Израильский историк Арон Шнеер считает, что фильм далек от реальной истории побега из лагеря смерти. они отдали нам последнее, что у них было - одежду, чтобы после побега мы не замерзли в зимнем лесу - так вспоминал об этом побеге Михаил Рябчинский - один из бывших узников «лагеря смерти» Маутхаузен.
«Собибор»: люди и монстры – фильм Хабенского о знаменитом побеге из концлагеря
Массовый побег из «лагеря смерти» | Документальный фильм об истории одного из самых массовых побегов из еврейского гетто в годы Великой Отечественной войны снимают в Новогрудке. |
В Музее Победы состоялась премьера фильма «Собибор. Побег из лагеря смерти» | Побег из лагеря смерти» состоится 12 октября в ростовском ВГИКе. |
ТОП 20 лучших фильмов про концлагеря | Драма, военный фильм. Режиссер: Джек Голд. В ролях: Рутгер Хауэр, Алан Аркин, Джоанна Пакула и др. В основу сюжета положена реальная история единственного удачного восстания в нацистском лагере смерти Собибор. |
Побег из нацистского лагеря смерти
Собибор. Он появился в рамках операции "Рейнхард", целью которой было массовое уничтожение еврейского населения. Под каким названием "Побег из нацистского лагеря смерти" (2014) был официально выпущен в Канаде на английском языке? Отчаявшийся добиться правды Верховцев пробует совершить побег из тюрьмы, но попытка оказывается неудачной.
Триумфальный пробег Т-34 и героический побег из лагеря смерти в Смоленском прокате
Около 17:00, когда должна была начаться вторая часть восстания, один из немцев заметил труп убитого офицера, началась стрельба. С этого момента восстание приняло хаотический характер. На этом фоне Печерский обратился на русском языке к своим товарищам с призывом переходить к открытым действиям. Его речь, согласно словам выжившего узника Томаса Блатта, заканчивалась призывом: "Вперёд, товарищи! За Сталина!
Смерть фашистам! Веврык вспоминал: "Сталин был нашим Богом тогда, каждый еврей искал в Сталине своего спасителя. В лагере было порядка 550 узников, 150 из них не смогли или не захотели бежать все они были убиты нацистами на следующий день , порядка 70 погибли при побеге. Таким образом, примерно 320 человек бежали из Собибора, около 150 сразу поймали немцы по наводке местных поляков, еще 90 убиты польскими националистами в ближайшие месяцы.
В итоге выжило 53 бывших узника Собибора, которые вместе с Печерским отправились в Белоруссию. Александр Печерский добрался до брестских партизан, был у них подрывником. После освобождения Белоруссии как бывший пленный попал в штрафбат, где получил ещё одно ранение, "искупил кровью вину перед Родиной" и был демобилизован. После войны он работал администратором в Театре музкомедии в Ростове-на-Дону, но в 1952 году в ходе антисемитской кампании "борьбы с космополитами" был приговорён к одному году исправительных работ и исключен из партии — фактически за сотрудничество с Еврейским антифашистским комитетом.
В результате он устроился в кузнечно-механическую артель, где до пенсии трудился багетчиком. Печерский выступал свидетелем на судебном процессе над бывшими охранниками лагеря Собибор в Киеве 1962 год , но вот на открытие мемориала погибшим в этом лагере его не отпустили, — несмотря на то, что Польша входила в социалистическое содружество. В 1987 году в Голливуде был снят фильм "Побег из Собибора", где роль лидера восстания сыграл Рутгер Хауэр. На премьеру фильма приглашали самого Печерского, но в США его тоже не выпустили.
Александр Печерский умер в январе 1990 года, и лишь в 2007-м на доме в Ростове-на-Дону, где он жил, появилась мемориальная доска. В январе 2016 года указом президента России Владимира Путина Александр Печерский посмертно был награждён орденом Мужества. В 2018 году на большой экран вышел российский фильм "Собибор", режиссёрский и сценарный дебют Константина Хабенского. Роль Печерского в нём сыграл сам Хабенский.
Единственный, кто выжил во время восстания из эсэсовского начальства Собибора, — начальник лагеря Карл Френцель.
Уровень его выходит далеко за рамки национальностей, политики и даже мифологии. Это чистой воды личностный поединок. Константин Хабенский говорит о том, что в какой-то момент Печерский «перестает быть советским человеком и становится просто человеком».
Очень важный аспект, ключевой во всей этой истории перерождения человека, кристаллизации его характера. Только победив собственные страхи, сомнения, неверие, можно победить в тех нечеловеческих условиях, в которые поставлены узники «Собибора». О исторической точности и художественной достоверности Декорации и интерьеры лагеря воспроизводили в Литве по сохранившимся чертежам. Но архивы лагеря были уничтожены после побега заключенных, а сам лагерь — стерт с лица земли, чтобы не осталось никаких напоминаний об этом подвиге.
Самая сильная сцена в фильме одновременно и самая спорная — вечеринка, которую устраивают эсэсовцы в лагере. Выморочный мир, в котором работа — убийство и отдых тоже — убийство. Но его орудия — не серая, наводящая ужас масса, они — персонифицированы. Чудовищнее всего, что для этих конкретных человеческих индивидуумов уничтожение другого человеческого существа — естественная форма существования.
Сцена вечеринки вызывает вопросы, и первый — насколько это может соответствовать действительности? Глава Фонда Александра Печерского Илья Васильев: «Благодаря восстанию лагерь был фактически уничтожен и никаких архивов не сохранилось, но в распоряжении съемочной группы были воспоминания тех людей, их более пятидесяти, которые сумели выжить после побега из лагеря и оставили свои воспоминания, среди которых есть упоминания об этой страшной ночи, без каких-либо конкретных подробностей». Свидетельств того, что вечеринка была именно такой, как показано в фильме, в архивах нет, как нет и самого архива этого лагеря. Но действительность была еще страшнее.
Поэтому ход был выбран правильный — придумать сцену, которая бы передавала суть, мифологию, стала метафорой происходившего в этом лагере и еще многих других. Словосочетание «миф» и «рейх» неизбежно отсылает к мифу о превосходстве арийской расы и новому миропорядку, который эта раса пыталась создать. Лагерь в фильме «Собибор» — микромир, живущий по своим законам, пропускающий через себя человеческие судьбы, превращая их в дым и пепел.
Филипп Рейнхардт, актер: «Читая сценарий, я думал, что это все выдумки, все преувеличено, потому что такое — не возможно. Но когда я ознакомился с документами, то понял, что все это было, практически один в один с тем, что показано в фильме. Мы — люди искусства, несем определенную ответственность. Передавая на экране какие-то ситуации и чувства, мы несем ответственность за то, чтобы эти ситуации не повторялись. Понятно, что война — никому не нужна». Бессмертный Горец, поборник добра и света — образ, который мог бы сделать Ламберта актером одной роли, но не сделал. Ламберт умеет быть разным, при этом — всегда значимым. При взгляде на обершарфюрера СС Карла Френцеля в его исполнении приходят в голову Калигула с наследником его Нероном вместе взятые. Антагонисты, герои Хабенского и Ламберта стоят друг друга, их противостояние пронизывает весь фильм. Уровень его выходит далеко за рамки национальностей, политики и даже мифологии. Это чистой воды личностный поединок. Константин Хабенский говорит о том, что в какой-то момент Печерский «перестает быть советским человеком и становится просто человеком». Очень важный аспект, ключевой во всей этой истории перерождения человека, кристаллизации его характера. Только победив собственные страхи, сомнения, неверие, можно победить в тех нечеловеческих условиях, в которые поставлены узники «Собибора». О исторической точности и художественной достоверности Декорации и интерьеры лагеря воспроизводили в Литве по сохранившимся чертежам. Но архивы лагеря были уничтожены после побега заключенных, а сам лагерь — стерт с лица земли, чтобы не осталось никаких напоминаний об этом подвиге. Самая сильная сцена в фильме одновременно и самая спорная — вечеринка, которую устраивают эсэсовцы в лагере. Выморочный мир, в котором работа — убийство и отдых тоже — убийство.
Были пойманы и расстреляны более 170 человек. Но 55 скрылись. Нацисты сделали все возможное, чтобы ничто не напоминало о массовом уничтожении людей. Но выживший организатор восстания Александр Печерский и его товарищи добились, чтобы немецкие палачи, избежавшие возмездия после окончания войны, предстали перед судом.
Собибор: история побега из лагеря смерти
Она передает атмосферу и ужас лагеря смерти, в то время как Собибор у Голда показан в том приглаженном тоне, в каком изображают немецкие лагеря для западных военнопленных: «Ничего хорошего, но терпимо». Большой побег (фильм 2014) онлайн в хорошем качестве, а перед этим коротко о содержании: Лагерь кончины в Собиборе бы специально создан нацистами как место для систематического уничтожения евреев. Шокирующий фильм немецкого режиссера Уве Болла, посвященный «лагерю смерти».
Состоится премьера документального фильма «Собибор, побег из лагеря смерти»
ПОБЕГ ИЗ КОНЦЛАГЕРЯ 2023 – 27 просмотров, продолжительность: 1:31:01 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом SAVA MOLODOY в социальной сети Мой Мир. «Побег из Собибора» — кинофильм,Сюжет В основу сюжета положена реальная история единственного удачного восстания в нацистском лагере смерти Собибор 14 октября 1943 года,Это экранизация документальной книги Ричарда Рашке с использованием. Военный, драма. Режиссер: Константин Хабенский. В ролях: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль и др. Пленный солдат устраивает восстание в лагере смерти. Чем закончился самый массовый побег из фашистского лагеря смерти. Среди художественных фильмов про концлагеря обязательно нужно упомянуть один документальный — шедевр Клода Ланцмана «Шоа».
Побег из ГУЛАГа
Она передает атмосферу и ужас лагеря смерти, в то время как Собибор у Голда показан в том приглаженном тоне, в каком изображают немецкие лагеря для западных военнопленных: «Ничего хорошего, но терпимо». Документальный фильм о загадочной смерти знаменитой кинозвезды. Петшиковский выглядит настоящим титаном, восстающим против несправедливости и жестокости, и потому «Чемпион» менее всех прочих фильмов о лагерях смерти привязан к мрачной фактуре и традиции. рассказал Владимир Мединский.
Представлен российский фильм о побеге узников из концлагеря Собибор
И «Собибор» проводит львиную долю экранного времени, изображая испытания, которым подвергаются несчастные. Хабенский не смакует боль и кровь, но смотреть картину все равно тяжело, потому что она громоздит один кошмар на другой, почти не давая зрителям передышки. При этом самым пугающим оказывается безумие эсэсовцев, опьяненных абсолютной властью и мнящих себя высшими существами за границами нравственности и морали. Нацисты в фильме как бешеные собаки — они в любой момент могут взвиться и вцепиться в горло, хотя заключенные изо всех сил стараются их не провоцировать.
Даже те, кто, как Печерский, попал в лагерь с фронта, а не из гетто, не решаются прямо противостоять фашистам, поскольку знают, что за неповиновение будут расстреляны не только виноватые, но и невиновные. Поэтому подполье готовит общий побег — это единственный шанс на выживание. Когда план восстания складывается, кино становится более авантюрным, но Хабенский не перестает гнуть свою линию.
Изобразив бесчеловечность нацистов, он затем показывает жестокость доведенных до отчаяния заключенных, которые с остервенением расправляются с офицерами, чтобы ослабить охрану перед открытым началом бунта. Лента подчеркивает, что в кадре в основном мирные люди, впервые берущие в руки оружие и не уверенные, что способны убить. И хотя в том, что они совершают, можно увидеть триумф, Хабенский скорее видит трагедию.
Насилие порождает насилие и разрушает души всех, кого затрагивает. Конечно, герои остаются куда более человечными, чем злодеи, и движут ими высокие, а не низменные соображения. Но даже когда в кульминации ленты заключенные сносят ограду и в томительно долгой замедленной съемке несутся к свободе, фильм изображает это так, что зрители не могут просто смотреть и радоваться.
Да, побег состоялся, но выжившие унесли с собой душевные и физические травмы, которые остались с ними вплоть до самой смерти. Концепция у «Собибора» сильная, однако к реализации есть претензии.
А московская премьера фильма состоится в Музее Победы - в годовщину восстания, 14 октября в 17. В фильме использованы новые документы из российских, белорусских и зарубежных архивов о нацистском лагере уничтожения Собибор, а также из частных собраний и из собрания Фонда Печерского. О большей части этих материалов фильм расскажет впервые, многие документы рассекречены специально для этого проекта. Лагерь смерти Собибор был создан на юго-востоке Польши для массового уничтожения евреев. Большинство из брошенных в лагерь людей, включая стариков, детей и женщин, умерщвлялись в газовых камерах.
В этот момент Печерский ощутил волну признания от других узников: "Я смотрел на моих товарищей, и сердце разрывалось на части. Хотелось сказать им: "Держитесь, ребята!
Выше головы! Пусть враги чувствуют, что мы остаемся людьми". Но они и так понимали меня. Без слов". Впрочем, составители новой книги о Печерском, "Собибор: Хроника восстания в лагере смерти", вышедшей аккурат к релизу фильма, отмечают, что эпизод этот появляется в позднейших редакциях его мемуаров. Вместе с несколькими заговорщиками Печерский готовит опасный план: завлечь под разными предлогами в закрытые места всех офицеров, убить их, а затем бежать, воспользовавшись сумятицей. То, как воплощается этот план, Хабенский воссоздал на экране очень скрупулезно: в фильм попал в том числе и важный для Печерского его роман с еврейкой из Гамбурга по имени Лука в более поздних редакциях — Люка. Но роман этот был притворный, для прикрытия от тех возможных коллаборационистов, которые могли присутствовать среди узников. До самой смерти, как рассказывает дочь Печерского, он хранил у себя рубашку ее отца, которую она пронесла через всю войну и которую подарила ему.
Другой возможности сбежать, кажется, нельзя было и придумать. Печерский рассказывал о других, печально закончившихся попытках восстания в Собиборе: "Была неудачная попытка прорыть подземный ход. Был случай, когда два коммуниста, работавших в ближайшем лесу с группой лагерников, задушили охранника и бежали. Всех остальных из той группы доставили из леса и расстреляли. Свыше семидесяти евреев из Голландии решили подкупить охранника. Руководителем этой группы был журналист, которого они звали "Господин капитан". Сколько немцы ни пытали его, он никого не выдал и до последней минуты говорил, что собирался бежать один. С того времени стали три раза в день пересчитывать лагерников, и делает это не кто-нибудь, а сам начальник лагеря обершарфюрер Френцель". Самыми точными эпизодами в фильме представляются именно эти, самые кинематографичные, — убийства эсэсовских офицеров.
Их всех заманили под схожими предлогами: приглашали примерять различные вещи, костюмы, снятые с убитых евреев. Когда они снимали кобуру, их сильно били по голове: "…Когда унтершарфюрер вошел, все, как обычно, встали. Шубаев отошел к краю стола. У ножки стола стоял топор, прикрытый гимнастеркой. Унтершарфюрер снял пояс с кобурой вместе с пистолетом и положил на стол. Снял френч. Портной Юзеф сразу же подскочил с костюмом и стал его примерять Бергу. Сеня пододвинулся к столу, чтобы, в случае необходимости, он смог перехватить пистолет. Под предлогом лучшего освещения, Юзеф повернул немца спиной к Шубаеву.
В этот момент Шубаев ударил фашиста обухом топора по голове. Тот так заорал, что лошадь на дворе вздрогнула, навострила уши и рванулась. К счастью, одному из парней удалось схватить лошадь за уздечку. От второго удара немец замолк навсегда. Труп задвинули под кровать и закрыли тряпками. Вытерли и накрыли следы крови на полу". Единственный, кто выжил тогда из начальства Собибора а всего было убито 11 офицеров , — это начальник лагеря Карл Френцель. Позже он руководил демонтажем Собибора, который, по разным слухам, скомандовал произвести лично Гиммлер, услышав о массовом побеге. Френцель прятался во Франкфурте до 1962 года, когда его поймали и осудили на пожизненное заключение.
Он пережил даже Печерского и умер в 1996 году. А Печерский и большая часть лагерников в тот момент побежали под пулеметным огнем с вышек, на которых были охранники, лишь в последний момент догадавшиеся, что в лагере что-то случилось. Всего из Собибора таким образом пытались бежать около 600 человек. Половине из них удалось преодолеть забор из колючей проволоки. И лишь 53 узника дошли до конца войны: часть не побежали, часть сдали немцам польские крестьяне, часть нашли немцы в лесах. После лагеря Бывший заключенный польского концлагеря Собибор Алексей Вайцен Алексей Вайцен, один из выживших, бежал вместе с Печерским.
И удерживали город до самого подхода частей Красной Армии. Один из руководителей восстания Алексей Рындин попал в плен в Севастополе в 1942 году. И в следующие два года прошел через десяток лагерей для военнопленных. Он выжил, несмотря на голод, тяжелую работу, издевательства охраны. И во всех лагерях у него были единомышленники - они стремились на волю, чтобы вновь вернуться в строй и сражаться. Об участии Румынии во Второй Мировой войне у нас до сих пор известно довольно мало. Об этом долго молчали, чтобы не дискредитировать союзника СССР по социалистическому блоку. О том, как вели себя румынские оккупанты на юге нашей страны - в этом документальном фильме. От первого до последнего Александр Гельман — известный советский и российский драматург. И никто не догадывался, что в детстве Гельман был узником еврейского гетто, в котором погибли 10 из 12-ти членов его семьи. Многие знают о Минском, Варшавском, Пражском гетто. А о том, что во время войны гетто были разбросаны по всей оккупированной территории Советского Союза, известно только специалистам. Между тем, на территории нашей страны погибли 3 миллиона человек — половина всех жертв Холокоста. Всего в 60 с небольшим километрах от Москвы, в Калуге, нацисты в 1941 году согнали всех евреев в гетто, а при наступлении Красной Армии подожгли их дома. Это было первое гетто, освобожденное советскими солдатами. А последним было Будапештское. О том, как выживали узники гетто, как боролись за свою жизнь в ожидании свободы, смотрите в этом документальном фильме. В сердцевине ада В январе 1945-го, когда советские солдаты освободили лагерь смерти Освенцим, в одной из ям с пеплом у крематория была найдена фляга с широким горлышком. А в ней — записки человека, который несколько лет в этом крематории сжигал трупы убитых заключенных. Залман Градовский — член зондеркоммандо. Это специальные отряды заключенных, которых нацисты использовали, как ассистентов при казнях заключенных. Судьба их была незавидной, они слишком много видели, и потому со временем их тоже убивали и сжигали в крематориях. Терять ему было нечего. И Градовский вместе с товарищами подняли вооруженное восстание в Освенциме. Дневник Залмана Градовского, написанный на идиш, был переведен и опубликован совсем недавно. Как Красная Армия освобождала лагеря смерти на территории Польши, что обнаружили за заборами с колючей проволокой и кто из узников сумел дожить до этого счастливого дня — об этом в документальном фильме. Накануне Главный герой фильма — Михаил Девятаев. Летчик-ас, которому удалось вместе с девятью товарищами совершить уникальный побег из концлагеря на угнанном бомбардировщике Люфтваффе. Это был единственный случай в истории Второй Мировой войны. И хоть сегодня это имя достаточно известно, в фильме используются уникальные документы и воспоминания людей, близко знавших героя. Всего полгода провел в плену Михаил Девятаев. За это время он прошел четыре нацистских лагеря, в одном из них пытался бежать, но из-за предательства попал в тюрьму и был приговорен к смерти. Но не погиб, а продолжил бороться. В 1945 году Красная Армия освободила на территории Германии два крупных концлагеря — Заксенхаузен в 30 километрах от Берлина, где располагалась инспекция концлагерей, и женский лагерь Равенсбрюк. Одной из узниц Равенсбрюка была монахиня мать Мария — русская участница французского сопротивления. По рассказам заключенных, она погибла в газовой камере, куда вызвалась пойти вместо другой узницы. Об всем этом, а также о подпольной организации лагеря Равенсбрюк, в которой основную роль играли советские военнопленные — смотрите в этом документальном фильме. На подступах к Ленинграду После захвата немцами Гатчина стала центром оккупационных карательных органов в этой местности. На территории района был открыт концлагерь «Дулаг 154». В лагерные бараки сгоняли и мирных жителей Гатчины из окрестных городов, и беженцев, пытавшихся спастись от наступающего вермахта. Ежедневно в отделениях «Дулага-154» только от голода и холода умирали не меньше ста человек. В лагере практиковались пытки и издевательства. В случае эпидемий заболевших людей сгоняли в бараки и сжигали заживо.
Фильм расскажет о восстании советских военнопленных в Собиборе
Мы имеем в виду не только возраст и внешность, но и описанное в мемуарах поведение героя и злодея Собибора. Так, Френцель, по свидетельству очевидцев, отличался пижонством, словоохотливостью и нарочитой вежливостью. Ганс Ланда из «Бесславных ублюдков» куда больше похож на подлинного Френцеля, чем молчаливый, смертельно бледный и буравящий взглядом заключенных персонаж Ламберта. В свою очередь, реальный Печерский сразу после попадания в Собибор развил бурную деятельность.
Ему понадобилось всего несколько недель, чтобы заслужить доверие иностранных евреев, выбиться в лидеры и организовать побег. Напротив, персонаж Хабенского долгое время ведет себя пассивно, и его приходится уговаривать, чтобы он применил свой военный опыт ради общего блага. Самое существенное отступление «Собибора» от фактов состоит в том, что фильм не затрагивает тему украинских коллаборационистов.
В реальном лагере распоряжались немцы, а на вышках стояли украинцы, которые зверствовали не меньше, чем германцы. Впрочем, с «хлопцами» можно было договориться, и восстание состоялось, потому что некоторых украинцев удалось подкупить или разговорить. Кроме того, украинская охрана после гибели немецких офицеров была сильнее дезорганизована, чем это, вероятно, случилось бы с германской охраной.
Если бы все пулеметы на вышках тогда открыли огонь, мало кто смог бы спастись. Понятно, что отношения с Украиной и украинцами у нас непростые, и масла в огонь подливать не хочется. Но как учиться на примерах из истории, если умалчивать о столь важных, ключевых деталях?
Кроме того, сейчас самое время напоминать у нас и в Европе а фильм отчасти рассчитан на западного зрителя , чем в 1940-е годы занимались «борцы за свободную Украину», которых наши соседи сейчас возводят на пьедестал и всячески обеляют. Достоинства и недостатки «Собибора» становятся особенно очевидны, когда сравниваешь картину с британской постановкой 1987 года « Побег из Собибора ».
И уже через три недели советский лейтенант Александр Печерский сумел сплотить вокруг себя единомышленников и организовать один из самых массовых побегов из концлагерей за всю историю Второй мировой войны. После восстания, по личному распоряжению рейхсфюрера СС Генриха Гимлера лагерь смерти Собибор был закрыт. Нацисты разобрали и вывезли даже фундамент газовой камеры, чтобы ничто не напоминало о массовом уничтожении людей. Фильм рассказывает, кому из бежавших узников удалось пережить войну, где скрывались и предстали ли перед военным трибуналом палачи лагеря смерти и кто сделал все, чтобы о восстании в Собиборе узнали миллионы.
В центре внимания ленты личность самого Александра. Кстати, его потомки активно принимали участие при создании фильма.
Марк Ладыченко, потомок Александра Печерского: «Даже в послевоенные годы, когда он и его семья находились в трудном финансовом положении, он никогда не бегал по кабинетам и никогда не просил помощи». В Ростовском институте кино отмечают, такие проекты — отличный урок мужества для молодежи. Авторы ленты считают, это поможет не только привлечь внимание подрастающего поколения к историческому событию, но и увековечить память всех, причастных к подвигу в Собиборе.
Для посещения необходима предварительная регистрация. СМИ управы района и администрации муниципального округа. Издание публикует официальную информацию и важные новости района Дорогомилово.