Новости автор оперы хованщина

Напомним, что с 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого Мариинский театр представляет легендарную «Хованщину» в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского.

Характеристика первого действия

  • 9 февраля 1886 года - Состоялась премьера оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» - Русский Исполин
  • Модест Петрович Мусоргский (1839–1881)
  • Русская опера
  • М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского

Обычно мы их чередуем, поскольку должны выпускать специалистов опытных, готовых к работе с современными режиссерами, с новыми актерскими приемами. Обычно они стоят в рядах, поют по нотам, а здесь нужно было выучить текст наизусть, перевоплощаться актерски. Участие Молодёжного симфонического оркестра тоже было нововведением. Девушка отмечает, что ей повезло принимать участие в «Хованщине», поскольку студенты впервые исполняли оперу на сцене театра, ещё и в сопровождении оркестра.

И никак не отвечает тогдашним установкам на нечто «исконное», натуралистическое. Но ведь получилось! Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы! Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают. Что для того, чтобы передавать задушевные, потрясающие предсказания, взывания толпы к своему вождю или страшную решимость идти на гибель, надо унестись в прошлое. Надо начать писать языком иногда времён барокко, а иногда времён классицизма.

На тех «новых берегах», на которые манил всех Стасов и на которых одно время усердно пасся сам композитор, такое не растёт. Нужно воскресить то, над чем смеялись — и тогда будет возможность написать нечто высоко-трагическое. Пресловутый прогресс дал немало интересного, но ничего высокого, по-настоящему трагического. Надо признать немощь современного искусства, ограниченность новых находок, всего этого «ковыряния», которое он так смачно описывал в своих письмах. Только так можно объяснить его действия, обернувшиеся великим достижением. Смог бы он, томимый своим страшным и, увы, типичным для России недугом, если бы пожил подольше, всё это признать и как-то выразить своим колоритнейшим языком не говорю уж — дописать оперу? Как знать… Отпущено ему было мало — и тем не менее он многое сумел сделать. Его идеи в его делах — а дела до сих пор звучат со сцены и потрясают многих; у людей от хора стрельцов и от гадания Марфы наворачиваются слёзы. И это — урок нам.

И этот урок отнюдь не одинок — просто он наиболее показателен, так как исходит от авангардиста того времени. Как раз примерно тогда же русские композиторы стали, будто напоказ, обращаться к музыке прежних времён. Римский-Корсаков, тоже сперва яростный «кучкист», сам, по своей инициативе заново проходит школу обучения написания музыки в стиле прежних лет — а затем… многое что случается в его творчестве, вплоть до насквозь ретроспективной оперы «Моцарт и Сальери» по Пушкину. Про «не-кучкистов» и говорить нечего. Чайковский открыто заявляет о своей приверженности «масс-культуре» того времени — романсам Варламова, Гурилёва-сына — это как если бы сегодня какой-то маститый композитор заявил, что он черпает вдохновение в «старых песнях о главном». И Пётр Ильич не только говорил — две удачнейшие его оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» насквозь ретроспективны о чём нужно говорить особо , а последняя часть его последней, знаменитой Шестой симфонии — это в немалой степени просто школярское упражнение на написание хорала другое дело, что можно и школярское задание гениально выполнить. Его знаменитейший ученик Танеев к слову говоря, на дух не переносивший Мусоргского в самом начале своего композиторского пути написал откровенно бахианскую кантату «Иоанн Дамаскин», а в дальнейшем сотворил ряд квартетов, в коих музыка моцартовского толка соседствовала с тогдашней современной — причём концепция была ясна: современные музыкальные средства рисовали тяготы и бурные житейские страсти — а моцартианство как бы обрисовывало потерянный рай. Такие примеры можно бы умножить — но, думаю, и изложенного ясно для обоснования того, что чем дальше, тем больше некоторые композиторы видели в музыке прошлого если не рай, то хотя бы нечто похожее на царство гармонии — а вот современные достижения всё больше походили на сумбур… Да, и уж если речь пошла о сумбуре вместо музыки — что же получается? Уж если авангардист Мусоргский, фанат «правды жизни», потянулся к старине за высокими чувствами — да и не он один — то, может быть, и сталинская культурная политика, при всех её загибах и перегибах, всё же в чём-то если не оправдана, то хотя бы объяснима?

Может быть, это был пролог к новому Ренессансу, пусть и преждевременный — и впереди нас ещё ждёт увлечение Бахом и Моцартом — как в Ренессансе увлекались античным искусством? Теги события:.

Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу. Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман. Следующий год приносит как большую творческую удачу — фортепианный цикл «Картинки с выставки», созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе. Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был сильно, но тайно влюблен. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой — «Хованщиной» — снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки» по Гоголю.

Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада «Забытый» по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году. Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению — бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти».

В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность — младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т. Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России. В программе выступлений — арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами — транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста.

Премия «Золотая Маска» за «Лучший спектакль в опере» 2016. Композитор определил ее жанр так — народная музыкальная драма. На этих эскизах особое место занимает русский народ. В опере сложно отыскать хотя бы одного положительного героя, но легко разглядеть «злосчастную Русь страдалицу»… Мусоргский приступил к сочинению своего грандиозного исторического коллажа в 1872 году, именно в тот период, когда интерес к отечественной истории был как никогда велик. В сюжете оперы переплетены исторические события, произошедшие между стрелецким бунтом 1682 года он и дал название опере и окончательным утверждением у власти царя Петра Алексеевича. Русский народ тогда оказался раздираем спором о выборе своего цивилизационного пути, спором о старой и новой вере, мучим извечными вопросами «кто виноват» и «что делать».

Билеты в наличии:

  • Содержание:
  • О мероприятии
  • Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
  • Последние события

Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1

Смотрите онлайн видео «В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”» на канале «Учебник по Таланту и Творчеству» в хорошем качестве, опубликованное 28 сентября 2023 г. 22:24 длительностью 00:04:11 на видеохостинге RUTUBE. В 1911 году благодаря Шаляпину, поставившему оперу в качестве режиссера и исполнившему партию Досифея, «Хованщина» появилась в Мариинском театре. Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. Хованщина Опера. Статья автора «Ростовский государственный музыкальный театр» в Дзене: В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I.

Валерий Гергиев: На сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь"

Представитель приказного сословия, так нелюбимого народом. Двуличный, суетливый и скользкий тип, заискивающий только перед силой, приспособленный к любым условиям существования; князь Андрей, сын Хованского — персонаж, который должен был показать сложные взаимоотношения отца и сына. Из-за нехватки времени автор не стал отводить ему важной роли в опере; Шакловитый — композитор смело записал ближайшего помощника царевны Софьи как единственного составителя доноса на Хованских. В трактовке автора этот персонаж не имеет конкретного отображения.

Скорее его можно представить как воплощение слепой исторической силы; Досифей — подоплекой для создания образа раскольника послужила книга «Житие протопопа Аввакума». Она явилась своего рода музой, но композитор не стал слепо копировать образ, показанный в «Житие». В опере Досифей значительно мягче своего предшественника Аввакума, более близок к народу, более благороден и возвышен; Марфа — светлый лирический образ, пронизанный чертами суровой народности.

Одухотворенная и уверенная в себе, Марфа является полностью вымышленным персонажем. Придерживаясь исторических событий, Мусоргский добавил в оперу достаточно заметные искажения исторических фактов, но лишь для того, чтобы помочь лучше понять драматические коллизии, происходящие в то время. Так, вдобавок к главным действующим лицам, были добавлены вымышленные второстепенные персонажи, которые помогают лучше понять замысел композитора и многократно усиливают эффект воздействия на зрителя.

Ключевой фигурой в развитии сюжета является народ — как движущая сила, которая все сметает на своем пути, неостановимая и сокрушающая все преграды, но при этом подневольная власти. Кроме того, композитор достаточно вольно обошелся с временными рамками и добавил в происходящее на сцене те действия, которые произойдут лишь много позже — в 1689 году. Чтобы подчеркнуть ужас беззакония и показать невозможность повлиять на происходящее лишь одному человеку, такое слияние временных событий вполне оправдано и лишь доказывает мастерство Мусоргского, сумевшего гармонично совместить разные периоды истории с жизнью главных действующих лиц.

Такая вот краткая история этого сложного и противоречивого произведения. Как видите, тернист и нелегок был его путь, сложна судьба. Но благодаря силе «народной» музыки, благодаря стараниям друзей и сподвижников Мусоргского , «Хованщина» до сих пор остается на сцене, открывая зрителю все новые грани своего сложного внутреннего мира.

К сожалению, многими театральными режиссерами до сих пор не понят тот факт, что трактовка массовых сцен обязательно должна быть в динамическом ключе! Статика, которая все нивелирует, превращает оперу в вялотекущее музыкальное представление. Раскрыть оперу в плане движения, «народных волнений» — вот главная задача режиссера.

Так что на сегодняшний момент «Хованщина» остается одной из сложнейших опер, как в плане музыки, так и плане театрального действа. Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: Модест Мусоргский «Хованщина».

Здесь каждый полностью идентичен собственному соседу, разница только в групповых ролях. Но и набор этих ролей небезграничен, весь диапазон — от смелости умереть вместе, сражаясь за правду, до готовности коллективно сгинуть без боя. И если у Прокофьева народ сплотился и победил, то в «Хованщине» он обнялся и умер в тонко и трепетно, без пламени поставленной последней сцене самосожжения.

Оба сюжета решены с одинаковой убедительностью. Режиссер ставит оперу не об одном только стрелецком бунте. Он, следуя негласному историческому правилу видеть в премьерах «Хованщины» знак переломного времени, памятник жертвам и обвинение в адрес тех или иных злодеев, ставит оперу об актуальности самой «Хованщины», намекая на узнаваемость героев и ситуаций. Есть и ответы: при всей прямоте концепции и мизансцен они уклончивы в деталях, но ясно сводятся к тому, что виноваты все, кто хоть как-нибудь действует.

Титель не находит у Мусоргского положительных персонажей. В тоскливой беспросветности этого универсального ответа, подтверждая его, сияет страшная звезда Хованского игра Дмитрия Ульянова блистательна, а голос завораживает, грохоча. Мерцает неприятным светом прозаический, бессовестно и тихо одержимый Досифей филигранная роль Дениса Макарова. Не соль земли, не скрепа, а серая мышь этот бывший князь Мышецкий.

Темнеет на свету парадоксально объемная, лирико-эпическая фигура предателя Шакловитого, сделанная Антоном Зараевым выпукло, на пределе возможностей. Даже Голицын Нажмиддин Мавлянов замечательно сдержан и больше всех аккуратен по части дикции , которому в общем-то нечего предъявить, кроме приказа убрать свидетельницу собственной слабости, виноват уже хотя бы потому, что попал со своей либерально-западнической физиономией в царство по-разному бесноватых как кур в ощип. Преступница — Софья, преступник — Петр и тут режиссеру даже не нужно ничего делать — сам Шостакович укомплектовал соответствующие такты Мусоргского барабанной дробью своей Седьмой симфонии.

Сюжет повествует о событиях, произошедших между стрелецким бунтом 1682 года и окончательным утверждением у власти царя Петра Алексеевича. Это время, ставшее для Руси переломным, было запечатлено композитором Модестом Петровичем Мусоргским в своей опере. Одним из самых важных действующих лиц в опере является русский народ.

Нельзя сказать, что в этом произведении есть хотя бы один герой, которого можно назвать положительным, однако в сюжете хорошо просматривается образ страдалицы-Руси и именно он становится центральным в «Хованщине».

Меня это радует. После февральских и мартовских акций мы, конечно, не пройдем мимо 225-летия Александра Сергеевича Пушкина, ведь в наших театрах очень многое связано с его творчеством. Гений русской поэзии невероятно широко был востребован, к нему обратились лучшие творцы, которые шли за ним. И неважно, что он поэт, а они композиторы. Достаточно напомнить, что и "Руслан и Людмила", и "Золотой петушок, не говоря уже о "Пиковой даме", "Онегине", о "Мазепе", о царе Салтане - все это Пушкин. К юбилею поэта они будут звучать в специальной фестивальной программе. О репертуаре Я с большим трудом могу себе представить, чтобы на сцене Большого театра Москвы долго не шла опера "Пиковая дама". Или "Евгений Онегин".

На ка кое-то время - ничего страшного. Но если речь идет о нескольких сезонах, мне кажется, это не то, чем можно так уж сильно гордиться. А если говорить о балете, то - странным образом - даже "Спящая красавица" уже какое-то время не идет на сцене Большого. Конечно, в этом нет никакой трагедии - но и повода радоваться совершенно нет. Поэтому "Спящая красавица" вернется на сцену Большого немедленно. У русского оперного театра - фантастический, богатейший репертуар: не два, не три, не пять композиторов, а гораздо больше, которые оставили совершенно роскошное, золотое наследие. При этом нельзя забывать о том, что "Чародейка" - это тоже великая опера Чайковско го, не толь ко "Пиковая дама".

Валерий Гергиев: На сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь"

Мало того, что я небольшой знаток оперного искусства – так даже моя мама, пересмотревшая 50 лет назад массу опер с Лемешевым/Козловским, насчет «Хованщины» меня проинформировать не смогла. Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина». Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина».

Билеты на оперу «Хованщина»

Автор издания The Financial Times назвал эту постановку «Хованщины» блистательным совместным успехом Ла Скала и Мариинского театра: «Гергиев не разочаровал. Римский-Корсаков оркестровал и завершил, дописал по сути оперу «Хованщина», которая не существовала в виде завершенного целого. Обратившись к истории, вспоминаем, что опера «Хованщина» впервые была показана на сцене Мариинского театра в ноябре 1911 года в творческой редакции и оркестровке Римского-Корсакова. Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». опера Модеста Мусоргского в пяти действиях с подзаголовком "национальная музыкальная драма".

По ком звучал набатный колокол? Хованщина, опера М

Относится к категории «литературных толстяков», таких, как «Новый мир», «Наш современник», «Знамя», «Дружба народов», «Урал». Передавая рукописи в редакцию журнала, авторы соглашаются с условиями договора оферты, размещенного на сайте belprost. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Редакция не вступает в переписку с авторами.

Девушка отмечает, что ей повезло принимать участие в «Хованщине», поскольку студенты впервые исполняли оперу на сцене театра, ещё и в сопровождении оркестра.

Это работа непосредственно с дирижёром и оркестром, поскольку петь с оркестром и под аккомпанемент фортепиано — это абсолютно разные вещи, - делится впечатлениями Софья. И при этом важна актёрская игра и самоощущение роли: в небольшом зале видно каждую деталь, но при этом, погружаясь в роль, нельзя забывать про технику. Эмоции от выступления и после него, конечно, несравнимы ни с чем, но и сам постановочный процесс — это что-то волшебное.

Выступление пройдёт при участии хора Мариинского театра», — рассказали в пресс-службе.

Днём в Псковской филармонии состоится концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева. В программу вошли сочинения Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», циклы «Картинки с выставки» и «Песни и пляски смерти».

Пению лейтенант в отставке начал учиться в консерватории Санкт-Петербурга. Оттуда он, правда, был изгнан, якобы «за отсутствие вокального таланта».

С подобным вердиктом будущий солист Большого и Мариинки был не согласен, продолжил учебу в Италии и более чем успешно дебютировал в Неаполе. После многочисленных европейских ангажементов Фигнер вернулся в Россию. Исполнительский дар певца оценила не только публика. Бывало, композиторы писали музыку с расчетом на его выдающиеся вокальные возможности.

К примеру, Чайковский, сочиняя «Пиковую даму», был уверен в том, что Германа будет петь именно Фигнер и дал герою возможность появиться на сцене во всех семи картинах.

На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского

Источник 1 из 3 На Малой сцене Башкирского государственного театра оперы и балета студенты Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова представили народную музыкальную драму «Хованщина». Премьера стала одним из мероприятий, запланированных к 150-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина. В постановке принимали участие студенты кафедры вокального искусства, хор УГИИ, Молодёжный симфонический оркестр Башкортостана. Обычно мы их чередуем, поскольку должны выпускать специалистов опытных, готовых к работе с современными режиссерами, с новыми актерскими приемами.

Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова.

Мы вместе с музыкальным руководителем постановки Александром Лазаревым рассматривали и сравнивали разные версии оперы, но остановились на редакции Шостаковича, как наиболее близкой к намерениям Мусоргского и эстетике сегодняшнего дня. Я впервые работаю с произведением этого классика. Мусоргский — русский гений, ставить его трудно. И вообще ставить сегодня русскую историческую оперу трудно, потому что совсем другая эпоха, другая жизнь, другие реалии Александр Титель Режиссер-постановщик оперы Рецензии в СМИ «Традиционно выше всяких похвал актерский ансамбль театра, где каждый работает не на себя, а на целое, где каждая маленькая роль исполнена точно и осмысленно.

В центре спектакля — князь Иван Хованский Дмитрий Ульянов , фигура неоднозначная, но мощная.

Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники. Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода. Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий. Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым. Народ, подобно слепцам бредет по безбрежной зимней степи, по тракту, ведущему в совершенно непроглядное будущее.

Первым композитором, который распознал грандиозность неоконченной оперы Мусоргского, стал Римский-Корсаков, который оркестровал и дополнил финальную сцену. В XX веке появилась еще одна редакция «Хованщины» - версия Шостаковича, которая создает мрачное, поглощающее чувство экзистенциального ужаса. В Театре Станиславского «Хованщину» представляют в редакции Шостаковича с музыкой финальной сцены, написанной композитором Владимиром Кобекиным. Музыкальным руководителем постановки и возобновления является артистический директор театра Александр Лазарев, а режиссер-постановщик и сценограф — Александр Титель и Владимир Арефьев соответственно.

Станислав Лыков является главным хормейстером. Купить билеты на оперу «Хованщина» в Театре Станиславского онлайн можно у нас на сайте - это быстро, легко и просто.

Другие новости раздела

  • «Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
  • Вам будет интересно
  • «Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
  • Офицер «Могучей кучки». История известных произведений Модеста Мусоргского

Билеты на оперу «Хованщина»

28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина». Оперу «Хованщина» дали в Пскове солисты оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сегодня, 20 апреля, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей. Хованщина — опера (народная музыкальная драма) М. П. Мусоргского (в 5 действиях, 6 картинах).

Премьера оперы «Хованщина» в честь 150-летия Фёдора Шаляпина

последняя, недописанная опера Модеста Петровича Мусоргского. В результате так и остались незавершёнными оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». 28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». «Хованщина». М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий