Новости когда праздник евдокии

Народный праздник Авдотья Весновка отмечается 14 марта, сопровождается многочисленными приметами и традициями. Евдокию Свистунью считали большим праздником, и его было принято отмечать с размахом и очень весело.

Евдокия Свистунья: что можно и что нельзя делать 14 марта, приметы и традиции

В молодые годы Евдокия была очень красива, но вела неправедную жизнь — занималась проституцией. Православная церковь 14 марта вспоминает святую Евдокию. Святая Евдокия за свои монашеские подвиги, за добрые дела и за мученическую смерть заслужила венец в Царствии Небесном. В день святой Евдокии на Руси внимательно следили за погодой, пытаясь предугадать, какими будут предстоящие сезоны. Жила она в Илиополе Финикийском во времена Римского императора Траяна (89-117 гг.). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом.

30 мая: Евдокия Свистунья. Что можно и чего нельзя делать в этот день

В старину в церкви освящали пшеничные зёрна, чтобы урожай был богатым. Несмотря на то, что порог дома сегодня обязательно мыли, от мыться полов в детской комнате отказывались, иначе ребенок мог заболеть. Ходить на кладбище в этот день не запрещено, однако, для поминовения есть наиболее удачные даты в церковном календаре, например, суббота 3-ей Седмицы Великого поста - 18 марта. Снег в этот день — к урожаю. Теплый ветер — к мокрому лету, ветер с севера — к холодному. День Евдокии красный ясный — на огурцы и грузди урожай. С Евдокеи погоже — все лето пригоже. Коли на Евдокею холодно, скот кормить лишние две недели.

По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. В этот день нельзя строить планы, задумывать и просчитывать те или иные дела — всё задуманное не осуществится, постоянно будет что-то мешать. Лучше даже не думать ни о чём важном. Нельзя делать крупные покупки квартира, машина, бытовая техника, электроника — не прослужит долго, придёт в негодность, сломается, доставит немало проблем. Нельзя отказывать в помощи, в милостыне. По старинным поверьям, на жадного человека, который не стал помогать просящему, перейдут грехи умерших родственников. Если вы сделали добрый поступок, нельзя им хвастаться — типун выскочит на языке. Не рекомендуется выходить из дома после захода солнца — к неприятностям. Если так случилось, что после захода солнца приходится выходить из дома или с работы, то перед выходом стоит прочитать молитву или взять амулет. Женщинам нельзя делать стрижку — мужчины перестанут любить и обращать внимание. Нельзя обижать ласточек, ловить, ругать их, разрушать ласточкины гнёзда, брать в руки самих ласточек или их яйца — к большому несчастью. По народным приметам, если 14 марта дует тёплый ветер — к мокрому лету. С какой стороны подует ветер, с той стороны будет часто дуть весной и летом.

Евдокия — замочи подол, под порогом мокро. По погоде дня судили о весне, лете и даже делали прогнозы нам весь год, обращая внимание на ветер, наличие или отсутствие снегопада. Наблюдали за поведением птиц, животных и насекомых. Например, если проснулся сурок, вышел из норы и начал свистеть — это первый признак весны. Увидев пролетающую ласточку, в неё бросали горсть земли, сказав: «На тебе, ласточка, на гнездо». Крестьяне думали о предстоящих полевых работах: чинили борону, точили соху. В горшочках сеяли капустные семена на рассаду, веря, что вырастит капуста, которая не пострадает от морозов и даст хороший урожай. Семена сеяли до восхода солнца чтобы рано поспела капуста и была головастая , крепко повязав голову платком чтобы головки твердыми были. Днем на Евдокию с кровли скидывали снег, а из леса приносили сучья и протапливали печь, чтобы весна была теплой. Вечером под порог клали сырую тряпку. Если к утру она замерзнет, то весна будет холодной. Перед сном смотрели на сосульки: если они долгие, то лён будет хороший. С этой даты женщины всерьез брались за ткачество, занимаясь этим до наступления посевных работ. Натканные полотна старались выбелить в мартовской воде, которой приписывали особые качества. Вообще считалось, что снег, выпавший 14 марта, обладает целительными качествами. Заботы — заботами, а первый весенний праздник отмечали торжественно и весело. Девушки и дети выходили «кликать весну». С этой целью собирались на пригорках или взбирались на крыши строений и пели веснянки. Бывало, что веснянки, запеваемые с этого дня, пели до Троицы.

День Евдокии считался началом весны, празднуя его, наши предки зазывали в свой дом тепло, благополучие и счастье. Обычаи на Евдокию Плющиху Женщины приступали к ткачеству. Готовые полотна выбеливали в мартовской воде, так как считали, что она придает особые качества. По народным поверьям, в этот день талая вода обретает огромную силу. Ее приносили в дом, умывались взрослые и дети. Ею кропили стены, чтобы привлечь счастье и здоровье для всей семьи. Евдокия-плющиха, капельница, замочи подол, так ее называли в народе. Подтаявший снег оседает и как бы сплющивается, на крышах растут длинные сосульки. На Руси преподобномученицу Евдокию считали хранительницей ключей от весенних вод: захочет весенница — рано пустит воду, прогневается — морозы напустит. Поэтому люди соблюдали определенные традиции. Что нельзя делать 14 марта 14 марта нельзя ничего планировать.

Евдокия Свистунья 2024

30 мая: Евдокия Свистунья. Что можно и чего нельзя делать в этот день 14 марта православные верующие чтят день памяти святой Евдокии.
Евдокия Свистунья: что можно и нельзя делать по приметам 14 марта День Евдокии Свистуньи: толкование сновидений и загадки на 30 мая.
Приметы на Евдокию 14 марта – история праздника, народные приметы, обряды 14 марта отмечается День святой Евдокии, в народе ее называли Евдокия-плющиха.
Какого числа день памяти Евдокии Илиопольской в 2024 году 14 марта отмечено в народном календаре днем Евдокии Свистуньи и Авдотьи Весновки.

Кто такая Евдокия?

  • Все именины Евдокии по календарю | ГОРОСКОПЫ 365
  • День памяти святой Евдокии Илиопольской в 2024 году — история
  • Праздник павшей девушки, принявшей постриг в монахини
  • Народные приметы на 14 марта – Евдокия свистунья, Авдотья плющиха

20 июля — память святой преподобной великой княгини Московской Евдокии, в инокинях Евфросинии

Народные приметы: 14 марта. Почему нельзя стричься на Евдокию Свистунью и Авдотью Плющиху Если Евдокия всё-таки жила в IV или V веках, то она, скорее всего, ушла в какой-то из монастырей.
Народные приметы на 14 марта: что можно и нельзя делать в день Евдокии Свистуньи (Авдотьи Плющихи) Главная» Новости» 14 марта праздник евдокия.
Приметы на 28 апреля: что нельзя делать в Пудов день День Евдокии отмечается в православной церкви 25 февраля и по народному календарю 14 марта.
День Евдокии Свистуньи: приметы и запреты праздника | Москва | ФедералПресс Некоторые поверья и приметы на праздник Евдокии 14 марта относятся исключительно к женщинам.

Что категорически запрещено делать 14 марта. Народные приметы на день Евдокии и Авдотьи

Там она приняла постриг и стала величаться Ефросинией. Прожила в обители княгиня всего пару недель. Умерла преподобная 7 июля 1407 года и была погребена в строящем Вознесенском соборе. Чем принято заниматься в праздник Евдокии Главной традицией в День Евдокии Свистуньи на Руси было окучивать картофель. Продолжалась высадка рассады овощей в открытый грунт. С посадкой старались не затягивать, чтобы холодная роса, которая зачастую бывает в августе, не погубила урожай.

Крестьяне могли прекрасно определить, можно ли уже высаживать рассаду в открытую почву или еще подождать. Например, помидоры пора высаживать, если на растении появились бугорки у основания стебель. Также май хорош для рассады тем, что он богат на дожди, которые увлажняют землю и рассада приживается.

Если вы сделали в этот день хороший поступок, то не стоит им хвастаться. Сохраните тайну о нем. В помощи сегодня отказывать нельзя, иначе столкнетесь с несчастьем. Женщинам запрещается стричь волосы 14 марта или делать салонные процедуры с волосами. Согласно народной примете, в таком случае она убьет свою красоту и мужчины перестанут обращать на нее внимание. Народные приметы на 14 марта Если ветер теплый, то лето будет дождливым Какая погода устоялась в этот день, такая и будет на протяжении лета Холод сегодня предвещает позднюю весну Слышите крик ворон — ждите потепления.

Евдокию Свистунью считали большим праздником, и его было принято отмечать с размахом и очень весело. Девушки и детвора залезали на крышу и «призывали» весну — пели песни, шутили, а также выкрикивали прибаутки. Хозяйки выпекали из теста птичек-жаворонков, символизирующих весну и новую жизнь. Этой выпечкой угощали детей, а те взамен давали бумажных жаворонков. Ребятня ходила по дворам и пела песни, призывающие весну скорее согреть землю своим теплом. На Руси до 19 века 1 марта по старому стилю праздновали Новый год, поэтому этот день еще называют Новичок. Обычно сегодня поселяне освобождались от зимнего найма и нанимались на весенние работы. Женщины на Евдокию высаживали капустную рассаду, ведь согласно поверью, она не может пострадать от холодов и морозов, которые могут еще вернуться этой весной. Беременные, чтобы выносить крепкого и здорового малыша, 14 марта на рассвете выходили на угорье, снимали верхнюю одежду и показывали свой животик восходящему солнцу.

После крестились и уходили, трижды оглядываясь. Девушки, которые хотели в этом году выйти замуж, в день Евдокии шли на открытую поляну, где особенно чувствовалась сила ветра, и просили у него насвистеть парню, чтобы он с печки слезал и к ней шел свататься. При этом крутились вокруг своей оси, чтобы ветерок оценил их красоту со всех сторон. После с косы снимали ленту и отпускали ее по ветру. В народе верили, что сегодняшний снег обладает особой целебной силой, поэтому его собирали и несли в дом больного. Когда он таял, полученной водой поили заболевшего. Скоро он шел на поправку. День Авдотьи считался бабьим, потому сегодня женщины читали заговоры на привлечение мужчин, а также проводили ритуалы и обряды на красоту и очарование. Ритуал на привлечение мужчин 14 марта женщина искала подальше от людских взглядов проталину.

Вставала в нее, протягивала руки к небу и говорила такие слова заговора: «От земли силы возьму, небесную красоту привлеку. Чтобы мужчины на меня смотрели, забыть не смели. Очарую и околдую. После выходила из проталины и засыпала ее снегом. Верили, что как только он растает, так и сила заговора начнет действовать. Толкование снов 14 марта Сновидение, в котором вы кроили ткань, служит предостережением: из-за собственной расточительности вы рискуете полностью разориться. Приснилась какая-либо огородная зелень — возможно, в ближайшем будущем в вашей семье ожидается пополнение.

Бывшая блудница, принявшая христианство, отказалась от своего состояния в пользу Гелиопольского епископа Феодота. Затем она отправилась в женский монастырь для совершения пострига. Недалеко находилась обитель монаха Германа. Когда в женском монастыре умерла игуменья, добродетельную и аскетичную Евдокию избрали в качестве ее преемницы. Местные власти по слухам узнали, что в женской обители хранятся огромные сокровища. Воины, посланные правителем, решили заняться обыском монастыря. В житии преподобномученицы говорится, что в течение трех дней воинам был закрыт доступ в женскую обитель. Их удерживала божественная сила. Позже они погибли во время нападения огромного змея. В житии Евдокии сказано, что в видении она увидела свои страдания во славу Господа. Вместе со Святыми Дарами она отправилась к воинам, которые ее схватили.

Евдокия-плющиха 14 марта: приметы и традиции праздника

Жила она в Илиополе Финикийском во времена Римского императора Траяна (89-117 гг.). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Дата в 2024 году: 14 марта православная церковь отмечает день памяти преподобномученицы Евдокии Илиопольской. Авдо́тья Весно́вка — день в народном календаре славян, приходящийся на 1 (14) марта по юлианскому или 1 марта по григорианскому календарю. Народный праздник «Евдокия Плющиха (Авдотья Плющиха)» отмечается 14 марта (по старому стилю – 1 марта).

Когда праздник евдокии в 2024 году

Они могли быть разными: «с Евдокей до Егорья» или «с Евдокей по Петров день». У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой. Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки.

В центральных губерниях Европейской России деревянные ендовы делали овальной или круглой формы, на поддоне, с рукояткой и желобком для слива, вырезанным на краю сосуда. Северные ендовы имели круглое тулово со слегка отогнутыми краями, низкий поддон и слив-желобок. Ендовы, распространенные в губерниях Поволжья, были токарной работы, круглые, с выступающим носиком в виде желоба.

Деревянные ендовы, в отличие от металлических, обычно богато орнаментировали. Ендовы, так же как ковши, братины, скопкари, являлись традиционной утварью для русского застолья. В русской деревне ендову почитали как символ гостеприимства: «В поле враг, дома — гость: садись под святые, начинай ендову». Епанча епанечка Нагрудная женская одежда в виде короткого, до талии, плаща без рукавов или с ложными рукавами. На Русском Севере ее шили из шелка или парчи, украшали кружевом из золотых нитей, металлической бахромой. В Сибири ее изготавливали из меха белки, куниц или соболя. Епанча не имела пуговиц, нередко ее завязывали у воротника или прямо у шеи длинными шелковыми лентами.

Этим термином обозначали тогда одежду на меху: «... Во 2-й пол. XIX в. Епанча из меха, распространенная в Сибири, была праздничным нарядом девушек и замужних женщин. Епифан Епифанов день, Рябиновка Народное название дня свт. По народной примете, «если на Епифана утро в красном кафтане» — к пожарам. В народных поверьях Епифан рядился в красный сарафан под цвет рябины, поэтому девушки в этот день надевали красные сарафаны.

По древнему обычаю, крестьяне выходили в этот день к рябине и, обращаясь к Епифану, просили его уберечь дома и дворы от огня-пожарища. Старое сказание гласило, что ветка рябины помогает в лесу не заблудиться. Тот, кто с веткой рябины по лесам-болотам ходит, всегда верный путь находит. Рябина охраняет от всяких бесов, несет в себе целебную силу. По народным приметам, земля в этот день покрывается ледяной коркой. Морозы чаще и сильнее сковывают землю. По русскому поверью, на Ераста зима на пегую лошадку пересаживается.

В этот день существовал обычай нищим и сиротам отдавать старую одежду, чтобы в холода не замерзли. Название дня памяти прор. Иеремии связано со словом «ярмо» упряжи для скота. Святой в дни своих пророчеств носил на шее деревянные колодки, по народным понятиям — ярмо. В этот день с помощью подъяремных животных начинались сельские работы — тяжелые и изнурительные как для земледельца, так и для скота. Поскольку эти работы можно выполнить лишь с помощью Божией, то люди обращались к прор. Иеремии, служили молебны и окропляли земледельческие орудия богоявленской водой.

По верованиям, в этот день сам прор. Иеремия запрягает на небе колесницу и засевает хлеб, а иногда и заканчивает за изнуренных людей работу. Посев начинали с молебна св. Крестьяне, выходя в поле, кланялись на восток, юг и запад, с низкими поклонами бросали в каждую сторону по горсти жита и просили у Матери-Земли хорошего урожая. После этого ритуала начинали сев. Во многих губерниях в день сева ни под каким видом не давали чужому человеку ни единого зерна, ни куска печеного хлеба, т. Еремей распрягальник Еремеев день, Ерема Народное название дня мч.

К этому времени должен быть закончен посев всех хлебов. В этот день распрягали лошадей, отпускали их на вольный выпас. Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать. Ермолай Ермолаев день Народное название дня свв. На этот день во многих местах России заканчивали жатву. Крестьяне молились св. Ермолаю о помощи в труде — «Ермолай, последний хлеб убирай».

Если не успевали, приглашали соседей помочь. Ермолов Алексей Сергеевич 12. Родился в Тифлисе. Окончил Александровский лицей и Петербургский земледельческий институт. Изучал и собирал народные приметы, связанные с сельским хозяйством опубликовал их в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах», т. Участвовал в работе Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности 1902—05. Считал необходимыми ориентацию сельского хозяйства на внутреннее потребление и более широкое привлечение земств к деятельности в аграрной сфере.

В янв. Николаю II с предложением учредить выборную земскую думу для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. С 1905 член Государственного Совета. С 1913 председатель комиссии по охранению памятников природы при Русском Географическом обществе. Сторонник развития туризма. В 1915 опубликовал работу «Русский туризм и отчизноведение». Ерофеич Водка, настоянная на целебных травах.

Считалась целебной при многих болезнях. Орлова от опасной болезни. В лавках продавались в фунтовых бумажных пакетах смеси трав с сушеными померанцами под названием «набор» для приготовления ерофеича. Ерофей лешегон Народное название дня сщмч. По поверью, на Ерофея лешие дурят в лесу: кричат, хлопают в ладоши, хохочут, ломают деревья, гонят зверье, траву в узлы завязывают, болотные зыбуны вспучивают. Происходит это потому, что св. Ерофей их с земли гонит.

Считалось, что в этот день лешие сквозь землю проваливаются и тянут за собой все живое — зверей и птиц, траву и ягоды, грибы и орехи. Если человек попадется — и его с собой утянут. Поэтому ходить в лес в этот день было запрещено — леший нападет. Крестьяне рассказывали: «Леший — хозяин лесов и болот, ничего и никого не боится, кроме Ерофея да еще огня, даже головешки страшится. Только крестным знамением можно от него уберечься. Почувствовав, что леший тебя водит, остановись да перекрестись, зажги ветку да оглянись — путь-то из лесу сразу и увидишь. А чтобы леший не обошел тебя спереди, сними обувь да стельки поменяй с пятки на носок: леший тогда сам запутается и назад от тебя побежит».

Сказка проникла и в лубочные издания. В ней рассказывается, как молодой богатырь Еруслан, достав себе коня, совершает на нем ряд воинских и любовных подвигов. Миллер указывает на влияние сказки о Еруслане Лазаревиче на одну малорусскую сказку об Илье Муромце, а также отмечает одну былину, представляющую яркий пример смешения обеих личностей. Еруслан Лазаревич проник и в малорусский заговор против змеиного укуса: «На осиянском мори стоит дуб, а в том дубе Яруслан Лазаревич. Яруслан Лазаревич! Не будешь ты своего гаду сбирати, из желтой кости зуба вынимати — полевой, меловой, травяной, болотняной — побьет тебя день середа! Ерш Ершович Сын Щетинников, изворотливый, плутоватый герой бытовых русских сказок, в которых высмеиваются дурные общественные порядки, подкупность судей, судебная ябеда и волокита.

Представлено озеро, в котором плавают лещ, судьи и свидетели, всего 9 рыб; кругом озера 33 мужика есть и крестьянки , приканчивающие Ерша, о чем и говорят надписи, взятые из стихотворного списка о ловле ерша, а внизу краткое извлечение из «судного дела, как был суд у Леща с Ершом». В это время в русских деревнях девушки начинали готовить пряжу, чтобы сесть за ткацкий стан. С этого дня, по старинному поверью, по ночам в дом проникает кикимора и начинает вместо девок прясть или ткать. Поэтому родители девушек молили св. Ефимия последить за прялками и ткацким станом и не допустить, чтобы кикимора в пряжу и ткань вплетала свое колдовство. От кикиморы можно и самому избавиться. Когда она за ткацким станом или с веретеном за прялкой ночью сидит, то видимой становится.

Обратись к св. Ефимию, осени кикимору крестным знамением — она и исчезнет см. Евфимия Великого, 20 янв. По примете, на Ефима в полдень видно солнце — к ранней весне. По народному обычаю, если в этот день ветер с утра завывал и снега наметал, нужно было выйти на крыльцо и, махая руками, сказать: «Помело метет метлой на Маслену — придет сударыня метельная». А если не было ветра снежного, то примечали, что Маслена будет тихая и солнечная. Ефименко Александра Яковлевна урожд.

Ставровская 18. Варзуга, ныне Мурманской обл. Первая в России женщина — почетный доктор русской истории степень присвоена в 1910 Харьковским университетом. В 1863 окончила гимназию в Архангельске. Была учительницей в Холмогорах, где вышла замуж за ссыльного студента П. Ефименко, будущего этнографа и фольклориста. Занималась историко-этнографическим исследованием населения Севера России и Малороссии.

Принадлежала к народническому направлению в историографии. Выступила с теорией первоначального существования на Севере печищного землевладения, которому на Юге соответствует дворищное, последнее в силу исторических условий превратилось в общину.

К этому времени подтаивают снеговые сугробы и во многих местах распадаются на плюшки-островки.

Отсюда — плющиха. Дуют мартовские ветры — важнейшие показатели наступившей весны. Наши пращуры вслушивались в «голос» этих ветров и слышали посвист молодецкий, силу и напор, сметающие на своем пути все препятствия.

Во многих местах встречали весну, выходя с глиняными свистульками на пригорки. Свистели и взрослые, и дети, уверенные в том, что чем громче и разнообразнее свист, чем больше людей дует в свистульки, тем скорее наступит весна. Так святая Евдокия получила в народе ещё одно прозвище — свистунья.

С Евдокии свистуньи ветры и вихри. Вот те раз, приехала свистунья! С Авдотьи начинаются первые настоящие оттепели.

Евдокия — замочи подол, под порогом мокро.

Согласно легенде, она была женой солдата Феофила, который был преследователем христиан. Евдокия обратилась в христианство и стала тайно посещать церковь. Однажды ее муж нашел ее молитвенную комнату и разорвал ее одежды, но после увидел на Евдокии блестящую неземную одежду и обратился в христианство. Евдокия жила остаток своей жизни в монашеской обители и была избрана настоятельницей монастыря. Название «Свистунья» могло возникнуть из-за того, что в народной культуре Евдокия считалась покровительницей домашних птиц, в том числе и свистунов.

Евдокия Свистунья: что нельзя делать 14 марта

Народный календарь В народе праздник прозвали Евдокией Свистуньей. Есть три версии такого названия. Первое — в этот день часто дует и свистит ветер. По другой причине — просыпаются от спячки многие звери, прилетают с юга перелётные птицы, потому часто можно услышать крики зверей из леса, свист и песни птиц. По третьей версии, в этот день люди свистели, чтобы привлечь птиц и весну, делали деревянные и глиняные свистульки, выходили на пригорки и свистели на все лады. Другое название праздника — Авдотья Плющиха. Произошло из-за того, что лёд и снег «плющит», сугробы превращаются в отдельные островки-плюшки, начинается активное таяние снега. Отсюда ещё и четвёртое название народного праздника — Авдотья замочи подол.

Есть еще одна версия. Лед и снег к началу весны начинало «плющить» на куски. Другое название праздника — Евдокия Свистунья — было связано с ветрами. В это время они и завывали, и свистели.

И в этом случае имеется еще одна версия: на Евдокию пробуждались от зимней спячки животные, сообщавшие об этом свистом и кряхтением. Начало весны наши предки встречали шумно и весело. На Евдокию Свистунью женщины, девушки, дети залезали на крыши домов и начинали громко петь: «Весна красна! Что ты нам принесла?

Красное летичко! Все мысли крестьян были заняты будущим урожаем, подготовкой к сельскохозяйственным работам. Богатые хозяева занимались поиском работников, которые к этому времени были нарасхват. Наймы бывали разными.

Кто-то брал людей «с Евдокей до Егорья», а кто-то — «с Евдокей по Петров день». Фото: pexels. У иконы с ликом великомученицы они молились, прося о помощи в укреплении духа. Считается, что пресвятая Евдокия исцеляет от тяжелых болезней и способствует упрочению семейных уз.

Днем на Евдокию Свистунью полагалось очищать крыши от снега и сосулек. Чтобы всю весну дома было тепло, мужчины приносили из лесу сучья и топили печи. Женщины в это время начинали ткать, занимаясь рукоделием до начала посевных работ.

На протяжении жизни преподобномученица помогала странникам и исцеляла больных, поэтому ее память 14 марта верующие чтут до сих пор. Приметы на 14 марта С днем 14 марта связано огромное количество народных примет. Некоторые из них позволяют предсказать погоду, другие — заранее определить урожайность сезона. На погоду Народный календарь советует внимательно присмотреться к погоде на Авдотью Плющиху: Считается, что каким будет 14 марта, такого следует ждать и лета. Теплый ветер на Евдокию Свистунью и ранний прилет грачей предвещают дождливые июнь, июль и август. Оттепель на Авдотью Плющиху говорит о быстром таянии снегов и жарком лете.

Если 14 марта стучит капель, то к 6 мая, или на Егория, стоит ждать молодой травы. Выпрямляются ветки можжевельника на Евдокию Свистунью — к хорошей погоде. К скорому теплу громко кричат вороны. Если на Авдотью Свистунью оттепель, то лето будет жарким Важно! К 14 марта люди со старых времен начинают ждать прилета ласточек. По примете, если птицы к этому дню действительно появятся, то лето будет теплым и ясным. На урожай По погоде 14 марта можно сделать выводы о будущем урожае. В частности: северный ветер, а также оттепель и лужи у порога в этот день предвещают, что год будет удачным для пчеловодов; ясное небо на Авдотью Плющиху сулит хороший сенокос и урожай пшеницы, если много солнца, то обильно уродятся огурцы; метель 14 марта — плохая примета для злаков, но если на Евдокию Свистунью все еще лежит снег, то можно ждать обилия грибов осенью; морозы в этот день — знак, что летом плохо уродится гречиха; густой туман с утра обещает хороший урожай бобовых культур. Если на 14 марта пошел дождь, то зерновые летом будут расти хорошо.

Однако сезон выдастся влажный, и огород нужно будет защищать от гнилей. Для женщин Некоторые поверья и приметы на праздник Евдокии 14 марта относятся исключительно к женщинам: 14 марта хорошо подходит для рукоделия. В старые времена в этот день принимались за пряжу и ткачество, причем готовые полотна затем выбеливали в талой воде.

Ангел сопровождал святую в пути. Женщину держали в темнице без пищи, обвиняя в колдовстве, жестоко избивали, затем сорвали одежду, из которой выпала частица тела Христова.

Слуги подняли ее и отнесли наместнику. Едва Диоген коснулся святыни, как из нее появился огонь, попаливший слуг и повредивший правителю плечо. Наместник не вразумился, а еще больше разгневался и начал молится своему языческому божеству, и в этот самый момент был повержен молнией. Стоявший рядом и видевший происходящее воин попросил святую, чтобы она воскресила правителя. Евдокия долго молилась, и чудо свершилось.

Таким же образом святая вернула к жизни умершую супругу Диогена. Все свидетели этих событий уверовали в Бога и стали христианами. Последним святая исцелила юношу, которого укусила ядовитая змея. При жизни она прославилась своими добродетелями и аскетизмом. Эта женщина отличалась сильной и несокрушимой верой в Господа и не поддавалась искушениям.

До конца своих дней искренне раскаивалась в своих грехах. Авдотья направила все свои силы на добрые дела, помогала нищим и обездоленным. Женщина часто видела вещие сны. Считается, что у Евдокии было видение о том, что ей суждено пострадать за Христа. Когда ей исполнилось 56 лет, так и произошло.

В 152 году она приняла страшную смерть, закончив свою праведную жизнь. Ее стали почитать не только в монастыре, но и за его пределами. Однако, кроме друзей, были также враги, и самым главным недоброжелателем был император Викентий, который страшно ненавидел христиан, был жестоким их гонителем. Властитель приказал казнить игуменью, исповедовавшую и распространявшую христианскую веру. Евдокия была обезглавлена 1 марта.

Значение имени в православии Имя Евдокия имеет греческое происхождение, в переводе означает «благословение». Оно пришло на русскую землю вместе с христианством из Византии и вскоре стало очень популярным среди простых сословий. Этим именем называли девочек в богатых и знатных семьях. В православии имя ассоциируется с первым весенним праздником. Образ Евдокии у славян В народном праздничном календаре праздник, отмечавшийся 14 марта, — это день Авдотьи Весновки.

Он связан со святой Евдокией Илиопольской и отмечается в ее честь. По славянским поверьям сам Господь отдал Явдохе ключи от весенних источников, разрешив воскрешать землю от зимней спячки. Она решала, когда впускать весну. Для славян христианский праздник символизировал переломный момент, поскольку после него начиналась новая жизнь. Восточных Для восточных славян — это народный праздник встречи птиц.

Хозяйки выпекали из теста фигурки жаворонков или ласточек. Их раздавали детям, которые привязывали их на нити и подбрасывали в небо, как бы приглашая, чтобы пернатые скорей прилетели. По первым мартовским дням судили, какой будет погода в течение последующих месяцев. Праздник отмечали весело, пели песни, водили хороводы. Люди устраивали большие обеды в домах, гулянье на улице.

Девушки исполняли веснянки, в которых просили птиц прилететь поскорей и принести тепло. Праздник означал окончание зимы и начало срока найма на работу. Балканских У балканских народов день был посвящен в основном очистительным обрядам. Мученицу именовали бабой Мартой. Люди окуривали и изгоняли из домов, дворов всякую нечистую силу, украшали ветками вход в дом, ворота и окна, изголовья постелей.

В некоторых странах на Балканах праздник называли Летником. В селах эта традиция сохранилась и сегодня. Люди встают очень рано и начинают поздравлять друг друга, желая счастливого года, заходят в соседние дома. По пути они собирают веточки дуба, а затем бросают их в огонь. Возвращаясь, желают всем окружающим благополучия и здоровья.

Внимательно следят за тем, кто первый войдет в помещение. Считается, что от этого зависит благополучие всей семьи. Западных О празднике у западных славян известно немного. Сохранились сведения о том, что в ночь на 1 марта молодые девушки собирались вместе и гадали. Некоторые народы, например, поляки и чехи, в этот день поминали усопших.

Еще до восхода солнца, ранним утром они собирались на кладбище, читали молитвы за всех умерших. На могилах оставляли жертвенные приношения. Праздничные обряды и традиции Традиционно на Евдокию славяне шли кликать весну. Считалось, что этот обряд помогает приблизить весну, которая выдастся на редкость теплой. Все жители селения собирались на пригорке или возвышенности и устраивали массовое гулянье.

Что делали на Евдокию С самого утра 14 марта, в православный праздник, женщины обычно просили Явдоху о здравии, исцелении от всех болезнях. Молились также о безнадежно больных людях. Особенно трепетно люди относились к ласточкам, поскольку считалось, что они являются символом материнства и отцовства. Пернатые ассоциировались с хранителями семейного очага. В связи с такими поверьями в праздник принято было кормить птиц хлебными крошками, оказывая почет и уважение.

Это время считалось началом полевых работ. Женщины собирали сухие ветки и разжигали в домах огонь, поскольку верили, что он ускорит наступление весны. Женщины в этот день сеяли рассаду в горшках. Считалось, что такие растения станут крепкими, будут стойкими к вредителям и весенним заморозкам. В церкви освящали пшеничные зерна, чтобы затем их посеять.

В первый весенний день была традиция нанимать работников. По этому поводу народ придумал поговорку: «Нанялся с Евдокии по Петров день. Там они пели обрядовые песни, которые называются «веснянки». Многие женщины верили, что святая великомученица их покровительница. Она поможет избавиться от негатива и одарит счастьем.

Поднявшись еще до восхода солнца, женщины брали зеркала и усаживались напротив, высказывая все плохое, что накопилось в душе. Плакали и жаловались на свою тяжелую судьбу, после чего заворачивали предмет в ткань темного цвета и разбивали. После этого осколки закапывали в землю подальше от своего жилища. Особенное внимание на Евдокию уделяли снегу: его собирали и хранили в закрытых емкостях, подальше от людского глаза.

Какого числа день памяти Евдокии Илиопольской в 2024 году

Мужик трудится в поле — ничего не замечает, а как приляжет отдохнуть в ржаном поле, так сразу ему и привидится обнаженная, телом своим манящая женщина-красавица. Это и есть полудница. Для деревенских баб, что на сносях ходили, считалось полезно не только в ржаное поле ходить, но в поле и родить. В ржаном поле рождался хороший мужик. Беременным женщинам поручались зажинки и дожинки. От хлебного поля она набиралась силы и выращивала дите здоровым и крепким. Дети, рожденные в поле, слыли трудолюбивыми и талантливыми.

На Евтихия Тихого второго 24 авг. А если вдруг налетал ветер, это сулило несчастье — льняное семя осыпалось. В народе в старину говорили, что заря в этот день — словно девушка на выданьи: грустит, с летом прощается. По поверью, в этот день нельзя было смотреть на зарю и далеко уходить от дома. Иначе «опалят тебя огни неведомые, позаплутаешь-поплутаешь, да ни с чем домой и вернешься». Заря осенняя, хоть и тихая, а своими сполохами горячо палит.

Сжечь не может, а опалить способна всякого зазевавшегося и заплутавшего. Сын новгородского священника. Еще до рождения сына родители посвятили его Богу. Пятнадцати лет Евфимий поступил в Николаевский Вяжищский монастырь. В 1429 он был избран архиепископом Новгородским. Тогда он сказал себе: «Ему же будет дано много, много и взыщется от него» — и усугубил свои подвиги.

Посты его были сверхъестественны, милостыня щедра и непрестанна. Святитель был покровителем прп. Михаила Клопского, Арсения Коневского и др. После кончины святителя на нем нашли тяжелые железные вериги, которые он носил тайно. Были обретены его нетленные мощи, и вскоре было установлено местное его почитание. Чудеса же и исцеления стали совершаться немедленно.

В 1547 свт. Евфимий был причислен к лику святых. Память его празднуется 11 марта. Евфросин Псковский, Спасо-елеазаровский Преподобный 1386—15. С юных лет стремился к уединенной жизни, а свой иноческий подвиг начал в Снетогорском монастыре Пресвятой Богородицы, вблизи Пскова. Отсюда он перешел на берег р.

Толвы и недалеко от Псковского озера основал Спасо-Елеазаров монастырь. Не изменяя подвижнического образа жизни, преподобный достиг глубокой старости. Причислен к лику святых на Московском Соборе 1551. Память прп. Евфросиния Полоцкая ок. Евфросиния, в миру Предслава, дочь полоцкого кн.

Святослава Георгия Всеславича, была очень красива и умна. Она много читала и владела навыками каллиграфии. Много женихов добивались ее руки, но она твердо решила уйти в монастырь и в 12 лет приняла постриг. Михаила Черниговского. Родители просватали ее за суздальского князя Мину. Это было против воли праведницы, мечтавшей об иночестве.

Она только молилась Господу о сохранении ее девства. И ее молитвы были услышаны: жених скоропостижно скончался. В Суздальском Ризположенском монастыре, преподобная приняла монашеский постриг. В обители княжну не тяготили никакие послушания. После смерти игуменьи прп. Евфросиния возглавила монастырь.

Когда в 1238 татаро-монголы во главе с ханом Батыем ворвались в Суздаль, там сохранился только Ризоположенский монастырь, так как сильна была молитва о нем преподобной. После ее преставления от гроба святой совершались чудеса исцеления болящих. Евфросинии отмечается 25 сент. Егорий вешний Народное название дня вмч. Георгия Победоносца 23 апр. Этот день считался началом весны.

Георгия Победоносца весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой! Пуд 15 апр. Если выдастся 23-й день апреля теплый и ясный, быть, по примете, девятому дню мая с зеленой понизью: «Егорий с теплом — Никола с кормом! Этот день, заставлявший мужика сбросить с плеч полушубок, был отмечен особо в конском обиходе: на него примешивали в корм лошадям кусочки крестов из ржаного теста, испеченных на четвертой — Крестопоклонной, Средокрестной неделе Великого поста. Это должно, по поверью, охранять коня-пахаря от голодного хищника- волка на весеннем подножном корму. С Егорья Вешнего, выгоняли пастухи наголодавшийся за зиму домашний скот на луга; но все это делалось неспроста, а с оглядкой.

Старые люди строго-настрого наказывали детям-внукам блюсти уклад крестьянской жизни, сжившиеся с ней обычаи. Выгонять скот на первую пастьбу — на «Юрьеву росу» — советовали не иначе, как освященной вербой, хранящейся в коровнике с Вербного Воскресенья. Последняя, по уверению знающих людей, давала коровам богатый удой и делала их тучными и здоровыми. Роса представлялась воображению русского — язычника пролитым за ночь на землю молоком небесных коров; потому-то ей и приписывались чудесные свойства. Старики советовали окроплять впервые выгоняемое на весеннюю пастьбу стадо святой водой. В некоторых местностях на выгоне, за околицей, служили в этот день молебны о благополучном для скота пастбище «с Юрья — до Васильева дня».

По народному крылатому слову: «Юрий да Влас — всему серому мужицкому богачеству глаз! Выгонит пастух с подпасками стадо, а там на первом привале было готово для них угощение, «снаряженное» в складчину «всем миром». Несли туда бабы-девки «мирскую яичницу» и водку. За угощением пастухи молили Егория Вешнего, чтобы оберегал он, Храбрый, новое пастбище от всякого лиха, а скотину крестьянскую от лютой «помахи» мора , ото всякой напасти. По народному поверью считалось, что в ночь с Лукова 22 апр. Считалось также, что в канун Егорья Вешнего бродят ведьмы по крестьянским дворам, отворяют ворота, срезают с них стружки и варят их в подойниках.

Эта порча отнимает у сельских коров молоко. От такого ухищрения нечистой силы можно оберечь свой двор молитвой Егорию Вешнему, а также замазать оставленные ведьмами нарезки набранной у воротной притолоки грязью. О Егории Вешнем ходило у крестьян много заговоров. Вот один из них: «Встретил наш скот — милой живот — святой великомученик Егорий на белом коне; в рученьках у него, Егорья- света, щит огненный. Бьет он — побивает всех колдунов и колдуниц, воров и вориц, волков и волчиц! По преданию, он перед своим вешним днем садился на коня и объезжал все леса, собирая зверей.

Каждому зверю шел от него особый приказ: чем кормиться, где промышлять добычу. Она обрекалась на жертву зверю; ее резали, отрубленную голову и ноги бросали в поле, а остальное мясо жарили-варили для самих себя и для угощения пастухов. Егории как волчьем хозяине ходило по Руси немало разнообразных преданий. В одном из них велась речь о том, как шел через лес некий не почитавший Бога и угодников Божиих злой пастух; шел он к роднику — напиться водицы. Идет пастух и видит: стоит старый коренастый да ветвистый дуб, а вся понизь вокруг него прибита к земле, вся утолочена. Егорий, а вслед за ним целая стая волков бежит.

Ни жив, ни мертв сидит пастух на дубу, шелохнуть веточку боится. А Егорий подъехал к утолоченному месту, остановился под дубом и начал отдавать свои наказы волкам: рассылает их, серых, на все стороны света белого, говорит кому чем питаться весной красной, знойным летечком, вплоть до ненастной осени. Шло время, всех волков разослал, всех наделил краюшками хлеба заботливый волчий хозяин; вдруг видит пастух тащится из лесной заросли старый-престарый хромой волк. Егорий, — вон на дубу сидит! А волк сел под дубом; сидит, а сам кверху на пастуха смотрит да зубами щелкает. Сидит волк день, сидит серый другой день — все ждет, что слезет пастух; ждет-подождет, а тот не слезает, не хочет волку в зубы попасть.

Пустился на хитрость серый: взял схоронился в кусты. Посидел-посидел пастух на дубу, пронял беднягу голод; огляделся он по сторонам — нигде не видать волка: слез — и бежать со всех ног. А волк — тут как тут: выскочил из своей засады, кинулся на пастуха, тому на этом месте и смерть пришла. Малорусский сказ как бы дополняет это предание. Жили-были двое братьев на белом свете, — ведется повесть, — жили-были: один богатый, другой — голь- нищета, бедный. Однажды «злиз бидный брат на дуба ночуваты, колы так о пивночи бачыть: якыйсь чоловик гоныть сылу звиря, а позаду другый человик ииде на вози.

То булы лисун леший и св. От прыгнав лисун звиря, да як раз — пид того дуба, де сидив чо- ловик; а св. Юрий почав раздиляты окрайцы хлиба, що булы на вози». Раздал-разделил св. Егорий привезенный хлеб своему волчьему стаду, смотрит — одна краюшка осталась лишняя. Отдал ее угодник Божий бедняку, отдав говорит: «Се тоби Господь дав счастя!

Грешница испугалась, что её ожидают описанные в Библии наказания. Познакомившись с Германом, женщина многое узнала о христианской вере, уверовала в Единого Бога и приняла крещения. Евдокия раздала свои богатства бедным и стала монахиней.

Много лет живя в монастыре, она посвятила себя подвигам молитвы, поста и очищения души. Спустя время её возвели в сан игуменьи. Святая исцеляла больных своими молитвами, помогала странникам, страждущим и людям, посещающим её обитель.

Однако её оклеветали, обвинили в обмане и колдовстве, а потом обезглавили. Обычаи и традиции дня 14 марта День памяти святой Евдокии по старому стилю выпадал на 1 марта, то есть открывал весну, а в Древней Руси был первым днем Нового года, поэтому с ним связано много обычаев, традиций и примет. Этот день воспринимали как важный переход природы от одного состояния в другое.

Он был значимым временным рубежом, за которым земля пробуждалась от зимней спячки, и наступал новый сельскохозяйственный год. Авдотья весновка семь шуб снимает, весну сряжает. К этому времени подтаивают снеговые сугробы и во многих местах распадаются на «плюшки»-островки.

Отсюда — плющиха. Дуют мартовские ветры — важнейшие показатели наступившей весны. Наши пращуры вслушивались в «голос» этих ветров и слышали посвист молодецкий, силу и напор, сметающие на своем пути все препятствия.

Во многих местах встречали весну, выходя с глиняными свистульками на пригорки. Свистели и взрослые, и дети, уверенные в том, что чем громче и разнообразнее свист, чем больше людей дует в свистульки, тем скорее наступит весна. Так святая Евдокия получила в народе ещё одно прозвище — свистунья.

С Евдокии свистуньи ветры и вихри.

Уверовав во Христа всем сердцем, Евдокия приняла крещение, все свои сокровища раздала бедным и приняла монашеский постриг в ближайшем монастыре. Живя много лет в этой обители, Евдокия всецело посвятила себя подвигам поста, молитвы и очищения души. С годами она достигла духовной зрелости и была возведена в игуменьи своей обители. Приняв начальственную должность, Евдокия направила свои силы на добрые дела. Она кормила и одевала странников, посещавших ее обитель, исцеляла больных своими молитвами. Так Евдокия 56 лет подвизалась в добрых делах и иноческих подвигах.

Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Познакомившись с монахом Германом, Евдокия узнала от него о христианской вере и о загробной жизни. Слова монаха пали на добрую почву. Уверовав во Христа всем сердцем, Евдокия приняла крещение, все свои сокровища раздала бедным и приняла монашеский постриг в ближайшем монастыре. Живя много лет в этой обители, Евдокия всецело посвятила себя подвигам поста, молитвы и очищения души. С годами она достигла духовной зрелости и была возведена в игуменьи своей обители.

20 июля — память святой преподобной великой княгини Московской Евдокии, в инокинях Евфросинии

Церковный праздник «Евдокия Свистунья» отмечают в России 30 мая в 2023 году. Некоторые поверья и приметы на праздник Евдокии 14 марта относятся исключительно к женщинам. 14 марта совершается память преподобномученицы Евдокии, жившей в Финикии (Ливан) во II веке.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий