начинай сначала” и какие у нее варианты. ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина). Что такое лыко Лыко – это внутренняя волокнистая сторона коры липы, то есть её неокрепшая подкорная часть. А знаете ли вы, что такое это самое «лыко» и кто и зачем его должен вязать?
Лыко – что это такое
Лычаки м. Худо , лычная пуга кнут , а без пуги, того хуже. Золотая девка за лычным парнем. Лучше лычный мир, чем ременный суд! Лычник, лыкодер м. Лычага ж. Лычажный, мочалыжный. Лыковатый, волокнистый , на лыко похожий.
И лычага, да за воровину ответит. Молодость ременны гужи рвет, старость и на лычаге прет. Лычь ж. Лыч ниж. Лычеек м. Лычма ж. Оторванная часть берега, на тинистой речке.
В лыковце четыре, во ржаве два? Луб молодой липы, ивы и нек-рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Драть л.
Не лыком шит кто прост. Главнейшее употребление Л. Из лыка плетут корзины, короба и другие изделия, раньше лапти. Применяется в изготовлении рогожи, лаптей и иной утвари[3][4]. Лапти, носок которых плетется из 5 лык. Дожить до лыка. Оказаться в безвыходном положении. ЯОС 4, 9. Дойти до лыка. Сильно похудеть. ЯОС 4, 10. Лыка не везёт. То же, что лыка… … Большой словарь русских поговорок Источник Лыко это что такое простыми словами В Древней Руси лыко было одним из самых распространенных материалов. Так называли луб лиственных растений — особую прослойку на стволе дерева, которая находилась прямо под корой. Слово «лыко» произошло от праславянского lyko, что означает кору липы или ивы. Уже тогда этот материал и предметы из него собирали с крестьян в качестве дани. Процесс изготовления лыка был довольно долгим.
Плести лапти из лыка. На лапти идет... Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб 2.. Толковый словарь Ефремовой. Энциклопедический словарь Ф.
Борода велика, а ума ни на лыко. И лычный, да не лишний. И лыком шит, да муж. Спутан из лычка, да набит ремешком. Хотя лыком шиты, да начальники. Хоть лыком шит, да сосед. Хоть не стоит лыка, да ставь за велика. Возьмешь лычком, отдашь ремешком. Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком. Лыко с ремешком не вяжись; порвется. Тот тужи, у кого ременные гужи, а у нас лыки да мочалы, туда ж помчали! Лыком по парче не шьют. Хуже лапотного лыка... Пропадай собака и с лыком, лишь бы не судиться! С избы лык не надерешь. Пока лыки дерутся, пота и с детками в лес. Не запасшись лыком, ходишь в ошметках. Выдерни лычко из-под кочедычка, скороговорка. Есть один секрет, связанный со словом лыко. Разгадать мне его пока не удалось. Какую роль играло лыко в вопросах суда, если немало пословиц и поговорок сводят слова «лыко» и «суд», «судить» в одну конструкцию? Лучше лычный мир, чем ремённый суд. Лыко с ремнём не судись. В связи со словом лыко не могу не вспомнить одну старинную переводную повесть XVII века.
Особенности лыка
- Что такое «лыко» и зачем его вязать?
- Содержание
- Лыковая мочалка для бани: свойства, заготовка, применение
- Попробуем разобраться – какая мочалка лучше всего и сколько их нужно
- Что такое лыко и как оно использовалось в крестьянском хозяйстве кратко
- Что такое лыковая мочалка
Лыко – что это такое? Изделия из лыка
Не всякое лыко в строку погов. Не лыком шит - погов. Луб молодой липы, ивы и нек-рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Драть л. Лапти из лыка. Лыка не вяжет кто прост. Не лыком шит кто прост. Знает, где чем поживиться, не лыком шит! Подкорье молодой липы, идущее у нас особ.
Кричать, будто черт с него лыка дерет. Кликали черти с лыками, незваного гостя. На то, на что с липы лыка дерут, ответ на вопрос: на что? Их сам черт лычком вязал. Борода что помело, да ума ни лычка. Борода велика, а ума ни на лыко. Хоть лыком шит, да мылом мыт. И лычный, да не лишний.
И лыком шит, да муж. Спутан из лычка, да набит ремешком. Хотя лыком шить, да начальники. Хоть лыком шит, да сосед. Хоть не стоит лыка, да ставь за велика.
Механика проста: в качестве вопроса мы называем вам слово, а вы предлагаете вариант ответа, который кажется вам правильным. А возможно, вы вообще давно знаете значения всех этих слов.
