Масленичная неделя обычно начинается за 8 недель до Пасхи. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо». Почему Масленица длится не один день.
МА́СЛЕНИЦА
3Масленичная неделя. Образ жизни - 23 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Почему Масленица именовалась в древности Бабьей неделей. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.
Масленица: истории и традиции праздника
Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта. Почему Масленица длится не один день. Масленичная неделя обычно начинается за 8 недель до Пасхи. Масленицей называют как неделю перед Великим постом (Масленая неделя), так и последнее воскресенье этой недели (собственно Масленица). Масленичная неделя длится с понедельника по воскресенье.
Была ли Масленица древним славянским праздником? Мифы и факты
Он длится одну календарную неделю. После него наступает Великий пост, до которого от начала торжеств ровно 56 дней. Тем веселее и с большим воодушевлением отмечается этот семидневный отрезок. Почему так называется? Празднование Масленицы на Руси Название произошло от масла, которое, как и другие молочные продукты, будет под запретом после окончания недели. Ровно по завершении Прощеного воскресенья начнется семинедельный Великий пост, а семидневка перед ним получила название Масленица. Но впрочем оно не всегда было таковым. Раньше праздник именовался Комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя. Как раньше называлась Масленица?
Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство — источник здоровья и силы. Поэтому благословенный праздник назывался Комоедицей. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить. Масленица — языческий или православный праздник? Изображение бога Ярило, который символизирует собой Солнце Часть традиций праздника идет от языческих обычаев древнеславянских народов. Он изначально символизировал весеннее равноденствие, когда ночь становилась короче, а день длиннее. Обычно этот момент выпадал на 20-21 марта, и бог Ярило, символизирующий Солнце, начинал растапливать сугробы.
Но после Крещения Руси какое-то время церковь не принимала эти обряды, хотя и не запрещала их. Православная церковь изначально не включила ее в святцы, но поскольку в Библии есть упоминание Сырной недели и Прощеного воскресенья, впоследствии они органично вошли в недельное празднование. Масленицу приурочили к Великому посту, перенеся примерно на две недели назад. Так этот праздник стал православным, сохранив и языческие черты.
В этот день гостеприимство проявляет зять, блюда к столу готовит его жена, а теща должна оценить домашний быт своих молодых родственников. Субботний день, Золовкины посиделки, посвящен женским компаниям. Хозяйки зовут в гости сестер и родственниц мужа, а также близких подруг, и проводят время за задушевной беседой. Завершает масленичную неделю Прощеное воскресенье. Главный смысл этого дня — попросить друг у друга прощение за провинности, в ответ на извинения принято отвечать «Бог простит, и я прощаю». Эта дата является последним днем застольных гуляний, после чего наступает Великий пост. По этой причине еду с праздничного стола необходимо доесть или раздать гостям. Выкидывать и дать пропасть остаткам угощений считается недопустимым. У древних славян в Прощеное воскресенье существовал обычай сжигать чучело Масленицы, эта традиция дошла и до наших дней. Жители городов и сел собираются на главной площади чтобы наблюдать за сожжением символа праздника, ритуал символизирует проводы зимы и скорый приход весенних дней. Блины на Масленицу — 2023 Традиция печь блины связана с языческим богом солнца Ярило — блин символизировал это небесное светило.
Но никогда это не понималось, как изготовление какого-то идола и в дальнейшем его сожжение. По всей видимости, это имеет некоторые игровые корни, вероятно, это связано с какими-то, разумеется, нехристианскими верованиями. Но, в общем и целом, да, разумеется, это не есть, собственно, христианский обряд, но в той же мере и не является совершенно языческим». Существует мнение, что масленичное чучело в христианской культуре — это символ ветхости, греховности. Его сжигание — преодоление «ветхого человека» и, тем самым, преодоление смерти. Популярные атрибуты масленицы чучело, блины и др. Разве блины не являются символом солнца? Блины долгое время не были неотъемлемым атрибутом масленицы и они не ассоциировались с солнцем, не были золотистыми, так как раньше выпекались из другой муки. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что традиция печь на масленицу блины якобы была связана с солярным культом и они символизировали солнце. Как православному христианину следует относиться к празднованию масленицы? Сырная седмица в богослужебных текстах рассматривается как «преддверие Божественного покаяния» и «светлое предпразднство воздержания».
Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца».
Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство
Почему Масленица так называется. Почему Масленица именовалась в древности Бабьей неделей. Вторник Масленичной недели носит название Заигрыши. В этот день полагалось устраивать смотрины, договариваться о сватовстве и знакомить потенциальных женихов с невестами. Масленица — начало масленичной недели на Украине. Последняя неделя перед Великим постом по времени совпадала с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который отмечали все народы Европы в дохристианский период.
Почему Масленица так называется?
Лакомились, конечно, блинами, самыми разнообразными — пшеничными, ячневыми, овсяными, гречневыми, из пресного и кислого теста. В этот день тёщи приглашали зятьёв на блины, а для забавы созывали всех родных. Тёщу полагалось благодарить за заботу, хвалить её хозяйственность, петь про неё песни. На ярмарках разыгрывались весёлые сценки с медведями и ряжеными про то, как тёща для зятя блины пекла… В ответ на благодарности тёща должна была помазать голову зятя маслом, «чтоб был ласковым и к жене также примаслился». Четверг — «разгуляй».
На этот день приходилась середина масленичных гуляний: позади три дня, впереди три дня. Гуляли в четверг с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Устраивали «масленые поезда»: привязывали к огромным саням столб, набивали на него колесо, а на колесо сажали самого большого шутника и весельчака — гармониста с вином, пирогами, блинами, сластями, стегали коня и отправляли в поездку. За гармонистом с песнями шёл остальной народ.
В этот же день начинали вывозить чучело Масленицы, колядовали ряженые. Одна их главных забав в это день — взятие снежного городка. Строили его обычно на площади или на реке. Состоял городок из двух стен с воротами между ними.
Стены были из снега, облитого водой. Участники — молодые мужчины — делились на две команды. Защищали ворота пешие, они оборонялись ветками, мётлами, лопатами, засыпали атакующих снегом. А вот атаковали на конях.
Взять городок — значило разрушить его. Игра иногда заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для запретов. А ещё именно в этот день устраивали кулачные бои. По правилам в «кулачке» нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжёлое, бить ниже пояса и по затылку.
Сходились на реке, бились «сам на сам» или стенка на стенку. Без травм здесь тоже не обходилось. Считается, что смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение конфликтов между людьми. А ещё есть версия такая: предки наши верили, что, пролив кровь во время кулачной битвы, они приносят жертву духам, которые некоторое время после этого их просто не будут тревожить.
Пятница — «тёщины вечёрки». В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Накануне вечером зять должен был лично пригласить тёщу, а на следующее утром прислать за ней специальных парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званых», тем больше оказывалось тёще почестей.
Отсюда и поговорка пошла: «У тёщи зятек — любимый сынок». Только вот угощение было за счёт приходящей стороны.
Причём каждый день из этих семи имеет своё собственное название, говорящее о том, чем в этот день нужно заниматься. Разумеется, в современном мире соблюсти все обычаи и обряды старинного праздника достаточно трудно, ведь теперь Масленица окончательно утратила свой праздничный статус и превратилась в обычную рабочую неделю.
Однако узнать о древних традициях и обрядах всё-таки будет очень интересно. В дни Масленицы долгом каждого было помочь прогнать зиму и пробудить спящую природу. День 1. История и традиции празднования интересны сами по себе.
Обычно в этот день народ устраивал и раскатывал ледяные горки. Люди верили, что чем дольше сани или салазки будут катиться, чем громче над горкой будет звенеть смех, тем богаче осенью будет урожай, тем длиннее вырастет лён. А для того, чтобы растения росли быстрее, согласно поверьям, следовало кататься на качелях, причём чем выше — тем лучше. Кроме того, в понедельник люди выбирали на пригорочке место, где устанавливали куклу-Масленицу.
День 2. За веселье и потеху по традиции угощали вкусными блинами. День 3. Название этого дня говорит за себя само: в среду хозяюшки поступали согласно старинной поговорке: «Что есть в печи — всё на стол мечи!
Существовал обычай, согласно которому первый блин следует отдать случайному прохожему, дабы помянул усопших, второй — матери, третий — отцу, следующие три — братьям и сёстрам, а седьмой обычно доставался самому маленькому члену семейства. День 4. В четверг люди устраивали традиционное катание на лошадях «по солнышку» то есть, в направлении часовой стрелки вокруг деревни - разумеется, чтобы помочь небесному светилу прогнать зиму окончательно.
Многие масленичные обряды связаны со сватовничеством и знакомством молодых. Для знакомства звали покататься на горку или блины. Звали родных и знакомых на блины Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! В этот день теща показывала свою любовь к мужу своей дочери. Кроме зятя в этот день звали и других родственников мужа и жены реклама Четверг — разгуляй Народ предавался всевозможным потехам, кулачные бои, устраивались катания на санях, разные соревнования, а под вечер устраивали обильные застолья.
Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка Пятница — тёщины вечерки Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Суббота — золовкины посиделки Девушки приглашали в гости золовок и других родственников мужа. Если приглашенные были назамужними, то и гостей собирали свободных от уз брака и наоборот, если золовка была замужем, собирали всех замужних родственников. Невестка готовила небольшие подарки для золовки Воскресенье — проводы В разных регионах отмечается по-разному. Религиозные и церковные общины неимоверно сильно повлияли на этот день своими запретами. Единственное общее - это сжигание чучела Масленица и народные гуляния Рецепты блинов Среди восточных славян существует более тысячи разных рецептов.
Простое блюдо с огромнейшими возможностями "кастомизации".
И приступят к делу… Иеромонах Симеон Томачинский насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря : — К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться.
Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, — не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат… Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе.
Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом.
Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл. Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс.
Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер.
В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится.
Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку.
Они к христианству никакого отношения не имеют. Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует.
Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица масленица проходит между неделями воскресеньями о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания.
То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью. Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту — все больше и больше.
На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе : Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное в том числе, в среду и пятницу.
Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие.
Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца.
А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет.
Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом.
Что такое Масленица и чей это всё же праздник — языческий или христианский. Простыми словами
Угощаясь блинами, наши предки верили в то, что получают частичку могущества небесного светила. Сжигание чучела в последний день масленичной недели символизирует не проводы зимы, а жертвоприношение. Чучело считалось символом плодородия: сжигая его, люди передавали плодородие земле. А пепел, который оставался от сжигания чучела, развеивался над полями. В некоторых уголках России процесс сожжения чучела вообще полностью повторял похоронный обряд: до сожжения чучело носили по деревне в специальном корыте, имитирующем гроб. У Масленицы есть ещё одно название: «Бабья неделя». В Масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Они могли в это время только ходить в гости друг к другу и угощать блинами. В католических странах существует прямой аналог Масленице — «Карнавал», который также отмечается перед Великим Постом Название «Карнавал» образовалось от латинского «carnevale» - что в переводе означает «прощай мясо». В Словении празднуют «Курентованье». Его главная цель — изгнание зимы аналог привычному «сожжению чучела».
Праздник сопровождается традиционными танцами в вывернутых наизнанку тулупах и масках.
В ряде регионов традиционный масленичный стол дополняет еще и овсяный кисель. Блинчатые пироги. Оладьи Е. Так, в некоторых губерниях России еще в XIX веке вместе с чучелом возили корыто, которое в фольклоре символизировало гроб «Стоит корыто другим накрыто» — предсказание смерти. Процессия выноса масленичной куклы а ее никогда не сжигали в деревне, только за околицей, а еще лучше — в поле сопровождалась ряжеными, среди них были «попы» и «плакальщицы», так что шествие напоминало шуточные похороны.
Чучело либо сжигали, либо разрывали, что символизировало его смерть. Кстати, «Масленицей» мог быть и живой человек, желательно мертвецки пьяный, в этом случае вместо него сжигали сноп сена или соломы. Символика этого обряда точно не установлена. Этнографы видят в чучеле персонализацию зимы, самой смерти, болезней, которые уничтожают огнем и воплощение старого года. Выбирайте, кому что нравится.
Кустодиев, «Масленица», 1916 г. Фото: общественное достояние При христианстве Комоедицы прочно переименовались в Масленицу. Масленичная неделя , или сырная, по христианскому календарю — время, в которое разрешается есть молочно-сырные продукты и рыбу. Культ тотемных животных постепенно вымер. Блины комам до сих пор пекутся, но часто молодые хозяйки даже не знают, что, говоря так, приносят ритуальную жертву медведю.
Что происходит после? Наступает весна? В Средней полосе России после 22 марта обычно еще лежит снег. Но у людей ощущение, что солнце становится каким-то другим: теплым и приветливым. Славяне верили, что у Солнца несколько ипостасей, две из них — Хорс и Ярило. После Масленицы молодое солнце-юноша Ярило со свойственной молодости активностью начинает сжигать снега и лед, в то время как Хорс уходит на покой. Сложно сейчас сказать, какую Масленицу мы празднуем и что под этим понимаем. Важно другое: традиции, живущие в наших душах, не забываются и передаются из поколения в поколение. Хотя иногда мы и теряем их смысл.
Это было самым любимым и красивым масленичным обрядом. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники. В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его. Проводились в этот день и кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Пятница — "тещины вечера". Целый ряд масленичных обычаев в этот день был направлен на ускорение свадеб и содействию молодежи в нахождении себе подходящей пары. Зятья приглашали в гости своих тещ — угощали их блинами. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.
В некоторых местах "тещины блины" происходили на "лакомку", то есть в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Так что зятья тоже могли приглашаться на блины к теще. Но если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" приглашали на блины. Суббота — "золовкины посиделки". В этот день молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала своих подруг-девиц, если золовки были замужем, то звала замужних подруг или родственниц. Невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом собраться и посудачить. В этот день все новобрачные собирались из окрестных деревень в село, где происходило их чествование. Молодые, стоявшие в толпе зрителей, вызывались на катальную горку.
Там они должны были поклониться "миру" — собравшимся посмотреть на событие деревенским жителям, поцеловаться и съехать на санях с горы. Под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: "давай, давай! Воскресение — "прощеное воскресенье", а также "проводы, целовник". В этот день принято просить прощение у всех близких, обиженных за причиненное зло, за какие-то свои проступки.
Заигрыш и разгуляй: как встречали весну на Руси
Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце. Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. До сих пор каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. В воскресенье перед Масленицей по традиции наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».
Понедельник — «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями. Вторник — «заигрыш».
Выходит, эти названия не так традиционны, как можно было бы думать. Но, быть может, мы не вполне верно представляем себе и другие традиции, связанные с Масленицей?
Кандидат философских наук Андрей Бесков разоблачает некоторые устойчивые стереотипы. Каждый год на Масленицу наши СМИ разражаются однотипными статьями и видеосюжетами, рассказывающими нам о древних славянских корнях этого праздника. Утверждается, что этим праздником древние славяне провожали зиму. Правда, если вчитаться в научную литературу, то окажется, что единства мнений по поводу Масленицы нет. Кто-то считает, что этот праздник есть проводы зимы или даже некой богини зимы, упоминания о которой в исторических источниках до нас не дошли. Кто-то связывает Масленицу с празднеством в честь бога Волоса, кто-то с почитанием Ярилы, кто-то — с почитанием богини Лады существование которой отвергается современными исследователями. Проблема в том, что все эти гипотезы совершенно умозрительны и не имеют опоры на исторические источники, которые почему-то не сообщают нам о таком языческом празднике у славян.
Адмиралтейская площадь во время Масленицы, 1850—1862, И. Шарлемань рисунок , Жакотте Ж. И тут вроде бы всё просто и очевидно — как показывает собранный ими материал, Масленица была широко распространённым в России и малоизвестным в Белоруссии и на Украине праздником. А поскольку церковь явно не причастна к его установлению, то остаётся думать, что это языческий праздник, чудом дошедший до наших дней. Вроде бы да. Во всяком случае это мнение никто всерьёз не оспаривал. А коли праздник языческий, то легко увидеть в масленичном чучеле какую-то забытую богиню.
Но стоп! Можем ли мы быть уверены в том, что это древний обычай? Если не полагаться на современные СМИ и почитать этнографическую литературу самостоятельно, то мы не без удивления обнаружим, что, во-первых, чучело вовсе не обязательно было женским — встречается такой термин, как "соломенный мужик"; во-вторых, чучело могли не сжигать, а просто рвать на части, топить в реке, закапывать в снег или в землю или просто выкидывать а, скажем, в Томске в XIX в. Например, в некоторых районах Нижегородской области зафиксирован обычай в конце Масленой недели водить "кобылу" или "коня". Для этого несколько мужчин брали лестницу, клали её себе на плечи, приделывали голову из глины, соломы или тряпок, хвост из мочала, накрывали всю эту конструкцию покрывалами и так ходили по деревне. Потом "коня" ломали.
На самом деле, блины всегда были поминальным блюдом. На Масленицу принято вспоминать усопших и ходить на кладбище. Поэтому поминальные блины как нельзя кстати соответствуют сущности Масленицы. Первый этап был подготовительный к основным торжествам. Родители давали детишкам лет десяти блины и отпускали на улицы. Те скакали на кочерге или метле и кричали «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Иногда дети собирали лапти и встречали путников, возвращающихся из городов. Приезжих спрашивали: «Везешь ли Масленицу? Узкая Масленица — это первые три дня Масленичной недели. В понедельник, вторник и среду народ заготавливал дрова, пёк блины, убирал избы. В четверг все бытовые хлопоты бросались и стартовали гуляния. В этот день наступала Широкая Масленица. Как отмечали Масленицу на Руси? Узкая Масленица начиналась со встреч сватов. Родственники договаривались о совместном праздничном застолье, обговаривали список гостей и так далее. К вечеру начинали печь блины. Первый блин отдавали малоимущим на помин усопших. Мужчины плели соломенное чучело, насаживали его на кол и возили в телеге по улицам. Во вторник начинались смотрины. Родители подбирали детям достойные партии именно на Масленицу, так как считалось, что тогда свадьба выпадет на первое воскресенье Пасхи — Красную горку.
День 1. История и традиции празднования интересны сами по себе. Обычно в этот день народ устраивал и раскатывал ледяные горки. Люди верили, что чем дольше сани или салазки будут катиться, чем громче над горкой будет звенеть смех, тем богаче осенью будет урожай, тем длиннее вырастет лён. А для того, чтобы растения росли быстрее, согласно поверьям, следовало кататься на качелях, причём чем выше — тем лучше. Кроме того, в понедельник люди выбирали на пригорочке место, где устанавливали куклу-Масленицу. День 2. За веселье и потеху по традиции угощали вкусными блинами. День 3. Название этого дня говорит за себя само: в среду хозяюшки поступали согласно старинной поговорке: «Что есть в печи — всё на стол мечи! Существовал обычай, согласно которому первый блин следует отдать случайному прохожему, дабы помянул усопших, второй — матери, третий — отцу, следующие три — братьям и сёстрам, а седьмой обычно доставался самому маленькому члену семейства. День 4. В четверг люди устраивали традиционное катание на лошадях «по солнышку» то есть, в направлении часовой стрелки вокруг деревни - разумеется, чтобы помочь небесному светилу прогнать зиму окончательно. А главным «мужским» делом считалась оборона или взятие «снежного городка». Народ разбивался на две команды, причём одна занимала позиции весны, а вторая отчаянно «защищала» зиму. В конечном итоге весна обязательно побеждала. День 5.
Содержание
- Происхождение слова Масленица
- Почему масленица называется масленицей
- Международный педагогический портал
- Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве?
- Масленица — Русская вера
- Дни Масленицы в 2024 году
Где блины, тут и мы – россияне вспоминают традиции Масленицы, а журналисты UG.RU делятся рецептами
МАСЛЕНИЦА • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Масленица –. 1) восточнославянский народный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим Постом; 2) народное название Сырной седмицы. |
Масленица, какой вы ее не знали | Онлайн-журнал Эксмо | Почему Масленица длится одну неделю? |