син сделал очень много для спасения челюскинцев, он пользуется вполне заслуженно авторитетом среди других участников подготовки спасения, безусловно, заслуживает быть награжденным орденом Красной Звезды.».
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
Самолет спасателя челюскинцев Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. 14 апреля 1934 года в лагерь спасателей челюскинцев была отправлена телеграмма из Москвы. семи летчиков - первых Героев Советского Союза, подвиг самих челюскинцев, - воспет в фильмах, книгах, поэмах, но в камне или бронзе не увековечен. "Челюскинцам" и спасшим их героическим летчикам пламенный пролетарский привет!, 1934 г. Операция по спасению челюскинцев была возобновлена 7 апреля 1934 года. Первую посадку в лагере челюскинцев 5 марта 1934 года совершил экипаж самолета АНТ-4 под управлением Анатолия Ляпидевского.
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
Источник фото Это был единственный раз, когда Ляпидевский пришёл на помощь лагерю. Четырнадцатого марта у него лопнул вал одного из моторов. АНТ-4 сел на вынужденную, после чего самолёт чинили на месте почти полтора месяца. Но на успех и аварию пришлось целых 36 полётов — как попыток спасти челюскинцев, так и косвенно-логистических по немаленькой Чукотке. Очень мешали полярная ночь, барахлящие моторы и переменчивая погода.
Да и малая освоенность края играла роль — как-то раз в Уэлене закончился сжатый воздух для запуска моторов, и его целую неделю везли на собаках. Американская миссия Всё та же малонаселённость окрестных краев диктовала порой, на первый взгляд, странные пути. Перегон самолётов в Чукотку представлял сложное, опасное и масштабное предприятие. Чаще всего они шли на пароходах как можно дальше, после чего выгружались на лёд и стартовали своим ходом.
Поэтому в Москве решили для надёжности дублировать процесс, купив несколько самолётов в США. Выбор пал на «северный» вариант «Флитстера» фирмы «Консолидейтед». Последних ждало путешествие через половину земного шара. Берлин, Лондон, Нью-Йорк, поездка на Западное побережье по трансконтинентальной железной дороге, после чего Канада, и, наконец, Аляска.
Правда, Леваневский разбил свой «Флитстер» у мыса Онман и выбыл из игры. А вот Слепнёв вторым после Ляпидевского прибыл в лагерь и эвакуировал пять человек. Чуть позже он совершил обратный рейс на Аляску, перевезя в больницу из Уэлена болеющего, но всячески упирающегося полярника Отто Шмидта. Воздушный мост Тем временем подходило к концу оборудование авиабазы в поселке Ванкарем, откуда, в силу погодных и навигационных особенностей, было летать удобнее, чем из Уэлена.
Второго апреля туда прилетел Ш-2 с самого «Челюскина». Пилотировавший его лётчик Бабушкин порывался тут же лететь обратно, но из-за сомнительного состояния и малой грузоподъёмности самолёта его не пустили, назначив вместо этого начальником ванкаремского аэродрома.
Это событие до сих пор является одним из ярчайших моментов истории Приморской столицы. Поначалу плавание шло успешно.
Пароход прошел весь маршрут, вошел в Берингов пролив и 7 ноября дал в Москву приветственную радиограмму. Но в проливе началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море. Получив повреждения, пароход вмерз в большую льдину и пять месяцев дрейфовал вместе с ней. При высадке пассажирам и экипажу удалось перенести кирпичи и доски, из которых сразу же начали строить бараки.
Дрейфующие послали сигнал SOS и стали ждать. Шмидт был точно уверен, что если их и спасут, то его расстреляют за провал экспедиции и потерю парохода. Но вышло совсем по-другому. Как писал в то время англичанин Бернард Шоу, «ну что за люди эти русские, — из национальной трагедии они сделали национальную победу!
Действительно, узнав о случившемся, советское правительство решило использовать это событие для поднятия духа общества и объявило национальную кампанию по спасению полярников. Получив радиограмму с тонущего корабля, уже на следующий день Москва создала правительственную комиссию по спасению под руководством Куйбышева. Предполагалось, что дирижабли будут летать в лагерь для спасения челюскинцев. Однако к тому времени, как дирижабли прибыли во Владивосток, экспедиция уже была вывезена самолетами.
По распоряжению правительственной комиссии из Владивостока на Чукотку пароходом были отправлены пять военных самолетов звена пилота Каманина. Еще два самолета плыли на пароходе из Петропавловска-Камчатского. Одну машину в разобранном виде везли на платформе, прицепленной к курьерскому поезду из Москвы в Хабаровск. Оттуда должны были вылететь три самолета.
Кроме того, полярник Ушаков, летчики Слепнев и Леваневский выехали в США, чтобы там закупить два самолета и перебросить их со стороны Аляски на Чукотку.
Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошел 7 июня. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. А 20 апреля был издан указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза. Первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в этой операции — А. Ляпидевский, С.
Леваневский, М. Слепнев, Н.
Решили ждать помощи с материка. Решение было правильным. На мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь челюскинцев. Оттуда они своим ходом добрались до селения Ванкарем. Уже 5 марта около 3 недель после катастрофы лётчик Анатолий Ляпидевский на тяжелом двухмоторном самолёте АНТ-4 ТБ-1 вывез с льдины первую партию челюскинцев десять женщин и двоих детей. Ляпидевский совершил настоящий подвиг.
По его словам, посадочная площадка была маленькая — примерно 450 на 150 метров, а требовалось 650 метров на 150. Однако все обошлось. Полет Ляпидевского на тяжелом АТН-4 был единственным, затем использовали более легкие самолёты. Следующий рейс смог прибыть только 7 апреля. Это был Слепнёв на американском моноплане «Флейстер». Самолёт при посадке был поврежден. Советские машины не могли увезти много людей. Они строились как разведчики и легкие бомбардировщики.
Молоков и Каманин забрали 5 человек пятого — «лишнего», машиниста Мартисова запихали в парашютный ящик под фюзеляжем. Слепнёв остался ждать запасных частей. В дальнейшем «воздушный мост работал безостановочно. За неделю советские летчики на легких самолетах вывезли всех. Шмидт хотел покинуть лагерь одним из последних, категорически отказываясь покинуть лагерь. Однако у него начала прогрессировать застарелая легочная болезнь, возникла угроза гибели руководителя экспедиции. Поэтому приказом из Москвы ему пришлось передать руководство своему заместителю Боброву. Шмидта вывезли на Аляску, чтобы как можно быстрее оказать врачебную помомщь.
Последними лагерь покинули капитан Воронин, Бобров, радист Кренкель и комендант посадочной площадки Погосов. Всего было сделано 24 рейса. Молоков и Каманин, совершили по 9 рейсов Молоков вывез 39 человек, Каманин — 34 , Водопьянов - 3 рейса эвакуировав 10 человек. Остальных спасли Слепнев и Доронин. Людей перевозили в чукотское становище Ванкарем, которое располагалось в 140—160 км от ледовой стоянки. Лётчик М. Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно отбыли с льдины в Ванкарем на самолёте Ш-2, который удалось спасти с утонувшего «Челюскина». Спасли всех.
Судьба челюскинцев, подвиг моряков, полярников и летчиков сделали единой всю страну. Сейчас в это трудно поверить, но с февраля по апрель 1934 года весь Советский Союз начинал день с вопроса, что происходит на льдине. Все жадно ловили информацию по радио, читали и перечитывали газеты. Возвращение челюскинцев стало триумфом всего СССР. Их путь из Владивостока в Москву буквально засыпали цветами. Все члены экспедиции и летчики стали настоящими героями и не сходили с передовиц газет и радиопередач. Советский народ ликовал. Это было ни с чем несравнимое, единение народа.
Его победа. Высшей точкой ликования людей стал парад на Красной площади, когда челюскинцев привезли с вокзала по затопленным торжествующими людьми улицам столицы. Практический опыт экспедиции не забыли и учли. Стали строить новые грузовые суда типа «Дежнев» и линейные ледоколы типа «Сталин». Кроме того, стала понятна необходимость создания отряда особой полярной авиации.
В этот день в 1934 году завершилось спасение челюскинцев в Арктике
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей? - Статьи и репортажи РГО | Пять дней спустя туда начали массово прибывать самолёты, и спасение челюскинцев встало на широкие рельсы. |
13 апреля: спасение челюскинцев, освобождение Симферополя | экспертом по истории Арктики и полярной авиации. В этом выпуске речь об уникальной операции, благодаря которой были сп. |
Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев | Речь шла о спасении русских в районе гибели "Челюскина", но не членов экипажа, не участников научной экспедиции Отто Шмидта, а каких-то таинственных политзаключенных, оказавшихся в районе знаменитого дрейфа челюскинцев. |
Главные новости
- Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
- Курсы валюты:
- 90 лет назад погиб пароход «Челюскин» - Год Литературы
- 90 лет назад погиб пароход «Челюскин»
- Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
13 апреля: спасение челюскинцев, освобождение Симферополя
Челюскин и пижма все точки над i (Лазарь Фрейдгейм) / Проза.ру | Смотрите видео онлайн «Спасение челюскинцев: подвиг во льдах» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 апреля 2023 года в 12:53, длительностью 00:01:57, на видеохостинге RUTUBE. |
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине | Привет и экипажу именного самолета Ан-12 с названием «Спасатель челюскинцев летчик Светогоров». |
Обнародован неизвестный факт о спасении челюскинцев - МК | Предполагалось, что дирижабли будут летать в лагерь для спасения челюскинцев. |
Челюскин и пижма все точки над i (Лазарь Фрейдгейм) / Проза.ру | экспертом по истории Арктики и полярной авиации. В этом выпуске речь об уникальной операции, благодаря которой были сп. |
Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев
Священник Свято-Данилова монастыря и заодно дайвер отец Иннокентий надеется на божью помощь: «Несмотря на то, что у нас опыт есть и погружения в холодные среды и в плохой видимости, обстоятельства здесь, конечно, особенные. Мы сделаем все, что в наших силах, а Господь поможет сделать это благополучно». Перед погружением надо уточнить координаты и проверить дно эхолотом, чтобы установить буй ровно над объектом. Исследователи сутки ждали, пока море немного успокоится, погружаться при двухметровых волнах было невозможно. Не сказать, что сейчас полный штиль, но отступать уже некуда. Удастся ли в прямом смысле прикоснуться к легенде с первого захода? На водолазов давит не только груз ответственности.
У каждого за спиной больше центнера! У поверхности вода почти прозрачная, но с тридцатиметровой глубины начинается непроглядный мрак. Видно вот на таком расстоянии и все. Мы пришли на корабль, видно, что это корабль. Второе погружение. Вокруг пелена тумана, но солнце каким-то таинственным образом освещает пятачок, где работают водолазы.
Светло, однако, лишь наверху. Даже при помощи сверхмощных фонарей камера выхватывает лишь отдельные детали «Челюскина». Руководитель экспедиции — морской инженер Артем Мельников видит в этом даже некий символизм. Настоящей легенде к лицу недоступность: «Глубина 30 метров, это глубина приближения к "Челюскину". Это как такой снежный заряд. Как он в пургу погиб, так он там и находится.
И можно сказать, что море не должно отдавать это. И пусть оно там и находится.
В Москве была организована комиссия по спасению челюскинцев. В результате, все 104 человека были успешно спасены с помощью полярной авиации.
Возвращение участников экспедиции в Москву стало триумфом: на Красной площади был устроен парад, а летчикам первым в истории присвоили звание Героя Советского Союза. Страна получила своих первых Героев — полярников, ученых, моряков, летчиков. Всех тех, кто не сдался стихии и обстоятельствам.
Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. Указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза был издан 20 апреля 1934 года. Первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в этой операции — А. Ляпидевский, С.
Леваневский, М. Слепнев, Н. Каманин, В.
Водопьянов, выражая готовность лететь на помощь потерпевшим, написал заявление в редакцию газеты «Правда». Он уверял, что его самолёт полностью пригоден к любым перелётам в любое время года и при любых атмосферных условиях, а также и в арктической обстановке. Добившись включения в отряд спасателей, Водопьянов поездом прибыл в Хабаровск. Из Америки к челюскинцам пробивались лётчики Слепнёв и Леваневский, с Чукотки — Каманин… Чтобы сократить путь к льдине челюскинцев, Водопьянов летит через Анадырский хребет, где погибло несколько экипажей. Этот полёт начальник Управления полярной авиации М. Шевелёв назвал «выдающимся». Никто ещё не летал в этих местах зимней порой», — вспоминал он.
Спасённые из ледового плена
Ровно 2 месяца, до 13 апреля 1934 года, прямо на льду был устроен палаточный лагерь, получивший название «Лагерь Шмидта». В Москве была организована комиссия по спасению челюскинцев. Новость о том, что «Челюскин» раздавлен льдами и затонул, моментально облетела планету. Запад не поверил, что спасение экспедиции возможно. Речь шла о спасении русских в районе гибели "Челюскина", но не членов экипажа, не участников научной экспедиции Отто Шмидта, а каких-то таинственных политзаключенных, оказавшихся в районе знаменитого дрейфа челюскинцев. экспертом по истории Арктики и полярной авиации. В этом выпуске речь об уникальной операции, благодаря которой были сп.
В этот день в 1934 году завершилось спасение челюскинцев в Арктике
Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Следующий рейс был совершён только 7 апреля. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2, служившем «Челюскину» для ледовой разведки.
Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель РИА Новости 13 февраля 1934 года затонул пароход «Челюскин». Его экипаж и члены находившейся на борту научной экспедиции отрабатывали схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. Но в сентябре 1933-го судно было заблокировано льдами и дрейфовало пять месяцев. Когда корпус корабля дал трещину, команда и участники экспедиции высадились на лёд, забрав с собой всё самое необходимое, в том числе материалы для возведения временных построек. Образованная в Москве специальная комиссия подготовила спасательную операцию.
Советский заказ, выполненный на датских верфях и специально усиленный под условия Севморпути, — хоть и не полноценный ледокол. Он прошёл почти весь путь, но в середине октября намертво встрял в 260 километрах от берегов Чукотки. Вначале казалось, что удастся «досидеть» во льдах до лета. В ноябре корабль вынесло в Берингов пролив, что означало освобождение из плена, но вскоре льдину подхватило новое течение, которое потянуло его обратно в Чукотское море. Февраль следующего, 1934 года, принес ещё больше проблем — «Челюскин» раздавило льдами. К счастью, на корабле было много опытных полярников, и на лёд успели выгрузить множество припасов. В том числе разобранный самолёт Ш-2, а также стройматериалы для строительства бараков. Правда, при экстренной разгрузке погиб придавленный бревном в других источниках — бочкой завхоз. На льдине оказалось 104 человека, в том числе женщины и дети. Дотянуть до лета они не могли — требовалось что-то срочно делать. Несостоявшаяся экспедиция Главная проблема была в том, что «Челюскин» застрял в самом неудобном месте, с точки зрения эвакуации, — у берегов Чукотки, куда и сегодня-то из Магадана на машине не попадёшь в силу отсутствия дорог. Людей и посёлков на Чукотке мало: на 1933 год — чуть больше 19 тысяч человек. Местные ресурсы скудны и заточены под передвижение по тундре и охоту. Когда 21 февраля в посёлке Уэлен сломалось шасси у самолёта АНТ-4, на весь север Чукотки не нашлось квалифицированного сварщика. Поэтому без помощи из Москвы спасать сотню человек со льдины было тяжко. Но местные власти всё же попробовали. Они решили мобилизовать всех ездовых собак на северном побережье Чукотки около 60 нарт и пойти к челюскинцам напрямую по льдам. В деле предстояло использовать местный самолёт — но не для вывоза людей из лагеря на льдине, а для снабжения каравана кормом для собак и едой для погонщиков. Челюскинцы на льдине источник фото Четырнадцатого февраля караван вышел из Уэлена, но вскоре приехало начальство из Анадыря и приказало всё свернуть.
Экипаж не пострадал, люди высадились на лед и организовали палаточный лагерь в ожидании эвакуации. Эвакуация людей осуществлялась с помощью авиации и продолжалась с 5 марта до 13 апреля. Было спасено 111 человек. Подвиг спасателей был высоко оценен советским правительством — «Золотую Звезду» получил лётчик А.
Спасённые из ледового плена
Самолет "АНТ-4" длиной 18 м с размахом крыльев 28,7 м был в то время самым большим цельнометаллическим самолетом в мире. Внутри фюзеляжа размещались бомбовый отсек, места для пилота и члена экипажа. Ляпидевский на этом самолёте "Г-1" перевёз на материк первую партию челюскинцев 12 человек — 10 женщин и 2 ребёнка. Всё вооружение снималось, проемы турелей обычно зашивались листом. Часто ликвидировали и всё остекление штурманской кабины. Над местами пилотов монтировали крышу и делали боковые окна. По материалам и с использованием фотографий с сайтов :.
Леваневский, М. Слепнев, Н. Каманин, В. Молоков, И. Доронин, М. В этот день 1944 года войсками 4-го Украинского фронта при поддержке Черноморского флота, Азовской флотилии и крымских партизан была освобождена столица Крыма — Симферополь. В оккупации город находился 865 дней.
В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошел 7 июня. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. А 20 апреля был издан указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза. Первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в этой операции — А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнев, Н. Каманин, В.
Леваневский вылетел на Чукотку первым с американским бортмехаником и с исследователем севера Ушаковым и, несмотря на очень сложные метеоусловия, продолжил полет. Почти у самой цели, в нескольких километрах от Ванкарема, из-за сильного снегопада Леваневский потерпел аварию. Самолет был сильно поврежден и к дальнейшим полетам совершенно непригоден. Однако, добравшись до рации, Леваневский дал радиограмму: «Москва. В высокопарных выражениях он высказал свою готовность к дальнейшему выполнению заданий правительства. Сейчас текста телеграммы нет, но ветераны-полярники говорили автору, что в те дни она была опубликована. Естественно, имея готовность, но не имея самолета, Леваневский ничем челюскинцам помочь не мог. Это была первая неудача Сигизмунда Леваневского. Возможно, она была причиной двух последующих, последняя из которых оказалась трагической. Но об этом несколько ниже. Слепнев с американским бортмехаником благополучно добрался до базового аэродрома Ванкарем и вторым после Ляпидевского прилетел в лагерь Шмидта. С ним прилетел Ушаков с восьмью ездовыми собаками. Ушаков должен был руководить работами по устройству посадочной площадки, которая из-за движения льдов часто повреждалась, а собаки помогали перевозить людей и грузы от лагеря к аэродрому. При посадке у «Флейстера» Слепнева было повреждено шасси. Пока ремонтировали шасси, в лагерь прилетели Молоков и Каманин. Слепнев вывез со льдины пять человек. А в Ванкареме он получил задание вывести на Аляску тяжело больного Шмидта, которого привез со льдины Молоков. Самая большая группа самолетов и летчиков была подчинена Каманину. Это были военные летчики полка разведчиков на самолетах Р-5. Сначала их было четверо: Каманин, Пивенштейн, Демиров, Бестанжиев. Затем поступил приказ включить в группу полярных летчиков Молокова и Фариха. Когда Каманин изложил свой план перелета, Фарих высказал свое несогласие, ссылаясь на незнание Каманиным условий полетов на севере. Так, Фарих был против полета всей группой вместе, поскольку в случае попадания в облака или в снегопад группа распадется, а ведомые не смогут продолжать полет самостоятельно. В более мелкой группе проще сохранять полет строем. Спор окончился тем, что Каманин отстранил Фариха от участия в экспедиции. Группа с пятью самолетами погрузилась во Владивостоке на пароход «Смоленск» и доплыла до северной части Камчатки. Далее самолеты были выгружены, и путь был продолжен по воздуху. Путь хотя и не очень дальний, но мало изученный, практически без информации о метеоусловиях и без радиосвязи. На маршруте приходилось преодолевать горные хребты, высота которых немногим уступала потолку самолетов Р-5. Осуществить полет пятерки строем из-за попадания в облака не удалось. Демиров и Бестанжиев от группы оторвались. Затем они оба и находившиеся на борту механики потерпели аварии и чудом добрались до населенного пункта. Фарих оказался прав. При посадке в Анадыре Каманин подломал свой самолет.
Спасённые из ледового плена
Обстановка стала ухудшаться стремительно, но Шмидт обратился за помощью к «Литке» только десять дней спустя. Время было упущено — между кораблями теперь находились поля многолетнего льда, которые не мог преодолеть даже ледокол. Стало ясно, что экипаж «Челюскина» ждёт зимовка во льдах. Гибель «Челюскина» Ещё хуже было то, что возникли серьёзные опасения за сохранность судна. Лёд давил всё сильнее, и руководство экспедиции приняло решение разместить все важные грузы на палубе на случай экстренной эвакуации. Мытарства «Челюскина» продолжались до 13 февраля 1934 года, когда наступила развязка.
Мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров. Стало ясно, что «Челюскин» вскоре уйдёт на дно. Эвакуация была спешной, но не панической. На лёд удалось перенести всё необходимое для создания лагеря. Без трагедии, однако, обойтись не удалось.
Один из членов экспедиции опоздал с эвакуацией, был придавлен сместившимся грузом и погиб. Около 16 часов 13 февраля «Челюскин» затонул. На арктическом льду осталось 104 человека, включая двоих детей, одним из которых была новорождённая дочь геодезиста Васильева Карина. Сообщение о катастрофе передал на Большую землю радист экспедиции Эрнст Кренкель. В Москве была создана правительственная комиссия для спасения экспедиции Шмидта под руководством Валериана Куйбышева.
В сложившихся условиях спасти людей можно было только при помощи авиации. В экстренном порядке на Чукотку перебрасывались самолёты и самые опытные лётчики. Как таковой арктической авиации в стране, да и в мире, к тому времени не было, и пилотам приходилось осваивать новую профессию методом проб и ошибок. Воздушный мост Одним из первых поиск лагеря челюскинцев начал лётчик Анатолий Ляпидевский, совершивший 28 безуспешных попыток разыскать его.
Первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в этой операции — А. Ляпидевский, С. Леваневский, М.
Слепнев, Н. Каманин, В. Молоков, И. Доронин и М.
Он помолчал и извиняющимся тоном сказал: - К сожалению, я ничего веселого сейчас рассказать не могу. Мои мысли все время вот с этим письмом. Он достает письмо и читает: «Город Москва, Председателю Комиссии по спасению челюскинцев. Дорогой товарищ Куйбышев. Спасите моего папочку. Я очень люблю своего папочку. Это первое письмо, которое я получил от родных челюскинцев. Письмо, написанное детским почерком, переходит из рук в руки. Во время работы в комиссии по спасению челюскинцев Валериан был очень озабочен. Редкую ночь он спокойно спал. Телефонные звонки трещали беспрестанно…»6 «Куйбышев кончал свой рабочий день часам к двум-трем ночи. Кончив «день», он принимал в своем кремлевском кабинете людей, с которыми проводил челюскинскую операцию». В этом он не сомневался. Спасти можно было и должно! Но как, какими средствами? Над этим вопросом неустанно думал сам Куйбышев и заставлял думать других». После внимательного, всестороннего обсуждения Куйбышев пришел к убеждению, что самый надежный и самый скорый способ оказания помощи - это авиация. Самолеты полярной авиации, участвующие в операции по спасению челюскинцев «Нужно было подобрать надежные кадры летчиков. И в этом Валериан Владимирович принял непосредственное участие. Он сам намечал кандидатуры, вызывал к себе летчиков, беседовал с ними, проверял их». Шмидта лучших полярных летчиков Союза: уже на побережье Ледовитого океана работают полярные летчики тт. Куканов и Ляпидевский; с пароходом «Смоленск» отправляются опытные полярные пилоты тт. Молоков, Светогоров и Каманин; на третьем пароходе, идущем на север, будут направлены полярные летчики тт. Доронин, Липп и Галышев, а из Хабаровска…вылетает летчик Водопьянов. Кроме того, спешно отправлены через Америку… известные полярные летчики тт. Леваневский и Слепнев и известный полярник - исследователь острова Врангеля и Северной Земли т. Он «…связался с известным полярником Г. Ушаковым, интересовался характером льдов между Чукотским побережьем и островом Врангеля, тягловой силой собачьих упряжек. В Хабаровск в крайком партии за его подписью была отправлена срочная телеграмма: «Выясните возможность оказания помощи челюскинцам на местных байдарках, шлюпках, возможность переброски из Петропавловска и Усть-Камчатска в район Уэлен-Онман собачьего транспорта и обеспечения собак кормом, широкого использования всего местного населения в целях организации размещения челюскинцев». Наконец было решено послать в Арктику ледоколы. Куйбышев послал телеграмму в Ленинград С.
В дальнейшем он попадает в дрейф. На льду сделан первый аэродром. Зимовка протекает благополучно. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом. Создана комиссия по оказанию помощи под председательством Куйбышева. Отто Шмидт в лагере. Из Хабаровска на помощь челюскинцам вылетает Водопьянов.
Несостоявшаяся челюскиниада
И такой разговор о спасении челюскинцев в 1934 году у правдистов получился. об этом и так все известно, - рассказывал о войне и прочих событиях. Спасение челюскинцев стало не только знаковым событием во всей советской истории, но и технологически уникальной 1933 года из порта Мурманск вышел пароход «Челюскин», на борту которого находилась научная экспедиция во главе с Отто Шмидтом. Первую посадку в лагере челюскинцев 5 марта 1934 года совершил экипаж самолета АНТ-4 под управлением Анатолия Ляпидевского.