Фонд работает по теории «черного лебедя» — так называют труднопрогнозируемые события с серьезными последствиями. Откуда же могут взяться «черные лебеди» и чего еще ждать от инфляции. Гораздо лучше рассматривать «черных лебедей» не как случайности, а как оформление тех процессов, которые протекали в социуме или в межгосударственном взаимодействии. «Тенденции 2022 года, связанные с рецессией в мировой экономике, нарушением сложившихся цепочек поставок, а также с отсутствием последовательных действий по реализации санкций, в совокупности приведут к нарастанию глобального энергодефицита в мире». Признаками новых «черных лебедей» мирового кризиса стали рекордный американский госдолг, разрушение устоявшихся логистических цепочек и лавина санкций.
Аналитики РФ о мировой экономике: главный «черный лебедь» пока не прилетел
Последний черный лебедь также будет иметь серьезные последствия: запрет на любые налоговые убежища странами ОЭСР. Автором метафоры «черный лебедь» в экономическом её значении считается статистик, бывший трейдер и писатель Нассим Талеб. РБК разбирался, какие «черные лебеди» — непредсказуемые маловероятные события с огромными последствиями — теоретически возможны.
Финансисты заметили «черных лебедей» надвигающегося мирового кризиса
Автор теории Черный лебедь в экономике Нассим Талеб. Он также объяснил, что происходящее в экономике приведет к тому, что люди узнают о существовании временной стоимости денег. Напомним, "чёрными лебедями" называют сегодня события, которые очень трудно либо невозможно спрогнозировать, но которые при этом имеют огромное (чаще негативное) значение для мировой экономики. В недавнем интервью финансист и бизнес-магнат Гари Кардон предсказывает наступление непредвиденного черного лебедя в 2024 году.
РИА Новости: главный «черный лебедь» нового мирового кризиса еще не прилетел
Никто не знает, что происходит Господин Талеб полагает, что главная ошибка человечества — наивно пытаться предсказать появление «черных лебедей». Составители подобных прогнозов, как правило, опираются на опыт прошлого и собственное мировосприятие. Но факторы, способные повлиять на возникновение и исход событий, возникают из ниоткуда, не поддаются логическому объяснению и рушат все ожидания. В качестве примера Талеб приводит беззаботную жизнь индейки. Согласно картине мира птицы, фермер заботится о ней, кормит и лечит совершенно бескорыстно.
Индейка и представить не может, для чего ее откармливают на самом деле, ведь у нее нет такой информации. Еще один пример: в 1930-е годы французы возвели защитные укрепления там, где ранее уже было немецкое вторжение. Спустя несколько лет Гитлер напал на Третью республик совсем с другой стороны. Талеб также отметил, что не стоит называть «черными лебедями» события, которые можно было предотвратить, оправдывая этим свое бездействие.
Например, коронавирус, погрузивший мировую экономику в хаос, по мнению финансиста, следовало «уничтожить в зародыше», вовремя изолировав Китай от всех остальных стран.
К примеру, происходит событие "Х". Следом в голову приходит мысль о нем. Она вызывает эмоцию. Из этого состояния мы действуем. Всё это приводит к некоему результату. Допустим, налоговая заблокировала ваш счет в банке. Тут же в голову ударяет мысль, что все это происходит в самый худший момент вашей жизни. Вы нервничаете, нужно разбираться, настроение испорчено. Может вы сорвете на ком-то злость, а ваши решения точно не будут взвешенными.
Однако если в прошлом году опасения в первую очередь были связаны с эффективностью вакцинирования, выработкой коллективного иммунитета, то сейчас страхи сосредоточены исключительно вокруг новых мутаций вируса. Поэтому главным «черным лебедем» наступающего года эксперты назвали появление более заразных и опасных штаммов COVID-19, которые будут устойчивы к существующим вакцинам. Скачкообразное развитие пандемии, новые агрессивные и резистентные к вакцинам штаммы приведут к жестким карантинным ограничениям и новым локдаунам, считают аналитики. В итоге, как отмечает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая, произойдет резкое падение спроса на путешествия и авиаперевозки что негативно скажется на нефтяных ценах и углубление общемировых проблем с цепочками поставок. Ситуация усугубится политикой «нулевой толерантности» к ковиду в некоторых азиатских странах, прежде всего в Китае. Однако повторения ситуации 2020 года, когда мировая экономика испытала сильнейшее сокращение производства со времен Великой депрессии, на рынке не ждут. По словам главного аналитика Совкомбанка Михаила Васильева, граждане, бизнес, системы здравоохранения и власти приспособились к функционированию в режиме пандемии, накопили опыт, перенесли значительную часть операций в онлайн.
Разрушительнее будут последствия в случае появления не РНК-вируса, а более серьезного вируса — такого, как испанский грипп H1N1 или супербактерия, против которой бессильны антибиотики. В таком случае, как считает гендиректор «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев, мировую экономику ждет гораздо больший шок, чем пандемия коронавируса, так как жертв среди населения планеты может оказаться намного больше, чем от SARS-CoV-2, и негативное влияние такой пандемии будет серьезнее. Санкции возвращаются Тема санкций, которая, как казалось многим, на рынке отошла на второй план после встречи президентов России и США 16 июля, в декабре вновь набрала силу. На фоне обвинений России в подготовке вторжения на Украину западные политики заговорили о возможном расширении санкций, которые будут жестче, чем те, что действуют в отношении Ирана и Северной Кореи. С учетом того, что осенью 2022 года состоятся промежуточные выборы в Конгресс США, американские политики могут перейти к более активным действиям. В таких условиях нельзя исключать ни одного из возможных вариантов антироссийских санкций, включая полный запрет на обладание госдолгом России, жесткие ограничения для финансового и энергетического секторов российской экономики, заморозку долларовых активов, а также отключение от международной системы SWIFT. С приходом нового канцлера и правящей партии в Германии может усилиться давление и на «Северный поток-2».
Наиболее жесткими мерами участники рынка считают полный запрет на операции с российским госдолгом, отключение российских банков от SWIFT и возможное эмбарго на поставки нефти. К тому же аналитики не исключают роста курса доллара выше 80 руб. Однако такие санкции принесут не только серьезный ущерб российской экономике, но и будут иметь негативный эффект и для западных стран, отмечают участники рынка. К тому же, как считает Ольга Беленькая, дальнейшая эскалация приведет к фактическому отказу от совместного с Россией решения стратегических проблем климатическая повестка, контроль над вооружениями, стабилизация в Афганистане, отношения с Ираном , в которых заинтересованы США и ЕС. Вооруженные конфликты Беспокойство у аналитиков вызывают потенциальные вооруженные конфликты. Для России серьезные проблемы несет обострение ситуации на востоке Украины.
По оценке Алексея Половинкина, основным драйвером рынка EdTech являются программы, ориентированные на детей и подростков. По ее оценке, перспективным направлением является также экспресс-помощь школьникам в освоении учебного материала, который они по каким-то причинам пропустили или просто не поняли. Однако наиболее перспективным направлением, по мнению Валентины Куренковой, является выход EdTech в сегмент среднего профессионального образования. В таких услугах очень заинтересованы работодатели, прежде всего из сферы промышленности, однако традиционное образование запрос бизнеса решить не может. У "Нетологии" есть положительный опыт входа на этот рынок, о чем, как анонсировала Валентина Куренкова, скоро будет объявлено. Новости из связанных рубрик.
FX.co ★ «Черные лебеди» мировой экономики в 2022 году: 7 основных рисков
Далее рассмотрим 7 черных лебедей 2024 года, которые могут изменить мир. — В условиях эскалации геополитического конфликта «черные лебеди» неизбежно будут стаями кружить над Россией. В недавнем интервью финансист и бизнес-магнат Гари Кардон предсказывает наступление непредвиденного черного лебедя в 2024 году. — «Черный лебедь» — философско-математическая концепция, согласно которой в экономике часто возникают редкие и неожиданные события со значительными положительными или отрицательными последствиями.
"Черные лебеди-2022. Главные риски для финансовых рынков в наступающем году"
Напомним, "чёрными лебедями" называют сегодня события, которые очень трудно либо невозможно спрогнозировать, но которые при этом имеют огромное (чаще негативное) значение для мировой экономики. Финансовые СМИ продолжают предрекать кризис на фоне негативных новостей из Китая. Как «черные лебеди» уже помешали рублю укрепиться и что будет дальше с курсом доллара, читайте на сайте Bankiros.
«Черные лебеди» на нефтегазовом рынке в 2023 году не исчезнут
Среди прогнозов — референдум по отмене Брексита, новый «Манхэттенский проект» для энергетики объемом в триллион долларов, введение ценового контроля для борьбы с инфляцией в развитых странах и другое. Многие предположения могут выглядеть абсурдно, но у Saxo Bank есть опыт и вполне точных предсказаний. Подробнее об истории успешных прогнозов банка — в материале «Известий». Методом перебора Задача ежегодных предсказаний Saxo Bank — не в том, чтобы точно спрогнозировать наиболее вероятное развитие событий. Как известно, беспроигрышный вариант — допустить, что в следующем году будет то же самое, что и в предыдущем.
Однако бывают случаи, когда такая логика не работает. Маловероятные события, которые могут «переворачивать доску» и от которых невероятно трудно каким-то образом защититься, хорошо описал в свое время Насим Талеб в «Черном лебеде». Именно в попытке угадать наступление таких событий и состоит смысл «шокирующих прогнозов» банк, естественно, выпускает и обычные предсказания поведения финансовых рынков и экономики без сенсаций. Группа стран, составляющих вместе более трети мирового ВВП, создадут международный клиринговый союз для обеспечения сделок и резервный актив под названием «банкор».
Игнорировалось теперь уже подтвержденное практикой обстоятельство, что развитие новых возобновляемых источников энергии систематически повышает цену электроэнергии и для домохозяйств, и для бизнеса. Вторая ошибка была сделана в выборе нереализуемого в европейских условиях дизайна газового рынка по североамериканской модели. В отличие от США и Канады, Европа критически зависит от импорта газа, причем собственная газодобыча быстро снижается. Цены на электроэнергию в Европе для населения и промышленности в разы превышают аналогичные уровни в США, Китае, Турции.
Глубокий разрыв в ценах, подрывающих конкурентоспособность бизнеса, стал структурным фактором. В Европе идет поиск внутренних сил для возрождения Корр. Жуков: С момента публикации в 1918 и 1922 годах знаменитого двухтомника Оскара Шпенглера "Закат Европы" континент много раз хоронили, но европейские страны находили внутренние силы для возрождения. Европа обладает огромной экономической устойчивостью, запасом общего и специфического человеческого капитала, технологиями и успешными бизнес-практиками.
Жуков: У меня основные опасения вызывают три момента. Во-первых, энергетический переход в Евросоюзе развивается как идеолого-политический натурный эксперимент в расчете на то, что масштабная поддержка государства позволит к концу 2030-2035 гг. Такой оптимизм не всегда бескорыстно поддерживается эшелонированным медийным, образовательным, экспертно-научным прозеленым лобби. Однако оптимистические ожидания могут и не реализоваться, а страховка отсутствует.
Социально-экономическая цена этого натурного эксперимента уже обернулась снижением темпов роста и расширением бедности, в том числе энергетической бедности. И это при том, что во многих странах энергопереход оплачивает население. Во-вторых - отсутствие в системе Евросоюза ответственности за ошибочные решения и провалы в экономической политике. Заряженные на форсирование энергоперехода бюрократы могут и далее продолжать экспериментировать в безрисковом для себя режиме.
В-третьих, инфантильность европейского бизнеса. За последние два-три десятилетия он приучился развиваться за счет госдотаций, льгот и преференций. К глобальной рыночной конкуренции, которая на глазах обостряется, он готов слабо. И с китайскими конкурентами, и с американскими.
Об этом заявил директор по инвестициям «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой. По его словам, с геополитикой и частично политикой связаны экономические риски у многих развивающихся стран. Также большой риск несет неопределенность вокруг того, какая будет инфляция и как на нее отреагирует Банк России. Третья угроза — большая доля участия государства в экономике РФ, сказал Дмитрий Полевой.
Огромные инвестиции, связанные с вложением России в инфраструктуру трубопроводных поставок газа, нефти и нефтепродуктов, по сути являлись актом доверия российских компаний по отношению к странам ЕС. Беспрецедентное санкционное давление на российский нефтегазовый сектор привело к глобальному развороту поставок в дружественные и нейтральные страны.