Насколько хватит таких свойств? Конечно же, не более, чем на 6 месяцев. В дальнейшем — это будет просто мочалка. И то, если у такой мочалки останется приличный вид после нескольких месяцев использования. Все натуральные волокна имеют поры, где могут поселиться бактерии, а что бы они там не размножались, мочалки необходимо тщательно промывать и просушивать.
Мочалки из искусственных материалов Здесь можно описать всё и сразу по нескольким характеристикам: многообразие форм и расцветок; на них не живут бактерии; с них быстро стекает вода, соответственно, быстро сохнут; долговечны и стоят достаточно дешево; материал, из которого делают такие мочалки — вспененный поролон, нити из целлюлозы или нейлона разной толщины и плетения. Последнее время обрела особую популярность «Японская мочалка». Изготовлены они в виде длинного шарфа. В данный момент ассортимент японских мочалок насчитывает тоже более 100 наименований. Казалось бы, что можно еще предложить?
Оказывается, есть мочалки пропитанные серой — с анти — акне эффектом, с вкраплением целебных трав, масел, витамин и антиоксидантов. Насколько это эффективно и оправдано? Наверняка, все эти навороты быстро вымываются, и мочалка становится обычной, как и все. Итак, покупая мочалку из искусственных материалов — вы сэкономите на моющих средствах , т. Структура нитей и плетения такова, что вы можете сэкономить на скрабах.
Как понимаете, ограничить себя покупкой одной мочалки не получится. Благо, что сейчас есть из чего выбирать! Умея держать спицы или крючок в руках, любая хозяйка сможет связать мочалку и размера. Приятных вам приобретений. Надеюсь, наши оказались полезными.
Вид занятия: хозяйство Назначение: банные мочалки, верёвки, половые тряпки, кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки Время проведения: летом до конца июля Традиционно занимались: женщины Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. Мы поведём рассказ не о глубокой древности, а о заготовке и применении липового лыка жителями Заонежья на рубеже XIX — XX вв. В те годы липовое лыко широко применялось в повседневной жизни всего российского крестьянства и заонежан — в частности. Лаптей в Заонежье о ту пору почти не носили, ни липовых, ни берестяных — повседневная и, тем паче, праздничная обувь была кожаной.
Ткачество из мочала — изготовление рогожи - тоже здесь не было распространено; но зато, к примеру, многие и многие сотни аршин аршин - 71,12 см верёвок для рыболовных снастей были «лычаными» - изготовленными из липового лыка. Сети на лычаные верёвки насаживали потому, что верёвки эти стойкие к истиранию, прочные и лёгкие - поскольку плавают в воде. Вот что рассказал сотруднику музея «Кижи» И. Набоковой о витье и применении лычаных верёвок брат знаменитого бригадира кижских плотников Николая Ивановича Степанова Дмитрий Иванович Степанов 1924 г. Посад, Волкостров: «… дак этот перевозчик работал на перевозе людей в лодке с Кижей на Волкостров и на остров Еглов , Григорий Петрович Босарев, старикашка, он всё время, значит, у окна, в простенке была вьюха большая такая и вил верёвки с лыка.
Тогда в ходу были очень верёвки эти. Она не тонет, во-первых, ей надо было мало плаву, ну а плав обычно ставили вот берестенный вот, из бересты. В сетки, знаете, вот… поплавочки такие они ставили, значит, а эти тятевки вот покупали у него. Он работал чисто верёвочку такую сплетёт - дак прямо как вот шёлковая вся! А лыко подбирал такое белое, хорошее такое...
Ствол дерева образован древесиной, нарастающей годовыми кольцами. Средина ствола более прочная, это ядровая древесина или ядро; к краю лежит заболонь - живая, более мягкая древесина. Снаружи ствол защищён корой. Между корой и заболонью находится тонкий слой производящих клеток, откладывающих в течение тёплого времени года внутрь ствола - слои древесины, наружу - клетки коры. Как раз этот важнейший для дерева слой клеток и его окружение и называется лыком или лубом.
Лыко драли заготавливали и ивовое, и ильмовое вязовое , но только липа, единственная из всех местных пород деревьев, одарена таким роскошным многослойным и толстым лубом. Ближние к древесине слои липового лыка самые светлые, тонкие и мягкие; лежащие же сразу под корой - коричневатые и грубые. Отсюда и различное использование в хозяйстве этих различающихся по своим свойствам слоёв лыка: самое белое, мягкое шло на банные мочалки, «к телу белому»; средние слои - желтоватые и более прочные - шли на витьё верёвок; самые верхние - коричневатые, грубые слои лыка - использовались как половые тряпки. Ткань в то время очень ценилась и на тряпки не использовалась - семьи были большие, одежду перешивали, латали, носили и донашивали до последнего. А уж когда становилась одежда совсем рибушная ветхая , то ткали, порвав на полоски, из неё половики.
Так что полы и даже стены и потолок избы - по праздникам стирали лычаными тряпками и берёзовыми голиками вениками без листьев, «голыми». Но начнём рассказывать о заготовке липового лыка по порядку, на примере крестьянской семьи Никоновых из кижской деревни Боярщины, расположенной на берегу Онего озера. В окрестностях Кижей были известны два больших липняка, куда ездили крестьяне драть лыко: на острове Долгом в Уйме Уйма - новгородское название архипелага Кижских шхер и на западном берегу губы Вожмариха. Куртинами липа росла и на многих других островах. По воспоминаниям Антонины Ивановны Никоновой 1935 — 2006 , жительницы Боярщины, они с бабушкой Екатериной Ивановной Никоновой Рябининой 1881 — 1957 вдвоём ездили на лодке-кижанке именно в липняк на остров Долгий - «в Уйму».
От Боярщины это километров восемь водой. Ждали когда поветерь будет боковой ветер , чтобы вёслами нам не грести, а ехать под парусом в обе стороны. Там же, в Уймах, на обед налавливали себе крупного окуня, варили «зелёную уху» - из одних крупных окуней, без луку, без картошки, а рыбы столько, что аж уха становилась зелёная». Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное сокодвижение по стволу а лычные волокна это ещё и проводящая ткань дерева ; но весной лыко не драли, ждали когда оно нарастёт к середине лета потолще. Приискивали липы не старые, начиная с тех, что толщиной в руку и до пяди примерно в толщину 1 пядь - 4 вершка - 17,78 см.
Если же дерево попадалось постарше и кора у него толстая, то сначала скобелем струг с узким лезвием и двумя ручками или топором срезали её верхний слой «наросты» , иначе при сворачивании коры в «кочомки» мотки она будет переламываться и лыко разорвётся на короткие куски. Липу валили топором и руками «драли лыко» - на комле толстом конце ствола надрезали кору, хватались за легко отделяющиеся закрайки и отдирали длинные полосы коры вместе с лыком от дерева. В спелую пору лыко толстое и легко сходит вместе с корой. Бывало, что при снятии лыка пользовались заострённой деревянной лопаткой, сделанной из елового сука. Старались заготовить как можно более длинное лыко, особенно для витья верёвок.
Суки обрубали, тщательно ободрав липку, ствол разделывали и забирали с собой - из мягкой белой древесины резали ковши, совки для зерна, ложки; резчики делали из липового дерева резные киоты, накладную резьбу на мебель. На месте рубки вообще ничего не бросали, лес соблюдали чистым, не захламляли. Женщины, выезжая за лыком без мужиков, бывало, не валили дерево, а драли лыко со стоящей липки, делая зарубки у корня и выше головы, как достанут руки; или же драли полосы снизу и до самых веток кроны. Дерево при этом оставалось стоять, не взятое лыко и древесина без пользы пропадали. Так лыко готовили для себя уже при колхозах после войны, когда на земле трудились, в основном, женщины и дети, при недостатке мужчин - погибших мужей и отцов.
Заготовленное корьё сворачивали в «кочомки» мотки - скручивали ленты коры лычной стороной наружу, а корой внутрь. Увязывали кочомки тонкими полосками того же лыка и укладывали вместе с липовыми заготовками в лодку. Приехав под парусом домой, на Боярщину, замачивали кочомки в воде у берега, в мелком спокойном месте, придавив камнями. Срок вымачивания корья до готовности зависел от температуры воды - в холодное лето вымачивали дольше, в тёплое - короче. Обычно мочили в озере не менее недели.
Как и при мочении льна, конопли, а в древности - крапивы, действие мочения состоит в том, чтобы нужные в хозяйстве волокна откисли, отделились от грубой, непригодной части заготовки или стебля, чтобы сделалось возможным отделить добрые волокна от коры или, в случае льна, от костицы. При этом нельзя передерживать кочомки и, тем более, снопы льна в воде, потому что тогда начнёт подгнивать и само нужное волокно. Когда видишь это вымоченное лыко - размокшее, покрытое слизью, илом, пахнущее гнилью - не верится, что стоит приложить к нему руки и вскоре из дурно пахнущих кочомок получится «солнечное» душистое мочало. Как же этого добивались? Кочомки вытаскивали на берег, развязывали, и ленты коры развешивали на вешалах устройства из жердей для сушки, починки сетей и пр.
Хорошо вымоченное лыко легко отделяется от коры, обычно ленты мочала отделяли от коры голыми руками, без всякого инструмента. В случае затруднения, для снятия последних, грубых волокон, пользовались ножом. Сразу же толстые и широкие многослойные тяжи лыка разделяли на примерно одинаковые по толщине и ширине полоски и раскладывали мочало в разные пучки, разделяя его по качеству и длине волокна. Длинное мочало шло, как уже говорилось, на изготовление банных мочалок, витьё верёвок и на половые тряпки - то есть раскладывалось на три пучка; из коротких же обрывков волокна, также в зависимости от его мягкости, изготавливали кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки, которыми вытирали стол. Что значит «изготавливали мочалки»?
Как говорила Антонина Ивановна: «сворачивали пучок в руке, да и мылись» - никакого плетения не было. Потом разобранное по пучкам мочало тщательно промывали в воде. Сначала отмывалась гнилостная слизь, затем мочало буквально стирали на руках, используя его природную «мылкость». Наконец, доставали из воды, развешивали на тех же самых вешалах и сушили на ветерке. Высохнув, мочало приобретало душистый запах, с оттенком медового аромата.
Использовали его по мере надобности; хранили пучками в хозяйственной части дома, которая в заонежских домах была под одной крышей с жилой частью, как говорили - «на сарае»; или «на вышке», то есть на чердаке. Вероятно, тканьё рогож не было заметно распространено в Заонежье потому, что липняков было всё-таки мало, по сравнению с центральными губерниями России; но зато верёвки для рыболовных снастей сетей, керагодов, неводов, ставников, вершей, мёрд, продольников и др. Лён выращивали, как правило, только для выработки «точива» ткани и ниток для вязания сетей, льнища участки льна были небольшими и льняное волокно на витьё верёвок не пускали. Если же липняков по близости не было, то вили верёвки из отрепов и изгребов - грубых коротких очёсов льна, из которых обычно ткали половики и мешковину. Семьи, занимавшиеся промышленным рыболовством, для вязания сетей, бывало, выращивали коноплю, дающую очень длинное крепкое волокно; но «тятивы» верхняя и нижняя верёвки сетей всё равно, как правило, были лычаными.
Способ витья верёвок - как из лыка, так и из всех других материалов - был один. Хотя различных инструментов и механизмов для выполнения этой работы существовало много - от простых деревянных крючков до различного устройства вьюх с подсобными приспособлениями.
Если же в группе согласных часть принадлежит приставке или если вся группа начинает вторую часть приставочного слова, предпочтительно учитывать членение слова на значимые части. На стыке частей сложного или сложносокращенного слова возможны только такие переносы, которые соответствуют членению слова на значимые части, напр. Не подлежат переносу: а аббревиатуры, пишущиеся полностью или частично прописными буквами, напр.
Факультативное правило. При переносе может потеряться различие между написаниями слов слитно и через дефис; ср. Это правило применяется по желанию пишущего.
Что такое лыко и как оно использовалось в крестьянском хозяйстве кратко
Разнообразие применения лыка объясняется тем, что дерево в тех краях было одним из основных материалов при хозяйственных постройках и служило сырьем для многих ремесленных дел. Предметы из лыка. Музей Арслана Мубарякова, с. Ассы, Белорецкий район РБ Дранье лыка — своеобразное ремесло. К сожалению, сегодня почти забытое. Издревле работа с лыком начиналась с наступлением весны. Сначала снимали липовую кору для мочала во время сокодвижения в деревьях — с конца мая по июнь. А для получения более качественного материала возвращались к этим заготовкам позжe — в июле.
Эта работа всегда считалась сезонной. Процесс получения лыка у всех народов разный, но приемы практически одни и те же. Сначала тщательно выбирали дерево, затем валили его с помощью топора, отдирали длинные полосы коры с помощью того же топора или специального инструмента в виде длинной палки с острым концом. Также драли лыко и руками. Получали кору в виде трубок: одна толстая, другая более тонкая. После этого их надевали друг на дружку и погружали для замачивания в воду. Вода должна была быть теплая, спокойная — без течения, у берега.
В Белорецком районе на пути к Инзеру часто встречались в мелких речках запруды с мокнущим лыком. Такое мочение продолжалось до конца лета, до самой осени. В августе-сентябре древесную ткань уже можно было отделить от ствола. Теперь мастера привозили вымоченное и тщательно промытое от слизи и ила лыко в деревню, вешали под навесом для сушки. Бывало, что высушенную часть липовой коры связывали как пшеничные колосья. В итоге получали белое и желтое лыко. Белое, как правило, использовали для душистых мочалок, а желтое, попроще, — для хозяйственных нужд.
Отмачивание лыка в речке В этой работе участвовали в основном мужчины, так как она очень трудоемкая и требовала от мастера много сил. Во время войны и в послевоенные годы в некоторых отраслях лесозаготовки трудились женщины и подростки. Трудились круглый год: зимой рубили лес и вывозили к сплавным рекам, весной работали на сплаве, получали смолу, заготавливали лыко. Рубка и сплав леса, заготовка различного сырья, гонка смолы и дегтя, дранье лыка, углежжение многие годы были главными промыслами башкир-катайцев. Рассказывает Ринат Шайбаков, историк-краевед из Белорецкого района: «В Белорецком районе все деревни устья реки Инзер занимались лесоразработкой и лесопромышленным ремеслом. Одно из них — дранье лыка, своеобразное ремесло многих народов. По берегам реки Инзер и с западной стороны горы Зильмердак растет много липы.
Отсюда и липовый мед. Лыко всегда являлось востребованным товаром. Его продавали или обменивали в близлежащих городах или в больших населенных пунктах: Верхнеуральске, Катав-Ивановске, на Аскинском рынке. Продавали или обменивали на картофель, чай, сахар. Русские промышленники: Куликов, Колотов, Некрасов — держали малые предприятия. Заводские сообщества также не отворачивались от такого прибыльного дела.
Например, Михаил Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» писал: «Обернулись, ан бригадир, весь пьяный, смотрит на них из окна и лыка не вяжет, а Домашка-стрельчиха угольком фигуры у него на лице рисует». Существует и другая поговорка со словом «лыко» — «Всякое лыко в строку». В старину каждый ряд в лаптях называли строкой.
Чтобы обувь получилась крепкой и долго носилась, необходимо было тщательно выбирать для нее полоски лыка. Мастер отбраковывал материал с трещинами, неровностями, отверстиями от веток и сучков. Когда он не сортировал лыко, лапти выходили некачественными. В этом контексте и употребляли выражение «всякое лыко в строку», что означало «использовать в работе все подряд». А вскоре эта фраза получила негативное значение. Ее произносили, когда хотели обвинить кого-то даже в небольшой ошибке. В раннем Средневековье вещами из лыка пользовались и бедные, и богатые жители Руси, а лапти были популярны и у горожан, и у крестьян. Лапти стали признаком бедности. Из-за этого появились другие выражения со словом лыко: «не лыком шит», то есть «не такой простой, как кажется», и «пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком» в значении «поскупишься — пожалеешь».
Лапти из лыка продолжали носить в деревнях вплоть до 1930-х годов.
Перед банькой или душем такую мочалку надо опустить в горячую воду минут на 15, чтоб стала помягче. Рекомендуют при целлюлите и угревой сыпи. Любители обильной пены ее тоже не оценят по достоинству. Её необходимо тщательно промывать и сушить. Льняная мочалка Достаточно мягкая. Не вызывает аллергии, подходит для нежной кожи. Мылится не очень хорошо, долго сохнет, но при этом не скапливает на себе микробы за счет антисептический свойств льна. Такая мочалка подходит для ежедневного использования. Мягко отшелушивает кожу, словно полируя её.
Бывает разных форм и может удовлетворить любые запросы. Мочалка из люффы Делают такие мочалки из растения, похожего на цуккини, огурец — лиана из семейства тыквенных. Молодые плоды люффы употребляют в пищу, а зрелые — досушивают и делают из них мочалки. Пожалуй, из натуральных мочалок, эти самые распространённые. Такая мочалка обеспечит хороший пилинг. Каждый день ей могут пользоваться только люди с очень грубой кожей. Всем остальным придется запастись еще одной мочалкой, помягче. Перед употреблением стоит опустить в горячую воду на несколько минут. Крапивная мочалка Такая мочалка плетётся из волокон китайской крапивы — бомерии белоснежной рами. Нитки из этого растения достаточно прочные, но не настолько жесткие, как у сизали.
Нить рами обладает натуральным шелковистым блеском. Такие нити добавляют даже при изготовлении дорогих тканей. Так что мочалка из рами может отнести себя к разряду дорогих по своим свойствам: нити красивы, прочны, не поддаются гниению, хорошо шлифуют кожу. Еще одно из достоинств — большой выбор форм, и достаточно низкая цена. Мочалка с мыльными орехами Это из разряда экзотических товаров. В льняном мешочке находятся мягкие и мелкие орехи растения — Sapindus Trifoliatus. Пишут, что такая мочалка хорошо очищает и увлажняет кожу, делая ее гладкой. Никаких гелей для душа не понадобится — нужно лишь смочить мочалку. Конечно, этих орехов хватит ненадолго, и вскоре содержимое мешочка нужно сменить. Натуральная мыльная пенка не содержит щелочей, и не проникает в кожу, а лишь смывает с кожи излишки пота и жира.
Сохраняет липидный слой кожи. Все эти замечательные свойства подходят для мытья нежной кожи детей. Кстати, пишут, что мыльные орехи не вызываю аллергии. О цене, пожалуй, не стоит говорить. Расходы увеличиваются за счет смены наполнителя мешка. И, если вы не хотите пользоваться обычными моющими средствами с красителями, отдушками, лаурилсульфатом и парабенами, то такая мочалка — для вас. Тогда цена — дело второстепенное. Сделаем вывод: Натуральные мочалки имеют ряд преимуществ — выделяют полезные вещества , обладают противовоспалительными свойствами, выделяют фитонциды. Насколько хватит таких свойств? Конечно же, не более, чем на 6 месяцев.
В дальнейшем — это будет просто мочалка. И то, если у такой мочалки останется приличный вид после нескольких месяцев использования. Все натуральные волокна имеют поры, где могут поселиться бактерии, а что бы они там не размножались, мочалки необходимо тщательно промывать и просушивать. Мочалки из искусственных материалов Здесь можно описать всё и сразу по нескольким характеристикам: многообразие форм и расцветок; на них не живут бактерии; с них быстро стекает вода, соответственно, быстро сохнут; долговечны и стоят достаточно дешево; материал, из которого делают такие мочалки — вспененный поролон, нити из целлюлозы или нейлона разной толщины и плетения. Последнее время обрела особую популярность «Японская мочалка». Изготовлены они в виде длинного шарфа. В данный момент ассортимент японских мочалок насчитывает тоже более 100 наименований. Казалось бы, что можно еще предложить? Оказывается, есть мочалки пропитанные серой — с анти — акне эффектом, с вкраплением целебных трав, масел, витамин и антиоксидантов. Насколько это эффективно и оправдано?
Наверняка, все эти навороты быстро вымываются, и мочалка становится обычной, как и все. Итак, покупая мочалку из искусственных материалов — вы сэкономите на моющих средствах , т. Структура нитей и плетения такова, что вы можете сэкономить на скрабах. Как понимаете, ограничить себя покупкой одной мочалки не получится. Благо, что сейчас есть из чего выбирать! Умея держать спицы или крючок в руках, любая хозяйка сможет связать мочалку и размера. Приятных вам приобретений. Надеюсь, наши оказались полезными. Вид занятия: хозяйство Назначение: банные мочалки, верёвки, половые тряпки, кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки Время проведения: летом до конца июля Традиционно занимались: женщины Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации.
Мы поведём рассказ не о глубокой древности, а о заготовке и применении липового лыка жителями Заонежья на рубеже XIX — XX вв. В те годы липовое лыко широко применялось в повседневной жизни всего российского крестьянства и заонежан — в частности. Лаптей в Заонежье о ту пору почти не носили, ни липовых, ни берестяных — повседневная и, тем паче, праздничная обувь была кожаной. Ткачество из мочала — изготовление рогожи - тоже здесь не было распространено; но зато, к примеру, многие и многие сотни аршин аршин - 71,12 см верёвок для рыболовных снастей были «лычаными» - изготовленными из липового лыка. Сети на лычаные верёвки насаживали потому, что верёвки эти стойкие к истиранию, прочные и лёгкие - поскольку плавают в воде. Вот что рассказал сотруднику музея «Кижи» И. Набоковой о витье и применении лычаных верёвок брат знаменитого бригадира кижских плотников Николая Ивановича Степанова Дмитрий Иванович Степанов 1924 г. Посад, Волкостров: «… дак этот перевозчик работал на перевозе людей в лодке с Кижей на Волкостров и на остров Еглов , Григорий Петрович Босарев, старикашка, он всё время, значит, у окна, в простенке была вьюха большая такая и вил верёвки с лыка. Тогда в ходу были очень верёвки эти. Она не тонет, во-первых, ей надо было мало плаву, ну а плав обычно ставили вот берестенный вот, из бересты.
В сетки, знаете, вот… поплавочки такие они ставили, значит, а эти тятевки вот покупали у него. Он работал чисто верёвочку такую сплетёт - дак прямо как вот шёлковая вся! А лыко подбирал такое белое, хорошее такое... Ствол дерева образован древесиной, нарастающей годовыми кольцами. Средина ствола более прочная, это ядровая древесина или ядро; к краю лежит заболонь - живая, более мягкая древесина. Снаружи ствол защищён корой. Между корой и заболонью находится тонкий слой производящих клеток, откладывающих в течение тёплого времени года внутрь ствола - слои древесины, наружу - клетки коры. Как раз этот важнейший для дерева слой клеток и его окружение и называется лыком или лубом. Лыко драли заготавливали и ивовое, и ильмовое вязовое , но только липа, единственная из всех местных пород деревьев, одарена таким роскошным многослойным и толстым лубом. Ближние к древесине слои липового лыка самые светлые, тонкие и мягкие; лежащие же сразу под корой - коричневатые и грубые.
Отсюда и различное использование в хозяйстве этих различающихся по своим свойствам слоёв лыка: самое белое, мягкое шло на банные мочалки, «к телу белому»; средние слои - желтоватые и более прочные - шли на витьё верёвок; самые верхние - коричневатые, грубые слои лыка - использовались как половые тряпки. Ткань в то время очень ценилась и на тряпки не использовалась - семьи были большие, одежду перешивали, латали, носили и донашивали до последнего. А уж когда становилась одежда совсем рибушная ветхая , то ткали, порвав на полоски, из неё половики. Так что полы и даже стены и потолок избы - по праздникам стирали лычаными тряпками и берёзовыми голиками вениками без листьев, «голыми». Но начнём рассказывать о заготовке липового лыка по порядку, на примере крестьянской семьи Никоновых из кижской деревни Боярщины, расположенной на берегу Онего озера. В окрестностях Кижей были известны два больших липняка, куда ездили крестьяне драть лыко: на острове Долгом в Уйме Уйма - новгородское название архипелага Кижских шхер и на западном берегу губы Вожмариха. Куртинами липа росла и на многих других островах. По воспоминаниям Антонины Ивановны Никоновой 1935 — 2006 , жительницы Боярщины, они с бабушкой Екатериной Ивановной Никоновой Рябининой 1881 — 1957 вдвоём ездили на лодке-кижанке именно в липняк на остров Долгий - «в Уйму». От Боярщины это километров восемь водой. Ждали когда поветерь будет боковой ветер , чтобы вёслами нам не грести, а ехать под парусом в обе стороны.
Там же, в Уймах, на обед налавливали себе крупного окуня, варили «зелёную уху» - из одних крупных окуней, без луку, без картошки, а рыбы столько, что аж уха становилась зелёная». Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное сокодвижение по стволу а лычные волокна это ещё и проводящая ткань дерева ; но весной лыко не драли, ждали когда оно нарастёт к середине лета потолще. Приискивали липы не старые, начиная с тех, что толщиной в руку и до пяди примерно в толщину 1 пядь - 4 вершка - 17,78 см.
Но почему тогда Сокол? Это имя, скорее всего, возникло под влиянием метафорического образа сокола — жениха из русских свадебных песен. Царь Кощей.
Картина И. Как все-таки правильно: Кащей или Кощей? Если заглянуть в словари, то можно убедиться в том, что правильны оба варианта. Но тогда возникает другой вопрос: от какого слова образовано это имя? Автор этимологического словаря, Макс Фасмер, связывает слово «кощей» как имя и как наименование худого человека со словом «кость». Отсюда, кстати, и представления о его худобе,истощенности, которая сочетается со злобой и жадностью.
Есть и другие родственные и отражающие суть этого персонажа слова. Например, «кош» — кошелка, корзина, короб, сундук над златом в котором и чахнет Кащей, вероятно. А еще, конечно, Кащей — это кощунник, производящий некие магические действия. Забавная деталь: в «Словаре русского арго» Владимира Елистратова есть слово «Кощеевна» — так, согласно словарю, называют некрасивую, злую женщину. МИЗГИРЬ Странное по своему звучанию, ни на что не похожее имя, которым названа одна из русских сказок, а еще так зовут одного из героев «Снегурочки» Островского — купца, который влюбляется в Снегурочку и забывает о своей невесте Купаве. Кто же такой Мизгирь?
Войти на сайт
Будьте внимательны! И конечно, любую натуральную мочалку необходимо тщательно сушить! Бактерии и микробы обожают жить во влажной натуральной среде — тут для них рай! От такого соседства натуральные мочалки часто трухлеют, приобретают неприятный запах и служат недолго. Мочалки нужно сушить, а перед применением обязательно заваривать крутым кипятком, чтобы они распушились и стали мягкими. Лыковая мочалка и нежная кожа Если вы любитель обильной пены, мягкого, щадящего мытья — эта натуральная мочалка вряд ли понравится вам. У детишек маленьких, она также не вызовет бурного восторга. Лыко для любителей потереть кожу до красна, до скрипучей чистоты. Если вы активно загорали и приобрели несравненный бронзовый цвет кожи — не пользуйтесь лыковым мочалом — используйте пушистые мягкие губки.
А уж когда придёт черёд осенних и зимних холодов — вот тогда можно и лыковой мочалкой разогнать кровушку! Для борьбы с вечной женской проблемой целлюлитом лучшего варианта чем лыковая мочалка для мытья и не сыскать. Природная жёсткость — это союзник в разбивании ненужных отложений на бёдрах. Вот такая она мочалка из лыка, которую подарила нам природа-матушка и красавица липа. Не верите — попробуйте сами! Удачи вам!
Это самое лыко использовалось для плетения корзин, циновок, изготовления мочалок и кистей, но самое распространенное применение лыка было изготовление лаптей. Обувь в стародавние времена была дорогим удовольствием, крестьяне не могли ее себе позволить, поэтому плели лапти из лыка. Себестоимость такой обуви была минимальна, носили ее самые бедные слои населения. Учитывая это, становится понятным значение выражения «не лыком шит» - то есть не из бедных, не из простых.
Хотя со временем значение этого фразеологизма несколько поменяло свою окраску, и его стали употреблять, когда хотели характеризовать не богатство, а способности того или иного человека. Не лыком шит - то есть умен, хитер, изворотлив, не прост.
Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. XXI, ком. Один из таковых: Не лыком шит Обычно так говорят про человека, который не хуже других в каком-либо отношении.
Если говорить о значении этого устойчивого выражение, то оно в своем роде далеко не единственное.
Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон. Порой это случалось уже на просушке. Такие волокна можно увидеть на рынке или сельскохозяйственной ярмарке. На Руси их называют «мочало». Отсюда пошло слово «измочалить», то есть разделать на мелкие волокна так, что уже теряется прежняя форма. Русская баня без мочала и веника не бывает. Этот экологичный материал использовали для массажа, и наши предки не знали хвори. Традиция мыться мочалом очень древняя. Из лыковой связки делали кисти и помазки, ими белили печи и заборы, чистили кухонную утварь, вили веревки и делали грубые нитки, которые применяли для сшивания сетей для ловли рыбы.
Из лыка вязали кукол, и не только для детских игр. В крестьянской избе было множество оберегов: кукла-крупеничка, куклы-неразлучники, кукла-пеленашка, кувадка, кубышка. На каждое событие семейной жизни была своя кукла. Из мочала плели не только рыбацкие сети, но и лошадиную упряжь, рогожи, а в Германии - даже плащи. Мягкая мебель набивалась в старину именно лыком. Вместо холодильников использовали липовую тару. Туески плели по примеру лаптей. В них хорошо хранить масло и икру. Лапти Пожалуй, значение слова «лыко» легче всего объяснить на примере лаптей. А что такое лапти, известно всем.
Эта незамысловатая обувь служила людям не только на Руси, но и в Финляндии. Если в Европе предпочитали деревянные башмаки — сабо, то нашим предкам нравились легкие лыковые лапоточки. На пару такой обуви для взрослого человека требуется три липовых деревца. Мужчина, занятый крестьянским трудом, снашивает их за неделю. Поэтому лапти умели плести все. Это было обычным, несложным делом.
Определение лыка
- Что такое лыко и как оно использовалось в крестьянском хозяйстве кратко
- Лыковая мочалка для бани: свойства, заготовка, применение
- Что значит слово «лыко» во фразе «лыка не вяжет»
- Баять буду! Эти 10 слов вы точно встречали в сказках — знаете, что они означают?
- Для тех, кто читает с детьми народные сказки
- «Не лыком шит» - что такое лыко и как появилась эта фраза? - Zefirka
Лыко – что это такое
Что такое лыковая мочалка. Узнать, историю фразы про лыко: почему на Руси говорили, что кто-то «не вяжет лыка», что такое лыко и что из него вязали. Этимологический словарь Фасмера указывает, что слово происходит от итальянского Pulicane – такое имя носит герой повести о Бове. ЛЫКО — ЛЫКО, а, мн. лыки, лык, лыкам, ср. Луб молодой липы, ивы и нек рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы.
KMSAuto Net 2024-2025 – для Windows 7-10-11
«Не лыком шит» – популярный фразеологизм в русском словаре, обозначающий хитрого, сообразительного человека. это растительный материал, который образуется во внешнем слое деревьев и стволовых культур. Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) лыко? На этой странице вы могли узнать, что такое «лык», его лексическое значение.
Заключение
- Лыко что такое
- Значение слова «лыко» в 11 словарях
- Полезные сервисы
- Ответы справочной службы
- Мочалка из лыка для бани своими руками: заготовка, свойства, применение
- Принцип работы
Лыко – что это такое
ЛЫКО ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, лапти из лыка обычно из липы. Слово «лыко» произошло от праславянского lyko, что означает кору липы или ивы. ЛЫКО, -а, ср. Внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев (преимущественно липы), а также кусок, полоса такой коры (используется для изготовления веревок, корзин, плетения рогож и т. п.); луб.