Новости соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Во-вторых, конкретный нормативный акт может содержать нормы различных отраслей права. Однако существуют нормативные акты, которые действуют в отношении определенных субъектов права и категорий граждан.

Норма права: понятие, признаки, виды

  • Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
  • Норма права и статья (2).doc
  • Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
  • Как соотносится норма права и статья нормативного акта

Норма права это

Изложение всех элементов нормы права в статье закона не всегда является целесообразным, так как это занимает много места. Поэтому законодатель предпочитает, учитывая правила законодательной техники, для удобства изложения и применения правовых норм сформулировать их в одной статье или, наоборот, элементы одной и той же нормы в разных статьях закона. Чаще всего в статьях нормативно-правового акта содержатся два элемента правовой нормы: гипотеза и диспозиция или диспозиция и санкция. Даже если статья нормативного акта содержит лишь один или два элемента структуры правовой нормы, это лишь означает, что остальные элементы ее логической структуры находятся в других статьях того же или другого нормативно-правового акта. Отсылочная форма - в статье содержатся не все элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта, где имеются недостающие сведения.

Например, ст. Бланкетный открытый способ изложения предполагает, что в статье может содержаться лишь один из элементов структуры нормы права, а другой или другие могут только подразумеваться. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч.

Значение отсылочного и бланкетного способа заключается в том, что они позволяют избежать ненужных повторений, а также обеспечить стабильность правового регулирования. Однако для практического использования наиболее удобно прямое изложение. В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о которых говорится в нормах права, и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиций[18]. Казуальный способ представляет собой изложение фактов, действий, реквизитов документов и др.

Абстрактный - выведение в норме родовых признаков например, юридическое лицо, множественность действий, социальная компенсация и т. Абстрактное изложение соответствует более высокому развитию юридической культуры, позволяет кратко и точно формулировать нормы права. Казуальное же изложение делает законодательство громоздким и, кроме того, заведомо предполагает наличие пробелов, поскольку невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права, но, тем не менее, казуальный способ изложения норм необходим - он облегчает понимание правовых норм и пользование ими.

Литература к теме Алексеев С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. Баранов В. Поощрительные нормы советского социалистического права.

Бахрах Д. Действие норм права во времени. Берг О. Глушаченко С. Лапшин И. Диспозитивные нормы права: Монография. Новгород, 2002.

Рыбушкин Н. Запрещающие нормы в советском праве. Сенякин И. Специальные нормы советского права. Глава 15. Нормативные правовые акты 1. Понятие и признаки нормативного правового акта.

Система нормативных актов по Конституции России. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Коллизии в праве.

При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения: 1 при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности; 2 при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом. Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье статьям этого же нормативного акта. Например, ст. Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил.

Правовая основа правотворчества в Российской Федерации 1. Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями уставами , законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Конституции уставы , законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты в сфере правотворчества принимаются по вопросам, не урегулированным Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, муниципальный нормативный правовой акт приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. Если конституциями уставами , законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации, положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими конституциями уставами , законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Статья 4.

Субъекты правотворчества 1. Правомочие по принятию изданию нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют: граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями уставами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии издании нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии издании нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица правотворческие органы принимают издают нормативные правовые акты в пределах их компетенции. Нормативный правовой акт может быть принят издан совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Глава 2. Система нормативных правовых актов Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов Система нормативных правовых актов - совокупность нормативных правовых актов, принимаемых издаваемых и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации.

Норма права и статья (2).doc

  • Структура норм права. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
  • Вы точно человек?
  • Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм — МегаЛекции
  • Структура правовой нормы

Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта

Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Отмечу, что деление нормы права на эти три элемента носит больше теоретический, нежели практический характер. Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы. Отрасль права – совокупность норм права, регулирующих однородную группу общественных отношений. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению.

4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии. Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: — незаконное — безвозмездное — чужого имущества — совершенное тайным способом. Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Наибольшее распространение получил подход, согласно которому различают логическую и фактическую нормы права, структуры которых различаются. Логическая норма состоит из трех элементов. Она представляет собой мысленное явление. В тексте НПА она не существует. Это объясняется специализацией правовых норм в осуществлении функций права. Регулятивные нормы права осуществляют регулятивную функцию, а охранительные — охранительную.

Правообразование в ряде учебных и научных источников используется термин "формирование права" — естественно-исторический процесс формирования права, происходящий в результате анализа и оценки сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний.

Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество - государственная деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой исключительным правом государства. Правотворчество необходимо отличать от правообразования. Правообразование это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа: 1 этап — это возникновение общественных отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание. На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права.

Правотворчество заключительный этап правообразования. Таким образом, правообразование - понятие более широкое, чем «правотворчество». Понятие «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт - результат правотворчества сознательно-волевой деятельности , то есть правотворчество как бы завершает правообразование, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений, требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания «идея права», «образ права» , его объективирование например,в правотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта. Правотворчество — это особая форма деятельности правотворческих органов по созданию, изменению и отмене правовых норм. Правотворчество важная разновидность деятельности государства и иных субъектов правовой системы, правовая форма реализации функций государства. Оно осуществляется любым государством независимо от формы организации государственной власти и направлено на эффективное регулирование наиболее важных общественных отношений в стране.

Правотворчество является одним из основных звеньев механизма правового регулирования. В разных правовых системах способы возведения в закон государственной воли могут быть различными. В романо-германской правовой семье компетентные органы принимают правовые нормы, имеющие общий характер и общеобязательное значение. Правотворчество, как особый вид правовой деятельности, характеризуется рядом отличительных признаков: 1. Правотворчество — это особый вид и форма правовой деятельности, направленная на выработку общих правил урегулирования общественных отношений. Субъектами правотворчества выступают специально уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность в рамках своей компетенции. Правотворчество направлено на создание, изменение и отмену норм права.

Результатом правотворчества являются нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения — нормы права. С учетом субъектного состава правотворческого процесса выделяют следующие виды правотворчества: народное правотворчество референдум , правотворчество государственных органов и должностных лиц правом принятия законов обладают Государственная дума и представительные органы власти субъектов федерации , санкционированное правотворчество это официальное одобрение и признание государственными органами сложившихся в виде обычаев правил поведения и разрешенная государством правотворческая деятельность местных органов власти, должностных лиц и отдельных негосударственных организаций, например принятие Устава ООО. Принципы правотворчества - это основополагающие исходные положения, основные начала осуществления правотворческой деятельности, выражающие сущность правотворчества и обеспечивающие его качество и эффективность. Выделяют следующие принципы правотворчества: - Демократизм правотворчества предполагает участие народа в принятии законов; - Законность правотворчествапредполагает, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах; - Научность и профессионализм правотворчества заключается в умении применять и использовать методы и достижения современной правовой науки в области правотворчества; - Гласность и системность правотворчества. Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой. Можно выделить следующие виды правотворчества: 1 принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; 2 непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; 3 санкционирование государственными органами обычаев; 4 создание судебного прецедента.

Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава государства, представительные законодательные органы государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти правительство, министерства и т. Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы то ни было государственным органом.

В УК РФ часто в одной части статьи нормативного правового акта делается ссылка на другую часть этой же статьи. Например, в ч. Третья же часть данной статьи отсылает правоприменителя к ч. Таким образом, развернутую диспозицию статьи мы можем определить с помощью отсылочного способа. Часто в статье нормативного правового акта не дается ссылка на текст другой статьи, где содержится недостающий «элемент» нормы права.

В таком случае правоприменитель логическим путем «находит» этот недостающий «элемент» в соответствующей статье того же нормативного правового акта. Бланкетный способ Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт, где содержится недостающий элемент нормы права. Так, за нарушение правил техники безопасности, правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов предусматривается юридическая ответственность. Соответственно, в УК РФ, или Кодексе РФ об административных правонарушениях, или других нормативных актах говорится об ответственности граждан за нарушение правил и ГОСТов и об условиях, при которых она наступает, т. Диспозиция же правила должного поведения находится в специальных нормативных актах в правилах дорожного движения, правилах техники безопасности, в ГОСТах и др. В связи с этим правоприменителю необходимо обращаться к содержанию данных правил. Не нашли, что искали?

Соотношение норм права и статей закона

Как соотносится норма права со статьей нормативного правового акта? Норма права регулирует общественные отношения, устанавливает определенные правила поведения в социуме и отражает уровень свободы каждого индивида и организации. это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы. Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты.

Нормы права и статьи нормативного акта их соотношение

Способы изложения норм права в нормативном правовом акте Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Как соотносится норма права со статьей нормативного правового акта? Научная статья на тему 'Правовая норма и нормативное предписание: проблема соотношения'.

