Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, вице-президент РАН, академик РАН, член РСМД. САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Садовничий Виктор Антонович
Ректор МГУ Садовничий рассказал, что вуз сохранит фундаментальное образование со специалитетом длиной обучения в 5-6 лет, но от бакалавриата не откажется. Новости Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. На пресс-конференции в РБК ректор Московского государственного университета сова Виктор Садовничий рассказал, как будет развиваться МГУ и какие специалисты будут востребованы в ближайшем будущем. Ректор московского государственного университета им. м. в. ломоносова виктор садовничий: биография, деятельность и интересные факты. Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ, директор Института математических исследований сложных систем при МГУ.
«Вечного» ректора МГУ обвиняют в плагиате и владении элитной недвижимостью
Ви́ктор Анто́нович Садо́вничий — советский и российский математик, деятель российского высшего образования. Ректор Московского государственного университета имени. Ректору Московского государственного университета Виктору Садовничему 3 апреля исполнилось 85 лет. Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ, директор Института математических исследований сложных систем при МГУ.
Седьмой срок Садовничего. Почему президент Путин переназначил ректора МГУ?
Виктор Антонович Садовничий ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова с 1992 года. Зарплата ректора МГУ Виктора Садовничего является одной из самых высоких вузовских зарплат в России. В 1963 году окончил механико-математический факультет Московского государственного университета им. сова (МГУ им. сова). Почти треть века В. А. Садовничий возглавляет Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
Садовничий, Виктор
Садовничий занимает кресло главы университета 27 лет, ему продлили полномочия и на 7-й срок. Ректор МГУ Садовничий рассказал, что вуз сохранит фундаментальное образование со специалитетом длиной обучения в 5-6 лет, но от бакалавриата не откажется. Исполнилось шестьдесят лет со дня рождения ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, действительного члена Российской Академии наук, профессора Виктора Антоновича Садовничего. Виктор Антонович Садовничий ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова с 1992 года. Садовничий занимает кресло главы университета 27 лет, ему продлили полномочия и на 7-й срок.
Виктору Садовничему – 85: как ректор МГУ возродил университет?
Член Высшего совета Партии, ректор Московского государственного университета им. сова. Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий награжден медалью Столыпина П. А. I степени за «большие заслуги в области науки, образования и подготовку квалифицированных специалистов». Академик РАН, ректор Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова родился 3 апреля 1939 года в селе Краснопавловка Харьковской области (Украина). Ректор Московского государственного университета имени сова с 1992 года. Садовничий, Виктор Ректор МГУ, вице-президент Российской академии наук Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ. Московский государственный университет трудно представить без его ректора Виктора Антоновича Садовничего. Он и сам выпускник этого учебного заведения, которое окончил с отличием.
Сады для Садовничего: элитная недвижимость ректора МГУ
I степени за «большие заслуги в области науки, образования и подготовку квалифицированных специалистов». Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий награжден нагрудным знаком «Почетный наставник» за «личные заслуги в оказании постоянной и эффективной помощи молодым работникам в совершенствовании форм и методов работы».
Под его руководством разработаны математические методы обработки космической информации. Садовничий создал новое направление в анализе сложных процессов - динамическую имитацию управляемых полетов и движений. Ему принадлежат разработки математического обеспечения тренажеров для космонавтов, благодаря которым впервые удалось осуществить имитационное моделирование всех этапов аэрокосмического полета, включая невесомость. Автор и соавтор более 850 научных работ, в т. Среди его трудов - "Спектральный анализ многочастичного оператора Шрёдингера" 1984 , "Математические задачи динамической имитации полета" 1986 , "Применение методов механики контактных взаимодействий для диагностики патологических состояний мягких биологических тканей" 2009 , "Инновационные решения для космической механики, физики, астрофизики, биологии и медицины" 2010 , учебники и учебные пособия "Теория операторов" 1979 , "Математический анализ" 1979 , "Задачи и упражнения по математическому анализу" 1988 , "Математический анализ в задачах и упражнениях" 1991 , "Курс математического анализа" 2000 и др. Награды, почетные звания Герой Труда РФ 2024. Отмечен благодарностями президента РФ 2003, 2006.
Лауреат Государственной премии СССР 1989; за работы, посвященные проблемам динамической имитации управления движением космического корабля, летательного аппарата , Государственной премии РФ 2001 г. Среди наград ученого - премия им. Ломоносова МГУ 1973 , Золотая медаль им. Келдыша РАН 2006 , Демидовская премия 2020. Почетный иностранный член ряда зарубежных академий, почетный доктор и профессор многих отечественных и зарубежных университетов. Почетный гражданин Москвы 2008. В 1999 г.
Он сразу же стал преподавателем на кафедре «Математическая кибернетика». В 1991 году он стал профессором МГУ. В 1992 году Садовничий был избран ректором МГУ. Под его руководством университет прошел серьезные преобразования и занял ведущие позиции в рейтингах вузов России и мира. Садовничий является автором более 500 научных работ и 15 монографий. Он является членом Российской академии наук и других научных организаций.
Садовничим в 1967 г. Начиная с 1970-х гг. В результате были созданы системы алгоритмического и программного обеспечения подвижных тренажёров, осуществляющих динамическую имитацию управляемого аэрокосмического полёта на всех его этапах. За эту работу в 1989 г. Дальнейшие исследования в этом направлении были связаны с изучением негативного влияния вестибуло-сенсорного конфликта на точность визуального управления космическими объектами космический манипулятор, перестыковка корабля, автономное устройство спасения космонавта и др. В проведённых экспериментах на борту орбитальной станции «Мир» были обнаружены хронические глазодвигательные нарушения, приводящие к запаздыванию в стабилизации взора, что, в свою очередь, могло привести к авариям при визуальном управлении в космосе. Разработан метод максиминного тестирования точности визуальной стабилизации космических объектов. За эти исследования, доведённые до практического применения, коллективу во главе с В. Садовничим была присуждена Государственная премия Российской Федерации за 2001 г. На университетском спутнике «Ломоносов», запущенном в 2016 г. Садовничего, с помощью которого проводится экспериментальное исследование расстройства вестибулярного аппарата , одним из проявлений которого является запаздывание стабилизации взора человека в условиях полёта. Садовничий — соавтор патента на «Устройство автоматической коррекции установки взора человека при визуальном управлении движением в условиях микрогравитации», включённого в список «100 лучших изобретений России» за 2013 г. К важным прикладным результатам исследований В. Садовничего следует отнести и создание под его руководством трёхмерной цифровой модели поверхности Фобоса , спутника Марса. Важные научные результаты были получены совместно с нобелевским лауреатом И. Пригожиным ; итогом этого сотрудничества стало создание Института математических исследований сложных систем, где под его руководством ведутся работы по нескольким приоритетным направлениям науки, в частности по созданию высокотехнологичного медицинского оборудования и математическому моделированию динамики мирового развития. По последней теме был подготовлен доклад Римскому клубу «Преодолевая пределы». Актуальные проблемы развития математики и её приложений регулярно обсуждаются на возглавляемом им научном семинаре «Время, хаос и математические проблемы». Всего В. Садовничим опубликовано более 800 научных работ, учебников, монографий, научно-популярных изданий. Садовничий входит в состав редколлегий многих ведущих отечественных и международных научных журналов по математике и информатике. Признание Лауреат Государственной премии СССР 1989 , Государственной премии Российской Федерации 2001 , премий Правительства Российской Федерации в области образования 2006, 2012 и в области науки и техники 2011 , Государственной премии Башкортостана в области науки и техники 2011 , Государственной премии Республики Казахстан 2004 , премии мира и духовного согласия президента Республики Казахстан 1998 , премии Национального фонда возрождения «Барбарыы» Якутия, 1995 , премии имени Г. Алиева Азербайджан, 2012 , премии «Ташир 2013» Армения, 2013 , премии общественного признания Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования 2014 , почётной Национальной экологической премии Неправительственного экологического фонда имени В. Вернадского 2017 , премии имени академика А. Награждён орденами: Трудового Красного Знамени 1980, 1986 , полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» [3-я степень 1999 , 2-я степень 2005 , 4-я степень 2009 , 1-я степень 2019 ], Александра Невского 2014 , а также орденами Русской православной церкви : Святого благоверного князя Даниила Московского 2-й 1997 и 1-й 2019 степени, Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского 2-й степени 1999 , Преподобного Сергия Радонежского 2-й 2002 и 1-й 2009 степени. Ломоносова Виктора Садовничего орденом «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени. Заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарской Республики 2003. Заслуженный деятель науки Карачаево-Черкесской Республики 2014. Почётный гражданин Москвы 2008. Кавалер учреждённой к 250-летию Московского университета награды «Звезда Московского университета» 2005. Диаметр астероида 10 км, минимальное расстояние от Солнца 331 млн км, минимальное расстояние от Земли 181 млн км. Название «Академик Садовничий» носит сорт древовидных пионов с махровыми и полумахровыми жёлтыми цветками. Семья Женат с 1963 на Аде Петровне, урождённой Сапрыкиной род.
Ректору МГУ Виктору Садовничему исполняется 85 лет
Читая лекции нерадивым студентам, среди которых сотни поступили за деньги этот бизнес крайне развит в МГУ , эти люди получают в среднем 1000-1500 рублей в месяц. И это при том, что весь ректорат МГУ разъезжает на шикарных иномарках и живет в элитных коттеджах. Например, ректор МГУ академик Садовничий перевозит свое барственное тело исключительно в «мерседесе», прозванным в народе «шестисотым». Живет он в шикарном элитном поселке, неподалеку от Барвихи, рядышком с первым Президентом России. Поговаривают, что этот «скромный» домик, общей площадью в 500 квадратных метров «выбил» для светила отечественной математики сам Юрий Михайлович Лужков, близкий друг и партийный босс ректора. Говорят также, что именно Юрий Михайлович оплатил Виктору Антоновичу этот шикарный особняк из так называемого внебюджетного фонда столицы. Ни для кого, кстати, не секрет, что этот фонд финансируется в добровольно-принудительном порядке всеми московскими коммерческими структурами и преступными группировками.
Но это так для понимания общей картины. А если уж речь зашла о мэре Москвы, то расскажем вкратце и историю с так называемыми «лужковскими университетами» не путать с «потемкинскими деревнями»! История такова. В рамках программы московского правительства по оказанию помощи российской части Черноморского флота мэр Москвы Юрий Лужков решил посодействовать детям военных моряков и служащих флота получить высшее образование, и по его инициативе были выделены деньги на создание Черноморского филиала Московского государственного университета. Деньги, в соответствии с крепнущей у нас традицией, переведенные московской мэрий на счет МГУ, почему-то не были сразу же перечислены по назначению, что существенно задержало выезд в Крым сотрудников университетской приемной комиссии. Поэтому прием документов проводили в рекордно короткие сроки — 4 дня, а на отделение журналистики и вовсе два дня.
К тому же преподаватели МГУ, понимая, что уровень подготовки крымских абитуриентов окажется намного ниже среднероссийского, придумали предельно легкие экзаменационные задания и имели установку не заваливать поступающих. Но и это не спасло ситуацию. Налицо оказался явный недобор. В конечном результате, цель благого начинания не была достигнута, а затраченные средства были использованы не эффективно. Ну, ладно, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Но почему же ректор Виктор Садовничий, заранее зная экономическую несостоятельность этого проекта, так настойчиво «проталкивал» в верхних эшелонах власти идею создания Черноморского филиала МГУ?
В продолжение «морской» тематики приведем еще одну историю, отмеченную упоминавшейся комиссией из Счетной палаты. В условиях выявленного комиссией беспорядка в учете основных фондов МГУ отчалили и уплыли в неизвестном направлении три университетских судна: «Московский университет» и «Академик Петровский» порт приписки — Новороссийск , а также «Эксперимент» порт приписки — Красноводск. Руководство МГУ этим событием не опечалилось, а постаралось зафрахтовать для морской практики студентов другие корабли. Посредники для этой операции нашлись быстро, деньги в сумме 50 тысяч «баксов» за свои услуги получили сполна и тоже отбыли в неизвестном направлении. А студенты так до сих пор и сидят на берегу. В условиях «самоуправляемости» и «никому не подотчетности» руководители МГУ «наклепали» под своей маркой не менее полутора сотен!
Одним из учредителей этого негосударственного не то ВУЗа, не то техникума был государственный университет. Московский Государственный Университет. Ректор этого колледжа уже второй год разыскивается правоохранительными органами за крупные финансовые нарушения. Сигналы об этих нарушениях поступали руководству «большого» МГУ давно, но это не мешало Виктору Садовничему ставить свою подпись в «красных» дипломах выпускников рядом с подписью «беглого» ныне ректора. При этом Виктор Антонович слывет непримиримым противником «самозванных» и «липовых» цитируем по самому Садовничему коллег-частников. Выявила комиссия и многочисленные факты незаконной сдачи в аренду многих тысяч!
При этом было отмечено, что при ректоре Садовничем в МГУ продолжает накапливаться огромное количество проблем, которые ректор не хочет или не в состоянии решить. Среди проблем — и слабая оснащенность оборудованием, и недостаток учебно-методической литературы, и давно не проводившийся ремонт учебных и жилых помещений Университета и многое другое. По мнению комиссии не решаются также многие проблемы у преподавательского состава МГУ. Это — и низкая зарплата, и отсутствие условий для профессиональной самореализации, и отсутствие перспективы должностного роста. При этом МГУ имеет 272 двести семьдесят два! А вот к оплате коммунальных услуг Виктор Антонович испытывает патологическую неприязнь.
В результате у элитного в государственном финансовом обеспечении университета накопились по «коммуналке» «немереные», как сейчас говорят, долги. Вернемся, однако, к тому, с чего начали. С приходом Степашина появилась надежда на того, что многие «секреты», хранящиеся в анналах Счетной палаты увидят свет. Возможно, увидят. И речь идет не только об МГУ. МГУ — это лишь малая толика того, что хранится в черных списках главного и, более чем всемогущего, аудиторского органа страны.
На самом же деле, и, по большому счету, если опубликовать все информацию, содержащуюся в тех самых списках, то многие горячие головы полетят со своих мест, а многие попросту окажутся за решеткой. Поэтому сегодня перед Степашиным стоит почти гамлетовский вопрос: «Обнародовать или не обнародовать? Быстро пролетят экзамены, отшумят выпускные балы и начнется… Начнется, то что позже родители назовут пыткой и каждый раз, произнося словосочетание «вступительные экзамены в институт» будут вздрагивать и в ужасе хвататься за сердце. Ремневой и преподавателя С. Только в 1996-1997 годах проф. Ремнева передала в распоряжение указанных фирм доходы МГУ в объеме 5, 6 миллиардов рублей».
Из отчета Счетной палаты РФ. А вздрагивать будет от чего. Как же, такие неизгладимые впечатления получают только раз в жизни. Хотя есть категория особых «счастливчиков», которые получают возможность поступать неоднократно. И, соответственно, эти самые впечатления удваиваются, а иногда и утраиваются. Но об этой категории будет отдельный разговор и не в этот раз.
Сейчас о тех, кто уже поступил или же собирается поступать. Смутные слухи о том, что у абитуриентов вымогают деньги за поступление, вообще постоянно тревожат общество. По данным одного из опросов, проведенных в сети Интернет, на вопрос: «Давали ли вы взятку при поступлении в российский ВУЗ? Это сами студенты. Многие из них даже не знают, что чадолюбивые родители раскошелились. Но вот в чем неординарность ситуации: ни одного уголовного дела о взяточничестве в ВУЗах России за последние годы заведено не было.
Иными словами, сегодня у государственных высших учебных заведений есть возможность учить россиян за деньги. Реалии современной вузовской жизни в России, по сути, делают взятку при поступлении в высшее учебное заведение бессмысленной. Тем не менее, взятки дают и берут. Судя по опросам родителей абитуриентов, суммы взяток достигают от 2 тыс. Кстати, стоимость обучения на платном отделении вполне сопоставима с суммами взяток на бесплатных, бюджетных отделениях. В начале 90-х идея реформировать университетскую жизнь и сурово наказать коррумпированные приемные комиссии отстаивалась руководителем советского образования Геннадием Ягодиным.
Однако, попытки выявить коррупцию в советских ВУЗах дали самый жалкий результат. В нем абитуриенты, заплатившие деньги, не сдавали вступительные экзамены: вместо этого им фабриковали личные дела, куда вписывались положительные отметки. Это был первый случай раскрытой коррупции в ВУЗе. Как выяснилось, и последний. Ну, да Баку есть Баку. Там, как говорится, возможно все, что угодно.
А что же в России? В особенности столице? Москва, как известно, всегда славилась изобилием всего, в том числе и изобилием высших учебных заведений. Сегодня, по самым скромным подсчетам, на территории столицы расположено более ста ВУЗов. Из них примерно 30 крупнейших в стране и около 70 средних и мелких. Причем в это число не входят сотни коммерческих учебных заведений, то есть тех, которые обучают исключительно за деньги.
Как же строится типичное дело о коррупции в высших учебных заведениях? В Прокуратуре Российской Федерации сообщили, что таких дел в производстве нет. Тот же ответ дала и пресс-служба РУОПа. Ни одного дела о взяточничестве на экзаменах не проходило за последнее время по сводкам ГУВД. А таких заявлений нет! Из, более чем 600 писем, которые ежегодно поступают в Госинспекцию Министерства образования РФ, только 3 содержат жалобы на несправедливость при зачислении в вузы.
И ни одного - на взятки при поступлении. По правилам приема почты регистрируются и направляются на расследование только подписанные жалобы. Так, может быть, граждане жаловались на шантаж приемной комиссии анонимно? Сотрудники отдела высших учебных заведений министерства «подняли» папку, в которую год от года подшиваются анонимки. Заявлений от обиженных граждан о взятках в вузах в ней тоже не было. Ту же самую операцию провели в отделе высших учебных заведений Министерства здравоохранения РФ.
Выяснилось: на медицинские институты и академии, которые в родительском рейтинге числятся среди наиболее коррумпированных, ни один родитель не потрудился написать ни слова жалобы - даже анонимно. Мы очень любим критиковать коррумпированность высших эшелонов власти, а вот к взяточничеству в системе высшего образования относимся, как выясняется, весьма либерально. А ведь именно с него-то эта самая коррупция и начинается. Допустим, студент-юрист все пять лет учебы в МГУ «давал на лапу». А после, по иронии судьбы, попал на работу как раз в одну из структур высших эшелонов власти. Сложившийся за годы учебы "менталитет", скорее всего, и будет диктовать ему дальнейшие условия игры.
Многие по поводу поднятой темы усмехнутся: да ведь это утопия - бороться со взяточничеством в вузах! Прислушаемся к ним? Так что же тогда говорить о процветании страны? Ведь ни для кого не секрет, что в нашей суматошной жизни, в рыночных отношениях действует жесткий принцип: выживает профессионал, образованный. Противоположные же качества являются источниками многих неудач. Основная часть студентов это понимает, но успокаивает себя мыслью, что у них все впереди.
И продолжает лениться и «вынужденно» давать на лапу «преподу». Если, конечно, кошелек позволяет. А что «преподы»? Из них берут те, у кого недостаточный уровень доходов, а одной из основных черт характера является алчность. И что примечательно, в большинстве своем в этих делах грешны именно новые, молодые преподаватели. Вот так и получается, что сегодня образование в вузах все больше приобретает вид распродажи.
Для многих студентов это начинается еще со вступительных экзаменов. Ни для кого не секрет, что во многих московских вузах конкурс знаний заменяется конкурсом родительских кошельков ну, совсем как в известной песенке; «…если кто-то, кое-где у нас порой…». Злые языки утверждают, например, что поступить без взятки на факультет журналистики, экономический, и юридический факультеты МГУ невозможно. Называют и сумму. Например, поступление на факультет журналистики одному юноше, которому в случае провала на конкурсных экзаменах грозила армия, обошлось в 15 тысяч долларов США правда, говорят, это было до обвала курса родного «деревянного» по отношению к «валюте агрессора». Утверждают, что «тарифы» на экономический факультет еще выше, а уж для «лиц кавказской национальности» эти ставки еще выше.
Ну, мафиозная «семья», да и только! Затем, уже во время учебы, вырабатывается стойкая привычка не учиться, а «давать на лапу». Иными словами, не знания приобретать, а навыки дачи взяток. Но это, повторим, из разряда слухов. А чтобы не распространять их дальше, не чернить незаслуженно ни знаменитый ВУЗ, ни его заслуженных руководителей и, как говорят итальянцы, «отделить мух от котлет», два года тому назад аудиторы Счетной палаты при участии компетентных экспертов из нескольких профильных министерств, а также Федеральных служб безопасности и налоговой полиции, провели, по их же словам, плановую она же выборочная, она же историческая проверку. Надо сказать, что эта акция не вызвала большого восторга ни у ректора, ни у педагогического бомонда Университета.
Это пренеприятнейшее известие «озвучил» среди своего профессорского корпуса сам ректор МГУ на очередных парламентских слушаниях по образованию, которые состоялись 20 января 1998 года, за несколько дней до очередного дня рождения МГУ, в главном его здании на Воробьевых горах. Заканчивая приветственную речь на высоком парламентском к тому же выездном форуме, ректор сказал: «Надо думать о будущем, конечно. Важно не навредить, не стоять на месте. Но вот вчера в МГУ приехала Счетная палата, проверять…». Внутренняя логика в этой фразе члена Совета по русскому языку, вероятнее всего, просто отсутствует, но новость эта вызвала среди присутствовавших в зале профессоров, доцентов и просто преподавателей неодобрительный гул и ропот. В самом деле, зачем же проверять, если последняя проверка была всего-то 33 года назад, во времена любимого товарища Леонида Ильича Брежнева?
А в те времена, помнится, все ВУЗы находились в полной зависимости от министерских стандартов и инструкций: регламентировалось все, от набора учебных дисциплин до размера студенческих стипендий. Теперь настали другие времена. Нынче тот же самый Московский университет, коли уж о нем зашла речь , получил, наконец, вполне заслуженный статус самоуправляемого высшего учебного заведения, финансируемого из государственной казны, причем, в отличие других учреждений отечественной высшей школы, по отдельной строке в госбюджете.
Дерзнуть и покорить Москву уговорил друг. И смотрю, среди зачисленных Садовничий Виктор Анатольевич. И я так понял, что я не зачислен, потому что я не Анатольевич. Это я или не я? Ой, говорит, извините, это мы опечатались.
Это вы», —вспоминает Садовничий. В начале пути не хватало бэкграунда, учился неважно, признается ректор. Но очень скоро бывший шахтер вышел на стахановские темпы и упорно, до полуночи, изучая в пустой аудитории сопромат, намного опередил своих соседей по общежитию. Я тебя научу дифференцировать, пределы брать — это я умею. И, забегая вперед, я уже был профессором, он был на первом курсе. И просил у меня поставить ему зачет», —рассказал ректор МГУ.
Ко второму курсу стал круглым отличником и оставался им до получения диплома.
Сегодня за управленческими успехами немного забылись достижения Садовничего-ученого. Доктор физико-математических наук, академик РАН. Докторскую диссертацию «О некоторых вопросах теории обыкновенных дифференциальных уравнений, зависящих от спектрального параметра» защитил в далеком 1974 году. У него 23 научных патента, 32 изданных книги, в том числе легендарный учебник «Математический анализ в задачах и упражнениях». Три госпремии «за науку», одна еще советская. Фото: ras. Выдающиеся выпускники и сотрудники университета Дмитрий Охоцимский, Тимур Энеев тоже работали с Королевым.
Они входили в группу ученых, которые работали над обеспечением работы первого спутника Земли. А уже на втором искусственном спутнике Земли стоял прибор, изготовленный Московским университетом. Мы изготовили более 500 космических приборов и запустили 6 больших искусственных спутников. Наш современный факультет космических исследований был создан в 2017 года по инициативе Виктора Антоновича Садовничего. Отмоделировать все этапы выведения, перегрузки, циклограмму полета ракеты-носителя, «пилу» так называемую… Работу трех ступеней, отделения, участок полета в состоянии невесомости, спуск. Невесомость на Земле создать нельзя, а промоделировать разбалансировку вестибулярного аппарата и влияние невесомости на организм человека можно. Программное обеспечение центрифуги ЦФ-18, которая установлена в Центре подготовки и все космонавты до сих пор проходят на ней предполетные тренировки, было создано под руководством Садовничего.
Мы не отвечаем на вопрос «как летать в космос», наша цель — отвечать на то, «зачем летать в космос». Какие результаты космической деятельности мы можем использовать для улучшения жизни на Земле? В МГУ рассказывают, что Виктор Садовничий иногда настолько опережает время, что не всегда находит понимание в коллективе. Едва будучи избранным ректором, в 1992 году предложил возобновить в МГУ медицинский факультет. Тогда не был понят ни в самом Московском университете, ни в пед-, ни в медсообществе. Зато теперь многие другие универы «по образу и подобию» имеют кафедры фундаментальной медицины. У него серьезный яблоневый сад разбит под Москвой.
И даже больше скажу: в нашем комбинате питания МГУ круглый год подают компот, сделанный из яблок, выращенных Виктором Антоновичем. Он был первым проректором и подыскивал молодых заместителей, я оказался в числе его замов. И проработал с ним не один десяток лет. Конечно, почти каждодневное общение с этим замечательным человеком дало мне очень многое. И меня даже воспитало. Виктор Антонович действительно уникальный человек, который пользуется безграничным авторитетом и огромной любовью как среди сотрудников и студентов университета, так и у ректорского корпуса, среди ученых. Дело в том, что Виктор Антонович — ученый-математик.
Еще в молодости он получил ряд важных результатов в области функционального анализа. Это абстрактная область математики, очень сложная. Он, казалось, мог бы только этим и заниматься. Но его всегда интересовали еще и прикладные задачи.
Для того, чтобы ваш сын или дочь гарантировано поступили в высшее учебное заведение вам, в среднем придется выложить 10-15 тысяч долларов. У вас есть такие деньги? Глава 2. Гамлет 2000: давать или не давать? Непременный «участник» школьной программы Родион Раскольников, подобно многим, нуждался в деньгах.
Намереваясь поправить свое финансовое положение и удостовериться попутно в собственной исключительности, он совершил то, что в нынешней криминальной хронике называют двойным убийством. Согласно классику, молодой человек был студентом юридического отделения Петербургского Университета, временно прервавшим занятия по причине денежных затруднений. Достоевский, описывая сомнения своего персонажа, упоминает разнообразные доводы, которыми Родион Романович оправдывает запланированное мероприятие. Единственное, пожалуй, что не приходило бедняге в голову - это необходимость оплатить обучение. Ибо требуемая сумма была незначительной и вполне покрывалась несколькими десятками рублей в год, присылаемыми из дома. Ныне просвещение не столь доступно для небогатых дарований. Разумеется, официально оставаясь бесплатными, государственные Вузы вынуждены устраивать ежегодные экзамены. Но передовым преподавателям МГУ, МГИМО и других престижных учебных заведений, путем многолетних экспериментов удалось разработать поистине не имеющую мировых аналогов систему отсеивания «посторонних» абитуриентов. Основной целью, преследуемой составителями экзаменационных вопросов, является превращение их в хитроумно спланированные минные поля.
Пробраться через такую полосу препятствий, не обладая специальной подготовкой и поддержкой «с тыла» практически невозможно. Бывает, что иной выпускник школы, опрометчиво размахивая своей золотой медалью, несется напролом. Но прогрессивные преподаватели не верят в разнообразные талисманы и обереги, которые для них всего лишь предрассудок. На противника сбрасывают вопросы небывалой сложности, обычно не имеющие отношения к теме его билета и, в целях маскировки, называемые общими. Если же абитуриенту, всю сознательную жизнь засыпавшему под шуршание учебников и словарей, удается уйти от обстрела, то, сообразуясь с тактической обстановкой, применяются вопросы, запрещенные всеми правилами здравого разума. Они способны озадачить даже академика. Выживают лишь единицы. Психика их навеки искалечена подобными испытаниями. Встречая любого, в ком наблюдается малейшее сходство с экзаменатором, «счастливые студенты» начинают рыдать или неестественно смеяться.
Многие, помня об участи этих несчастных, предпочитают неформальные методы поступления, давно уже являющиеся основной дорогой в любой приличный вуз. Зачем, казалось бы, требуется столь утомительная формальность, как экзамены, если списки почти всех первокурсников большинства престижных факультетов можно составлять за год до их фактического поступления по рейтингу взяток. Конечно, попасть в Лесотехническую академию или областной пединститут имени Крупской не представляет особой сложности для каждого школьника, слегка знакомого с модными ныне сборниками сочинений и шпаргалок. Если такие люди станут студентами, а затем аспирантами, то они, чего доброго, могут потеснить нашу геронтократическую профессуру, большая часть которой давно перевалила за 70 и чрезвычайно близка к маразму. Ведь мало того, что и денег-то для оплаты репетиторов то есть на прибавку к жалованию тем же преподавателям у них нет. Такие люди оказываются способны спорить с нашей, почти столетие неподвижной, «передовой» мыслью. Вспомним, например, слова Льва Толстого: «Дело университетов состоит в том, чтобы оправдывать отжившие основы жизни, это хуже для молодого человека, чем для девушки — проституция». К слову. Однажды ректор МГУ заглянул на кафедру, где справлялся день рождения одного из профессоров.
Самому юному участнику посиделок как раз исполнилось 65 лет. Ведь разве есть у молодежи уважение к титулам и бирюлькам, полученным еще при коммунистическом царе горохе, она даже и на собственное мнение способна, а всем известно, что подобная вольность позволительна лишь после шестидесяти. Лучше уж пусть все эти подозрительные молодые люди сразу увязнут в нашей системе. Поэтому, принимать их следует только по знакомству и непременно за деньги. Дрожащие родители ожидают своих «отличников», пишущих сочинение в зашторенных изнутри аквариумах аудиторий первого гуманитарного корпуса. Неподалеку от них университетский шпиль, завершающийся аляповатой пентаграммой в оправе из металлических колосьев, щекочет влажные шеи московских облаков, смешавших с ливнями полную таблицу Менделеева. Виктор Антонович Садовничий, бессменный ректор с 1992 года, c высоты своего стометрового «графина», усеянного окнами, благодушно наблюдает за новыми поступлениями. Недавних выпускников школы в этот момент вряд ли способны тронуть привычные увещевания Садовничего, обещающего всем кристальную честность экзаменаторов, «нравственность которых непоколебима». О беспрецедентной коррупции на вверенной ему государственной территории ректорат предпочитает не распространяться.
Несчастные подростки в этот момент переживают сильнейший стресс. Силы их стремительно улетучиваются, память, несмотря на все попытки вспомнить что-нибудь по теме билета, подло снабжает несчастных словами популярных песенок. Вспоминаются скорее картины в квартирах многочисленных репетиторов и изрядные суммы, уплаченные родителями за обучение, но только не описание этого чертового дуба в «Войне и Мире», около которого стрелялись Онегин с Ленским… или они там принимали Базарова в декабристы… все перепуталось… и сладко повторять… вот дьявол! Но это лишь в художественной литературе бесы обычно за все в ответе. Значительная часть преподавателей вынуждена заниматься подготовкой поступающих, поскольку средняя зарплата преподавателя или научного сотрудника, вполне достаточная для прокорма пары кошек, не устраивает взрослого человека, тем более семейного. Уровень которых сообразуется со связями и средствами поступающего. Простейший и наиболее обширный слой — многочисленные курсы, которыми обильно облеплен любой институт или университет. Некоторые курсы представляются как официально созданные при ВУЗе, другие о своем происхождении скромно умалчивают. Определенный прок от таких новообразований все-таки возможен, поскольку заведениям с катастрофически низким конкурсом приходится порой засчитывать экзамены курсов за вступительные.
Но средний уровень подобной подготовки обычно невысок, ибо основная цель не дать необходимый объем знаний, а заставить раскошелиться небогатое большинство. Один мой знакомый, по недомыслию связавшийся с одной из этих контор, рассказывал про оригинальную манеру чтения лекций преподавателем истории. Тот, совершенно позабыв о своем предмете, увлеченно делился со студентами подробностями из брошюры, повествующей о разнообразных способах казней в Древнем Китае. На следующем занятии историк обнаружил немалую осведомленность в устройстве парников. На третью лекцию никто не пришел. Второй круг — занятия с репетитором. Здесь многое зависит от степени близости вашего знакомства с преподавателем а также от его личного положения во внутреннем табеле о рангах. Разумеется, заниматься следует с работником того вуза, в который Вы намерены поступать. Это может быть и библиотекарь или младший научный сотрудник, главное — его связи поскольку неприметный лаборант порой оказывается сыном заведующего кафедрой.
Ведь отнюдь не преемственность поколений способствует тому, что дети самих сотрудников вуза обычно проходят курс наук на том же факультете, где работает их родственник. Однажды дочь известного университетского историка, по странному стечению обстоятельств обучавшаяся именно на истфаке МГУ, сдавала курсовой экзамен. Принимавший, опрометчиво не посмотрев в зачетку, громко возмущался ее незнанием предмета: «Вы же ничего не выучили, девушка! Как Вам только не стыдно! Назовите свою фамилию, и я Вас отправлю на пересдачу». Бедолага преп поперхнулся и вышел из аудитории. Как правило, репетитор набирает группу из 4-10 человек. Количество учеников определяется им путем деления желаемой суммы вознаграждения на приличествующую должности стоимость урока. Пристроить ребенка к действительно «полезному специалисту» довольно сложно, поскольку спрос, увы, превышает предложение.
В первую очередь принимаются родственники и дети хороших знакомых, дабы можно было спокойнее обсуждать финансовые тонкости экзаменационного процесса. Профессора и прочие «члены комиссий» дерут втридорога, однако если Вы желаете получить серьезные гарантии поступления своего чада, придется оплачивать подобную услугу дополнительно. Так как сдавать приходиться 3-4 экзамена, необходимо наличие у репетитора устойчивых межфакультетских связей. Вас интересует прейскурант? Поскольку «расценки» постоянно меняются и сильно зависят от степени родства с оказывающим «протекцию», не станем составлять прайс-лист. Приведу лишь пару примеров, дабы ознакомить интересующихся с общим уровнем цен. Борис Пастернак, выбрал юридический факультет МГУ «ввиду его легкости». В 1908 году, он был зачислен туда без экзаменов, что было «при царизме» естественно для любого выпускника гимназии. В 1997 году за поступление через «черный ход» просили 15 тыс.
Другого пути на этот факультет, кстати, не предусмотрено. Недавно цены выросли. Мой друг детства, Алексей П. Узнав о его желании учиться на одном из престижных отделений Университета, отец обрадовался: «Давай, сын, я тебя поддерживаю». Благо, их дачным соседом был декан факультета, смежного с избранным. Можно заменить на: «чуть ли не сам ректор». С ним состоялась беседа, после которой друг мой возмущенно рассказывал: «Представляешь, экспонат этот «полтан» 50 тыс. Раньше деньги занимал, рабочие наши ему камин на халяву отгрохали, а как попросили его помочь, — сразу счет открыл». Отец Алеши, обидевшись, решил, что: «Нечего у таких жаб учиться».
Он отправил сына в Швейцарию, тем более что стоимость обучения там мало отличалась от затребованной местными «умами» суммы. На социологическом факультете МГУ просят несколько меньше. Однако 8 тыс. Он, собрав через год требуемые деньги, решил перестраховаться, используя для поддержки сразу два независимых «канала». Получилась досадная накладка, поскольку за его сочинением начали охоту одновременно несколько экзаменаторов. Пытаясь отобрать друг у друга нужные листы, они привлекли внимание прочих членов комиссии, принявших самое деятельное участие в разрешении ситуации. Приятеля ожидал потом пре неприятнейший разнос: «Из-за Вас мы, точно дети в песочнице подрались! Подобные истории известны во множестве, почти любой сталкивался с взятками в системе образования. Ведь возможно, что и Ваш ребенок штурмует в этом году один из таких ВУЗов.
Остаются вопросы, — отчего официально бесплатное государственное образование давно уже стало привилегией только богатого и влиятельного меньшинства? Почему любое престижное учебное заведение, созданное для просвещения талантливой молодежи, заполняется в первую очередь детьми самих же преподавателей, их родственников и знакомых? Может ли руководство ВУЗа, при котором взяточничество расцветало в течение восьми лет, в одночасье остановить его? Неужели оно не замечает происходящего под носом, поскольку давно уже наблюдает себя не в зеркале, а по телевизору. Скорее всего, прекрасно обо всем осведомленные, люди эти существующую систему приема поддерживают и укрепляют. И что, наконец, станет с наукой в стране, где на первый курс приходят не наиболее одаренные, но самые обеспеченные и влиятельные. Если бы сегодня простой крестьянский мальчик из Архангельской области, везущий в столицу рюкзачок с книжками и тетрадями, приехал поступать в Университет, шансы его были бы пректически равны нулю. Но талант и желание учиться ценились только во времена дремучего крепостничества. Ныне предпочтение отдается твердой валюте.
Ведь именно участь рядовых абитуриентов является подлинным критерием для проверки соблюдения изначальных демократических традиций. Глава 3. Новый главный «счетчик» страны будет считать по-новому Назначение Сергея Степашина на должность Председателя Счетной палаты повлечет за собой массу интересных последствий. Такую информацию мы получили от нашего источника в окружении Сергея Вадимовича. Под «интересными последствиями» подразумеваются дальнейшее расследование и огласка недоступных ранее для широкой общественности фактов проводимых ранее проверок некоторых учреждений и предприятий. От себя добавим, что Счетная палата сумела добиться для своей деятельности существенных полномочий. Теперь ее члены вправе проверять финансовую деятельность таких, казалось, неприкасаемых структур, как Налоговая полиция, Сбербанк и т. А самое, пожалуй, для нас с вами главное то, что мы получаем уникальную возможность, знакомиться через средства массовой информации с результатами проведенных проверок. Таким образом, Счетная палата стала «настоящим» государственным органом с мнением и работой которого нельзя не считаться.
Вот уж действительно, казалось бы демократия в действии… Но, как говорит небезызвестный ведущий, однако… Однако поговаривают, что в архивах Счетной палаты существует некий список учреждений и предприятий, на которых, при проведения проверок были выявлены существенные финансовые махинации и злоупотребления. Рассказывают также, что когда Степашин прочитал эту записку и проглядел список «неприкасаемых», то пришел в ужас. В списке фигурировали такие «монстры», названия которых даже страшно произносить вслух. В кулуарах руководителей этих «монстров» величали не иначе как «хорошими людьми, которых надо оградить от обсуждения широкой общественностью». То есть от нас с вами. Делалось это просто и незатейливо. Счетная палата проверяла деятельность того или иного предприятия и естественно выявляла существенные нарушения, которые в тех же самых кулуарах называли «недочетами в работе». Естественно, что если руководитель предприятия был « хорошим человеком », то данные проверки не оглашались, а руководителю сообщалось о выявленных «недочетах» и тот их быстренько устранял. Один из ярких примеров подобного подхода стала проходившая еще в 1998 году проверка финансовой деятельности МГУ, данные о которой до сих пор!!!
Кстати, это первая проверка главного ВУЗа страны после аж 34-х летнего перерыва. Последний раз подобная проверка была проведена еще при Брежневе и как водится особых результатов не дала, так как «никаких нарушений выявлено не было». И вот, через столь длительный период МГУ вновь проверяют. На этот раз отчет больше напоминает материалы уголовного дела. В четких и лаконичных фразах аудиторов сформулированы злостные факты коррупции, махинаций, не целевого использования бюджетных средств, банальное расхищение собственности МГУ. Счетная палата зафиксировала грубейшие нарушения, и эти нарушения до сих пор не обнародованы. А это беспрецедентный случай в истории Счетной палаты. По закону палата обязана опубликовать в средствах массовой информации свой отчет в течение месяца.
Сообщить об ошибке
- Избранные публикации
- 85-летие ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего
- Биография — Виктор Садовничий
- Сообщи о фактах коррупции
- Избранные публикации
«Должно пройти детство»: ректор МГУ о вундеркиндах
Нельзя опережать природу». Садовничий подчеркнул, что безусловно поддерживает раннее развитие таланта и способностей, но «мальчик или девочка должны сформироваться». Также ректор МГУ обозначил тренды современного высшего образования. По его словам, это широкая аудитория — сейчас стало много людей, желающих получить высшее образование. Второй — то, что образование стало во многом зависеть от цифровой среды.
Это во многом определило мой дальнейший жизненный выбор. Полученных знаний хватило, чтобы поступить на мехмат МГУ? Когда я приехал в Москву и начал готовиться к экзамену, то понял, что не знаю нескольких разделов математики: мы их просто не проходили. И именно такой вопрос попался мне на устном экзамене! Но преподаватель все понял и решил помочь — сказал: раз не знаешь свойств прямой функции, то выведи их через обратную. Я так и сделал.
Ведь главное не то, что абитуриент или студент знает, а как думает, рассуждает. Учебник можно и забыть, но уметь мыслить необходимо всегда. Если я вижу, что студент чего-то не помнит, но старается, то говорю ему: садись и выводи. И если он правильно, логично рассуждает, то ставлю хорошую оценку. Раньше даже сельская школа давала хорошие знания; мы, например, прочитали всю классику — и русскую, и украинскую, у нас были очень хорошие, знающие учителя. Другое дело, что сегодня многие боятся ехать в Москву: как я буду там жить? Ведь еда и жилье очень дорогие… Мне, например, платили стипендию — 29 рублей в месяц, — и этого вполне хватало на еду. Иногда, два-три раза в месяц, я подpaбатывал — разгружал на станции вагоны, получал за это пять рублей за ночь. Была ли у вас студенческая свадьба? Была самая настоящая студенческая свадьба — колбаса и вино.
Довольны ли вы их научными и жизненными успехами? Сын Юрий — доктор наук, профессор, преподаватель на мехмате, дочери также трудятся по профессии: Инна — на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, Анна — в выставочном центре аналитиком. Нынешние, конечно, более знающие, информированные, но менее нацеленные на науку. Гораздо большее значение для них приобретают карьера, успех, деньги… — У вас много ответственных должностей: ректор МГУ, заведующий кафедрой математического анализа, директор Института математических исследований сложных систем, вице-президент РАН, президент Российского союза ректоров, президент Евразийской ассоциации университетов и др. При этом вы преподаете, читаете лекции и активно занимаетесь наукой — опубликовали более 300 трудов, в том числе 40 монографий. Когда вы всё успеваете? Читайте также: Дарья екамасова биография личная жизнь фото — Конечно, всё я не успеваю, хотя мой день расписан буквально по минутам. Приходится заниматься и руководящей работой, и научной в основном, конечно, по выходным , но иначе нельзя, ведь ректор МГУ — это не только административная должность, но и научная: нужно самому быть ученым, чтобы тебя уважали коллеги, чтобы понимать, оценивать те или иные исследовательские проблемы… — Математику часто считают абстpaктной наукой. Но ваши научные труды помогли создать тренажер, имитирующий невесомость в земных условиях, на нем до сих пор тренируются российские и зарубежные космонавты. Когда я был в Германии, то мне показывали, как там готовят космонавтов.
Под Мюнхеном у них есть огромный бассейн, метров сто длинной и двадцать высотой, заполненный водой. В нем в скафандрах плавают будущие космонавты — так отpaбатывают свои действия в невесомости. А у нас имеется свой тренажер, имитирующий похожие условия, но в более удобной форме. Так что нам есть чем гордиться. Ведь, как известно, в учебных заведениях запрещена религиозная деятельность, и, кроме того, в университете учится много студентов других конфессий: мусульмане, иудеи, католики… — В-первых, открыв церковь, мы просто восстановили традицию: храм Святой Татьяны был при МГУ всегда, это духовный центр для студентов и преподавателей. Во-вторых, он не является подразделением МГУ — это Патриаршее подворье. И, в-третьих, мы не заставляем студентов ходить в него — это дело каждого. Кстати, если вы посмотрите в окно, то увидите, что совсем рядом с Главным зданием МГУ находится мечеть, до нее можно дойти пешком, однако она не вызывает ни у кого протестов. И это правильно: церкви, храмы, синагоги, мечети служат для дела воспитания, альтернатива им — бездуховность, безнравственность, насилие… — Как вы представляете себе будущее МГУ? В МГУ на равных сочетаются и образование, и наука — пятьдесят на пятьдесят, и только так мы сможем готовить специалистов самого высокого уровня и оставаться ведущим вузом страны.
Скажем, того, кто произвел на вас наибольшее впечатление? У меня были прекрасные отношения со Светлановым, я часто и с удовольствием встречаюсь с Архиповой, Васильевым и Максимовой, с Гергиевым, Башметом, Спиваковым, тесно общаюсь с Кобзоном, Газмановым и Лещенко.
Уже три поколения знают вкус фирменной ректорской медовухи.
Мне предлагали патент сделать. Я отказался. Я его не передаю никому», —отмечал Садовничий.
Главный ректор страны махиной МГУ управляет с 1992-го — и это абсолютный рекорд. Даже в лихие годы он нашел свой Архимедов рычаг, новые факультеты росли в геометрической прогрессии — от 16 до 43. Были созданы десятки современных НИИ, и куда бы не вел вектор их исследований, без математики никак «Мы два центра мирового уровня возглавляем — центр математики, я его курирую, и центр сверхзвука.
У нас очень мощный потенциал в области математических наук. И компьютеров, и вычислительных дел», —подчеркнул Садовничий. Этот стеллаж в библиотеке МГУ дает лишь некоторое представление о вкладе Садовничего в окрепшие и не очень умы — в сумме 190 книг и пособий, по которым учатся далеко за пределами одной шестой.
И не только в развитии науки, но и в развитии высшего образования.
Глубокоуважаемый Виктор Антонович! От имени ректоров и ученых Республики Каракалпакстан Узбекистан , коллектива Медицинского института Каракалпакстана сердечно поздравляем Вас со столь знаменательным событием: 30-летием на посту ректора главного вуза России — Московского государственного университета. Вы — величайший ученый современности! Под Вашим руководством Московский государственный университет вышел на уровень самых передовых вузов мира. В сентябре 1998 года в Киргизии торжественно отмечали пятую годовщину создания Кыргызско-Российского Славянского университета. В те дни многое было сказано о важности создания межгосударственного учебного заведения, а также названы имена тех, кто стоял у истоков его формирования и развития.
Особо были отмечены заслуги ректора Московского государственного университета имени М. Ломоносова Виктора Антоновича Садовничего. Университет Киргизии и России желает выдающемуся руководителю Виктору Антоновичу Садовничему новых созидательных планов и новых побед. В 1986 году руководство Ульяновской области приняло решение сформировать группу по разработке концепции развития университета в городе на Волге. Предполагалось, что вуз на начальном этапе станет филиалом одного из крупных университетов Поволжья. Но ульяновцы решили не скромничать и предложили МГУ имени Ломоносова наладить «родственные связи». Примите искренние поздравления от лица коллектива Орловского государственного университета имени И.
Благодаря Вашим усилиям, Вашему таланту ученого и руководителя Московский государственный университет имени М. Ломоносова является главным вузом России и одним из ведущих в мире уже на протяжении многих лет. От имени Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Республики Беларусь, Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники и себя лично сердечно поздравляю Вас с тридцатилетним юбилеем нахождения в должности ректора Московского государственного университета имени М. Сегодня университет — это общепризнанный мировой научно-технологический и инновационный центр. В стенах МГУ имени М. Ломоносова удалось воспитать не одно поколение успешных и талантливых ученых в области точных и гуманитарных наук. Вы являетесь крупным ученым, преданным своему Отечеству, известным деятелем науки и образования не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
При Вашем непосредственном участии между Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники и Московским государственным университетом имени М. Ломоносова активно развивается сотрудничество в области информатизации образовательного процесса и научных исследований.