Для самозанятых всё проще: взносы делать не нужно, а сумму налога по итогам каждого месяца считает ФНС. Полный список профессий для самозанятых указан в приложении "Мой налог". А также для самозанятых, которые не так давно работают в данном статусе. Самозанятым не нужно платить обязательные страховые взносы.
Кто не может быть самозанятым список?
Самозанятые могут получить не только деньги, но и помощь в виде обучающих программ, курсов, консультаций, помощи маркетинга и продвижения. Исчерпывающий список самозанятых профессий в 2024 вы не найдете, так как закон о самозанятых не предусматривает закрытого перечня разрешенных видов деятельности. объяснили в Министерстве.
Может ли госслужащий стать самозанятым
Отдельные регионы позволяют подать заявление через портал Госуслуги. Заявление должно содержать в себе следующую информацию: состав семьи; размер дохода каждого члена семьи; имущество в собственности. В зависимости от региона, семейного положения и иных обстоятельств, вместе с заявлением нужно подготовить документы. Обычно это паспорт, свидетельства о браке, рождении детей и праве собственности. Состав запрашиваемой документации регулируется примерным перечнем документов для назначения социальной выплаты, который утверждён ПП РФ от 16 ноября 2023 N 1931. Уточните заранее список документов по месту жительства. Заявление рассматривается в течение 10 дней.
Если будут проблемы с документами или потребуется пройти дополнительное обучение на профкомпетенцию, срок увеличится до 30 дней. Срок действия контракта на открытие бизнеса для самозанятого составляет 12 месяцев. Заключая соцконтракт, гражданин берёт на себя обязательства по его выполнению. В течение года предпринимателя ждут проверки со стороны органов соцзащиты и ежемесячная отчётность. Если договорённости не будут выполнены, контракт расторгнут и деньги государству придётся вернуть. Как изменятся правила получения госконтракта в 2024 году Согласно сообщению на портале «Мои документы», в 2024 году правила заключения госконтракта изменятся: Подать заявление через Госуслуги можно будет во всех регионах.
Заявителям понадобится собирать меньше документации. Сотрудники соцзащиты самостоятельно проверят данные через системы межведомственного взаимодействия. Меняется формула для расчёта. Больше не будут учитываться финансовое положение совместно проживающих родственников, налоговые вычеты, материнский капитал и иные меры поддержки. Заявителю нужно будет пройти тестирование на определение предпринимательских способностей, разработать бизнес-план и защитить свой проект. Также появится возможность пройти необходимое обучение.
Сдача тестирования будет осуществляться в отделениях «Мой бизнес» по месту жительства. Как получить субсидию самозанятому на открытие бизнеса: пошаговая инструкция Рассмотрим пошагово, как заключить госконтракт на открытие бизнеса: Убедиться, что размер дохода на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума на душу населения, установленного в регионе. Представить заполненное заявление и необходимые документы в органы социальной защиты, офис «Мои документы» или через Госуслуги. Пройти обучение и тестирование, составить бизнес-план и защитить проект. Какие ещё субсидии и дополнительные меры поддержки доступны для самозанятых Государство заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса в 2024 году. Поэтому предпринимателям доступно большое количество субсидирования, льготных программ и иных мер поддержки.
Мы рассмотрим самые основные и расскажем, как узнать, какие меры подходят самозанятым. Упрощённое ведение бизнеса Самозанятым предложены самые выгодные условия для ведения бизнеса: специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход НПД », отсутствие НДС, низкая процентная налоговая ставка, упрощённая регистрация и отчётность. Помимо этого, им предлагаются финансовые и иные меры поддержки.
Расскажем подробно, можно ли самозанятому получить субсидию на открытие бизнеса от государства и какие ещё меры поддержки доступны плательщикам НПД. Какая субсидия на открытие бизнеса для самозанятых доступна в 2024 году Субсидия — это выплаты, которые: финансируются из спец. В 2024 году для самозанятых представлено множество финансовых и нефинансовых мер поддержки. Но субсидию на открытие бизнеса выдадут только тем, кто соответствует необходимым критериям, поэтому не каждый начинающий предприниматель сможет ею воспользоваться. Речь о социальном контракте. Это стартовый капитал, который предоставляется органами социальной защиты.
Что такое социальный контракт Соцконтракт — это государственная социальная помощь, которая предоставляется гражданам с доходом ниже прожиточного минимума. Целью данного финансирования, является содействие в поиске работы, освоении новой профессии, развитии подсобного хозяйства, покупке жизненно важных вещей, например, лекарств, одежды или бытовой техники. В том числе деньги можно потратить на открытие бизнеса. Заявитель зарегистрируется в качестве самозанятого, получит до 350000 рублей на развитие собственного дела и в будущем, сможет поправить своё финансовое положение. Деньги можно потратить на закупку товаров, материалов или оборудования. Кто может получить субсидию на открытие бизнеса для самозанятых в 2024 году Каждый регион самостоятельно устанавливает величину прожиточного минимума ежегодно. Поэтому условия предоставления соцконтракта зависят от места проживания получателя. Необходимо, чтобы доход заявителя на каждого члена семьи последние три месяца был ниже уровня этого установленного значения. Видов прожиточного минимума четыре: на душу населения, для трудоспособных граждан, пенсионеров и детей.
Соцконтракт рассчитывается только из величины прожиточного минимума на душу населения. Пример: В Калужской области проживает семья с одним ребёнком. Ежемесячный доход отца — 43000 руб. Мать не работает. Ребёнок ходит в детский сад. Доход на каждого члена семьи около 14333 руб. Величина прожиточного минимума на душу населения в Калужской области в 2024 составляет 14644 руб. Следовательно, глава семьи может рассчитывать на соцподдержку для развития своего бизнеса. Помимо главного критерия — дохода ниже прожиточного минимума, заявитель должен соответствовать и другим условиям.
Причина низкого дохода не должна зависеть от человека. Например, недостаток заработной платы может быть связан с уходом за престарелым, инвалидом или младенцем. Если гражданин безработный, он должен состоять на учёте в центре занятости. Для получения субсидии на открытие бизнеса для самозанятых подойдёт не только постоянная, но и временная регистрация по месту жительства.
Банк самостоятельно передаст данные в ФНС и уведомит о постановке на учет. Можно также лично прийти в банк и зарегистрироваться в качестве самозанятого офлайн, но лучше уточнить возможность предоставления такой услуги у каждой конкретной кредитной организации. Для этого нужно заполнить заявление на специальном бланке, в котором указываются следующие данные: ИНН; персональная информация — Ф. Для отказа от статуса самозанятого в этом случае нужно будет подавать аналогичное заявление о прекращении деятельности. ФНС проверяет заявление на постановку на учет до шести рабочих дней, но, как правило, гораздо быстрее.
Отказать в постановке на учет налоговый орган может в случае неверно предоставленных данных или при наличии штрафов и долгов по налогам. Нужно ли самозанятому открывать расчетный счет Самозанятому не нужно открывать специальный расчетный счет. Все поступления заказчики могут перечислять на уже действующие карты. Нужно лишь отчитываться: это делается в приложении «Мой налог» либо в приложении банка — партнера ФНС. Вы формируете чек, после чего ФНС принимает это как доход, по которому нужно начислить налог по режиму для самозанятых. Бояться блокировки карты банком из-за частых поступлений на нее не следует: Центральный банк России специально рекомендовал финансовым организациям проверять статус владельца, чтобы не блокировать карты самозанятых. Но для дополнительного спокойствия для доходов от самозанятости можно завести отдельную карту. Допускаются также расчеты наличными. Прием платежей для самозанятых Чтобы принимать платежи, самозанятым не нужна касса.
После получения денег от клиента самозанятый должен войти в приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС и указать, за что получил деньги и от какой категории клиентов физлицо, ИП, юрлицо , а затем отправить чек клиенту. Чек формируется автоматически. При безналичной оплате передать чек необходимо до девятого числа, следующего после осуществления расчетов месяца. При этом, как правило, компании и ИП прописывают в договоре с самозанятыми предоставление чека не позднее следующего после оплаты дня. Отправить заказчику и клиенту чек можно любым удобным способом: на электронную почту, через мессенджеры, дать клиенту считать QR-код или распечатать и вручить в бумажном виде. Самозанятый не обязан выдавать бумажный вариант документа. Для компании важно получить чек от самозанятого. Так бухгалтерия убедится, что самозанятый точно заплатит налог за начисление денег. Если при проверке выяснится, что исполнитель не сформировал чек, за это получат штраф и самозанятый, и компания.
Самозанятый самостоятельно не рассчитывает сумму налога, это автоматически делает налоговая. Уведомление от ФНС должно прийти до 12-го числа месяца, следующего за расчетным, а заплатить налог нужно до 25-го числа текущего месяца. Если сумма налога менее 100 рублей, уведомление не придет, а сумма добавится к налогу за следующий период. При этом в приложении «Мой налог» можно настроить автоплатеж. Как отказаться от самозанятости Отказаться от статуса самозанятого можно теми же способами, что и встать на учет. В приложении «Мой налог» для этого необходимо зайти в раздел «Прочее», затем — в раздел «Профиль» и нажать кнопку «Сняться с учета НПД». После этого необходимо выбрать причину отказа от самозанятости и подтвердить свое решение. Уведомление о снятии с учета должно прийти не позднее следующего дня.
При безналичном расчёте чек надо передать не позднее 9-го числа месяца, следующего за расчётом. Обязательно передайте чек заказчику услуг покупателю , это важно для юридических лиц для возможного принятия к расходам компании оплаты ваших услуг или товаров.
Вы можете не передавать чек заказчику покупателю , если он его не требует, но сформировать его нужно обязательно. Налог будет начислен автоматически и отразится в личном кабинете самозанятого после 12-го числа месяца, следующего за оплатой услуги. ИП на НПД может вести только те виды деятельности, которые разрешены для самозанятых. Кроме того, на предпринимателя на НПД накладываются те же ограничения, что и на самозанятого, о которых мы писали выше. Потеря статуса самозанятого и почему об этом нужно сообщить заказчикам Остаться без статуса самозанятого можно по трём причинам: 1. Вы начали заниматься запрещённой для статуса самозанятого деятельностью — допустим, стали агентом предприятия.
Самозанятые граждане
Такси как ИП, нужно сменить режим налогообложения и сообщить об этом в налоговую. Подробнее рассказываем, как это сделать, в статье и в видео. Если у вас водительское удостоверение Белоруссии, Казахстана или Киргизии, нужно пройти несколько дополнительных шагов: получить вид на жительство, обратиться в ФНС с заявлением о постановке на учёт, получить ИНН и открыть расчётный счёт резидента РФ. Подробнее о процессе рассказываем здесь.
Чтобы стать самозанятым водителем уже сегодня, начните регистрацию в Таксометре: в своём профиле нажмите на карточку «О водителе», после — «Занятость» и выберите «Стать самозанятым».
Чтобы стать самозанятым водителем уже сегодня, начните регистрацию в Таксометре: в своём профиле нажмите на карточку «О водителе», после — «Занятость» и выберите «Стать самозанятым». Дальше следуйте подсказкам. Регистрация займёт примерно 15 минут.
Материалы по теме.
Когда сотрудничаете с сервисом напрямую, в заказе нет комиссии парка.
Будут начисляться за каждую поездку в течение 3-х месяцев с момента регистрации аккаунта самозанятого в Яндекс Про. Это меньше, чем размер комиссии, которую платят многие водители парку. Если вы не совершаете поездки — налог не начисляется.
Самозанятым не нужно платить обязательные страховые взносы. Это можно делать по желанию — например, чтобы ваш доход в такси учитывался при формировании будущей пенсии.
После входа в приложение нужно выбрать способ регистрации: по паспорту, с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС и через учетную запись на интернет-портале «Госуслуги». Регистрация по паспорту Для этого нужны паспорт и возможность сделать фото на телефоне. В первую очередь нужно ввести номер телефона, на который придет СМС. Введите полученный код, а далее следуйте инструкции: выберите регион; отсканируйте или сфотографируйте вторую и третью страницы паспорта; сделайте свое фото в приложении; подтвердите корректность ИНН. После этого ваше заявление уйдет на проверку в ФНС. Налоговый статус вы получите в течение одного рабочего дня.
Регистрация с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС Для этого потребуется личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС : введите в приложении номер ИНН и пароль, которые вы используете для доступа к личному кабинету; подтвердите регистрацию. Заявление рассматривают, как правило, в течение одного рабочего дня. Регистрация через «Госуслуги» Для этого понадобится регистрация на портале «Госуслуги». При выборе данного способа приложение «Мой налог» переадресует вас на страницу входа портала «Госуслуги». Нужно дать разрешение использовать личные данные из портала для действий в приложении «Мой налог», а после подтвердить выгруженные из «Госуслуг» персональные данные. Регистрация через банк — партнер налоговой службы Вместо приложения «Мой налог» можно выбрать сервис от одного из банков — партнеров ФНС. Интерфейсы у банковских приложений разные, но схематично инструкция выглядит так: Скачать мобильное приложение банка или зайти в личный кабинет на сайте банка в некоторых банках регистрация самозанятых возможна только в приложении. Найти в приложении банка раздел, в котором находится специализированный сервис для самозанятых.
Ввести требуемые данные и подать заявку на регистрацию. Банк самостоятельно передаст данные в ФНС и уведомит о постановке на учет. Можно также лично прийти в банк и зарегистрироваться в качестве самозанятого офлайн, но лучше уточнить возможность предоставления такой услуги у каждой конкретной кредитной организации. Для этого нужно заполнить заявление на специальном бланке, в котором указываются следующие данные: ИНН; персональная информация — Ф. Для отказа от статуса самозанятого в этом случае нужно будет подавать аналогичное заявление о прекращении деятельности. ФНС проверяет заявление на постановку на учет до шести рабочих дней, но, как правило, гораздо быстрее. Отказать в постановке на учет налоговый орган может в случае неверно предоставленных данных или при наличии штрафов и долгов по налогам. Нужно ли самозанятому открывать расчетный счет Самозанятому не нужно открывать специальный расчетный счет.
Все поступления заказчики могут перечислять на уже действующие карты. Нужно лишь отчитываться: это делается в приложении «Мой налог» либо в приложении банка — партнера ФНС. Вы формируете чек, после чего ФНС принимает это как доход, по которому нужно начислить налог по режиму для самозанятых. Бояться блокировки карты банком из-за частых поступлений на нее не следует: Центральный банк России специально рекомендовал финансовым организациям проверять статус владельца, чтобы не блокировать карты самозанятых. Но для дополнительного спокойствия для доходов от самозанятости можно завести отдельную карту. Допускаются также расчеты наличными. Прием платежей для самозанятых Чтобы принимать платежи, самозанятым не нужна касса. После получения денег от клиента самозанятый должен войти в приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС и указать, за что получил деньги и от какой категории клиентов физлицо, ИП, юрлицо , а затем отправить чек клиенту.
Чек формируется автоматически.
Все, что нужно знать о самозанятости
Также не могут работать как самозанятые частные нотариусы, арбитражные управляющие, медиаторы и оценщики. ваш совокупный годовой доход в статусе самозанятого не будет превышать 2,4 млн рублей. Несмотря на недавние новости о том, что режим самозанятости хотят ограничить, до этого еще довольно далеко. Самозанятым может стать только тот, чей годовой доход не превышает 2,4 млн рублей.
В Минтруде разъяснили, кому нельзя быть самозанятым
Заявку на соцконтракт рассматривают от самозанятых с доходом, который не превышает региональный порог прожиточного минимума. Минусы самозанятости. Самозанятым не зачисляется трудовой стаж, нельзя нанимать сотрудников по трудовому договору, нет социальных гарантий. Априори по самозанятому не заполняется табель учета рабочего времени, нет таких начислений, как доплата до МРОТ, за сверхурочную работу или занятость в выходные и праздничные дни.
Закрываем год. Особенности работы с самозанятыми иностранцами
Чек формируется автоматически. При безналичной оплате передать чек необходимо до девятого числа, следующего после осуществления расчетов месяца. При этом, как правило, компании и ИП прописывают в договоре с самозанятыми предоставление чека не позднее следующего после оплаты дня. Отправить заказчику и клиенту чек можно любым удобным способом: на электронную почту, через мессенджеры, дать клиенту считать QR-код или распечатать и вручить в бумажном виде. Самозанятый не обязан выдавать бумажный вариант документа. Для компании важно получить чек от самозанятого. Так бухгалтерия убедится, что самозанятый точно заплатит налог за начисление денег.
Если при проверке выяснится, что исполнитель не сформировал чек, за это получат штраф и самозанятый, и компания. Самозанятый самостоятельно не рассчитывает сумму налога, это автоматически делает налоговая. Уведомление от ФНС должно прийти до 12-го числа месяца, следующего за расчетным, а заплатить налог нужно до 25-го числа текущего месяца. Если сумма налога менее 100 рублей, уведомление не придет, а сумма добавится к налогу за следующий период. При этом в приложении «Мой налог» можно настроить автоплатеж. Как отказаться от самозанятости Отказаться от статуса самозанятого можно теми же способами, что и встать на учет.
В приложении «Мой налог» для этого необходимо зайти в раздел «Прочее», затем — в раздел «Профиль» и нажать кнопку «Сняться с учета НПД». После этого необходимо выбрать причину отказа от самозанятости и подтвердить свое решение. Уведомление о снятии с учета должно прийти не позднее следующего дня. Датой снятия с учета будет считаться дата подачи заявки в налоговый орган. Позднее можно снова зарегистрироваться в статусе самозанятого, никаких ограничений на это нет, если нет недоимок и штрафов по налогу. Если доход самозанятого превысит 2,4 млн рублей, он лишится статуса автоматически и будет переведен на уплату НДФЛ.
Облагаться НДФЛ при этом будут лишь доходы, полученные сверх лимита. Самозанятый индивидуальный предприниматель в этом случае будет переведен на общую систему налогообложения. Частые вопросы Можно ли стать самозанятым, если я уже ИП? Индивидуальные предприниматели по закону также могут быть самозанятыми, то есть платить налог на профессиональный доход. Отказаться от льготных режимов необходимо в течение месяца с даты регистрации в качестве самозанятого, иначе самозанятость будет аннулирована. При этом в статусе самозанятого ИП, как и физические лица, имеют лимит на доход в 2,4 млн рублей в год и не могут нанимать сотрудников.
Нужно ли сообщать заказчику, если потерял статус самозанятого? Когда компания сотрудничают с физлицами, они выступают их налоговыми агентами, а потому по договору должны удержать НДФЛ и заплатить страховые взносы. Чтобы не подводить заказчика, лучше сообщить ему об изменении налогового статуса. Можно ли зарегистрироваться как самозанятый, если нет 18 лет? Самозанятым можно стать с 14 лет, но несовершеннолетним заявителям придется брать письменное разрешение родителей или попечителей. Если по решению суда 16-летний подросток стал дееспособным, то регистрация НПД та же, что и для совершеннолетних.
Подробнее о том, как стать самозанятым, если вы нерезидент РФ, читайте здесь: как стать самозанятым прямым партнёром, если вы не резидент. Индивидуальные предприниматели. ИП достаточно перейти с текущего налогового режима на налог на профессиональный доход НПД и продолжить сотрудничать с сервисом напрямую. В этом случае к ИП будут применяться все льготы, предусмотренные для самозанятого. Подробнее читайте в статье « Как стать самозанятым с сотрудничать с сервисом напрямую».
Особенности в этой части разъяснил Минтруд РФ. Однако он не может работать самозанятым в том же магазине, где трудоустроен - придется искать другое место для подработки. Причина в том, что один и тот же работодатель не может платить и зарплату, и доход в рамках самозанятости.
Про» [36]. Она помогает с оформлением статуса самозанятого, поиском заказов, бухгалтерией и налогообложением [37]. Сервис «Яндекс. Еда» также набирал самозанятых. По состоянию на 2020 год, курьеров в сервис «Яндекс. Еда» оформляли в статусе самозанятых с оплатой налога через приложение «Мой налог» , а не как сотрудников компании «Яндекс» [38]. Эта практика позволяла «Яндексу» не оплачивать курьерам отпуска и не доплачивать за переработку [38]. При этом самозанятый курьер обязан был проходить медицинский осмотр в определённой «Яндексом» частной клинике, потом с курьера деньги вычитались из заработка , а также платил «Яндексу» штрафы например, за опоздание [38]. К апрелю 2019 года каждый шестой россиянин, зарегистрировавшийся в статусе самозанятого, раньше был индивидуальным предпринимателем [39]. По данным ФНС, в 2022 году число самозанятых достигло 6,562 млн человек, что в 1,7 раза или на 2,7 млн больше, чем в конце 2021 года [33].?
К 17 августа в статусе самозанятых зарегистрировалось 8,5 млн человек [41] На 1 июля 2023 года в качестве самозанятых зарегистрировалось более 95 тыс. Ежедневно в данном статусе регистрируется свыше 8,5 человек. В общей сложности, самозанятые зарегистрировали 3,6 трлн доходов и уплатили налогов на 141 млрд рублей. Наиболее высокооплачиваемые сферы деятельности самозанятых: маркетинг и реклама, ремонтные услуги, IT и др. Меры поддержки самозанятых из-за COVID-19[ править править код ] С момента введения ограничительных мер из-за коронавируса COVID-19 самозанятые россияне ждали помощь от законодательной и исполнительной властей. Однако все федеральные меры поддержки были адресованы либо физическим лицам, либо представителям малого и среднего бизнеса. Все изменилось лишь 11 мая 2020 года, когда Владимир Путин перед совещанием с главами регионов по ситуации с COVID-19 выступил с очередным обращением к гражданам России.