Первым московским адресом ВЧК стало здание под номером 11 на Большой Лубянке – в квартале от Лубянской площади.
Что скрывает за своими стенами Лубянка
это знаковое место в истории России, символизирующее наиболее темные времена ее развития. Лубянка — топоним, происходящий от слова «луб» — широко используемого в прошлом материала (гибкой коры, из которой делали лыко, кровлю, мочало и др.). с уголовным розыском). Гуляем по району Лубянка, узнаем, откуда пошло такое название – Лубянка, как этот район Москвы стал местом, где.
Лубянская площадь - площадь государственной безопасности
Лубянка — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Версии происхождения топонима «Лубянка» различны: по одной, он возник благодаря расселившимся здесь в 1482 году новгородцам, которые привезли с собою название местности родного города. Главной достопримечательностью и визиткой Лубянки является монументальное старое здание ФСБ. лубянка, лубянки, жен. (обл.). Короб или сундук из лубка. Словарь Ефремовой. О стрельбе на Большой Лубянке доложили Владимиру Путину, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Фотографии из репортажа РИА Новости 14.12.2023: Оглашение приговора обвиняемым в подготовке теракта в общественной приемной ФСБ на Лубянке | Больше фото в банке.
Коррупция, коммерция, громкие дела: опубликован подробный доклад о секретах Лубянки
Ладовский, Н. Алёшина, А. Два павильона вестибюлей архитекторы Д. Фридман, И.
Утром вскакивает с похмелья, видит — лоток накрытый, завязанный, подхватил его и побежал, чтобы не опоздать.
Елисеев развязал лоток и закричал на Федю: — Что ты принес мне?! Взглянул Федя на товар и вспомнил, что забыл обвернуть конфеты. Взял он лоток и понес домой, раздосадованный. Лоток тяжелый, присел Федя отдохнуть на тумбу возле женской гимназии.
Бегут мимо гимназистки, заглянули в лоток. Федя сразу и не понял, занятый своими мыслями, что его спрашивают, а гимназистки торопятся: — Давай по две копейки. Гимназисток много, быстро раскупили весь лоток. На следующий день принес он свои конфеты в гимназию, а там его уже ждали.
И опять он в два счета расторговался. Слово показалось заграничное, что и надо для торговли — ландрин да ландрин! А сам-то он — новгородский мужик и фамилию свою получил от речки Ландры, на которой его деревня стоит. К своей «заграничной» фамилии Федор с рекламными целями присоединил и «заграничное» имя — Георг.
А конфеты под народным названием «ландрин» получили огромную популярность из-за дешевизны и потому, что в общем-то были вкусными. Производство разноцветных леденцов без обертки продолжалось и после революции, причем в гораздо более значительных количествах. В послевоенные годы их выпускали и развесными, и в круглых жестяных коробочках, такая расфасовки была особенно удобна для желающих бросить курить. На коробочках имелась этикетка с торговым названием продукта: «Монпасье леденцовое», но продавцы на витринных этикетках обычно писали более известное и привычное: «ландрин».
Магазины в бывшем голицынском доме существовали до 1920-х годов, а сам дом простоял до 1970-х, поэтому его можно увидеть на фотографиях, да и в памяти многих москвичей сохранился его облик. Во втором и третьем этажах голицынского дома — над лавками — помещались недорогие гостиницы, меблированные комнаты, жилые квартиры, двор был застроен складскими помещениями. В 1830-е годах в этом доме, в крыле, обращенном на Кузнецкий Мост, находилась квартира и мастерская скульптора Ивана Петровича Витали, работа которого «Четыре реки» украшала водоразборный бассейн на Лубянской площади. К тому времени Витали был уже хорошо известен в художественных кругах, он участвовал в создании Триумфальных ворот у Тверской заставы, его скульптуры стояли на парадных воротах Воспитательного дома на Солянке, он имел много заказов на статуи и бюсты от государственных учреждений и частных лиц.
В первой половине 1836 года у Витали, возвращаясь из Италии в Петербург через Москву, несколько месяцев прожил Карл Павлович Брюллов, и здесь в мае 1836 года произошла первая личная встреча Брюллова и Пушкина. Брюллов Портрет И. Витали, работающего над бюстом К. Пушкин был хорошо знаком с его старшим братом Александром, архитектором и талантливым художником-портретистом.
Александр Брюллов в 1832—1833 годах сделал рисунок с натуры «Пушкин на обеде, устроенном известным петербургским издателем и книготорговцем А. Смирдиным», гравюра с которого была помещена на титуле изданного Смирдиным альманаха «Новоселье», в 1832 году сделал акварельный портрет Н. Пушкиной и несколько рисунков к «Домику в Коломне». Но еще прежде знакомства с А.
Брюлловым Пушкин увидел работы его брата Карла. Известно, что в 1827 году поэт посетил выставку в Академии художеств, на которой демонстрировалась картина Карла Брюллова «Итальянское утро». Знаменитая картина художника «Последний день Помпеи» вызвала у Пушкина желание этот сюжет выразить средствами поэзии. В его бумагах сохранилась рукопись, которую пушкинисты считают незаконченным наброском, но думается, что это завершенное и отделанное произведение описательного жанра: Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом, Под каменным дождем бежит из града вон. В Москве художник встретил старых друзей и знакомых — соучеников по Академии художеств — И. Дурнова и К.
Рабуса, писателя М. Загоскина, служившего на должности директора московских театров, А. Перовского — писателя-романтика, выступавшего в литературе под псевдонимом Антоний Погорельский, и других. Брюллов быстро и легко вошел в круг московской художественной интеллигенции, близко сошелся с самым известным московским художником-портретистом В.
Тропининым, скульптором И. Витали, другими художниками, со знаменитым актером М. Его постоянно окружали люди — поклонники его таланта, в честь его давали обеды, устраивали приемы и вечера — одним словом, общественная и светская Москва, по выражению П. Вяземского, «честила и праздновала Брюллова».
На одном из чествований Брюллова, на обеде у коллекционера картин и гравюр, камергера, директора училищ Московской губернии М. Окулова присутствовал П. Нащокин, задушевный друг Пушкина, и там у него произошел разговор с художником о поэте, о чем он и написал другу: «Любезный друг Александр Сергеевич… Теперь пишу тебе вследствие обеда, который был у Окулова в честь знаменитого Брюллова. Он отправляется в Петербург по Именному повелению.
Уже давно, то есть так давно, что даже не помню, не встречал я такого ловкого, образованного и умного человека. О таланте говорить мне нечего: известен он всему миру и Риму. Тебя, то есть творения, он понимает и удивляется равнодушию русских относительно к тебе. Очень желает с тобою познакомиться и просил у меня к тебе рекомендательного письма… Кому Европа рукоплескала, того прошу принять с моим рекомендательным письмом благосклонно.
Весь твой П. Бюст А. Но Брюллову не пришлось воспользоваться рекомендацией Нащокина. Он еще находился в Москве, когда 2 мая Пушкин сам приехал в Москву для работы в московском архиве он собирал материалы для книги о Петре I и чтобы договориться с московскими книготорговцами о продаже издаваемого им журнала «Современник».
Пушкин остановился у Нащокина «противу Старого Пимена, дом г-жи Ивановой». Видимо, Нащокин к своей характеристике Брюллова, данной в письме, изустно прибавил похвал, и Пушкин, доверяя мнению друга, на следующий день по приезде, не предупреждая совершенно по-московски! Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен.
У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть.
В конце двадцатых в этом доме жили также семьи тогдашнего начальника контрразведывательного отдела ОГПУ Артузова, начальника секретного отдела ОГПУ Дерибаса, начальника иностранного отдела Трилиссера, а также Агранова». Этим особняком Лангман удовлетворил желание начальников ОГПУ жить «красиво» и удобно и после этого становится ведомственным архитектором органов. Судя по описаниям, квартиры, построенные Лангманом для чекистов, действительно были хороши, удобны, просторны «для Москвы того времени были, — считает автор очерка, — роскошью». Но нельзя не отметить, что тюремные одиночки в подвалах «дома Наркомвнудела» тоже строились с учетом «человеческой психологии и антропометрии». Они представляют собой глухие каменные мешки — «боксы» — с пристенной каменной лежанкой, но такой длины, что невозможно вытянуть ноги, поэтому человек не мог спать нормально и, промаявшись ночь, к утру был разбит. Он не имел возможности определить даже время суток. Через камеру шла труба парового отопления, включая которую тюремщик мог превратить камеру в дезинфекционную прожарку, а выключая — в холодильник.
Лангман действительно был и «психологом», и «внимательным к пожеланиям заказчика профессионалом» — его «бокс» эффективно угнетающе воздействовал и на физическое состояние, и на психику арестованного. Нечетную сторону Большой Лубянки начинает занимающее целый квартал и загибающееся двумя крыльями на Пушечную улицу и Кузнецкий Мост здание также «в стиле КГБ». На крыле, обращенном на Пушечную улицу, укреплена металлическая литая доска с надписью, которая эвфемистически как будто каждый прохожий не знает, что находится в этом здании! Сооружено под руководством архитекторов: Палуя Б. Ноябрь 1977 г. От места, занимаемого ныне этими двумя зданиями, начинающими Большую Лубянку, и пошло существующее до сих пор название улицы — Лубянка. Слобода новгородцев, поселенных в Москве Иваном III, располагалась как раз здесь, а ее главная улица проходила перпендикулярно нынешней Большой Лубянке — по Пушечной, на которой стоит слободская церковь Святой Софии, и по северной стороне Лубянской площади. Слобода на север простиралась до Кузнецкого Моста, далее жили своей слободой псковичи, слободу которых так и называли — Псковичи, а их церковь, ныне снесенная, называлась храм Введения Пресвятой Богородицы в Псковичах.
Фотография начала ХХ в. Это название к середине XIX века распространилось далее по улице до площади Сретенских ворот нынешнего Бульварного кольца. Тогда же к ее названию было прибавлено определение Большая, чтобы не путать с проложенной параллельно ей улицей, в обиходе называемой также Лубянкой и которая, в свою очередь, получила уточняющее добавление — Малая. В этих границах Большая Лубянка существует и в настоящее время. Однако до настоящего времени на Большой Лубянке осталась живая памятка о старинном ее названии: это Сретенский переулок, выходящий на нее с правой стороны. Названия московских улиц и особенно переулков, то есть проездов и проходов между улицами, часто указывали направление — куда они ведут. Эта улица, идущая «на Дмитровскую дорогу», в конце концов стала называться и называется сейчас Большой Дмитровкой. Подобный способ образования названий улиц и переулков действовал и в последующие столетия.
В изданном в 1782 году «Описании императорского столичного города Москвы…» перечислен ряд переулков, которые тогда уже существовали, но еще не имели устойчивых названий, и их первоначальные, прикидочные названия построены по тому же принципу, что и при Иване III: «К Белому городу», «К Живодерке старой», «К Пятницкой церкви», «К Трем прудам». В дальнейшем из них возникли названия: Живодерный Старый переулок на Тишинке с 1931 года — улица Красина и Трехпрудный переулок. Сретенский переулок, идущий к Сретенке — будущей Большой Лубянке — от Милютинского переулка, в том же справочнике 1782 года обозначен уже под этим устоявшимся названием, что является свидетельством его более давнего происхождения, он появился и получил свое название, видимо, в XVII веке. В XV—XVI веках между Лубянкой — слободой новгородцев и рекой Неглинной находился Пушечный двор память об этом — название улицы Пушечной , на нем лили пушки, колокола, монументальные храмовые паникадила. Здесь литейный мастер Андрей Чохов в 1586 году отлил Царь-пушку. Во второй половине XVII века Пушечный двор перевели на новое место — за Земляной город к Красному пруду, а земли были розданы частным владельцам под усадьбы и сады. Так появились здесь дворы князей Волконских, Голицыных, Урусовых и другой знати. Голицыну, который не чуждался новых экономических тенденций.
Он открыл в Москве пассаж «Галереи с магазинами М. Голицына» между Неглинной и Петровкой за Малым театром на территории нынешнего ЦУМа , а также перестроил под торговые помещения свой дом на Большой Лубянке, не сгоревший в пожар 1812 года. Среди купцов, снимавших у Голицына и его наследников помещения под свою торговлю, были такие, кто оставил по себе память в московских летописях. В 1813 году здесь открывается просуществовавшая много десятилетий «Санкт-Петербургская кондитерская». В 1814 году профессор Московского университета химик Ф. Рейс открыл аптеку и начал торговать минеральными водами, позже в компании с коллегой — профессором медицины Х. Лодером он открыл на Остоженке известное «Лечебное заведение искусственных минеральных вод». С именем Лодера предание связывает появление в русском языке слова «лодырь» — так народ прозвал прогуливавшихся по саду после приема воды вполне здоровых на вид господ.
В 1850-е годы в доме Голицына на Большой Лубянке открылась торговля семенами и саженцами садовых и сельскохозяйственных растений Карла Мейера, имевшего собственные питомники и плантации за Семеновской заставой, хорошо известные не только в Москве. Улица, где находилась плантация, до 1974 года называлась Мейеровским проездом с 1974 года — проспект Буденного. Иметь торговлю на Большой Лубянке считалось престижным, там открывали свои магазины самые преуспевающие фирмы. В начале XX века в голицынском доме появился новый кондитерский магазин «Товарищество Георг Ландрин». Историю возникновения этой фирмы известный московский булочник Дмитрий Иванович Филиппов рассказал В. Гиляровскому, а тот пересказал ее в книге «Москва и москвичи». Магазин Г. Ландрина на Большой Лубянке.
Рекламная фотография 1912 г. Вот эта история. На кондитерскую Григория Ефимовича Елисеева — владельца известного всей Москве роскошного магазина на Тверской — работал кустарь по имени Федя. Он производил леденцы, в чем был большой мастер: в отличие от одноцветных леденцов других кустарей, он делал двухцветные: одна половинка — беленькая, другая — красненькая. Кроме него, никто не умел такие делать. Леденцы тогда назывались монпасье и продавались завернутыми в бумажки, обвертывал их сам кустарь-производитель. Однажды этот Федя наделал целый лоток своего цветного монпасье и накрыл его брезентом, чтобы потом обернуть в обертки. Но в тот день то ли именины какие были, то ли еще что — одним словом, он загулял и забыл про конфеты.
Утром вскакивает с похмелья, видит — лоток накрытый, завязанный, подхватил его и побежал, чтобы не опоздать. Елисеев развязал лоток и закричал на Федю: — Что ты принес мне?! Взглянул Федя на товар и вспомнил, что забыл обвернуть конфеты. Взял он лоток и понес домой, раздосадованный. Лоток тяжелый, присел Федя отдохнуть на тумбу возле женской гимназии. Бегут мимо гимназистки, заглянули в лоток. Федя сразу и не понял, занятый своими мыслями, что его спрашивают, а гимназистки торопятся: — Давай по две копейки.
На Лубянской площади можно также увидеть памятник «Жертвам политических репрессий». Он был открыт в 1990 году и символизирует печальную историю Лубянки, связанную с политическими репрессиями времен Советского Союза. Сегодня Лубянская площадь — это не только исторический центр, но и культурный. На площади проводятся различные мероприятия, концерты и выставки. Вопрос-ответ Что такое Лубянка? Лубянка — это название здания, находящегося в центре Москвы, которое в разные периоды времени служило штаб-квартирой различных силовых структур. Какой исторический смысл несет Лубянка? Лубянка имеет очень важное значение для истории России. Это место связано с множеством событий, имеющих отношение к политическим репрессиям в советское время. Здесь находилась самая высшая власть государственного контроля, а КГБ отслеживало все происходящее в стране и принимало меры по уничтожению любых проявлений оппозиции. Поэтому Лубянку часто ассоциируют с репрессивным режимом Советской России и страшным угнетением человеческих свобод. На территории Лубянки находятся два здания — Главное здание и здание Николо-Угрешской церкви. Главное здание представляет собой кирпичное здание в стиле неоклассицизма, построенное в конце 19 века. В здании располагалось Главное управление государственной безопасности и другие подразделения КГБ. Николо-Угрешская церковь была построена в начале 17 века и является одним из самых древних храмов Москвы. Оцените статью.
ФСБ на Лубянке
последние новости сегодня в Москве. Лубянка - свежие новости дня в Москве, России и мире. Смотри Москва 24, держи новостную ленту в тонусе. Название «Лубянка» ассоциируется, прежде всего, со зданием ФСБ на Лубянской площади. События и новости 24 часа в сутки по тегу: ЛУБЯНКА.
Что скрывает за своими стенами Лубянка
Станция метро «Лубянка» была сооружена 15 мая 1935 года. Станция выходит на Лубянскую площадь, поэтому и носит ее название. Лубянка (Москва, Центральный административный округ, Тверской район), станция метро в Москве. с уголовным розыском).
Московская Лубянка 200 лет спустя
Показательные суды были заранее срежиссированы: от места и времени проведения до освещения в печати. Как правило, эти процессы служили основанием для начала более широких репрессивных кампаний — каждый из них запускал цепную реакцию арестов и приговоров по ложным обвинениям. По собственным отчётам Военной коллегии, с 1934 по 1955 год она осудила 47 549 человек. С 1 октября 1936 года по 30 ноября 1938 года 31 456 человек из них были приговорены к расстрелу. В наше время дом находится на реконструкции. Не раз выдвигалась инициатива создать в этом здании музей истории политического террора, но, по слухам, нынешний владелец собирается открыть в здании парфюмерный магазин. Следующее здание, тесно связанное с историей советского террора, находится на Кузнецком мосту, 24. Ею руководила Екатерина Пешкова, первая жена Горького. Она справлялась о судьбах арестованных, подавала за них ходатайства, организовывала посылки и передачи, посещала тюрьмы, оказывала поддержку семьям заключённых. С одной стороны, число репрессированных стремительно росло, с другой — власти почти перестали обращать внимание на ходатайства организации.
К концу 1920-х «Помощь политическим заключённым» работала фактически как справочная служба, отвечая, по мере возможности, на запросы заключённых и их родных. В 1938 году по приказу Ежова организацию всё же распустили. Неподалёку отсюда, в Варсонофьевском переулке , находится здание с очень страшной историей. Сразу в 1918-ом здесь расположилась первая штаб-квартира ВЧК под руководством Дзержинского мемориальная доска ему до сих пор висит на здании , уже в ней была оборудована тюрьма.
До XIX в. После переезда советского правительства в Москву в 1918 г. В настоящее время Федеральной Службе Безопасности принадлежит комплекс зданий всего квартала между Большой Лубянкой и Лубянской площадью. В 1926—1991 гг. В 1958 г. Памятник демонтирован в августе 1991 г. В 1990 г. После передачи ВЧК комплекса зданий, находящихся на площади, Лубянкой стали называть эту организацию. Лубянская площадь: «Лубянская площадь».
Здания страхового общества "Россия", разделенные ул. Малая Лубянка Тайная экспедиция функционировала без малого 40 лет. В течение этого срока сыщики расследовали громкие дела против государства и императорского дома. Среди них значатся попытка освобождения Иоанна Антоновича из застенок Шлиссельбургской крепости подпоручиком В. Мировичем, уголовное преследование автора «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева и следствие над Е. Пугачевым и его сообщниками. Кстати, расследование дела Пугачева происходило в Москве. По одной из версий, во время следствия он содержался в подземных казематах Тайной экспедиции. В конце XIX века при строительстве здесь современного дома номер 3 на улице Мясницкой эти казематы были обнаружены. Тайная экспедиция просуществовала вплоть до государственных преобразований Александра I до 1801 года.
В настоящее время Федеральной Службе Безопасности принадлежит комплекс зданий всего квартала между Большой Лубянкой и Лубянской площадью. На Лубянской площади находится знаменитый Детский мир — мечта всех советских детей. Детский мир на Лубянке, построенный в 1957 году, ни разу не менял своего направления. В 2005 году здание Детского мира получило статус объекта культурного наследия регионального уровня.