Паломническая служба Новоспасского монастыря. Расписание богослужений в Новоспасском монастыре с 15 по 21 января 2024 года. Монастырь закрыли в 1918 г., В 1991 г. Новоспасский монастырь возвращён РПЦ. Новоспасский монастырь в Москве — расписание богослужений, адрес,официальный сайт.
История и святыни московского Новоспасского монастыря
В 19 веке, когда настоятелем был архимандрит Агапит Введенский, был поднят дух иночества и монастырь стал образцом для других обителей. В начале 20 века это был центр религиозно-нравственного просвещения населения. Здесь проводились миссионерские занятия и обучение неграмотных. Работало Общество церковного пения и трезвости. По воскресным и праздничным дням храмы были переполнены. В 1918 году обитель была закрыта.
Территория использовалась под тюрьму. Была разрушена большая часть некрополя. В планах было взорвать постройки. Этому помешала Великая Отечественная война. С 1968 года начинается восстановление внешнего облика храмов.
Храмы Первоначально храм и другие строения Новоспасского монастыря были деревянными. В 1491 году Иоанн Третий заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем был разобран до основания. В 1645—1647 годах над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием.
Спасо-Преображенский собор Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века. Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма. Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых.
Храм был освящен в 1649 году. А через год на средства князя Я.
Монастырь переименовали Спасом на Новом, позднее укоренилось название — Новоспасский. Первый камень в фундамент храма Преображения Господня был заложен в 1491 году. Строили его на месте упокоения бояр Романовых-Захарьевых, знатных предков царственной русской династии. Страстотерпица инокиня Досифея, её мирское имя Августа Тараканова, захоронена на монастырском кладбище в феврале 1810-го, согласно ее завещания. Имя Досифеи до наших дней окутано тайной.
Считается, что она — незаконная дочь Елизаветы Петровны, русской императрицы, рожденная от её фаворита, сиятельного графа Разумовского Алексея Григорьевича. В усыпальнице в подклети собора покоится и прах «князя Ходынского», генерал-губернатора Москвы, великого князя С. Сергей Александрович, разорванный в клочья «адской машиной» бомбистов в феврале 1905 года, вначале захоронен был в Чудовом монастыре. Через 90 лет, в 1995-м останки великого князя с подобающими почестями перевезены в Новоспасскую мужскую обитель. Иоанн IV Васильевич Грозный высочайшим повелением распорядился выстроить деревянные оборонительные сооружения, превратившие общину в неприступную цитадель. В 1591-м году она служила для обороны от нападения воинов 150-тысячной армии Казы II Герая Буря, хана крымского. Первый русский самодержец Михаил Романов восстановил монастырь, разрушенный в тяжкое время польского нашествия, щедро наделил земельными наделами и имениями.
Деревянную стену вокруг монастыря снесли, вместо нее построили каменную с бойницами и башнями по углам. Она имела форму неправильного пятиугольника. Федор Конь, знаменитый русский зодчий, проектировал стены обители и сторожевые башни. Невероятная толщина стен — 2 м и высота — 7,5 м делают их неприступной преградой противнику. Царским повелением община получила усиленную вооруженную охрану, пушки, ружья и боеприпасы. В стенах святой общины ополченцы, предводительствуемые князем Дмитрием Пожарским, принимали присягу верности Отечеству. Поклониться чудотворной иконе приходили самые высокие особы.
Тогда обитель служила приютом сирым и убогим, была местом отправления таинства православных служб. Вместе с этим в монастыре находился печально знаменитый застенок, в котором томились еретики, опаснейшие преступники, убийцы и мятежники. Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит, старший клирик Троице-Сергиевой Лавры, обвиненный в ереси по ложному доносу, принял мучительную и позорную смерть в подвале Новоспасской обители. Перед смертью его пытали, морили голодом. К концу XVII столетия Новоспасский монастырь насчитывал в собственности 2257 дворов, крепостных душ — 14 тысяч человек. Он входил в число самых богатых монастырей в Москве. В 1717 году Петр I Алексеевич, великий первый император всероссийский, в знак почитания усыпальницы своих предков, распорядился отлить для общины тысячепудовый колокол.
К сожалению, царский колокол разбили французы, когда в 1812 году монашеская обитель подверглась осквернению, разграблению и разрушению солдатами наполеоновской армии. Екатерина II Алексеевна, прозванная Великой, в 1764 году распорядилась произвести конфискацию церковного имущества, в результате чего община лишилась большей части поместий. В 1770-м Московию поразила страшная эпидемия чумы, пришедшая из Европы. В монастыре был размещен карантин, спасший жизни сотням москвичей. В 1918 году большевики стали проводить жесткую антирелигиозную политику, закрывать монастыри, запрещать отправление религиозных служб. Новоспасская монашеская братия нашла пристанище при Никольском храме. Там сохранилась чудотворная икона Нерукотворного образа Спасителя Иисуса.
Как доехать на метро до Новоспасского монастыря в Москве Монастырь является ставропигиальным, то есть находится в прямом подчинении патриарха Русской православной церкви и не связан с местными епархиальными властями. Удобное расположение на Крутицком холме прямо у вод реки, в честь которой названа российская столица, сделало его любимым храмом династии Романовых. Идея постройки храма, при котором бы могла проживать иноческая братия российской столицы, впервые посетила князя Даниила Московского. Потомок знаменитого Александра Невского, впоследствии причисленный к лику святых, основал первую монашескую обитель Москвы непосредственно на территории Кремля. Однако в 1330 году его наследник Иоанн Калита принял решение перенести ее на Боровицкий холм и заменить старую деревянную постройку каменной. Монастырь, посвященный Иисусу Христу и в те времена называвшийся Спасским, стал настоящим средоточием церковной жизни столицы России. При нем даже был организован приют, где бедные люди всегда могли получить кров и еду. Однако обители предстоял еще один переезд.
Супруга царя Ивана III запланировала строительство грандиозного каменного дворца, однако этому плану серьезно мешало скромное святилище. Поэтому снова было принято решение о его переносе ближе к Москве-реке. Это произошло в 1490 году, после чего монастырь и получил имя Новоспасского. Уже через год по приказу монарха был заложен первый камень будущей церкви Преображения Господня. В этот период монастырь служил не только местом проведения богослужений, но и усыпальницей для родовитых боярских семейств. В основном здесь хоронили представителей рода Романовых, которому суждено было сыграть важную роль в истории России. При Иване Грозном обитель превратилась в настоящую средневековую цитадель. Царь, не отличавшийся особой набожностью, видел в нем преимущественно стратегически важный опорный пункт обороны столицы от врагов.
В 1640-х годах при Михаиле Романове монастырь подвергся значительной перестройке. На его территории появились: каменный забор с башенками и бойницами; церковь Знамения Богородицы, построенная на месте погребения близких родственников царя; жилые помещения для монахов, выполненные из камня; церковь Саввы Освященного с колокольней шатрового типа. Также к этому периоду относится начало строительства Преображенского собора и Покровской церкви на территории монастыря. В середине XVII века в обитель из Вятской губернии был доставлен нерукотворный образ Христа Спасителя, которому приписывали многочисленные чудесные исцеления.
Также там представлены захоронения представителей других именитых родов.
Во времена правления Ивана Грозного монастырь временно утрачивает своё основное предназначение и превращается в подобие крепости для отражения вражеских атак от стен столицы. Она и была главной монастырской святыней на протяжении многих столетий. Храм святителя Николая Чудотворца В годы правления Михаила Романова в 1640-х годах на территории монастыря появляется множество новых построек, в числе которых храм святителя Николая Чудотворца и церковь Знамения Богородицы. Церковь Знамения Богородицы Во времена смуты обитель использовалась как место заключения инакомыслящих и преступников. Обитель приходит в упадок, её одолевают пожары и разрушения.
А с приходом Екатерины II конфискуются земли большей части обители. XX век Новоспасский монастырь в 1918 г.
Экскурсии в Новоспасский монастырь в Москве
Новоспасский монастырь #новоспасскиймонастырь #монастырь #монах #христианство #православие #церковь #москва. Для тех, кто хочет посетить Новоспасский мужской монастырь на Пролетарской, рекомендуем ознакомиться с расписанием богослужений в январе и феврале 2024 года. 29 сентября Новоспасский монастырь готовится встретить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Расписание богослужений. Новоспасский монастырь – один из старейших монастырей Москвы, он имеет статус памятника федерального значения.
Новоспасский мужской монастырь – расписание богослужений
Дорогие братья и сестры! В преддверии светлого Праздника Пасхи мы можем успеть порадовать людей, на долю которых выпали тяжкие испытания! Приглашаем вас принять участие в сборе предметов первой необходимости, продуктов питания и средств гигиены для пострадавших мирных жителей и беженцев из Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской Показать ещё и Херсонской областей и Украины. Ежедневно в Церковный штаб помощи беженцам в Москве обращаются около 100 человек, нуждающихся в самом необходимом.
В Аптекарском огороде на Проспекте мира около оранжереи растет единственный в Москве грецкий орех. Reply Ольга 08. Восточная улица, 4к1 Reply Архитектурные и культурные памятники Не все храмы обители на текущий момент восстановлены, некоторые из них еще находятся в стадии реконструкции. Это церковь Сергия Радонежского, которая устроена в колокольне, Николаевский храм изначально был больничным. Именно здесь размещена икона «Всецарица»; Новоспасскому монастырю в Москве ее подарили два десятилетия назад.
Сам собор уникален фресковой росписью, которой его украсили сразу же после возведения. Кроме православных сюжетов здесь изображено и родовое дерево рода Романовых, а также греческие философы, символизирующие языческую мудрость. В подклете собора размещена усыпальница Романовых. Покровская церковь — возведена во второй трети XVII века; к храму была пристроена трапезная. Поскольку эта церковь расположена на закрытой территории обители, с главной площади ее не видно. Именно здесь — усыпальница Шереметьевых. Что касается церкви, размещенной в нижнем ярусе колокольни, разрушен этот храм был во время нападения французов: один из колоколов сорвался вниз, упав прямо на церковь. На территории обители установлен также памятный крест Сергею Александровичу Романову.
Это копия креста, который спроектировал Васнецов оригинал находится в Кремле. Недалеко от входа в обитель есть небольшая часовня, возведенная на месте погребения инокини Досифеи. Считается, что именно так стали звать после принятия пострига княжну Тараканову. При обители действует музей, посвященный истории монастыря. Экспозиции демонстрируют уникальные артефакты, церковную утварь прошлых веков. Есть выставка, посвященная князю Сергею Александровичу. Храмы Первоначально храм и другие строения Новоспасского монастыря были деревянными.
Лишь в 1990 году обитель вернули верующим, а со временем монастырь постепенно восстановили. Архитектура Внешний вид Новоспасского монастыря менялся в течение времени его существования. Первые стены из камня появились здесь только в XVII веке.
Они также выполняли важную стратегическую функцию — защиты Москвы от нападения врагов. У главного входа в монастырь расположены ворота, на которыми находится колокольня XVIII века, которая является одной из высочайших в городе — 78 метров. Внутри него можно увидеть старинные росписи, в ряду которых есть уникальная картина родословного дерева семьи Романовых. На паперти собора изображены 10 античных философов: Аристотель, Платон, Гомер и другие. Здесь и находится усыпальница некоторых знаменитых русских аристократов: Черкасских, Шереметьевых, Урусовых и других. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь на google-панорамах Москвы Архитектурные и культурные памятники Не все храмы обители на текущий момент восстановлены, некоторые из них еще находятся в стадии реконструкции. Это церковь Сергия Радонежского, которая устроена в колокольне, Николаевский храм изначально был больничным. Именно здесь размещена икона «Всецарица»; Новоспасскому монастырю в Москве ее подарили два десятилетия назад. Сам собор уникален фресковой росписью, которой его украсили сразу же после возведения. Кроме православных сюжетов здесь изображено и родовое дерево рода Романовых, а также греческие философы, символизирующие языческую мудрость.
В подклете собора размещена усыпальница Романовых. Покровская церковь — возведена во второй трети XVII века; к храму была пристроена трапезная. Поскольку эта церковь расположена на закрытой территории обители, с главной площади ее не видно. Именно здесь — усыпальница Шереметьевых. Что касается церкви, размещенной в нижнем ярусе колокольни, разрушен этот храм был во время нападения французов: один из колоколов сорвался вниз, упав прямо на церковь. На территории обители установлен также памятный крест Сергею Александровичу Романову. Это копия креста, который спроектировал Васнецов оригинал находится в Кремле.
Начиная с правления Петра I, обитель постепенно приходила в упадок — ее имущество расхищали, часть строений сгорела. Однако в период чумной эпидемии именно Новоспасский монастырь принимал москвичей из разных уголков города. В начале XX века обитель снова расцвела, став центром религиозного просвещения, но с приходом советской власти монастырь закрыли, превратив в концлагерь.
Позже уничтожили некрополь обители, а на территории разместили архив, склад, вытрезвитель. Лишь в 1990 году обитель вернули верующим, а со временем монастырь постепенно восстановили. Архитектура Внешний вид Новоспасского монастыря менялся в течение времени его существования. Первые стены из камня появились здесь только в XVII веке. Они также выполняли важную стратегическую функцию — защиты Москвы от нападения врагов. У главного входа в монастырь расположены ворота, на которыми находится колокольня XVIII века, которая является одной из высочайших в городе — 78 метров. Внутри него можно увидеть старинные росписи, в ряду которых есть уникальная картина родословного дерева семьи Романовых. На паперти собора изображены 10 античных философов: Аристотель, Платон, Гомер и другие. Здесь и находится усыпальница некоторых знаменитых русских аристократов: Черкасских, Шереметьевых, Урусовых и других. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь на google-панорамах Москвы Архитектурные и культурные памятники Не все храмы обители на текущий момент восстановлены, некоторые из них еще находятся в стадии реконструкции.
Это церковь Сергия Радонежского, которая устроена в колокольне, Николаевский храм изначально был больничным. Именно здесь размещена икона «Всецарица»; Новоспасскому монастырю в Москве ее подарили два десятилетия назад. Сам собор уникален фресковой росписью, которой его украсили сразу же после возведения. Кроме православных сюжетов здесь изображено и родовое дерево рода Романовых, а также греческие философы, символизирующие языческую мудрость. В подклете собора размещена усыпальница Романовых. Покровская церковь — возведена во второй трети XVII века; к храму была пристроена трапезная. Поскольку эта церковь расположена на закрытой территории обители, с главной площади ее не видно.
Новоспасский мужской монастырь – расписание богослужений
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве: расписание богослужений и работы на сегодня, завтра и неделю. Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Купить билеты в «Новоспасский монастырь» на Яндекс Афише: расписание интересных выступлений, полная афиша на 2024 год с возможностью покупки билета онлайн. Богослужения онлайн 28 марта 2020 г. Новоспасский мужской монастырь и подворье Валаамского мужского монастыря в условиях карантина организовали онлайн-трансляции уставных богослужений. Новоспасский монастырь в этот период являл собой значимое место для рода Романовых, будущих правителей Российской державы.
МОСКОВСКИЙ НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ
Новоспасский монастырь в Москве открыт для прихожан и паломников каждый день с 7.00 утра и до 20.00 вечера. Исторические факты про Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь? Новоспасская обитель – одна из самых старых в Москве. Древнейшая мужская обитель Москвы, Новоспасский монастырь, имеет длинную и увлекательную историю. Новоспасский монастырь в Москве, Спасо-Преображенский собор.
Новоспасский монастырь в Москве
Исторические факты про Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь? Новоспасская обитель – одна из самых старых в Москве. Новоспасский монастырь #новоспасскиймонастырь #монастырь #монах #христианство #православие #церковь #москва. Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. В Новоспасском монастыре ежедневно совершаются богослужения, на которые собираются сотни прихожан, туристов и паломников. Новоспасский монастырь – одна из древнейших православных обителей Москвы. Новоспасский монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото.
Новоспасский мужской монастырь – расписание богослужений
Интересно и с подробностями рассказала про историю семьи Романовых, отвечала на вопросы. Удачи коллективу Sputnik8. Юрьева В. Рок и мистика династии Романовых" 25. Её увлечённость историей и компетентность заворожила слушателей т. Большое спасибо за организацию такой интересной экскурсии. Спасибо и водителю Сергею. Татьяна К. Было интересное изложение с чувством юмора, а также понравился Новоспасский монастырь,в котором останавливались. Конечно, об истории всего рода Романовых за 3 часа не расскажешь. Но в целом экскурсию рекомендую!
Екатерина А.
Из остатков разбившегося при пожаре главного колокола Петра I отлили новый. В 1830—1840-х годах были обновлены храмы монастыря. В 1900 году при посещении обители императором Николаем II было решено основать храм в честь преподобного Романа Сладкопевца в Усыпальнице бояр Романовых. И уже в 1902 году было совершено освящение нового храма в присутствии Великого князя Сергея Александровича Романова. Обитель стала первым расстрельным монастырём в Москве. Памятники монастыря, имевшие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря. В 1920-х годах архитектор Сергей Родионов провёл реставрацию построек монастыря [5].
В 1925 году территорию монастыря занимал Второй женский исправительный дом. С 1935 года территорией монастыря ведало хозяйственное управление НКВД. Все монастырские постройки были переоборудованы для хозяйственных нужд или под жильё. В соборном храме был размещен архив НКВД Московской области, в Никольском храме — склад конфискованной мебели и картофелехранилище. В 1968 году было принято решение организовать на базе монастыря «музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР».
Стены укреплений и башен построил знаменитый русский мастер — Федор Конь. Основное нынешнее здание Спасо-Преображенного монастыря было возведено в 1650-х годах. В подвальном помещении этого храма погребены ряд знаменных личностей, среди которых — многие бояре рода Захарьиных-Романовых, епископы Порфирий и Петр Екатерининский.
В начале ХХ века с приходом к власти коммунистов монастырь был закрыт. Он был одним из первых православных учреждений, которое пострадало от рук советской власти. Кладбище при храме практически сразу было уничтожено. На его территории советская власть расположила исправительно-трудовой лагерь.
Москве митрополит Воскресенский Дионисий и глава Забайкальской митрополии митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий совершили Божественную литургию в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре в Москве. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на сугубой ектении были вознесены особые прошения и молитва о Святой Руси.
Новоспасский монастырь – древняя обитель православных на Москве-реке
Богослужения в нем продолжались до 1926 года. И это было время полулегального существования монастыря в качестве приходской общины под названием "Братство во имя Преображения Господня". В 30-ые годы Никольский храм превра тили в склад конфискованной мебели и картофелехранилище. Это была шатровая колокольня, на ней были устроены часы боевые, колокол боевой, да два колокола перечастных».
В колокольне Патриарх устроил храм во имя преподобного Саввы Освященного, поскольку в день преподобного Саввы Освященного, 5 декабря 1618 года, будущий Патриарх Филарет был освобождён из польского плена. Наличие часов сближает старую колокольню с современной, которая была заложена в царствование императрицы Елизаветы Петровны на восточной стороне ограды. Колокольня была построена в 1759-1785 году.
Автором проекта колокольни стал зодчий Иван Жеребцов, наиболее известный из учеников архитектора Евлашева. После смерти он был погребён в первом ярусе колокольни. В конце 50-х годов XVIII века были построены первый и второй этажи колокольни, затем её постройка была приостановлена из-за нехватки средств вследствие проведённой императрицей Екатериной II секуляризации церковного имущества.
Лишь через 20 лет при поддержке императрицы Екатерины II постройка колокольни была возобновлена. Тогда же были надстроены 3 и 4 ярусы. Её глава была позолочена на средства московского купца Васильева.
Вся постройка обошлась в 80 000 рублей — сумму, по тем временам внушительную. Высота колокольни до главы 80,41 метра. По высоте она немного уступает колокольне Ивана Великого в Кремле, высота которой 81 метр.
Колокольня украшена фронтонами, колоннами, декоративными чашами. Во втором ярусе колокольни находится храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Этот храм устроен в 1787 году на средства купеческой вдовы Наталии Бабкиной.
Высота колокольни до главы 80,41 метра. По высоте она немного уступает колокольне Ивана Великого в Кремле, высота которой 81 метр. Колокольня украшена фронтонами, колоннами, декоративными чашами. Во втором ярусе колокольни находится храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Этот храм устроен в 1787 году на средства купеческой вдовы Наталии Бабкиной.
В 1812 году в храме выгорело всё, что было деревянного. Каменные своды храма обрушились вследствие падения на них большого колокола весом 1100 пудов и полуелейного колокола в 425 пудов. В 1816 году своды храма были заделаны, оштукатурены и на частные пожертвования установлен новый иконостас. Все иконы, находящиеся в иконостасе, принадлежат кисти итальянских мастеров. Из храма Преподобного Сергия можно попасть на террасу, которая устроена на втором ярусе колокольни.
В четвёртом ярусе расположены колокола. На верху устроены часы с боем, исполняющее мелодию каждые полчаса. В основании колокольни расположены главные ворота монастыря. Часовня начало XX века Часовня из красного кирпича предположительно была возведена сто лет назад, к 300-летию Дома Романовых Часовня на месте погребения инокини Досифеи княжны Таракановой О соборе Недавно прах инокини перенесен в усыпальницу бояр Романовых. Инокиня Досифея умерла 4 февраля 1810 года.
На отпевание прибыла вся знать во главе с главнокомандующим Московским гарнизоном гр. Гудовичем, присутствовали генералы, сенаторы и прочие. Инокиню Досифею похоронили справа от ворот у стены. На плите написали: "Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет, а скончавшейся февраля 4, 1810 года.
На тот момент обитель называлась просто Спасской. В период Иоанна Третьего великокняжеский дворец начали активно расстраивать, из-за чего монастырь перенесли на Васильевский стан. Именно тогда обитель сменила название. В конце XV века заложили и освятили Преображенский храм. В этот период монастырь стал местом усыпальниц боярских родов, включая Романовых.
Позже обитель начала выполнять и еще одну функцию — ее превратили в крепость, которая защищала Москву. Со временем деревянную стену, окружавшую монастырь, заменили каменной. В это же время в обители построили застенки, где держали еретиков и преступников. Начиная с правления Петра I, обитель постепенно приходила в упадок — ее имущество расхищали, часть строений сгорела. Однако в период чумной эпидемии именно Новоспасский монастырь принимал москвичей из разных уголков города. В начале XX века обитель снова расцвела, став центром религиозного просвещения, но с приходом советской власти монастырь закрыли, превратив в концлагерь. Позже уничтожили некрополь обители, а на территории разместили архив, склад, вытрезвитель. Лишь в 1990 году обитель вернули верующим, а со временем монастырь постепенно восстановили. Бог поругаем не бывает Тридцать лет назад, в декабре 1990 года московский Новоспасский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.
Началось возрождение обители с семивековой историей, обители, которая, трижды поменяв свое место в столице, последние пять столетий нерушимо стояла на Крутицком холме, на берегу Москвы-реки, и выдержала нападения врагов, последствия секулярной реформы Екатерины II, разрушения, произведенные войсками Наполеона… Новоспасский выстоял и в страшные десятилетия ХХ века, прямо по евангельскому завету: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» Мф. Но Дух Божий продолжал обитать и в оскверненной святыне, и доныне Господь очевидным образом помогает восстановлению ее былой красоты и величия. Мы хотим поделиться с читателями любопытными воспоминаниями очевидца, который в непосредственной реальности наблюдал существование поруганной обители на протяжении нескольких десятилетий. Об увиденном в детстве и в пору молодости рассказывает И. Тихомиров, когда-то житель «Кировского городка», устроенного на территории монастыря и находившегося в ведении НКВД. Мы нашли эти воспоминания среди давних публикаций журнала «Новоспасский монастырь». Их автор близко к сердцу принял воскрешение обители и, по некоторым свидетельствам, был ее прихожанином. Родители мои родились в Москве в конце прошлого века. Когда они поженились, своего жилья у них не оказалось.
Мать в то время работала секретарем-машинисткой в Наркомате юстиции Наркомюсте , в ведении которого находились так называемые «трудовые колонии». Одна из таких «колоний» располагалась в бывшем Новоспасском монастыре в Москве. И когда матери в 1927 году предложили «казенную квартиру» две малюсеньких комнаты в этом бывшем монастыре, родители с радостью согласились. Крепкие и высокие монастырские стены в темное время освещались фонарями, укрепленными на кронштейнах. Охрана днем ходила вдоль стен, а ночью часовые размещались на стенах и ходили вдоль бойниц. Все это я хорошо помню, хотя и был очень мал. Жили мы на втором этаже так называемого второго корпуса, что примыкает с юга к Никольской церкви. На первом этаже была тюремная поликлиника и жили вохровцы. В то время главные ворота монастыря, что под колокольней, были закрыты, а для проезда служили другие — юго-западные; там же у ворот была и проходная.
Этот кирпичный домик и сейчас существует. Через него был сквозной проход по пропускам на улицу. Всех живущих на территории «трудовой колонии» охрана хорошо знала и пропускала так. А вот для того, чтобы попасть к нам в гости, нужно было заранее заказывать пропуск и встречать лично. Нужно сказать, что в то время начало 30-х годов только начали разрушать чудесный некрополь монастыря. Тщательно отремонтированный, видимо, к трехсотлетию дома Романовых, монастырь все еще сохранял свое величие. Часы на колокольне исправно ходили. И, хотя основные колокола были сняты, колокола звона регулярно отбивали четверти и часы. Все население округи сверяло свои часы с монастырскими.
Больших домов тогда поблизости не было, и часы на колокольне были видны издалека. Стены монастыря снаружи были побелены и расписаны крупными изображениями ангелов и святых. Вохровцами ко дням революционных праздников поверх росписей вывешивались красные звезды, которые освещали изнутри лампочками, и красные транспаранты. Такое кощунственное смешение. Вскоре на наших глазах началось разрушение памятников некрополя. С раннего утра над всей территорией монастыря стоял грохот от ударов кувалд по граниту. Несколько надгробий было вывезено в Донской монастырь. Большинство же памятников заключенные разбивали при помощи зубил и кувалд. Обломками надгробий мостили территорию монастыря и часть площади перед ним.
Также было уничтожено кладбище, находившееся с наружной, северо-восточной стороны монастыря. Окна первых этажей бывших монастырских келий закрыли металлическими решетками. Так, в бывшем настоятельском корпусе делали пуговицы, в других помещениях шили постельное белье, имелись механические и столярные мастерские. Среди заключенных были настоящие мастера — золотые руки, художники, которые занимались всякими поделками. Свободному населению общение с заключенными было запрещено. Были ли побеги заключенных? Были, но редко. Существовало предание, что одному удалось убежать каким-то тайным подземным ходом. А один побег я видел.
В те годы за оградой монастыря стояли два бревенчатых двухэтажных домика. На чердаке одного их этих домов и скрывался убежавший. Когда его обнаружили, он выскочил на крышу дома, и я видел, как его там били, а потом надели наручники. Над входом в усыпальницу Романовых прежде находился мозаичный образ Спаса Нерукотворного, о котором упоминается в туристическом справочнике по Москве за 1904 год. Этот образ закрыли фанерным щитом с изображением дымящихся заводских труб и лозунгом: «Дома культуры вместо монастырей! После войны, в 50-е годы, фанерный щит свалился. Перед праздником Пасхи местные бабушки, подставив лестницу, отмывали открывшуюся красоту. Над входом в усыпальницу долго сохранялась надпись «столовая». Говорили, что в усыпальнице пытались устроить столовую для заключенных.
Но сделали ее в Покровской церкви, для чего в апсиде храма был проделан вход с улицы. Летом, в хорошую погоду, заключенные обедали прямо во дворе. Ставились в ряд столы на козлах, лавки, рассаживалась шумная публика. Был у заключенных и свой клуб. Он помещался в бывшей Никольской церкви.
Поклониться чудотворной иконе приходили самые высокие особы. Тогда обитель служила приютом сирым и убогим, была местом отправления таинства православных служб. Вместе с этим в монастыре находился печально знаменитый застенок, в котором томились еретики, опаснейшие преступники, убийцы и мятежники. Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит, старший клирик Троице-Сергиевой Лавры, обвиненный в ереси по ложному доносу, принял мучительную и позорную смерть в подвале Новоспасской обители. Перед смертью его пытали, морили голодом. К концу XVII столетия Новоспасский монастырь насчитывал в собственности 2257 дворов, крепостных душ — 14 тысяч человек. Он входил в число самых богатых монастырей в Москве. В 1717 году Петр I Алексеевич, великий первый император всероссийский, в знак почитания усыпальницы своих предков, распорядился отлить для общины тысячепудовый колокол. К сожалению, царский колокол разбили французы, когда в 1812 году монашеская обитель подверглась осквернению, разграблению и разрушению солдатами наполеоновской армии. Екатерина II Алексеевна, прозванная Великой, в 1764 году распорядилась произвести конфискацию церковного имущества, в результате чего община лишилась большей части поместий. В 1770-м Московию поразила страшная эпидемия чумы, пришедшая из Европы. В монастыре был размещен карантин, спасший жизни сотням москвичей. Читайте также: «Город на память». Свиблово — Ботанический сад В 1918 году большевики стали проводить жесткую антирелигиозную политику, закрывать монастыри, запрещать отправление религиозных служб. Новоспасская монашеская братия нашла пристанище при Никольском храме. Там сохранилась чудотворная икона Нерукотворного образа Спасителя Иисуса. Монастырский некрополь был снесен, в царской усыпальнице разместились вначале женская тюрьма, позже — исправительно-трудовое закрытое учреждение для государственных преступников и уголовников. Расстреливали узников в подвале церкви святителя Николая, трупы зарывали в общей яме под монастырской стеной. В 1935 году НКВД получил монастырь в свое распоряжение. В соборе разместился огромный архив НКВД, в церкви святого Николая-угодника устроили склад конфискованных товаров и хранилище овощей. Братские кельи были отданы под жилые комнаты и рабочие кабинеты сотрудников НКВД. В церкви Знамения Богоматери до 1968 года располагался женский вытрезвитель. С 1968 года в монастырь переехали мастерские по реставрации мебели и антикварных предметов и мебельная фабрика. В распоряжение Московской патриархии РПЦ монастырь вернулся в конце 1990 года. Богослужения стали проводиться, начиная с марта 1991 года. Медленно, но неуклонно в монастыре возрождался строгий, размеренный и благочинный монашеский быт. Спасский значит посвященный Спасителю. Почему же новый? На этом месте он появился в 1490 году при великом князе Иване III. Именно он переселил сюда братию из Кремлевского монастыря Спаса на Бору, по своему новому местоположению обитель и получила название Спаса на новом, это было второе путешествие монастыря, первый переезд датируется 1330 годом, а основана обитель в конце Xlll века. Это действительно самый древний Московский монастырь, потому что он был создан по благословению преподобного князя Даниила Московского, сына Александра Невского. Сейчас на этом месте находится Данилов Монастырь, там монастырь находился 30 лет, при князе Иване Калите он был перенесен в центр Москвы, непосредственно туда где находились княжеские палаты в Московский Кремль. Отдаленное место на Крутицком холме подходило для размеренной монашеской жизни. Однако была еще одна причина строить Новоспасский монастырь именно здесь. Высокие крутые берега и крутой холм служил естественным укреплением на подступах к Москве с юга. Это место называлось Васильевским станом. В XV веке на нем дважды стоял с войском великий князь Василий Темный, обороняя первопрестольную от набегов степняков и наших польско-литовских друзей, шакалящих в поисках наживы. Осада Обитель на новом месте стала еще и крепостью. Особенно тяжело Москве было в XVI веке в 1521, в 1571, в 1591 годах были набеги Крымских татар последний набег был, как раз 1591 году ,тогда Казы Гирей под стенами Донского монастыря потерпел последнее поражение и исчез со страниц истории навсегда. Монахи участвовали непосредственно в обороне, в стрельбе со стен, вылазках за стены, палили из орудий, варили смолу чтоб окатывать ею атакующих басурман. Перевязывали, лечили и выхаживали раненых. Позже у его стен собиралось ополчение, готовясь к окончательному освобождению столицы от польско — литовских цивилизаторов. В летописи говорится о том времени: У стен Новоспасского 1612 году на Крутицах князь Пожарский и его дружина целовали крест в том , что будут освобождать Москву от поганых, не щадя живота своего. Отсюда наши предки ушли в последнее победное сражение, выкидывать польских гиен из Кремля, положив тем окончание смутного времени.