О закулисных переговорах между США, Ираном и Израилем по снижению напряженности после израильского удара по консульству ИРИ в Дамаске.
Иранские санкции
- Иранские хлебные бунты предвещают новые революции —
- Комментарии (0)
- Как Иран выживал под санкциями
- Санкции Запада – не приговор. Тем более – России. Опыт Ирана в российской проекции
В Иране начались массовые протесты
Высокая инфляция была проблемой Ирана даже в хорошие годы, тем логичнее, что на каждую волну санкций экономика отвечает новым взрывным ростом цен. Инфляция в Иране по последним данным превышает 46%, а дефицит бюджета по официальным данным составляет 13,5 млрд долларов. Дело в том, что власти Ирана прекратили публиковать информацию об инфляции, когда она подошла к отметке 50% за год. В последние десятилетия инфляция в Иране вообще редко опускалась ниже двузначных значений, однако с 2018 года, когда санкции против страны возобновились, этот показатель по итогам года дважды приближался к 50%. Это приводит к падению ценности национальной валюты и разгону инфляции: в последние 5 лет среднегодовая инфляция в Иране составляет ~30%.
Иранские хлебные бунты предвещают новые революции
Под санкциями можно только выживать. Проверено Ираном / «Компания» | Фондовый рынок Ирана после санкций долгие годы рос быстрее, чем инфляция в стране. |
Иран уровень инфляции в годовом выражении | На фоне апрельской девальвации валюты, которая произошла в Ливане, инфляция в стране достигла 269%, передает ФАН. |
Годовая инфляция в Иране достигла 50%. Последствия и прогнозы | О закулисных переговорах между США, Ираном и Израилем по снижению напряженности после израильского удара по консульству ИРИ в Дамаске. |
Иран еще ничего не сделал, а биткоин уже упал
Визит Набиуллиной в Иран готовился давно. По данным российских источников, в Тегеране два дня будет проходить саммит Азиатского клирингового союза, где кроме Набиуллиной ждут глав центробанков Бангладеш, Мьянмы, Бутана, Пакистана, Афганистана и других государств. О том, что Россия и Иран достигли всех предварительных соглашений по использованию карт «Мир», заявлял на днях замминистра туризма, культурного наследия и ремесел Ирана Али Асгар Шалбафиян на полях форума «Россия — Исламский мир: KazanForum». На том же форуме российские чиновники и бизнесмены рассказывали о деталях соглашения по развитию с Ираном транспортно-логистического коридора «Север—Юг» и постройке общего торгового флота см.
Страны активно развивают сотрудничество, отказались от доллара во взаимных расчетах, соединили банковские платежные системы, недавно в Иране открылся первый филиал российского банка ВТБ. Иран стал одной из стран, с которыми, наряду с Китаем, Индией, странами Центральной Азии и другими «сохраняющими нейтралитет», как пишет агентство Bloomberg Россия укрепила связи, за счет чего ей удается смягчать санкционные удары по своей экономике. По его словам, рассматривали также валюты других стран, в том числе юани, которые в будущем могут стать одной из расчетных единиц.
На днях страны «большой семерки» G7 призвали Тегеран отказаться от поддержки Москвы в контексте конфликта в Украине и не передавать России вооружения. Из западных источников следует, что РФ могла получать из Ирана боеприпасы и некоторую военную амуницию. