Святками на Руси именуется светоносный период православного календаря от праздника Рождества Христова 7 января (25 декабря ст. ст.) до торжества Крещения Господня 19 января. это двенадцать Святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году, шесть Светлых — Светлое Полуколо года, и другие шесть Тёмных. «Святки» Петра Ильича Чайковского создают атмосферу и настроение этого радостного времени года – ожидания чего-то приятного и волнительного.
Святки: веселиться важно правильно!
- Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
- В России проходят Рождественские святки
- Нижегородские энтузиасты в Святки напомнили о древних русских традициях - Российская газета
- Святки – что это за праздник
- Традиции и обряды праздника
- Как в России проходят Святки: традиции, гадания и запреты | Москва | ФедералПресс
Святки в русской деревне XIII–XVIII веков
14 января в Русском центре Российского общества просвещения, культурного и делового сотрудничества в Стамбуле состоялась встреча «Ох, уж эти святки!». Алена раскрыла основные способы гаданий на Святки, которые йошкаролинцы могут вести в домашних условиях. Святки – 12 январских дней от Рождества до Крещения – особое время в церковном календаре. Главная» Новости» Святки две недели зимних праздников от рождества приходящегося на 7 января запятые в предложениях.
Святки на Щелоковском хуторе попали в эфир Первого канала
Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита по славянской мифологии, это был бог войны и победы. Также бытует мнение, что это слово имеет корни от старославянского «Святки», что означает — «душа предков». Любимое популярное развлечение этого периода — наряжаться и ходить колядовать с песнями. Коляда древний языческий бог символизировал начало новой жизни и обновление природы.
Церковь не могла искоренить эти традиции, поэтому приняла обряд колядования, слегка изменив его: в песнях стали упоминать Иисуса и восхвалять его. В ночь на Коляду люди зажигали огонь, устраивали пляски и песнопения, катили с горы горящее колесо. Дети ходили со звездой ручной работы она символизировала восходящее солнце по деревням.
Стучали в двери, поздравляли всех, пели народные праздничные песни — «колядки» и получали за это подарки. У песен «колядок» нет авторов, так как они были сочинены народом, но они всегда добрые и искренние. Что можно и нельзя делать на Святки В святочные дни существуют поверья о том, что можно и нужно делать и о том, чего делать категорически не рекомендуется.
Так, не желательно на протяжении этих дней заниматься подсчётом денег особенно, мелких , чтобы не навлечь на семью неудачи и беды. Также раньше нельзя было в Святки заниматься шитьем и вязанием. Считалось, что это может навлечь лишние хлопоты.
Наконец, многие верили, что если в этот период совершить крупную сделку либо купить что-то ценное или крупное, то нечистая сила все обязательно испортит. Разумеется, Церковь считает, что в подобные поверья не стоит верить, так как они необоснованные. Считается хорошим признаком на протяжении Святок дарить подарки знакомым, друзьям и близким, а заодно и получать подарки.
Это поможет привлечь в свою семью достаток. Единственное, чего по мнению Церкви не стоит делать во время Святок — это проводить гадания и подобные ритуалы. Это грешное занятие, для верующих вообще неприемлемо заниматься подобными делами.
Лучше вместо этого праздновать святые дни с родными и близкими, гулять и устраивать различные зимние развлечения, например, катания с горок и создание снеговиков всей семьёй. Какого числа Святки в 2021 году По традиции, Святки празднуются в одно время — это период с Сочельника до Богоявления. Поэтому, в 2021 году праздники приходятся на период с 6 января по 19 января по новому стилю.
Длительность Святок составляет 12 дней, то есть, весь рождественский период. Традиции и обряды на Святки по дням Раньше в дни Святок были определенные традиции, которые соблюдало все население от мала и до велика. Дети тоже зачастую участвовали во многих обрядах.
С самого утра люди начинают готовиться к празднику: приготавливают еду 12 блюд , приводят в порядок дом, кормят скотину если есть , возвращают долги.
Сохранились воспоминания Федора Поликарпова, постоянного автора газеты «Ведомости» и справщика редактора Печатного двора. Он наблюдал за встречей нового века из окон типографии на Никольской улице, которая неожиданно стала центром ночных торжеств: «…в знатных местах зделаны были ворота наподобие Триумфальных.
Також у многих знатных домов украшены были ворота ветвями от разных древ и иллюминациями». Утром государь принимал в Кремлевском дворце официальные поздравления «на европейский манер». В домах сподвижников Петра начались ассамблеи, с правилами которых еще не все были знакомы.
Танцевать всю ночь и открыто любезничать с дамами теперь разрешалось на «правительственном уровне», поэтому молодежи нововведение понравилось. Через семь дней пальба и гульба прекратилась, началось новое столетие. Елка в каждый дом Традиция ставить елку и украшать ее к Рождеству укоренилась в России в 1830-х годах и широкое распространение получила уже к середине XIX века.
Украшали ее отнюдь не стеклянными игрушками, а яблоками, орехами, конфетами, пряниками. Тогда же появились елочные базары и магазины. В Первую мировую войну рождественская елка стала сближающим фактором для противников.
Выставленные на бруствер немецких окопов 24 декабря 1914 года небольшие светящиеся елочки послужили символом, призывающим к братанию солдат воющих сторон. Аскетично украшенная военная елка ставилась и в русских окопах. К 1917 году в России празднование Рождества, установка и украшение рождественской елки стало привычным явлением.
Мокшаны Пензенской губ. Голосовой, изображен ангел, летящий над городом, с подарками в руках, 1903-1915 из коллекции Музея Москвы Забытый буржуйский праздник До революции Рождество было главным семейным праздником, а вот Новый год отмечала исключительно молодежь. После Октябрьской революции, едва оправившись от Гражданской войны, Совнарком РСФСР принял декрет о переходе страны на григорианский календарь — с 25 декабря празднование Рождества перешло на 7 января.
Со второй половины 1920-х годов началась борьба с церковными праздниками как с буржуазными пережитками старого мира, в первую очередь с Рождеством.
Обидишь, коли не выпьешь… Ну, выпил рюмки три… колбасой закусил… Оттеда на Петербургскую сторону к Лиходееву… Хороший человек… — И все пешком? От кофею распарился, оно, должно быть, в голову и ударило… От Пелагеи Емельяновны пошел к Облеухову… Облеухова Василием звать, именинник… Не съешь именинного пирога — обидишь…» К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником — отправить почтовую открытку К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником — отправить почтовую открытку. Сразу возникла традиция дарения открыток. Первая такая открытка появилась в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет отечественный рынок был заполнен сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов. С выпуском русскоязычных поздравительных открыток отечественный ассортимент становится самым разнообразным в Европе. На Святки, пока высший свет веселился на балах и маскарадах, простые горожане развлекались на катальных горах, которые часто стояли потом до Масленицы, и в балаганах, где давались незамысловатые представления.
В Петербурге они располагались в основном на Царицыном лугу или на Марсовом поле, в Москве — под Новинским монастырем район нынешнего Новинского бульвара , потом переместились на Девичье поле сейчас это Хамовники. В Москве на Соборной площади появлялась традиционная елка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьевых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. Так, если в период новогодних празднеств в Москве гостил император, главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце в первых числах января. Традицию новогодних фейерверков на Воробьевых горах еще в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на нынешней улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города.
Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей. Со временем Новый год стал «обрастать» своими традициями. Вечер накануне Нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своем хозяйстве. А вот традиция пить шампанское, как гласит легенда, появилась после разгрома наполеоновской армии. В 1813 году русскими были опустошены винные погреба мадам Клико.
Мадам не очень-то этому противилась и вроде бы даже сказала, что «Россия покроет убытки». Это действительно и произошло, так как вино Дома Клико оказалось превосходным и его часто стали выписывать в Россию.
Когда на небе загорается первая звезда, можно начинать праздновать — садиться за стол со множеством угощений: не менее 12 блюд. Первая звездочка символизирует Вифлеемскую — ту, что осветила волхвам дорогу к новорожденному Христу. На святочный период приходится не только Рождество — 7 января, но и Старый Новый год — с 13 на 14 января, завершаются Святки Крещением, которое отмечается с 18 на 19 января. История праздника Прообраз праздника зародился в Древней Греции. Смену одного года другим мужчины и женщины отмечали переодеванием в одежды друг друга. Шумный праздник сопровождался массовыми гуляниями, участники которых облачались в вывернутые наизнанку шубы, а лица скрывали под масками. Традиция жила до падения Византии. Празднества распространились на Италию, где со временем вытеснили древнеримское торжество в честь рождения солнца, которое отмечали в Риме именно 24—25 декабря.
Традиции праздника Традиционно на Руси было принято рассказывать «святочные сказки»: собираться за столом с самыми близкими людьми и делиться волшебными историями.
Забайкальский краеведческий музей провёл для школьников рождественские Святки
(Впрочем, сам автор допускает ошибку: говорит о 12 днях Святок, хотя по факту указывает период в 13 дней). и Яндекс будет показывать их выше остальных. Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды». Вместе с тем одной из основных народных традиций на Святки были гадания. Святки празднуют с 6 по 18 января 2023 года.
12 священных ночей. Колядование, венок, полено, обряды - история традиций
Главная» Новости» Святки две недели зимних праздников от рождества приходящегося на 7 января запятые в предложениях. Устрашающего вида личины и кони из валенок, коридор в зеркале, елки, духи и подарки: корреспонденты "МК в Туле" узнавали, как туляки отмечали Святки. Существует мнение, что эта 12-дневка называется Святками, поскольку каждый день освящен торжественным и великим праздником Рождества Христова. В дни между Рождеством и Крещением православные верующие отмечают Рождественские святки. 18 января Городской совет ветеранов и Совет ветеранов НИИМаш побывали в Центральной городской библиотеке. Тема встречи «Мы на Святки принесли колядки»!
12 священных ночей. Колядование, венок, полено, обряды - история традиций
В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12. Новости Святки-колядки. Святки – самое мистическое время в году, знаменующее собой переход от старого года к новому, олицетворяющее древнюю идею торжества света над тьмой, добра над злом.
Святки: что нельзя делать, гадания, обычаи, традиции праздника
Репортаж вышел в программе «Доброе утро». В Нижнем Новгороде праздновали святки на территории музея деревянного зодчества «Щелоковский хутор». Несмотря на морозы, событие посетили более 300 человек.
Даже небольшой подарок, скромное пожертвование, доброе слово могут помочь человеку во мраке обстоятельств увидеть свет Вифлеемской звезды. И, пожалуй, важнее застолий и увеселений в эти дни поделиться теплом и надеждой с теми, кому это действительно необходимо. За Рождеством, празднование которого заканчивается 13 января, следует ещё одна дата, связанная с событиями из детства Спасителя. Этот день не относится к самым большим христианским праздникам, но имеет своё особое значение. Иудейский обряд обрезания можно назвать прообразом христианского крещения. Праздник Крещения , которое Иисус принял перед Своим выходом на проповедь и во время которого Бог явился в трех Лицах, Православная Церковь отмечает сразу после Святок 19 января 18 января — Крещенский сочельник. Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути.
И в полутьме казалось, что выглядывает из зеркальной глубины тот самый, судьбой предназначенный. Бегали на святки к амбару, спрашивать свое будущее - считалось, что даже сушеная рыба в волшебную ночь ненадолго обретает дар речи. Ох, и страшно это было... Кто ее знает, темную эту силу, особенно беспокойную перед Крещением? Может, и ответит, а может, и пошутит зло, или вовсе сгубит. Видели в небе на Святках огненных змеев, по улицам бегали крохотные, но злые "кикиморы дети" - шуликуны, опасно было ходить в лес и приближаться к проруби без слова молитвы. Такие они, Святки. Морозные, волшебные, гадательные.
Та же роль представлена на германском севере Филии.
На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное. Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней. Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней. В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой — совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще. Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества.
Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи к празднику. У простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. В целой Англии существует поверье, что будто бы если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе. Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что, если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. В этом убеждении девушки недопряженную кудель солят с целью сохранить ее от проделок черта. Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают, как обыкновенно, а разрезывают.
В Шотландии домашний скот в праздник Р. В Англии в старину был обычай подавать в Рождество к столу кабанью голову в уксусе с лимоном во рту. Причем была пета песня, приличная торжеству. Есть приметы довольно оригинальные: например, в Шотландии и по сие время многие из простого народа верят, что кто первый отворит дверь в праздник Рождества, тот будет счастлив во весь следующий год, потому что он впустил Юля. Для этого языческого божества иные и по сию пору накрывают прибор и ставят хлеб с сыром и какой-нибудь напиток, как это делали восточные народы, и притом каждый гость должен отведать этой жертвы, а если забудет и уйдет, то это считается дурной приметой в Шотландии. Там же в Рождество, в Новый год, в первый январский понедельник и 3 мая суеверные люди в Шотландии ни за что не дадут угольев соседям, опасаясь колдовства и прочего вреда, как тому верили и римляне. В западных областях Англии оказывают честь яблоням, чтобы они на будущий год были плодородны. В некоторых местах обыватели совершают ходы по плодовым садам и кланяются каждому дереву, произнося род заклинания или заговора. После того орошают дерево яблочным соком или разбивают об него кубок с яблочным напитком — все это делается в честь и желание будущего урожая.
Также к Рождественской ночи делают особенные свечки такой толщины, что они горят с вечера накануне праздника до исхода следующего дня, и, если погаснут прежде, это предзнаменует несчастье в семействе. В северной Шотландии лавочники дарят своим покупателям Юлевые свечи, которые суеверные шотландцы и строгие исполнители всяких примет зажигают и дают им сгореть дотла или же, дав некоторое время гореть, гасят и огарки сохраняют как талисманы. Там же есть так называемый Taghairm — ночное гулянье на воловьей коже, очень сходное с русскими будет сказано. В Англии в Святки также сохранилось множество суеверий. Все их перечислять не стоит, но мы ограничимся несколькими из них; так, например, кто-нибудь встает ранее прочих в семействе и готовит завтрак, который все семейство и ест, сидя в постели, не вставая. Завтрак этот — пирожки с яйцами, считая по одному на каждого, и чей пирог развалится во время печения, тому не дожить до будущего праздника. Накануне Рождества кладут в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть во весь следующий день, а если можно и далее, для чего, конечно, стараются применить медленное горение. Употребляют для этого головню, если можно, оставшуюся с прошлого года. Пока рождественское полено не потухнет, всей домашней прислуге дают к столу пиво.
В Германии во время так называемых священных ночей, по-нашему святых вечеров, или Святок, гадают, устраивают для детей елку, всяким способом стараются узнать будущность в течение года и верят, что накануне Рождества Христова скоты говорят. В недалекое от нас время представляли историю рождения Исуса Христа в лицах. Кроме того, что уже сказано сейчас и укрепилось в нашей России, в Саксонии, в деревне Шолбеке, по свидетельству Кранца, мужчины всех возрастов с женщинами проводили повечерие Рождества Христова на погосте Св. Магна в бесчинных плясках и неблагопристойных песнях, по крайней мере, таких песнях, которые не свойственны такому высокоторжественному дню. Коляда Декабря 24 русские язычники славили Коляду, о которой уже мы ранее говорили. По словам нашего знаменитого историка Н. Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами. Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями.
Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома. Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества. Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.
Святки: 12 дней ритуальных угроз и наказаний
Святки мы встретили с нижегородским фольклорным ансамблем "Макошь". Как оказалось, его члены не только великолепно поют, но и знают и практикуют древние русские оздоровительные методики. Антон Дерябин Их пение сильно отличается от так называемого народного, которое мы привыкли слышать с экранов телевизора. Их пение - сложное, со множеством переходов, оно какое-то...
Почему так? Да потому что не упрощенное и основано на многолетнем изучении песен бабушек в русских глубинках. Ну и еще основателей "Макоши" волновало не только пение, но и духовные поиски, изучение корней Еще в начале XXI века Зоя Григоричева и Нина Петрова начали проводить народные праздники - хороводы, молодецкие забавы.
И учились пению у лучших мастеров. Как оказалось, никуда русские традиции не исчезали, они живут в деревнях, в мудрости бабушек и дедушек, которую сохранили от своих предков. Гармония между мужским и женским, взаимосвязь с природой, со стихиями, взаимное познание через танцы и обряды - все это опять актуально и начинает пользоваться большой популярностью и среди молодежи.
В хороводах, к примеру, много энергетики и смысла.
В колядках обычно славили Христа и желали хозяевам богатства, крепкого здоровья, хорошего урожая. Все пришедшие на праздник тоже смогли поколядовать, они читали колядки, смеялись над веселыми присказками и пожеланиями: «Уж, ты, тетушка, подай, ты, лебедушка, подай! Ты подай-ка пирог, с рукавичку широк! Не подашь пирога, мы корову за рога! Не подашь хлеба, уведем деда!
Представления, гуляния Есть обычай наряжаться в различные шутовские наряды и устраивать представления, гуляния. Эта практика является рудиментом языческих верований, согласно которым начало года считалось временем, когда у богов можно выпросить хороший урожай. Также важно, что в Древнем Риме и в Византии подобные мероприятия были связаны с празднованием январских календ.
Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные. Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» правило 61 и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных.
Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических» правило 62.
Заступница одарит вас своей благодатью. Молодые девушки и юнцы также гадали на Святки. Чаще всего они были связаны с возможным замужеством. Незамужним женщинам было интересно, когда они пойдут под венец.
Гадание с яблоком Девице на пороге нужно съесть плод. Когда в руках останется «огрызок», внимательно смотреть на дорогу. Если первым встретился мужчина, то в этом году девушка выйдет замуж. Зачем на Святки ходили к амбару Это гадание подскажет, за бедного или богатого человека выйдет девица замуж. Для этого нужно прийти к амбару и прислушаться, что происходит внутри.
Если покажется, будто сыпется рожь, то супруг будет обеспеченным. Если же слышен звук, будто внутри заметают, то бедным.