Как изобретательность медиков блокадного Ленинграда спасала жизни горожан? Когда Жуков доложил о прорыве блокады Ленинграда Сталину, реакция последовала незамедлительно – через два часа Георгию Константиновичу присваивают звание Маршала Советского Союза. 80 лет тому назад, 18 января 1943 года, советские войска освободили Шлиссельбург, прорвав блокаду Ленинграда.
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Как высекали «Искру» и спасали Ленинград | Когда Жуков доложил о прорыве блокады Ленинграда Сталину, реакция последовала незамедлительно – через два часа Георгию Константиновичу присваивают звание Маршала Советского Союза. |
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» | Блокадное кольцо было прорвано силами Красной армии раньше, 18 января 1943 года. |
Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было? | 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". |
80-летие прорыва блокады Ленинграда
Нужно работать дальше, не обращать внимания на эмоции. Да, хоккей — игра эмоций. Мы видели сегодня и как Ледовый выдохнул, и как ребята завелись. Такой прорыв блокады Ленинграда произошёл сегодня. И прорвал эту блокаду Али. Это дорогого стоит, важно, что ребята берут на себя ответственность в таких тяжёлых ситуациях.
Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тыс.
На фоне огромного количества серьезной документальной, публицистической, мемуарной литературы о блокаде, вышедшей в последние два десятилетия, ее появление закономерно воспринимается уже не как документальная сенсация, но как символический акт.
И приговор власти, беспомощность и бессовестность которой со всей беспощадностью высветила правда войны. Власти, узурпировавшей право на подлинную память о трагедии и подвиге города-героя, скрывавшей страшную правду буквально с первых дней блокады и десятилетия спустя после ее окончания. Кольцо вокруг Ленинграда замкнулось 8 сентября 1941 года. Но в Ставку об этом не докладывали почти две недели, надеясь, что советские войска скоро прорвут блокаду, и можно будет доложить верховному главнокомандующему Иосифу Сталину об "успешном дезавуировании фашистской провокации". Это недоверие стоило Ленинграду сотен тысяч жизней - решение комиссии Госкомитета обороны о срочном ввозе продовольствия в Северную столицу в связи с угрозой осады было принято катастрофически поздно - в конце августа.
Разумеется, о блокаде не сообщалось и населению. Более того, 13 сентября газета "Ленинградская правда" опубликовала сообщение Совинформбюро: "Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом, является обычным для немецкого командования преувеличением". Остальное - жмых, целлюлоза, солод. Температура в квартирах, обогреваемых "буржуйками", зимой редко была плюсовой Ольга Берггольц записала в этот день в дневнике впервые опубликованном в 2010 году : "Жалкие хлопоты власти и партии, за которые мучительно стыдно... Как же довели до того, что Ленинград осажден, Киев осажден, Одесса осаждена.
Ведь немцы все идут и идут... Артиллерия садит непрерывно... Не знаю, чего во мне больше - ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, - к нашему правительству... Это называлось: "Мы готовы к войне". О сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи!
Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались 2 млн 887 тыс. На 21 июня 1941 года на ленинградских складах имелось муки на 52 дня, крупы - на 89 дней, мяса - на 38 дней, масла животного - на 47 дней, масла растительного - на 29 дней. В день начала блокады город нещадно бомбили, пожары пылали повсюду. Самый большой пожар в этот день возник на продовольственных складах им. Бадаева, где сгорела значительная часть имевшегося в городе продовольствия: запасы города на 1-3 дня, по действовавшим нормам.
Советская версия о том, что именно этот пожар был главной причиной голода 1941-1942-го, не соответствует действительности, так как запасов продовольствия в них к тому времени оставалось максимум на десять дней по довоенным нормам потребления. Поскольку к сентябрю уже действовала карточная система распределения продуктов, оставшиеся запасы растянули на месяц. Никакого НЗ вопреки всем правилам обеспечения жизнедеятельности мегаполиса до войны в Ленинграде не было. Не меньшим нарушением являлось и то, что все продовольствие было сосредоточено в одной точке. С 20 ноября ленинградцы стали получать самую низкую норму хлеба за все время блокады - 250 г по рабочей карточке и 125 г по служащей и детской.
Рабочие карточки в ноябре - декабре 1941 года получала только третья часть населения. Зима 1941-1942-го была страшно суровой: температура воздуха колебалась в декабре - феврале от минус 20 до минус 32 градусов, в квартирах, обогреваемых лишь "буржуйками", зимой она редко была плюсовой. Электричество было отключено, канализация не работала уже с декабря 1941-го. Городское и областное руководство проблем с продовольствием не испытывало: "В правительственной столовой Смольного. Фрукты, овощи, икра, пирожные.
Молоко и яйца доставляли из подсобного хозяйства во Всеволожском районе. Пекарня выпекала разные торты и булочки", - это дневник сотрудника столовой Смольного. Из воспоминаний ленинградского инженера-гидролога: "Был у Жданова первый секретарь Ленинградского горкома. Еле пришел, шатался от голода... Шла весна 1942 года.
Если бы я увидел там много хлеба и даже колбасу, я бы не удивился. Но там в вазе лежали пирожные". В этом контексте абсолютно логичной выглядит телеграмма Андрея Жданова в Москву с требованием "прекратить посылку индивидуальных подарков организациями в Ленинград... Более того, в Москве, в частности, в партийно-номенклатурном руководстве Союза писателей, сложилось мнение, что "ленинградцы сами возражают против этих посылок".
Режим питания — три раза в день, говорит Асташкин. В апреле 1942 года, обслужив 60 000 человек, стационары были закрыты, вместо них появились столовые «усиленного питания». Еще по теме Какая погода будет в Петербурге в Крещение В блокадном Ленинграде продолжали работу детские дома, где оставшиеся без родителей дети могли получить питание и присмотр.
Часто их забирали из совершенно невыносимых условий «выморочных» квартир. Например, у трупа матери находили грудничков, которые пытались что-то высосать из груди мертвого тела», — рассказывает Дмитрий Асташкин. Работа в блокадном города: заводы, холодные театры, кино о мире Ленинград был одним из крупнейших промышленных центров СССР, поэтому даже во время блокады он продолжал снабжать фронт боеприпасами и техникой, замечает Асташкин. При этом предприятиям не хватало деталей и ресурсов, поэтому приветствовались рационализаторские предложения. Жители блокадного города, несмотря на тяжелейшие бытовые условия, продолжали трудиться на заводах. Этот аспект, подчеркивает Асташкин, историки активно исследовали как в советское время, так и сейчас. Однако журналисты, по его словам, все больше занимаются темой работы других учреждений в блокадном Ленинграде, в том числе — культурных.
В городе работали театры, филармонии, кинотеатры. Но дневники жителей показывают, что горожан культурная жизнь интересовала мало, говорит исследователь. Стихи Берггольц, седьмая симфония Шостаковича и так далее — это, несомненно, яркие события. Но для человека гораздо важнее было получить что-то из продовольствия. Поэтому в дневниках очень скупо писали про культуру», — отмечает Дмитрий Асташкин. При этом большинство театров из Ленинграда эвакуировали к августу 1941 года. Осенью многие вовсе закрылись.
Он был практически единственным, который существовал во время блокады. И он был далек от тех ассоциаций к слову «театр», которые у нас есть сейчас. Это было затемненное холодное место, где люди сидели в верхней одежде. Спектакли часто прерывались на воздушную тревогу, все бежали в бомбоубежище.
Прорыв блокады Ленинграда: как это было?
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны | Как изобретательность медиков блокадного Ленинграда спасала жизни горожан? |
Блокада Ленинграда – краткая информация для подготовки доклада | Тренер СКА Ротенберг назвал победу над «Северсталью» прорывом блокады Ленинграда. |
«Прорыв блокады Ленинграда». Ротенберг — о конце серии поражений СКА | 18 января 1943-го - ленинградцы называют Днем памяти и надежды. |
Юлия Кантор: Правды о блокаде советские власти боялись всегда
18 января 1943 года в ходе наступательной операции «Искра» бойцы Ленинградского фронта соединились с красноармейцами Волховского фронта, прорвав блокаду северной столицы. В преддверии 81-ой годовщины начала блокады на портале «Книга Памяти блокадного Ленинграда» добавлены тысячи новых имен эвакуированных блокадников, данные о которых до этого были утеряны либо неизвестны. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда.
80 лет назад погибла героическая группа на "Невском пятачке" Ленинграда
Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда? Блокада Ленинграда длилась 872 дня и ночи. Она началась 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска захватили Шлиссельбург, а Ленинград оказался без связи. Некоторые специалисты утверждают, что это число было в разы больше - не менее 1 миллиона человек.
Когда был прорыв блокады Ленинграда? Операция "Искра" проводилась с 12 по 30 января 1943 года, тогда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов приступили к Ленинградско-Новгородскому активному наступлению. Но больших продвижений не было.
К 17 января коридор, который разделял войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал очень узким. Военными инженерами был создан сухопутный коридор, соединивший осажденный город с остальной страной.
Операция "Искра" Изначально операцию "Искра" назначили на 1 января, но потом она была перенесена на 12 января, так как Нева еще не замерзла. Советское командование, размышляя о разных методах и совершая ошибки, на протяжении долгого времени искало место прорыва и приняло решение наступать в самом узком месте гитлеровской обороны — в "бутылочном горле" у Ладоги. Именно в этом месте всего 14 километров разделяли блокадное кольцо с Большой землей.
Суть операции заключалась в следующем: было необходимо встречными ударами Ленинградского - с запада, и Волховского - с востока разбить группировку немецких войск, что нашим бойцам и удалось. Итоги операции "Искра" Коридор, пробитый советскими войсками, сделал возможным восстановление прямой сухопутной связи Ленинграда с другой частью страны. Благодаря прорыву блокады смогли увеличить подачу электроэнергии в Ленинград, также наладили поставки хлеба и другого продовольствия. Это позволило поднять нормы выдачи продуктов населению. Кроме того, в результате операции было уничтожено семь пехотных дивизий вермахта.
Погибли более 13 тысяч нацистов, 17 тысяч были ранены, взяты в плен и пропали без вести.
Какие им положены выплаты? На какую помощь они могут рассчитывать?
В студии: Галина Колосова, первый заместитель председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга; Юлия Львовна, начальник научно-просветительского отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, куратор музейного форума «Дневные звезды».
Первый поезд по ней пошел уже через 17 дней. Эту железнодорожную линию назвали «Дорогой Победы». Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска.
Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений.
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
Сегодня отмечается героическая дата – 79 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. В актовом зале состоялась встреча-беседа с Ириной Михайловной Лебедевой – историком, педагогом и жителем блокадного Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. Выплата 50 тыс. руб. положена тем, кто награждён медалью «За оборону Ленинграда» или имеет знак «Жителю блокадного Ленинграда».
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта
Но главное – прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть. Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. В актовом зале состоялась встреча-беседа с Ириной Михайловной Лебедевой – историком, педагогом и жителем блокадного Ленинграда. 18 января 2024 года исполнится 81 год со Дня прорыва блокады Ленинграда.
Как советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда в 1943 году
Сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена. Несмотря на то что в ходе операции «Искра» противник был отброшен от южного побережья Ладожского озера на 10-12 километров, Ленинград по-прежнему оставался прифронтовым городом. Через образовавшийся коридор в течение 17 суток были проложены железная дорога и автомобильная трасса, подвергавшиеся постоянным обстрелам германской артиллерии. Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско-новгородской операции, проведенной советскими войсками 14 января — 1 марта 1944 года. В результате нее враг был отброшен на 220—280 километров от города, прекратились артиллерийские обстрелы Ленинграда, от которых погибли около 17 тысяч человек и около 34 тысяч были ранены.
Планы германского командования уничтожить город, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал. В честь полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года в городе был дан праздничный салют.
В нем участвовало множество людей. Так, политрук Павел Шагин «вывел» за собой из небытия целый полк - 1-й Особый отдельный лыжный полк моряков Краснознаменного Балтийского флота, почти тысячу человек, многие из которых считались пропавшими без вести, либо родные не знали, где и как они погибли. Для историка Вячеслава Мосунова, который много работал с немецкими и советскими документами, эта книга стала еще одной работой, посвященной битве за Ленинград. А Валерий Шагин осуществил свою мечту: увидел фотографию деда, познакомился с его личным делом и смог узнать о его судьбе и славном боевом пути.
Помочь им 54-я армия не могла, потому что вела бои у Волхова и Войбокалово. Командование Ленинградским фронтом, используя тот факт, что Ладожское озеро уже покрылось льдом, решило помочь наступающим с невских берегов дивизиям отвлекающим ударом с севера, атакуя «бутылочное горло» со льда Ладоги по всему побережью - от Шлиссельбурга до деревни Липки. Эту операцию решили провести силами 80-й стрелковой дивизии и 1-го Отдельного лыжного полка моряков Краснознаменного Балтийского флота. На ладожском льду "Здорово, клешники! Среди них были моряки из экипажей погибших в том числе и в Таллинском прорыве кораблей, зенитчики, матросы береговой службы. Морские сухопутные части называли морской пехотой, хотя к настоящей морской пехоте они имели весьма отдаленное отношение, у них не было специальной подготовки, вооружения, просто части, сформированные из моряков и переданные на сухопутный фронт.
В Краснознаменном Балтийском флоте первые стрелковые бригады из моряков формируют в июле 1941 года. До замыкания кольца блокады был создан ряд бригад, которые активно участвовали в боях к северу и к югу от Ленинграда. Всего было передано на сухопутный фронт до нескольких десятков тысяч человек. Опыт формирования бригад был подведен к концу сентября 1941 года в одном из писем в Главный морской штаб, и он был отрицательным. Слишком мало времени уделялось для подготовки морских сухопутных частей, поэтому они часто бросались в бой по частям. Либо их передавали отдельным сухопутным соединениям, которые отправляли их в самое пекло.
За несколько дней до начала той операции, о которой написана книга «Шлиссельбургский десант», была предпринята попытка использовать 4-ю бригаду морской пехоты для удара севернее Невского пятачка. Попытка оказалась трагической: все участники погибли буквально за сутки, попали в плен или были перебиты на льду. Одной из следующих попыток и стал Шлиссельбургский десант 28 ноября 1941 года. Командовал полком пехотный офицер, майор Василий Маргелов, будущий Герой Советского Союза, после войны генерал армии. Личность легендарная, создатель Воздушно-десантных войск, которые в шутку называли «войсками дяди Васи».
После разгрома советской армии существование этого города не будет иметь никакого смысла... Предлагается плотно блокировать город и сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены». Из директивы «О будущем города Петербурга» Население, которое, по мнению А. Гитлера, могло попытаться покинуть город, следовало с помощью оружия загонять обратно в кольцо блокады. По планам нацистов, Ленинград должен был погибнуть. Начало блокады До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, средоточием культурных ценностей. В политическом смысле город считался «колыбелью революции». Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта группой армий «Север» у Финского залива и восточнее Ладожского озера. После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии. Положение города на Неве стало критическим. И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли. Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру. Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор. Организация обороны Уже 1 июля 1941 года в Ленинграде была создана Комиссия по обороне, которую возглавил партийный деятель А. К моменту окружения города эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде.
