Первый весенний месяц будет богат в Мариинском на премьеры — вслед за оперой «Набукко», которую зрители увидят 5 марта, театр представляет балетную премьеру — «Дочь фараона» Цезаря Пуни. Первый весенний месяц будет богат в Мариинском на премьеры — вслед за оперой «Набукко», которую зрители увидят уже 5 марта, театр представляет долгожданную балетную премьеру — «Дочь фараона» Цезаря Пуни в хореографии Мариуса Петипа. Новая серия показов «Дочь фараона» выйдет на сцену Мариинского театра в Санкт-Петербурге. 5 декабря 2023 - Новости Санкт-Петербурга.
В Мариинском театре покажут «имперский» балет с ожившими мумиями
Чудесный спектакль, а какая музыка! Живые животные! Я ничуть не устала смотреть 3,5 часа, получала только удовольствие! Всем советую от души! Долгий, 3 мучительных часа артисты ходят по сцене и водят руками.
Один из самых масштабных балетных спектаклей своего времени оказался золотым для Дирекции императорских театров — сохранившиеся финансовые документы 1860-х годов иллюстрируют масштаб вложений в постановку. Золотым стал спектакль и для его автора, хореографа Мариуса Петипа. Успех «Дочери фараона» принес ему, тогда танцовщику труппы, не только признание, но и пост балетмейстера императорских театров. Золотым, дорогим сердцу был этот балет и для артистов.
Не пропустите самые интересные постановки в частных и государственных театрах, а также на других площадках города. Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев, хореография Мариус Петипа. Балет был впервые поставлен в 1862 и стал одним из самых роскошных и масштабных сценических произведений своего времени.
Это четырехактное представление с огромным количеством персонажей и, следовательно, с множеством костюмов. Изначально было восемь смен декораций, сложные сценические эффекты и разнообразная бутафория, включающая двух верблюдов в натуральную величину, льва, рой пчел и другие экзотические аксессуары. Хореограф Мариус Петипа не жалел разнообразных танцев, так как либретто, написанное совместно с французским драматургом Сен-Жоржем, предоставило возможность включения множества солистов.
Сюжет об ожившей мумии и ее любовных приключениях у подножия пирамид и вод Нила, как и многие балеты того времени, вероятно, не должен был вызывать у зрителей катарсис, но, безусловно, удивлял и радовал виртуозностью танцев и красноречием пантомимы.
В то время я жил в Париже и, можно сказать, рос и воспитывался в кругу русской эмиграции. В мой круг общения входило много русских артистов. В 1980-х и 1990-х гг.
Я тщательно и очень подробно записывал их воспоминания и рассказы, переписывал ценные старинные документы, которые они показывали мне. Эти талантливые люди привезли из России на Запад глубокое понимание и знание русской культуры, искусства Мариуса Петипа и Михаила Фокина. Они бережно хранили и свои знания, и балетные техники, и особый стиль русских императорских театров. Их собственное искусство находилось уже на границе подлинных Петипа и Фокина и современных попыток интерпретировать их хореографию.
В общем, моя страсть к истории русского балета и хореографии Мариуса Петипа родилась в Париже в кругах русской эмиграции, и с тех пор она становилась только глубже и сильнее. Мой первый балетный педагог, Марика Безобразова, преподаватель академии балета в Монако, училась в свое время у Юлии Седовой. И вот когда я заинтересовался хореографией Петипа, она пыталась всячески остудить мой пыл. Марика часто говорила мне: «Послушай, никто больше не будет танцевать эти вариации, это уже история, архивный материал!
И я начал, скажем так, собирать свою коллекцию, посвященную Петипа. И она состоит не только из архивных записей, предметов, костюмов. Это еще и мои постоянные размышления, мысленные обращения к наследию хореографа и его связи с сегодняшним днем. Чем ценен этот спектакль?
И он сумел вложить в эту постановку все, что ему было известно о балетном искусстве на тот момент, — всю свою насмотренность, все свои знания, весь свой опыт. Этот балет — великое богатство: здесь и мощная драматургия, и выразительная пантомима, и виртуозная техника, и невероятное изящество стиля. Перед нами шедевр романтизма, который был призван продемонстрировать вершины мастерства императорского балета. Только представьте — на сцене полторы сотни взрослых танцовщиков и 70 детей, пять сотен костюмов, обилие декораций и даже живая лошадь.
И главное, что это не вавилонское столпотворение, а шедевр театрального искусства, восхитительная балетная мозаика, в которой все очень гармонично. Для Петипа этот балет был своего рода экзаменом — и перед императорским театром, и перед публикой, и перед царской семьей, который он выдержал не просто с честью, а с триумфом. После премьеры хореограф получил статус официального балетмейстера петербургских императорских театров. Смотреть «Дочь фараона» — это эстетическое наслаждение.
И его особенность в том, что все многочисленные изящные штрихи, из которых складывается в пышный ансамбль его хореография, это вовсе не бессмысленное украшательство! Это не страсть к хореографическим финтифлюшкам. Каждый элемент, мельчайшая деталь наделены смыслом и связаны между собой как арабская вязь. Вы видите, как кордебалет синхронно совершает движения, балерины выполняют крошечные шажочки по сцене, и это зрелище рождает целое море эмоций.
Легкая, изящная музыка Цезаря Пуни органично сочетается со сложнейшей техникой, а мизансцены несут в себе колоссальный эмоциональный заряд. Кстати говоря, в современных балетах сложная техника нередко несет в себе некий оттенок большого спорта, атлетизма, олимпизма. Сцена становится сродни арене, превращается в территорию высших достижений. Но сложность техники Петипа совсем другого свойства.
Каждый жест нацелен на то, чтобы вызвать эмоцию, и от артиста требуется проживать эти чувства в моменте и полностью осознавать их. Триединство техники, эмоциональной включенности и осмысленности каждого шага — это огромная работа! Именно поэтому Петипа всегда актуален, как Бах, Бетховен, Моцарт, Дебюсси и другие великие композиторы.
Вопрос доверия
Мариинский театр, 1890 год. Когда тот, чье имя нельзя называть, прервал восстановление "Дочери фараона", я очень огорчилась, а приглашение вместо него итальянца Канделоро, о котором мало что было известно, сочла шагом отчаяния. 30 апреля 2023 Балет Дочь фараона, на сцене Мариинского театра расцветет магия древнего Египта. Первый весенний месяц будет богат в Мариинском на премьеры — вслед за оперой «Набукко», которую зрители увидят 5 марта, театр представляет балетную премьеру — «Дочь фараона» Цезаря Пуни.
Балет "Дочь Фараона" Мариинский - 2 25.03.2023
Сейчас меня немного расстраивает, что в современном классическом балете присутствует некоторая тенденция к акробатизму и вульгарности движения. Ведь, если ты можешь достать ногой до уха, это значит только то, что у тебя хорошая растяжка. Артисты той эпохи изучали музыку и живопись, играли на музыкальных инструментах, и это было видно в их танце.
Несколько лет главная петербургская труппа не баловала публику полноформатными премьерами. Затянувшийся период минималистских одноактовок завершился роскошным спектаклем в трех действиях длительностью три с половиной часа. Только костюмов изготовлено более пятисот. Ренессанс знаменитой постановки действительно украсил петербургскую афишу, убедились «Известия», побывав на спектакле. Ожившая история Каждая деталь грандиозного действа словно транслирует в зал: «Зрители, на вас смотрит ожившая история балета! Спектакль жил на сцене до середины 1920-х. В нем блистали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Спесивцева — легендарные танцовщицы, утвердившие мировое первенство русского балета.
Но вместе с тем именно «Дочь фараона» стала символом архаики и вампуки, чему способствовал нелепый сюжет с массой экзотических завихрений. Балет — не самое щепетильное искусство, когда речь идет о правдоподобии, но ожившая мумия, охота на львов, погружение на дно Нила и всё это сразу даже для него некоторый перебор. Фото: Александр Нефф Спустя сто лет после премьеры, в середине 1960-х, на экраны вышел советско-французский фильм «Третья молодость» по сценарию Александра Галича с Олегом Стриженовым в роли Мариуса Петипа. Один из эпизодов воспроизводит старинный театральный анекдот, связанный с этим балетом. В сцене охоты лев, спасаясь от лучников, должен спрыгнуть со скалы.
Между тем Таор незаметно вынимает кинжал, чтобы поразить своего соперника, но умоляющий взгляд Аспиччии останавливает его и успокаивает его злобу. Фараон обещает молодому королю исполнить его желание, и в то время, когда он подписывает на папирусе, который предоставляют ему его министры, дружественный договор с нубийским королем, Аспиччия подходит к Таору и тихо говорит ему: — Не бойся! Я никогда не буду принадлежать ему. Повелитель Египта всходит на трон и приказывает начать праздник, устроенный в честь его любимой дочери по случаю счастливого избавления ее от гибели. Начинаются танцы, во время которых составляется заговор между Аспиччией, Рамзеей и Таором.
Таор показывает ключ, который отдала ему Рамзея. Аспиччия в нерешительности, но наконец обещает Таору исполнить его требования. Приближаются кариатиды, несущие на головах корзины с цветами. Они составляют различные грациозные группы и танцуют, а в заключение из корзин являются дети и вместе с кариатидами доканчивают танцы. При этом шествии двух властителей их путь усыпают цветами. В зале зажигают курильницы с благовонными травами. Все светильники загораются разом. Присутствующие преклоняются перед повелителем Египта. Когда фараон с нубийским королем садятся за стол, на авансцене снова начинаются танцы, во время которых совершается похищение Аспиччии. Молодая Рамзея надевает покрывало на голову своей госпожи, которою снова овладевает нерешительность.
Таор умоляет ее и, схватив за руку, увлекает к потайной двери! Наконец Аспиччия соглашается. Оглядываясь во все стороны, любовники, опасаясь быть замеченными, приближаются к выходу. Рамзея их охраняет. Пассифонт открывает дверь и, пропустив в нее Таора и Аспиччию, скрывается вслед за ними. Но один из невольников объявляет о бегстве принцессы. Раздраженный фараон повелевает привести к себе Рамзею. Тогда фараон повелевает окружающим отыскать Аспиччию. Стражи спешат исполнить повеление государя. Между тем нубийский король, заметив потайную дверь, спешит по следам беглецов.
Фараон в страшном гневе. Испуганные вельможи отправляются в погоню. Общее смятение. Действие второе Картина пятая. Комната в рыбацкой хижине на берегу Нила. Слева — вход в хижину и, на высоте, окно с несколькими ступенями. Справа — дверь, ведущая в смежную комнату. Сети и прочие принадлежности рыбной ловли развешаны по стенам. Рыбаки и рыбачки весело вбегают в хижину. Молодые девушки приносят виноградные гроздья, выжимают из них сок в кружки и раздают рыбакам.
Хозяин и хозяйка хижины угощают своих гостей. По-селяне начинают танцевать. Слышен стук. Хозяин спешит открыть дверь. Входят Таор, Пассифонт и Аспиччия в простых деревенских платьях и просят оказать им гостеприимство. Рыбаки принимают их охотно, а рыбачки окружают Аспиччию и предлагают плоды и питье. Вместе с тем поселяне продолжают свои прерванные танцы. Таор и Аспиччия, увлекаясь окружающим их весельем, вмешиваются в толпу поселян и танцуют с ними живой характерный танец. По окончании танца, с наступлением ночи, рыбаки собираются на рыбную ловлю при огне. Некоторые вооружаются трезубцами, другие берут зажженные факелы.
Девушки уносят рыболовные сети. Общее движение поселян с трезубцами и факелами, причем все прощаются друг с другом и удаляются. Он прощается с Аспиччией. Отойдя от нее на несколько шагов, он снова возвращается, прижимает любимую девушку к груди и наконец следует за своими веселыми спутниками. Все уходят, за исключением Аспиччии. Молодая принцесса сперва прислушивается к постепенно ослабевающему шуму удаляющихся рыбаков, потом, замечая, что осталась одна, начинает беспокоиться- Ею овладевает страх, тем более что ночь уже наступила, а хижина рыбака освещена только одной лампадои и таинственным светом луны, луч которой падает в открытое окно. Аспиччия, осматривая хижину, спешит запереть дверь, через которую удалились рыбаки, потом подбегает к двери на противоположной стороне, но с ужасом отступает при виде входящего человека, закутанного в длинный плащ, которым он закрывает лицо. Войдя в комнату, этот человек запирает за собой дверь, потом сбрасывает плащ, и Аспиччия узнает в нем своего жениха — нубийского короля. Он становится перед ней на колени, желая успокоить ее, но принцесса, не внимая ему, приказывает удалиться. Нубиец объявляет ей, что ни за что на свете не согласится уступить ее своему сопернику и что пришел затем, чтобы увезти ее с собой.
Аспиччия просит его отказаться от своего намерения, говоря, что она не может его любить, что сердце ее принадлежит другому, которому она клялась в верности. Это признание возбуждает ярость нубийца; он бросается к Аспиччии, желая схватить ее. Спасаясь от преследований, Аспиччия вскакивает на окно и, указывая дерзкому преследователю на протекающую под окном реку, решительно объявляет, что бросится в воду, если он осмелится ее еще преследовать. Нубиец отступает перед такой угрозой, но, предполагая, что Аспиччия не решится привести в исполнение свои слова, снова стремится к ней. Тогда молодая девушка, подняв глаза к небу и послав последнее «прости» всему, что было ей мило на земле, бросается в реку. Пораженный этим поступком, король испускает дикий вопль. Его приближенные прибегают на крик. Он указывает им на открытое окно и в отчаянии хочет броситься вслед за молодой девушкой, однако придворные его удерживают. В это время возвращаются в хижину Таор и Пасси-фонт. Увидя их, озлобленный нубиец приказывает схватить обоих и угрожает Таору отомстить за похищение Аспиччии.
Картина шестая. Аспиччия тихо опускается с поверхности воды на дно реки, и по мере того как она погружается в воду, ее окружает новый мир. В подводном царстве возвышается великолепный грот из кораллов и блестящих алмазных сталактитов. Посреди этого роскошного грота величественный Нил с седою бородой восседает на троне из яшмы, украшенном морскими растениями. В руке он держит золотой трезубец, осыпан- ный кораллами. Его окружают наяды, ундины, нереиды и различные подводные существа. Заметив спускающееся по волнам тело молодой девушки, Нил принимает в свои объятия Аспиччию, лишенную чувств, вглядывается в черты ее лица и обращает внимание на золотое ожерелье принцессы. Видя начертанное на нем имя Аспиччии, он узнает дочь великого повелителя Египта. С почтением преклоняется маститый Нил перед дочерью фараона и поручает наядам заботиться о ней. Они уносят ее в лазурный грот.
Тогда Нил повелевает открыть праздник в честь дорогой гостьи. По данному им знаку притекают реки Гвадалквивир, Темза, Эльба, Конго, Нева и Тибр с их притоками и ручейками и исполняют характерные танцы тех стран, по которым они протекают. За ними следуют танцы наяд и ундин, посреди которых появляется прелестная Аспиччия в костюме подводной феи. После общего танца Аспиччия, желая узнать, что делается с ее возлюбленным, умоляет Нила дозволить ей увидеть Таора. Речной бог изъявляет свое согласие. Аспиччия в восторге стремится приблизиться к милому образу, но он каждый раз исчезает, делая движения, полные любви. Тогда молодая девушка припадает к стопам бога, умоляя его возвратить ее на землю, к тому, кто так дорог ее сердцу. Нил огорчен этой просьбой и возражает Аспиччии, что могущество его не распространяется на смертных; но, уступая мольбам Аспиччии, соглашается исполнить ее желание. По его повелению из грота выплывает огромная перламутровая раковина, украшенная цветами и широкими листьями лотоса. Аспиччия при помощи наяд грациозно садится на это ложе из цветов.
Вертящийся столб воды поднимает раковину под своды грота, откуда Аспиччия в знак прощания осыпает цветами следящих за ее полетом наяд и ундин, среди которых стоит Нил, указывая принцессе дорогу на землю. Действие третье Картина седьмая. Сады фараона. Справа — колоссальная статуя Озириса. Восседая на гранитном троне, окруженный женами, царедворцами и невольниками, печальный и озабоченный фараон сурово вопрошает авгуров о судьбе Аспиччии, его единственной дочери, наследнице его могущества и богатства. Верховный жрец раскрывает большую книгу, которую черный невольник, стоя на коленях, поддерживает на своей спине.
Комната в рыбацкой хижине на берегу Нила. Вбегают рыбаки и рыбачки. Девушки подносят рыбакам виноградный сок. Хозяева хижины угощают гостей. Поселяне танцуют. Услышав стук, хозяин открывает дверь Явление второе. Входят Аспиччия, Таор и Пассифонт в деревенской одежде. Рыбаки приглашают их разделить угощение и принять участие в танцах. Наступает ночь. Рыбаки собираются на ночную рыбалку. Таор прощается с Аспиччией и уходит вместе со всеми. Аспиччией овладевает страх. Она хочет запереть двери хижины, но внезапно сталкивается с вошедшим человеком в длинном чёрном плаще. Неизвестный сбрасывает плащ и оказывается королём Нубии. Он просит Аспиччию вернуться вместе с ним во дворец её отца, причём просьбы становятся все более настойчивыми. Аспиччия говорит, что любит другого и никогда не сможет полюбить его. Король хочет схватить девушку, но она подбегает к окну и грозит броситься в реку, если её не прекратят преследовать. Король не верит ей и хочет приблизиться. Аспиччия прыгает в окно. Король хочет прыгнуть следом за ней, но приближенные останавливают его. Таор и Пассифонт возвращаются в хижину. Король Нубии приказывает схватить их, угрожая Таору местью. Картина шестая. Аспиччия погружается в воды все глубже и достигает подводного царства. В большом гроте из кораллов на троне, окруженном наядами, ундинами, нереидами и другими обитателями вод, восседает Нил. Он принимает Аспиччию в свои объятия. Узнав по имени, выгравированному на браслете, дочь фараона, Нил приказывает оказать ей достойные почести. Наяды уносят Аспиччию в грот. Начинает праздник. Танцуют реки мира — Гвадалквивир, Конго, Темза, Эльба, Нева и Тибр с притоками и ручейками; наяды и ундины, среди которых появляется Аспиччия в костюме водной феи. Она просит Нила показать ей Таора. По знаку бога, образ Таора возникает в разных местах. Но как только Аспиччия хочет приблизиться к нему, призрак исчезает. Принцесса умоляет Нила отпустить её на поверхность. Нил сначала возражает, но потом соглашается, и на большой раковине, поднимаемой столбом воды, Аспиччия покидает подводный мир. Действие третье. Сады фараона. Справа — большая статуя Озириса. Печальный фараон, окруженный свитой и женами, сидит на троне. Он просит верховного жреца рассказать ему о судьбе Аспиччии. Совершив обряд гадания, жрец отвечает, что не может ничего о ней сказать. Входит король Нубии. Его приближенный вводят плененных Таора и Пассифонта. Король говорит фараону, что он захватил похитителей его дочери. Фараон спрашивает у Таора, что случилось с Аспиччией. Таор отвечает, что она пропала, и что он сам готов отдать жизнь за возможность снова увидеть её. Фараон грозит Таору расправой. По его приказу жрецы вносят корзину цветов и ставят перед ней чернокожего раба. Верховный жрец читает заклинание, из корзины выползает змея и кусает раба в сердце. Такая же смерть грозит Таору и Пассифонту, если они будут молчать. В это время раздаётся весёлая музыка. Вдали показываются поселяне и поселянки с цветами и ветвями. Рамзея подбегает к фараону и сообщает, что его дочь вернулась.
«Дочь фараона» (балет)
Газеты писали о грации и благородстве движений, о пышных декорациях, шикарных костюмах и потрясающих эффектах. Не меньшим успехом пользовалась и московская постановка "Дочери фараона". В Москве на сцене Большого театра балет Петипа был поставлен через два года. Этот же спектакль был возобновлен в 1892 году. В 1905 году новую редакцию либретто и постановки осуществил Александр Горский. Спустя почти столетие французский хореограф Пьер Лакотт отреставрировал забытый балет, сам создал декорации, отменил почти все эффекты, зато добавил трюков. К спектаклю Лакотта не было однозначного отношения: писали и о нелогичной, местами комичной режиссуре, о блеклых и невыразительных декорациях, о сумбуре вместо движений. Но публика все равно ничего не заметила.
Премьерные спектакли пройдут 24, 25 и 26 марта, на Новой сцене Мариинки. Реконструкцию первого полнометражного балета Петипа, поставленного в Петербурге чуть более 160 лет назад, осуществил в Мариинском итальянский танцовщик и балетмейстер Тони Канделоро, известный как исследователь русского балетного наследия. Он вернул на сцену спектакль с обилием классических танцев, массовых сцен, характерных композиций и изящной пантомимы.
Неслучайно декорации создаются с использованием традиционных технологий и материалов», — отметили в пресс-службе учреждения культуры. Осенью 2021 года Мариинский театр открыл 239-й сезон. Подробнее о самых ожидаемых премьерах читайте.
Театр сожалеет, наверняка сожалеет и сама балерина: ведь именно она открыто боролась с дирекцией Геннадия Рождественского за то, чтобы сохранить балет в репертуаре. Тучи на «Дочерью фараона» начали сгущаться в тот самый момент, когда Геннадий Рождественский появился в театре. Прежде всего, критике была подвергнута музыка к балету, написанная Цезарем Пуни. Критика этим не ограничилась — Рождественского не устраивала и частота появления в афише театра самого балета: 7 «Дочерей» против 2 «Годуновых» в сезон! Никто не принял в расчет ни мнения публики балет «Дочь фараона» - один из самых востребованных зрителем , ни того неоспоримого факта, что основные сборы театру дает балет. Отменились все связанные с балетом планы, балет выпал из афиши фестиваля лучших спектаклей России «Золотая маска», не был показан у египетских пирамид, не был снят на пленку, хотя специально для этого из Франции приехала группа товарищей. Все это вместе сильно взволновало общественность, но никакие доводы не действовали, никто не мог спасти «Дочь».
Справедливость восторжествовала позже.
Мариинский театр восстановил балет XIX века
Балет «Дочь фараона», поставлен в 1862-ом году на сцене Императорского Мариинского театра Мариусом Петипа и восстановлен французским хореографом Пьером Лакоттом в Большом театре в 2000-ом году. Тони Канделоро и его помощник Хуан Бокамп очень уважительно отнеслись как к наследию Петипа, так и к труппе Мариинского театра. Первый весенний месяц будет богат в Мариинском на премьеры — вслед за оперой «Набукко», которую зрители увидят 5 марта, театр представляет балетную премьеру — «Дочь фараона» Цезаря Пуни.
Танцемания и египтомания: история балета «Дочь фараона»
«Дочь фараона» – первый самостоятельный большой балет Петипа, поставленный по заказу Дирекции Императорских театров. Балет Цезаря Пуни «Дочь фараона» – первый большой балет, поставленный Мариусом Петипа в России (1862 год), затем не раз переделывавшийся автором и возобновлявшийся, исчез с Мариинской сцены сразу после революции. Когда можно посмотреть спектакль Дочь фараона на исторической сцене? Балет Цезаря Пуни «Дочь фараона» – первый большой балет, поставленный Мариусом Петипа в России (1862 год), затем не раз переделывавшийся автором и возобновлявшийся, исчез с Мариинской сцены сразу после революции.
«Этот балет в Мариинском театре навсегда»
Спектакль Большого очищен от танцевальных и пантомимных излишеств и сокращен в соответствии с требованиями времени. Более динамично и ярко смотрится сцена охоты, в спектакле Мариинского театра из-за обилия пантомимы эта сцена провисает, а большие прыжки женского кордебалета Большого более эффектны, чем мелкая техника охотниц из Мариинки. У балерины несколько больших адажио, с обводками и высокими подъемами это вклад в балетное искусство ХХ века , особенно хорошо адажио с пять кавалерами в сцене Нила, которые не дают балерине сходить с пуантов или из рук партнеров в воздушных поддержках. Главная мужская партия довольно обширна и виртуозна, построена на той же юркости ног, которая требуется от балерин, но за советский период была основательно подзабыта у танцовщиков. И премьеры Большого с ней отлично справляются, партия Таора вписана золотыми буквами в уже завершившиеся карьеры выдающихся танцовщиков Большого — С. Филина и Н. Но и сейчас эту партию Большом танцуют виртуозно от молодого дебютанта Д.
Смилевски до маститых премьеров — С. Чудина, В. Лантратова, А. Белякова последний при высоком росте и выдающейся длине ног, как и у мариинских танцовщиков, «на ты» с мелкой техникой. И балерины, практически не сходящие с пуантов, смотрятся более привычно и, конечно, красивей. Но это старый балет в технике и представлениях ХХ века, в новой хореографии хотя следы знакомства Лакотта с нотациями Сергеева и текстами Петипа есть и в спектакле Большого.
По традиции романтического балета, которому наследует академизм Петипа, балет обязательно включает «белую сцену» здесь — танцы наяд на дне Нила и характерную сюиту. Здесь — сюита вариаций и кода речек, которые приглашены Нилом поприветствовать знатную гостью — дочь фараона. У Петипа это вариации, стилизованные под народные танцы: Гвадалквивир Испания , Тибр Италия, исполняется тарантелла , Темза шотландский танец , Рейн немецкий танец , Хуанхэ балерина со сжатыми кулачками, поднятыми указательными пальчиками и кивающей головкой аки китайский болванчик , завершается вариацией Невы — русской плясовой, помахиванием платочком и традиционным поклоном. Много нарядной и бытовой атрибутики — гирлянды, пальмовые ветви, луки в сцене охоты, кинжал у Аспиччии в вариации отчаяния когда фараон сватает ее за нубийского короля, а ее сердце принадлежит Таору , серьезно усложняющие координацию в танце.
Успех проекта не только принес Мариусу Петипа признание, но и стал основой для его назначения балетмейстером императорских театров. Для многих артистов этот спектакль стал одним из самых любимых и дорогих в их репертуаре. В начале XX века хореографический текст был записан, и до сегодняшнего дня сохранились листы с описанием движений и комментариями очевидцев. Балет «Дочь фараона». Фото: mariinsky. Они считались божествами и имели абсолютную власть. В искусстве тема Древнего Египта всегда была актуальна.
Именно постановкой «Дочери фараона» Петипа громко заявил о себе и потеснил соперника. К слову — соперничали не только хореографы, но и их «музы». В то время даже образовались две «группировки» — «муравьисты» и «петипасты». Сен-Леон и Петипа, как бы не сталкивали их лбами, очень разные. Кто знает, сколько бы продолжалась эта «битва» титанов, если бы не отъезд из России А. Сен-Леона, которому не продлили контракт с Императорскими театрами. Артур Сен-Леон Лебединой песнью хореографа становится небольшой балет «Пастух и пчёлы», после показа которого он уезжает из страны потерянным и разбитым. По иронии судьбы свой самый знаментиый и судьбоносный балет «Коппелия» он ставит в год своей смерти 1870. После отъезда старшего коллеги начинается 30-летняя эра Мариуса Петипа. Мариус Петипа Любой исследователь истории балета скажет, что редакций спектаклей существует множество и восстановить именно версию Мариуса Петипа, мягко говоря, сложно. Да, благодаря нотациям в частности, Степанова , мы имеем информацию о многих значимых классически балетах, но всё равно этого не достаточно. По сути балет ставится заново и … это неизбежно. Так вот вернемся к «Дочери фараона» 1862 и его создателю.
Дело в методах работы постановщиков. Как все понимают, видео в XIX веке не было, и хореография передавалась "из ног в ноги", от учителя к ученику. В конце позапрошлого столетия танцовщик Владимир Степанов изобрел систему записи танца, похожую на систему записи музыки с помощью нот. В начале ХХ века режиссер Николай Сергеев записал с ее помощью несколько балетов Мариуса Петипа, бывших тогда в репертуаре Мариинского театра, а после революции увез эти записи за рубеж. Теперь они хранятся в Гарвардском архиве, и все фанаты старинной хореографии могут с ними ознакомиться многое архив уже выложил и в сеть. Так вот, Вихарев работал именно с этим архивом. Лакотт же основывался не на записях, но на оставшихся в его памяти воспоминаниях великих русских балерин, чьи занятия он в юности посещал в Париже. Собственно, он никогда и не называл свой спектакль в Большом "реконструкцией", у него получилась весьма качественная и эффектная стилизация. Изначально в качестве постановщика был приглашен Алексей Ратманский сделавший в Большом "реконструированную" "Жизель" , но он в прошлом году уехал, не доделав постановку, и театр позвал Тони Канделоро. В семидесятых учившийся у Марики Безобразовой в Монте-Карло, а затем сделавший карьеру гастролировавшей звезды, Канделоро с юности начал собирать все, связанное со старинными балетами, изучать их, "разбирать на составляющие" и складывать вновь — и теперь, проштудировав двести с лишним страниц записей в Гарвардском архиве, вместе со специалистом по системе Степанова Хуаном Бокампом представил в Мариинке новую-старую "Дочь фараона". Этот стиль отличается от того, что привычен в знаменитых балетах: в "Спящей красавице", в "Баядерке". И мы с артистами изучали этот стиль".
В Мариинском театре восстановили балет Мариуса Петипа "Дочь фараона"
Декорации по старинным эскизам к нескольким версиям «Дочери фараона» выполнил художник Роберт Пердзиола. Это будет настоящее пиршество для глаз. Очень важно, что театр решил вернуть на сцену постановку, с которой началась великая история Петипа и русского балета, столько подарившая всему миру, и я очень рад быть частью этого проекта», — рассказал Тони Канделоро.
Здесь ярко виден гений Мариуса Петипа, и благодаря тому, как его хореографический текст был записан в прошлом, сегодня мы можем восстановить спектакль почти таким, каким он был задуман авторами.
Очень важно, что театр решил вернуть на сцену постановку, с которой началась великая история Петипа и русского балета, столько подарившая всему миру, и я очень рад быть частью этого проекта. Тони Канделоро, балетмейстер Увидевшая свет еще в 1862 году, «Дочь фараона» стала долгожителем репертуара Императорского театра и любимой постановкой многих поколений ведущих артистов.
Спектакль будет восстановлен в целом, не только хореография. Так, художник по декорациям и костюмам Роберт Пердзиола работал с эскизами двух оригинальных постановок в Императорском Большом Каменном театре и Мариинском театре. Этот спектакль — «имперский хит» и возможность вживую увидеть на сцене стиль XIX века. Дирижёром выступит Арсений Шупляков. К премьере спектакля Мариинский театр подготовил виртуальную выставку об истории балета.
Спектакль продержался на сцене шестьдесят шесть лет, регулярно собирая аншлаги! Успех «Дочери фараона» принес Мариусу Петипа не только признание, но и пост балетмейстера императорских театров, а для многих артистов этот спектакль стал одним из самых любимых и дорогих в репертуаре. В начале ХХ века хореографический текст был записан, и сегодня сохранившиеся листы со значками, описывающими движения, и словесными комментариями очевидцев — основной источник знания о танцах легендарного балета прошлого.