Уведомления от РБК. Получайте уведомления о свежих новостях в своем браузере.
Правописание слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки. Ъ, Ь – звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним. Мягкость согласных на конце слова и перед согласными обозначается буквой "мягкий знак" Ь: "стиль", "связь", "корень", "ходьба". А теперь обратите внимание, как мягко произносятся сочетания нч, чк, чт, нщ, щн в словах третьего столбика. Мягкость обычно, конечно, обозначается с помощью мягкого знака.
Сочетания ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака: правило, примеры
Если после согласного звука пишется Е, Ё, Ю, Я или И, то этот согласный относится к мягким. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. С заданием определить звонкость – глухость согласного звука дети сталкиваются уже в первом классе и возвращаются к таким заданиям на протяжении всего обучения в школе. Поэтому важно, чтобы ребенок как можно раньше понял, как их выполнять, и, в частности, мог.
Nadezhda Vlasova
- Урок 43. Буква Ч, ч.
- Мягкий знак на конце слов после шипящих
- Орфоэпия. Произношение сочетаний ЧН и ЧТ | Контент-платформа
- Орфограммы. № 9. Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.
- Сочетание букв ЧК, ЧН, ЩН
- Мягкие согласные
Фонетический анализ слова
Согласные [ш], [ж] и [ц] перед гласным [э] пишется буква е произносятся твердо, как и в других положениях. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь.
Случаи,когда Ь знак ставится и НЕ ставится, примеры, комментарии.
Сюда не относятся буквы Ч и Щ, которые обозначают всегда мягкие согласные звуки, Ь знак пишется в них по другому правилу. В словах, образованных от географических названий, Ь в основном НЕ пишется, хотя иногда допускается двоякое написание: ямалский- ямальский.
По способу образования: сонорные в их произношении задействовано больше голоса, чем шума ; шумные больше шума, чем голоса. Шумные согласные, в свою очередь, различаются по признаку звонкости или глухости. Шумы — это посторонние звуки, которые мы издаём не голосовыми связками. Например, при произнесении звука [в] мы прикусываем нижнюю губу, и выдыхаемый воздух упирается в эту преграду. По степени мягкости произношения: твёрдые; мягкие. Кроме того, по каждому из этих признаков у некоторых согласных есть пары, у других их нет. Как отличить глухой согласный от звонкого? Для этого необходимо понять, участвуют ли в образовании звука голосовые связки — сделать это можно опытным путём.
Для образования звонких звуков необходим не только шум, который производит воздух, проходя через преграду. Чтобы звук обрёл звонкость, нужен ещё и голос — поэтому в тот момент, когда мы произносим звонкий звук, голосовые связки слегка вибрируют. Ощутить эту вибрацию можно, прикоснувшись к горлу рукой.
В некоторых словах происходит оглушение звука: снег. Или озвончение: молотьба. Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки Ребенок усвоит разницу, если ему показать её визуально или дать почувствовать на опыте. Например, кубики Зайцева с мягкими согласными — маленькие по размеру, с твердыми — большие. Ребенок составляет слова и всякий раз видит эту разницу.
Так же разбирая слова, можно взять картинки, которые напоминают ребенку что-то мягкое и что-то твердое. Например, подушка и камень. Слыша мягкий звук, ребенок показывает картинку с подушкой. Картинки можно прикреплять к карточкам, рисовать рядом с буквами в тетради. Примеры заданий для детей Глухой или звонкий: Простой и яркий способ, который помогает понять разницу — при произношении приложить ладонь к горлу. Переберите все согласные, пусть ребенок сам откроет какая буква вибрирует, а какая не дает ощущений. Выберите картинки, которые напоминают звон и глухоту. Например: звоночек и ухо.
Произносите разные слова из одного-двух слогов, а ребенок, если услышал звонкий звук, должен показать картинку со звоночком. Потом поиграйте так же с глухим звуком. Когда ребенок освоится с простыми словами, берите длиннее. Твердый или мягкий: Предложите взять одну букву и пропойте слога с гласными, дающими твердость. Пусть ребенок почувствует твердость в голосе. Потом с той же буквой пропойте слога с гласными, дающие мягкость. Называйте слог и бросайте мяч ребенку.
Согласные звуки
Например, в словах местный, окрестный, поздний, агентство, участник, здравствуй непроизносимые согласные есть; проверочные слова: место, кресты, опоздать, агенты, здравие. В словах опасный, интересный, ужасный, чудесный, участвовать непроизносимых согласных нет; проверочные слова: опасен, интересы, интересен, ужасы, ужасен, чудеса, чудесен, участие. Слова, в которых нельзя с помощью подбора однокоренных слов или изменения форм проверить наличие или отсутствие непроизносимого согласного, нужно запомнить.
Не пишется на конце: существительных в единственном числе, в именительном падеже мужского рода: камыш, гараж, плащ, луч. Существуют сложности в правописании гласных после шипящих: «О [о]» и «ё [о]» под ударением: Буква «ё» пишется: находясь в корне любой части речи шёрстка, дешёво, шёл, жёсткий, изжёванный ; в любой части глагола и в словах, образованных от глагола жжёт, печёт — в окончании; затушёвывать, размежёвывать — в суффиксах; тушёнка, дирижёр — в суффиксах существительных, образованных от глагола ; разрешённый, вооружён — в суффиксах причастий; Печёный, копчёный — в суффиксе «ён» прилагательных, образованных от глаголов. Исключения: существительные — ож о г, подж о г, изж о га. Буква «о» пишется: в окончаниях существительных плечом, чертежом, плащом, лучом ; в окончании «он» существительных во множественном числе и родительном падеже княжон ; в суффиксах существительных «ок», «онок», «онк» речонка, бережок, крючок, старушонка ; в суффиксах прилагательных «ов», «он» ежовый, камышовый, смешон ; в суффиксе наречиями «о» горячо, свежо, хорошо. Исключение: «ещё»; в словарных словах: крыж о вник, ж о м, обж о ра, трущ о ба, трещ о тка, ч о порный, ш о в, ч о катится, ш о рох; в словах, взятых из диалекта: ж о х, веч о р, ч о х.
Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
Дополнительное согласование не требуется.
При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов. Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук.
Остальные согласные являются непарными. Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки.
Орфограммы. № 9. Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.
Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой. Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех. Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым.
Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов. Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список.
За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика. Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка.
Так он будет знакомиться и с другими правилами фонетики. Тот пример, который был приведёт в начале статьи о войне между гласными и согласными звуками, всего лишь один из тех, которые вам стоит рассказать ребёнку. Возможно, вы сами сможете придумать что-то интереснее. Для начала пусть малыш разберётся со слогами. Предложите ему определить, какой тип согласного представлен в том или ином слоге.
Когда этот материал будет усвоен малышом, можно приступать к разбору слов. Подберите для него короткие и понятные слова, например, нос, рот, шок, круг и тому подобные. Предлагайте ребёнку по 10-12 слов каждый день и пусть он называет, какие звуки ему встречаются в каждом слове. А ещё можно купить специальный музыкальный алфавит. Благодаря ему малыши лучше усваивают песни и сказки. А вот звуки с парными согласными быстрее усвоить ребёнок, если вы приведете ему слова-двойняшки.
Вот, к примеру, «чадо» — слово устаревшее, но все еще нам понятное. Этот корень, в свою очередь, соотносится с индоевропейским ken. Так и возникло наше слово «чадо». Получается, что ребенок — «тот, кто только начинается». С этим же корнем связана другая интересная история. Задумывались ли вы, откуда происходят слова «начало» и «конец»? Время — это петля, всякий конец означает начало чего-нибудь, а всякое начало в итоге приводит к концу. Один его вариант привел к появлению слова «на-ЧА-ло» то же самое изменение звуков, что и в слове «чадо» , а второй — к возникновению слова «КОНец». Подобное чередование в корне гласных Е и О довольно часто использовалось в индоевропейском языке для образования новых слов с похожим значением. Правило сплошных исключений В русском языке [ч] может восходить к разным звукам. Во-первых, он возникает на месте [k] там, где несколько тысяч лет назад перед ним были [i] и [e], как в слове «начало».
На конце слова звонкая парная оглушается см. Буква е в тех случаях, когда над ней невозможна постановка двух точек обозначает ударяемый гласный [э] после согласных. Согласные [ш], [ж] и [ц] перед гласным [э] пишется буква е произносятся твердо, как и в других положениях. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н].
Правописание сочетаний ЧК, ЧТ, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, РЩ
В древнерусском как раз "врачь" было, только мягкий знак читался кратким гласным, который в последующие столетия выпал (то же было с твёрдым знаком) и знак остался только как модификатор (показатель мягкости предыдущего согласного или йотации последующего. Между двумя мягкими согласными, если при изменении слова первый согласный остаётся мягким, а второй становится твёрдым: возьми (возьму), о письме (письмо). Мягкий знак не пишется.