Новости нарушение памяти в психологии

это расстройство, которое характеризуется снижением способности запоминать и вспоминать информацию.

Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать

Нарушение памяти в психологии и психиатрии считается серьезной проблемой, которая требует медицинской коррекции. Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний. Наравне с этим частые нарушения и потеря части памяти в пожилом возрасте считаются рядовым явлением. Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний.

Загадочная тайна памяти: взгляд в глубину амнезии

Такие проявления когнитивных нарушений являются обратимыми при своевременном начале терапии и чаще встречаются у молодых. — При деменции позднего возраста наблюдаются различные симптомы нарушений праксиса, оптико-пространственной деятельности, речи, мышления, поведения и памяти. Проблемы с памятью, которые не связаны с серьёзными нарушениями головного мозга, испытывают сейчас около 10% населения. Психические нарушения. Ухудшение памяти и снижение концентрации может быть одним из ранних симптомов депрессии и тревожного расстройства.

Нарушение памяти у людей с ПРЛ в контексте взаимодействия с другими.

Виды нарушений (расстройств) памяти | Сеть пансионатов и домов престарелых Пансион 24 в Москве и Московской области. При нарушении памяти, амнезии, парамнезии, как правило, выделяются особенные расстройства, связанные с неточными действиями, когда источники разных воспоминаний могут наслаиваться друг на друга и приводить к изменениям в фантомных участках памяти. «Деменция» означает, что нарушения затрагивают не только память, но и внимание, речь и другие психические функции.

Почему нарушаются память , внимание и мышление при психических расстройствах

Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях. Если провалы в памяти появились на фоне неврологических симптомов (нарушение координации движений, мимики, тремор) показано КТ или МРТ. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка. Самая распространенная группа причин нарушений памяти — органические повреждения мозговой ткани — энцефалопатия. Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью. В клинике соматических заболеваний нарушения памяти и других когнитивных функций могут быть обусловлены дисметаболическими церебральными расстройствами.

Все публикации

Посторонняя деятельность, предложенная таким больным сразу же после предъявления материала, как бы «стирает» предшествующие следы. Изучению механизмов интерференции следов у больных с поражением срединных диэнцефальных неспецифических структур мозга был посвящен цикл исследований А. Лурия и его сотрудников, в которых подробно проанализированы особенности нарушений памяти у данной категории больных. Исследовались два типа интерференции: гомогенная и гетерогенная. Гомогенной называется интерференция, при которой в качестве «помех» также используется деятельность запоминания, но уже другого материала. Например, больному предлагается для запоминания 3-4 слова. После их повторения ему предлагается запомнить другие 3-4 слова. После того как больной правильно воспроизводит вторую группу слов, его просят воспроизвести первую группу. Именно в этих условиях, когда запоминаются две группы слов т. При гетерогенной интерференции в качестве «помехи» используется другая - немнестическая - деятельность например, счет в уме, чтение и др.

В этих случаях следы запечатлеваются лучше, однако тоже оказываются весьма ранимыми по сравнению с фоновыми данными при «пустой паузе». Таким образом, диэнцефальный уровень поражения мозга характеризуется нарушениями преимущественно кратковременной памяти, ее повышенной ранимостью, подверженностью следов явлениям интерференции особенно гомогенной. Другой особенностью этого типа нарушений памяти является повышенная реминисценция следов, т. Это пока еще недостаточно хорошо изученное явление в определенной степени присуще и здоровым людям. Однако у больных с поражением диэнцефальной области оно проявляется более отчетливо, что связано, по-видимому, с нарушениями нейродинамики следовых процессов. К модально-неспецифическим нарушениям памяти приводит и поражение лимбической системы лимбической коры, гиппокампа, миндалины и др. К ним относятся описанные в литературе случаи нарушений памяти, которые обозначаются как корсаковский синдром. У больных с корсаковским синдромом практически отсутствует память на текущие события. Они по несколько раз здороваются с врачом, хотя он только что был в палате, не могут вспомнить, что они делали несколько минут тому назад и т.

Это грубый распад памяти на текущие события. В то же время у этих больных сравнительно хорошо сохраняются следы долговременной памяти, т. Такие больные сохраняют и профессиональные знания. Они помнят, например, что с ними было во время войны, когда и где они учились и т. В развернутой форме этот синдром возникает при поражении гиппокампальных структур обоих полушарий. Однако даже одностороннего поражения области гиппокампа достаточно, чтобы возникла картина выраженных нарушений кратковременной памяти. Особую форму корсаковского синдрома составляют нарушения памяти в сочетании с нарушениями сознания, что нередко встречается при психических заболеваниях. Специальное изучение больных с корсаковским синдромом в клинике локальных поражений мозга показало, что в целом логика нарушений памяти у данной категории больных та же, что и у больных с поражением диэнцефальной области мозга, т. Больные иногда могли правильно воспроизвести 4-5 элементов ряда например, 4-5 слов из 10 после первого их предъявления.

Однако достаточно было пустой паузы не говоря уже о гомо- и гетерогенной интерференции , чтобы следы «стирались». Здесь фактически наблюдалась та же картина, что и у больных с диэнцефальными поражениями мозга, но в более обостренном виде. В этих случаях следы еще в большей степени оказывались подверженными влиянию различных «помех».

Человек постоянно отвлекается во время важной работы, не может довести дело до конца. Мужчина за компьютером Причины проблемы внимания и памяти Нельзя дать точный ответ на вопрос «почему портится память? Человек может терять память в результате травмы головы, неврозов, частых стрессовых ситуаций. Если одни проблемы с памятью решаются, когда уходят стрессы и нервное напряжение, другие могут стать симптомом начала болезни.

У взрослых В осознанном возрасте провалы в памяти возникают в результате проблем со здоровьем или из-за возрастных изменений. Основные причины резкого ухудшения памяти: Стрессовые ситуации, частые переживания и перегрузы на работе; Последствия черепно-мозговых травм, сотрясений; Дисбаланс вегетативной нервной системы. Нарушения работы дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем; Гормональные сбои; Опухоли мозга, в том числе доброкачественные; Перенесенные инсульты и инфаркты; Нарушение кровообращения головного мозга. Зачастую возникает в результате атеросклеротического заболевания сосудов, когда мозг не получает необходимое количество кислорода; Психические расстройства депрессия, шизофрения ; Развитие болезни Альцгеймера; Сахарный диабет. Обратите внимание! Память может частично пропадать в результате физической и психологической усталости организма. Проблема носит временный характер и проходит после отдыха.

У молодых Причины возникновения проблемы с памятью у молодых людей могут возникать из-за малоподвижного образа жизни и сидячей работы. Забывчивость возникает из-за перегрузки мозга информацией, явление часто встречается среди студентов. Когда парень или девушка старается выучить много за один раз, мозг отказывается что-либо запоминать и воспроизводить. Частые болезни, черепно-мозговые травмы и стрессы одинаково негативно влияют на память 40-летнего мужчины и 20-летнего парня. У детей Если ухудшилась детская память, причинами тому могут быть ослабление иммунитета, анемия, частые простудные заболевания. Головной мозг ребенка, который часто и тяжело болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление. Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы влияют на способность запоминать.

Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию. Особенно это касается детей в возрасте до 13 лет. Проблемы с памятью возникают у малышей с врожденными проблемами головного мозга. Девочка думает за столом Муж не хочет близости с женой — причины проблемы и советы психолога Помимо болезней и стрессов, существуют другие факторы, незаметно провоцирующие снижение памяти: Алкоголь. Влияет на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение. Снижается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация. Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается; Курение.

Диагностика В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти. В качестве общей оценки состояния организма назначают общий анализ крови, биохимический анализ крови, общий анализ мочи, при соответствующей клинической картине возможно проведение обследования на различные нейроинфекции ВИЧ-инфекция, вирус герпеса, нейросифилис, нейротуберкулез и другие. Также в обязательном порядке врач проводит специальные тесты на выявление проблем с памятью тест «Рисование часов», тест Бушке на селективное запоминание, тест на запоминание трёх предметов или тест на запоминание списка слов и другие.

Лечение Тактика лечения при амнезии направлена в первую очередь на борьбу с основным заболеванием. При острых психогенных амнезиях восстановление памяти может происходить постепенно и самостоятельно после прекращения травмирующих событий.

Только при успешном взаимодействии и функционировании трех составляющих памяти - человек может вести комфортную и активную жизнь.

Но современный ритм жизни и экологическая обстановка, заставляют испытывать людей определенный дискомфорт. Так, основные психоэмоциональные расстройства, как правило, заключаются в нарушении концентрации внимания, появлении проблем, связанных с обработкой и восприятием внешней информации. У человека появляется навязчивое состояние тревоги, депрессивное настроение, длительное нахождение на данном этапе может повлечь за собой нарушения памяти и внимания.

Психотерапевты врачи отмечают, что нарушения памяти весьма многообразны. Несмотря на то, что многие люди ошибочно полагают, что подобные нарушения необратимы и связаны с возрастными изменениями, существует огромное количество причин нарушения памяти и внимания: общая слабость , вызванная переутомлением, перенесенными заболеваниями, поражения печени, недостаток витамина В1, отравление угарным газом, инсульт, черепно-мозговая травма, вертебрально-базилярная недостаточность, полученная в результате нарушения мозгового кровообращения, для которого характерны приступы головокружения , нарушения координации, мелькание «мушек» перед глазами, забывчивость, дисциркуляторная энцефалопатия полученная в результате атеросклероза сосудов головного мозга , болезнь Альцгеймера, стрессовые ситуации, опухоли головного мозга, посттравматическая энцефалопатия. В подобных случаях нарушения памяти могут быть совершенно необратимыми, в других при восстановлении нормальных и естественных условий существования главные способности человеческой памяти восстанавливаются.

Главной причиной возникновения «нарушений памяти» при подавленном состоянии является то, что взгляд человека, страдающего депрессией, направлен «внутрь себя», иными словами все внутренние ресурсы направлены, на борьбу с симптомами.

Ухудшение памяти: когда бить тревогу

Общайтесь с друзьями, посещайте театры и выставки. Запишитесь на курсы изучения иностранного языка или пройдите повышение квалификации по вашей специальности. Используйте любую возможность быть в обществе и активно участвовать в коммуникации, в том числе — в интеллектуальных беседах. Дайте мозгу возможность для развития. Играйте с семьей и друзьями в настольные игры — они полезны для памяти и внимания. Решайте вместе с детьми школьные задачи — они тренируют концентрацию. Разгадывайте кроссворды, учите стихи наизусть, читайте литературу в стиле нон-фикшн. Активно двигайтесь. Мозгу нужно достаточно большое количество кислорода для нормальной работы, а регулярная физическая нагрузка может обеспечить необходимый приток кислорода. Посещайте фитнес-центр, запишитесь на групповые занятия йогой или аэробные тренировки, больше ходите пешком, делайте утреннюю зарядку, плавайте в бассейне, выбирайтесь в выходные на природу — любая активность пойдет на пользу не только общему самочувствию, но и мозгу.

Не забывайте отдыхать. Спите ночью не менее 8 часов, старайтесь ложиться до 23. Нервной системе нужен отдых — в условиях постоянной перегрузки когнитивные функции снижаются. Откажитесь от вредных привычек: не курите и не злоупотребляйте алкоголем. Обследуйтесь у врача: выявите дефицит витаминов и микроэлементов. Начните пить витамины, чтобы восполнить их нехватку. Избегайте стрессовых ситуаций. А если не получается справиться со стрессом самостоятельно — обратитесь к психологу. Что делать при нарушении памяти и внимания При снижении памяти и ухудшении внимания могут применяться лекарственные препараты из различных фармацевтических групп.

Прежде всего это средства, влияющие на обменные процессы в головном мозге и улучшающие когнитивные функции.

Дело в том, что в процессе старения в головном мозге уменьшается количество нервных клеток и содержание некоторых биологически активных веществ. Сами по себе эти изменения не приводят к каким—либо симптомам, однако «мозговой резерв», то есть возможность компенсации и борьбы с различными вредностями, уменьшается. По статистике примерно у каждого пятого жителя планеты после 65 лет наступает ухудшение памяти и умственной работоспособности. При легких расстройствах памяти человек забывает, что и куда положил, как зовут его недавних знакомых, что нужно сделать в течение дня. Бывает трудно сосредоточить внимание или подобрать нужное слово в разговоре. С годами появляются трудности ориентировки на местности или при денежных расчетах. Когнитивные нарушения развиваются по разным причинам. Чтобы установить их вовремя и желательно как можно раньше, необходимо пройти обследование у врача— невролога. Когнитивные нарушения могут быть органическими и функциональными.

Функциональные нарушения развиваются при отсутствии поражения вещества головного мозга. Это может быть в случае переутомления, нервных стрессов и перегрузок, отрицательных эмоций, неадекватных физических нагрузок.

Так, основные психоэмоциональные расстройства, как правило, заключаются в нарушении концентрации внимания, появлении проблем, связанных с обработкой и восприятием внешней информации. У человека появляется навязчивое состояние тревоги, депрессивное настроение, длительное нахождение на данном этапе может повлечь за собой нарушения памяти и внимания. Психотерапевты врачи отмечают, что нарушения памяти весьма многообразны. Несмотря на то, что многие люди ошибочно полагают, что подобные нарушения необратимы и связаны с возрастными изменениями, существует огромное количество причин нарушения памяти и внимания: общая слабость , вызванная переутомлением, перенесенными заболеваниями, поражения печени, недостаток витамина В1, отравление угарным газом, инсульт, черепно-мозговая травма, вертебрально-базилярная недостаточность, полученная в результате нарушения мозгового кровообращения, для которого характерны приступы головокружения , нарушения координации, мелькание «мушек» перед глазами, забывчивость, дисциркуляторная энцефалопатия полученная в результате атеросклероза сосудов головного мозга , болезнь Альцгеймера, стрессовые ситуации, опухоли головного мозга, посттравматическая энцефалопатия. В подобных случаях нарушения памяти могут быть совершенно необратимыми, в других при восстановлении нормальных и естественных условий существования главные способности человеческой памяти восстанавливаются. Главной причиной возникновения «нарушений памяти» при подавленном состоянии является то, что взгляд человека, страдающего депрессией, направлен «внутрь себя», иными словами все внутренние ресурсы направлены, на борьбу с симптомами. Человек пытаясь бессознательно избавиться от проблемы, жертвует вниманием, направленным на внешнюю окружающую среду.

Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях В зависимости от состояния пациента психотерапевт назначает лечение, целью которого является укрепление иммунитета организма, развитие деятельности нервной системы.

Именно эту зону мозга отождествляют с центральным процессором рабочей памяти, который выделил Алан Бэддели. Нарушения в работе центрального процессора могут приводить к патологическим изменениям в этой области уменьшение нейронов и их связей друг с другом , и вызывать проблемы эмоционального контроля. С чем же связана увеличивающаяся активность данной области? Видимо, это попытка мозга компенсировать эмоциональные влияния, затормозить ненужные мысли, чтобы рабочая память проявила себя на полную мощность.

Более того, гиперактивация может быть стратегией мозга для компенсации уменьшения в размерах нейронов, возникающего при депрессии. Подобные наблюдения позднее подтвердились в метаисследованиях. У трех наших героев — Эдгара, Эрнста и Франца — также гиперактивировались некоторые другие зоны например, правая височная извилина. Однако наблюдался и ряд областей со сниженной активностью инсулярная кора. Более того, было показано, что степень гиперактивации коррелирует с уровнем сложности решаемой задачи.

Возможно, как предположил Джозеф Калликот, это своеобразный сигнал нейронной неэффективности: мозг не способен контролировать свою гиперсеть, из-за чего для выполнения одной и той же задачи включаются разные зоны мозга, активность которых может пересекаться — способствовать друг другу или мешать. Может быть интересно Где хранится наша память, как можно картографировать мозг и почему внимание — это фикция Специфическая картина распределения активности по мозгу при депрессивном расстройстве служит способом его диагностики. Логично предположить, что если нормализовать активность мозга в определенных областях, то можно снизить и симптоматику депрессии. Подобное торможение осуществляется с помощью медикаментов и транскраниальной электрической стимуляции, при котором слабый электрический ток подается в нужную область мозга. Он изменяет способность нейронов к возбуждению их порог активации.

Биполярное расстройство личности Источник Винсент и Авраам решили поучаствовать в исследовании рабочей памяти, так как порой им казалось, что они ничего не могут запомнить. На этом исследовании они повстречали Франка, Эрнста и Эдгара, у которых депрессивное расстройство сочеталось с биполярным. Все они время от времени испытывали гнетущее ощущение тщетности бытия, которое сменялось маниакальной гиперактивностью, ощущением бесконечной внутренней энергии и безудержным желанием двигаться. Ученые предложили им протестировать рабочую память с помощью задачи «Комплексная фигура Рея». Участникам показывают рисунок из большого числа деталей.

Его нужно запомнить, а через некоторое время нарисовать по памяти. Источник Оказалось, что участники хуже выполняют задачу на запоминание, которая, по сути, задействует все компоненты рабочей памяти. Также низкие результаты были продемонстрированы при выполнении вербальных и визуальных тестов. При этом наблюдалась повышенная активность в префронтальной области, височной коре и задней теменной коре. Ученые предположили, что это — артефакт работы мозга.

Возможно, такие результаты показывают, что данные пациенты в целом запоминают иначе, используя другие стратегии. Всё это указывает на нарушения в работе центрального процессора , который контролирует избирательное внимание. А если барахлит всё и сразу? Талантливый человек боится микробов, постоянно моет руки и избегает круглых предметов. Такое странное поведение возникает потому, что человеком овладевает навязчивая мысль обсессия , вызывающая навязчивое действие компульсию : «Микроб с этой вилки может спровоцировать страшную болезнь, нужно срочно всё протереть спиртовой салфеткой».

Для кого-то ритуальные действия — это навязчивая проверка чего-либо «а закрыл ли я дверь? Читайте также Компульсия, аддикция или проблемы с контролем импульсов: есть ли у вас обсессивно-компульсивное расстройство Поскольку некоторая мысль постоянно крутится в голове и вызывает компульсии, вполне возможно, что такое состояние проявляется в виде гиперактивации сети рабочей памяти. При этом некий сигнал паттерн повторяется в голове — «крутится навязчивая мысль». Ученые наблюдают активность в разных зонах мозга в зависимости от характера навязчивых действий. Исследователи обнаружили у Николы проблемы с когнитивной функцией — торможением.

При ОКР чаще наблюдается нарушение визуально-пространственной рабочей памяти. Однако ряд ученых предполагает, что нарушения не специфичны , а показывают проблемы рабочей памяти в целом и зависят от сложности задачи. Диагностировать ОКР можно, проверяя рабочую память не только у пациентов, но и у ближайших родственников, так как считается, что данное расстройство имеет генетический характер. Зная, что у таких больных страдает центральный процессор рабочей памяти, попробуйте предположить, какая область мозга покажет измененную активность? Всё верно — префронтальная.

Мы уже знаем, что с помощью тестов на рабочую память можно определить зоны мозга с нарушениями активности. Пациенты с ОКР и их родственники демонстрируют повышенную активность лобно-теменной сети, и это, возможно, доказывает идею о том, что ОКР связано со всеми компонентами рабочей памяти, включая эпизодический буфер, связывающий текущую информацию со знаниями из долговременной памяти. Возможно, подобная активность связана с необходимостью удерживать нерелевантные мысли, которые приходят в рабочую память отчасти именно из-за влияния воспоминаний, хранящихся в долговременной памяти. И в этом случае, как и с другими расстройствами, существует медикаментозная терапия, позволяющая тормозить мозг, а также поведенческая, основанная на тренировке мозга и рабочей памяти когнитивный тренинг , позволяющая лучше контролировать мысли. Вывод Связь всех вышеописанных расстройств с рабочей памятью позволяет вовремя диагностировать проблемы и следить за их влиянием на человека.

ПРОВАЛЫ В ПАМЯТИ

По словам специалиста, такое резкое изменение в поведении человека не стоит списывать на то, что он просто загрустил. Возможно, здесь подоплека совсем в другом. В целом симптомы болезни Альцгеймера специалисты сравнивают со снежным комом или масляным пятном, которое неуклонно растет — к прежним проявлениям присоединяются всё новые и новые. И хотя излечить человека полностью пока невозможно, врачи призывают не медлить и не откладывать поход к специалисту в долгий ящик. У медиков сегодня в арсенале есть средства, которые могут если не вылечить, то заметно затормозить развитие болезни и улучшить качество жизни пациентов.

Если же человек и его близкие ничего не будут делать, болезнь, скорее всего, будет прогрессировать достаточно быстро. Интересно, что мы сами чисто психологически начинаем приближать старость, а вместе с ней характерные для нее болезни. Вот что об этом говорит психолог Диана Шулина: — Первый признак психологической старости — ощущение, что самые главные, интересные, будоражащие события вашей жизни произошли в прошлом. Что в будущем ничего важного уже не произойдет и не стоит ничего начинать.

Психолог Дэниел Шактер в книге The Seven Sins of Memory показывает, что нам гораздо легче запомнить имя человека, если оно ассоциируется с каким-то тематически близким понятием. А если ничего не помогает, просто достаньте смартфон и загляните в интернет: кстати, вот и эти учёные — Роджер Браун и Дэвид Макнейл. Вы не можете запомнить списки, номера или цитаты Вы только что прочитали номер карты, потянулись вбить его на сайт для оплаты и — уже ничего не помните. Нет, это не признак слабоумия, а совершенно нормальное явление. Потому что кратковременная память оперирует короткими блоками информации — от пяти до девяти элементов. А в номере кредитной карты цифр намного больше — целых 16.

Купить рекламу Отключить Что делать? Разбивайте длинные последовательности цифр на короткие блоки по два-три элемента — так мы запоминаем телефонные номера. Если это список дел или покупок, можно разделить их по категориям: кратковременная память заточена на структурирование информации. Можно придать блокам информации индивидуальность с помощью эмоционально окрашенных ассоциаций. Например, разбить ВВП России на два фрагмента по три цифры и привязать к каждому запоминающийся визуальный образ. Чемпион по запоминанию Нельсон Дэллис проделал это однажды с числом Пи.

Тот же приём можно использовать для запоминания красивых цитат. Попробуйте превращать их в воображении в наглядные сцены и повторяйте ключевые слова вслух в разных контекстах: сочетание визуального и акустического кодирования даёт больше шансов перевести информацию в долговременную память. Не можете удержать в памяти длинный текст Сколько вы ни стараетесь затвердить тезисы своего завтрашнего выступления, какой-то пункт обязательно теряется. Долговременная память, в отличие от кратковременной, работает не по линейной схеме, а по принципу ассоциаций. Если вы вспоминаете текст по порядку, представляя его визуальный образ, вы нарушаете этот принцип. Перенести новую информацию в хорошо знакомый вам контекст.

Тут работает один популярный мнемонический приём, который иногда называют memory palace. Представьте себе хорошо знакомое место, например, дорожку в парке, по которой вы часто совершаете пробежки. А теперь мысленно «привяжите» тезисы своего доклада к запоминающимся местам на этом маршруте, а во время выступления двигайтесь в воображении от одного предмета к другому.

В разных возрастных группах есть свои причины ее возникновения.

Например, в пожилом возрасте — это постепенное угасание навыков, в среднем возрасте — потеря воспоминаний из прошлого, где произошли какие-то травмирующие события. Еще существует понятие «детской амнезии» — это когда мы не помним события первых 2-3 лет. Чтобы понять механизм нарушения памяти, нужно подробно разобраться в свойствах этой функции головного мозга и вообще, как она работает. Виды памяти Краткосрочная.

Запоминание информации на непродолжительное время, примерно 20-30 секунд. Хранит отдельные элементы информации продолжительный период. Та, которой мы пользуемся в текущем моменте, она обрабатывает и удерживает актуальную информацию. То, что запоминается автоматически, без создания логических цепочек.

Это построение целого ряда единиц информации, взаимосвязанных логически. Благодаря этой способности мозга были придуманы эффективные мнемотехники. Она позволяет нам запоминать целые объекты, предметы и даже полностью сформированные в уме образы. Все мы обладаем разным объемом памяти и способностью к запоминанию.

Однако есть общие факторы, которые влияют на эту функцию: концентрация внимания в момент усвоения новой информации, интерес к изучаемой теме, количество повторений изученного материала. Кроме того, лучше всего запоминается то, что несет яркие эмоции или важный смысл. Как и другие функции мозга, память угасает, если ее не развивать и постоянно не тренировать. Причины амнезии Нарушения памяти могут быть вызваны различными заболеваниями, а также внешними факторами.

Атеросклероз сосудов головного мозга, эпилепсия, сахарный диабет. Эти заболевания провоцируют структурные изменения нервной ткани, а именно — закупорку сосудов, снижение кровотока, кислородное голодание.

В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра.

Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа. При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики: изучение анамнеза; оценка соматического здоровья; беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие. Их участие в лечебно-диагностических мероприятиях может оказать существенную помощь; неврологическая, психиатрическая и психологическая оценка; психометрическое тестирование: измеряется точность, скорость и качество таких психических процессов как принятие решений, внимание, планирование; лабораторно-инструментальное обследование: анализы крови, МРТ-сканирование, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография и другое.

Специалисты тщательно анализируют состояние больного, учитывая его поведение и результаты проведенных диагностических мероприятий. Если вы думаете, к какому врачу обратиться по поводу памяти, лучше искать место, где возможна совместная работа нескольких смежных специалистов. Необходимо и наличие современного диагностического оборудования — это позволит результатам быть более точными и сэкономит время.

В последующем результаты диагностических мероприятий используются для разработки плана лечения. Если человек находится в преклонном возрасте, но пока не испытывает серьезных проблем с памятью, к какому врачу обратиться нужно знать заранее — если вы обеспокоены возможностью снижения когнитивных функций в будущем, лучше провести профилактическое обследование. Оно поможет отсрочить или даже избежать развития серьезной патологии.

Наличие легких когнитивных нарушений увеличивает риск развития болезни Альцгеймера и других форм деменции. При плохой памяти к какому врачу обратиться и в какое заведение пойти каждый решает сам: это может быть государственный психоневрологический диспансер и поликлиника по месту жительства, либо частный специализированный центр. К сожалению, в государственных учреждениях придется потратить слишком много времени, потеря которого опасна при активном инволюционном процессе мозга.

Также в них врачи слишком загружены, чтобы уделить достаточно внимания пациентам. При проблемах с памятью какой врач поможет лучше, можно понять из его опыта работы, уровня квалификации и статуса клиники. Лечение памяти При нарушениях памяти и внимания лечение зависит от причины.

Симптомы, связанны с психическими недугами, сосудистыми нарушениями, болезнью Альцгеймера или другими органическими патологиями, требуют разных подходов. При проблемах с памятью лечение может включать в себя: Лекарства для коррекции сопутствующих заболеваний: препараты для контроля артериального давления, ангиопротекторы, гормонозаместительная терапия и другое. Если ЧМТ стала причиной ухудшения памяти лечение может включать в себя назначение анальгетиков с целью устранения болевого синдрома.

При психических расстройствах с признаками тревожности и депрессии применяются седативные препараты и антидепрессанты. При деменции назначаются холинергические препараты, ноотропы, препараты, взаимодействующие с NMDA-рецепторами. Витаминотерапия и биодобавки применяются в составе комплексной терапии.

Психотерапия: позволяет пациенту адаптироваться и улучшает прогноз. Рекомендации по изменению образа жизни и, при необходимости, инструкция по уходу за пациентом для родственников. В некоторых случаях снижения памяти лечение позволяет полностью устранить проблему, но некоторые заболевания, например, болезнь Альцгеймера, излечить невозможно.

Тем не менее, можно ослабить симптомы и замедлить их развитие.

Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью

Что скрывает мозг, или Как появляются ложные воспоминания / Хабр Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности.
Нарушение непосредственной памяти | Мир Психологии Провалы в памяти у взрослых и пожилых людей могут предшествовать появлению болезней Паркинсона и Альцгеймера.
Нарушения памяти и деменции Нарушение памяти в психологии – это довольно распространенное расстройство, которое приносит массу проблем человеку и, конечно же, ухудшает качество его жизни.
Синдром потери кратковременной памяти > Семья и дети, давление, сосуды ― Если формирование новой памяти активирует экспрессию генов, что подтверждено на животных, то может ли посттравматическое стрессовое расстройство передаться по наследству?

Виды нарушений памяти

У этой категории больных страдают и процессы опосредования запоминаемого материала например, с помощью его семантической организации , что также является особенностью нарушений памяти при медиобазальных поражениях лобных долей мозга. Ко второму типу мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга, относятся модально-специфические нарушения памяти. Эти нарушения связаны с определенной модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся какому-то одному анализатору. К модально-специфическим нарушениям относятся нарушения зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти и др. В отличие от модально-неспецифических расстройств памяти, которые наблюдаются при поражении I функционального блока мозга, модально-специфические нарушения памяти возникают при поражении разных анализаторных систем, т. II и III функциональных блоков мозга.

При поражении разных анализаторных систем соответствующие модальные нарушения памяти могут проявиться вместе с гностическими дефектами. Однако нередко нарушения в работе анализаторной системы распространяются только на мнестические процессы, в то время как гностические функции остаются сохранными. Наиболее изученной формой модально-специфических нарушений памяти являются нарушения слухоречевой памяти, которые лежат в основе акустико-мнестической афазии. В этих случаях у больных нет общих нарушений памяти, как у описанной выше группы больных как и нарушений сознания. Дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме.

В то же время у таких больных отсутствуют и четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного мнестического уровня слухоречевой системы. При оптико-мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное назначение им понятно и они пытаются его описать жестами, междометиями и т. У этих больных нарушены зрительные представления объектов, вследствие чего нарушен и рисунок, однако они не обнаруживают никаких собственно гностических зрительных расстройств, полностью ориентируясь в окружающем зрительном мире и его изображениях. В этих случаях также страдает лишь мнестический уровень работы зрительной или зрительно-речевой системы. Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга у правшей.

Для поражения правого полушария мозга присущи другие формы модально-специфических расстройств памяти. В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой музыкальный слух - возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты. Нарушения зрительной памяти наблюдаются по отношению к конкретным невербализуемым объектам например, лицам - возникают явления агнозии на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты. Как специальные формы модально-специфических нарушений памяти, связанные преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария, возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса. Помимо двух основных типов амнезий, описанных выше, в нейропсихологии выделяется еще один тип мнестических нарушений, когда память страдает главным образом как мнестическая деятельность.

Такого типа нарушения памяти, которые можно назвать псевдоамнезией, характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга левой лобной доли или обеих лобных долей. Сама задача запомнить материал не может быть поставлена перед «лобными» больными, так как у них грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, т. То, что больной «не принимает» задание, отнюдь не означает, что у него грубо нарушена память. Опыты показали, что на непроизвольном уровне память у этих больных может быть достаточно сохранной. Так, если больному показать несколько картинок, он легко узнает их среди многих других при непроизвольном пассивном узнавании.

Однако если ему дается инструкция произвольно запомнить какой-либо материал например, 10 слов , то активная мнестическая деятельность оказывается нарушенной. Больной в лучшем случае воспроизводит 3-4 слова из 10, несмотря на многократное повторение материала. Возникает «плато» в кривой воспроизведения материала, очень характерное для данной категории больных. Оно свидетельствует об отсутствии у них какой-либо стратегии, обдуманного плана запоминания материала. В то же время при чтении списка слов, в котором имеются и эти 10 слов, больной легко узнает почти все слова, так как в этом случае от него не требуется активного произвольного воспроизведения.

Мужчина 45 лет обратился к невропатологу с жалобами на нарушения памяти. Считает, что в течение последних лет с ним происходило много событий, о которых он сразу же забывал, а теперь эти воспоминания постепенно «возвращаются» к нему. Говорит, что среди прочего «вспомнил», что он на самом деле не одинокий безработный инженер кем он объективно является , а крупный бизнесмен, владелец большой строительной компании и сети магазинов. Рассказывает, что неожиданно «вспомнил», как он несколько лет назад в качестве хозяина компании вел важные переговоры, связанные с приобретением тех или иных предприятий, земельных участков в самом центре Санкт-Петербурга под застройку торговыми комплексами и пр. Предполагает, что он «просто забыл» об этой жизни, так как иногда употреблял алкоголь, а теперь просит врача помочь ему вспомнить все подробности происходившего с ним и вернуться к своей «настоящей жизни». В ходе обследования выясняется, что проблем с запоминанием нет, события общественной жизни последних лет помнит хорошо. По словам матери никаких проблем с памятью она не замечала, с работой и домашними делами справляется хорошо, но никакой "второй" жизнью в качестве бизнесмена никогда не жил.

Назад Далее Качественные расстройства памяти парамнезии — искажение содержания воспоминаний. Парамнезии могут наблюдаться как в сочетании с количественными расстройствами памяти в этих случаях они как бы замещают «пробелы памяти» , так и вместе с другими психопатологическими расстройствами например, при галлюцинаторно-бредовых и аффективных синдромах. Среди качественных расстройств памяти парамнезий выделяют: Псевдореминисценции ложное, мнимое воспоминание, «иллюзия памяти» — воспоминания о реально имевших место в жизни пациента событиях, которым неверно приписываются временные периоды, в которые они происходили. В основе лежит характерная особенность эпизодической памяти, заключающаяся в том, что само содержание воспоминаний сохраняется прочнее, чем их временная атрибуция и временные соотношения между событиями. Наиболее часто псевдореминисценции замещают пробелы памяти, в этих случаях пациенты, например, рассказывая о событиях недавнего прошлого, воспоминания о которых уже утрачено, говорят о тех делах, которыми они прежде наиболее часто занимались или о чем-то другом, о чем воспоминания из прошлого у них сохранились. Например, пациент с фиксационной амнезией, длительное время находящийся в психиатрическом стационаре, рассказывает, что вчера ходил на работу на завод, где проработал всю жизнь, делал детали и пр. Криптомнезии скрытое воспоминание — в качестве воспоминаний о событиях собственной жизни пациент принимает истории, услышанные от других людей, прочитанные прежде в книгах, увиденные в кино или во сне.

Снижение памяти обычно происходит постепенно, начинается с малозаметных случаев забывчивости. Но со временем проблема усугубляется, симптомы прогрессируют, вплоть до того, что человек лишается способности самообслуживания. Чтобы точно определить причину возникновения данного симптома и разработать тактику лечения, рекомендуется пройти базовый CHEK-АP организма и записаться на консультацию к терапевту. Диагностика В рамках первичного приема терапевт беседует с пациентом, выясняет характер проблемы, ее проявления, степень выраженности, наличие сопутствующих заболеваний. Чтобы поставить точный диагноз, дополнительно проводятся: неврологические, психиатрические и психологические тесты; лабораторные анализы крови для выявления гормонального статуса, исключения витаминодефицитных состояний; энцефалография для оценки мозговой активности; магнитно-резонансная томография, ангиография головы и шеи, а также сопутствующие диагностические процедуры по показаниям.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий