“На видео справа можно увидеть самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye, который в настоящее время используется ВМС, и который будет продолжать летать в качестве «цифрового квотербека» вплоть до 2040-х годов. Самолет-невидимка F-117 изготовлен в технике "фасеточный стелс".
Российский комплекс смог раскрыть «невидимость» F-35
В США идут поиски самолёта-«невидимки» F-35B после аварии, случившейся в Южной Каролине 18 сентября. Вот и программа по созданию стелс-истребителя FX оценивается в 48 миллиардов долларов, при этом ВВС Японии планируют заказать всего 90 самолетов. Стелс-технология не делает самолет невидимым для РЛС, она лишь затрудняет обнаружение, пишет американское издание The National Interest. В 1999 году сербы, как известно, сбили теоретически невидимый самолет Ф-117.
США представили B-21 Raider — ядерный бомбардировщик-невидимку
Для этого радара нет понятия «самолет-невидимка». Новость о первом сбитом самолёте-невидимке стала сенсацией, это был сильнейший удар по американскому военно-промышленному комплексу. Президент подразделения авиационных систем Northrop Grumman Том Джонс рассказал о том, что новый стелс-бомбардировщик B-21 Raider, созданный компанией, по ряду характеристик можно назвать самолётом шестого поколения. Сейчас стелс-технологии воплощены в самолётах пятого поколения F-22 и F-35, в России — в Су-57 и перспективном ПАК ДА. B-2 Spirit, F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Компания из США показала в своем ролике новый стелс-истребитель последнего поколения
Между тем физических свидетельств потери F-117 Nighthawk предъявлено не было, поскольку, по данным арабской прессы, американцы успели собрать все обломки секретного самолета. Настоящая неудача настигла стелс-штурмовик во время Косовской войны. Сербы использовали две ракеты ЗРК С-125 «Нева», в систему наведения которых был интегрирован тепловизор. Первая оторвала самолету крыло, вторая попала в фюзеляж. Стартует первая ракета, через пять секунд — вторая, операторы работают стабильно. Смотрю на экран. Яркая вспышка, взрыв первой ракеты рядом с целью. Цель уничтожена». При этом сербы понятия не имели, какую именно цель им удалось сбить. По признанию Дани Золтана, «ощущение все равно было приятное, как будто гол забили в каком-то очень важном матче».
Я сказал: "Понятия не имею, какую-то цель". И тогда он нам сказал, что это был F-117», — рассказывал Золтан. По данным американской стороны, фюзеляж самолета не пострадал, то есть вторая ракета все же не достигла цели. В США тогда не стали называть причину крушения самолета и до сих пор пытаются вернуть его обломки. Однако большая часть остатков сбитого F-117 хранится в музее авиации недалеко от белградского аэропорта имени Николы Теслы, а «начинка», по мнению СМИ, продана в Россию и Китай. Тогда же появился знаменитый издевательский постер с фразой «Извините, мы не знали, что он невидимый», а в местных СМИ публиковались фотографии жителей села Буджановцы, пляшущих на крыльях сбитого самолета. Спустя месяц, 29 апреля, повреждение получил еще один F-117 Nighthawk — правда, в этом случае самолет успел вернуться на базу. Причины случившегося окончательно не ясны. Согласно данным сербов, для перехвата использовался переносной ЗРК.
Западные источники уверяют, что штурмовик был подбит из-за прямой видимости в лунном свете. Причина очевидна: этот самолет создавался с упором на незаметность в Х-диапазоне сантиметровые волны , характерном для большинства современных радаров, тогда как старые советские системы вроде С-125 «Нева» используют L-диапазон дециметровые волны. Причем в Х-диапазоне стелс-самолет тоже обнаруживается, но на сравнительно небольших расстояниях. Так, первый F-117 Nighthawk был сбит ракетой ЗРК, пусковая установка которого находилась от самолета на расстоянии всего 13 километров. Несколько позже, чем начались работы по F-117 Nighthawk, — в конце 1970-х годов — американская военно-промышленная корпорация Northrop приступила к разработке другого стелс-самолета — стратегического бомбардировщика B-2 Spirit. Он стал первым серийным летательным аппаратом, изготовленным по аэродинамической схеме «летающее крыло». Вслед за B-2 Spirit американская компания Lockheed в сентябре 1991 года впервые подняла в воздух третий стелс-самолет — истребитель пятого поколения F-22 Raptor, выполненный по традиционной нормальной аэродинамической схеме. Тогда же советскую науку ожидал еще один неприятный сюрприз: в 1979-1985 годах советский инженер по радиолокации Адольф Толкачев передал американской стороне десятки важных документов, касающихся советских РЛС. В ЦРУ его называли агент Сфера.
Утечку информации заметили лишь к середине 1980-х годов. Какое-то время после этого советская сторона использовала Сферу для распространения дезинформации о военных разработках СССР. Но ущерб, нанесенный шпионом, все же оказался огромным. Технологии, над которыми годами работали тысячи советских инженеров, оказались в руках потенциального противника, что не могло не сказаться на дальнейших планах их использования в армии.
Для этого волна должна либо совсем рассеяться, либо поглотиться поверхностью, либо кардинально изменить свое направление. Чтобы добиться таких результатов, авиаконструкторы находят различные решения, которые в сумме и называются технологиями стелс англ. История изобретения радара — в нашем материале Русская история американских невидимок Начало научному подходу к созданию самолетов-невидимок положил труд советского физика Петра Уфимцева. В 1962 году в издательстве «Советское радио» вышла его книга «Метод краевых волн в физической теории дифракции», в которой были изложены математические обоснования возможности создания невидимой техники. В СССР эти выводы не получили развития, а вот американцы, ознакомившись с работой советского ученого, восприняли ее с большим энтузиазмом. Физическая теория дифракции Уфимцева стала, по их словам, краеугольным камнем, позволившим осуществить прорыв в технологии стелс. Фото: wikimedia. Научные институты анализировали это направление и пришли к выводу, что чрезмерный упор на малозаметность сильно снижает боевые качества самолета и делает его область применения очень узкой, а затраты на производство такой техники при этом высоки. Это не значит, что от технологии отказались, но к ее применению решили подойти с умом. Так сложилась современная концепция стелсов, когда малая заметность не идет в ущерб летным качествам. Неотразимая форма Аэродинамическая схема летательного аппарата напрямую влияет на его заметность. Самая оптимальная форма для самолетов-невидимок — это летающее крыло. При такой схеме у самолета отсутствует киль и стабилизатор, а фюзеляж как бы включен в единое крыло. Боевое крещение самолет получил во время войны в Ираке в 1991 году и произвел тогда фурор в мире благодаря своему футуристичному облику и боевой эффективности. В этих же боях был испытан стелс-бомбардировщик B-2, также выполненный по схеме «летающее крыло» и ставший самым дорогим самолетом в истории. Ореол непобедимости F-117 изрядно померк, когда в 1999 году в Югославии один из самолетов был сбит зенитно-ракетным комплексом еще советского производства. Схема «летающее крыло» позволяет свести к минимуму количество острых кромок поверхностей, которые хорошо отражают сигнал.
Борьба с невидимками Как пояснили эксперты, предложенный российскими специалистами метод повышает эффективность обнаружения техники, при создании которой применяются средства снижения радиолокационной заметности, которые принято объединять в понятии «стелс-технологии». Речь идёт о плоских геометрических формах и особом радиопоглощающем покрытии, которые снижают заметность объекта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, говорят специалисты. Классический пример — это стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit. Широко «стелс» распространён и на флоте разных стран мира», — пояснил в беседе с RT основатель портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев. Невидимкой принято называть летательный аппарат, у которого этот показатель менее 0,4 кв. Как отметил Корнев, такое воздушное судно не останется незаметным для современных радиолокационных станций РЛС , однако его обнаружение вызывает ряд трудностей, негативно влияющих на оперативность реакции войск противовоздушной обороны. Насколько я понимаю, чтобы не допустить подобного развития событий, концерн РТИ совместно с другими предприятиями разработал метод, который фиксирует радиолокационную тень», — рассуждает Корнев. Как пояснил директор Музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов, радиолокационной тенью принято считать тёмное пятно на экране радара, где изображена карта местности. Оператор РЛС понимает, что станция зафиксировала цель, рассеивающую и поглощающую радиоволны. Применительно к противовоздушной обороне это самолёт-невидимка. Также по теме «Важнейшее звено в системе разведки»: какими возможностями обладает новейшая радиолокационная станция «Контейнер» В Мордовии на боевое дежурство Воздушно-космических сил РФ поставлена загоризонтная радиолокационная станция нового поколения 29Б6... Отражающий волны аппарат виден на экране радара как яркая точка.
Но если сравнить эти модели, то можно заметить изменение формы крыльев, хвостового оперения и иное расположение некоторых элементов корпуса. Скорее всего, это сделано для того, чтобы самолет был более обтекаемым и незаметным для систем слежения. Тестирование ранней модели Advanced Aerial Refueling Стоит отметить, что Lockheed Martin уже представляла концепт с похожим набором функций под названием Speed Agile, так что и новопреставленный Advanced Aerial Refueling может оказаться не финальной моделью. Однако в том, что «стелс-дозаправщик» рано или поздно будет создан, сомневаться не приходится.
В США заметили полет нового стелс-бомбардировщика, способного нести ядерное оружие
Технология Стелс или просто стелс (stealth) – это комплекс мер по снижению заметности объекта в инфракрасной, оптической, радио и других областях спектра. шумиха и ничего особенного. «Это дает возможность засекать не только самолеты-невидимки, но и другие воздушные объекты с низкой ЭПР, такие как крылатые ракеты и дельтапланы. В Южной Каролине потерпел крушение «стелс»-истребитель F-35B. Самолет-«невидимку» ищут в районе озер Моултри и Марион в центральной части штата.
Первый полет нового американского бомбардировщика-невидимки отложили на несколько месяцев
Самолет способен перевозить как обычное, так и ядерное снаряжение. Еще B-21 Raider получил передовое ПО и новые вычислительные возможности бортовых систем. Дополнительно: самолет изготовлен из высокотехнологичных материалов со специальным покрытием, чтобы стать незаметнее. Напоследок, установлены новые двигатели. Контент недоступен.
Второй "Стелс". Над Югославией в 1999 году был подбит второй самолет-невидимка 2020. Теперь бывший пилот "стелса" утверждает, что над Белградом был подбит еще один. До сих пор официально признана только одна потеря таких самолетов. Однако слухи о втором подбитом ходили, и теперь они подтвердились.
То есть самолеты, выполненные по технологии «стелс» для «Контейнера» невидимыми вовсе не являются и F-35 в любом случае попадет в поле зрения РЛС и, соответственно, потеряет свой основной козырь — внезапность поражения. Но в таком составе, с таким мощным программно-алгоритмическим комплексом, подобных средств в мире нет». Тут можно вспомнить, что России удалось-таки создать сплошное радиолокационное поле вокруг всех своих границ, в том числе и в Арктике с её необозримыми тысячами километров. Под контролем оказались все прилегающие территории и морские акватории, когда фиксируется взлет каждого самолета, а система способна определить боевой ли он или обычный пассажирский рейс. РЛС «Контейнер» не единственная российская станция радиолокационного обнаружения потенциальных угроз с воздуха, за ней числится дальняя зона и она «слепа» на дальности в 900 километров. Для этого существуют другие, например, «Небо-М» «Небо-У», «Небо-СВУ» , которые сканируют небесное пространство на более ближнем, около 400 километров, расстоянии. Есть и другие РЛС, которые способные гарантировано обнаружить как крылатые и баллистические ракеты, так и самолеты представляющие угрозу. Среди ожидаемых — РЛС «Воронеж-М», которая будет развернута в Крыму в ближайшее время сроки от 2020 до 2023 года , её потенциал — весь Ближний Восток, Средиземное море вплоть до Гибралтара. Российские разработки в области радиолокационных систем, которые обладают возможностью обнаруживать самолеты-невидимки, «обнулили» всю стратегию США по возможности проникать незамеченными на любую территорию. И F-35 становится обычной воздушной целью, которая находится в прицеле и будет гарантировано сбита.
Истребитель F-35 называют самолетом-«невидимкой», поскольку он создан с использованием стелс-технологий, делающих его малозаметным для радаров. Стоимость воздушного судна начинается от 85 млн долларов США. Эта сумма может быть и выше — в зависимости от модификации изделия.
Видимо-невидимо: история стелс-технологий
Рособоронэкспорт предлагает мобильную РЛС для обнаружения самолетов-невидимок Stealth | Их "стелс" B-2 сбрасывал бомбы на Югославию, участвовал в Афганской и Иракской кампаниях. |
Reuters: новый самолет «Судного дня» для ВВС США будет строить не Boeing | В США военные ищут самолёт—«невидимку» F-35B, который потерпел крушение 17 сентября в Южной Каролине. |
"Самолетов-невидимок не существует - российские РЛС видят все" | Разработка технологии «стелс» и создание боевого самолёта-невидимки оказались очень затратным мероприятием. |
Стелс: как это работает. Что внутри технологии стелс? | «Омикрон», который ученые обозначили как ВА.1, уже породил новую версии себя – «ВА.2». Или «стелс». Он словно самолет-невидимка. |
Самолет стелс, сбитый в Югославии: факты истории
Даже в выключенном состоянии БРЛС способна полностью демаскировать самолет, потому что ее антенна по понятным причинам имеет прекрасные отражающие свойства. Поэтому в неработающем состоянии тарелку поворачивают вверх, это касается и суперсовременных радаров с фазированной решеткой. Обязательным требованием для всех «невидимок» является размещение вооружения во внутренних отсеках, а также максимально качественная подгонка, сборка и покраска всех внешних элементов крыла и планера. Характеристики F-22 Raptor Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения.
Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире. F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели.
Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года. Экипаж F-22 может состояться только из одного человека.
Чистая масса — около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс.
Читайте также: Туполев ту-116. Волшебная невидимая краска Радиопоглощающие покрытия и материалы — это один из главных «секретов успеха» технологии Стелс. Сегодня известно несколько видов РПМ.
Толщина подобных материалов высчитывается, исходя из особенностей радиоизлучения. Так, например, резонансные РПМ имеют толщину в четверть длины волны. Попав в такой материал, излучение отражается от его внешней и внутренней поверхности, после чего происходит его интерференционная нейтрализация.
Фонарь кабины пилота имеет специальное покрытие Нерезонансные покрытия представляют собой крошечные магнитные частицы, распределенные в пластике. Они рассеивают излучение или хаотически отражают его в разных направлениях. Подобные РПМ могут работать с радиоимпульсами разной частоты и длины волны.
Существуют толстые многослойные покрытия, совмещающие в себе материалы обоих типов. Одним из наиболее известных РПМ является iron ball paint — вещество, содержащее микроскопические сферы, покрытые магнитным составом. Оно превращает высокочастотное излучение локаторов в тепло, существенно уменьшая заметность объекта.
Подобный материал использовался для покрытия знаменитого самолета-разведчика SR-71 Blackbird. Кроме того, для снижения ЭПР летательных аппаратов используются специальные композитные пластики, способные поглощать электромагнитное излучение. И для уничтожения современного ПВО достаточно снова начать строить По-2 или британский «Москито» — их никто не заметит.
F-35 пропал ранее в небе над Южной Каролиной. Из-за аварии на борту пилот принял решение катапультироваться. Самолет улетел в неизвестном направлении, больше суток о его дальнейшей судьбе не было никаких известий.
В поисках пропавшего истребителя военным помогали гражданские власти.
Масса топлива — 5500 кг. Практический потолок — 13 700 м.
Дальность — 1720 км. Боевой радиус — 860 км. При низкой скорости и высоте полета из-за характерной конструкции фюзеляжа и активных систем курсовой устойчивости Nighthawk вдобавок имел очень серьезные ограничения по маневренности и допустимым перегрузкам.
В реальной боевой обстановке — никаких фигур высшего пилотажа и прочих кульбитов. Только максимально скрытный ночной горизонтальный полет. За свой странный внешний вид и низкие летные характеристики «Ночной ястреб» получил у летчиков прозвище «Хромой гоблин».
Особенностью F-117А является то, что самолет вообще не имеет бортовой радиолокационной системы и оснащен только пассивными средствами прицеливания и навигации, за исключением лазерного подсвета цели, использующегося на краткий период времени. Все вооружение штурмовика для снижения заметности упрятано внутрь фюзеляжа в двухсекционный отсек. Ядерная бомба В-61 В общем и целом на бумаге ТТХ и вооружение F-117A смотрелись весьма убого по сравнению с другими самолетами того времени.
Но главным оружием его все же были не летно-технические возможности и пара бомб, а малая заметность. Она-то и сделала медленного, неповоротливого и неказистого «Хромого гоблина» очень грозным оружием, звездой конфликтов конца ХХ века. Несмотря на то, что первый серийный самолет поднялся в воздух в 1982 году, благодаря повышенным мерам секретности сам факт наличия подобной машины в США долгое время оставался тайной.
Первый раз F-117А официально был представлен только в конце 1988 года, а на публике появился вообще в 1990 году на авиасалоне в Ле-Бурже. Как раз примерно с окончанием серийного производства. Более серьезным испытанием в 1991 году стал Ирак, где существовала полноценная система ПВО.
Еще до начала активной фазы боевых действий F-117А совершали полеты вдоль границы между Ираком и Саудовской Аравией. В ходе полетов было выяснено, что «Ночные ястребы» оставались невидимыми для радаров иракских РЛС.
В связи с этим внешний вид и обводы самолёта составляли определённый научно-технологический секрет.
Разработка технологии «стелс» и создание боевого самолёта-невидимки оказались очень затратным мероприятием. Как сейчас стало известно, США затратили на это более 6,5 млрд долларов по курсу 1990 года , а стоимость одного серийного самолёта F-117A составила более 111 млн долларов: он оказался одним из самых дорогих боевых самолётов. Так, в ходе операции США против Ирака «Буря в пустыне» в 1991 году они выполнили более 1200 самолётовылетов, сбросив на особо важные объекты, в том числе на мосты через Тигр и Евфрат, которые не могли уничтожить другие СВН, свыше 2000 тонн авиабомб с лазерным наведением.
Сами же американцы утверждали, что за все войны, в том числе в Персидском заливе 1991 и 1998 годы , ни один «Ночной ястреб» не то что не был сбит, но даже не повреждён огнём наземных средств ПВО или авиации противника. И это, скорее всего, соответствовало действительности. В этой связи тезис о высокой эффективности и живучести F-117A в СМИ стали считать бесспорным, а сами американцы назвали технологию «стелс» и факт создания самолёта-невидимки научно-техническим и технологическим превосходством США над остальным миром.
Американцы полагали, что технология «стелс» — это прорыв в будущее, а самолёт F-117A, созданный на основе этой технологии, — самый совершенный самолёт в мире, гарантированно обеспечивающий скрытное проникновение через любые системы ПВО противника и высокоточное поражение прикрываемого объекта. Уничтожение «Ночного ястреба» в небе Югославии Во время интервенции НАТО во главе с США против Югославии в 1999 году американцы также начали применять F-117A для нанесения ударов по особо важным объектам, в том числе по Белграду и мостам через Дунай, находящимся на территории Белграда. Эти удары диктовались не только военной необходимостью, но и, скорее всего, носили амбициозный характер, демонстрирующий другим странам американское превосходство.
В Югославии американцами была применена уже ранее отработанная стандартная тактика: F-117A осуществлял автономный полёт фактически по одному и тому же маршруту в ночное время с соблюдением режима радиомолчания и применял для нанесения ударов высокоточное оружие авиабомбы с лазерным наведением. Югославская сторона обратилась к России с просьбой помочь в борьбе с досаждающим им F-117A, удары которого не только приносили ощутимые потери, но и задевали самолюбие сербов. Уничтожение этого самолёта средствами ПВО российского советского производства, находящимися на вооружении армии Югославии правда, к тому времени устаревшими , было престижно и для нас.
Выработать и сформулировать предложения по борьбе с «невидимками» было поручено мне. Работа шла буквально в режиме реального времени в присутствии высказавшего просьбу военного атташе Югославии в нашей стране полковника М. Петровича, через которого эти предложения и были переданы исполнителям.
Реализованный в ходе опытного учения на советском полигоне Эмба тактический приём оказался совершенно неожиданным для нападающей стороны. Именно он был положен в основу операции по уничтожению самолёта-невидимки в Югославии. Мне вспомнился эпизод боевого применения ЗРК «Куб» на одном из опытных учений, проводимом с использованием этого комплекса на государственном полигоне Эмба в 70-е годы теперь уже прошлого столетия.
В то время широко исследовались и разрабатывались как средства радиоэлектронной борьбы, так и способы защиты радиоэлектронных средств от помех и проводились соответствующие опытные учения, находившиеся в постоянном поле зрения начальника Генерального штаба ВС СССР маршала Советского Союза В. Куликова в военной среде их называли «куликовские битвы». Следует отдать должное своевременности и эффективности этих мероприятий: наши безусловные достижения в превосходстве средств ПВО над зарубежными аналогами закладывались и отрабатывались именно на учениях такого рода.
На упоминаемом опытном учении проверялась эффективность нового вида помех, получивших наименование «Смальта», американскому ЗРК «Хок» с зенитной управляемой ракетой ЗУР , оснащённой полуактивной радиолокационной головкой самонаведения РГС. ЗРК «Хок» широко применялся Израилем против арабской авиации в период арабо-израильских войн, и создание средств постановки помех этому комплексу было крайне актуально [ 2 ]. В связи с этим на нём, как на аналоге ЗРК «Хок», не только проверялась эффективность помех «Смальта», но и отрабатывались способы защиты от них, так как подобного рода помехи могли создать и американцы против наших средств ПВО, оснащённых ракетами с такими средствами наведения.
Это обстоятельство позволило разработать и задействовать новую тактику боевого применения ЗРК «Куб» в условиях применения помех «Смальта»: из состава боевых средств ЗРК «Куб» создать мобильную боевую группу МБГ в составе самоходной установки разведки и наведения СУРН 9С91 и одной самоходной пусковой установки СПУ 2П25 с ракетами 3М9М3, стреляющими вдогон; МБГ выдвинуть вперёд относительно ожидаемого направления налёта СВН на расстояние 8-10 км и организовать засаду; стрелять после пролёта целью района засады вдогон, что должно обеспечить резкое снижение уровня помех, воздействующих на комплекс, и достичь необходимой эффективности поражения цели. Этот реализованный в ходе опытного учения на полигоне Эмба тактический приём, автором которого довелось быть также мне, полностью подтвердил свою эффективность и оказался совершенно неожиданным для нападающей стороны. Именно такая тактика и была положена в основу сформировавшихся предложений по уничтожению самолёта-невидимки в Югославии рис.
Поражение самолёта-невидимки США F-117А зенитным ракетным комплексом «Куб» в Югославии Суть этих предложений заключалась в следующем: — разведку самолёта-невидимки F-117А и выдачу информации по нему на ЗРК «Квадрат» должна осуществлять РЛС метрового диапазона, нечувствительная к технологии «стелс» и обеспечивающая его своевременное обнаружение и устойчивое наблюдение на всей траектории полёта. Кроме того, на РЛС метрового диапазона не могли наводиться противорадиолокационные ракеты типа Harm, что обеспечивало их огневую устойчивость. В Югославии на вооружении зенитного ракетного полка «Квадрат» находилась РЛС метрового диапазона типа П-18, на которую и была возложена эта задача; — ЗРК «Квадрат» должен осуществлять стрельбу по F-117А не на встречном курсе, на котором эффективная отражающая поверхность ЭОП самолёта, выполненного по технологии «стелс», в диапазонах работы РЛС комплекса составляет порядка 0,1 кв.
Стрельба должна осуществляться на догонном курсе, на котором ЭОП достигает 2-3 кв.
Невидимка, я тебя вижу: F-35 «засветились» на российских РЛС
В США заметили полет нового стелс-бомбардировщика, способного нести ядерное оружие | Самолет не оснащен линзой Люнебурга, радиолокационным отражателем, используемым для того, чтобы сделать самолет-невидимку видимым для других во время учебных или небоевых полетах. |
Стелс: как это работает. Что внутри технологии стелс? | Американский «стелс»-истребителя F-35B пропал Корпуса морской пехоты пропал на территории Соединенных Штатов. |
Стелс-технология — Википедия | В Южной Каролине потерпел крушение «стелс»-истребитель F-35B. Самолет-«невидимку» ищут в районе озер Моултри и Марион в центральной части штата. |
Компания из США показала в своем ролике новый стелс-истребитель последнего поколения | Новая двушка: истребитель-невидимка Су-57 получит второго пилота. Объединенная авиастроительная корпорация запатентовала двухместный малозаметный самолет тактической авиации. |
«Самолетов-невидимок не существует - российские РЛС видят все»
Рособоронэкспорт предлагает мобильную РЛС для обнаружения самолетов-невидимок Stealth | Самолет станет невидимкой: в России создан стелс-материал, который поглощает 95% электромагнитного излучения. |
ВВС США представили новый стелс-бомбардировщик В-21 ценой $692 млн | В США пропал новейший самолет-невидимка. В США идут поиски стелс-истребителя F-35B после аварии в Южной Каролине, в результате которой пилот был вынужден катапультироваться, сообщила в X (бывший РИА Новости, 18.09.2023. |
Компания из США показала в своем ролике новый стелс-истребитель последнего поколения | Частная российская компания создала самолет по технологии "стелс". На международном авиасалоне в Жуковском представлен опытный образец нового российского реактивного беспилотного летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой. |