Уже 20 ноября 1941 года норма хлебного довольствия составляла всего лишь 250 граммов в день для рабочих. Что же касается иждивенцев, женщин, детей и стариков, то им полагалось вдвое меньше. Сперва рабочие, которые видели состояние своих родных и близких, приносили свои пайки домой и делились с ними. Но вскоре этой практике был положен конец: людям было приказано съедать свою порцию хлеба непосредственно на предприятии, под присмотром. Вот так проходила блокада Ленинграда. Фото показывают, насколько же были истощены люди, которые на тот момент находились в городе. На каждую смерть от вражеского снаряда приходилась сотня людей, которые умерли от страшного голода. Соответственно, питательная ценность такой пищи была близка к нулевой. Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, люди, впервые за 900 дней получившие свежий хлеб, нередко от счастья падали в обморок. В довершение всех проблем полностью вышла из строя система городского водоснабжения, в результате чего горожанам приходилось носить воду из Невы. Кроме того, сама зима 1941 года выдалась на редкость суровой, так что медики просто не справлялись с наплывов обмороженных, простывших людей, иммунитет которых оказался неспособен противостоять инфекциям. Последствия первой зимы К началу зимы хлебная пайка была увеличена почти вдвое. Увы, но этот факт объяснялся не прорывом блокады и не восстановлением нормального снабжения: просто к тому времени половина всех иждивенцев уже погибла. Документы НКВД свидетельствуют о том факте, что голод принял совершенно невероятные формы. Начались случаи людоедства, причем многие исследователи считают, что официально было зафиксировано не более трети из них. Особенно плохо в то время приходилось детям. Многие из них были вынуждены подолгу оставаться одни в пустых, холодных квартирах. Если их родители умирали от голода на производстве или же в случае их смерти при постоянных обстрелах, дети по 10-15 дней проводили в полном одиночестве. Чаще всего они также умирали. Таким образом, дети блокады Ленинграда многое вынесли на своих хрупких плечах. Фронтовики вспоминают, что среди толпы семи-восьмилетних подростков в эвакуации всегда выделялись именно ленинградцы: у них были жуткие, уставшие и слишком взрослые глаза. Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было. Животные уяснили, что от голодных людей лучше держаться подальше. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить ее объем. Блокада Ленинграда длилась на тот момент меньше года, но при осенней уборке на улицах города было найдено 13 тысяч трупов. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов. Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября. Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики.
18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов.
Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления.
Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было.
Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов.
Эту железнодорожную линию назвали «Дорогой Победы». Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска. Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений.
По официальным данным, во время блокады умерли 671 тыс. Однако точное количество погибших от голода, холода, вражеских обстрелов и в результате военных действий ещё и сегодня окончательно не выяснено. Цифра колеблется до 1,5 миллиона, а, возможно, и больше. Недавно я поинтересовался у гостей и жителей города, помнят ли они, сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда, и сколько человек погибло за 872 дня блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Среди опубликованных на сайте Министерства обороны рассекреченных документов постановление Военного совета Ленинградского фронта от 24 ноября 1941 года о строительстве зимней дороги через Ладогу. За это же время было эвакуировано около 1376000 человек». По словам автора трёхтомного издания «Ленинград в борьбе за выживание в блокаде» доктора исторических наук, профессора Г. Соболева, Сталин скептически относился к идее проложить дорогу по льду Ладожского озера. И только когда в город по льду пришёл первый конный обоз с хлебом, вождь одобрил строительство «ледяной дороги», которая и спасла город.
Также Минобороны рассказало об уникальной операции Балтийского флота по переброске на Ладогу в 1942 году малых подводных лодок «М-77» и «М-79», на которые были возложены задачи по ведению разведки, длительного наблюдения за подходами к базам противника. Новые цифры потерь советских и немецких войск под Ленинградом впервые представлены в книге историка Вячеслава Мосунова «Прорыв блокады Ленинграда. Операция "Искра"». Реальные потери советских войск в ходе прорыва блокады Ленинграда и дальнейшего наступления в 1943 году превысили 170 тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. В книге также раскрываются данные о потерях войск гитлеровской Германии. По немецким источникам удалось установить, что 26-й армейский корпус вермахта, который удерживал южное Приладожье, с 12 января по 10 марта 1943-го потерял почти 34 тысячи человек, рассказал Вячеслав Мосунов. В детстве в кино и по телевизору я часто смотрел фильм «Зелёные цепочки». Иногда и сейчас пересматриваю. А в начале января посмотрел в Интернете скандальный фильм «Праздник» о ленинградской блокаде. Я смотрел кусками эту «пародию».
Такой фильм мог снять только человек, который не знает, что такое блокада! Это подлинная история о трагедии, которая случилась 17 сентября 1941 года. Фильм основан на рассекреченных документах и воспоминаниях спасшихся. После того, как 8 сентября немцы замкнули кольцо блокады, единственная дорога на Большую землю лежала через Ладожское озеро. Со многими ехали члены их семей. Всего почти полторы тысячи человек. Идти решили под покровом ночи на барже «752» в некоторых источниках указывается «725». Капитан буксира отказался вести ветхую баржу через штормовую Ладогу. Но приказ есть приказ! Через несколько часов пути начался 9-балльный шторм.
Старое судно развалилось на части. Появились немецкие самолёты, которые стали расстреливать тонущих. Погибло более тысячи человек. До 2004 года материалы об этой трагедии хранились под грифом «Секретно». Я служил шифровальщиком на подводной лодке, имел доступ к совершенно секретным документам, и могу сказать, что многие катастрофы, произошедшие по вине руководства, засекречивались. Думаю, что и с баржей «752» было то же самое. За такое разгильдяйство нужно было отдавать под суд. Отправлять ветхую полусгнившую баржу, разместив там чрезмерное количество людей, да ещё в 9-балльный шторм по коварной Ладоге, где постоянно тонули корабли, не иначе как вредительство. Эта катастрофа входит в список 50 крупнейших катастроф во всём мире. По количеству погибших эту баржу называли «ладожским титаником».
На «Титанике» погибло 1500 человек, на барже — более одной тысячи. На Неве потом вылавливали плавающие вещи тех, кто погиб в той трагедии. Воспоминания 240 человек, которым удалось спастись, легли в основу фильма. Однако не все ужасы той трагедии были воплощены в фильме режиссёра Алексея Козлова «Спасти Ленинград». Например, молодой лейтенант, когда понял, что баржа тонет, застрелил свою жену и ребёнка и после этого застрелился сам. Моего отца тоже было эвакуировали на барже по Ладожскому озеру в июле 1942 года. Ему было 10 лет. Отец рассказывал мне, как их — детей — посадили на верхней палубе. Появился немецкий самолёт, и начал пикировать на баржу. Отец испугался, что немец начнёт сейчас стрелять.
Но лётчик не стал стрелять в детей. Автор — петербургский историк, переживший ребёнком блокаду Ленинграда, ныне профессор, доктор исторических наук Геннадий Леонтьевич Соболев. По подсчётам доктора исторических наук, профессора Г. Соболева количество захороненных в Ленинграде составило примерно 1 млн. В детстве я прочитал роман «Блокада» Александра Чаковского. Анализируя исторические и литературные источники, я пришёл к выводу: то, что Ленинград оказался в блокадном кольце, виноват не только немецкий блицкриг, но и руководство страны, допустившее непростительные ошибки. Результатом таких ошибок стала гибель более миллиона человек. Сообщали число дивизий на советской границе — 80 дивизий вермахта, а потом ещё 40. Десятки разных сообщений поступали отовсюду. Указывали точный срок наступления: 20-22 июня 1941 года.
Всё это известно. Но интересно и другое. Спустя полвека историки решились — опубликованы данные о том, что Красная Армия к началу войны имела превосходство над противником по танкам — в три раза, по самолётам — в два с половиной раза. Армия имела 180 дивизий. С такими силами можно было дать немцам по зубам и погнать их вплоть до Берлина…» с. Получилось, что его провоцировали на упреждающий удар. За первые три недели Красная Армия потеряла 28 дивизий и половину состава 70 дивизий. Фактически Красной Армии не стало. Легенда о внезапности — чистая демагогия, запущенная Кремлём. Как-то пытались оправдать самонадеянность великого корифея.
Он, Сталин, не представлял себе, что Гитлер мог перехитрить его, переиграть, оказаться умнее его, гениального провидца — это немыслимо. Можно считать, что Сталин стал жертвой своего культа». Для входа подготовлен 50-й армейский корпус, выделена полицейская дивизия «SS» и службы безопасности «SD». Это 16 сентября. Через несколько часов взят Пушкин. Мы уходим. Немцы за нами. Но, судя по записям в дневниках, Лееб не отказывается от своих намерений. И в Берлине решают — подождать. Ленинград должен сдаться.
И мы должны были проиграть эту войну.
С 4 сентября 1941 года город стал подвергаться интенсивным артобстрелам, а с 8 сентября воздушным бомбардировкам за время блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных авиабомб. Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года в ходе военной операции под кодовым названием «Искра», к которой привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия.
Утром 12 января 1943 года навстречу друг другу началось наступление войск Волховского и Ленинградского фронтов. Их отделял 15-километровый коридор шлиссельбургско-синявинского выступа между городом Мга и Ладожским озером , замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. Наступление поддерживали часть сил Балтийского флота, а также авиация дальнего действия.
В тот же день был полностью освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. Сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
80 лет назад погибла героическая группа на "Невском пятачке" Ленинграда | В преддверии 81-ой годовщины начала блокады на портале «Книга Памяти блокадного Ленинграда» добавлены тысячи новых имен эвакуированных блокадников, данные о которых до этого были утеряны либо неизвестны. |
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год | Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. |
День прорыва блокады Ленинграда | Победа РФ | Новость от 18.01.2023 | Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. |
18 января - День прорыва блокады Ленинграда!
Советские войска прорвали блокаду Ленинграда в результате операции «Искра». В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, но не снята полностью. Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. Так политологи интерпретируют участие президента в мероприятиях, посвященных 80-летию прорыва блокады Ленинграда 18 января. Этот план был сорван благодаря еще одной попытке прорыва блокады, известной как Синявинская операция. Даже после прорыва блокады не всех истощенных жителей блокадного Ленинграда удалось спасти.
Блокада Ленинграда
Это оказалось полной неожиданностью для противника. В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану. К 17 января 1944 года прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны.
Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена — кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали "Ура! К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из почти трех миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысячи до одного миллиона ленинградцев. Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек. Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.
Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда. Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей.
В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни.
А значит, можно было налаживать транспортные артерии, которые могли надежно связать Ленинград со страной. Писатель Всеволод Вишневский, почти всю войну проведший в Ленинграде, писал: Уже разносится весть, что наши соединились с Волховским фронтом. Его имени Лениград не забудет.
Ленинградцы крикнули во весь голос: «Здравствуй, Большая земля». Их стиснули в объятиях волховцы... Освобождение города Шлиссельбурга.
По воспоминаниям участников прорыва, в такие минуты забывается усталость. Для бойцов, прорывавших блокаду, Ленинград был не просто стратегически важной позицией. Они сроднились с великим городом, гордились им.
Для них день 18 января стал настоящим праздником. Около полуночи по ленинградскому радио в программе «Последний час» прошло сообщение о прорыве блокады. И сотни людей вышли на улицы, они ликовали, на несколько часов забыв о голоде.
Весь Ленинград был украшен флагами. Впервые за много дней город выглядел весело. Выступают писатели, поэты, рабочие, инженеры.
На заводах митинги. На улицах чуть ли не целовались слушатели у репродукторов», — рассказывал в частном письме начальник станции оперативной связи Ленинградского фронта Виктор Житомирский. А вскоре прозвучал по радио знакомый каждому ленинградцу голос поэтессы Ольги Берггольц: «Третье письмо на Каму», 18—19 января 1943 года...
О дорогая, дальняя, ты слышишь? Разорвано проклятое кольцо! Ты сжала руки, ты глубоко дышишь, в сияющих слезах твое лицо.
Мы тоже плачем, тоже плачем, мама, и не стыдимся слез своих: теплей в сердцах у нас, бесслезных и упрямых, не плакавших в прошедшем феврале. Да будут слезы эти как молитва. А на врагов — расплавленным свинцом пускай падут они в минуты битвы за всё, за всех, задушенных кольцом.
За девочек, по-старчески печальных, у булочных стоявших, у дверей, за трупы их в пикейных одеяльцах, за страшное молчанье матерей... Прорыв блокады Ленинграда, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года. Отвоевать удалось лишь узкую полоску болотистой земли.
С февраля по апрель части Волховского и Ленинградского фронтов пытались развить успех и продолжали атаковать мгинско-синявинскую группировку вермахта. Но продвинуться дальше не удалось. И всё-таки после «Искры» положение дел под Ленинградом изменилось.
В экспозицию включен раздел, рассказывающий о недавнем событии — признании блокады Ленинграда геноцидом советского народа. Решение было принято судом Санкт-Петербурга в 2022 году. О своих эмоциях, пережитых на этом процессе, во время встречи президента с ветеранами и блокадниками рассказала председатель правления общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова. Это не окончательная цифра: не учтены потери во время эвакуации людей… Суд установил, что против Ленинграда стояли 11 государств Европы. Об этом надо говорить, чтобы молодежь знала», — сказала блокадница. Пискаревское мемориальное кладбище для каждого ленинградца — и место горя, и место силы Фото: kremlin. По его словам, в исторической памяти «есть и практический смысл». Мы никогда раньше в силу толерантности и чтобы не портить фон наших отношений об этом не говорили.
Но то же самое было везде, не только на Ленинградском фронте — достаточно посмотреть на испанскую голубую дивизию под Сталинградом», — отметил президент. Учителю Надежде Строгоновой 102 года, но она приехала на встречу с президентом, чтобы поделиться своей блокадной историей Фото: kremlin. Надежда Васильевна хотела встать, разговаривая с президентом, оно он попросил не делать этого: «Иначе мы сами встанем». Блокадница рассказала, как она вместе с другими женщинами спасла более 600 детей, а после их эвакуации работала учителем. Мы ни разу не подумали, что в Ленинград вступит нога фашистов. Передвигались на костылях и с тросточками, но мы продолжали работу», — поделилась Надежда Строгонова. Найти на это нужные слова Путину было непросто: он признался, что «хочется низко склонить голову перед подвигом людей», о которых рассказала блокадница. Это — самое главное», — заметил президент.
В музее обороны Ленинграда Владимир Путин рассказал историю, как у его мамы во время блокады украли самое ценное — карточки на хлеб Фото: kremlin. Защитник Ленинграда Валентин Богданов сказал «спасибо» «за организацию боевых действий по освобождению Украины от неонацистов». А первый замруководителя Военно-исторического центра СЗФО Сергей Мачинский представил отрывок из нового фильма «Нюрнберг» о трибунале над гитлеровскими нацистами и сказал, что «о войне, о преступлениях надо говорить честно» и доводить то «до каждого жителя страны, чтоб вбить в голову, как это страшно». Президент подчеркнул, что Россия не могла не отреагировать на события, которые начались на Украине, в Донбассе после госпереворота 2014 года. Тогда, по словам Путина, «людей начали истреблять только за то, что они считают себя связанными с русской культурой, русским языком и традициями своих предков».
На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор.