Читайте про Рождество Христово 2025 в России в материале КП. В ночь с шестого на седьмое января православные России отмечают праздник Рождества Христова. Миллионы православных верующих сегодня встречают Рождество Христово.
Когда Рождество - 6 или 7 января? Когда православное и католическое Рождество?
Русская православная церковь отмечает Рождество Христово 7 января, но мнения историков о точной дате разнятся. В современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. В качестве даты празднования Рождества 25 декабря впервые указано Секстом Юлием Африканом в летописи 221 года. В ночь с 24 на 25 декабря отмечает Рождество Христово Римско-католическая церковь и многие протестантские конфессии. Православное же Рождество 7 января отмечают всего четыре православные церкви: Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская. К ним присоединяются афонские монастыри, католики восточного обряда Украинская Греко-католическая церковь и часть российских протестантов. Зачем ходят на ночное богослужение?
Лишь в 1917 году Россия перешла на григорианское летоисчисление — тогда разница между календарями составляла целых 13 дней. Русская Православная церковь отказалась переходить григорианский календарь, поэтому Рождество стали отмечать почти на две недели позже, чем в большей части христианского мира, - 25 декабря по старому стилю, 7 января по новому. Wikipedia Чем отличается Рождество в разных странах? Помимо времени празднования, у католиков и православных также разнятся традиции: Православные перед Рождеством держат строгий пост. Католики же не устанавливают жестких ограничений в диете. Для православных Рождество - церковный праздник, а для католиков — семейное торжество: в этот день они обмениваются подарками, устаивают застолье, ждут прихода Санта Клауса. В общем, отмечают так же, как мы отмечаем Новый год. Unsplash В православной церкви богослужение длится всю ночь.
Разница между Григорианским и Юлианским календарями составляет 13 дней. Именно поэтому Рождество в России и других православных странах празднуется 7 января по Григорианскому календарю, что соответствует 25 декабря по Юлианскому календарю. Для православных христиан смысл Рождества сохраняется независимо от даты. Этот праздник напоминает о рождении Иисуса Христа и важности духовных ценностей, которые он несет в мир. Что дарят на Рождество Христово? На Рождество принято дарить подарки. Традиция появилась благодаря волхвам, которые, по Библии, преподнесли младенцу Иисусу дары: золото, ладан и смирную.
Она известила людей о приходе Мессии. Волхвы заметили этот символ и пришли поздравить Святую Марию с рождением сына. Они поклонились ему как новому царю Иудеи, поднеся особые подарки — золото, ладан и смирну. Нагорная проповедь, К. Он понимал, что, согласно пророчеству, младенцу суждено стать новым царем иудейским. Не потерпев соперника, властитель приказал найти ребенка и расправиться с ним. Когда поиски не принесли результата, разъяренный Ирод велел избавиться от всех детей младше двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Но ангел предупредил Иосифа о решении царя. Так семья смогла спрятаться. В православной и католической церквях празднуют Рождество в разные даты — 7 января и 25 декабря соответственно. Это связано с тем, что внутри конфессий разные системы летоисчисления юлианский и григорианский календари. За девять месяцев до этого знаменательного события Богородице явился Архангел Гавриил и принес благую весть о том, что она родит младенца и назовет его Иисусом: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца». Позже эти два торжественных события разделили на разные даты. Однако такое решение приняли не все: например, армяне до сих пор отмечают праздник по старому принципу. Христос родился, естественно, по лунному календарю. Мы можем приблизительно высчитать соответственно солнечному, поэтому сделали проще — отсчитали девять месяцев от Благовещения 7 апреля. А с Богоявлением его развели.
Как в России встретили православное Рождество
- Рождество Христово
- С первой звездой: история и традиции Рождества / Новости города / Сайт Москвы
- Когда в 2024 году в России будут праздновать православное Рождество?
- В каком году стали отмечать Рождество 7 января?
- Главный фестиваль Рождества в России 6—8 января 2023
Приметы на 7 января. Что нельзя делать в Рождество, чтобы не навредить своим детям
Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников.
Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами.
Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября.
Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение.
Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века.
Властитель приказал провести всенародную перепись населения. По этой причине Мария и ее супруг Иосиф, принадлежавший к роду Давида, были вынуждены отправиться в Вифлеем, дабы внести и свои имена в список подданных. В заветную ночь в городе не осталось ни одного свободного места для ночлега, поэтому супругам пришлось остановиться на отдых в пещере, где жил скот. Именно там у Марии начались роды и явился на землю Иисус. Мат ь устроила колыбель младенцу в кормушке для животных. Пастухи, которые сторожили стадо, получили весть о рождении Мессии. Они увидели ангела, который велел им не бояться, а радоваться, так как в мир явился Спаситель: они найдут его в яслях. Мужчины отправились в Вифлеем, обнаружили в пещере святое семейство и поведали о чуде. Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока. Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь. Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества. О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду.
Не найдя там искомого, волхвы отправились в Вифлеем Иудейский, где звезда указала место, в котором они увидели Святое Семейство. Пастухи с овцами Фигуры тех пастухов, которые пришли в пещеру поклониться родившемуся Спасителю. Как правило, одного из пастухов изображают с ягненком на плечах или в руках, ягненок в данном случае — символ Христа как Агнца Божия. Ангел Фигура ангела , который возвестил пастухам о рождении Спасителя. Художники Сергей и Тамара Крыловы, Палех.
Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью. К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным. Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы. Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна. Пятигорск, 1936 год. Рассказывает очевидец событий того времени: «В 1928—1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля. Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку. В своем воззвании он говорит: «Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Дети во время новогоднего представления. Автор неизвестен. С этого момента ёлки и новогодние маскарады были разрешены на официальном уровне. В своей риторике власть игнорирует Рождество — оно становится праздником скорее для прихожан храмов. Начинает издаваться всевозможная литература про Новый год, открываются фабрики по изготовлению ёлочных игрушек. Деревья теперь украшаются не только ватой и сладостями, как это было раньше, но и шарами с надписью «РККА», фигурками артистов по мотивам фильма «Цирк», игрушками-самоделками. Важным элементом стали детские вечеринки. С 1936 года начинают проводить большую ёлку для школьников в Колонном зале Дома союзов.
Рождество Христово. Что можно и что нельзя делать 7 января 2024 года
Чтобы порадовать детей, традиция рождественской елки превратилась в новогоднюю елку с пышным празднованием и подарками. Официально Рождество вновь разрешили только после развала СССР, но в уцелевших церквях всегда тайно велись службы. А вот в русском православии сложилась другая традиция: у нас главным религиозным праздником считается Пасха, Светлое Христово Воскресение. Священники объясняют некое первенство Пасхи цитатой апостола Павла: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» 1Кор. Он начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. Поэтому воцерковленные и набожные люди отмечают Новый год со скоромной пищей и алкоголем.
Канун Рождества в России называют Сочельником. По традиции, после вечерней службы вся семья собирается за столом. Поститься принято до появления первой звезды, после чего начинается ужин — первым блюдом принято употреблять сладкую рисовую или пшенную кашу под названием «кутья» с медом. Затем переходят к основным блюдам — запеченному поросенку или гусю.
Причем он был там «главою мудрых». Возможно, он оставил своим подчиненным знание о библейском Боге и об ожидаемом Мессии. И это знание передавалось из поколения в поколение. Многие люди, как сейчас, так и в древности верят и верили в то, что судьба человека определяется звездами. Греко-римский мир свято верил, что рождение или смерть великих людей, политические перемены предваряются появлением звезд или комет. Вот и волхвы, видя Звезду Мессии, идут в Иудею, чтобы поклониться Ему. Согласно Евангелию, Звезда ведет их. Какие только версии не выдвигались за 2000 лет, чтобы объяснить видение волхвов! Астроном Иоганн Кепплер в XVII веке предположил, что Вифлеемская звезда — это «парад планет», то есть их сближение настолько, что создается визуальный эффект одной яркой звезды. А весной 1604 года к ним присоединился и Марс. Кепплер предположил, что подобное явление происходило в 7-6 гг. Было предположение, что Вифлеемская звезда — это не что иное, как комета Галлея. О появлении кометы писал римский историк Кассий Дион. Однако сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима. Получается 12 год до Р. Наконец, в наше время американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую или рождение новой звезды в созвездии Козерога весной 5 года до Р. Эта теория кажется интересной, учитывая данные китайских хроник, которые относят это событие именно к 5 — 4 гг. Однако все эти теории объединяет одно — отрицание того, что Звезда могла вести волхвов. Например, Кепплер объяснял слова евангелиста Матфея, что «звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними до тех пор, пока наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец», примерно следующим образом. Евангелие передает впечатление, которое сложилось у магов при постоянном их внимании на Звезду по пути из Иерусалима в Вифлеем, то есть попросту оптический обман. И дальше: «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели». Действительно, Библия — это не учебник астрономии. Именно поэтому большинство толкователей Евангелия, отцов и учителей Церкви считают, что Вифлеемская звезда таковой была только по виду, но на самом деле — это была особенная сотворенная Богом звезда. Особняком стоит мнение св. Иоанна Златоуста, который говорил, что волхвов вел Ангел, явившийся в образе звезды. Христианские авторы предлагали такие версии, во-первых, исходя из сообщения евангелиста Матфея, что звезда шла перед волхвами и остановилась непосредственно перед вертепом. Во-вторых, ее «странное» поведение в Иерусалиме, когда простодушные волхвы пришли туда узнать: «Где родившийся Царь Иудейский? Звезда попросту скрылась от них, а заодно и от тех, кто «искал погубить Младенца». То есть она вела себя весьма необычно для природного явления — когда надо было, появлялась, а потом опять скрывалась. Почему же Церковь всегда настаивала на чуде Вифлеемской звезды? Неужели это не могло быть естественное природное явление? Да, конечно, могло. Но ведь Церковь, говоря о сверхъестественной природе звезды, имеет в виду вовсе не конфликт науки с верой. Дело в христианском видении Рождества как чуда. И чудо Звезды Мессии в церковном сознании тождественно чуду рождения Богочеловека. В маленький поселок Вифлеем, находящийся в маленькой Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, Который родился здесь. Что их приводит сюда — простая случайность? Волхвов приводит сюда чудо рождения Богочеловека. Звездочеты не могли придти в Вифлеем случайно. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о Звезде. Поэтому бесполезно рассуждать о природе Звезды. Какова бы она ни была — она послана от Бога для того, чтобы язычники узнали и поклонились Мессии. Даже если Иоганн Кепплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды — чему это противоречит? Неужели, узнав, что не звезда, а Ангел ведет их к яслям Богомладенца, они бы развернулись и пошли обратно к своим астролябиям? Волхвы шли не за звездой, они направлялись к Иудейскому Царю, к Спасителю. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах, а в убогом вертепе — пещере, где в непогоду прячут животных. То есть сперва они приняли саму Звезду Мессии как явленное им чудо, поверили ему, а потом уже пошли за ней. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя... Эпилог Автор фото: о. Сергий Клинцов. Рождество делит время на две эпохи — «до» и «после». В разные времена были попытки начать летосчисление от других событий, но рано или поздно всегда происходило возвращение на круги своя, и таким образом человечество доказывало, что появление на земле Христа, несмотря ни на что — главное событие в его истории. Но человечество — это ведь живые, конкретные люди — все мы, с нашими радостями и печалями, надеждами и разочарованиями, верой и сомнениями. Поэтому очень верны оказываются слова Иосифа Бродского — «в Рождество все немного волхвы». Все хотят увидеть и последовать за звездой, которая приведет к яслям Спасителя. Правда, часто мы идем к Нему не с подарками, а за подарками, забывая, что прежде чем просить, надо принести. Но что можно принести в подарок Богу? Именно ради них, ради человеческих сердец зажглась две тысячи лет назад и зажигается каждый год Вифлеемская звезда. Толкование и руководство к изучению составил Барсов М. Т1, «Лепта», М. Рождество Христово. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 репринт издания 1916 года. Успенский Н. Иисус Христос и Евангелия.
На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским новый стиль , ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь старый стиль , применяемый с 45 столетия до нашей эры. Илья Ефимович Репин. Рождество Христово. В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому. Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года. Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю. Развитие иконографии Рождества Христова Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову. Саркофаг из Мантуи. Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх - «небо», центр - «соединение неба и земли», и низ - «землю». Древнерусская иконография, многие века следовавшая византийской традиции, а в XVII столетии заимствовала манеру западноевропейской живописи.
Разумеется, не все из них являются христианами и сторонниками РПЦ, каковых в октябре 2020 года известная социологическая компания насчитала в 50 регионах и 137 городах 63 процента и это сама по себе огромная величина - более 91 миллиона человек! Но если считать процент пришедших 7 января на рождественские богослужения 1,3 млн , то результат получается хоть и больше одного пункта, но все равно плачевный - 1,4 процента от общей массы верующих. А почему сидели по домам 98,6 процентов православных? Конечно, можно утешаться тем, что верующие поздравляли друг друга, разослав сотни миллионов гифок и открыток по месенджерам и электронным почтам. Автору этих строк к слову, убежденном атеисту таковых подарков досталось более полусотни. Друзья, коллеги, знакомые как минимум половина из которых тоже атеисты или агностики с манихейцами отрабатывали жест вежливости из принципа "коли у всех праздник, то грех не поздравить". Но никто из десятков поздравляющих не нашел проникновенных слов, какое значение в его жизни имеет рождение Сына Божьего и как это обстоятельство помогает в нынешних, очень непростых условиях бытия. А судя по пассивному сидению на домашних диванах во время храмовых служб, никаких утешений они не рассчитывали получить и от служителей культа.
Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать
Каждый год в праздник Рождества Христова завязывается разговор о двух датах: 25 декабря и 7 января. Дата Рождества Христова по «ново-юлианскому» календарю совпадает с «новым стилем», следовательно, приходится на 25 декабря гражданского календаря. Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово — 25 декабря или 7 января? Евангелисты говорят, что Рождество Христово произошло еще до его смерти (причем незадолго).
Рождество Христово в России
Тогда римскому папе Юлию I пришла в голову идея миссионерского контрнаступления. По примеру александрийских христиан, он предлагает своей Церкви именно в этот день праздновать Рождество Христово. С тех пор в Римской церкви 25 декабря начинают возносить гимны и славословия рождённому Спасителю Христу. Таким образом, в древнем христианском мире существовали две традиции праздника Рождества — 6 января и 25 декабря. С введением нового григорианского календаря разница со старым календарем составила 13 дней. И праздник Рождества снова обрел новое место, как это уже было с ним не раз, с 25 декабря он перешёл на 7 января для тех Церквей, которые остались в юлианском календаре. Сегодня из 15 Поместных Православных Церквей 11 церквей празднуют Рождество Христово 25 декабря, и 4 церкви, в том числе Русская, 7 января.
И в этом нет никакой проблемы. Поэтому праздник Рождества Христова — очень хороший маркер, определяющий наше духовное состояние. Если мы не можем сохранить мир, понимание, человечность, широту и любовь к братьям, которые просто немного иначе или в другой день славословят Рождённого Господа — значит мы не только плохо знаем христианскую историю, но и чего-то не поняли в учении самого Христа. Ведь именно об этом многие Его притчи.
В пророчестве было сказано, что младенец в будущем станет царем Иудейским, поэтому Ирод приказал найти его и уничтожить. Когда мальчика не смогли обнаружить, Ирод велел избавиться ото всех детей младше двух лет в Вифлееме и окрестностях.
Однако ангел предупредил Иосифа, который смог спрятать свою семью. Но до начала XIX века в этот праздник не было массовых гуляний. Обычай организовывать рождественские балы и приемы, устраивать праздничные ярмарки в городах и селах, а также ставить в домах украшенные елки и класть под них подарки пришел из европейских стран. С приходом советской власти и последовавшими гонениями на религию елки были запрещены — как и все прочие символы Рождества. В послевоенные годы елки вновь появились в домах советских граждан, правда, теперь уже в виде новогоднего атрибута, никак не связанного с религиозным праздником. Рождество официально вернулось в Россию в 1991 году Рождественские традиции сегодня В этот день люди поздравляют друг друга с праздником, желают здоровья и благополучия, дарят подарки и устраивают детские мероприятия.
С тех пор Вифлеемская звезда изображается на многих иконах, а в домах ей украшают верхушку рождественской ели. На Руси символами Рождества также были сочиво и кутья — блюда из пропаренных злаков с медом. Без них рождественский стол в то время был немыслим. Традиции Рождества: как отмечать светлый праздник Окончание поста Перед праздником Рождества верующие соблюдают строгий пост , который продолжается 40 дней. В Сочельник 6 января принято готовить сочиво из риса или вареной пшеницы с медом. По традиции, в этот день православные не едят до первой звезды. Богослужения Празднование Рождества Христова совершается в ночь на 7 января. Ровно в полночь в храмах начинается богослужение.
Около храмов и церквей устанавливаются рождественские вертепы с фигурками Святого Семейства, а также ангелов, волхвов и животных. В этот день читается молитва "Царю Небесный". Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн "С нами Бог". Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение", — сообщается на портале "Правмир". Далее идет песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Христа в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на 40-й день жизни. Кроме того, на праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона.
В каноне девять песен, начало девятой песни ирмос — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно "всенощное бдение". Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве", — сказано в материале.
Утреня Рождества поется ночью. Верующие считают, что в эту ночь слышно Ангельскую песнь: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение". Христиане благодарят Бога за спасение. Звучит также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа.
Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине. Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров — израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь. Монастырь Ксиропотам. Икона 1660 г. Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: " Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него".
Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: "Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу". Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. Рождество Христово на полотнах старых мастеров Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись. Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу около 1480 года, Эрмитаж. Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай.
Лоренцо Лотто. Паоло Веронезе.
Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать
Рождественская месса в Вифлеемской церкви Рождества Христова, 1992 год. wikimedia. Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. В ночь с шестого на седьмое января православные России отмечают праздник Рождества Христова. Рождество Христово Рождество Христово – двунадесятый неподвижный праздник. Дата его празднования для православных христиан всегда остается неизменной, это – 7 января.
С первой звездой: история и традиции Рождества
Задумывались ли вы, почему в большей части мира Рождество празднуется 25 декабря, а в России – 7 января? Таким образом, католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, встречают праздник Рождества Христова в ночь с 24 на 25 декабря. 7 января 2024 года православные отмечают один из главных праздников — Рождество Христово. Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово — 25 декабря или 7 января?
Рождество Христово
На них читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…». Верующие приходят в храмы, чтобы посетить службу, помолиться и причаститься. Рождественское богослужение транслируется по национальным каналам. Главная служба России проходит в Москве в храме Христа Спасителя и собирает до пяти тысяч прихожан. Главное богослужение страны возглавляет Московский патриарх. Еще одна религиозная традиция — соблюдение Рождественского Филиппового поста, который предшествует Рождеству. Пост начинается 28 ноября и длится 40 дней.
На столе обязательно должно присутствовать 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. В деревнях и поселках сохранилась традиция колядовать. Дети наряжаются в костюмы, ходят по соседям и рассказывают или поют колядки, за что получают сладости и деньги. Среди незамужних девушек распространены рождественские гадания на суженого-ряженого. Процесс гадания традиционно проходит в полночь в темной комнате, освещенной свечами. Это создает пугающую и мистическую атмосферу.
Наиболее распространенное гадание — предсказание по литому воску. Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее. Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко — здоровье и мудрость, виноград — благополучие в доме, яйцо — новое начинание. Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще.
Традиция многодневных святок восходит к практике древней Церкви, когда Рождество и Крещение отмечались вместе как одно событие Богоявления. По мнению историков, сама дата празднования Рождества принята с некоторой долей условности, поскольку во времена Христа в Иудее действовал лунный календарь, который зачастую сложно в точности сопоставить с солнечным летоисчислением. Тем не менее именно этот день освящен церковной традицией, насчитывающей около двух тысяч лет.
Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Если открыть христианскую Библию на главе про рождение Иисуса Христа, то чёрным по белому там будет написано, что он родился в «дни зимнего солнцестояния», то есть в районе 21 декабря. Почему так вышло, расскажет данный материал. Сколько людей отмечают Рождество 7 января? Январская традиция. Пасха, например, также обычно празднуется в другой день, нежели её отмечают католики, потому что православные христиане решили следовать другому календарю после того, как они оторвались от католической церкви. Откуда взялось 25 декабря в качестве Рождества Христова?
Практически во всём мире так. Многие историки полагают, что празднование Рождества в декабре связано с языческой традицией празднования зимнего солнцестояния, которое приходится примерно на 21 декабря. Это время было связано с обычаем Римской Империи праздновать возрождение «Sol Invictus», которое ознаменовало возвращение к дням с большим количеством солнечных часов. Предполагается, что религиозные лидеры в период насаждение христианства по миру, вероятно, решили отмечать Рождество в конце декабря, чтобы убедить людей прекратить праздновать языческие праздники.
История праздника Евангелие гласит: Иисус родился в Вифлееме, куда Его мать Мария с Иосифом Обручником отправились для того, чтобы принять участие в объявленной переписи населения. Из-за наплыва приезжих все гостиницы оказались заняты, поэтому им пришлось расположиться в пещере, которая служила хлевом для скота. Именно там и появился на свет Сын Божий. Весть о Его рождении ангел принес пастухам, которые поспешили к Нему на поклон. Еще одним знаменем явления Мессии стала восхитительная Вифлеемская звезда, которая зажглась на небе и указала путь волхвам. Они принесли Младенцу дары — ладан, смирну и золото — и почтили Его как Царя Иудейского. Первое празднование Удивительно, но нигде нет точных свидетельств о том, когда Рождество наступило по календарю, то есть точная дата не указана. По этой причине первые христиане вообще не отмечали этот праздник. Появлению самой даты — с 6 на 7 января — способствовали копты, египетские христиане, у них вера в Бога, который рождается, умирает и воскресает, существовала издревле. Именно от них, из Александрии, центра знаний и наук, традиция праздновать данное событие в эти дни распространилась на весь христианский мир, и первоначально все последователи Иисуса отмечали одновременно Рождество Христово и Богоявление. Но в IV веке Римская империя перенесла торжества по случаю появления на свет Мессии на 25 декабря. Этому примеру последовали далеко не все, например, армянская церковь остается верной древней традиции отмечать два праздника одновременно. Календарные перипетии Дальнейшие события сложились так, что в XVI веке Григорий VIII, бывший в то время на папском престоле, ввел свое летоисчисление, которое получило название "новый стиль". До этого в ходу был юлианский календарь, введенный Юлием Цезарем, за ним закрепилось определение "старый стиль". Сейчас разница между ними насчитывает 13 дней. Европа вслед за своим духовным пастырем перешла на новый календарь, а Россия сделала это только после победы революции в 1917 году. Но церковь такое новшество не одобрила и осталась при своем летоисчислении. Было еще одно интересное событие: в 1923 году на Соборе православных церквей по инициативе константинопольского патриарха в юлианский календарь были внесены исправления: возник "новоюлианский" календарь, который пока полностью совпадает с григорианским. Представители России из-за политической обстановки на совещании не присутствовали, попытки тогдашнего патриарха Тихона привести во исполнение решение большинства не увенчались успехом, поэтому здесь по-прежнему в силе юлианское летоисчисление.
Как правильно провести 7 дней Рождества: что можно, а что нельзя
Время праздновать: почему православные отмечают Рождество 7 января, а католики — 25 декабря. Дата исчисления лет от Рождества Христова возникла отнюдь не в «нулевой» год, а в 525 г., по предложению архивариуса папы римского, скифского монаха Дионисия Малого (Эгзегиуса). Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам. Рождество 7 января Рождество Христово все православные отмечают 7 января по старому стилю — 25 декабря. Нарочито соединив Рождество Христово с языческим Днём рождения непобедимого Солнца (Dies Natalis Solis Invicti) – 25 декабря, когда после зимнего солнцестояния начинается увеличение светового дня, – христианские богословы сделали его центром народной жизни.