4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Способы изложения НП. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм в нормативных актах 4. Статья содержит одну норму, включающую в себя все три элемента структуры.

Это лишь небольшой перечень видов нормативно-правовых актов в России. Каждый из них имеет свою юридическую силу и область применения в соответствии с законодательством. Признаки нормативно-правовых актов Пленум ВС в 2018 году выделил существенные признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт.

Первый — издание его в установленном порядке управомоченным органом гос. Второй — наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В административном иске об оспаривании НПА необходимо указать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения.

В противном случае суд оставит его без рассмотрения. А если истец оспаривает документ, который со всей очевидностью не может затрагивать его права — судья откажет в принятии заявления к производству. Признаки НПА выделенные законодателями Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются.

Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах. Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия. В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер.

Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций. В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу. В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т.

Юридическая сила акта Юридическая сила нормативного правового акта — характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам. Требования, предъявляемые к нормативным актам Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность.

В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной. Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями.

В тексте статьи нормативного акта, его словесной формулировке часто элементы нормы права сливаются, полностью или частично подразумеваются правоприменителем. В общем виде различаются следующие три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта, или три способа изложения юридических норм в статье нормативных актов: 1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т. Конституция — акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства. Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции. Основные стадии законодательного процесса в РФ Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе — совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий. Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива — внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого процесса называют правом законодательной инициативы. Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1 субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками. В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные представительные органы субъектов РФ; 2 субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы. В соответствии со ст. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы. Право законодательной инициативы осуществляется в форме: 1 законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; 2 законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу; 3 предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение. Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона. Совет Государственной Думы назначает в отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта уже не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц Действие закона — это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц. Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении: 1 всех граждан; 2 организаций; 3 государственных органов; 4 объединений. Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени. Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит: 1 по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона; 2 немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона; 3 по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона нормативно-правового акта после его опубликования. Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой: 1 нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти; 2 по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов: 1 территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории; 2 экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

zavtrasessiya.com

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта Рассмотрим вопрос соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта. Проблема соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта является часть общего подхода к установлению принципов соотношения системы права и системы законодательства. Параметры несовпадения система права и система законодательства проецируются на соотношения нормы права и статьи нормативного акта. Норма права и статья нормативно-правового акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья нормативно-правового акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение.

Между нормой и статьей нет прямого «зеркального» соответствия: - одна статья может содержать несколько правовых норм; - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях одного нормативно-правового акта; - элементы одной нормы права могут находиться в разных нормативно-правовых актах; - может иметь место прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма. Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи правовой нормы и представить ее в целостном виде.

Способы изложения норм права в НПА: 1. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф - на должностных лиц в размере до одной тысячи рублей, на граждан - до пятисот рублей» ч. Это наиболее предпочтительный способ для правоприменителей, но в некоторых случаях для того, чтобы избежать ненужных повторений, используются и другие способы.

Например, п.

Способы изложения — это те правила и приемы, которые используются законодателем для формулирования объема юридических норм в тексте закона иного нормативно-правового акта. В зависимости от полноты изложения элементов гипотезы, диспозиции, санкции нормы права в статьях нормативно-правового акта принято различать следующие способы: 1. Прямой; 2.

Ссылочный; 3. Бланкетный; Прямой способ означает, что норма права совпадает со статьей нормативно-правового акта например, ст. Ссылочный способ характеризуется тем, что в статье нормативно-правового акта содержатся не все элементы нормы права. При этом есть отсылка к другим статьям нормативно-правового акта, в которых содержатся недостающие сведения.

Бланкетный способ предполагает, что содержащаяся в статье норма права содержит отсылку не к конкретному нормативно-правовому предписанию — статье нормативно-правового акта, а к другому нормативно-правовому акту.

Общие подзаконные акты следуют за законами. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Нормативные указы президента обладают высшей юридической силой.

Полномочия президента определяются конституцией Российской Федерации или другими специальными конституционными законами. Постановление правительства - это подзаконные нормативные акты. Которые принимаются в контексте с указами президента и призываются в необходимых случаях регулировать более мелкие вопросы здравоохранения, управление экономикой, социальным строительством, и многое другое. Местные подзаконные акты это нормативно — правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах, издаются местными органами представительной власти и органами местного самоуправления.

Они действуют только на определенной территории. К ним относятся нормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера. Ведомостные нормативно — правовые акты приказы, инструкции - это нормативно — правовые акты общего действия. Они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений кредитные, банковские, транспортные и т.

Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, распространяются на членов этих организаций воинские части, предприятия и т. Акты судебной власти. Устанавливаются решением судебных органов.

Норма права

40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов.
§ 5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта . Теория государства и права: Учебник 1) прямой — норма права непосредственно (текстуально) закрепляется в статье нормативного правового акта.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта ключевые аспекты

— элементы нормы права указываются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Статьи нормативного правового акта по отношению к нормам права выполняют те же функции, что и система законодательства по отношению к системе права.

4.5.5.СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО АКТА

Страница 4 из 5 4. Благодаря органической связи структурных частей правовой нормы образуется ее целостное единство. Правовая норма всегда состоит из трёх элементов.

Или тогда придется согласиться с тем, что право состоит не только из норм права, но и также из теоретических положений, принципов, понятий и тому подобного.

Но этого никак нельзя допустить, здесь необходимо применить логическую норму. Но логическая норма не всегда удобна и характерна, не для всех норм права. И как я уже приводил, пример норма права может быть растворена в текстах разных нормативных актов и даже в разных отраслях права.

С каждым, приведенным мною, выводом нельзя согласиться, и каждый автор очень обоснованно и доказательно отстаивает свою точку зрения. Поэтому еще раз напрашивается вывод Алексеева С. Скажем об основных способах изложения нормы в статье нормативно-правового акта: 1 Прямой способ изложения.

Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все 3 элемента правовой нормы гипотеза, диспозиция и санкция. Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало 3-х членной структуре нормы права.

В действующих нормативно-правовых актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы, так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения.

В этой статье диспозиция нормы не раскрывается. Чтобы указать ее содержание нужно обратиться к статье 102, где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из корыстных побуждений, из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью, совершенное способом, опасным для жизни многих людей и тд. Следовательно, чтобы применить норму, которая содержится в статье 103 Уголовного кодекса, необходимо убедиться, что при умышленном убийстве отсутствуют признаки, указанные в статье 102 этого же кодекса.

Статья 103 отсылает нас к статье 102, поэтому называется отсылочной. Вот почему и такой способ изложения структурных элементов правовой нормы в статьях закона также называется отсылочным. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона.

В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила диспозиция , которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены.

Для этого следователю, судье эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины. Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте.

При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах. Таким образом, норма права не тождественна статье закона. Норма права - это логически завершенное правило поведения, а статья закона - это форма его изложения.

В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.

Таким образом, из всего сказанного можно заключить, что, анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право - это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным.

Такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. Коль скоро такая база уже создана, остальные сферы общественных отношений могут находиться в пределах компетенции прочих социальных норм. Классификация норм права Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории права, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского общесоциологического осмысления явлений правовой действительности.

Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права. Типичные нормы являются правилами поведения.

Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и обязанности, а также способы их защиты. Типичными эти нормы права называются потому, что норма права по определению является правилом поведения кроме них, в нормативных актах содержатся и предписания, правилами поведения не являющиеся, - так называемые нетипичные нормы права , Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные. Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства.

Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства, но подготовке нормативных актов закона о подготовке нормативных актов.

Отличие от предписаний Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки: Неоднократность применения то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением ; неперсонифицированность то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком род занятий, пол, жительство на определенной территории и т. Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается: круга государственных органов, организаций, учреждений; круга должностных лиц; всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т. Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Что такое нормативный и ненормативный правовой акт Нормативный правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и или отменяющий правовые нормы правила поведения , обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение. Ненормативный индивидуальный правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и или отменяющий права и обязанности конкретных лиц и или рассчитанный на однократное применение. Примеры ненормативных правовых актов Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения.

Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т. Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта. Оспаривание нормативного акта Оспаривание НПА и актов с нормативными свойствами — это самостоятельный способ защиты прав граждан и организаций.

Оно осуществляется по правилам гл. Например, НПА можно оспорить, если он противоречит федеральному закону или иному НПА с большей юридической силой и поэтому не подлежит применению для регулирования тех или иных отношений. Увидели опечатку?

Отдельно информируем о важных изменениях закона. Получайте статьи почтой Присылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Гипотеза предположение - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания лишение свободы, штраф, неустойка и т. Норма права - общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и санкционируемое государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, являющееся регулятором общественных отношений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий