Новости капитанская дочка чем закончилась

Все заканчивается хорошо, Гринев женится на Маше и все счастливы. Жанр произведения под названием "Капитанская дочка" — исторический роман. «Капитанская дочка» произвела на меня сильное впечатление, и впоследствии я не раз её перечитывала, по заданию и без. Все заканчивается хорошо, Гринев женится на Маше и все счастливы. Жанр произведения под названием "Капитанская дочка" — исторический роман.

Читать капитанская дочка краткое содержание для итогового сочинения

Наш краткий пересказ «Капитанской дочки» может быть использован для читательского дневника учениками 8 класса. краткое содержание произведения по главам – Самые лучшие и интересные новости по теме: 8 класс, 8 класс школы, roman на развлекательном портале «Капитанская дочка» — многогранное произведение, в котором на фоне событий Пугачёвщины развивается история любви главных героев.

Краткое содержание «Капитанская дочка»

Краткое содержание романа "Капитанская дочка" Пушкина разбито на главы с возможностью перейти на полный текст произведения. В исторической повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» внимания заслуживают как главные, так и второстепенные персонажи. Дочка 2 Серия (Русский Дубляж)(360P).mp4. «Капитанская дочка» — повесть, поскольку это текст небольшого объёма, в нём отсутствует яркая личность в качестве главного героя. Предлагаем Вам ознакомиться с кратким содержанием повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина по главам.

Краткое содержание "Капитанская Дочка" (по главам) Пушкина А.С.

Кто не верит, тот пусть сравнит пару сентиментальных романов с романами Скотта! Подобно Ревекке даже ценою своей смерти отказавшись уступить притязаниям злодея Швабрина, Марья Ивановна проявила силу характера, но сила эта - отчасти была вызвана отчаянием, отчасти исходила опять-таки из родовых заветов. Разный фокус романов в том, что у Скотта на протяжении объемной главы в ответ на обещания храмовника ради неё оставить свои обеты Ревекка рассуждает о древности еврейских родов и о необходимости следовать путём предков. В «Капитанской дочке» все рассуждения остаются между строк: просто Марья Ивановна в своем р о д о в о м доме, где диплом её отца висит на стене. И как ранее родной отец дал Маше р о д о в о е благословление, так теперь, в принципе, как и для Гринёва Пугачёв оказывается и её тоже посажённым - названным отцом: кабы не Пугачёв — не бывать бы в конце романа свадьбе героя с героиней. В поэтическом времени — пространстве «Капитанской дочки» так выходит, что мужик б л а г о с л о в л я е т д в о р я н: на брак или на иное более тесный контакт с народом — читателю решать. Пушкин не моралист. Он гениальный поэт. И гениальный психоаналитик характера своих героев. Когда Маша в освободителе из рук злодея узнала убийцу р о д и т е л е й её если и не вытряхнуло, то сильно «встряхнуло» в родовой колыбели её понятий. Когда такое потрясение человек переживает без помрачения рассудка, то после, при внешне не изменившемся характере он способен на неожиданный поступок.

Какой в последней Главе XVI и совершает Марья Ивановна, отправившись в Петербург добиваться от русской императрицы п р а в д ы - отмены приговора Гринёву якобы за измену. Всё это ещё впереди, а пока: «Что, ваше благородие? Как думаешь, не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать племянницу? Пожалуй, я буду п о с а ж ё н ы м о т ц о м, Швабрин дружкою; закутим, запьем - и ворота запрем! Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова, который казнен при взятии здешней крепости". Да они бы ее загрызли. Ничто ее бы не спасло! Дальнейшая речь Гринёва есть вариант взывания к «б о ж ь е м у с у д у», а по уровню высокой поэзии з е р к а л ь н а «затейливой сказке» Пугачёва - непременно должна быть с этой сказкой сопоставлена! Во вдохновенной, не надуманной речи Гринёва в пространсво п р а в д ы — и с т и н ы действие взлетает даже выше уровня эпиграфов из народных песен. И когда для героя опыт романного чтения тут тоже сыграл роль — это был хороший опыт: « - Слушай, - продолжал я… - Как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу...

Но б о г в и д и т, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно ч е с т и моей и христианской с о в е с т и. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедною с и р о т о ю, куда нам б о г путь у к а ж е т. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем б о г а м о л и т ь о спасении грешной твоей души... Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет! В этот момент Пугачёв — настоящий государь от бога… Но в р е м я этой в тексте предпоследней от Пугачёва реплики вполне былинно мифологическое. А место этой реплики -произнесения не столько в Белогорской крепости, столько в той из эпиграфа к Г л а в е II «Вожатый» былинной «сторонушке», где нет ни государей, ни мужичков с дворянами, ни юридических законов; есть только ч е л о в е к перед ч е л о в е к о м как перед б о г о м. И ПОСЛЕ такого взлёта действия к высшей и с т и н е, следует возвращение к определённому жанру: дальнейшее свидание с любимой Гринёв описывает опять в духе сентиментального романа — под пером симпатизирующего героям Пушкина в духе психологически хорошо выдержанного романа: «Я схватил ее руку и долго не мог вымолвить ни одного слова.

Мы оба молчали от полноты сердца... Всё было забыто. Мы говорили и не могли наговориться. Марья Ивановна рассказала мне всё, что с нею ни случилось с самого взятия крепости; описала мне весь ужас ее положения, все испытания, которым подвергал ее гнусный Швабрин. Мы вспомнили и прежнее счастливое время... Оба мы плакали... Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить". Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок. Она чувствовала, что судьба ее соединена была с моею. Но она повторила, что не иначе будет моею женою, как с согласия моих родителей.

Я ей и не противуречил. Мы поцеловались горячо, искренно…»; «Марья Ивановна пошла проститься с могилами своих родителей… Она воротилась, обливаясь молча тихими слезами…» - напоказ классически добротный сентиментализм. Далее в предельно напряженной сцене расставания с Пугачёвым опять следует взлёт к и с т и н е и с её высот стремительное падение в историческую действительность: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Нет в романах подобной сцены! В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время. Швабрин и народ, толпящийся около нас, помешали мне высказать всё, чем исполнено было мое сердце. Мы расстались дружески. Пугачев… еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: "Прощай, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь".

В пространстве романа Пугачёв более не появится, а вместе с ним скоро угаснет и активная сюжетная роль Петра Гринёва. Потому что Пугачёв — Гринёв парные символические герои. И всё в герое слишком частное - личное, не символизирующее старинные достоинства дворянского рода и их обновление — всё это в романе - притче лишнее. У окошка комендантского дома я Гринёв увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Как и положено не раскаявшемуся злодею! Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону. Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость. Должен последовать — и последует острый поворот сюжета. В произведениях Якова Бор.

Княжнина 1740-1791 такого куплета нет. Вполне по методу остроумного сэра Вальтера Скотта выдумав по смыслу нужный ему эпиграф, Пушкин приписывает его Княжнину. П р и п о м н и м: в Главе V «П о е д и н о к» был уже эпиграф из Княжнина без указания авторства. Зачем же это? Возможно, в одном месте Пушкину авторство было не важно, в другом — непременно нужно было упомянуть Княжнина?.. Что вообще-то было обычно в то время. А что можно по поводу стиля этого выдуманного эпиграфа сказать? По отношению к тексту главы фразы из эпиграфа манерны, неестественны, потому как комедийная манера письма эпиграфа приложена к не комедийному содержанию. Но вообще, и комедии, и драмы Княжнина патриотичны, а в последней пьесе «Вадим Новгородский» 1789 г. Что в 1890-х сделало пьесу мишенью для последователей политики Екатерины II.

От имени конкретно которой судом Гринёв и будет осуждён. В «Евгении Онегине» читаем: «Фонвизин, д р у г с в о б о д ы и переимчивый Княжнин». Версия о смерти Княжнина под розгами анекдотична. Но важно, что автор «Капитанской дочки» считал или хотел считать Княжнина наравне с Радищевым гонимым страдальцем, и такую же участь предполагал для Фонвизина, аналогией из знаменитейшего «Недоросля» которого начинается пушкинский роман. Времени Екатерины II просвещённую монархию Пушкин считал источником моральных н е д о р о с л е й, внешне могущих быть прилично образованными. Соответственно, по р о д у от апостола Андрея Первозванного Петруша Гринёв н е д о р о с л ь только в прямом смысле — по возрасту. Зато молодой Гринёв сохраняет в хорошем смысле детскую искренность и непосредственность. Пугачёвщина : «Когда вспомню, что это случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра Первого; 1777 -1825 , не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! И теперь вернёмся к с ю ж е т у!

Марья Ивановна глядела с задумчивостию то на меня, то на дорогу и, казалось, не успела еще опомниться и прийти в себя. Мы молчали. Сердца наши слишком были утомлены... Ненароком Гринёв наезжает на отряд того самого ротмистра Зурина, которому он проиграл в Главе I сто рублей. Гринёв понимает, что предложение Зурина остаться у него в отряде разумно: «Д о л г ч е с т и требовал моего присутствия в войске императрицы». Маше же в отряде не место: Гринёв предлагает ей ехать к его родителям. Я ничего не мог отвечать. Люди нас окружали. Я не хотел при них предаваться чувствам... Наконец она уехала.

Я возвратился к Зурину грустен и молчалив. Он хотел меня развеселить; я думал себя рассеять: мы провели день шумно и буйно и вечером выступили в поход. Это было в конце февраля... О б р а т и м В н и м а н и е: прощание Гринёва с невестою описано по аналогии — сходно с его же прощанием с Пугачёвым в предыдущей главе. В случаях где не находится романного шаблона для истинных чувствах, рассказчик - Гринёв краток и речь его совпадает с лаконичным пушкинским «от себя» стилем. Далее очень деловито сообщается об успехах Пугачёва: «Вскоре весть о взятии Казани и о походе самозванца на Москву встревожила начальников войск, беспечно дремавших в надежде на бессилие презренного бунтовщика…». К этому месту относится отброшенная Пушкиным «Пропущенная глава». По какой причине Пушкин выкидывает готовую Главу: потому что в ней слишком явно изображено жестокое подавление восстания?.. Посмотрим на содержание: П р о п у щ е н н а я Г л а в а явно ранняя: и в ней именуемый Буланиным Гринёв отлучается от отряда проведать в имении родителей и невесту. Но родовая деревня занята бунтовщиками и Буланин вынужден запереться в амбаре вместе с отцом, матерью и Марьей Ивановной.

Оказавшийся предводителем бунтовщиков Швабрин издевается: «Велю поджечь анбар, и тогда посмотрим, что ты станешь делать, Дон-Кишот Белогорский… До свидания, Марья Ивановна, не извиняюсь перед вами: вам, вероятно, не скучно в потемках с вашим рыцарем…» - крайне циничная речь! В этой смертельной ситуации Марья Ивановна проявляет замечательную твёрдость характера: - Полно, Петр Андреич! Не губите за меня и себя и родителей. Выпустите меня. Швабрин меня послушает. Как не знать, помня участь родителей Марьи И-ны! Вы были для меня более, чем благодетели. Благословите меня. Простите же и вы, Петр Андреич. Будьте уверены, что...

Я был как сумасшедший. Матушка плакала. Сиди здесь и молчи. Умирать, так умирать уж вместе…» - в приоткрытую дверь Буланину удаётся ранить Швабрина, и прибывший отряд гусар освобождает пленников. Швабрина с конвоем отправляют в Казань. Буланин едет довоевывать... Т е п е р ь в д у м а е м с я: выпущена глава, в которой Буланин-Гринёв единственный раз прямо назван р ы ц а р е м, что проясняет многие литературные аналогии. Но глава и сама добавляет а н а л о г и ю даже не с романами Скотта, но с их источниками - с английскими и с французскими балладами, где осада замков злодеями и героическая гибель их защитников иногда в огне — расхожий сюжет. Особенно в Англии англичане с шотландцами взаимно любили разрушать и сжигать замки друг у друга. Всё в том же «Айвенго» Вальтер Скотт «перевернул» мотив невинно сгорающих: сжёг замок злодея с ним вместе.

С обороной в подземелье русского «замка» - в амбаре — такая Г л а в а, без сомнения, как «родная» была бы принята европейским читателем. А Пушкин эту главу выкинул!.. Кроме того именно в П р о п у щ е н н о й Г л а в е наиболее сильны аналогии со скоттовским «Роб Роем», в котором положительный герой романа Френсис Осбалдистон со взаимностью влюблён в свою кузину Диану. В неё же влюблён другой кузен Рэшли — хитрый и расчётливый злодей по типу шекспировского Яго из «Отелло». Волею судьбы Рэшли проигрывает и в любви, и в политике: бунтовщики, с которыми он в надежде клеветой избавиться от соперника связал судьбу, побеждены. В бешенстве в кузен-негодяй готов вместе с Френсисом уничтожить и Диану. Рэшли приводит в родовой замок откровенных разбойников, но волею случая смертельно ранен сам. Сюда надо ещё добавить, что умный и злой кузен внешне уродлив по типу другого шекспировского злодея Ричарда III Глостера. И Швабрин тоже имеет лицо «отменно некрасивое... Создающему роман притчу из русской истории в форме «смутных чувствований» Пушкину совсем не нужно было, чтобы аналогии перевесили русский контекст.

Без иронии обилие с евро-литературой узнаваемых перекличек для романа — п р и т ч и не подходило: это р о м а н — п р и т ч у превращало в обыкновенный исторический роман - в по схеме знаменитого «отца исторического романа Вальтера Скотта» вторичный роман. Какие например писал Мих. Загоскин 1789-1752 : хорошие, но подражательные с определённым концом. Вот это-то Пушкину уже совершенно было не нужно! Даже открытое сравнение с известнейшим литературным героем Дон Кихотом делало Гринёва — вторичным героем. Как и пословица, роман - притча не должен иметь определённых начала и конца действия. И по совокупности причин глава с поджогом амбара - выкинута. П р о п у щ е н н а я Г л а в а с поджогом амбара выкинута ещё из-за одной уже полностью русской аналогии.

В этой даме все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Узнав, кто такая Маша, она предложила свою помощь, и Маша искренне поведала даме всю историю. Дама оказалась императрицей, которая помиловала Гринева так же, как Пугачев в своё время помиловал и Машу, и Гринева.

Пока кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Петру Андреевичу приснился страшный сон, в котором пятидесятилетний Гринев усматривает нечто пророческое, связывая его со «странными обстоятельствами» своей дальнейшей жизни. Мужик с черной бородою лежит в постели отца Гринева, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мертвыми телами; Гринев спотыкается о них, скользит в кровавых лужах, но его «страшный мужик» «ласково кличет», приговаривая: «Не бойсь, подойди под мое благословение». В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп и подносит стакан вина, за что тот с низким поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель». Наружность «вожатого» показалась Гриневу «замечательною»: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринев, встречает юношу не грозными бастионами, башнями и валами, а оказывается деревушкой, окруженной деревянным забором. Вместо храброго гарнизона — инвалиды, не знающие, где левая, а где правая сторона, вместо смертоносной артиллерии — старенькая пушка, забитая мусором. Комендант крепости Иван Кузьмич Миронов — офицер «из солдатских детей», человек необразованный, но честный и добрый. Его жена, Василиса Егоровна, полностью им управляет и на дела службы смотрит как на свои хозяйственные. Вскоре Гринев становится для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом […] привязался к доброму семейству». В дочери Мироновых Маше Гринев «нашел благоразумную и чувствительную девушку». Служба не тяготит Гринева, он увлекся чтением книг, упражняется в переводах и сочинении стихов. Поначалу он сближается с поручиком Швабриным, единственным в крепости человеком, близким Гриневу по образованию, возрасту и роду занятий. Но вскоре они ссорятся — Швабрин с издевкой раскритиковал любовную «песенку», написанную Гриневым, а также позволил себе грязные намеки относительно «нрава и обычая» Маши Мироновой, коей эта песенка была посвящена. Позже, в разговоре с Машей, Гринев выяснит причины упорного злоречия, которым Швабрин её преследовал: поручик сватался к ней, но получил отказ. Он очень мне противен», — признается Маша Гриневу. Ссора разрешается поединком и ранением Гринева. Маша ухаживает за раненым Гриневым. Молодые люди признаются друг другу «в сердечной склонности», и Гринев пишет батюшке письмо, «прося родительского благословения».

Вскоре, отец выгнал его со двора, так как тот вместо обучения сына наукам, только пил да развлекался с барышнями. Когда Пете исполнилось 16, отец отправляет его на службу в Оренбург. Сын мечтал о Петербурге, надеясь, что там его ждет свободная жизнь. Вместе с ним едет и старый слуга. В Симбирске мужчины делают остановку. Старик уходит за покупками, а парень попадает в трактир, где знакомится с ротмистром Зуриным. Тот учит его игре в бильярд. Петруша проигрывает новому знакомому сто рублей. Савельич возмущен поступком хозяина, но деньги отдает. Глава 2. Вожатый Молодой Гринев с верным слугою едут в крепость. Извозчик предупреждает, что может начаться сильная метель, но парень велит двигаться дальше. Поднялся сильный ветер и пошел снег. Путники встретят незнакомца, который поможет им найти дорогу к постоялому двору. В пути Петя задремлет. Ему приснится странный сон. Он вернулся домой, получив новость о болезни отца. На ложе он увидит не его, а совершенно другого мужчину, с черной бородой. Незнакомец размахивает топором и крушит все вокруг, убивает людей. Парня же он не тронет. Проснувшись, тот будет очень удивлен. Ведь путник, который помог им выбраться, очень похож на мужчину со сновидений. В знак благодарности, Гринев подарит ему заячий тулуп. Когда Петя и Савельич приедут в Оренбург, они отдадут сопроводительное письмо отца его знакомому. Тот, чтобы удовлетворить просьбу мужчины, отсылает его сына еще дальше, в Белгородскую крепость. Глава 3. Крепость Гринев прибыл в Белгородский гарнизон. Он по-другому представлял себе местность. Маленькие кривые избушки, старые пушки, добродушные люди - все это поразило его. Руководит всем Миронов Иван Кузьмич. Его жена Василиса Егоровна принимает не меньшее участие в управлении крепостью. Дочь Маша весьма скромная особа. Не успели прибывшие заселиться, как к ним в гости пожаловал поручик Швабрин. Попал он сюда в наказание за убийство человека на дуэли. Он сразу же показался Пете неприятным. Особенно от того, что говорил множество нелестных речей о молодой Марии, дочери капитана. Глава 4. Поединок Петр часто заходит в гости к коменданту. Служба не тяготит его. Парень проникается нежными чувствами к Маше. Она оказалась весьма умной и воспитанной девушкой. Гринев посвятил ей песню, которую написал сам. Швабрин раскритиковал каждое слово.

Какова концовка романа капитанская дочка и в чем ее смысл кратко

Здесь он влюбляется в дочку начальника – капитанскую дочку Машу Миронову. «Капитанскую дочка» — это не то произведение, которое задумывается автором как нечто великое, а потом годами «дозревает» как идея. Если б паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. Ради спасения любимой девушки Маши — дочери коменданта крепости — он прибегает к помощи Пугачева и в результате оказывается обвинен в государственной измене. Скачать Капитанская дочка в кратком содержании в Docx. Сегодня у нас Капитанская дочка Краткое содержание в разных вариантах: для читательского дневника и по главам.

"Капитанская дочка": краткий пересказ. "Капитанская дочка": содержание по главам

Что же такого есть в «Капитанской дочке», оставшееся за рамками школьной программы? Сегодня у нас Капитанская дочка Краткое содержание в разных вариантах: для читательского дневника и по главам. На этом и заканчивается краткий пересказ романа «Капитанская дочка», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Читать капитанская дочка краткое содержание для итогового сочинения

На месте своей службы Пётр находит свою настоящую любовь и, пройдя через все испытания судьбы, женится и продолжает жить, не забывая о том, что ему пришлось пережить. Чему учит. Проявление силы воли, смелости и доброты главных героев показывает читателям, что нельзя сдаваться и опускать руки, а нужно идти до конца и помогать тем, кто в этом нуждается. Читать краткое содержание Пушкин Капитанская дочка по главам Глава 1 В первой главе описывается детство Петра Гринёва. С пяти лет он находился на воспитании и обучении грамоте у стремянного Савельича. Достигнув 17- летнего возраста, Пётруша отправляется в Оренбург вместе со своим воспитателем. По пути они останавливаются в Симбирске, где в трактире Гринёв проигрывает 100 рублей своему новому знакомому ротмистру Ивану Зурину.

Глава 2 В дороге Пётр и Савельич попадают в оковы снежной бури и не могут продолжить путь. Пока они выезжают из снежного плена, Гринёв видит во сне мужика с чёрной бородой и топором в руках. Выехать им помогает незнакомый человек и приводит их в избу на ночлег. Утром Петруша дарит спасителю свой тулуп. Приехав в пункт назначения, Пётр Андреевич узнаёт, что дальше ему предстоит ехать в Белогорскую крепость. Глава 3 В крепости Гринёв знакомится с её жителями и у него появляется новый друг Алексей Швабрин, попавший в крепость за убийство на дуэли.

Алексей плохо отзывается о дочери капитана и осуждает её. Познакомившись с ней, Пётр начинает не доверять Швабрину, так как он оказывается не прав.

Савельич пошёл покупать нужные вещи. Пётр познакомился с Иваном Ивановичем Зуриным, ротмистром гусарского полка. Тот стал учить его играть на бильярде и пить пунш, уверяя, что это нужно уметь, служа в армии.

В итоге Пётр проиграл ему 100 рублей. Деньги были у Савельича, а он ещё не пришёл. Зурин сказал, что может и подождать, повёз ужинать к Аннушке, там напоил Петра и отвёз в полночь в трактир. Савельич ахнул, увидев своего барина пьяным. Когда утром Пётр получил записку от Зурина с требованием отдать ему 100 рублей, Савельич отказался давать деньги.

Но Пётр хотел избавиться от опеки слуги и желал показать себя самостоятельным человеком. Он пригрозил Савельичу прогнать его, если не будет исполнять то, что приказывает господин. Пришлось Савельичу отдать деньги Зурину. Затем он поспешил вывести Петра из трактира, и они продолжили свой путь. Глава 2.

Вожатый В пути Гринёв помирился с Савельичем и сказал, что будет слушаться его и без его согласия не будет тратить деньги. Кибитка ехала по снежной пустыне. Ямщик предложил вернуться, так как по приметам понял, что будет буран. Но Гринёв понадеялся до его начала доехать до следующей станции. Вдруг налетел ветер, повалил снег, сделалось темно.

Ямщик остановил лошадей. Пётр увидел вдали шевелящееся тёмное пятно и велел ехать к нему. Это оказался человек. Гринёв спросил у него, может ли он помочь добраться до ночлега, но тот сказал, что лучше подождать пока утихнет буран, а потом найти дорогу по звёздам. Но затем мужик сел рядом с ямщиком и сказал ему ехать направо, так как жильё недалеко.

Оказалось, что оттуда ветер подул и принёс запах дыма. Пока добирались до деревни, Пётр заснул и увидел сон, который потом не мог никогда забыть. Приснилось ему, будто в буран он заблудился и подъехал к своему дому. Матушка сказала, что батюшка при смерти и хочет проститься с ним. Но вместо отца на кровати лежал чернобородый мужик и весело поглядывал на Гринёва.

Матушка сказала, что это посажёный отец Петра, что надо попросить у него благословения. Молодой человек не согласился, тогда мужик вскочил, схватил топор и стал им размахивать. Комната наполнилась мёртвыми телами, а страшный мужик уговаривал Петра подойти под его благословение. На этом месте сон прервался, так как Савельич разбудил Петра — они приехали на постоялый двор. Хозяин его был яицкий казак.

Гринёв спросил Савильича, где вожатый. С полатей откликнулся чернобородый мужик. Пётр спросил его, озяб ли он. Тот ответил: «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Мужик попросил стакан вина, сказав, что чай — не казацкое питьё.

Гринёв приказал хозяину налить мужику вина. Тот, признав вожатого, спросил, откуда его снова сюда бог принёс. И у них пошёл иносказательный разговор, из которого Гринёв ничего не понял. Только потом он догадался, что речь шла о Яицком войске, которое в 1772 году бунтовало и было усмирено. Наутро буран утих.

Пётр хотел отблагодарить вожатого и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич возмутился, что нужно дать деньги мужику, которого Гринёв изволил подвести к постоялому двору, и сказал, что у них нет лишних полтин. Так как Пётр обещал Савельичу, что тот будет распоряжаться деньгами, то велел ему отдать мужику заячий тулуп. Савельич сказал, что тот пропьёт его в кабаке. Но бродяга сказал, что если барин жалует ему шубу со своего плеча, то Савельич должен слушаться.

Гринёв строго приказал Савельичу принести тулуп. Мужик тут же надел его. Тулуп был немного узок для него и распоролся по шву, но вожатый был доволен и сказал Петру, что век не забудет его милостей. Тот его назначил офицером в полк и направил служить в Белогорскую крепость под командование капитана Миронова. Белогорская крепость была на границе «киргиз-кайсацких степей», на другой день Гринёв отправился туда.

Глава 3. Крепость Крепость была в 40 верстах от Оренбурга. Это был не бастион с башнями и валом, а деревушка, окружённая бревенчатым забором. В доме коменданта была только его жена, Василиса Егоровна, сам он гостил у священника. Капитанша распорядилась, чтобы урядник, которого она звала Максимычем, отвёл Гринёву квартиру почище.

Утром к Гринёву пришёл знакомиться Алексей Иванович Швабрин, который был сослан служить сюда за убийство на дуэли. Он был остёр на язык и понравился Петру. От комендантши просили звать Гринёва на обед. Швабрин пошёл с ним. Там Пётр познакомился с комендантом и его дочкой Машей, девушкой лет 18.

Глава 4. Поединок Жизнь в крепости оказалась для Гринёва приятной. Семья коменданта приняла его как родного, он подружился с Машей. Гринёв был произведён в офицеры, но служба его не отягощала: не было ни учений, ни смотров, ни караулов. Пётр по утрам читал, иногда сочинял стихи или делал переводы с французского языка.

Однажды он сочинил песенку и прочёл её Швабрину. Тот раскритиковал эти стишки и спросил, что за Маша упоминается в них, не дочь ли коменданта? Рассерженный Гринёв ответил, что это не его дело. Тогда Швабрин посоветовал ему Марье Ивановне не стишки читать, а серьги подарить — тогда она будет благосклонна, и добавил, что знает её нравы по опыту. Гринёв сказал Швабрину, что он лжёт, и тот вызвал его на дуэль.

Пётр попросил старого кривого поручика Ивана Игнатьича быть его секундантом, но тот отказался. Когда Гринёв сообщил об этом Швабрину, тот сказал, что обойдутся без секундантов.

Сюжет повести — юный барчонок Петр отправляется на службу в далекий Оренбург. На Урале он знакомится сначала с Пугачевым с комендантом Оренбургской крепости капитаном Мироновым, его дочерью Машей и офицером Швабриным. Внезапно власть резко меняется, приходит бунтовщик Пугачев, родители Маши погибают при защите крепости.

Швабрин, изменив офицерской чести и став на сторону Пугачева, обретает власть и понуждает Машу выйти за него замуж. Чтобы спасти ее, Гринев мечется то в Оренбург, то обратно, и принимает помощь самого Пугачева, чтобы спасти Машу от Швабрина. Таким образом, связавшись с бунтовщиком, Гринев оказывается государственным изменником. Лишь Маше удается его оправдать, встретившись с государыней и получив ее прощение. Жанр произведения 1 речь идет о сравнительно небольшом временном отрезке из жизни персонажей на фоне ярких и важных событий отечественной истории, а именно - дни пугачевского восстания и последующие судебные процессы; 2 объем текста сравнительно с романом небольшой 3 есть определенный повествователь отсюда и пошло название жанра - "повесть" ; 4 в центре повествования преимущественно один человек, а именно Петр Гринев.

Все остальные герои показаны лишь в непосредственной связи с событиями его жизни. Название произведения Название повести ставит во главу угла не главного героя, Петра Гринева, а его избранницу, дочь капитана Миронова. Этим подчеркнуто значение, которое принадлежит Маше в судьбе Гринева. Ведь девушка станет невольной причиной его измены формальному уставу, а значит, и причиной ошибочного царского суда над ним. В итоге, поняв свою роль в том, что Гринев оказался осужден, Марья Ивановна решится стать его спасительницей.

Сила духа Маши и ее верность оказываются не менее сильными, чем чувства и благородство Гринева, поэтому повесть названа в ее честь. Немаловажно и присутствие образа ее отца, капитана Миронова, в названии произведения. Маша - не просто замечательная девушка. Благодаря названию подчеркивается, что она прежде всего " дочка" своего отца, преданного Отечеству и "старинным" принципам", как и Петр Андреевич - достойный сын своего батюшки в этом же отношении. Так Пушкин подчеркивает идею преемственности благородных правил жизни, идею важности воспитания чести из рода в род.

Рассказчик Повествование ведется от лица молодого дворянина Петра Гринева, вымышленного участника событий, оказавшегося волей судьбы в Оренбургской крепости на службе, в эпицентре бунта. Этот образ явился результатом многолетнего изучения Пушкиным судеб многих людей, имевших отношение к пугачевскому времени и восстанию. Тема произведения — восстание Емельяна Пугачева и его пребывание на Урале царем -самозванцем в 1774 году. Основная идея повести в том, что благородство души - это спасение и достоинство человека. Благородство души заключается в ее способности быть верной, честной, преданной и любящей.

Эта идея прекрасно выражена через противостояние образов Петра Гринева, доброго и честного по натуре, и Алексея Швабрина, его подлого и беспринципного сослуживца. Приведем несколько цитат в подтверждение этой основной мысли произведения: - " Береги платье снову, а честь смолод у" наказ батюшки Петруше Гриневу -" Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей" обещание мужика - Пугачева быть век благодарным Гриневу, которое он полностью сдержал. Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамена! Ах он собачий сын!

Пушкин осуждает насилие как со стороны государства, так и со стороны повстанцев. Бунт- не выход, насилием и восстанием не добьешься ничего хорошего. Проблематика произведения Нравственная проблематика — основная. Она - наиболее ярко выраженная и разветвленная. В ней выделяются: - проблемы долга, чести как в социальном смысле преданности своей изначальной присяге так и в личной жизни верности близкому человеку -также к нравственной проблематике принадлежит отдельная проблема милосерди я.

Эпиграфы Эпиграфы к каждой главе кратко резюмируют содержание соответствующей главы, предвосхищая развитие событий. Практически все эпиграфы в этой повести взяты либо из авторов 18 века, эпохи, которая показывается в повести, либо из старинных русских песен или пословиц. Художественные особенности произведения Как это обычно свойственно Пушкину, произведение написано предельно простым и ясным слогом, с юмором, пронизывающим порой даже серьезные сцены. Не случайно верный спутник Гринева — образ Савельича, насквозь пронизанный добрым авторским юмором. Пример иронии - в характеристике оренбургского генерала, которую дает Гринев: Строгая немецкая экономия царствовала за его столом, и я думаю, что страх видеть иногда лишнего гостя за своею холостою трапезою был отчасти причиною поспешного удаления моего в гарнизон.

Автору совершенно чужд любой драматизм выспренность, пафос. О гибели коменданта и его жены, об аресте Гринева, о трагическом конце Пугачева — обо всем повествуется так же просто и кратко, как о любом другом самом обыденном происшествии в повести. Актуальность Автор заставляет нас задуматься, как должно вести себя в переломный момент истории, когда шатается власть, шатаются устои, и, образно говоря, кибитку жизни заносит снегом бурана. Как достойно вести себя человеку в сложной ситуации, когда возникает опасность для жизни? Ведь в жизни каждого из нас бывают подобные ситуации, когда нужно совершать определенный нравственный выбор.

Именно этим актуально произведение. Гринев просто верен своему долгу и потому получит уважение сразу с двух противоположных лагерей, от двух политических антагонистов - как от императрицы Екатерины, которая поймет свою ошибку по отношению к Гриневу, так и от смутьяна Пугачева, который признает право Гринева на верность своей присяге. Так Пушкин показывает, что в любой ситуации нужно оставаться человеком. Если понадобится, не стоит бояться и умереть за свою честь. Однако столь счастливого торжества чести и благородства не произошло бы а произошла бы казнь главного героя наравне с другими честными офицерами , если бы не другая сторона Гринева - его человечность и милосердие.

Именно эти качества завоевали как дружбу Пугачева и в результате спасенная жизнь Гринева , так и любовь к герою Маши Мироновой, которая в итоге также вызволяет героя из беды. В повести проводится идея того, что за малый, эпизодический добрый поступок человек получает великое вознаграждение. Доброе слово, стакан водки и заячий тулуп, бескорыстно подаренный незнакомцу, приведут Гринева к дружбе с чрезвычайно опасным могущественным человеком, который будет ему покровительствовать в самые критические моменты жизни. А доброе отношение Гринева к Маше вспомним первое застолье у коменданта, когда он переменил тему, увидев ее слезы, а также его дуэль за честь Маши приведут к тому, что он обретет самую верную и чистую любовь со стороны этой героини. Это исторический роман, в котором на фоне событий восстания Емельяна Пугачева рассказана история любви, преданности и верности главных героев — Петра Гринева и капитанской дочери Маши.

Параллельно подняты вопросы социального неравенства, чести, дружбы, верности, сложности выбора. Повествование ведется от имени Гринева. Родился Петр Гринев в симбирской деревне в семье отставного военного Андрея Петровича и обедневшей дворянки Авдотьи Васильевны. Воспитывал Петра старый преданный слуга Савельич. В 16 лет отец отправил сына в сопровождении Савельича на службу в Оренбургский округ под начало старого приятеля-генерала.

По дороге путники попали в буран и сбились с пути. К людям их вывел незнакомец. В благодарность Гринев подарил ему тулуп из заячьих шкур. В Оренбурге друг отца определил юношу в Белогорскую крепость. Там Гринев познакомился с офицером Алексеем Швабриным.

Сразу они подружились, но потом рассорились из-за дочери коменданта Маши. Швабрин усомнился в невинности девушки. Петр вызвал обидчика на дуэль и был ранен. От Маши Гринев узнал, что ранее Швабрин сватался к ней, но получил отказ. Девушка дала слово Гриневу выйти за него замуж.

Но когда сын в письме попросил у родителей благословения, отец запретил ему жениться на Маше. Влюбленные перестали встречаться. В Пугачеве Савельич узнал их вожатого, которому Петр Андреич подарил заячий тулуп. Пугачев тоже узнал молодого человека, потому и помиловал. Предложил перейти на его сторону, но Гринев отказался.

Пораженный искренностью молодого человека, Пугачев отпустил его в Оренбург. Комендантом крепости назначили Швабрина. Вскоре началась осада Оренбурга. Петру передали письмо от Маши. Швабрин принуждал ее к замужеству.

В случае отказа грозился рассказать, чья она дочь. Гринев возвращается в крепость, чтобы спасти Машу. Но по пути его вместе с Савельичем снова схватили казаки. Гринев рассказал Пугачеву , что Швабрин обижает его невесту. По дороге в крепость Петр посоветовал Пугачеву сдаться императрице.

С Машей они создают крепкую семью. Главная мысль романа «Капитанская дочка». Долг, честь и благородство — превыше всего. Если человек порядочен и честен, то он останется таким в любых испытаниях.

Верность Родине сопоставляется с верностью любимой женщине, низкий и подлый человек легко предаст и свои идеалы, и зависимую от него женщину. Рекомендации от сайта Пушкин сделал, подписывайтесь на наши каналы: Родителям в помощь — наш канал для родителей Английский в IT — базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины — для детей и родителей Какой сегодня праздник — не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции Приглашение в закрытый канал Копилка полезностей - книги, бесплатные онлайн-курсы и другие полезные ресурсы для обучения и развития. Отзыв о романе «Капитанская дочка». Роман основан на реальных исторических событиях, но его драматургия — общечеловеческая.

Эпиграф «Береги честь смолоду» очень точно отражает главную мысль романа. Петр Гринев мужает, формируется, становится личностью — в конце он уже не восторженный наивный юноша, а будущий муж, смелый воин, прошедший бедствия и испытания. Духовно растет и Маша, она уже не жертва обстоятельств, а верная подруга Гринева. Обоим довелось спасти любимого человека: Гринев спас Машу от Швабрина, а она спасла Петра от тюрьмы и каторги.

Благодаря живому, сочному языку, роман воспринимается современным, помыслы и мотивы героев доступны и понятны читателю и в XXI веке. Какой отрывок из книги понравился или запомнился тебе больше всего? О чем он?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий