много и он хорош. На Иван-день должно уже выколоситься жито. Если же не заколосится, то это плохая примета.
Говорили, что если на Иван-день колосок, то на Ильин-день колобок. Год удачный. Была и такая примета, где к человеку обращается пчела: «Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана».
И правда, за два-три дня до Ивана Купала или через два-три дня после него появляется мед. Если в полночь прикоснуться к дереву или обнять его, то сбудутся все желания. Обращали также внимание и на день перед праздником, то есть на 6 июля.
Этот день принадлежит святой мученице Аграфене. Здесь были свои приметы. Репу сей на Аграфену — хороша будет репа.
На Аграфену гречиха мала, значит овсу порост. Обряды совершаемые на Ивана Купала Несмотря на то, что в настоящее время праздник приурочен к рождению Иоанна Крестителя все же все поверья, обряды и традиции по сути посвящены Богу Солнца Яриле. Правда в некоторых славянских странах в этот день чествуют и богиню плодородия Ладу.
Купальские обряды включают в себя целый комплекс действий, которые совершаются с вечера накануне Иванова дня и весь следующий день. Обряд собирания трав и плетения венков в Иванов день Очищение и украшение своих жилищ к празднику Обряд очищения: купание и обливание Разжигание костра в ночь накануне Ивана Купала и обрядовые ритуалы Уничтожение чучела Обряды выслеживания и символического уничтожения ведьм Купальские хулиганства накануне Иванова дня Девичьи гадания на Ивана Купала Рассмотрим их подробнее. Обряд собирания трав и плетения венков в Иванов день Как уже подробно рассказывала выше, в Иван-день собирали разные травы и цветы.
Их наделяли чудодейственными качествами и считали целебными. Лечились ими и использовали в качестве оберегов. Венки в Иванов день считались главным обрядовым атрибутом.
Их использовали для гаданий, лечебной магии и ряжения. Из трав и венков плели венки.
Михаил Забылин, «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» Язычество, как и любая другая религия, представляло собой особое цельное мировоззрение.
Это было не верование, а образ жизни лицом к лицу с матерью природой. В древние времена материальные и духовные ценности были неразрывно связаны между собой, и всякая работа производилась с великим благоговением, так как являлась одновременно и удовлетворением жизненных потребностей общества и восхвалением природных стихий. Следует отметить, что активное участие в праздничных гуляниях обычно принимали все сословия.
Князья и дружинники совершали ритуальные действа вместе с простым людом. Дело в том, что в этот день происходит «слияние огня и воды», что в то время символизировало борьбу между двумя стихиями. Известно, что Перун — бог грома и огня, и Ярило — бог Солнца были ещё и покровителями сильных, ловких и храбрых.
Но наибольшее распространение праздник получил среди простых людей, в большинстве своём крестьян, для которых Купала был Богом обилия и урожая, Богом созревших плодов земных. На зимних празднованиях было принято чествовать возрождающееся солнце, с приходом христианства эти праздники нашли отражение в церковных праздниках Рождества Христова , Нового года , Святок и Крещения Господнего. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днём или днём Ивана Купалы.
Первое упоминание об этом празднике встречается в летописных источниках XII века. Празднование Купалы проводится в период полного расцвета плодотворных сил природы, время победы светлых богов над тёмными, почему и называют его макушкою лета и месяцем огня [7]. В некоторых губерниях Российской империи день Купалы не был известен, но в это же самое время широко отмечался другой праздник — Ярилин день , в честь языческого бога весеннего Солнца Ярилы.
Дата праздника Праздник Купалы в древности был приурочен ко дню летнего солнцестояния и приходился в ночь с 23 на 24 июня , но с приходом христианства в Россию праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию и стал называться Рождеством Иоанна Крестителя. Этот процесс произошёл и во многих других странах, таких как Швеция , Финляндия и иные, ведь с именем Иоанна Крестителя связано национальное название праздника в разных странах [3]. На основе евангельского свидетельства о шестимесячной разнице в возрасте между Иоанном Крестителем и Иисусом Христом церковный праздник Рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию, в то время как Рождество Христово — к зимнему.
Это подчёркивает символизм того, что под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться, и придаёт словам самого Иоанна: «Ему должно расти, а мне умаляться» новый смысл. Церковные интерпретаторы, например Иаков Ворагинский, использовали солярную символику как служебный инструмент для передачи теологической доктрины, в то время как в фольклоре языческие аналогии оказались глубже. При этом обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя и приходилась на 24 июня.
При переходе России в 1918 году на григорианский календарь , так называемый новый стиль, дата рождения Иоанна Крестителя сместилась на 7 июля , но так как в православной церкви существует привязка ряда церковных праздников, и в первую очередь Пасхи , к лунному календарю , то РПЦ оставила юлианский календарь и отмечает Рождество Иоанна Крестителя по старому стилю [8] [1]. Вообще, религиозный календарь славян сильно зависел от солнца. Зимнее солнцестояние, летний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие — вот четыре главные даты у наших предков.
А на Купалу совершаются, пожалуй, одни из самых красивых обрядов. Иванов день, Купала, Колосок, Кресъ ст. Jован Игритель серб.
Ассимиляция с христианством С принятием на Руси христианства многие языческие праздники не пропали насовсем. Из-за живучести обрядов и ритуалов языческой веры, даже несмотря на осуждения церкви , они сохранились, хотя и в изменённом виде. Один из главных народных календарных праздников — день Купалы — не исключение, он трансформировался в христианский праздник, но сохранил свой исконный смысл.
В тот же день церковью отмечается рождество Иоанна Крестителя. При соединении названия праздника с именем ветхозаветного библейского святого появился новый праздник — «Иван Купала». Исконный, сакральный смысл праздника Купалы был связан с днём летнего солнцестояния, но по мере распространения христианства обряды языческого праздника стали трактовать иначе, проведя параллели с Иоанном Крестителем [6] [8].
До принятия христианства на Руси Купала был праздником воды и водяных божеств , что согласуется с празднованием рождества Иоанна Крестителя, крестившего Иисуса Христа в водах реки Иордан. При этом в Церкви призывают не путать название праздника, потому что 7 июля отмечается Рождество Иоанна Крестителя, в то время как язычники строго просят называть праздник «Купало», не прибавляя имя Иван [8] [10]. Осуждение купальских обрядов содержится в древнеславянских рукописях.
Празднование этого дня разжиганием костров и прыжками через них осуждает 65-ое правило Трулльского собора 692 год , приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Феодор Вальсамон в своём комментарии к этому правилу детально описывает празднование Рождества Иоанна Предтечи в Константинополе : Вечером 23-го июня месяца собирались на морских берегах и в некоторых домах мужчины и женщины, и какую-нибудь первородную девицу убирали как невесту.
Иванов день: что можно и нельзя делать в этот праздник 07. В народе данное торжество называется Иванов день. На Руси в этот день старались не прикасаться руками к листьям и стеблям растений, опасаясь ядовитого налета на них.
В 850 году Иоанн Креститель или Иоанн Предтечи вновь смог обрести главу, которая была спрятана во время волнений, охвативших христианское сообщество.
Купальские очищения
- Иван Купала в 2024 году: какого числа, что это за праздник, обычаи и традиции
- История возникновения праздника Ивана купала или Иванова дня
- Ивана Купала и христианство
- Иван Купала 7 июля 2020: традиции и обычаи праздника, зачем обливают водой -
- Ивана Купала 2023 года: какого числа, история, традиции и приметы
ИВА́НОВ ДЕНЬ
Народный праздник «Иванов день» отмечается 1 ноября (по старому стилю – 19 октября). Ивaн Kyпaлa – один из самых красивых и романтичных народных праздников, который отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Что нельзя делать в Иванов день, который отмечается каждый год 1 ноября? Самый известный их них — праздник Ивана Купалы, который отмечается в период летнего солнцестояния. собрали приметы и запреты.
История возникновения праздника Ивана купала или Иванова дня
Еще что делать на Ивана Купала? Также существовал обычай сжигать в этот день старые и ненужные вещи, избавляясь вместе с ними от старых обид и неурядиц. Еще на купальском костре матери сжигали рубашку больного ребенка, чтобы с ней сгорела и хворь, мучающая их чадо. А иногда через купальский костер перегоняли даже домашнюю скотину, чтобы избавить ее от мора и болезней. Целебная вода История праздника Ивана Купала рассказывает, что вода в этот день приобретает особую целебную силу. К купанию в водоемах в этот день относились по-разному. В некоторых регионах омовения считались обязательным ритуалом, так как это очищало тело от болезней, а душу от дурных помыслов. Кроме того, вся нечисть русалки, водяные покидала водоемы, собираясь на свои шабаши. А в других, наоборот, опасались массовых купаний именно из-за разгулявшейся в этот день нечистой силы. Зато непременно старались походить босиком, умыться и даже поваляться в утренней росе. Это обещало юношам силу и здоровье, а девушкам красоту.
Также в Иванов день любили попариться в бане с вениками из 12 лечебных трав, собранных накануне, в купальскую ночь. А вода, набранная из источников, имела чудодейственную силу. Магические травы В истории праздника Ивана Купала содержатся сведения, что в волшебную купальскую ночь все травы и растения приобретают особую силу. Травницы и знахари с рассветом шли собирать чудодейственные лечебные травки, покрытые целительной купальской росой. При сборе обязательно читалась специальная молитва-заговор. А в Беларуси, к примеру, считали, что свойства травок еще больше усилятся, если их будут собирать "старые и малые", то есть дети и старики. Ведь у них чистые и невинные души. Славяне верили, что на Ивана Купала число - 7 июля лечебные растения выращивают лесные духи - мавки и ухаживают за ними, снабжая целебными свойствами. Символы солнца в купальских обрядах Поскольку праздник Ивана Купала число - 7 июля отмечался в день летнего солнцестояния, то многие его атрибуты символизируют наше светило. Например, парни пускали с холмов огненные колеса или подожженные просмоленные бочонки, что должно было символизировать солнечный круговорот.
А один из непременных аксессуаров купальских святок - это венок.
В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев. Приметы и обычаи Празднование Ивана Купалы в Белоруссии. Почтовая марка СССР 1991 год В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов.
В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Сам по себе костер призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце. Крестьяне старались сделать костер как можно больше, это считалось делом чести. По этому поводу часто устраивались состязания — у кого выше и ярче пламя. Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого костра. Во многих странах до сих пор распространен обычай прыгать через костер, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего. Это один из самых торжественных моментов праздника.
Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, костры должны были гореть всю ночь и разжигать их можно было лишь трением. Считалось, что тот, кто прыгнет через костер выше всех, будет в течение года самым счастливым. Кроме того, влюбленные пары прыгали через костер вместе. Согласно поверью , если в этот момент парень и девушка не отпустят руки друг друга, дело идет к крепкому и счастливому браку. Массовое купание. Без этого обряда невозможно представить день Ивана Купалы, его необходимость буквально прописана в самом названии праздника. Вода в озерах и реках в этот день, согласно древним поверьям, обладала чудодейственными исцеляющими свойствами. Искупавшись в этот день до захода солнца, можно было восстановить свое здоровье.
Если в остальные дни на реках орудовали русалки, как верили славяне, то в день Ивана Купалы вся нечисть водоемы покидала. Поиски цветущего папоротника. Одно из поверий гласило: папоротник цветет только один раз в году несколько часов в ночь на Ивана Купалу. И тот, кто найдет этот цветок, сможет видеть будущее, понимать язык животных, становиться невидимым и получит доступ к несметным богатствам. Конечно, отыскать и сорвать несуществующий в природе цветок не удавалось никому, но сильно расстраиваться не стоило: считалось, что все остальные цветы и травы в этот день становятся пусть и не магическими, но чуть более целебными, чем в обычное время. По этой же причине на Ивана Купалу заготавливали банные веники на зиму. Плетение венков. Сегодня люди, чтущие традиции, плетут венки непосредственно в день Ивана Купалы.
Славянские предки же поступали несколько иначе: они изготавливали венок до праздника, а в ночь торжества его бросали в костер или относили на кладбище.
Иванов день. Что можно и чего нельзя делать 1 ноября 2023 года
Ивaн Kyпaлa – один из самых красивых и романтичных народных праздников, который отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Если росы в Иванов день было много, это означало, что урожай пшеницы будет хорошим. День Ивана Бражника по народному календарю отмечается 20 января. Ивaн Kyпaлa – один из самых красивых и романтичных народных праздников, который отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Народный праздник «Иван – Медвяные росы» отмечается 7 июня (по старому стилю – 25 мая). День Ивана Купала — изначально языческий праздник, посвященный Солнцу и славянскому божеству Купале.
Что можно и нельзя делать в день Ивана Купалы?
23 августа александровцы и гости города собрались у стен бывшей царской резиденции почтить день рождения Ивана Грозного. Народный праздник Иван Купала отмечается у славян 24 июня или 7 июля по новому стилю. 6 июля 2023 Народный праздник «Иван Купала» посвящён летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Народный праздник Ивана Купалы, или Иванов день, отмечается 7 июля.
История возникновения праздника Ивана купала или Иванова дня
Впрочем, и одиноким девушкам есть чем заняться в праздник. Несчастным в любви, дабы приворожить избранника, рекомендуется в полночь на Ивана Купалу трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженной. Пока голая красавица носится кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а наутро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю жизнь. Девушкам же неопытным и робким лучше ограничиться собиранием цветов. Предание гласит, что если юная особа в Иванов день нарвет девять разных цветов и положит их под подушку, то ночью ей приснится будущий супруг. Но это все лирические отступления, вернемся к королеве праздника - березе. Ее триумф наступает к вечеру Иванова дня. К этому времени все жители города, если он небольшой, собираются возле реки, где уже лежит огромный крест, сложенный из березовых ветвей и украшенный красными ленточками.
По традиции, горожане должны сообща поднять его и тем самым объявить открытие праздника. Затем очередь самой веселой части праздника - хоровода. Главная часть праздника - поднятие финского флага и сожжение Коки. Кокой называют конусообразное сооружение, сложенное из сухих березовых веток.
Реклама Священники говорят, что праздник Рождества Иоанна Предтечи нельзя приравнивать к языческому торжеству Ивана Купалы, который также отмечается 7 июля.
У них мало общего. Можно сказать даже, ничего. Народные традиции праздника Ивана Купала 7 июля В народе день 7 июля 24 июня по ст. С праздником связано множество народных традиций и примет. Праздник начинается в ночь на Ивана Купала Празднование Иванова дня начиналось после захода солнца в день Аграфены Купальницы — в ночь на Ивана Купала.
Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева-марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору», — перечисляет обычаи Купальской ночи этнограф-фольклорист Иван Петрович Сахаров в книге «Сказания русского народа». Старики садятся в кружок и начинают чрез трение добывать огонь из двух старых, сухих дерев. Кругом их все стоят в глубоком молчании. Едва показался огонь, все ожило, запело и завеселилось. Зажигаются костры и баклаги.
Молодые поют и пляшут, старики сидят в кружках, беседуют о старине и от радости попивают винцо…» — пишет Иван Петрович Сахаров. Рассмотрим перечисленные Сахаровым обряды празднования Дня Ивана Купала подробнее. Исцеление огнем Вечером и в ночь накануне праздника Ивана Купала славяне на Руси прыгали через огонь. Костер, разведенный в Купальскую ночь, имеет очищающее свойство, огонь обладает магическими силами. Наш народ думает, что перескакивание чрез огонь избавляет от очарования», — пишет Иван Петрович Сахаров.
Между купальскими кострами проводили домашний скот, чтобы его не настигла болезнь или смерть. Очищение водой В Иванову ночь до самого утра купались в реках, озерах и прудах. Считалось, что во время ивановского купания человек приобретал силу, здоровье, красоту, очищался от всех болезней, снимал порчу и сглаз. Во многих деревнях существовал также обычай обрызгивать или обливать водой всех людей, появлявшихся на деревенской улице», — пишет И. Шангина в книге «Русские праздники: от святок до святок».
Недаром родилась поговорка: «На Ивана Купала обливай кого попало! Соколов «Ночь на Ивана Купалу» 1856 А еще до восхода «иваньковского» солнца поливали капустные грядки, чтобы в них не заводились черви. Купание в утренней росе на Иванов день Утренняя роса считалась наилучшим «косметическим» средством. Бралась чистая скатерть, которая водилась по росе, затем выжимали скатерть в сосуд. Росой этой умывались.
От Ивановой росы исчезают прыщи и угри, и кожа делается нежнее лепестка. Впрочем, росу использовали и для более прозаических целей — опрыскивали кровати от клопов. Иногда по росе катались», — говорится в Энциклопедии обрядов и обычаев Составители: Брудная Л. Гуревич З. Дмитриева О.
В старину говорили, что в Иваново утро солнце играет — переливается разными цветами, подскакивает над горизонтом, исчезает, снова появляется, останавливается и снова катится по небу.
Во многих странах до сих пор распространен обычай прыгать через костер, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего. Это один из самых торжественных моментов праздника.
Безусловно, Иванова ночь — самый веселый народный праздник. Это миг наивысшей радости и веселья, когда человек ощущает себя единым с природой, с окружающим миром. А если все цветет вокруг, то как же не петь и не веселиться? Крики, выстрелы ружей и громкие песни отмечают начало праздника. Шумные торжества не стихают до самого рассвета.
Заросли ивы на ветру шумят — к ливню. Аромат полевых цветов усилился — к дождю. Листья папоротника мужского вниз закручиваются — погода будет солнечной и тёплой. Леся Ходыкина, заведующая культурно-просветительским отделом.
Иванов день
Нельзя в Иванов день ходить по сугробам — в работе и бытовых делах наступит хаос. Нельзя готовить блюда из утки — к сплетням и слухам внутри и вокруг семьи. Нежелательно готовить блюда из мяса любой птицы — отвадить от себя удачу и успехи. Нельзя рубить деревья и выкорчевывать пни — к несчастью или трагедии. Нельзя девушкам и женщинам заплетать косы — вплести в них проблемы и неурядицы. Зима в лесу.
Много снега. СС0 Сделать скворечник или отремонтировать старый — к урожайному году. Падает снег — Пасха будет холодной. Теплый день — апрель предстоит тёплый, заморозков не ожидается.
Согласно одному из вариантов, название восходит к индоевропейскому корню «-kир-», что означает «кипеть, вскипать, страстно желать». Само же слово Купала может иметь несколько значений: костёр, водоём или место празднования. Имя славянского божества Купалы схоже с именем римского бога любви Купидона , которое образовано от латинского глагола cupiо, -ere — «желать, жаждать». Таким образом, изначально имя «Купала» связано с идеей огня. В пользу этой версии говорит то, что ритуальные игры, подобные прыжкам через костёр, спускание венков на воду и купание нераздельно связаны с огнём и водой. Эти два элемента являются главными атрибутами праздника, символами жаркого летнего солнца и дарующей жизнь влагой [3]. Вадим Казаков, жрец Союза славянских общин родной веры , склоняется к версии, что имя божества, которому поклонялись в этот день, имеет корень «куп», что означает означает «соединение», так же как и в словах «совокупить», «купность» [4]. У белорусов , галицких поляков и прикарпатских словаков сохранилось древнее название праздника — Соботки, что означало костры, зажигаемые на Купалу, Зелёные святки и Коляду [5]. Иная версия трактовки связана с приходом христианских традиций. По этой версии, название «Иван Купала» имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель греч. В православии купание обозначало ритуальное омовение, очищение. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника [6]. При этом порог, отделявший одну половину от другой, был отмечен праздником и неотрывно связан с народными обычаями и ритуалами. Особыми днями считались дни летнего и зимнего солнцестояния, являвшиеся точками календарного отсчета — с них начинались астрономические лето и зима. Михаил Забылин, «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» Язычество, как и любая другая религия, представляло собой особое цельное мировоззрение. Это было не верование, а образ жизни лицом к лицу с матерью природой. В древние времена материальные и духовные ценности были неразрывно связаны между собой, и всякая работа производилась с великим благоговением, так как являлась одновременно и удовлетворением жизненных потребностей общества и восхвалением природных стихий. Следует отметить, что активное участие в праздничных гуляниях обычно принимали все сословия. Князья и дружинники совершали ритуальные действа вместе с простым людом. Дело в том, что в этот день происходит «слияние огня и воды», что в то время символизировало борьбу между двумя стихиями. Известно, что Перун — бог грома и огня, и Ярило — бог Солнца были ещё и покровителями сильных, ловких и храбрых. Но наибольшее распространение праздник получил среди простых людей, в большинстве своём крестьян, для которых Купала был Богом обилия и урожая, Богом созревших плодов земных. На зимних празднованиях было принято чествовать возрождающееся солнце, с приходом христианства эти праздники нашли отражение в церковных праздниках Рождества Христова , Нового года , Святок и Крещения Господнего. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днём или днём Ивана Купалы. Первое упоминание об этом празднике встречается в летописных источниках XII века. Празднование Купалы проводится в период полного расцвета плодотворных сил природы, время победы светлых богов над тёмными, почему и называют его макушкою лета и месяцем огня [7]. В некоторых губерниях Российской империи день Купалы не был известен, но в это же самое время широко отмечался другой праздник — Ярилин день , в честь языческого бога весеннего Солнца Ярилы. Дата праздника Праздник Купалы в древности был приурочен ко дню летнего солнцестояния и приходился в ночь с 23 на 24 июня , но с приходом христианства в Россию праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию и стал называться Рождеством Иоанна Крестителя. Этот процесс произошёл и во многих других странах, таких как Швеция , Финляндия и иные, ведь с именем Иоанна Крестителя связано национальное название праздника в разных странах [3]. На основе евангельского свидетельства о шестимесячной разнице в возрасте между Иоанном Крестителем и Иисусом Христом церковный праздник Рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию, в то время как Рождество Христово — к зимнему. Это подчёркивает символизм того, что под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться, и придаёт словам самого Иоанна: «Ему должно расти, а мне умаляться» новый смысл. Церковные интерпретаторы, например Иаков Ворагинский, использовали солярную символику как служебный инструмент для передачи теологической доктрины, в то время как в фольклоре языческие аналогии оказались глубже. При этом обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя и приходилась на 24 июня. При переходе России в 1918 году на григорианский календарь , так называемый новый стиль, дата рождения Иоанна Крестителя сместилась на 7 июля , но так как в православной церкви существует привязка ряда церковных праздников, и в первую очередь Пасхи , к лунному календарю , то РПЦ оставила юлианский календарь и отмечает Рождество Иоанна Крестителя по старому стилю [8] [1]. Вообще, религиозный календарь славян сильно зависел от солнца. Зимнее солнцестояние, летний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие — вот четыре главные даты у наших предков.
К Иванову дню финны готовятся заранее. Примерно за неделю. В эти дни улицы городов буквально утопают в березовой листве. Березовые венки или ветви можно встретить повсюду: в церкви, в магазинах и в частных домах. По традиции, береза символизирует гостеприимство. И если хозяин украсил дверь своего жилища веткой этого дерева, значит, всякий путник будет принят здесь с радушием. Сегодня береза считается символом Финляндии. Но были времена, когда на место лидера претендовали три дерева: горный ясень, рябина и береза. Причем наиболее серьезным соперником была рябина. Ей, так же как и березе, приписывались особые свойства. Считалось, что она оберегает дом и его обитателей от опасностей, злых духов и болезней. Но победу в споре одержала береза, задавив конкурентов массой. Ведь большинство финских лесов - березовые рощи.
Иная версия трактовки связана с приходом христианских традиций. По этой версии, название «Иван Купала» имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель греч. В православии купание обозначало ритуальное омовение, очищение. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника [6]. При этом порог, отделявший одну половину от другой, был отмечен праздником и неотрывно связан с народными обычаями и ритуалами. Особыми днями считались дни летнего и зимнего солнцестояния, являвшиеся точками календарного отсчета — с них начинались астрономические лето и зима. Михаил Забылин, «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» Язычество, как и любая другая религия, представляло собой особое цельное мировоззрение. Это было не верование, а образ жизни лицом к лицу с матерью природой. В древние времена материальные и духовные ценности были неразрывно связаны между собой, и всякая работа производилась с великим благоговением, так как являлась одновременно и удовлетворением жизненных потребностей общества и восхвалением природных стихий. Следует отметить, что активное участие в праздничных гуляниях обычно принимали все сословия. Князья и дружинники совершали ритуальные действа вместе с простым людом. Дело в том, что в этот день происходит «слияние огня и воды», что в то время символизировало борьбу между двумя стихиями. Известно, что Перун — бог грома и огня, и Ярило — бог Солнца были ещё и покровителями сильных, ловких и храбрых. Но наибольшее распространение праздник получил среди простых людей, в большинстве своём крестьян, для которых Купала был Богом обилия и урожая, Богом созревших плодов земных. На зимних празднованиях было принято чествовать возрождающееся солнце, с приходом христианства эти праздники нашли отражение в церковных праздниках Рождества Христова , Нового года , Святок и Крещения Господнего. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днём или днём Ивана Купалы. Первое упоминание об этом празднике встречается в летописных источниках XII века. Празднование Купалы проводится в период полного расцвета плодотворных сил природы, время победы светлых богов над тёмными, почему и называют его макушкою лета и месяцем огня [7]. В некоторых губерниях Российской империи день Купалы не был известен, но в это же самое время широко отмечался другой праздник — Ярилин день , в честь языческого бога весеннего Солнца Ярилы. Дата праздника Праздник Купалы в древности был приурочен ко дню летнего солнцестояния и приходился в ночь с 23 на 24 июня , но с приходом христианства в Россию праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию и стал называться Рождеством Иоанна Крестителя. Этот процесс произошёл и во многих других странах, таких как Швеция , Финляндия и иные, ведь с именем Иоанна Крестителя связано национальное название праздника в разных странах [3]. На основе евангельского свидетельства о шестимесячной разнице в возрасте между Иоанном Крестителем и Иисусом Христом церковный праздник Рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию, в то время как Рождество Христово — к зимнему. Это подчёркивает символизм того, что под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться, и придаёт словам самого Иоанна: «Ему должно расти, а мне умаляться» новый смысл. Церковные интерпретаторы, например Иаков Ворагинский, использовали солярную символику как служебный инструмент для передачи теологической доктрины, в то время как в фольклоре языческие аналогии оказались глубже. При этом обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя и приходилась на 24 июня. При переходе России в 1918 году на григорианский календарь , так называемый новый стиль, дата рождения Иоанна Крестителя сместилась на 7 июля , но так как в православной церкви существует привязка ряда церковных праздников, и в первую очередь Пасхи , к лунному календарю , то РПЦ оставила юлианский календарь и отмечает Рождество Иоанна Крестителя по старому стилю [8] [1]. Вообще, религиозный календарь славян сильно зависел от солнца. Зимнее солнцестояние, летний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие — вот четыре главные даты у наших предков. А на Купалу совершаются, пожалуй, одни из самых красивых обрядов. Иванов день, Купала, Колосок, Кресъ ст. Jован Игритель серб. Ассимиляция с христианством С принятием на Руси христианства многие языческие праздники не пропали насовсем. Из-за живучести обрядов и ритуалов языческой веры, даже несмотря на осуждения церкви , они сохранились, хотя и в изменённом виде. Один из главных народных календарных праздников — день Купалы — не исключение, он трансформировался в христианский праздник, но сохранил свой исконный смысл. В тот же день церковью отмечается рождество Иоанна Крестителя. При соединении названия праздника с именем ветхозаветного библейского святого появился новый праздник — «Иван Купала».
Иванова ночь (Канун середины лета)
Какого числа Иванов день 2024 в России | Иван Купала, Иван Цветный, Иван Травный, Иван Купальник, или Ярилин день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. |
Иван Купала в 2023 году: что за праздник, какого числа, что можно делать | это праздник плодородия, день оживления всего живого и открытие в себе новых жизненных сил. |
Третье обретение главы Иоанна Предтечи, Иванов день: что можно и что нельзя делать 7 июня | В Иванов день категорически запрещено ссориться и конфликтовать / Фото. |
Иванов день 2023: когда отмечают и как, приметы и традиции - 31.10.2023, Sputnik Южная Осетия | Народный праздник «Иван – Медвяные росы» отмечается 7 июня (по старому стилю – 25 мая). |
Иванов день: зачем 1 ноября устраивать застолье - МК Санкт-Петербург | 7 июля) отмечался в день летнего солнцестояния, то многие его атрибуты символизируют наше светило. |
Иванов день: история, традиция, приметы, что можно и нельзя делать
Иванов день, Купальская ночь, Купала, Иван Купала – все это названия одного из древнейших праздников восточных славян, который посвящен летнему солнцестоянию. 20 января — Иванов день (Зимний свадебник): что за праздник, традиции. 6 июля 2023 Народный праздник «Иван Купала» посвящён летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.
Ивана Купала 2023 года: какого числа, история, традиции и приметы. Ритуалы и обряды на праздник
Было принято выбирать «суженого» и, взявшись с ним за руки, прыгать через костёр. Если во время прыжка руки останутся вместе, то свадьба не за горами. Хорошей приметой считали, если вслед паре полетят искры от костра. В некоторых местах помимо костров жгли колёса или смоляные бочки — символы солнцеворота. Их скатывали с горы или носили на шестах. Девушки дарили понравившимся парням свой венок, который считался символом девичества. Купание на Ивана Купалу Обязательным обычаем праздника является массовое купание в водоемах.
Считалось, что на Ивана Купалу из рек выходит вся нечисть, поэтому купаться без опасений можно было до Ильина дня 2 августа. Вода в этот день наделялась целебными свойствами. Именно поэтому довольно часто её набирали и использовали для проведения различных обрядов. По народным поверьям, в день летнего солнцестояния вода может «дружить» с огнём. В честь этого жгли костры на берегу рек. Купальский венок Обязательным атрибутом праздника является купальский венок, который изготавливали из полевых трав и цветов до праздника.
Ближайший предшественник Иисуса Христа когда-то предсказал его пришествие, а потом крестил Спасителя человечества в святых водах реки Иордан. Печальная история, связанная с Иоанном Предтечей, уводит в далекие времена. Она — о том, как тетрарх Галилеи Ирод Антип забрал у брата его супругу Иродиаду, чтобы жениться на ней. Иоанн выступил против беззакония, чем навлек на себя гнев Иродиады. Правитель Галилеи согласился совершить преступление. Согласно преданию, Иродиада спрятала главу Крестителя во дворце, не дав похоронить ее вместе с телом. Глава несколько раз исчезала, потом ее находили. Третье обретение главы Иоанна Крестителя произошло 7 июня по новому стилю.
Сейчас глава Предтечи — одного из самых почитаемых святых — находится во Франции. Фото: pixabay. Еще в старину наши предки заметили, что 7 июня 25 мая по старому стилю травы покрываются медвяными капельками, так называемыми росами. Это были выделения тли, муравьев, медведок и червей, питавшихся растениями. Они считались опасными для детей, трав и животных. В старину говорили: «Выпала медовая роса — моровая на скотину пошла», «Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется, да больно выедает». C мором домашнего скота боролись по-разному. Считалось полезным прогонять скотину через пепелище, оставшееся от костра.
Фото: Светлана Лобова.
Это один из самых почитаемых святых в христианстве, который сыграл важную роль в евангельских событиях. Он предсказал пришествие Сына Божьего Иисуса Христа, крестил его в водах реки Иордан, проповедовал христианство и в конце жизни принял мученическую смерть. Как отмечают праздник Ивана Купалы В ночь на Ивана Купалу разжигали костры, плели венки из трав и цветов, пели и водили хороводы, а также с ног до головы обливались водой. А знахари 7 июля ходили в лес за травами и кореньями, веря, что они наделяются особыми свойствами.
В купальскую ночь искали клады. Только в эту ночь сокровища становились видимыми, так как выходили из под земли и светились синими огоньками. Если знать секрет, то клад можно не только найти, но и забрать себе. Но не все так просто, прежде чем идти за кладом, следовало найти цветок папоротника. Он обладал способностью делать человека невидимым. Будучи невидимкой счастливчик сможет видеть все клады, спрятанные под землей. Обладатель цветка сможет даже подчинить себе духов земли и те отдадут ему сокровища. Цветок папоротника найти совсем непросто, так как он цветет лишь раз в году. А именно в ночь на Ивана Купала. Его охраняет нечистая сила и не дает его срывать. Если даже найдешь цветок, то сорвать его бывает опасно. Эта опасность порой даже связана с риском для жизни. Но смельчаки были готовы это сделать. Только вот цветок никому не попадался. Помимо цветка папоротника собирали и другие чародейские травы. Ими лечились круглый год от разных болезней и хворей. Помимо этого использовали их как обереги и амулеты. Собранные в этот день, они считались наиболее целебными, чем сорванные в другие дни. Во время сбора читали заговор: Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати. Травы и цветы собирали и клали под Иванову росу. Затем сушили и использовали весь год, вплоть до следующего дня Купалы. Собирали разные целебные растения, но особо почитали следующие. В корне растения на глубине двух аршин находится особый крест. Если найти его, то он станет отличным оберегом от колдунов, ведьм и нечистой силы. Его затыкали в щели ворот и дверей, таким образом не пускали в дом колдунов. Траву также затыкали под кровлю крыши. Благодаря такой защите отгоняли от дома чертей. Из него плели обрядовые венки и совершали с ними ритуалы. Под корнем растения искали земляной уголь. Он помогал избавиться от падучей и черной немочи. Корень чернобыльника также избавлял от этих болезней. Его топили в молоке, использовали, когда ребенок без конца плакал. Еще давали при бессоннице. Траву вначале требовалось вместе с корнем выкопать на заре купальского дня. После чего высушить и размолоть в порошок. Им посыпать раны, порезы, опухоли и нарывы. Отсюда собственно и идет название. Ею окуривали больной домашний скот и отелившихся коров. Тем самым отгоняли злых духов и лечили от болезней. Ее раскладывали в каждом углу избы, чтобы в нее не проникли воры. По поверью Иван будет разговаривать с Марьей и воры подумают, что в доме кто-то есть. В Иванов день девушки плели венки из трав и цветов, а вечером пускали их в воду. Многие при этом загадывали — если венок потонет, то значит в этом году она не выйдет замуж. Если же поплывет в правильном направлении, то быть замужеству. Вечером девушки собирались у кого-то на дому и толкли в ступке ячмень под пение песен. На следующий день поутру варили из него кутью и ели. Делали это очень рано, чтобы потом еще успеть собрать росу и умыться ею для красоты и молодости. В праздник пели обрядовые песни, в которых славили Купалу. Его при этом называли — любовный, чистоплотный, травник, веселый. Все эти эпитеты напрямую связаны с обычаями праздника. Прозвание «любовный» означает, что в праздник допускаются относительно вольные отношения между парнями и девушками. Особенно это практиковалось в языческих традициях. При христианстве отношения стали строже, но все же они также имели место. Эпитет «чистоплотный» объясняется просто. В праздник принято купаться в озерах и реках, тем самым совершать обряд очищения. Купала-травник тоже вполне объяснимо. Выше рассказывается о чудодейственных травах, которыми лечились и использовали как обереги от порчи. Если сравнивать его с другими, то он самый веселый, и повторюсь — самый разгульный. Вечером перед праздником жгли очищающий костер. Со всего села стаскивали на поляну кучу хвороста и выкладывали из него высокое костровище в виде пирамиды. Во многих местах в центр устанавливали шест. На него крепили колесо или небольшую смоляную бочку.