Или, если иначе, историк балета Ю. Слонимский вспоминает: «В первом акте Никия участвует в общем танце баядерок, где никак не выделена и имеет небольшое, очень скромное соло». В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка».
Балет «баядерка»: содержание, интересные факты, видео, история
Балет Баядерка «Баядерка» — балет в четырёх действиях и семи картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса. В саратовской «Баядере» постановочная группа из Санкт-Петербурга, постаралась подать сюжет ярко и современно. И "Баядеркой" же закончился его жизненный и творческий путь – 8 октября 1992 года Парижская опера давала премьеру балета "Баядерка", которую Нуриев очень хотел подарить французской публике. Балета а Баядерка краткое повествование позволит узнать о любви, которой не позволили расцвести. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Информация
Среди этих записей оказалась и запись балета «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, сделанная по постановке 1900 года. Но последняя премьера в Красноярском театре оперы и балета – «Баядерка» Людвига Минкуса – напрочь разбила все стереотипы. Или, если иначе, историк балета Ю. Слонимский вспоминает: «В первом акте Никия участвует в общем танце баядерок, где никак не выделена и имеет небольшое, очень скромное соло». Елена Зайцева, артисты балета и хора. Сюжет балета «Баядерка» состоит из трех трагических историй. Балет «Баядерка» (1877) — один из шедевров Мариуса Петипа, без которого сегодня немыслим классический репертуар.
Краткое содержание балета «Баядерка» Людвига Минкуса
Он полулежал, потому что уже трудно было сидеть, на груди у него блестел орден Почетного легиона — высшая награда Франции. И через непродолжительное время его не стало, так что "Баядерка" как бы замкнула этот мистический круг», — напомнил Максов. Этот балет впервые был поставлен в 1877 году великим балетмейстером Мариусом Петипа, который к тому времени уже многие годы возглавлял балет Мариинского театра. И, может быть, неосознанно для себя подарил нам спектакль, в котором сделал удивительные прозрения о тайне жизни, о превратностях любви и искусства», — рассказал критик. Лектор также объяснил зрителям необычное название балета: «Баядера в переводе с португальского означает "танцовщица". Так называют индуистских храмовых жриц, девадаси в переводе с санскрита "слуга Бога". Баядерки — это храмовые танцовщицы, которые в ритуальных плясках воздавали дань индуистским божествам.
Помимо исключительного владения классическим танцем, он обладал врожденным чувством стиля эпохи и редкой непринужденностью исполнения. При этом танец у Гердта не превалировал над образом и пантомимой. В течение пятидесяти трех лет Гердт достойно занимал первое положение в петербургской балетной труппе и уже в возрасте шестидесяти с лишним лет исполнял роли молодых мужчин. Занятия живописью значительно полагали артисту в создании выразительного грима. Гердт неоднократно выступал как поставщик и регулярно занимался преподаванием мимики и танцев в балетной школе. Ведя курс пантомимы, он, как правило, использовал показ, что, по свидетельству его учеников, невольно заставляло их больше восторгаться мастерством учителя, чем практически совершенствоваться в преподаваемом предмете. В классе поддержки Гердт, помимо прохождения обычных упражнений, часто заставлял учащихся исполнить дуэтные танцы различных периодов развития балета, которые он сам когда-то танцевал или видел. Этот педагогический прием давал очень хорошие результаты и вырабатывал в учениках чувство стиля убежденный противник «затехниченного» танца и хореографической акробатики, Гердт как танцовщик и партнер полностью соответствовал простому и строгому рисунку танцев Петипа и был постоянным первым исполнителем в наиболее совершенных произведениях балетмейстера. С-35 Закончивший училище в 1875 году и определенный на первое положение Платон Константинович Карсавин 1854 - 1922 не сумел сделать карьеры как танцовщик. Зато он занял видное место среди русских хореографических педагогов. С 1882 года, в течение более чем десяти лет преподавая в младших классах Петербургской балетной школы, Карсавин заложил твердые основы русского национального искусства у многих выдающихся балетных деятелей XX века. Тем временем в Москве после отъезда Петипа в 1870 году появился новый балетмейстер-австриец Венцель или, как он сам именовал себя: Вячеслав Рейзингер 1827 - 1892. До своего приезда в Россию он работал в Вене, Праге и Лейпциге. Первая его постановка в Москве — балет «Волшебный башмачок, или Сандрильона» - была удачной. Но, не смотря на это, дирекция не заключила с ним контракт. В 1873 году Рейзингер снова появился в Москве и на разовых условиях стал ставить балет «Кащей» на тему русской сказки. После постановки «Кащея» с Рейзингером в конце 1874 года был заключён контракт. Обосновавшись в Москве, новый балетмейстер в 1875 году создал два балета: «Стелла» и «Ариадна». В них Рейзингер хотел показать зрителю свои новые методы постановки танцев. Взяв за основу изобразительное искусство античности, Рейзингер стремился применить его в балете и ещё в 1873 году, предполагая поставить в Москве свой одноактный балет «Нарцисс и Эхо», говорил, что «написал балет только в одном акте, опасаясь, по условиям, относящимся до костюмов и танцев древнего времени, в нескольких актах утомить публику». Как «Стелла», так и «Ариадна» вызвали кратковременное любопытство зрителя, причём последний спектакль поражал ещё роскошью своей постановки. Он обошёлся дирекции в баснословную по тому времени сумму — 40 тысяч рублей постановка балета «Торжество Вакха» стоила театру всего 800 рублей. Однако эти балеты не стали серьёзным событием. Московская балетная труппа и передовая художественная интеллигенция продолжали поиски новых средств выразительности в танцевальном искусстве, которые и привели к созданию «Лебединого озера», начинающего новый этап в развитии русского и мирового балета. Балет в провинции как самостоятельный вид театрального искусства в этот период прекратил своё существование. Развивавшиеся коммерческие отношения задушили коммерческий балетный театр. Гонясь за повышением прибылей, провинциальные антрепренёры отказывались от таких ненадежных и малодоходных дел, как балет. Дольше других продержались полукоммерческие балетные труппы в Казани и Тифлисе. Но интерес к сценическому танцу в провинции не прекратился. Это подтверждается как участившимися гастролями столичных артистов балета в губернских центрах, так и сохранением танцевальных номеров в операх, опереттах, водевилях и дивертисментах, шедших в провинции. Значительным изменениям в период 60-70-х годов подвергся балетный спектакль. Содержание в нём отошло на второй план; параллельно стремительно развивалась техника танца. К концу 70-х годов балетный спектакль превратился в сплошной танцевальный дивертисмент, в котором отдельные исполнители демонстрировали своё техническое искусство. В этом отношении иностранные балетмейстеры и иноземные исполнители-гастролёры стояли на первом месте. Подобное явление в балете в корне противоречило основным путям развития русского балетного театра и требованиям прогрессивного зрителя к балетному искусству. Говоря об артистах в первом акте «Золотой рыбки», Салтыков-Щедрин иронически констатировал, что «они пляшут потому, что налаживают сети, они пляшут потому, что они поселяне и в этом качестве должны плясать». Другой критик прогрессивного направления — Баженов — писал: «Преимущество… старых балетов перед нынешними, новыми заключается главнейшим образом в том, что, не имея назначения служить сборником, хрестоматией разнокалиберных танцев, они удерживают за собою характер пьес и, стало быть, могут действовать не на одни только глаза». Упадок балетной драматургии вызвал постепенный отход серьёзной критики от балета и появление рецензий, обходивших молчанием содержание спектакля и касавшихся только исполнения танцев. С каждым годом усложнявшаяся техника танца требовала сосредоточения всего внимания исполнителя именно на этой стороне его искусства. Виртуозные движения, зачастую носившие акробатический характер, губили танец, ограничивая возможности создания образов. Танцевальная драматургия ухудшалась, приходила в упадок. В те годы увлечение техникой распространялось по преимуществу из Италии, откуда пришли название первой танцовщицы — балерина и новый танцевальный костюм. Усложнение техники потребовало укорачивание юбки танцовщицы до колен, а энергичная манера исполнения движений заставила изготовлять эти юбки из упругой ткани. В новых условиях посыл при вращении стал играть более важную роль, чем воздушность прыжка и полёта. Вращательные движения вызвали необходимость уплотнения носка балетных туфель, в которые стали вшиваться стёганные матерчатые подушки, опиравшиеся на пробковую основу. Техника танца отвлекала внимание исполнителей от создания образа. В балете стала быстро распространяться условная пантомима это было нечто похожее на язык глухонемых — определённые жесты обозначали мысли и намерения исполнителей , не требовавшая ярких актёрских данных и легко усвоенная артистами, но малопонятная рядовому зрителю и доступная лишь балетным завсегдатаям. Это ещё более отдалило балет от широких масс, превращая его в кастовое искусство. Пётр Дмитриевич Боборыкин в своей книге «Театральное искусство» писал в 1872 году: «Если б в новое время балетная хореография не ударилась в чистую виртуозность… танцы могли сливаться на сцене в одно художественное целое с пантомимой. Большинство же приёмов жестикуляции, введённых в новую хореографию, чисто условного характера. Они стоят вне всякого соответствия реальной правде или даже осмысленному символизму. Они зависят от произвола балетных хореографов». В Петербурге, где влияние зарубежных течений было сильнее, пантомима прочно вошла в балет. В Москве же были очень сильны реалистические художественные традиции Малого театра, и она прививалась медленнее. Однако крупнейшие русские балетные артисты в обеих труппах стремились обходиться без условной пантомимы, которая очень неблагоприятно отражалась в работе над образом и вела к театральному штампу. Значительно выросла за истекшее десятилетие техника классического танца.
Никаких прав на личную жизнь у нее нет. Композитор Людвиг Минкус написал музыку на балет Мариуса Петипа, произведение было поставлено в 1877 году на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге. Правда, театральная энциклопедия указывает иные данные о первой постановке, утверждая, что сценой для дебюта послужил Мариинский театр. Произведение было создано на основе двух литературных источников — драма Вьяса «Шакунтала» и баллада Гете «Бог и баядерка», в сфере музыки у «Баядерки» также есть первоисточник — это балет «Сакунтала», поставленный братом балетмейстера Люсьеном Петипа и показавшимся в мире на сцене Парижской Оперы в 1858 году. Краткое содержание «Баядерки» Произведение состоит из трех действий. Первое действие Солор — охотник, влюбленный в баядерку Никию, отвечающую ему взаимностью. Но быть молодым влюбленным вместе не позволяют обстоятельства. Однажды Солор и Никия встречаются в лесу, они признаются друг другу в чувствах, что так давно пылали в них, и дают священную клятву у храма любить друг друга вечно. Но на Никию уже положил глаз Великий брамин, он настолько поражен красотой девушки и ее пленительными танцами, что после выступления баядерок на празднике огня делает предложение девушки стать его женой. Никия, влюбленная в молодого охотника, отвергает предложение, чем навлекает на себя гнев брамина.
Лучшие места можно выбрать при покупке билетов на Яндекс Афише. Андрис Лиепа неоднократно сам танцевал «Баядерку» на сценах знаменитых российских театров. Этот балет — уникальное явление в мире искусства. Его исполнение требует слаженной хореографии одновременно большого количества танцоров.
Мариинский театр Шедевр Мариуса Петипа Балет "Баядерка"
не только танцевальной, но и актерской. В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра. В конце января Большой театр представил возобновление балета Баядерка, приуроченный к возвращению шедевров Золотого Фонда театра на Историческую сцену. В статье рассматривается сценическая история балета Мариуса Петипа «Баядерка», подчеркивается значение сохранения этого балетного шедевра в Мариинском театре на протяжении всего ХХ века. Балет "Баядерка" в Большом с субтитрами-пояснениями. Государственный академический Большой театр России представляет Балет в трё действиях Композитор – Людвиг Минкус Либретто – Мариус Петипа, Сергей Худеков Редакция либретто.
Вы точно человек?
Немировича-Данченко обратился к версии легендарной балерины Натальи Макаровой, оставшейся в 1970 году в Лондоне во время гастролей ленинградского Кировского театра. Имя «невозвращенки» — международной звезды, прима-балерины Американского театра балета — почти на два десятилетия было вычеркнуто из истории отечественного балета. Дебютировав в 1974 году как хореограф актом «Тени» из балета «Баядерка», в 1980 году Наталья Макарова осуществила постановку полной версии спектакля, ставшего очень популярным на Западе. Его взяли в свой репертуар Королевский балет Великобритании, миланский «Ла Скала», Шведский королевский балет, Австралийский балет, Гамбургский балет и другие крупнейшие танцевальные труппы мира. Станиславского и Немировича-Данченко строит свою афишу эксклюзивно. И это касается не только работ современных хореографов.
И вот теперь в репертуаре театра — «Баядерка» Натальи Макаровой. Эта версия отличается от знакомых российскому зрителю интерпретаций истории любви храмовой танцовщицы Никии и храброго воина Солора, предавшего свою любовь. Первые два акта сведены в один, и многие картины сильно сокращены. Сцена объяснения Никии, приглашенной во дворец раджи, где она узнает, что Солор в награду за свои ратные подвиги получает в жены дочь правителя Гамзатти, сведена до пантомимы. Сильно усечена и отличающаяся имперским размахом картина свадебного торжества в честь Солора и Гамзатти.
Жертвой пали не только знаменитый танец с попугаями и зажигательный танец с барабанами. Под сокращение попало и великолепное гран па, оставшееся в спектакле в урезанном виде, так же как и танец Никии со змеей эмоциональный пик сцены , в котором выражена вся гамма чувств героини: от отчаяния до внезапно вспыхнувшей надежды. Впрочем, можно не заниматься подсчетом потерь, а смотреть «Баядерку» Натальи Макаровой как новый спектакль и судить его по законам, самим хореографом «над собой признанным». И тогда это — понятное без подсказок либретто , сюжетно внятное, динамичное действие, приостанавливающее свой бег в акте «Теней». Безупречная по красоте картина — настоящий «бенефис» кордебалета, с которым прекрасно поработала ассистентка Макаровой Ольга Евреинова.
Наталья Макарова недаром сократила первые части спектакля. Она досочинила финал, имевший место у Петипа. После встречи с умершей Никией в Царстве теней куда он попадает, накурившись опиума Солору предстоит земной брак с Гамзатти. Начинается подготовка к свадьбе, баядерки танцуют ритуальный танец свечей. Золотой Божок в великолепном исполнении Дмитрия Загребина зависает над сценой.
Гамзатти танцует сочиненную для нее вариацию, но Солора продолжает преследовать образ Никии, которая как молчаливый укор участвует в общем танце. Солор не в состоянии произнести брачной клятвы, и небеса обрушивают свою кару на всех присутствующих, погребя их под камнями разрушенного храма. Было бы преувеличением сказать, что вновь сочиненные танцы — хорео-графический шедевр. Но они логично расставляют все точки над «i». Более того, в финале мы видим, как «души» Никии и Солора соединяются на небесах, что должно порадовать любителей хеппи-эндов.
Великая балерина и опытный хореограф рассказала настоящую love story, и наверняка у этой версии найдутся свои поклонники. Если же говорить о танцевавших премьерный спектакль Наталье Сомовой Никия и Эрике Микиртичевой Гамзатти , то в этом хореографическом поединке они выступают на равных. Сказать, что кто-то из них блеснул на первом представлении пока нельзя, но и не увидеть того, что у обеих исполнительниц есть все данные к тому, чтобы эти партии зазвучали сильно и выразительно, было бы несправедливо. Зато у Солора-Полунина партия «заблистала» с первого же стремительного выхода на сцену. Его танец уже и сейчас можно назвать безупречным, а актерское исполнение — страстным и точным.
Московский комсомолец «Замок красоты» Натальи Макаровой 31 октября 2013, Павел Ященков Афиша Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко пополнилась знаменитым классическим балетом, который в своем полном виде никогда ранее не шел здесь. С одной стороны является самой популярной в мире версией этого балета и входит в репертуар 15 именитых компаний включая Королевский балет и театр Ла Скала. С другой, негласно считается, что Макарова своим вмешательством сильно подпортила шедевр Мариуса Петипа. В ситуации разбирался обозреватель «МК». Главное ноу-хау балета — утраченный в советские времена предполагают, по вине петербургского наводнения 1924-го года и реконструированный Макаровой финал.
Не только брачующиеся — предавший баядерку клятвопреступник Солор и его невеста, дочь раджи принцесса Гамзатти, но и сам раджа, а также все гости, на свадьбе под «громы и молнии» по воле богов оказываются погребенными под руинами храма. У Макаровой вместо землетрясения, которое прежде устраивали на сцене силами машинерии 19-го века, задействован нехитрый кинематографический эффект: на натянутой перед авансценой сетке высвечиваются лишь летящие булыжники. А хореография придуманная Макаровой для последнего действия стилистически не слишком хорошо вписывается в сохранившийся хореографический текст Петипа из других актов. Добавив финал, Макаровой пришлось объединить первое и второе действие, и выбросить архаичные по её мнению танцевальные и пантомимные эпизоды. Об одних сокращениях жалеть не приходится например, о «танце с корзиночкой» — быстром канканирующем галопе, переводящем трагизм сцены предсмертного танца баядерки в сущий анекдот.
Других зажигательный «Индусский танец» с барабанами — не достает. Делая купюры, балетмейстер, намеренно адаптировала свой спектакль, созданный для Американского балетного театра ABT в 1980 году, для «малочисленных» по нашим меркам зарубежных компаний и не слишком больших западных сцен. Так, считается, что в «Царстве теней» у Петипа в петербургском Большом театре, где впервые прошла премьера этого балета в 1877 году, имелся специальный двухмаршевый наклон, состоящий из двух пандусов, в одну и другую сторону так до сих пор идет эта сцена и в Мариинке. Григорович, в своей редакции осуществленной для Большого театра в 1991 году сделал этот спуск даже ещё более витиеватым. Макарова, видимо опять же из-за размеров сцены и немногочисленности балетного коллектива использовала лишь наклонную подставку без этих красивых изгибов, что сильно снизило специально запланированный главный эффект спектакля.
Но вменяющиеся Макаровой в вину прегрешения против канонического текста, и прегрешениями то совсем не являются. Наоборот, делают постановку более компактной, адаптируя её для таких компаний средней лиги, к которым наравне с ABT, Ла Скала и Королевским балетом, Стасик как раз и относится. Этому театру постановка подошла словно влитая. У Петипа, напомним, первоначально в разбираемой нами сцене было занято 64 тени, что не потянут сейчас даже такие современные гиганты, как Большой и Мариинка. Стасику, чтобы соответствовать именитым компаниям, канонические 32 тени утвердившиеся в более поздних редакциях Ла Скала выставляет вообще 24 , пришлось добирать из балетных училищ.
По сравнению с тем, как «Тени» в этой труппе танцевались всего несколько лет назад в постановке Михаила Лавровского в театре шел лишь этот акт прогресс кажется разительным. Справились и исполнители центральных партий: роль Гамзатти подошла Наталье Сомовой, Дмитрий Загребин стал великолепным Золотым божком. Необыкновенно красивый абрис фигуры Кристины Шапран Никия , её удлиненные линии как бы истаивающие в пространстве сцены, были настолько впечатляющи, что придавали акту «Теней» мистический отсвет.
Сопровождает спектакль симфонический оркестр Новосибирского театра оперы и балета под управлением Карена Дургаряна.
Значительным изменениям в период 60-70-х годов подвергся балетный спектакль. Содержание в нём отошло на второй план; параллельно стремительно развивалась техника танца. К концу 70-х годов балетный спектакль превратился в сплошной танцевальный дивертисмент, в котором отдельные исполнители демонстрировали своё техническое искусство. В этом отношении иностранные балетмейстеры и иноземные исполнители-гастролёры стояли на первом месте. Подобное явление в балете в корне противоречило основным путям развития русского балетного театра и требованиям прогрессивного зрителя к балетному искусству.
Говоря об артистах в первом акте «Золотой рыбки», Салтыков-Щедрин иронически констатировал, что «они пляшут потому, что налаживают сети, они пляшут потому, что они поселяне и в этом качестве должны плясать». Другой критик прогрессивного направления — Баженов — писал: «Преимущество… старых балетов перед нынешними, новыми заключается главнейшим образом в том, что, не имея назначения служить сборником, хрестоматией разнокалиберных танцев, они удерживают за собою характер пьес и, стало быть, могут действовать не на одни только глаза». Упадок балетной драматургии вызвал постепенный отход серьёзной критики от балета и появление рецензий, обходивших молчанием содержание спектакля и касавшихся только исполнения танцев. С каждым годом усложнявшаяся техника танца требовала сосредоточения всего внимания исполнителя именно на этой стороне его искусства. Виртуозные движения, зачастую носившие акробатический характер, губили танец, ограничивая возможности создания образов. Танцевальная драматургия ухудшалась, приходила в упадок. В те годы увлечение техникой распространялось по преимуществу из Италии, откуда пришли название первой танцовщицы — балерина и новый танцевальный костюм. Усложнение техники потребовало укорачивание юбки танцовщицы до колен, а энергичная манера исполнения движений заставила изготовлять эти юбки из упругой ткани. В новых условиях посыл при вращении стал играть более важную роль, чем воздушность прыжка и полёта. Вращательные движения вызвали необходимость уплотнения носка балетных туфель, в которые стали вшиваться стёганные матерчатые подушки, опиравшиеся на пробковую основу.
Техника танца отвлекала внимание исполнителей от создания образа. В балете стала быстро распространяться условная пантомима это было нечто похожее на язык глухонемых — определённые жесты обозначали мысли и намерения исполнителей , не требовавшая ярких актёрских данных и легко усвоенная артистами, но малопонятная рядовому зрителю и доступная лишь балетным завсегдатаям. Это ещё более отдалило балет от широких масс, превращая его в кастовое искусство. Пётр Дмитриевич Боборыкин в своей книге «Театральное искусство» писал в 1872 году: «Если б в новое время балетная хореография не ударилась в чистую виртуозность… танцы могли сливаться на сцене в одно художественное целое с пантомимой. Большинство же приёмов жестикуляции, введённых в новую хореографию, чисто условного характера. Они стоят вне всякого соответствия реальной правде или даже осмысленному символизму. Они зависят от произвола балетных хореографов». В Петербурге, где влияние зарубежных течений было сильнее, пантомима прочно вошла в балет. В Москве же были очень сильны реалистические художественные традиции Малого театра, и она прививалась медленнее. Однако крупнейшие русские балетные артисты в обеих труппах стремились обходиться без условной пантомимы, которая очень неблагоприятно отражалась в работе над образом и вела к театральному штампу.
Значительно выросла за истекшее десятилетие техника классического танца. Появилась воздушная поддержка. Характерный танец начал приобретать народную манеру исполнения. Использование для оформления спектаклей новинок зарубежной промышленности и техники неблагоприятно отразилось на развитии русской декорационной живописи. Водопровод, газовое и электрическое батарейное освещение, рефлекторы открывали новые возможности для создания феерических театральных эффектов. Это особенно ощущалось в балете и отодвигало декорационную живопись на задний план, подчиняя её техническим новшествам. Следствием этого было соединение в одном лице машиниста-механика сцены и художника-декоратора. В этом отношении особенно прославился московский декоратор и машинист Карл Вальц. Нововведения вызвали интерес публики, но в художественном отношении декорации этого периода значительно уступали оформлению предыдущих лет. Изменения в жизни общества, последовавшие за отменой крепостного права, обострили художественные разногласия между артистическим и демократическим зрителем.
Отступавшая буржуазно-дворянская эстетика стремилась удержать свои позиции в балете, уделяя основное внимание развлекательности танца в ущерб идейному содержанию. Этот путь должен был привести балет к гибели. Наступавшая демократическая эстетика требовала коренного переворота в искусстве, в том числе и в балете. Передовая интеллигенция ждала от балета не развлекательности, а служения обществу. Реализм стал главенствующим художественным направлением, и балетмейстеры лихорадочно и безрезультатно искали пути создания реалистических спектаклей. При этом они не учитывали, что балет — искусство условное и что реализм в балете значительно отличался от реализма в литературе и живописи. Кризис балета продолжался. Но, несмотря на свои неудачи, деятели балета продолжали поиски, и их упорство было залогом будущей победы. Московская балетная труппа, пользуясь своим отдалением от столицы, вела открытую борьбу за новые пути развития балета. Уже в эти годы её деятельность стала привлекать неодобрительные взоры петербургского начальства, и дальнейшая судьба балета в Москве ставилась под угрозу.
Петербургская балетная труппа под нажимом своего зрителя принуждена была отказаться от открытой борьбы и внешне капитулировать перед «балетно-консервативным союзом», но в действительности эта борьба продолжалась, хотя стала носить скрытый характер. Всё это подготавливало дальнейшее развитие русского балета, приведшие его к мировому первенству. С-1 Упорное стремление московской балетной труппы найти новые пути, которые приблизили бы балет к запросам зрителей, не встречало поддержки у петербургской дирекции. Несмотря на это, руководители балета в Москве продолжали свои поиски. В тот период значительно повысился интерес общества к серьёзной музыке. Это было связано с деятельностью открывшихся в Петербурге и в Москве консерваторий. Разрыв между симфонической и оперной музыкой, с одной стороны, и музыкой балетных спектаклей, с другой, становился всё более очевидным. Основным сочинителем балетных партитур в те годы был Минкус. Алоизий Федорович Минкус 1827-1907 С-2 родился в Вене, где и получил музыкальное образование. Свою деятельность как создатель музыки для танцев и как дирижёр он начал в родном городе, руководя оркестром, пытавшимся конкурировать с оркестром знаменитого Иоганна Штрауса.
В 1853 году Минкус принял предложение князя Юсупова и, приехав в Россию, стал руководить его крепостным оркестром.
Продолжительность: 2 часа 20 минут с двумя антрактами Премьера: 4 октября 2019 года Либретто: Мариус Петипа и Сергей Худеков Хореография: Начо Дуато по мотивам Мариуса Петипа Художник-постановщик, художник по костюмам: Ангелина Атлагич Художник по свету: Брэд Филдс Музыкальный руководитель постановки: Павел Сорокин Высокая простота классики и экзотическая роскошь магараджей гармонично соединились в балете, история которого насчитывает более полутора веков. Начо Дуато создал версию спектакля, восходящего к оригиналу Мариуса Петипа: сохранена привычная последовательность сцен и драматургических кульминаций, остались в неприкосновенности ценные фрагменты канонического танцевального текста. Вместе с тем балет освободился от архаики и статичных мимических эпизодов — им на смену пришел щедрый пластический орнамент. Древняя Индия стала блистательным фоном для истории любви храмовой танцовщицы и прекрасного воина, которым не суждено быть вместе ни в реальном, ни в астральном мирах. Он приказывает оставить его одного возле священного огня. Солор поручает факиру Магедавее найти случай поговорить с прекрасной Никией, баядеркой, которая живёт в храме, и передать ей, что будет ждать её ночью.
Торжественным появлением Великого брамина, жрецов и баядерок — храмовых танцовщиц — открывается праздник поклонения огню. Кульминация торжества — танец Никии. Страстная любовь к Никии заставляет Великого брамина забыть о священном сане и связанном с ним обете безбрачия. Он обещает ей все богатства Индии, всё, что она пожелает. Но Никия не может скрыть своего отвращения к брамину. Тайное свидание Никии и Солора охраняет Магедавея. Солор над священным огнём клянётся Никии в вечной любви и верности.
«Баядерка» (1877)
Является Великий брамин. Он хочет передать радже тайну. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор. Великий брамин рассказывает радже о клятве Солора Никии. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает её танцевать в день торжества. Гамзатти намеренно показывает баядерке портрет жениха — Солора. Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в верности. Гамзатти умоляет, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с любимым.
В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал, но подоспевшая невольница Айя удерживает баядерку. Дочь раджи произносит смертный приговор Никии. Второе действие Сад перед дворцом раджи. Пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти. Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами.
Развивавшиеся коммерческие отношения задушили коммерческий балетный театр. Гонясь за повышением прибылей, провинциальные антрепренёры отказывались от таких ненадежных и малодоходных дел, как балет. Дольше других продержались полукоммерческие балетные труппы в Казани и Тифлисе. Но интерес к сценическому танцу в провинции не прекратился. Это подтверждается как участившимися гастролями столичных артистов балета в губернских центрах, так и сохранением танцевальных номеров в операх, опереттах, водевилях и дивертисментах, шедших в провинции.
Значительным изменениям в период 60-70-х годов подвергся балетный спектакль. Содержание в нём отошло на второй план; параллельно стремительно развивалась техника танца. К концу 70-х годов балетный спектакль превратился в сплошной танцевальный дивертисмент, в котором отдельные исполнители демонстрировали своё техническое искусство. В этом отношении иностранные балетмейстеры и иноземные исполнители-гастролёры стояли на первом месте. Подобное явление в балете в корне противоречило основным путям развития русского балетного театра и требованиям прогрессивного зрителя к балетному искусству. Говоря об артистах в первом акте «Золотой рыбки», Салтыков-Щедрин иронически констатировал, что «они пляшут потому, что налаживают сети, они пляшут потому, что они поселяне и в этом качестве должны плясать». Другой критик прогрессивного направления — Баженов — писал: «Преимущество… старых балетов перед нынешними, новыми заключается главнейшим образом в том, что, не имея назначения служить сборником, хрестоматией разнокалиберных танцев, они удерживают за собою характер пьес и, стало быть, могут действовать не на одни только глаза». Упадок балетной драматургии вызвал постепенный отход серьёзной критики от балета и появление рецензий, обходивших молчанием содержание спектакля и касавшихся только исполнения танцев. С каждым годом усложнявшаяся техника танца требовала сосредоточения всего внимания исполнителя именно на этой стороне его искусства. Виртуозные движения, зачастую носившие акробатический характер, губили танец, ограничивая возможности создания образов.
Танцевальная драматургия ухудшалась, приходила в упадок. В те годы увлечение техникой распространялось по преимуществу из Италии, откуда пришли название первой танцовщицы — балерина и новый танцевальный костюм. Усложнение техники потребовало укорачивание юбки танцовщицы до колен, а энергичная манера исполнения движений заставила изготовлять эти юбки из упругой ткани. В новых условиях посыл при вращении стал играть более важную роль, чем воздушность прыжка и полёта. Вращательные движения вызвали необходимость уплотнения носка балетных туфель, в которые стали вшиваться стёганные матерчатые подушки, опиравшиеся на пробковую основу. Техника танца отвлекала внимание исполнителей от создания образа. В балете стала быстро распространяться условная пантомима это было нечто похожее на язык глухонемых — определённые жесты обозначали мысли и намерения исполнителей , не требовавшая ярких актёрских данных и легко усвоенная артистами, но малопонятная рядовому зрителю и доступная лишь балетным завсегдатаям. Это ещё более отдалило балет от широких масс, превращая его в кастовое искусство. Пётр Дмитриевич Боборыкин в своей книге «Театральное искусство» писал в 1872 году: «Если б в новое время балетная хореография не ударилась в чистую виртуозность… танцы могли сливаться на сцене в одно художественное целое с пантомимой. Большинство же приёмов жестикуляции, введённых в новую хореографию, чисто условного характера.
Они стоят вне всякого соответствия реальной правде или даже осмысленному символизму. Они зависят от произвола балетных хореографов». В Петербурге, где влияние зарубежных течений было сильнее, пантомима прочно вошла в балет. В Москве же были очень сильны реалистические художественные традиции Малого театра, и она прививалась медленнее. Однако крупнейшие русские балетные артисты в обеих труппах стремились обходиться без условной пантомимы, которая очень неблагоприятно отражалась в работе над образом и вела к театральному штампу. Значительно выросла за истекшее десятилетие техника классического танца. Появилась воздушная поддержка. Характерный танец начал приобретать народную манеру исполнения. Использование для оформления спектаклей новинок зарубежной промышленности и техники неблагоприятно отразилось на развитии русской декорационной живописи. Водопровод, газовое и электрическое батарейное освещение, рефлекторы открывали новые возможности для создания феерических театральных эффектов.
Это особенно ощущалось в балете и отодвигало декорационную живопись на задний план, подчиняя её техническим новшествам. Следствием этого было соединение в одном лице машиниста-механика сцены и художника-декоратора. В этом отношении особенно прославился московский декоратор и машинист Карл Вальц. Нововведения вызвали интерес публики, но в художественном отношении декорации этого периода значительно уступали оформлению предыдущих лет. Изменения в жизни общества, последовавшие за отменой крепостного права, обострили художественные разногласия между артистическим и демократическим зрителем. Отступавшая буржуазно-дворянская эстетика стремилась удержать свои позиции в балете, уделяя основное внимание развлекательности танца в ущерб идейному содержанию. Этот путь должен был привести балет к гибели. Наступавшая демократическая эстетика требовала коренного переворота в искусстве, в том числе и в балете. Передовая интеллигенция ждала от балета не развлекательности, а служения обществу. Реализм стал главенствующим художественным направлением, и балетмейстеры лихорадочно и безрезультатно искали пути создания реалистических спектаклей.
При этом они не учитывали, что балет — искусство условное и что реализм в балете значительно отличался от реализма в литературе и живописи. Кризис балета продолжался. Но, несмотря на свои неудачи, деятели балета продолжали поиски, и их упорство было залогом будущей победы. Московская балетная труппа, пользуясь своим отдалением от столицы, вела открытую борьбу за новые пути развития балета. Уже в эти годы её деятельность стала привлекать неодобрительные взоры петербургского начальства, и дальнейшая судьба балета в Москве ставилась под угрозу. Петербургская балетная труппа под нажимом своего зрителя принуждена была отказаться от открытой борьбы и внешне капитулировать перед «балетно-консервативным союзом», но в действительности эта борьба продолжалась, хотя стала носить скрытый характер. Всё это подготавливало дальнейшее развитие русского балета, приведшие его к мировому первенству. С-1 Упорное стремление московской балетной труппы найти новые пути, которые приблизили бы балет к запросам зрителей, не встречало поддержки у петербургской дирекции. Несмотря на это, руководители балета в Москве продолжали свои поиски. В тот период значительно повысился интерес общества к серьёзной музыке.
Это было связано с деятельностью открывшихся в Петербурге и в Москве консерваторий.
Факиры разжигают молитвенный огонь. Появляется знаменитый воин Солор со своими солдатами, воин Толорагва приглашает его на охоту, но Солор остается у храма, ведь здесь живет его любимая Никия. Он вызывает факира Магедавея и приказывает ему сообщить ей, что он ждет ее в роще. Из храма выходят Великий брамин и баядерки, которые вместе с факирами исполняют ритуальные танцы. Кульминация танцев — танец прекрасной баядерки Никии. Великий брамин не в силах скрыть своих чувств.
Забыв о сане и обете безбрачия, он признается ей в любви и обещает все богатства. Но Никия отвергает его. Магедавея сообщает Никии, что Солор ждет встречи с ней. Тайное свидание Никии и Солора охраняет факир. Солор клянется Никии в вечной любви и предлагает ей бежать в далекие края, где их никто не знает. Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Он в ярости и решает отомстить своему сопернику.
Картина 2 Дворец раджи. Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой знатного воина Солора. Входит Солор.
Тот в замешательстве. Девушка приближается к отцу, и он снимает с нее вуаль. Ее красота прекрасна.
Но, вспомнив о прекрасной баядерке, которую клялся вечно любить, Солор отворачивается. Раджа непреклонен к смущенным отказам воина. Дочь раджи в недоумении смотрит на своего нареченного, теряясь в догадках, чему приписать его печаль. Но волю отца она намерена исполнить. Свадьба назначена через три дня. Судра служитель докладывает о приходе Великого брамина.
Брамин пришел сообщить большую тайну. Раджа всех удаляет и они с брамином остаются наедине. Великий брамин с живостью рассказывает о том, что происходило в прошедшую ночь. Он объявляет, что Солор не любит Гамзатти, но обожает баядерку. Раджа возмущен поведением своего будущего зятя. Он сообщает брамину о намерении погубить баядерку.
Брамин, желавший только смерти Солора, пугается за жизнь любимой баядерки, и говорит радже, что смерть ее разгневает и вооружит против них бога Вишну. Раджа, однако, не хочет ничего знать и объявляет брамину, что завтра, во время празднества в честь Бадрината, Никия будет, по обыкновению, танцевать с цветами. В одну корзинку с цветами спрячут змею, которая выползет, потревоженная движениями танцовщицы, и смертельно ужалит ее. Услыхав эти слова, брамин вздрагивает всем телом. Гамзатти, все слышавшая за своей портьерой, хочет видеть баядерку и приказывает своей невольнице немедленно сходить за нею. Раджа, совершенно удовлетворенный задуманной местью, уходит с брамином.
Гамзатти горюет. Она хочет услышать от самой баядерки, правда. Невольница прибегает с вестью о приходе Никии. Баядерка с поклонами приближается к дочери раджи. Гамзатти смотрит на нее и находит ее прекрасной. Она приглашает Никию танцевать у нее в день свадьбы.
Гамзатти хочет посмотреть, какое впечатление произведет на баядерку, если она узнает, кто ее жених, и показывает портрет Солора. Никия едва не обезумела от горя. Она объявляет, что Солор поклялся вечно любить ее и что брак его с дочерью раджи никогда не состоится. Гамзатти настаивает, чтобы Никия отказалась от Солора. Она предлагает ей бриллианты и золотые вещи. Никия вырывает у дочери раджи драгоценности, которые та ей предлагает, и бросает их на пол.
Гамзатти умоляет баядерку уступить ей Солора, а самой уехать. При этих словах Никия хватает кинжал, который случайно попадается ей в руки, и бросается на свою соперницу. Невольница, с беспокойством следившая за этой сценой, защищает своим телом госпожу. Никия убегает из дворца. Гамзатти поднимается, она желает смерти баядере. Картина третья.
Театр представляет фасад дворца раджи со стороны сада. Масса громадных цветов и широколиственных деревьев. В глубине — башня большой пагоды, Мегатшады, доходящая чуть не до самых небес. На заднем плане — голубоватые вершины Гималаев, покрытые слегка серебристым снегом. При поднятии занавеса представляется великая процессия Бадрината. Идут брамины, потом баядерки, служители при пагодах, различные индийские касты и пр.
Являются кающиеся с раскаленным железом. Раджу, дочь его, Солора и прочих богатых индийцев несут в паланкинах. Раджа помещается на возвышении и приказывает открыть празднество. По окончании танцев раджа приказывает привести красавицу Никию и велит ей забавлять публику. Никия выходит из толпы со своей маленькой гитарой. Лицо баядерки — под покрывалом.
Она играет ту же мелодию, что и в первом акте. Солор, слушая эту мелодию, узнает по ней свою возлюбленную.
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"
27, 28 и 29 февраля Большой театр приглашает на балет «Баядерка» в постановке Юрия Григоровича с участием ведущих артистов балетной труппы. Сюжет балета "Баядерка", созданного в далеком 1877 году, переносит нас в экзотическую Индию, где происходят страстные и трагические события. Телеверсия новосибирского балета «Баядерка» выйдет 28 января на канале «Россия-Культура». | Читайте самые свежие и актуальные новости из рубрики Культура на Горсайте – 14 декабря в Пермском театре оперы и балета состоялась знаковая премьера классической постановки легендарного балета Мариуса Петипа «Баядерка». «Баядерка» ❤️ Сюжет балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви. Опера «Баядерка» в Астраханском театре оперы и балета продолжает завоевывать сердца зрителей своей красотой, глубиной сюжета и великолепием исполнения.