Влияние западных обычаев С годами в России укоренились некоторые западные рождественские традиции.
Трудная история праздника Рождества
Традицию украшать елку зимой в Россию перенес Петр Первый из Германии. Общественная служба новостей выяснила, каковы новогодние и рождественские традиции в России. Сегодня хочу рассмотреть интересные традиции и обычаи на Рождество Христово. жданова светлана владимировна Консультация «Рождественские обычаи и традиции в России». Традиции и обычаи празднования Нового года в России складывались постепенно.
Неделя гаданий, колядок и народных гуляний. Как отмечают Рождество в России
Рождественские традиции и обычаи русского народа. Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить:вук. Традицию украшать елку зимой в Россию перенес Петр Первый из Германии. В материале подробнее рассказываем о некоторых рождественских традициях, которые соблюдали в дореволюционной России. В Советской России рождественские традиции оказались под запретом. Сегодня традиция Рождественских вертепов возрождается, и в интернете можно увидеть афиши из разных городов, приглашающие на такие представления.
Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника
Как празднуют Рождество в России: традиции и обычаи | В материале подробнее рассказываем о некоторых рождественских традициях, которые соблюдали в дореволюционной России. |
Новогодние традиции в России | Второе рождение традиция новогодней ёлки в России получила к началу XIX века. |
Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать | В нашем материале — коротко о том, откуда пошли рождественские традиции, ставшие общеевропейскими, и об особом колорите празднования Рождества в некоторых местностях и странах. |
Рождество Христово: обычаи и традиции праздника | Правительство Российской Федерации на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» рассказало о том, какие новогодние традиции и обычаи существуют в разных регионах нашей страны. |
Рождество в 2024 году: вспоминаем традиции, идем в храм, печем козули
В деревнях и поселках сохранилась традиция колядовать. Дети наряжаются в костюмы, ходят по соседям и рассказывают или поют колядки, за что получают сладости и деньги. Среди незамужних девушек распространены рождественские гадания на суженого-ряженого. Процесс гадания традиционно проходит в полночь в темной комнате, освещенной свечами. Это создает пугающую и мистическую атмосферу. Наиболее распространенное гадание — предсказание по литому воску. Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее.
Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко — здоровье и мудрость, виноград — благополучие в доме, яйцо — новое начинание. Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок — успех, дом — благополучие. История праздника На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году.
Оно было началом Святок, которые длились до Крещения — 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях. В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой.
Лучи этой яркой звезды указали путь к пещере волхвам. С тех пор Вифлеемская звезда изображается на многих иконах, а в домах ей украшают верхушку рождественской ели. На Руси символами Рождества также были сочиво и кутья — блюда из пропаренных злаков с медом. Без них рождественский стол в то время был немыслим. Традиции Рождества: как отмечать светлый праздник Окончание поста Перед праздником Рождества верующие соблюдают строгий пост , который продолжается 40 дней. В Сочельник 6 января принято готовить сочиво из риса или вареной пшеницы с медом. По традиции, в этот день православные не едят до первой звезды. Богослужения Празднование Рождества Христова совершается в ночь на 7 января. Ровно в полночь в храмах начинается богослужение. Около храмов и церквей устанавливаются рождественские вертепы с фигурками Святого Семейства, а также ангелов, волхвов и животных. В этот день читается молитва "Царю Небесный". Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн "С нами Бог". Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение", — сообщается на портале "Правмир". Далее идет песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Христа в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на 40-й день жизни. Кроме того, на праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни ирмос — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно "всенощное бдение". Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве", — сказано в материале. Утреня Рождества поется ночью. Верующие считают, что в эту ночь слышно Ангельскую песнь: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение". Христиане благодарят Бога за спасение.
В последний день поста традиция запрещает завтракать и обедать, немного перекусить позволено в обеденное время только детям. Рождественский сочельник - день самого строгого поста. Простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, «вифлеемской», звезды, возвестившей рождение Спасителя. Как правильно сервировать Рождественский стол, какие блюда должны быть обязательными и для чего класть солому под скатерть. Праздничные салюты, хлопушки, фейерверки. В новогодние праздники магазины пиротехники зарабатывают чуть ли не годовой бюджет. Улицы городов, поселков и даже маленьких деревень озаряют сотни искр. И этим никого уже не удивить. А раньше ради того, чтобы посмотреть на фейерверк, надо было заранее забронировать столик в ресторане. Традицию новогодних фейерверков в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» действительно располагался на Воробьевых горах, на нынешней улице Косыгина, метров 150 левее смотровой площадки. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу. Хотя в деревнях придумали свои салюты и фейерверки задолго до хитроумного ресторатора. Трансляция ночной рождественской службы из храма Христа Спасителя. Это относительно новая традиция. Она появилась в 1991 году. Тогда Центральное телевидение впервые в прямом эфире показало рождественскую службу. Но 100 лет назад телевидения еще не было. Верующие обязательно шли на праздничную службу в храм. Желающих было так много, что вход был… по билетам! Почти как на Кремлевскую елку. Что такое вертеп, для чего он нужен и как на самом деле выглядит пещера Рождества? Наши новогодние праздники менялись несколько раз.
Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. В римском календаре IV века именно на 25 декабря приходится этот языческий праздник. Чтобы христиан отвлечь от него, в Риме перенесли 6 января на этот день воспоминания Рождества Христова, рождения духовного вечного Солнца. Напомним, что в церковной традиции Иисуса Христа называют Солнцем Правды, поскольку Он принёс на землю свет истинного познания Бога. Естественно, это было сделано уже после того, как император Константин объявил христианство государственной религией. Такой факт совсем не умаляет значение этого праздника, потому что, как мы уже говорили, символ рождения Спасителя Иисуса отмечался Церковью всегда. Апостол Павел в Первом послании к Тимофею 3:16 писал: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе». Бог явился во плоти! Вот смысл праздника Рождества! Примеру Римской церкви последовали и церкви христианского Востока. Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского III век , одни полагали, что это событие случилось 20 мая другие — 6 или 10 января. Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря на основании приблизительно следующих соображений. Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий. А в Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который и пострадал, то есть в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая от этой даты 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату — 25 декабря. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества — Сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул — святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей, девушек и гадали. И конечно же, отдавали дань «зелёному змию». Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гуляния славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.
Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России
Многие боятся сложности текста. Однако если внимательно прочитать эту молитву, разобрать каждое непонятное слово, все становится на свои места. Достаточно повторения тропаря один раз в день, например во время вечерних молитв. А потом — какая радость петь его вместе с хором в храме!
Ну и со своим маленьким домашним семейным хором перед рождественской трапезой. Рождественская свеча Огоньки гирлянды — этот неизменный атрибут зимних праздников — могут быть не единственными огоньками в доме. Можно купить большую красивую свечу и зажигать ее во время молитвы или чтения Священного Писания.
Для малышей важно каждый раз отмечать, что это особенная, рождественская свеча, что мы очень ждем появления на свет Младенца-Христа и поэтому зажигаем ее. Ну, а потом — почему бы ей не встать в середину красиво убранного рождественского стола в самый день праздника? Для детей такая традиция — словно ниточка, держась за которую мы идем к святому дню.
Она связывает нас не с Новым Годом здесь работают совсем другие символы и ассоциации , а именно с Рождеством Христовым. Она ведет нас мимо громкой музыки и шумного торжества словно бы параллельным, особым путем. И в этом — хороший баланс, особенно для человека, которому не избежать участия в новогодних увеселениях.
Когда-то, когда дети были маленькими, мама вместе с ними украшала свечу — а она по этой части большая мастерица — еловыми веточками, шишками, лоскутками и бусинками. Сейчас это уже ушло: дети выросли. А свеча осталась.
Простая желтая восковая или даже белая парафиновая толстая свеча. Она зажигается вечером, когда все приходят с учебы и с работы. Она притягивает домочадцев к себе, делает обычный ужин усталых и загруженных проблемами людей настоящей семейной трапезой.
Без нее они уже не мыслят предпраздничные дни. Эта свеча делает обычный ужин усталых и загруженных проблемами людей настоящей семейной трапезой Не так-то легко, оказывается, внедрить традицию в свою семью и свою жизнь, даже если очень хочется и все согласны. То свечу забудешь купить.
То забудешь зажечь. То дети капризничают, балуются и вообще не до свечи. А уж украшения — это вообще не для всех.
Но одно могу сказать с ответственностью: свеча действительно собирает всех вокруг себя. А сказанное детям, да и нам, взрослым, — о грядущем празднике, о живом огоньке как его символе — становится реальностью. Словно бы жизнь поднимает куда-то чуть выше, делает чуть строже и светлей.
Семейное чтение Эта давняя, уже какой-то патиной позапрошлого века покрытая традиция — настоящая находка для того, кто хочет время от времени выныривать из мира гаджетов и погружаться в живой и теплый мир книг.
Девушки гадали на женихов: бросали валенок — в какую сторону он полетит, оттуда и жених придет, или же слепленный снежок — если он упадет со звуком, то придет красивый жених, если нет — то жених будет либо больным, либо невзрачным на вид, либо бедным. С Западной Украины пришла еще одна традиция — делать рождественский вертеп: импровизированные ясли с фигурками Девы Марии , праведного Иосифа, младенца Иисуса Христа, лежащего в яслях. На самом деле вертеп пришел из Италии, впервые его изготовил Франциск Ассизский в своем городе Ассизи. Он привел к храму живых вола и осла, привязав их к крыльцу. И здесь же горожане соорудили импровизированные ясли с фигурками Девы Марии, Иосифа, Иисуса Христа, волхвов и ангелов. В народной средневековой традиции также возник рождественский театр — истоки его в мистериях и мираклях театрализованных представлениях, возникших в городах Европы.
Были распространены и кукольные вертепы, особенно на территории Польши, Украины, Беларуси, России. В Беларуси вертеп назывался «батлейка» или «бетлейка» от слова Bethleem — Вифлеем , в Польше и прилегающих к ней областях Беларуси — «шопка», в Закарпатье — «бетлегем»[2]. Ящик для вертепных представлений представлял собой переносную конструкцию с несколькими ярусами для демонстрации представления. Число ярусов могло составлять от одного до четырех. Представление обычно состояло из двух частей. Первая часть была посвящена собственно библейским событиям: Младенцу Иисусу Христу поклоняются пастухи, волхвы, Ангелы славословят. Во второй части показывалась история избиения младенцев и смерти царя Ирода.
Богословский смысл Рождества Христова Празднование Рождества Христова на территории нашей страны имело свои местные обычаи; с особым размахом его праздновали на юге России. Однако, говоря о народных традициях, не следует забывать главного — богословского смысла праздника Рождества Христова. Перед нами в этот день открывается величайшая тайна Боговоплощения.
Еще немного интересных фактов, относящихся к историческим! Праздник Рождества в разных странах мира отмечается не совсем одинаково. На это повлияли обычаи тех местных народностей, которые проживали на тех землях, когда он только закладывался. Его отмечают и католическая церковь, и протестантская, а также он чествуется множеством родственных им религиозных направлений. На Руси Рождество Христово начали отмечать лишь в Х веке. А само ее крещение происходило, по большей части, принудительно.
Слишком сильны были языческие верования местных народов. Уже ближе к нашему времени в деревнях святки праздновали «всем миром», переходя из одной хаты во вторую. Сохранился этот обычай и по сей день. Купцы же в те времена катались на тройках, а знатные вельможи любили устраивать балы. Святой вечер или Рождество Христово — традиции и обычаи На самом деле, еще задолго до Рождества начинались домашние «хлопоты». И у каждого они были своими. Так, хозяин должен был выкормить мясо, поставить для созревания вино, приготовить копчения и так далее. Хозяйка же занималась вышивкой, уборкой, подготовкой новой посуды, приготовлением блюд. Дети помогали им во всем этом.
Второго января на Игната делалась финальная уборка, дома украшали дидухом, еловыми ветками. Четвертого января на Анастасии окончательно завершалась заготовка продуктов для праздничного стола. Шестого числа, с самого рассвета, хозяйка набирала воды для кутьи, узвара, топила очаг, на котором потом готовились блюда. До вечера шестого числа еще продолжался строгий пост. А вот первая звезда возвещала его относительное «окончание». И чтобы подчеркнуть всю праздность этого момента, принимались за столь долгожданную праздничную трапезу. Но, она, в обязательном порядке, была постной.
Викимедиа Новый год до 1918-го был менее значимым праздником: все повсеместно отмечали именно Рождество, но при советской власти они поменялись местами. К слову, СССР был единственной страной, где новогодние обычаи впитали в себя рождественские атрибуты. После распада Советского Союза в 1991 году обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался во главе традиционных семейных праздников. Отмечать Рождество Христово по старинным традициям стали лишь православные верующие. РИА «Новости» Однако со временем Рождество привлекает все больше людей: они посещают торжественные службы в храмах, часовнях и церквях, вспоминая религиозный смысл праздника, рассказал священник. Люди отмечают этот радостный праздник как начало жизни земной нашего Спасителя и как начало наших светлых дел. Рождественский пост и само Рождество — это всегда возможность улучшить и преобразить себя и мир вокруг. Николай Савченко священник Русской православной церкви, клирик Рождественские обряды, традиции и обычаи Как отмечают канун Рождества — сочельник Канун Рождества получил название «сочельник» — от названия ритуальной пищи в этот день — сочива, пояснила эзотерик. Сочиво или кутья — это разваренная каша из пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом, маком или орехами. Хорошие хозяйки в Рождественский сочельник пекут пироги, а на тесто загадывают желание. Добавляют в него монетки — для богатства, изюм — для сладкой жизни или колечко — для вступления в брак.
Протоиерей рассказал о потере традиций празднования Рождества
Сейчас этот обычай кое-где еще сохраняется и жаворонков пекут или в день Авдотьи Плющихи, то есть в день памяти святой Евдокии на 1 марта, или же в день памяти Сорока мучеников на, так называемые, Сороки, которые отмечают 22 марта. Затем новый год переместился на 1 сентября — это было связано с церковным циклом. И, наверное, вы знаете, что до сих пор Русская Православная Церковь исчисляет систему годовых праздников от 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому календарю «новому стилю». Петр I не только перенес новый год на 1 января по подобию празднования новолетия в европейских культурах, но еще внес существенные изменения в летоисчисление.
До 1699 года исчисление лет производилось «от сотворения мира», а петровский указ ввел исчисление «от Рождества Христова», то есть между ними разница в 5 508 лет. Таким образом, люди, которые жили в 7 308 году, внезапно очутились в 1 700 году, согласно новому указу Петра Великого. Поэтому это было довольно радикальное изменение календарной системы.
Новый год, попав в этот новый цикл, был вынужден в него вписаться «задним» числом, ведь 1 января — это день, который находится в структуре 12-и дневного святочного цикла от праздника Рождества Христова до Крещения. Поэтому новый год принял на себя часть этих святочных смыслов и, соответственно, часть обрядовых действий. Можно ли говорить о том, что Петр Великий пытался разными атрибутами маркировать время наступления нового года?
Приказал ставить перед дверями своих домов еловые, сосновые или можжевеловые деревца? Поздравлять друг друга и дарить подарки? Петр I, действительно, попытался ввести некоторые элементы, которые придавали бы этому празднику, так скажем, атрибутику или какую-то обрядовую сущность.
Потому, что праздник, который не имеет специальных символов, закрепленных в культуре, не имеет никаких обрядовых действий, которые его оформляют, - это, вообще, не праздник, а бессмыслица, просто некая дата в календаре. Царь попытался закрепить за этим днем какие-то определенные структурные элементы. Самое известное это то, что он повелел на главных улицах перед домами, не только частными, но и перед общественными учреждениями, ставить всевозможные хвойные растения — елки, сосны, можжевеловые деревца.
А бедным людям указ царя предписывал прикрепить к дому хотя бы по еловой или можжевеловой веточке. Впрочем, если вы думаете, что этот указ Петра Великого явился основанием для современного празднования Нового года с его известной атрибутикой, то вы глубоко ошибаетесь, поскольку он практически не имел никаких последствий после смерти царя. И к нашей современной новогодней елке имеет также косвенное отношение.
Во-первых, елки, которые ставились перед домами или на крышах домов служили украшением внешнего общественного пространства — улиц, площадей и так далее. А наша современна елка — это уже часть домашнего интерьера. Во-вторых, эти елки, во времена Петра Великого, никак не украшались.
В-третьих, с ними не производилось никаких специальных обрядовых действий. Это был просто знак, что наступил новый год. После смерти Петра I этот обычай из частного употребления очень скоро был вытеснен.
В качестве наследия этого указа осталось то, что елки стали прикрепляться на крыше кабаков — всевозможных питейных заведений. Таким образом, елки или сосенки ставили перед входом в кабак или на крыше — это был знак того, что это именно питейное заведение. Такая тенденция была распространена в течение всего XIX века, в результате чего в русской фразеологии появились всевозможные эвфемизмы, которые обозначали нахождение в пьяном виде.
Сейчас мы говорим «подшофе» или «заложил за воротник». А что происходило после, и когда появился обычай ставить именно новогоднюю елку? Давайте рассмотрим семантику или символику ели в славянской картине мира.
Если мы посмотрим, какие смыслы приписывались ели в русской или славянской народной традиции, то мы увидим, что она, прежде всего, связана с символикой смерти. Самоубийц хоронили между двумя елями, при погребении в похоронном обряде еловыми ветками выстилали дно могилы или их бросали на пути движущейся траурной процессии. Однако при Петре I ель стала символом праздника.
Этот обычай царь позаимствовал из Западной Европы, где примерно с XVI века установился обычай ставить еловое деревце на Рождество. Как рождественский атрибут, елки утвердились, прежде всего, в Германии. В дохристианские времена это было связано еще с культом ели как ритуального дерева.
Вообще, культовое отношение к дереву и его почитание — это универсалия, которая существует практически у всех народов. Только выбирались разные деревья для почитания — дуб, береза. В Германии таким деревом стала ель, однако, в XV-XVI годах она именно в немецкой культуре была переосмыслена как дерево, связанное с Рождеством.
Этому процессу значительно поспособствовал Мартин Лютер. На эту тему существует довольно много легенд в немецкой культуре. Самая известная и распространенная из них гласит, что однажды Мартин Лютер накануне Рождества пошел ночью в лес, чтобы поразмышлять о Боге.
Отмечать Рождество на Руси стали еще в конце Х века, так что традиция праздновать существует уже более тысячи лет. Рождественские служба в храмах особенно торжественны. Священники надевают белые одежды: цвет облачений символизирует Божественный свет. Существует традиция Рождественских вертепов. Это композиция, которая воссоздаёт сцену рождения Христа. Их устанавливают у храмов, многие делают их дома с детьми. Некоторые вертепы можно признать настоящими произведениями искусства. Есть совсем крошечные композиции, которые помещаются в скорлупе ореха, а есть гигантские: в Книгу рекордов Гиннесса, например, попал вертеп, высота фигур в котором превышала пять метров. На Рождество принято наряжать ёлку.
До революции в России украшали дерево с особым смыслом: на нижние ветки вешали фигурки животных, выше — людей.
С Западной Украины пришла еще одна традиция — делать рождественский вертеп: импровизированные ясли с фигурками Девы Марии , праведного Иосифа, младенца Иисуса Христа, лежащего в яслях. На самом деле вертеп пришел из Италии, впервые его изготовил Франциск Ассизский в своем городе Ассизи. Он привел к храму живых вола и осла, привязав их к крыльцу. И здесь же горожане соорудили импровизированные ясли с фигурками Девы Марии, Иосифа, Иисуса Христа, волхвов и ангелов.
В народной средневековой традиции также возник рождественский театр — истоки его в мистериях и мираклях театрализованных представлениях, возникших в городах Европы. Были распространены и кукольные вертепы, особенно на территории Польши, Украины, Беларуси, России. В Беларуси вертеп назывался «батлейка» или «бетлейка» от слова Bethleem — Вифлеем , в Польше и прилегающих к ней областях Беларуси — «шопка», в Закарпатье — «бетлегем»[2]. Ящик для вертепных представлений представлял собой переносную конструкцию с несколькими ярусами для демонстрации представления. Число ярусов могло составлять от одного до четырех.
Представление обычно состояло из двух частей. Первая часть была посвящена собственно библейским событиям: Младенцу Иисусу Христу поклоняются пастухи, волхвы, Ангелы славословят. Во второй части показывалась история избиения младенцев и смерти царя Ирода. Богословский смысл Рождества Христова Празднование Рождества Христова на территории нашей страны имело свои местные обычаи; с особым размахом его праздновали на юге России. Однако, говоря о народных традициях, не следует забывать главного — богословского смысла праздника Рождества Христова.
Перед нами в этот день открывается величайшая тайна Боговоплощения. Христос рождается в человеческом роде, принимает плоть человеческую, становится истинным человеком ради спасения всех людей.
В первый день зажигается одна свеча, во второй — две, в третий — три и так далее. Кроме этого, есть и специальная свеча, от которой зажигают все остальные.
Всего же за время праздника используется сорок четыре свечи. Самые известные рождественские обычаи Одним из главных обычаев католического рождества является украшение ели. Дерево обматывают гирляндами, вешают на него стеклянные шары, что является отсылкой к плодам райского дерева. Рождественские ели ставят как в домах, так и в общественных местах за несколько недель до наступления праздника.
Обычай украшать ель на праздник появился несколько столетий назад, примерно в 16-м веке в Германии. А уже оттуда традиция распространилась по другим христианским странам. Добралась она и до России. Только в нашей стране, при большевистской власти, ель стала символом Нового года.
Но в Российской империи дерево являлось именно частью рождественских украшений. Рождественская елка королевы в Виндзорском замке. В зависимости от страны, блюда, конечно, меняются. Отмечают Рождество, например, в Германии с особым блюдом — жареным гусём.
Его традиционно подают с картофелем и красной капустой. Итальянцы готовят «меню семи рыб». В странах Восточной Европы обязательным блюдом на столе является жареный карп. Есть поверье, что нужно под тарелки положить рыбьи чешуйки, тогда весь год семье будет сопутствовать удача.
В Японии праздник не обходится без жареной курицы, а в Мексике — без пирожков из кукурузной муки с начинкой. Отправлять письма Санте — ещё один популярный обычай. При этом индекс является отсылкой к смеху Санты — «Хо-хо-хо». А придумали его специально, чтобы письма не терялись на почте или по дороге.
Семейные традиции на Рождество Рождество принято считать самым семейным праздником. И это не удивительно, поскольку именно оно объединяет всех домочадцев и собирает их за одним столом. Однако не всегда это возможно из-за обстоятельств. Так появилась традиция обмена рождественскими открытками.
Самые разнообразные послания с тёплыми пожеланиями отправляют по почте или же хранят до личной встречи. Обмен открытками популярен у католиков. Ещё одна рождественская традиция, которая прижилась и в нашей стране, — фотосессия в красивых нарядах. Обычно в свитерах с рисунками или причудливыми узорами.
А прекрасным фоном выступает украшенная ель. Семейный праздник не обходится без домашней выпечки. Причём это может быть как традиционный пирог или печенье, так и что-нибудь необычное. Например, подсмотренное у людей из других стран.
В Греции пекут медовое печенье, а в Чехии — трдельник. В Великобритании особой популярностью пользуется плам-пудинг «Бабушка Виктория». А в нашей стране традиционно лидируют блины со всевозможными начинками и сладкие пироги. В нашей стране эта традиция как-то не закрепилась, зато очень популярна у католиков.
Речь идёт о спектакле на библейскую тему. Обычно выбирается и обыгрывается какой-то эпизод из книги. А главными героями становятся дети. Чаще всего ставится классическая сцена рождения Иисуса Христа, где мальчишки и девчонки исполняют роли животных: козочек, бычков, овечек и других.
А после спектакля маленьким актёрам принято дарить подарки. История рождественских колядок С 7 января начиналось и главное действо православного Рождества — колядки. Продолжались они вплоть до 19 января — Крещения Господня. В этот период христиане отмечали святки.
Двенадцать святых дней, посвящённых памяти рождения Христа и его крещения в Иордане. В эти особые дни под запрет попадало многое. Например, нельзя было заключать браки, плясать, наряжаться в различные одеяния, отсылающие к языческим поверьям, работать и многое другое. Однако эти запреты не работали.
Люди повсеместно занимались гаданием, ряжением и другими занятиями, которые достались в «наследство» от языческого праздника коляды, воспевавший культ природы. Есть версия, что слово «колядки» происходит от римского «календы», которое означало начало нового года. Однако, как утверждал историк Николай Карамзин, у славян был дух, который олицетворял начало весеннего солнечного цикла — Коляда. Васнецов «Скоморохи».
В основном этим занимались дети, подростки и молодёжь. Они наряжались в различные костюмы, надевали маски, прицепляли льняные бороды. Часто шутливую процессию сопровождали несколько парней, которые несли фигуру лошади, изготовленную из соломы. А верхом на кобыле восседал мальчишка, наряженный в костюм горбатого старичка с длинной бородой.
Самого Коляду изображали в виде козла. Кроме этого, народ рядился в коров, коней и других животных. Вся эта шумная и весёлая ватага перемещалась от одного дома к другому. Ряженые пели, плясали, предлагали погадать.
А хозяева благодарили их подарками и угощениями. Какое-то время церковь видела в коляде опасность и пыталась её запретить. Но это не работало. Старинный праздник не сдавал позиций.
И тогда церковнослужители превратили колядки в часть празднования святок. Только вместо языческого духа народ начал воспевать Христа и Рождество. И спустя время колядование стало неотъемлемой частью праздника, собрав в себе как языческие, так и христианские традиции. В современной России колядование практически сошло на нет.
Лишь иногда дети вспоминают давнюю традицию и обходят соседей с песнями и стишками, получая взамен угощения. А вот у католиков колядование сохранилось. Оно является одним из главных символов Рождества. В житии сказано, что однажды он помог бедной семье, подбросив кошелёк с деньгами.
Спустя длительное время появилась красивая легенда, будто Святой Николай сделал это, использовав каминную трубу — кошелёк попал в чулок, который там сушился. Так началась история одной из самых важных рождественских традиций — класть подарки в носки или чулки, висящие перед камином. А поскольку 6 декабря по церковному календарю считалось днём святого Николая, то именно в этот день было принято дарить друг другу различные презенты. Прошло время.
В 1822 году американский преподаватель восточной и греческой литературы Клемент Кларк Мур придумал для своих детей рождественскую сказку. В ней главным героем являлся Санта-Клаус, которые дарил детям подарки. Эта сказка была опубликована в 1823 году, в канун Рождества, и называлась она соответствующе: «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». Сказка в стихах вскоре стала очень популярной.
Постепенно начали появляться различные изображения Санта-Клауса в журналах и книгах. Так персонаж приобрёл популярность в Европе и США. Рождественская открытка 1907 года с Сантой. Фигурки с его изображением вешали на ёлку.
Однако в нашей стране Санта-Клаус не прижился. Рождественский волшебник впитал в себя и западного героя, и отечественных персонажей, превратившись со временем в Деда Мороза. Что же касается Санты, то его окончательный облик оформился в начале 1931 года. Тогда художник Хэддон Сандблом нарисовал рождественского деда для рекламной кампании «Кока-колы».
Его видение персонажа оказалось настолько удачным, что Санта с тех пор только набирал популярность и представить католическое Рождество без него и его подарков, спрятанных в носок, уже нельзя. Рождество в СССР Церковь воспринималась большевиками как один из врагов и потенциальных оплотов контрреволюции. Соответственно, в начале 1920-х годов началась массовая борьба с религиозными обычаями и праздниками. Удар был нанесён и по Рождеству.
По всей стране была развёрнута антирождественская кампания, где главной ударной силой выступили комсомол, СМИ, партийные отделения на местах, а также Союз воинствующих безбожников. Однако сразу одолеть «поповские пережитки» не получилось. Люди по-прежнему отмечали религиозные праздники, в особенности Рождество. Причём сохранились даже колядки и гадания.
Соответственно, все религиозные праздники, даже самые важные, в одночасье превратились в «серые будни». Под запретом оказались и символы Рождества: ёлка, Дед Мороз, открытки.
Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника
Общественная служба новостей выяснила, каковы новогодние и рождественские традиции в России. Однако рождественские традиции в России немного отличаются от национальных особенностей других стран. Эти традиции, принятые в нашей семье, служат одной цели – создать особое рождественское настроение вопреки новогоднему шуму и суете, напомнить и детям, и взрослым об истинном смысле предстоящего Рождества Христова. Рождественские традиции и обычаи русского народа. Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить:вук. История и традиции праздника Рождество Христово. Рассказываем, какого числа отмечают праздник в России в 2024 году и как проходит торжественная служба в храмах.