части выставки Еврейский авангард. В Еврейском музее и центре толерантности в сентябре во второй раз пройдет программа Avant-Garde LAB. Эволюция еврейского авангарда на выставке в Москве. В Еврейском музее и центре толерантности открылся главный выставочный проект весны — выставка «Еврейский авангард.
Выставка русского авангарда открылась в Еврейском музее
Экспозиция продемонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной. еврейский музей, выставка, еврейский авангард В экспозиции можно увидеть проекции панно Марка Шагала для ГОСЕТа. Увязывать еврейский вопрос с дискуссиями об авангарде и современном искусстве — любимое занятие антисемитов. С 6 марта по 9 июня 2024 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет главная выставка этой весны «Еврейский авангард. Интерфакс: В Еврейском музее и центре толерантности 19 октября откроется выставка авангарда "Мир как беспредметность.
Выставка русского авангарда открылась в Еврейском музее
Экспозиция продемонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной. Где: Еврейский музей и центр толерантности Адрес: улица Образцова, 11, стр.1а До: 9 июня 2024 Выставка “Еврейский авангард.-3. выставка "Еврейский авангард.
В Москве открылась выставка-ретроспектива еврейского авангарда
Увязывать еврейский вопрос с дискуссиями об авангарде и современном искусстве — любимое занятие антисемитов. До 9 июня в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Еврейский авангард. В Еврейском музее и центре толерантности 6 марта открывается выставка «Еврейский авангард.
Международная выставка Артура Мирзояна и Арсена Агаханянца «Пробуждая Титанов».
Она особенно интересна тем, что в творчестве этих мастеров тогда очень ярко проявлялись основные тенденции еврейского авангарда. части выставки Еврейский авангард. 23 марта в Российском Еврейском музее и Центре толерантности в Москве стартует цикл из 9 лекций «Евреи в Авангарде». Выставка показывает эволюцию авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии. Новости компаний.
Еврейские краски на палитре русского авангарда
5 марта 2024 года в Еврейском музее и центре толерантности открылся главный выставочный проект весны «Еврейский авангард. Нашлось на выставке «Еврейский авангард» место и для оригинальной живописи Роберта Фалька, Давида Штеренберга и Натана Альтмана. По словам Александра Бороды, авангард играет для Еврейского музея принципиально важную роль. Новая экспозиция стала уже четвертым крупным проектом по работе авангардистов. В Еврейском музее и центре толерантности покажут шедевры русского авангарда. Экспозиция проследит зарождение и развитие еврейского модернизма как нового явления в искусстве ХХ века. Выставка продемонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка, на которой представлено собрание работ ключевых действующих лиц русского авангарда.
Цикл лекций «Евреи в Авангарде»
Ведущие еврейские художники — Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Элиэзер Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и другие, принадлежавшие к различным течениям авторы, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства». Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме. Крупнейшими экспериментальными площадками нового еврейского искусства были национальные театры, прежде всего Московский государственный еврейский камерный театр ГОСЕТ. Театральные композиции Шагала, по многим свидетельствам, влияли не только на общее оформление постановки, но и на стиль театральной игры еврейских актёров. Представленный на выставке цикл произведений «Введение в еврейский театр» признан одной из бесспорных вершин творчества Шагала. В этот же раздел войдут произведения Александра Тышлера и Марка Эпштейна, сотрудничавших с другим авангардным коллективом — с Театральной студией «Культур-Лига» под руководством Эфроима Лойтера.
Суетина, Хидекеля, полотна Хаи Каган выказывали ее внимательное и бережное отношение к плоскости; работы одаренной витеблянки отличались также тонкостью и живостью колорита. Впоследствии она работала под руководством Малевича в петроградском Государственном институте художественной культуры; деятельность Хаи Каган в качестве художницы Ленинградского фарфорового завода придала новые качества ее абстрактному геометризму - кагановские полотна и росписи по фарфору синтезировали супрематические уроки и сочную нарядность европейского Арт Деко. Заключительный этап русского авангардизма обнаружил его органичные видоизменения - наступил черед отрицания предыдущего формально-аналитического пути.
Витебск и его художественная жизнь и тут могли послужить моделью общих сложных процессов. Часть учеников Малевича, упорно овладевавших новыми системами в искусстве, не чувствовали себя удовлетворенными строгим, без-образным, умозрительным абстрактным искусством. Приехавший в Витебск Роберт Фальк с его живописным сезаннизмом и почитанием натуры оказался для многих из уновисцев гораздо привлекательнее. Однако возвращение к фигуративному искусству вовсе не означало возникновения былых национальных интересов: поиски национальной самотождественности остались в далеком прошлом, не волновали молодых живописцев, хотя все они успели родиться в черте оседлости и ушли к художнику, служившему - наряду с Шагалом и Альтманом - образцом и примером новейшего еврейского живописца. Решающую роль сыграло здесь укоренившееся со времен революционного авангардизма представление, что все передовое, прогрессивное, новаторское - интернационально, и, напротив, все национальное - отсталое, устаревшее, отжившее. Творческое развитие представителей художественной генерации, родившейся около 1900 г. Учениками столпов авангардизма - Малевича, Татлина, Родченко, Удальцовой, Экстер - числили себя молодые художники, воспитывавшиеся во Вхутемасе. В стенах этого знаменитого учебного заведения, бурлящего всевозможными художественными направлениями, одной из самых ярких стала группировка проекционистов, сложившаяся к 1922 г.
Идеологом и организатором ее был живописец Соломон Никритин. Местом собраний они избрали Музей живописной культуры, один из центров аналитического изучения искусства в Москве: Никритин был председателем исследовательского отдела Музея, в художественный совет которого вошли также Вильямс, Лабас, Тышлер. В стенах Музея была устроена первая выставка проекционистов декабрь 1922 г. Сформировавшись в лоне авангардизма, собственный вариант левого искусства проекционисты представили на 1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства в Москве май 1924 г. Зрелый мастер, преподаватель Вхутемаса, он солидаризировался с ищущей молодежью - его мини-выставка высветила те глубинные изменения, что произошли в художественном мировоззрении бывшего киевлянина, активного деятеля Культур-Лиги. Скульптор Иосиф Чайков пережил эволюцию, в чем-то сходную, в чем-то отличную от эволюции своего коллеги Лисицкого. Сперва Чайков из страстного энтузиаста национального возрождения превратился в не менее страстного поборника безнационального, но классового "нового мира", став создателем выразительных скульптур конструктивистского склада именно они и были показаны на 1-й дискуссионной выставке. Чайков был по-своему логичным и последовательным мастером, - ибо, утвердившись в новом художественном мышлении, он, по мере нарастающей агрессии официальной коммунистической идеологии, развивался в нужном ей направлении и безоговорочно принял впоследствии идею Советского государства как подлинного воплощения "нового мира"; скульптор верой и правдой служил ему, став одним из столпов социалистического реализма.
Возвращаясь к группе проекционистов, нужно подчеркнуть, что название свое она получила от теорий, проповедуемых ее инициатором Никритиным; он же являлся автором декларации объединения, помещенной в каталоге выставки. Спектакли "Проекционного театра" в режиссуре Никритина сочетали своеобразное кинетическое искусство, "заумную" поэзию, пантомиму, "конкретную" музыку шумов и звукоподражаний и т. Они, как и следовало ожидать, вызвали бурно-негативное отношение к себе партийных и пролетарских критиков. Так, целокупным творением Никритина была емкая экспозиция, составленная из графиков, чертежей, таблиц, пояснительных текстов, утверждающих проекционизм и в качестве метода, и в качестве объекта репрезентации; увенчивал же весь этот комплекс своеобразный артефакт, натуралистически написанный портрет с экспликацией: "Выставляю, как показатель своего профессионального мастерства, от которого отказываюсь, считая его социально реакционным". Метод проекционизма был оригинальным вкладом Никритина и его друзей в актуальнейший в те годы художественно-общественный процесс, протекавший под лозунгом "искусство в жизнь". Однако в отличие от производственников и конструктивистов, конструировавших среду обитания "нового человека", проекционисты избрали полем деятельности духовную сферу, полагая необходимым прежде всего разбудить творческие способности каждого индивидуума. Искусство самого Никритина, генератора смелых художественных идей, и в дальнейшем развивалось под знаком стремления вернуть художнику роль философа и пророка в жизни общества. Обладавший сильной художественной энергетикой, погруженный в экзистенциальные проблемы, живописец Никритин писал полотна, вопиюще противоречащие всему строю крепнувшего тоталитаризма.
Обнаженная экспрессия "Кричащих женщин", мрачного кафкианского "Суда народа", метафизический пафос картины "Старое и новое" заставляют и сейчас признать справедливым за исключением, пожалуй, единственного слова - "классовая" высказывание одного из его гонителей: "Это классовая атака против советской власти". Группа проекционистов - за исключением самого Никритина - составила ядро нового объединения, заявившего о себе менее чем через год: в апреле 1925 г. В названии общества полемически утверждался главный смысл деятельности его инициаторов - создание живописных станковых произведений, картин. Борьба против картины, нерв дискуссий и диспутов художественной жизни раннесоветских лет были обусловлены мировоззренческими установками производственников, конструктивистов, отрицавших живопись как таковую. В лице членов нового общества станковое искусство обрело молодых приверженцев: остовцы отводили картине высшую ступень в художественной иерархии видов и жанров, делали ее "царицей искусства", квинтэссенцией образного постижения и претворения мира. Фигуративная, ассоциативно-образная живопись остовцев в определенной мере была реакцией на внеличностную, антипсихологическую, дегуманизирующую сторону радикального авангарда. Но радикализм новых станковистов был таким же бескомпромиссным: в глазах наследников беспредметного искусства единственной высшей формой творческой деятельности являлся художественный образ, воплощенный традиционными живописными средствами. Как известно, в 1920-е годы в Европе повсеместно совершился поворот к фигуративному искусству реалистической ориентации; в исторической перспективе искания и достижения остовцев полностью вписывались в этот общеевропейский процесс, - правда, с неизбежными модификациями, обусловленными советской социально-общественной ситуацией.
Он всегда был сторонником станкового искусства, полагая его оплотом культурных ценностей и высокого профессионализма. Пуристические натюрморты и композиции Штеренберга соединили уроки его французских лет с пластическими завоеваниями, ведшими свою родословную от крайне левых экспериментов в русском авангарде: изощренные фактурные разработки опосредованно свидетельствовали о внимании автора к татлинской "культуре материала", а чистота и пустынность больших цветовых плоскостей его полотен хранила воспоминание о геометрической строгости супрематизма. Творчество Штеренберга, манифестирующее традиционные достоинства станковой картины, по праву служило знаменем ОСТа. Члены общества, одинаково ценя качественные критерии в изобразительном искусстве, успешно вели каждый свою тему в пространстве фигуративной живописи. Оба они, пройдя через базисную формально-аналитическую школу авангардизма, вернулись к композиционной фигуративно-образной живописи, способной выразить разнообразные и сложные смыслы, укорененные во многих сферах человеческой культуры. В своих полотнах Лабас опоэтизировал урбанистически-техницизированный новый быт, не избегая символически-метафорических обобщений. От авангардистского мироощущения он унаследовал пристрастие к новизне как безусловно положительному, прогрессивному феномену; восторг художника перед возможностями человека, рожденными эрой воздухоплавания, заставлял вспомнить об энтузиазме итальянских и русских футуристов, фетишизировавших технику, машину. Собственно живописные задачи - воплощение динамики, ритма, стремление воспроизвести огромную панораму, открывавшуюся с высоты полета рукотворных птиц, - сформировали индивидуальную манеру Лабаса: элегантность, легкость, эскизность рисунка, "вкусность" красочных симфоний его холстов говорили о приверженности французской художественной традиции с ее приоритетом колоризма.
Входя в круг проекционистов, на 1-й дискуссионной выставке он экспонировал наряду с отвлеченно-аналитическими композициями "Цветоформальное построение красного цвета", "Цветодинамическое напряжение в пространстве" и т. В ОСТе дарование Тышлера расцвело свободно и пышно. По мифотворческому потенциалу своего искусства молодой живописец был сравним разве лишь с Марком Шагалом - художником, которого боготворил много позднее именно Тышлер, подвергаясь немалой опасности, спас шагаловские панно после разгрома Государственного Еврейского театра, собственноручно доставив их в Третьяковскую галерею. Его творчество, как и шагаловское, выросло на впечатлениях детства, детства мальчика из небогатой семьи ремесленника-еврея в черте оседлости. Визионер, рассказчик-фантаст, Тышлер сумел соединить в своих магических картинах иррационально-интуитивные и конструктивные начала; в его холстах, рисунках, литографиях столь полно, столь счастливо сочетались мудрость и детская наивность, мягкий юмор и трагичность, лукавая ирония и скорбь. Еврейскую органику этого удивительного живописца, сказывавшуюся в этническом темпераменте, неуловимо-неискоренимой специфической окраске мироощущения, порожденного всей национальной историей, - никто не властен был истребить, даже он сам. В значительной степени именно эта органика и привела к тому, что Тышлер стал самым одиозным, самым преследуемым живописцем ОСТа - хотя и Штеренбергу, и Лабасу, и Шифрину, и другим пришлось вынести и пережить немало. Социально-общественная ситуация 1920-х исподволь вела к тому, что все чаще и гуще в художественную жизнь вплетались политические мотивы.
Художники ОСТа, наследники авангарда революционного искусства, подчинявшиеся имманентным законам художественных процессов, оказались удобной мишенью для обвинения в оппозиционности к революции и диктатуре пролетариата. Официально ОСТ просуществовал до 1932 г. Из объединения вышли живописцы, четко осознавшие к тому времени свое предназначение быть верными помощниками и проводниками партийной идеологии: они образовали "Изобригаду" "Бригаду художников". В "египетском плену" социалистического реализма - такое название установилось за художественным стилем советской разновидности тоталитаризма - уцелеть довелось самым стойким. Среди них были художники разного национального происхождения. Однако хочется думать, что для Роберта Фалька, Александра Тышлера, Соломона Никритина - их индивидуальность не смогла раздавить вся государственная махина - существование в условиях беспросветно-лучезарного официального искусства было хоть в какой-то степени облегчено благотворным генетическим опытом, национальным опытом еврейского народа по выживанию, скрытому противостоянию и способности сохранить свою целостность в условиях, когда возможностей спастись, кажется, нет. Художественное наследие советской эпохи облечено ныне в упрощенную и схематическую концепцию "великой утопии" тоталитарного искусства: тем большую ценность приобретает "другое искусство", искусство сопротивления - его творцами были мастера, сумевшие в условиях торжествующего тоталитаризма не предать ни себя, ни своего земного предназначенья. Вкладу художников еврейского происхождения в русское искусство была посвящена отдельная выставка, проведенная в Музее Израиля в Иерусалиме в июне 1987 года куратор Рут Аптер-Габриэль.
Tradition and Revolution. Jerusalem, The Israel Museum, 1987. Школьник Иосиф Соломонович 1883 - 1926 - живописец, график, театральный художник, художественный деятель. Учился в Одесском художественном училище, затем в Высшем художественном училище при Петербургской Академии художеств. В 1908 г. Кульбиным, пропагандистом новых направлений в искусстве. В конце 1909 г. Школьник стал секретарем этого общества, редактором ряда изданий, автором статей в двух сборниках "Союза молодежи" оба СПб.
Одной из самых известных работ Школьника стало оформление совместно с П. Филоновым и О. Розановой трагедии "Владимир Маяковский", поставленной в "первом в мире театре футуристов" в декабре 1913 г. В 1917 г. Школьник сыграл большую роль в создании Союза деятелей искусств в Петрограде. В 1918 г. С 1919 г. Школьник состоял профессором-руководителем декоративного класса петроградских Государственных свободных художественных мастерских.
Произведения И. Школьника, одного из ведущих мастеров петербургского авангарда, хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственной Третьяковской галерее Москва. В общество входили В. Бурлюки, К. Малевич, О. Розанова, В. Татлин, П. Филонов, И.
Школьник и др. Было выпущено три номера журнала-альманаха "Союз молодежи" 1912-1913. Руководители "Союза молодежи" придерживались линии умеренного новаторства; на выставках объединения было представлено все многообразие течений в русском авангарде - от постимпрессионизма до беспредметничества. В результате внутренних конфликтов "Союз молодежи" распался в 1913 г. В марте - апреле 1917 г. Жевержеев и И. Школьник - пытались возродить общество, но его новая жизнь была краткосрочной. Тепер Иосиф Наумович 1886 - после 1921 - живописец, график.
В 1910-е годы жил в Париже, участвовал в художественной жизни русской колонии. Совершил путешествие в Палестину. После революции поселился в Москве, участвовал в деятельности Московского отделения Еврейского общества поощрения художеств, выставлялся на выставке художников-евреев. Был сотрудником Наркомпроса. Луначарский отметил в своей статье: "В одесском художественном училище он пробыл всего один год, а затем поехал за границу. Был он в разных странах.
А традиция заключается в том, что мы делаем выставки русского авангарда — уже не первую и не вторую, а четвертую. Все они были очень разные и, что важно, очень живые.
Настоящая выставка — не исключение. Когда мы ее готовили, у нас родилась идея показать период русского авангарда — короткий, но очень насыщенный, связанный прежде всего с именем Малевича — не просто академически — было так и вот так, — а изнутри, с помощью замечательных дневников ученика Малевича Льва Юдина, который в 16 лет попал к нему в мастерскую и сразу же начал вести записи. Эти дневники и легли в основу нашей выставки. Мы показываем то время, картины как бы взглядом самого Юдина, художника, который был очень тонким, чувствующим человеком, искренне любившим Малевича, несмотря на его трудный характер, стремление быть во всем главным. И в этом, на мой взгляд, оригинальность нашего проекта. Не говоря уже о том, что в экспозиции представлены уникальные работы, которые мало кто видел и мало кто знает.
На выходе получался спектакль, который транслировал общественно-политические и национальные идеи его создателей. Спектакли выстраивали по критериям авангардной эстетики — это можно проследить в пространственных фантазиях Шагала его цикл «Введение в еврейский театр» стал знаковым примером еврейского художественного авангарда , конструктивистских проектах Исаака Рабиновича в них представление могло разворачиваться одновременно в трех измерениях сцены.
В экспозиции обращают на себя внимание символичные карандашные эскизы театральных костюмов Александра Тышлера и красочные зарисовки Марка Эпштейна. Яркие рисунки работы Рабиновича для спектакля «Суд идет» противопоставляются эскизам мизансцены к постановке «Ночь на старом рынке» Роберта Фалька. Заключительная часть выставки показывает, как трансформировалась стадия абстрактного пластического эксперимента у еврейских мастеров. Здесь заметно влияние европейского авангарда — еврейские мастера строили работу, опираясь на зарубежный опыт. В это время усиливался вненациональный характер риторики мастеров и его универсальный смысл. Отправной точкой стало открытие кубизма — на выставке представлены сезанистские натюрморты Фалька, то, как геометрическую абстракцию осмысляли Яков Пайн, Давид Штеренберг. Еврейские художественные объединения были ликвидированы в середине 1920-х гг. Новыми темами становились успехи «социалистического строительства», еврейские колхозы представлены в графических сериях Марка Эпштейна , новое прочтение образа «еврейского местечка» работы Сарры Шорр, Герша Ингера с сохранением модернистских приемов.
«Еврейский авангард» в Еврейском музее
Какое место мы занимаем среди других народов? И что такое наша культура? И каким должно быть наше искусство? Оно уже было создано в местечках Литвы, Белоруссии и Украины и оттуда докатилось до Парижа... Удивительно, но ни одна другая эпоха в истории искусства не знала столько еврейских имен. Почему евреи в ХХ веке вдруг оказались в авангарде художественных экспериментов?
И разочарование это будет неизменно горьким. Эту выставку нужно возить по диаспорам. И показывать там евреям. Уж очень она наглядна и поучительна. Еврейские художники, недавно вышедшие из гетто, были полны надежд и устремлений. Они нашли, казалось бы новый универсальный язык, авангардный, футуристический. Они смело смешивали краски, использовали основы кубизма, дающего значимость и монументальность.
И что такое наша культура? И каким должно быть наше искусство? Оно уже было создано в местечках Литвы, Белоруссии и Украины и оттуда докатилось до Парижа... Удивительно, но ни одна другая эпоха в истории искусства не знала столько еврейских имен. Почему евреи в ХХ веке вдруг оказались в авангарде художественных экспериментов? Что в еврейской культуре попало в нерв времени?
С начала 1920-х эпицентром этого искусства стала Москва, где с марта по апрель 1922 года и состоялась знаковая выставка. И эта оценка имеет стадию исторической перспективы. Наверное, когда она организовывалась, не было ощущения, что это высшая точка, после которой ничего не последует, — рассказала «Известиям» куратор выставки Мария Гадас. По словам Гадас, залы максимально приближены к проекту 1922 года, но неточности всё равно неизбежны. Дело в том, что каталог, как и все каталоги того времени, не был полным: там указаны названия, но нет, например, размеров работ. Но зато все художники расположены в том же порядке, в каком они и были собраны. Живопись Шагала с выставки 1922 года представлена проекцией — Третьяковская галерея не смогла предоставить его картины Еврейскому музею. Для них эта сложность связана с тем, что нужно искать замену. И мы решили, что вполне приемлемой подачей будут проекции. Конечно, мы могли бы взять поздние работы Шагала, но они не вписывались во временной контекст нашей выставки, — объяснила куратор. В создании проекта приняли участие в том числе ГМИИ имени Пушкина, Третьяковская галерея, Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей истории евреев в России, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, а также частные коллекционеры.
Шагал, Альтман и Штеренберг: еврейский авангард на выставке в Москве
Выставка «Блуждающие звезды: советское еврейство в довоенном искусстве» - FoxTime | Куратор выставки, исследовать русского авангарда Андрей Сарабьянов отметил, что это не первая выставка в Еврейском музее о русском авангарде. |
В Еврейском музее открылась новая выставка | BURO. | Это и не только на новой выставке в Москве, которая открылась в Еврейском музее и Центре толерантности. |
Еврейский авангард: от местечкового — к универсальному
Билеты на выставку «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» в 2024 году в Москве | В Еврейском музее и центре толерантности прошел предпоказ главного выставочного проекта весны «Еврейский авангард. |
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие | 6 марта в Еврейском музее и центре толерантности стартует масштабный выставочный проект «Еврейский авангард. |
В Москве открывается выставка картин Шагала, Альтмана и Штеренберга - МК | Последние новости. |
«Еврейский авангард» и «Архитектура конструктивизма»: 20 выставок весны в Москве — Большой город | 5 марта в Еврейском музее и центре толерантности открывается главный выставочный проект весны «Еврейский авангард». |