Что значит строгий пост? Духовные отцы трактуют значение таких дней, что время воздержания от пищи помогает достичь гармонии между духовным и физическим телом. в его ограничительной составляющей, что имеет особое значение в контексте напряженной духовной работы православного человека над собой. Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, сколько он длится и что нужно делать в этот период.
Жизнь без масла
Пост. Средство обновления души (Валентина Ульянова) / Проза.ру | Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан? Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. |
Что можно есть в пост – «Еда» | Священник Антоний Русакевич, ведущий в ВК популярный паблик «Позитивный батюшка», подготовил для мирян несколько советов о том, чем же питаться и когда в Великий пост. |
Как прожить без растительного масла: сухоядение без самоистязания | Сухоядение — это самый строгий и сложный пост. |
Врач призвала не путать Великий Пост с диетой: семь недель — слишком долго | — Пост — это определенный период, который у нас обычно выпадает почему-то на весну, то есть на не самое благоприятное для диетических ограничений время. |
Терпение и настойчивость: как сделать пост комфортным?
Рождественский пост сухоядение рецепты. Пост — что это такое? Пост — это добровольное воздержание и самоограничение, которое касается не только пищи. Православные христиане во время поста также ограничивают себя в развлечениях, общении с миром и сексуальной жизни. Это время для внимательно анализа своей жизни, активной духовной работы, направленной на искоренение своих пороков и недостатков, поэтому духовные наставники рекомендуют постящимся больше времени уделять посещению церкви, домашней молитве, помощи нуждающимся и проявлению милосердия. Чтобы христианин мог успешно проходить духовные подвиги на пути к совершенствованию души, церковь устанавливает целую систему постов. В первую очередь по длительности различают: Однодневные посты — это каждая среда и пятница в течение календарного года. Исключение составляет лишь период от Рождества до Крещения Святки , Пасхальная седмица и другие «сплошные» недели. К однодневным постам также относятся Крещенский Сочельник 18 января , Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижение Креста Господня 27 сентября ; Многодневные посты: Великий пост перед Пасхой, длительность которого зависит от правил исчисления, принятых в той или иной конфессии, но он обязательно включает в себя Четыредесятницу 40 постных дней ; Петровский пост, который начинается по истечении семи дней после праздника Троицы. Не зависимо от времени начала он всегда заканчивается 12 июля и может длиться от 6 недель до 1 недели и 1 дня; Успенский — самый короткий, который длиться всего две недели. Начинается он с янтарного медового Спаса 14 августа и заканчивается в лазурный праздник Успения Божьей Матери 27 августа ; Рождественский — начинается всегда 28 ноября и длится до 6 января, в общей сложности 40 дней.
Сухоядение, что можно есть. Что значит сухоядение? Сухоядение делится на два типа строгое и простое. В строгом запрещены практически все продукты, кроме: хлеба, сырых овощей и фруктов, мёда и орехов. Из напитков разрешается пить только воду или натуральный сок. В простой версии можно употреблять не только сырую, но и печёную еду, а также пить чай и кофе. В церковном словаре говорится, что сухоядение — это употребление грубой и самой простой пищи. Священнослужители отмечают, что каждый может сам определять для себя силу строгости и степень приготовления продуктов в этот пост. Ведь необходимо учитывать состояние здоровья и общий образ жизни человека, его возраст и материальное положение. Неплохо перед началом поста посоветоваться с педиатром , который поможет вам скорректировать диету в пост так чтобы не навредить организму.
Перед началом поста лучше всего постепенно подготовить организм к изменению рациона, ведь его резкая смена и употребление непривычных продуктов могут привести к проблемам с пищеварительной системой. Не рекомендуется поститься и людям со слабым здоровьем или проблемами с желудком. Следует с осторожностью относиться к употреблению малого количества продуктов или голоданию. Обычным мирянам разрешают делать послабление во время поста. Пост простых жителей отличается оттого строгого, что обычно проходит в стенах монастырей и аббатств. Рекомендуется перед началом поста посоветоваться со священнослужителем, который благословит вас пройти столь нелёгкий путь и очиститься не только физически, но и морально, духовно. В чем заключается сухоядение.
Квашеные, маринованные, соленые, моченые и сырые овощи Зелень Что едят в сухоядение в пост? Рацион питания мирян во время поста зависит не только от определенных требований, но и от их возможностей. Так, к примеру блюда сухоядения в зимний период будут значительно дешевле, если будут состоять из квашеных и соленых овощей, чем из свежих. Но необходимо помнить и о том, что мирянам разрешают делать и послабление законов поста. Ингредиенты: Мед или сахар — по вкусу Орехи или кунжут — по вкусу Способ приготовления Берем тыкву сладкого сорта, чистим, разрезаем на крупные доли и укладываем на противень, устеленный пергаментом. Печем тыкву в течение часа. Определить степень ее готовности можно также по интенсивному запаху. Вынимаем тыкву из духовки, поливаем медом или посыпаем сахаром, украшаем орехами или семенами кунжута. Сухоядение, рецепты Принято считать, что мирянам разрешается постится по такой схеме: по нечетным дням недели — сухоядение, по четным — разрешено горячую пищу без масла, а по выходным — пищу с растительным маслом. Важно помнить то, что основной составляющей поста является молитва, а соблюдение поста без молитвы можно назвать ни чем иным как диетой или очисткой организма. Рецепты для мирян при сухоядении в основном состоят из различных салатов. Это могут быть фруктовые, смешанные и овощные. Использование масла запрещается, но для улучшения вкусовых качеств можно использовать сок лимона. Также в салаты можно добавлять семечки и орехи. А запеченные фрукты и овощи можно использовать как десерт, так и основное блюдо. Лучшая статья для Вас, переходите: Как делать земной поклон в православии Несмотря на такое ограниченное количество продуктов меню сухоядения может быть и разнообразным, включая в себя и десерты. Рецепты в пост сухоядения, которые мы Вам представим, помогут разнообразить меню и приготовить полноценные блюда. На первое можно приготовить холодный суп. Для этого Вам понадобятся: гречка, огурец, зеленый лук, помидор, зелень, вода. Измельчите огурец и помидор на терке. Залейте крупу водой. Нарежьте лук и зелень и смешайте все. По вкусу добавьте соль. Разбавьте водой. Хорошо подойдет и томатный суп гаспачо.
Также должно поститься и глазами, т. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Святитель Василий Великий: При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: Принцип поста великолепно объяснял святитель Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Митрополит Филарет Вознесенский : Конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящиеся телесне, постимся и духовне... Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"... Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"... Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен. Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство. Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк. И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим. Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф. То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание». Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала! А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь! Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок. Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Св. Церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога". Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор. Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам? Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него". Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя. Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет. А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза? При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается. В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:... Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи? Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу. Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник". Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели. И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных. Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста". Феофан Затворник: "С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте. Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру. В текущую Пятидесятницу держите стол по уставу или применительно к нему. И на все последующее время облегчите пост. Вам такой совершенно не нужен. Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая! Кто против поста? Пост — одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь. Всегда так и бывает. Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь. А врагу-то и надодь. Ну, матушка, подбавь, подбавь. И матушка из всех сил! Думает, что Богу угождает, а на деле врага потешает и чирей тщеславия раздувает и расширяет. Пишу вам все сие несладкое ради опасности, в коей находитесь. Хочу направить на умеренный пост, который бы держал вас в смиренных чувствах. А то вы не знать куда залетите. Об этом с кем хотите потолкуйте, все то же скажут. Покривить свое внутреннее неразумным внешним не долго, а опять его наладить как следует — не вдруг наладишь. Само же пощение благословенно. Меньше есть да меньше спать — хорошее дело. Все же в меру надо. И к тому же душу должно ограждать глубоким смирением. Со святым постом поздравляю. Благослови вас, Господи, провесть его душеспасительно. Да смотрите, здоровья не расстройте. He покормишь лошадку — не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни. Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть. Пока не привыкнет, кричит, а когда привыкнет, замолчит. Вот и предел трудов над телом. Тело — раба послушная, но надо его вышколить. Ну школьте, только в меру. Труд же над душою конца не имеет. Относительно поста действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели. Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Пост не цель, а средство. Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами: а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения". Послабления поста Согласно 69-му Правилу апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе». Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». Никакого нет греха употреблять в пост, когда того требует состояние здоровья". Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно. Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде". И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья». В книге «Древние иноческие уставы» описывается следующий случай. В монастыре преподобного Пахомия два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса. Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не должны есть мясо.
Вино в пост пьют не для развлечения и не помутнения сознания. Его употребляют для поддержания сил. Рекомендуется пить вино, причем именно красное, не более 1 бокала в день, причем разбавляя его наполовину водой. Злоупотреблять спиртным в пост — не разрешается. Можно ли пить кофе в пост Если с вином и крепким алкоголем все ясно, то по поводу чая или кофе, надо разбираться, исходя из личного опыта. Откажитесь от этого напитка полностью — дня на два. Если вам будет очень тяжело, значит вы не просто «любитель кофе», а зависимы от него. Любая зависимость — это грех, с которым нужно бороться», — говорит протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Подобным образом можно разбираться и другими напитками. Можно ли принимать лекарства в пост Конечно можно! Планируя соблюдать пост, надо помнить, что цель отказа от пищи — не нанести вред организму, а лишь укротить желания. Поэтому пост смягчается по отношению к больным, беременным и кормящим женщинам, а также путешествующим — тем, кто в этот период несет дополнительные физические нагрузки.
Виды постов
- Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным
- Сухоядение в пост — что это и зачем
- Великий пост 2023: даты, суть, календарь питания
- Роспотребнадзор рекомендует: как питаться во время поста
- Сухоядение в пост и что можно есть
- В какие дни поста что есть?
Сухоядение
Великий пост у православных в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Согласно церковным традициям, сухоядение в Великий пост соблюдается по понедельникам, средам и пятницам. Значение суходеяние в пост Сухоядение делится на два типа строгое и простое.
Что такое сухоядение, описание термина, кому оно разрешено и рецепты
Роспотребнадзор рекомендует: как питаться во время поста | Как вести себя постом в гостях, если знакомые, пригласившие в гости, не постятся? |
Сухоядение. Что это такое? | Самые непростые дни поста – это дни сухоядения. |
Сухоядение - 15 рецептов и рекомендации. - Простые рецепты - женский сайт | Сухоядение — термин в православном Уставе, обозначающий разрешение на вкушение только неварёной пищи во время поста. |
Что можно есть в пост – «Еда» | Сейчас она не соблюдается, но по уставу первые четыре дня поста практикуется сухоядение. |
Завтра начинается Рождественский пост 2022-2023: самый подробный календарь питания по дням
В остальные дни первой недели предписано сухоядение. Это значит, что можно есть холодную пищу, которая не подвергалась термической обработке: сырые овощи и фрукты, квашения и соления, орехи, иногда мед. еда всухомятку, т. е. блюд никаких нет: Сухоядение — термин в православном Уставе, обозначающий разрешение на вкушение только неварёной пищи во время поста. Согласно каноническим правилам поста в будние дни пища принимается один раз в день — в вечернее время. Наступило время Великого поста, самого долгого и строгого из всех в православии.
«Если по какой-то немощи случится нарушить пост, не следует падать духом и вообще оставлять его»
Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан? Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. У православных начался Великий пост. Сухоядение предписано Уставом в большинство дней Великого поста: кроме суббот, воскресений.
Что можно есть в пост
Великий пост установлен в честь сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего Крещения удалившегося в пустыню и постившегося там — Мф. Апостолов», составленные по источникам, относящимся к 2-3 векам, 69 правило. Игнатий Богоносец 1 век, Виктор, еп. Древние христиане соблюдали пост четыредесятницы с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого часа по-нашему до третьего часа дня хлеб и овощи. Если же кто слаб или не может поститься двух дней, то во вторник и в четверг есть хлеб с водой. Нарушающий пост отлучается от причастия на два года «Настольная книга священнослужителя» стр. Если же Благовещение до пятницы разрешено только растительное масло.
Если же случится в пятницу и в субботу, тогда в пище нет послабления ради Христовых страданий. Строгость поста различна: 1 не есть и не пить; 2 разрешено однажды в день сухоядение; 3 разрешено елей и вино; 4 разрешение на рыбу и значит на всё, что впереди сказано. В великую пятницу и в субботу перед Пасхой, если можешь, не вкушай весь день. Начало с 28 ноября здесь и далее все даты по новому стилю и по 6 января включительно. Уже в 4-5 веках церковная практика знает все 4 поста. С 12 века постной пищей стала считаться рыба, хотя древние христиане постились намного строже.
Всякая радость считалась нарушением поста, и даже церковное «лобзание мира», по словам Тертуллиана 2-3 век считалось с постом несовместимым. Во все среды и пятницы в течение года пост строгий, как и в Великий пост, но в отдельные среды и пятницы разрешено есть рыбу или только елей, что ниже будет подробно указано. Сплошные седмицы: пасхальная, следующая за Пятидесятницей, то есть за днем Троицыным, Святки от Рождества Христова до Крещения кроме Богоявленского сочельника, седмицы мытаря и фарисея и сырная масленица сплошные. Филиппа 28 ноября до дня св. Николы Чудотворца 19 декабря , в понедельник, среду и пятницу сухоядение; во вторник и в четверг, в субботу и в воскресенье разрешается рыба. От дня же Николы до Рождества Христова в субботу и в воскресенье рыба, во вторник и четверг вареное с маслом и вино пием Номоканон, лист 83.
Особая строгость 6 января Рождественский сочельник не вкушать и не пить до появления звезды и потом еда с елеем. Во все посты воздержание и в супружеском общении. Так же и 18 января Крещенский сочельник. Этот пост установлен Церковью для подражания примеру св. Апостолов, которые, по принятии даров Святого Духа, постом и молитвой приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли своих преемников на это служение — Деян. Продолжительность его от шести недель до восьми дней.
В пост Апостолов разрешена рыба во вторник, четверг, субботу, в воскресенье дважды в день никогда и ни в одном уставе не было разрешения на три еды в день но и не запрещено — Большой устав, гл. Кормчая лист. Если же кто по немощи телесной не может со всею похвальной строгостию соблюдать пост, то разрешается только вино, и то с сокрушением сердца, удаляясь всячески рыбы и масла. Хранящийся от вина как заповеди исполнитель мзду обрящет. Елей может разрешить немощному вкушать только священник и ничего больше, все остальные разрешения нарушать пост лишь на погибель и от гордыни ума. По уставу Номоканона лист.
Успенский пост был уже в 5 веке. Если сам праздник Успения придется в среду или пятницу, разрешение бывает только на рыбу, если в понедельник и другие дни, то мирянам разрешается мясо, монахам рыба. Готовящиеся ко крещению как и христиане строго исполняли все посты, а срок приготовления ко крещению оглашенных был до 3-х лет. Перед крещением постились. Подвиг святых поражает воображение и является примером удивления, а не подражания по силе его. По 40 дней постились в Новозаветное время — Мамант 2 сентября , — Марина и Кира 28 февраля , Ипатий 31 марта — 50 дней не пил и не ел, — Паисий Великий 19 июль — 70 дней.
Как у Христа есть подвижники и мученики, так есть и у сатаны. Волхв постился 40 дней, учась волшебству. На большее же число дней никто не посягал. Антихрист же на русской земле, Иванов Паршек, в безумии своём провозгласивший себя богом земли, среди прочих «чудес» своих, как нахождение под водой длительное время, как волхв Киннопс в житии Иоанна Богослова, якобы постился 108 дней. Знаменательно, что диавол в этой цифре обнаружил себя полностью: Пс. Сектанты и еретики крепко подвизаются в нарушении постов церкви, говоря, что нельзя постами разрушать плоть свою, которая есть храм Божий — 1 Кор.
Пост духовная страда, весна души. Было чудо с Исаакием Печерским — 14 февраля после его поражения от сатаны, когда он ни хлеба, ни овощей не ел два года, но затем одержал победу над диаволом постом и молитвой. Однодневные посты, кроме среды и пятницы, также и в сочельники 6 января и 18 января , на Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября , на Воздвижение Креста Господня 27 сентября ; в сочельники разрешается вкусить с маслом после появления звезды. В период от Пасхи до Троицы во все седмицы в среду и пятницу разрешается рыба. По другим правилам и после Крещения Господня до недели блудного сына разрешается рыба в среду и в пятницу. В течение же всего года рыба в среду и пятницу не разрешена ни по одному уставу.
Теперь почти все считают, что растительное масло елей можно есть в любой день, что это так и разрешено. Такое представление от незнания устава. Ниже даётся устав на полный год, с разрешением на масло и вино на отдельные среды и пятницы, в связи с памятью отдельных святых в этот день. Январь — даты по новому стилю : 2 января масло в указанные числа разрешено, а в неуказанные не разрешено 6 января, 20 рыба, 24, 31 масло. Февраль: 2, 7, 9, 13 масло, 15 Сретение, среда, пятница рыба, в остальные дни мясо; если масленица, то по уставу сырной недели. Март: 9, 18, 22 масло.
Можно ли есть креветки и морепродукты в пост Креветки, ракушки и другие морепродукты на берегах Средиземного моря в древности были дешевле рыбы и не считались деликатесом. Их кушать во время поста разрешалось. Сегодня — иная ситуация. Но чисто практический совет: не увлекаться», — говорит протоиерей Алексей Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино.
Дело в том, что смысл любого поста — в смирении. А потому действует довольно простое правило: если в обычное время вы часто едите креветки, мидии, кальмары и прочие морепродукты, то их можно употреблять и в пост; если в обычное время морепродукты являются для вас деликатесом, то в пост лучше себя ими не баловать. Когда можно пить вино в Успенский пост Вино во время Успенского поста разрешается в праздники и выходные дни. Но все же увлекаться им не рекомендуется.
Вино в пост пьют не для развлечения и не помутнения сознания. Его употребляют для поддержания сил. Рекомендуется пить вино, причем именно красное, не более 1 бокала в день, причем разбавляя его наполовину водой. Злоупотреблять спиртным в пост — не разрешается.
Во время поста таких дня два. В праздник Благовещения если он не приходится на дни последней недели Великого поста - Страстной седмицы и в Вербное воскресенье. Допускается употребление рыбной икры, но не рыбы в Лазареву субботу. Согласно каноническим правилам поста в будние дни пища принимается один раз в день - в вечернее время. В субботу и воскресенье пища принимается дважды - в обеденное время и вечером. Соблюдать эти правила можно только после консультации с врачом и священником. Важно понимать, что в современных реалиях нет возможности формально установить единый канон поста, одинаково приемлемый для монашествующих, духовенства и мирян, для здоровых и болеющих, для детей и пожилых людей. В правилах поста православной церкви указаны наиболее строгие ограничения, на которые следует ориентироваться, но не воспринимать их как непреложный закон, не допускающий исключений. К посту, как и к любой деятельности, направленной на самосовершенствование, следует подходить разумно и поэтапно.
Начиная занятия спортом, мы не ждем от себя результатов, являющихся обычными для профессиональных спортсменов. Никто в трезвом уме не подступится к штанге в 100 кг, если до этого поднимал только 30. Если же рискнет, то, без сомнения, не только не достигнет результата, но и подорвет здоровье. А вот если заниматься регулярно, постепенно увеличивая вес снаряда, через несколько лет сможет без труда поднять недоступный в начале вес.
Но в любом случае вся еда была постной. На четвёртую неделю поста в среду справляли средопостье. В этот день хозяйки пекли обрядовую выпечку из ржаной муки — "кресты".
Её полагалось съесть в этот же день, но три штуки оставить до сева. Это печенье потом съедали в поле во время сева. Крестьяне верили, что выпечка даёт силу зерну. В неё прятали мелкие "сюрпризы" в виде монеток или цельного зерна. А старушки в этот день шутили над детьми и стучали под лавками: уверяли ребятишек, что этот "пост напополам ломается". Рыбаки считали, что с этой среды на реке щуки начинают "разбивать хвостом лёд". Пятую неделю поста звали "похвальной".
Во вторник молодые семьи звали в гости родню со стороны жены, а в субботу устраивали "званые поминки". Блины пекли только постные. А на шестой неделе приносили в дом распустившуюся вербу. Втыкали её в матицу и начинали готовиться к празднику Вход Господень в Иерусалим. За праздниками следует Страстная неделя — время "сугубого поста", когда действует ещё больше ограничений. Поэтому мирянам следует соизмерять силы. Монахи в пост придерживаются строгих ограничений.
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
И, во-вторых, важно понимать, что главное в пост не еда, а молитва. Он ходит в храм и за советом обращается к разным священникам. Один говорит ему о строгом посте, другой — о некотором послаблении… Как ему поступить? Есть такое понятие — «царский путь», когда человек выбирает себе среднюю дорогу. Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений. Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного.
А если по каким-либо причинам — из-за болезни или финансовых возможностей ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом — верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким… — Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону? К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, — а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик. И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать. Поэтому в Церкви существует иной устав.
В дни Великого поста вся неделя — вареная пища без масла. Среда и пятница — сухоядение пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка. Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник. В субботу и воскресенье — вареная пища с вином и елеем маслом. Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет.
Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы , причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино. Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни? Таков церковный устав.
Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет. Почему наш устав таков? Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге. Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы.
В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее. Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай? Там так и указано — «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам… — В Типиконе такого нет. И в календаре Патриархии такого нет.
Эти придумки — благочестивая традиция русского народа. И я не советую верующим руководствоваться подобными календарями. Давайте не путать благочестивые традиции народа с церковным уставом. Если брать церковный устав, то там вообще полагается вкушать пищу лишь раз в день — вечером. И все!
И лишь в субботу и воскресение едят два раза. А в праздники — три. Подчеркну еще раз: принимать «неподогретое питье» — это благочестивая традиция русского народа. И подобных традиций, не совпадающих с церковным уставом, у нас немало. Часто они возникают из-за путаницы, недопонимания церковных текстов.
К примеру, сказано в уставе: на первой седмице «пиемши квас» и «едимши варение с укропом». И русский человек, видя слово «квас», наливает себе любимый русский напиток. Хотя на самом деле имеется в виду не именно напиток квас, а сквашенное питье. И «укроп» — это не трава, которую мы добавляем к картошке, а… кипяток, то есть «едим вареную пищу с кипятком». И когда на первой седмице предлагается «едимши хлеба с укропом», то, как вы теперь поняли, предлагается есть хлеб с кипятком, своего рода хлебную похлебку.
А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций. Приведу вам такую историю. Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе.
Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас. И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо? Все остальное — по человеческим и финансовым возможностям.
К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому? И только с разрешения духовника.
Получится остро, но очень вкусно и питательно. Салат "Весна" Огурцы, помидоры свежие, зелень, соль, лимонный сок или соевый соус. Картошка с зеленью. Печеную картошку в мундире 3 шт. Все перемешать. Помидоры с сыром тофу. Помидоры 3 шт.
Посолить по вкусу и поперчить. Завтрак на сухоядение. Изюм размочить в воде 100грамм , добавить мюсли размочить в кипятке и 1 чайную ложку мёда, сбрызнуть лимонным соком. Салат из репки. Перемешать и кушать охлаждённым. Салат из свежих огурцов с мёдом. Перемешать, дать раствориться мёду в огуречном соке. Можно кушать. Бутерброд со свежей икрой овощной.
Бурназяна Ольга Александровна Касымова. Многие СМИ еще накануне Великого поста начинают публиковать так называемые Календари Великого поста, в которых рекомендуется сухоядение, то есть еда не просто без животной пищи, но и без горячего - питание "дарами природы, к обработке которых человек не прикладывал руки своей". Причем нигде не указывается, что это устав палестинских монахов прошлых веков, который никак не подходит городскому жителю, мирянину, не монаху, живущему в северных широтах… Ольга Касымова: Как гастроэнтеролог скажу сразу: в рационе каждого дня, и не только в Великий пост, обязательно должна быть жидкая пища. Что касается горячего… Очень горячая еда, или наоборот, очень холодная может навредить слизистой оболочке желудка и кишечника, вызвать раздражение, и даже привести к развитию эрозий и язв. Я посоветую есть теплую пищу - она быстрее усваивается организмом, да и чувство сытости после такой еды сохранится на долгое время. То есть привычка пить обжигающий кофе или чай вредна и опасна.
А горячий бульон под запретом не только в дни Великого поста. Ольга Касымова: За температурой того, что вы едите надо следить постоянно. Доказано, что подобный баланс позволит вам и получить удовольствие от еды, и не нанесет вреда здоровью. Ольга Александровна, приступая к Великому посту, верующие берут благословение у священника. Но и врач тут тоже не лишний. К какому доктору идти за благословением?
К гастроэнтерологу? Ольга Касымова: Я бы выразилась точнее: с врачом надо проконсультироваться. Тут может быть не только гастроэнтеролог, но и врач-терапевт на приеме. Особенно это касается людей недавно перенесших вирусные заболевания, в том числе и новую коронавирусную инфекцию, людей с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта в стадии обострения, больных сахарным диабетом, с онкологическими заболеваниями, с гиповитаминозом. Безусловно любой пост, и Великий в том числе, при правильном и разумном к нему отношении, может принести большую пользу. Переход к растительной пище, ограничение объема того, что мы съедаем, отказ от вредных продуктов и вредных привычек - как минимум очищение организма: от токсинов, аллергенов, канцерогенов.
В конце концов, избавление от лишнего веса. Но надо помнить, что Великий пост не только самый строгий из всех многодневных постов Церкви, но и самый долгий, а это значит: если мы подошли к нему необдуманно, если мы к нему не готовились заранее, то у нас могут обостриться уже существующие хронические заболевания. И даже появиться такие болезни, о существовании которых мы до этого и не подозревали. Особенно если мы не следим за собой, пренебрегаем регулярной диспансеризацией, или, например, начали лечение, а потом, когда стало полегче, отпустило, самостоятельно отменили и перестали принимать рекомендованные препараты. Подготовка к посту важный момент. Неслучайно Церковь подводит человека к его ограничениям постепенно: на Масленицу, на Масленой неделе, что накануне Великого поста, верующие прекращают есть мясо, но зато едят молочное и яйца.
Медики с таким алгоритмом согласны? Ольга Касымова: Постепенность - вообще главный принцип, это важно для того, чтобы избежать резкого стресса для организма, который и может спровоцировать обострение болезней.
Горячая пища с маслом, рыба в пост 2024 7 апреля Благовещение , 28 апреля Вербное воскресенье. Горячая пища без масла в пост 2024 26, 28 марта, 2, 4, 9, 11, 16, 18, 23, 25 апреля, 2, 4 мая. В Великий пост больше всего дней сухоядения, это самые строгие дни поста, которые предполагают употребление пищи растительного происхождения, которая не поддавалась термической обработке, а также свежих, сушеных или моченых овощей и фруктов, меда, орехов. Пить можно воду и чай. Пост — это не диета, как сообщает radiokp.
Сухоядение-что это
Пост. Средство обновления души | В сухоядение можно есть любые продукты неживотного происхождения и не подвергшиеся термической обработке. |
Терпение и настойчивость: как сделать пост комфортным? | Сухоядение — термин в православном Уставе, обозначающий разрешение на вкушение только неварёной пищи во время поста. |
Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным | Сухоядение в пост: что это и какие продукты можно есть. |
Сухоядение в пост: что значит, меню и рецепты, что можно и нельзя есть | Сухоядение — самый сложный вид поста, когда рацион верующих христиан является наиболее ограниченным. |
Что можно кушать в сухоядение в пост - список продуктов, примерные варианты блюд | Однако прежде, чем приступать к сухоядению, необходимо понять, что пост — это, прежде всего, смирение плоти и победа духа над ней. |
Хоть редьки хвост: как питаться во время Великого поста
Сухоядение (греч. ξηροφαγία) – одна из строгих степеней поста, употребление растительной пищи без масла в холодном виде. Сухоядение не предназначено в пост для мирян. 22 марта -сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. Сухоядение в Великий пост может быть вкусным и разнообразным.
Без подогрева. Рецепты для самых строгих дней поста
Для успокоения её твердят: «Я другим способом возмещу опущение поста», или: «Мне пост вреден», или: «Я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты». Но первое извинение неуместно, потому что ещё никто не ухитрился без поста совладать со своей плотью и сохранить как следует внутреннее состояние. Последнее так же неуместно, потому что Церковь одно тело, и желание обособиться в ней от других противно её устроению. Удалить себя от общих установлений Церкви можно только выходом из неё, а член её не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, пост необязателен для тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не для того, чтобы убивать тело, а для умерщвления страстей. Но если перечислить таковых добросовестно, то их окажется так мало, что и в счет нечего ставить.
Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли. Вот только когда осудят в ад хочешь не хочешь, а ступай: схватят и бросят туда» — Феофан Затворник. Поэтому заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда, т. Таким образом, сохранённые силой Божией от возношения, мы постараемся всю жизнь пребывать в смиренномудрии, без которого никто не может благоугождать Богу» — прп. Марк «Пост это сильное орудие, когда он предоставлен самому себе; когда из орудия он претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия делается для подвижника орудием самоубийства.
Сколь вредно невоздержание, столь вреден или ещё более неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой» — Игнатий Брянчанинов Богданович спросил преподобного Серафима Саровского: «Можно есть скоромное по постам, если кому постная пища вредна, и врачи приказывают есть скоромное? Как же люди сто лет жили? Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. А что святая Церковь положила на семи Вселенских Соборах то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит».
Иоанн Златоуст говорит, что Бог отделил для себя десятину из всего, чем владеем, и десятину нашей жизни требует время Великого Поста 365 дней в году. Десятая часть года 36,5 дней, так как в субботу и воскресенье запрещается поститься, т. В семи неделях 35 дней. Поститься положено только в одну субботу в году в Великую, на Страстной неделе, перед Пасхой — Апост. Вы скажете: как нам обратиться? Можно ли человеку обкрадывать Бога?
А вы обкрадываете Меня. Скажете: чем обкрадываем мы Тебя? Проклятием вы прокляты, потому что вы весь народ, обкрадываете Меня" — Малах. Часто ленивые и неверующие прихожане выпрашивают у батюшки разрешение на нарушение поста, ссылаясь на гастриты, язвы, рецепты врача. И неверующие священники часто без страха Божия позволяют во время поста есть рыбу, молочное, совершенно не имея права на такое разрешение, ибо каноны Церкви под страхом сурового наказания запретили нарушать пост. Если мирянин да будет отлучён» — Апост.
Пахомий Великий 15 мая : «Пост против воли не поможет, в болезни нет поста» Симеон Столпник 1 сентября : «Не подобает постом убивать это грех» «Уведали мы также, что в Армянской стране, и в иных местах, в субботы и воскресные дни святой Четыредесятницы, едят некоторые сыр и яйца. Того ради за благо признано и сие, чтобы Церковь Божия по всей вселенной, следуя единому чину, совершала пост и воздерживалась, как от всего закалаемого, также и от яиц и сыра, которые суть плод и произведения того, от чего воздерживаемся. Если же сего не будут соблюдать: то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены» — VI Всел. Необходимо знать, когда будет Пасха. По новому стилю Пасха будет: 2002 7 апреля, 2003 11 апреля. Перед самым Великим Постом сырная неделя масленница, сплошная, т.
Перед масленницей неделя блудного сына. На этой неделе в субботу родительская суббота мясопустная. Перед этой неделей сплошная неделя мытаря и фарисея разрешено вкушать и мясо. Их вздохи и стенания нигде так сильно не высказаны, а падшее состояние духа человеческого не оплакано такими горькими слезами, как в Триоди постной, проникновенно побуждающей к покаянию и сокрушённой молитве, чтобы с чистым сердцем встретить светлый Праздник праздников Христово Воскресение. Великий пост установлен в честь сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего Крещения удалившегося в пустыню и постившегося там — Мф. Апостолов», составленные по источникам, относящимся к 2-3 векам, 69 правило.
Игнатий Богоносец 1 век, Виктор, еп. Древние христиане соблюдали пост четыредесятницы с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого часа по-нашему до третьего часа дня хлеб и овощи. Если же кто слаб или не может поститься двух дней, то во вторник и в четверг есть хлеб с водой. Нарушающий пост отлучается от причастия на два года «Настольная книга священнослужителя» стр. Если же Благовещение до пятницы разрешено только растительное масло. Если же случится в пятницу и в субботу, тогда в пище нет послабления ради Христовых страданий.
Строгость поста различна: 1 не есть и не пить; 2 разрешено однажды в день сухоядение; 3 разрешено елей и вино; 4 разрешение на рыбу и значит на всё, что впереди сказано. В великую пятницу и в субботу перед Пасхой, если можешь, не вкушай весь день. Начало с 28 ноября здесь и далее все даты по новому стилю и по 6 января включительно. Уже в 4-5 веках церковная практика знает все 4 поста. С 12 века постной пищей стала считаться рыба, хотя древние христиане постились намного строже. Всякая радость считалась нарушением поста, и даже церковное «лобзание мира», по словам Тертуллиана 2-3 век считалось с постом несовместимым.
Как поститься больным? Следует ли мирянам поститься столь же строго, как и монашествующим? И как правильно выходить из поста, чтобы не навредить своему организму? За ответами на эти вопросы мы обратились к иеромонаху Феодориту Сеньчукову , который не только является священнослужителем, но и работает на «Скорой» и может оценить пользу поста не только с точки зрения душевного здоровья, но и физического.
Ведь заповедь о невкушении с древа познания и зла — это и есть первый пост, который, увы, наши прародители не выдержали. В результате мы с вами получили дебелость нашей плоти, ее тленность и смерть. А ведь именно плоть отдаляет нас от Бога. Господь хочет, чтобы мы приблизились к Нему, но плоть пробуждает в нас различные страсти, которые порождают грехи и отдаляют нас от Бога.
Взять, к примеру, вполне естественное чувство голода. Даже Господь испытывал его в период Своей земной жизни. Но именно чувство голода приводит нас к греху чревоугодия, и этого греха, к сожалению, не может избежать, практически, никто. Все мы периодически впадаем либо в чревобесие когда съедаем больше, чем нужно , либо в гортанобесие когда хотим съесть чего-нибудь вкусненького.
И эти грехи отдаляют нас от Бога. Пост — это время, когда мы отказываемся от своей плотяности от слова «плоть». В то же время, вступая в борьбу со своей плотью не с телом, ибо это храм души, а именно с плотью , ограничивая себя, мы приближаемся к Господу. Известно, что сытый человек менее склонен к духовному, чем человек постящийся.
Это не значит, что голодный всегда духовен. Нет, конечно. Но желудок, отягощенный пищей, мешает нам думать о Боге. Ведь процесс пищеварения, особенно мясных продуктов, требует со стороны организма больших энергозатрат.
Кстати, именно поэтому рыба постнее мяса, потому что для переваривания мяса требуется больше энергии. Кроме того, сытый человек сонливый и вялый. И куда уж сонливому и вялому молиться и думать о своей душе и Боге. Крамского Но это лишь одна сторона поста.
Другая — в подражании Господу. Мы знаем, что Иисус, перед тем как выйти на Свое служение, 40 дней постился на горе Искушений. Спаситель воспринял человеческую природу и до начала Своего служения жил обычной человеческой жизнью. А перед тем как отправиться проповедовать людям Новый завет, Христос ушел в пустыню, где постом освободил Свое тело от дебелости плоти, ее греховных ощущений.
Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» Лк. Поэтому и мы в подражание Спасителю постимся, чтобы приблизиться к Нему и вместе с Воскресшим Господом встретить Пасху. Есть у поста и третий важный момент — дисциплинарный. Раз Церковь установила посты, мы, как ее верные чада, должны их соблюдать.
Не имеет ли смысл сделать для мирян отдельный устав поста, дав им некое послабление? Вы считаете, миряне слабее духом или в вере, чем монашествующие? В патериках приводится такая история. Один монах к сожалению, я запамятовал его имя жил строгой, аскетичной жизнью, соблюдал посты, много молился, но при этом в душе часто задавался вопросом, насколько он приблизился к Богу.
И хотя окружающие называли его святым, сам он испытывал по этому поводу большие сомнения. И Господь в ответ на его вопрос послал ему ангела, который показал ему некоего ремесленника. Тот жил в городе со своей семьей и занимался обычным ремесленным делом, то есть жил обычной мирской жизнью. При этом он много молился, воспитывал детей в христианской вере и всегда и во всем был готов помочь людям, нуждающимся в помощи.
И ангел, указывая на этого мирянина, сказал монаху: «Вот человек, который приблизился к Богу более, чем ты». Так что не стоит думать, что миряне слабее духом, чем монахи, и им нужен какой-то особый постный устав с послаблениями. Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго по Типикону. Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу.
Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду. Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю.
А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых. Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить. Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством. Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок.
Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила. К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу. Вы спросите, почему? Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока.
Сами видите, из чего им приходится выбирать. Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян.
Монахи такой возможности лишены. Впрочем, в погоне за "постной диетой" стоит помнить изречение Серафима Саровского, который так ответил на вопрос, чего нельзя есть в пост: "Людей не ешьте!
Чтобы отбить специфический вкус, в него добавляют клубнику. Что можно и чего нельзя делать в Великий пост В пост следует обязательно ходить в храм, исповедаться и причащаться. Стоит помнить больше о Боге, чем о еде. Веганы не едят мясо, но ближе к Богу не становятся.
Надо помириться со всеми, с кем поссорились. Если есть силы и время, можно заняться благотворительностью, делать добрые дела. Кружка горячего кофе для бездомного и долгожданный подарок для вашей бабушки одинаково ценны. Великий пост — прекрасное время, чтобы распрощаться с дурными зависимостями: табаком и выпивкой.
Нельзя ссориться, если часто злитесь, следует просить Бога помочь вам преодолеть злобу. Нельзя осуждать, обсуждать и завидовать. К другому человеку следует применять такое правило: если можешь — помоги, не можешь помочь — помолись за него, не можешь помолиться — подумай о нём хорошо. Опытные священники не советуют налагать на себе тяжёлую ношу — груз следует брать "по силе".
Для новоначальных христиан регулярно читать утренние и вечерние молитвы весь пост — уже подвиг, ибо искушений и испытаний в это время бывает много. Православные священники призывают в пост читать больше покаянных молитв, но при этом не унывать, а быть конструктивными и подражать библейскому блудному сыну, который, придя в себя, решил искупить согрешения, нанявшись в работники к отцу. Но есть обязательные молитвы, которые должен читать каждый.
Такие продукты, как чипсы, лапша быстрого приготовления, сушки, сухарики, карамельные конфеты, шоколад, являясь формально постными продуктами, не могут считаться пищей, полезной для здоровья, так как имеют несбалансированный состав, практически лишенный витаминов, минералов, белка и клетчатки, с преимущественным содержанием углеводов и жиров, и высокую калорийность. При избыточном поступлении углеводов возрастает чувствительность к аллергенам, что ведет к обострению инфекционных и аллергических заболеваний. Лишенный разнообразия рацион Есть на протяжении семи недель только гречневую кашу на воде, яблоки или рис и квашеную капусту да, и такое часто встречается - это не вкусно, не полезно и быстро приедается. Следует стремиться к разнообразию рациона, благо сейчас для этого есть все возможности. Из овощей доступны капуста белокочанная, цветная, брокколи, морковь, свекла, тыква, лук репчатый и порей, сельдерей корневой и черешковый.
Фрукты: яблоки, груши, гранат, хурма, цитрусовые, виноград. Бобовые: горох, нут, чечевица, соя, фасоль. Крупы: гречневая, овсяная, ячневая, пшенная, кукурузная, киноа, булгур. Советы постящимся: Употребляйте достаточное количество белковой пищи. Ежедневно ешьте продукты с высоким содержанием растительного белка гречневая крупа, бобовые, киноа, тофу. Употребляйте рыбу в те дни, когда это разрешено. Важно соблюдать умеренность, не более 300-350 г за день. Употребляйте достаточное количество растительной клетчатки.