Плюсы и минусы семейного образования. У обучения в онлайн-школе есть не только преимущества, но и недостатки. Семья как школа: о плюсах и минусах домашнего обучения. Что ждет в следующем году родителей России, которые учат своих детей дома? Чего в домашнем обучении больше – плюсов или минусов, разбирался Плюсы и минусы обучения на дому. Семья как школа: о плюсах и минусах домашнего обучения. Что ждет в следующем году родителей России, которые учат своих детей дома?
Как перевести ребенка на домашнее обучение и в чем его плюсы и минусы?
Сегодня рассмотрим плюсы и минусы домашнего обучения, дав слово людям, которые точно знают, что это такое. Плюсы и минусы домашнего обучения детей. Однако недавнее исследование показало, что у домашнего обучения (как и у всего на свете) есть как неоспоримые плюсы, так и серьезные минусы.
Как организовать домашнее обучение ребенка
О плюсах и минусах данного вида обучения она рассказала «Известиям» 7 февраля.В первую очередь Калинина отметила, что разделяют такие понятия, как домашнее и семейное обучение. И вот тут есть огромный и, пожалуй, единственный минус домашнего обучения, который нельзя уравновесить ни одним плюсом. Однако недавнее исследование показало, что у домашнего обучения (как и у всего на свете) есть как неоспоримые плюсы, так и серьезные минусы. Чем домашнее обучение отличается от семейного образования? Как перевести ребенка на домашнее обучение, как оно проходит и сколько стоит домашнее образование — узнайте в материале Forbes Life. Это смешанная форма обучения: большую часть ученики проводят дома и осваивают все сами, а один день в неделю встречаются в школе.
В школе хорошо, а дома – лучше?
А вот в младшем школьном возрасте высшая мотивация, то есть осознанная потребность в получении знаний, встречается редко. Поэтому уровень обучаемости ребенка в домашних условиях снижается. Нельзя забывать и о том, что эффективность учебной деятельности малыша зависит и от уровня самооценки. Оценка же собственной деятельности формируется, главным образом, под влиянием мнения учителя.
Особое значение дети придают своим интеллектуальным способностям и тому, что о них и их способностях думают другие дети. Во время индивидуального обучения ребенок не имеет возможности сравнить свои успехи с успехами сверстников и реально себя оценить. Когда, в дальнейшем, он окажется в коллективе и увидит детей, чей уровень развития превышает его, это может спровоцировать неуверенность в себе и породить ряд комплексов.
И, наконец, примерно в пять лет ребенок начинает контролировать свои действия. Самоконтроль сопряжен с чувством ответственности и самостоятельности. При домашнем обучении его формирование может искажаться.
В школе же ребенок постоянно оказывается в ситуациях, когда он должен отвечать не только за себя, но и за других, а дома такого, как правило, не происходит Остальные ответы.
Разумеется, речь идет о младших классах. В средней и старшей школе учителя необходимы, поскольку просто невозможно будет дать ребенку предметы на том уровне, которого требует школа. С социализацией у Саши проблем нет, поскольку она ходит на дополнительные занятия.
Аня, 18 лет: Я была на домашнем обучении с 7 класса. Это были лучшие годы в моей жизни: я высыпалась, сама планировала свое время, а в 10 и 11 классе я прекрасно подготовилась к ЕГЭ, потому не тратила много времени на ненужные предметы. Со школы у меня уже были друзья, поэтому с этим проблем не было они, кстати, все мне завидовали. Я очень благодарна родителям, что они дали мне такую возможность.
Большой выбор преподавателей Поступив в онлайн-школу, ребёнок может попробовать учиться у разных преподавателей одного предмета и остановить выбор на том педагоге, с которым интереснее и понятнее всего. Яна Негина, ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда», вспоминает , что вне семейного образования это не всегда работает: «В обычной школе из интересных предметов делают такие, на которых хочется заснуть. Постепенно у меня накапливалось отвращение к предметам, которые на самом деле мне интересны». Если на домашнем обучении стиль педагога вгоняет в тоску — можно легко сменить преподавателя и найти того, с кем подросток на одной волне. Нет нужды заниматься с нелюбимыми педагогами и потихоньку ненавидеть школу. Не нужно тратить его на: дорогу до учебного заведения — учимся из дома; бесполезные предметы — учим только нужное; дисциплинарные нотации, выговоры всему классу, перекличку и другие организационные моменты — их нет. Сэкономленное время можно отвести на дополнительные кружки, секции, отдых и общение с близкими. Время на хобби Если перед обычным школьником нередко стоит вопрос «Как выкроить свободное время? Поскольку в нашей онлайн-школе учителям не приходится поддерживать дисциплину и решать организационные вопросы на уроках, объяснение каждой темы занимает меньше времени, а общее количество уроков снижается. Даже у старшеклассников «Домашней школы Фоксфорда» не больше четырёх занятий в день.
Всё остальное время ребята могут потратить на творчество и увлечения. Например, для учеников Домашней школы «Фоксфорда» работает 40 онлайн-клубов по самым разным интересам: от аниме до античной философии, от бисероплетения до программирования и пластилиновой мультипликации. Забота о здоровье Обучение дома во многом положительно сказывается на здоровье. Самое очевидное: ребёнок высыпается. Уроки в онлайн-школах начинаются, как правило, не раньше 10 утра. Дома вы можете быть уверены и в качестве пищи, которую ест школьник. Ну и главное — это нагрузки. Из-за того, что в онлайн-школах существенно экономится время, процесс учёбы более сбалансирован.
Я выбрала семейную форму, потому что хотела получить максимальную свободу в формировании учебного графика, сделать упор на профильные предметы и дополнительное образование. Как мы подобрали школу для промежуточной аттестации Нам с дочерью хотелось проходить промежуточную аттестацию в максимально комфортных условиях: из дома то был первый год пандемии коронавируса , на бесперебойно работающей платформе с возможностью фиксации ответов и последующей апелляции.
Поэтому мы решили не просто прикрепиться для промежуточной аттестации к одной из аккредитованных государственных школ их список можно посмотреть в местном департаменте образования или попытаться найти в интернете; к примеру, реестр аккредитованных московских школ опубликован на Портале открытых данных Правительства Москвы , а заключить платный договор со школой, которая специализируется на аттестации учеников, находящихся на семейном обучении. Была выбрана школа «Наши Пенаты» сейчас «Международная школа смешанного обучения» — в ней хорошо то, что аттестация включает развернутые задания различной степени сложности по каждому предмету, причем часть этих заданий проверяется педагогами вручную, а по итогам проверки даются краткие комментарии-рекомендации. Ребенок получает три попытки сдать каждый предмет. По физкультуре, музыке, ИЗО и технологии школа засчитывает в качестве аттестации справки из школ дополнительного образования и спортивных секций с указанием количества пройденных часов. Приятным сюрпризом стало то, что у «Международной школы смешанного обучения» на платформе IBLS есть система экспресс-вебинаров, позволяющая быстро повторить материал перед аттестацией. Кроме того, выбранная нами школа стимулирует участие детей, находящихся на семейном обучении, в проектах, клубах, в том числе связанных с профориентацией, помогает решить вопросы регистрации на олимпиадах. Онлайн-школа или самостоятельные занятия Признаюсь, поначалу было страшно: казалось, что изучать самостоятельно полтора десятка предметов, да еще нагонять по ним упущенное — непосильная задача, поэтому было решено купить доступ к полному курсу уроков известной онлайн-школы в нашем случае это была школа «Фоксфорд». Школа предоставляла самые различные возможности — от базового курса в записи до присутствия на уроках онлайн в мини-классе и индивидуальных занятий с репетитором по самым сложным темам курса. Нам оказалось достаточно базового курса в записи — он дисциплинировал дочь, с ним было легко соотносить темп прохождения программы. Использование уроков онлайн-школы позволило сократить расходы на бумажные учебники: я приобретаю их только по самым важным для ребенка предметам.
В случае, если бы дочь полностью занималась самостоятельно, потребовался бы более строгий контроль с моей стороны и более развитые навыки работы с традиционными учебными пособиями у нее. Как перейти на семейное обучение и не нарушить закон Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, родителям необходимо сделать следующие шаги: Предоставить в школу, из которой уходит ребенок, заявление о переходе на семейное обучение по собственному желанию. Иным образом мотивировать ваше решение не нужно. Получить в школе личное дело ребенка и медицинскую карту. Скорее всего, далее эти документы будут храниться у вас, поэтому в них надо не забывать вкладывать аттестационные ведомости и делать отметки о прививках согласно национальному календарю ответственность за его соблюдение целиком лежит на плечах родителя ребенка, находящегося на семейном обучении.
Надомное, семейное и дистанционное обучение: чем отличается, сколько стоит и как перевести ребенка
Работая в школе, наблюдаю разный опыт с детьми, которые были на домашнем или семейном обучении. Образование на дому имеет и другие плюсы. Плюсы и минусы, как оформить домашнее обучение юридически, вопросы по школьному аттестату при домашнем обучении, ЕГЭ. Плюсы и минусы > Образование > Стоит ли переходить на домашнее обучение? Поэтому, для того, чтобы принять решение о переходе на семейное обучение, необходимо взвесить все плюсы и минусы этой формы образования, а также оценить возможности своей семьи. О плюсах и минусах домашнего образования и других альтернативах традиционной школе рассказывает эксперт Family Tree, нейропсихолог, консультант по вопросам обучения детей Анна Высоцкая.
Домашнее обучение детей: плюсы и минусы
В противном случае качественного образования получить не удастся. Стоимость домашнего образования Несмотря на то, что Вам не надо будет покупать школьную форму там, где она есть и нести другие материальные расходы, связанные с обучением в школе, затраты на домашнее образование могут оказаться выше. Прежде всего, это обеспечение качественного учебного процесса. Например, если Вы решили с помощью дополнительного образования улучшить знания ребенка, Вам придется платить за это. Сюда могут входить занятия с периодически приходящим преподавателем, платный образовательный он-лайн сайт или посещение дополнительных занятий на платной основе. Кроме этого, один из родителей при домашнем обучении не работает, а следовательно, не получает зарплату, что отражается на общем доходе семьи. В итоге самостоятельное обучение по общей стоимости может оказаться значительно выше, чем в обычной школе, но в этом случае Вы получите уровень знаний, превосходящий средний школьный уровень.
Виды домашнего образования Надомное обучение При таком подходе ребенку составляют индивидуальный план обучения школьные педагоги: учителя приходят на дом и читают предметы согласно графику. Этот вид образования обычно назначается при наличии медицинских показаний. Экстернат Ребенок изучает школьную программу либо самостоятельно, либо с помощью родителей. Обучение происходит в удобном для него темпе и режиме. Такая методика предполагает самостоятельный контроль сдачи экзаменов, к примеру, ребенок может освоить двухлетнюю программу за один год и вырваться вперед своих сверстников по развитию. Самостоятельное обучение В данном случае ребенок сам выбирает стиль обучения, родители не принимают в этом никакого участия.
В первом случае ребенок 2-4 учебных дня приходит в школу на определенные уроки, а остальные осваивает дома и только сдает с классом аттестационные работы. Домашнее обучение в заочном формате предполагает, что ученик посещает школу раз в месяц или в несколько месяцев. Как правило, за эти визиты разбираются сложные темы, определяется план обучения на четверть. В остальное время учителя приходят к ребенку домой, а промежуточную аттестацию ученик сдает дистанционно или очно. Сколько стоит домашнее обучение При наличии разрешения комиссии МСЭ домашнее обучение оказывается на безвозмездной основе. Родители не платят ни за работу педагогов, ни за учебные пособия. Последние выдаются библиотекой бесплатно. Кроме того, учитель обязан проконсультировать родителей, если появилась такая необходимость.
При домашнем обучении можно забыть про школьную форму и сменную обувь, а также исключить расходы на нужды класса. Но вот без канцелярских принадлежностей не обойтись. Возможны ситуации, при которых школьная библиотека не способна обеспечить учебниками или методическими пособиями. В таком случае придется приобретать их самостоятельно. Что такое семейное обучение Учиться дома ребенок может не только по состоянию здоровья, но и по личным соображениям семьи. Семейное образование - это обучение ребенка своими силами. То есть учителями выступают или сами родители, или приглашенные репетиторы. Такая учеба отлично совмещается с альтернативными способами передачи знаний - онлайн-курсами, тестами, видеуроками.
Ученик посещает школу только для сдачи промежуточной и итоговой аттестации. Перевести ребенка на семейное обучение можно в любом классе, в том числе сразу выбрав этот формат для будущего первоклассника. Вернуться обратно в школу можно так же в любое время, написав заявление и сдав промежуточные экзамены. При этом законом предусмотрен контроль за обеспечением ребенка общим образованием. То есть просто забрать его из школы и не обучать - незаконно, и за это грозит штраф. Важно отметить, что школа обязана обеспечить школьника на семейном обучении необходимыми имеющимися в библиотеке учебниками и пособиями. А родитель вправе обращаться к педагогам школы за консультацией, если возникают вопросы в процессе обучения. Ученик имеет право пользоваться не только школьной библиотекой, но и спортивной площадкой учебного заведения, к которому прикреплен.
А также посещать все мероприятия, участвовать в олимпиадах, спортивных соревнованиях и конференциях. Семейное обучение предусматривает возможность аттестации экстерном. Для этого, конечно, необходимо будет сдать экзамены. Например, ребенок экстерном за год прошел программу шестого и седьмого класса.
Рязанцы Кузьмины о домашнем обучении для сына не думали — всегда считали, что ребёнку важно учиться взаимодействию в коллективе. Но в седьмом классе у мальчика не сложились отношения с новеньким одноклассником. Мама Анна сначала недооценила серьёзность ситуации. А сын, видимо, от переживаний стал то и дело болеть. Решили попробовать учиться дома. Анна быстро смогла выстроить систему, и первое, что её поразило, — огромное количество освободившегося времени. Семён, кроме бальных танцев и художественной студии, нашёл возможности ходить ещё в бассейн и на занятия по программированию. Много раз нам предлагали вернуться в школу, но я не вижу в этом смысла, — делится Анна. Настойчиво предлагал всем покурить, давил на одноклассников, а тех, кто отказывался, жёстко высмеивал и дразнил. Семён как раз отказался, начался буллинг». Анна рада, что у неё получилось увести сына от неприятной ситуации. К тому же на качестве обучения это не сказалось. Но так было и при очном обучении в школе, — говорит Анна. А что касается общения, его хватает на дополнительных занятиях — появились хорошие друзья, с которыми Семёну интересно и комфортно». В следующем году младший сын Анны идёт в первый класс, и мама размышляет, как быть: сразу обучать его дома или дать попробовать школьной жизни. Так спокойнее и ребёнку, и родителям». Но не всем родителям по душе такое спокойствие. Это дисциплина, это умение искать компромиссы, это понимание, что люди на свете разные, — считает мама одиннадцатиклассницы Арина из Нижнего Новгорода. Ломоносова Галина Клочкова Нижний Новгород : «Родителей, работающих на удалёнке, после завершения пандемии коронавируса меньше не стало. Из-за долгой изоляции люди поняли, что работать из дома комфортнее — у них в том числе появилась возможность присматривать за детьми.
И как увлекся! Совсем недавно, по собственной инициативе решил сдать тестовый ОГЭ по географии на тренировочном сайте. Мы упорно отправляли парня к картам: то к физической, то к политической. Местами он злился, что некоторых слов не понимает, но... А до официального ОГЭ ему больше 7 лет. Процесс С дочкой в средней школе мне стало сложнее. Предметов много, дочка учится с опережением, мне приходится тщательно подбирать учебные материалы с учетом ее возрастных особенностей восприятия информации. На основе этих материалов мы с ней вместе планируем месяц и неделю. Есть предметы, изучение которых — сфера ее ответственности, например, математика, русский язык. Моя задача — поддержать интерес и разъяснить ключевые моменты. В 5—6 классе часть предметов учили «блоками» с «погружением». Биологию, например, оставили до весны и с удовольствием изучали в парке мхи, лишайники, папоротники и голосеменные растения, затратив на годовой курс меньше двух месяцев. Изучая географию, играли в города, угадывали страны по контурам на карте. На годовой курс географии у нас ушло 3 недели. А долгими зимними вечерами изучали историю, читали мифы, сказки, смотрели фильмы по истории. Интернет Мы мало используем в учебе интернет, только по острой необходимости. Читаем книги — по искусству, живописи, музыке. Да что говорить — учебник ОБЖ взахлеб: как оказать первую помощь, что делать, если на тебя напала собака или если ты потерялся — все это очень интересно и полезно для любого ребенка! Это приобщает ребенка к миру взрослых. То, к чему в школе относятся с пренебрежением, оказывается очень важным! Перерыв С переходом в 7 класс все меньше предметов укладываются в схему блочного изучения. Дочка два года вообще не занималась английским, по ее просьбе мы отложили его. Для сдачи аттестаций хватило знаний, полученных ранее. И я очень рада, что не принуждала ее тогда, и она сама захотела продолжить изучение языка, когда посчитала нужным. Английский язык — единственный предмет, которым она занимается с репетитором. Онлайн Учебники, программы — я все подбираю сама, и мы вместе стараемся сделать процесс разнообразнее. Все аттестации сдаем дистанционно. Я отношусь к ним как к необходимой формальности. В ЦПСО у сына в личном кабинете есть примеры аттестаций итоговых работ, мы их решаем. Иногда тему «подтягиваем» и сдаем аттестацию, когда он готов. В ЦПСО аттестация сдается сразу за весь учебный год. В других школах встречаются триместровые, полугодовые, четвертные аттестации. Дети сдают аттестации полностью самостоятельно, но я нахожусь рядом и у них всегда есть возможность уточнить у меня непонятные моменты. Я редко вмешиваюсь, хотя могу при случае задать наводящий вопрос, как делают и в школе. Слежу за правильностью ввода ответов все ли точки на своих местах, в той ли раскладке. У дочери домашние работы — два раза в месяц. Мы к ним готовимся. Изучаем материал, структурируем, составляем схемы, таблицы. Два раза в год — тесты по музыке и физкультуре ЗОЖ , сложности не вызывают. ИЗО и технология — это рисунки, поделки. Дочка рисует, изготавливает и отправляет фото для оценки. Самодисциплина Самодисциплина на семейном образовании очень важна. При этом надо принять, что не всегда все пойдет по вашему плану: ребенок может быть не в настроении учмиться. Некоторые родители думают: в школе же шесть уроков в день, и у нас так должно быть! Но в школе ребенок «включен» в процесс минут 10 на каждом уроке, остальное время — в лучшем случае слушает, что говорит учитель, не особо вникая в суть. А на семейном обучении он включен от начала до конца, а это очень серьезная нагрузка. Здесь важно сотрудничать, а для этого надо выключить в себе «училку». Разница Я репетитор по математике, и вижу, что учеба превращается в дрессировку к ВПР. И еще один момент. Мои дети ходят в музыкальную школу, театр-студию, литературную студию, дочка еще и на ораторское искусство, сын — на единоборства. Я вижу, насколько уравновешены, спокойны, уверены в себе дети на семейном обучении и насколько возбуждены, в состоянии агрессии или в готовности эту агрессию принять школьные детки — это очень обидно. Моя дочь с удовольствием ходит в музыкальную школу, а детям, уставшим после школы, уже ничего не надо из-за нагрузки и стресса. Если следовать теории, что ребенок социализируется в детском коллективе, то самые социализированные должны быть дети из детдома. Социализация — это умение жить в мире взрослых, а этому научиться можно только глядя, как действуют взрослые. Я вижу, как мои дети общаются со своими ровесниками и со взрослыми в повседневной жизни, и я рада и спокойна за них. Семья Всем детям нравится учиться. Они не любят обязаловку. В ребенке любознательность заложены природой, ему интересно познавать новое. Задача родителя, а на семейном образовании особенно, - принимать ребенка, его возрастные изменения. Выстраивание доверительных отношений с ребенком и вообще в семье — это важнейшая задача и залог успеха. В школе нет индивидуального подхода, нет заинтересованности педагога в раскрытии ребенка. Вдобавок к этому школа непростительно много вмешивается в уклад семьи. Семья живет в Турции, сын Эмир, 6 класс. Опыт семейного обучения — 3,5 года, после чего было принято решение отказаться от СО. Домашнее обучение: как перейти На семейное обучение мы поступили в 7 лет — в 1-й класс. Сын был прикреплен к обычной государственной московской школе «по прописке». Оформились через портал госуслуг. У Эмира изначально был школьный опыт. До семейного обучения он окончил 1-й класс в International School международная частная школа. Сейчас он учится очно в другой турецкой частной школе. Нагрузка Ребенок оказался очень загружен: очная International School — полного дня с 9. Плюс занятия русским языком с репетитором — два часа в неделю и математикой — час в неделю. Программу начальной школы по окружающему миру и чтению он освоил быстро. С русским языком и математикой все было сложнее. Оформление задач, правила отступа клеточек, сокращения, ответы на вопросы, которые приходилось заучивать к аттестации, — то, что раздражало не только ребенка, но и меня. Аттестация Аттестации были 2 раза в год. В середине года контрольные, которые присылали нам на электронную почту, и один раз в год итоговая аттестация весной — очно, в мае мы прилетали в Россию. Финиш Программа, по которой мы аттестовывались, — «Школа России», но мы занимались и по другим учебникам. Часть из них выдавала школа, но многое приходилось докупать. Планы уроков школа не предоставляла, но я могла уточнить какие-то нюансы, контакт со школьной администрацией был. Процесс обучения полностью организовывала я, как и контроль.
Плюсы и минусы образования на дому
Еще хотелось бы сказать пару слов про такой несомненный, с точки зрения многих современных родителей, плюс, как постоянное нахождение ребенка дома. Но всегда ли это хорошо? Вспомните свое детство. Неужели у вас нет ни одного светлого воспоминания, связанного со школой? Это ведь значительный отрезок жизни — Читайте также Из-за избиений учащихся в Нигерии закрыли британскую международную школу первые друзья, разговоры по душам на переменках, радостные встречи одноклассников после летних каникул, первая любовь... Многие мамы в ответ говорят, что в современных реалиях гораздо важнее отсутствие школьной уравниловки, травли, прессинга по отношению к сыну или дочери. Согласна, индивидуальный подход дает возможность ребенку сохранить познавательную мотивацию и избежать формирования школьной тревожности. Но сможет ли мама обеспечить ребенку отсутствие прессинга дома — еще больший вопрос. И что вы порекомендуете мамам и папам, которые идут на этот шаг только потому, что их ребенок не уживается в коллективе? Для ребенка?
Или все-таки для мамы с папой? Если супруги категорично не хотят отдавать ребенка в школу, предлагаю при принятии решения разделить лист на три столбца и записать: в первом — плюсы сугубо для родителей, в третьем — сугубо для ребенка. И только после этого заполнить средний столбик, вписав туда общие позиции для мамы и ребенка. Так вы сможете увидеть точки соприкосновения в интересах. Если решение все же принято, советую обратиться к специалистам, которые помогут с разработкой индивидуальной образовательной траектории для ученика. Учитывать потребности и интересы ребенка. Постоянно отслеживать результаты в трех сферах: интеллектуальной, личностной и сфере коммуникации. И в оценке его знаний полагаться на мнение специалиста, а не только на свое собственное. Полная перепечатка текста и фотографий запрещена.
У родителей появляется возможность следить за его правильным питанием. Минусы семейного обучения Семейное обучение все же имеет недостатки. К ним относят: сложности для родителей. Не все родители готовы отвечать за образование ребенка из-за отсутствия времени.
Также не все родители могут позволить себе нанять репетитора; недостаток общения со сверстниками. Во время обучения в школе ребенок постоянно общается со сверстниками, семейное обучение в свою очередь исключает эту возможность. Нехватка общения с детьми может привести к тому, что ребенок не будет обладать навыками общения с людьми и понимать, как себя нужно вести в обществе. Однако этого можно избежать, если ребенок будет посещать какие-либо секции, где возможно общение со сверстниками, или чаще встречаться с товарищами по прогулкам; отсутствие дисциплины.
Так как семейное обучение предполагает свободный график занятий, то у ребенка отсутствует определенный режим дня. Поэтому, уже во взрослой жизни ему будет сложнее приспособиться к рабочей неделе; проявление эгоизма. Обучаясь дома, ребенок осознает, что все внимание достается ему. В будущем ему будет сложнее привыкнуть к тому, что он не будет получать этого внимания.
Программы домашнего обучения Я уже упоминала, что при анскулинге родители могут сами разработать программу и обучать по ней ребенка. В остальных случаях придется следовать программе школы, к которой он прикреплен. Каждая школа имеет право составить свою программу. Но государственные школы ориентируются на ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты. Там есть перечень предметов, которые нужно изучать в 1—4, 5—8 и 9—11 классах, количество уроков на каждую дисциплину, длительность учебного года, требования к результатам и сроки аттестации. И на семейном обучении родителям придется следить, не отстает ли он по этим программам, иначе будут проблемы с аттестацией. Та же история и с частными школами, которые прошли государственную аккредитацию.
Она подтверждает, что программа этих школ тоже соответствует ФГОС, и дает им право не только учить, но и аттестовывать учеников и выдавать им аттестаты. Школа моей дочери тоже аккредитованная. Мне было важно, чтобы она проходила аттестации по ФГОС: думаю, так оценка знаний объективнее.
Во многих регионах России классы переполнены, и для большого количества семей лучшим выходом становится переход на дистанционный формат обучения. Право на домашнее обучение закреплено законом Право обучающихся и их родителей на свободный выбор формы получения образования закреплено в Федеральном законе об образовании. Но прежде чем сделать этот выбор, стоит разобраться в понятиях. Дело в том, что домашнее обучение — это не официальный термин, а расхожее название всех форм получения образования, в которых за обучение ребенка отвечает не школа, а родители. Проще говоря, домашнее обучение — это приобретение знаний учеником на дому. А вот «официальных» разновидностей домашнего обучения несколько.
Они классифицируются по двум основным параметрам, в зависимости от того, где будет обучаться школьник — в образовательном учреждении или вне его стен. Каждый из этих вариантов, в свою очередь, предполагает несколько форматов обучения. Формы получения образования в школе Очное образование Очное образование — традиционная форма, по которой обучается большинство наших детей. Его атрибуты нам хорошо известны, а именно: ежедневное посещение занятий по расписанию пяти- или шестидневка ; аттестация по установленному графику. Очно-заочное образование Очно-заочное образование в школе — это смешанный формат, который подразумевает самостоятельное обучение на дому и минимальное взаимодействие с учителем: ребенок числится учащимся конкретного класса; обучающийся проходит промежуточную аттестацию вместе с остальными; школу ученик посещает несколько раз в неделю, чтобы сдать выполненные задания и получить новые. Заочное обучение Домашнее обучение - это приобретение знаний учеником на дому. Заочное образование в школе — полностью домашнее обучение. Однако имеются следующие нюансы: обучаясь на дому, ребенок числится в учебном заведении и подчиняется его правилам; школьник не имеет права изменять учебную программу; ребенку выдают учебники; педагоги при необходимости проводят консультации; контрольные и проверочные работы обучающийся сдает по утвержденному графику. Заочное обучение обычно выбирают те семьи, в которых дети серьезно занимаются спортом или творчеством, вынуждены часто переезжать, а также испытывают проблемы со здоровьем.
Формы получения образования вне школы Вариантам получения образования вне школы обычно отдают предпочтение родители, которых не устраивает качество образования в обычной школе, либо те, кто уверен, что их ребенку нужен индивидуальный подход. Семейное образование Семейное образование — это гибкая форма обучения, которую вправе выбрать родители для обучающихся 1—9-х классов. В этом случае: школа не несет ответственности за образовательный процесс; родители самостоятельно определяют программу и схему, по которой будет заниматься их ребенок; родители занимаются с ребенком сами, записывают его на онлайн-курсы или в онлайн-школу, нанимают репетиторов. Сегодня семейное обучение — это одна из самых популярных форм домашнего обучения, чему способствует довольно высокий уровень онлайн-образования. Самообразование На эту форму образования могут перейти обучающиеся 10—11-х классов. Условия самообразования аналогичны семейному обучению, а именно: программу и график занятий родители или повзрослевшие школьники выбирают сами; аттестацию можно проходить экстерном. Как изменить форму обучения Выбирать форму и вид обучения в школе могут родители или сам обучающийся, если ему уже исполнилось 16 лет.
Домашнее обучение: за и против
В Москве, например, хороший репетитор стоит от тысячи рублей за 45 минут. Например, за час 60 минут они могут попросить и полторы тысячи, и две. Правда, и результат, можно сказать, гарантируют. Есть случаи, когда к такому репетитору по математике приходят девятиклассники, которые завалили обязательный ГИА. Через две недели ежедневных занятий они пересдают экзамен на четыре. Родители предпочитают семейное обучение потому, что хотят научить детей учиться.
Для чего ваш ребенок учится? На этот вопрос обычные родители и семейники дают разные ответы. Среди тех, кто выбрал семейное образование, таких всего 14 процентов. Еще 58 процентов обычных родителей поставили на первое место "развитие познавательных качеств", а среди семейников таких 75 процентов. Ребенок получает образование, чтобы иметь представление об общественных нормах и ценностях.
Ребенок учиться взаимодействовать с социумом, учиться принимать решения, не бояться новых вызовов. Изолируя ребенка, родители должны понимать: изолировать всю жизнь не получится. И когда-нибудь ему в любом случае придется налаживать с миром отношения. Ну а чем дальше, тем человеку сложнее социализироваться. Кривое зеркало коварных успехов Больше всего, наверное, в истории Веры поражает то, что девочка, не сумевшая адаптироваться к институту и вынужденная из-за этого его оставить, до того прекрасно училась в школе! Какими же коварными оказались ее школьные «успехи»! Ориентируясь на них, родители были уверены, что с дочкой все в порядке. Но зеркало, отражавшее ее развитие, оказалось кривым.
Однако «успехи» школьника в этом случае — не более чем срез знания, разовая оценка, на которую он сдал в школе конкретный материал, пройденный дома,- напоминает Симоненко. А это дает представление не только об одномоментном срезе знаний, но и о многом другом. Например, об усидчивости. К примеру, учащийся прилично английский язык, но ленится делать домашние задания, а потому получает заслуженные «двойки» и «тройки». Это уже не просто срез, а оценка всей его работы. Более того. Нельзя забывать, подчеркивает эксперт, что «школа дает не только знания! Это - часть единой системы социализации ребенка, обучающий его быть членом общества.
Для подавляющего большинства этапы этой социализации таковы: Детский сад — Школа — Среднее высшее профобразование. Не случайно поэтому раньше ребенок, не посещавший детский сад, официально считался «неорганизованным», и это был сигнал для учителя, что в отличие от детсадовских детей, привыкших к четкому расписанию время для завтрака, для игры, прогулки и т. Например, гуляет с бабушкой ровно столько, сколько хочет, и если запросится домой пораньше, бабушка его уведет. В школе же хочешь — не хочешь, а на уроке математики надо заниматься математикой. И не опаздывать на занятия, потому что иначе будут ругать, а на систематические опоздания, пожалуются родителям». Обо всем этом сейчас часто забывают. И зря! Пропущенный «детский» этап социализации принципиально невосполним, предупреждает эксперт: - Для каждого возраста характерны не только определенные этапы развития физического, но также умственного и социального.
Так, к двум гадам ребенок должен научиться есть ложкой. И если по каким-то причинам он этого не делает, значит, с его развитием что-то не так - даже если в этом возрасте он, к примеру, научился читать. Упущенное в должные сроки наверстать нельзя! Поэтому, кстати, «дети-маугли», найденные в возрасте старше 8 лет, не могут адаптироваться к жизни в человеческом обществе: у них не сформированы необходимые социальные навыки. Во-первых, учит ребенка соблюдать формальные правила, независимо от того, как он к ним относится.
В детском коллективе отношения складываются таким образом, что всегда есть объект для насмешек. Если ребенок чем-то отличается от своих сверстников: внешностью, дефектом речи, финансовым состоянием родителей и тому подобное — его начинают дразнить или даже травить. Больше по теме Правда ли, что компьютерные игры делают детей жестокими? Это отрицательно влияет на развивающуюся психику ребенка, который может или замкнуться в себе, боясь в будущем вступать в контакт с окружающими, или агрессивно реагировать , а впоследствии в будущем решать проблемы исключительно силой. Конечно, можно помочь ребенку справиться с травлей в школе. Но зачастую педагоги и психологи не могут выявить каждого школьника, которому нужна помощь. И в этом заключается уже второй плюс домашнего обучения — индивидуальный подход. Некоторые родители уверены, что современная система образования не способна уделить должного внимания их ребенку, из-за чего его потенциал и таланты останутся не раскрытыми. В рамках домашнего обучения образовательный процесс подстраивается под особенности характера и темперамента ученика и помогает ему определиться со своими интересами. Минусы домашнего обучения ребенка Однако у домашнего обучения имеются и свои минусы. Главный из них — дети не общаются со сверстниками. Из-за домашнего обучения у ребенка нет возможности взаимодействовать с другими детьми. В результате у него могут развиваться проблемы с социализацией. Такие дети с трудом идут на контакт, предпочитают общаться онлайн и ведут затворнический образ жизни. В школе, в процессе живого общения, дети познают тонкости человеческих отношений: дружбы, любви, ненависти и предательства. Общаясь друг с другом и со старшими, в том числе педагогами, они учатся, как себя вести, где надо сдержать себя, где проявить. Этому трудно научить в закрытой среде дома.
Но есть у него как минимум один серьезный минус. Среднее образование в России должен получить каждый ребенок — родители не могут просто не отдать его учиться. Но не всегда обязательно получать образование в школе — можно и дома, лишь бы ребенок проходил аттестацию и действительно получал все базовые знания. Вместе с педагогами и другими экспертами разбираемся, насколько эффективно домашнее обучение, как оно устроено и есть ли у него будущее в ситуации, когда дистанционка уже стала привычным делом. Как устроено домашнее обучение Под домашним обучением могут подразумевать несколько вариантов. Первый — когда ребенок числится в школе, но учится на дому: к нему приходят учителя, он получает учебники. Это «заочное» или «надомное» образование. На него переходят по медицинским показаниям — к каждому желающему школа не будет отправлять педагогов. Второй вариант — ребенок не числится в школе только прикреплен для аттестации и проходит весь образовательный путь с родителями или с репетиторами. Это «семейное образование». Именно его чаще всего подразумевают, когда говорят про домашнее обучение. Александр Киселев Основатель и генеральный директор школы IT-профессий Rebotica «Вне школы обучение происходит в форме семейного образования для детей с 1-го по 9-й класс и самообразования это уже 10-й и 11-й классы. Уходя на семейное обучение, родители должны согласовать учебный план, составить график аттестации и учить ребенка так, как им хочется, помня, что экзамены сдавать все равно придется». В таком сценарии вся ответственность за обучение ложится на родителей: какие учебники и рабочие тетради взять, в какой форме давать обязательные предметы, как подготовиться к экзаменам, как долго заниматься каждый день, как донести материал и так далее. С точки зрения шансов на поступление в хороший вуз, домашнее образование не лучше и не хуже классического школьного. Вопрос лишь в том, как выстроен учебный процесс: мозг одинаково запомнит информацию и в школе, и дома, если с ней правильно работать. Нелли Бондарева Преподаватель английского «Успешность домашнего обучения зависит от ряда факторов. Важнейший из них — приверженность и преданность родителей процессу. Родители должны быть готовыми потратить достаточно времени, ресурсов и энергии на организацию и проведение занятий.
Без школьного звонка
- Как организовать домашнее обучение ребенка
- У нас все дома. В чём плюсы и минусы домашнего обучения школьников | АиФ Нижний Новгород
- Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка | РБК Тренды
- Домашнее обучение в школе: Плюсы и минусы
Мифы о домашнем обучении. Что нужно знать про семейное образование
Во многих регионах России классы переполнены, и для большого количества семей лучшим выходом становится переход на дистанционный формат обучения. Право на домашнее обучение закреплено законом Право обучающихся и их родителей на свободный выбор формы получения образования закреплено в Федеральном законе об образовании. Но прежде чем сделать этот выбор, стоит разобраться в понятиях. Дело в том, что домашнее обучение — это не официальный термин, а расхожее название всех форм получения образования, в которых за обучение ребенка отвечает не школа, а родители.
Проще говоря, домашнее обучение — это приобретение знаний учеником на дому. А вот «официальных» разновидностей домашнего обучения несколько. Они классифицируются по двум основным параметрам, в зависимости от того, где будет обучаться школьник — в образовательном учреждении или вне его стен.
Каждый из этих вариантов, в свою очередь, предполагает несколько форматов обучения. Формы получения образования в школе Очное образование Очное образование — традиционная форма, по которой обучается большинство наших детей. Его атрибуты нам хорошо известны, а именно: ежедневное посещение занятий по расписанию пяти- или шестидневка ; аттестация по установленному графику.
Очно-заочное образование Очно-заочное образование в школе — это смешанный формат, который подразумевает самостоятельное обучение на дому и минимальное взаимодействие с учителем: ребенок числится учащимся конкретного класса; обучающийся проходит промежуточную аттестацию вместе с остальными; школу ученик посещает несколько раз в неделю, чтобы сдать выполненные задания и получить новые. Заочное обучение Домашнее обучение - это приобретение знаний учеником на дому. Заочное образование в школе — полностью домашнее обучение.
Однако имеются следующие нюансы: обучаясь на дому, ребенок числится в учебном заведении и подчиняется его правилам; школьник не имеет права изменять учебную программу; ребенку выдают учебники; педагоги при необходимости проводят консультации; контрольные и проверочные работы обучающийся сдает по утвержденному графику. Заочное обучение обычно выбирают те семьи, в которых дети серьезно занимаются спортом или творчеством, вынуждены часто переезжать, а также испытывают проблемы со здоровьем. Формы получения образования вне школы Вариантам получения образования вне школы обычно отдают предпочтение родители, которых не устраивает качество образования в обычной школе, либо те, кто уверен, что их ребенку нужен индивидуальный подход.
Семейное образование Семейное образование — это гибкая форма обучения, которую вправе выбрать родители для обучающихся 1—9-х классов. В этом случае: школа не несет ответственности за образовательный процесс; родители самостоятельно определяют программу и схему, по которой будет заниматься их ребенок; родители занимаются с ребенком сами, записывают его на онлайн-курсы или в онлайн-школу, нанимают репетиторов. Сегодня семейное обучение — это одна из самых популярных форм домашнего обучения, чему способствует довольно высокий уровень онлайн-образования.
Самообразование На эту форму образования могут перейти обучающиеся 10—11-х классов. Условия самообразования аналогичны семейному обучению, а именно: программу и график занятий родители или повзрослевшие школьники выбирают сами; аттестацию можно проходить экстерном. Как изменить форму обучения Выбирать форму и вид обучения в школе могут родители или сам обучающийся, если ему уже исполнилось 16 лет.
Порядок сдачи экзаменов, зачетов и других проверочных работ должен быть закреплен в специальном графике, который школа выдает родителям. По новому закону разрешено сдавать только одну аттестационную работу в день. Это хорошая новость: детям на семейном обучении больше не смогут поставить 2—3 экзамена на один день, как это иногда случалось.
Плюсы и минусы обучения на дому Мы разобрались, как перейти на домашнее или дистанционное обучение в школе, а сейчас перечислим кратко его плюсы и минусы. По мнению многих родителей, обучающих ребенка дома, делать это вне школы не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Преимущества домашнего обучения: возможность самостоятельно планировать свой график без привязки к школьному расписанию; свобода передвижений — благодаря дистанционным технологиям ученик и преподаватель могут быть за сотни километров друг от друга; гибкая учебная программа — ребенок может уделить больше времени тем предметам, которые ему интересны; возможность профессионально заниматься искусством или спортом, уделять больше внимания внешкольным делам; выбор удобной формы подачи материала: видеоуроки, лекции, учебники, презентации, курсы с наставником.
Сложности и возможные проблемы: все организационные вопросы при домашнем обучении ложатся на плечи родителей, им нужно самостоятельно выбирать учебную программу и график занятий; если дети не числятся в учебном заведении, бывают сложности с получением скидок для школьников, льготных билетов на транспорт или в музей; при семейном обучении в младших классах одному из родителей придется больше бывать дома, что не очень совместимо с обычным рабочим графиком; от подростков домашнее образование требует самодисциплины и умения правильно распределять время, соблюдать распорядок дня. Кроме того, возникает вопрос социализации, ведь ребенок, который учится дома, не участвует в жизни школьного коллектива. Но родители детей на семейном обучении в один голос говорят, что эта проблема — скорее миф.
Дети, не связанные школьным расписанием, обычно занимаются в кружках и спортивных секциях, где у них много общения со сверстниками. К относительным минусам можно отнести финансовый вопрос. Цена домашнего обучения складывается из стоимости услуг репетиторов, онлайн-школы или других учебных курсов — это может отразиться на семейном бюджете.
Но уже в средних классах дети начинают учить многие предметы самостоятельно. Родители же могут навсегда забыть о взносах в фонд класса, о тратах на подарки учителям, на школьную форму и о других расходах. Реальный опыт семейного обучения Мы поговорили с родителями, чьи дети давно учатся дома, и узнали, с какими сложностями они столкнулись и что им нравится в таком формате учебы.
История домашнего обучения: Кристина Сандалова Юрист, психолог, эксперт по семейному обучению Национальной ассоциации семейного образования , автор блога, мама десятиклассника Гриши и 4-летней Киры. Почему выбрали семейное обучение О семейном обучении я знала давно, но эта идея казалась мне странной. Я представляла, как дети целыми днями сидят дома в четырех стенах, без социализации, без коллектива.
Словом, у меня в голове были традиционные мифы. Все изменилось, когда я познакомилась с человеком, который занимался семейным образованием в России уже более 30 лет — Игорем Моисеевичем Чапковским. Он перевернул мое представление о домашнем образовании.
Я увидела его семью, его четверых уже взрослых детей, которые в свое время учились дома, — это были успешные, интеллигентные люди. Всерьез о домашнем обучении я задумалась, когда пришла пора отправлять сына в 1-й класс. К 6 годам у Гриши было много увлечений: спорт, шахматы, музыка, театральная студия — стало понятно, что совместить все это со школой просто нереально.
Я предложила сыну выбрать два кружка, которые можно оставить, но он очень расстроился, потому что не хотел выбирать. После долгих обсуждений мы решили, что готовы попробовать учиться дома. Именно попробовать, а если ничего не получится — с 7 лет пойти в школу вместе со всеми.
Было сложно. Я столкнулась с тем, что нужно самой выбирать школьную программу, самой все организовывать, а в интернете на тот момент по теме домашнего обучения был полный вакуум. Именно тогда я начала вести блог, чтобы делиться своими наработками с такими же родителями.
Мне хотелось пробудить нет, скорее, не убить в ребенке тягу к знаниям, любопытство, интерес.
Основной минус для меня в семейном обучении детей младшего возраста — вопрос «хранения ребенка». Все-таки обучение из дома предполагает, что есть член семьи или няня , готовый проводить с ним весь день. Эта проблема частично снимается, если в семье есть младшие дети, из-за которых мама все равно остается дома. Елена Трушина, клинический психолог, психолог домашней школы и экстерната «Фоксфорда» Работая в школе, наблюдаю разный опыт с детьми, которые были на домашнем или семейном обучении. Вариантов существенно больше, перечислю только основные: Дети, оказавшиеся на семейном обучении из-за того, что их родители сами не смогли адаптироваться к требованиям школы или учителя.
Чаще всего представления родителей о том, что хорошо для их ребёнка и как его надо обучать, кардинально расходятся с тем, что может дать массовая школа. Такие родители поначалу пытаются научить педагога общаться с их ребёнком, затем конфликтуют, обесценивают и в итоге приходят к семейному образованию. Есть родители, которые периодически делают попытки все-таки водить ребёнка в школу, и дальше существует два варианта: одним это все-таки удаётся, они находят подходящего учителя или меняют свои представления об образовательном маршруте ребёнка. Как правило, таким родителям сложно даётся сам процесс ритмичного обучения, они выдыхаются. Другие втягиваются в роль учителя для своих детей и пытаются вернуться в школу с целью социализации ребёнка уже по окончании начальных классов. Они все ещё ждут от школы и педагогов больше, чем они могут дать, критикуют образовательный процесс в присутствии детей, и все это приводит к трудностям адаптации, вплоть до невозможности влиться и выстроить отношения с одноклассниками и учителями, а они, в свою очередь, уже к возврату на семейное обучение.
Дети, которые много времени посвящают занятиям спортом, музыкой и другими активностями, вынужденные пропускать школу из-за соревнований, конкурсов и так далее. Успешно учатся те дети, которые к моменту ухода на семейное обучение умеют самоорганизоваться, научены учиться, у них хорошо развиты волевые качества и мыслительные способности. Родители контролируют, но дети больше учатся самостоятельно. Если навыки самоорганизации, самоконтроля развиты недостаточно, родителям приходится трудиться вместе с ребёнком, чаще всего они быстро выдыхаются и возвращаются в школу. Дети, которые оказываются на домашнем обучении по состоянию здоровья. У всех очень разный опыт.
Есть ученики, которым хорошо, и они хотели бы продолжать учиться дома, поскольку школьная социализация отнимает у них слишком много сил. Среди них нередко встречаются те, кто уже мог бы вернуться в школу, но как только начинают в неё ходить, сваливаются в бесконечные недомогания, ОРВИ, и родители снова задумываются о домашнем обучении. А есть дети, для которых отсутствие организующей школьной среды и коллектива невыносимо, и они стремятся поскорее вернуться в школу. Родителям таких ребят часто трудно организовать учебный день школьника дома, а редких визитов учителей недостаточно для того, чтобы он качественно осваивал программу. Ольга Трухина, аналитический психолог, клинический психолог, педагог-психолог ОАНО «Свободная школа», работающей по вальдорфской методике Как психолог, я наблюдаю много детей, которые находятся на домашнем обучении. Для некоторых из них — это выход, настоящее спасение.
Категория ребят, которым я бы рекомендовала домашнее обучение — это талантливые дети, те, кому в условиях обычного среднего образования тесно и скучно. Если, например, они одарены музыкальным или художественным талантом, то родители часто решают не тратить время на совершенно ненужные и неинтересные предметы, но при этом должны обеспечить достойный уровень знаний в домашних условиях. Я наблюдала семью с 4 детьми, где каждый шёл по своей уникальной программе и каждый был в чем-то особенно талантлив: кто-то учил пять иностранных языков, кто-то играл на нескольких музыкальных инструментах, кто-то был спортсменом, кто-то — молодым одаренным программистом. Это огромная работа со стороны родителей и, конечно, очень большие деньги. Вторая категория детей на домашнем обучении — это, как правило, ребята, имеющие физические или психологические ограничения здоровья. Для некоторых детей обычная школа — это источник постоянного стресса и ретравматизации, даже для психически устойчивого ребёнка ситуация травли со стороны ровесников или резкое уничижительное отношение со стороны учителей может сильно ударить по самооценке и явиться причиной развития психологических проблем.
То есть развитие является первостепенным, а обучение станет ведущим позднее. И этого можно добиться только в школе. На домашнем обучении, даже если к ребенку приходит учитель, все равно остается атмосфера «дома», а во главе остаются правила поведения и приоритеты семьи. Дома ребенок будет ориентироваться на ожидания родителей, пытаться оправдать их и, по моему мнению, не имеет времени исправить ошибку. Весь процесс обучения сводится к «здесь и теперь». В школе у ребенка есть возможность самостоятельно решать вопросы, планировать свое поведение, отвечать за свои поступки. И в этом заключается его развитие. С 4 по 9 классы начинается основная школа, где главное - обучение.
В этот период дается база знаний по всем предметам. И ее лучше тоже получать в школе. Ведь каждый учитель по предмету «заражает» ученика любовью к своей специализации, что позволит ребенку определиться, может ли это стать делом жизни. Ни одно дистанционное обучение этого не даст. Я говорю про дистанционное обучение, потому что домашнее обучение в основной школе без него сегодня просто невозможно. И домой к ребенку не придет 10 высокопрофессиональных специалистов по разным предметам. В этот период домашнее или репетиторское обучение становится распространенным явлением, и оно по желанию ученика может быть. И это понятно: нужно поступить в хороший ВУЗ, а без углубленной подготовки по выбранным предметам это невозможно.
О социализации Я сознательно выше не говорила о социализации, потому что этот процесс начинается с 4-5 лет. И практически все навыки общения и формирование нравственных и моральных качеств и оценок заканчиваются к 11 годам. Поэтому, выбирая форму обучения, не стоит рассматривать только аспект социализации. Также важно определиться, что понимается под социализацией. Часто, когда говорят о том, что ребенок лучше социализируется на домашнем обучении, чем в школе, подразумевают просто его комфорт. Родители хотят сделать жизнь ребенка вне школы удобнее, разнообразнее и интереснее. Но забывают про известный факт о том, что в этот момент развитие находится в зоне риска! Мы не можем избежать неинтересной и даже нудной работы.
Очень важно научить ребенка замечать детали, и метод «едва заметных различий» все еще действует. Как бы ни вошли в нашу жизнь интернет и компьютер, развитие мышления лежит в зоне развития восприятия. Школа для социализации важнее любых кружков и секций.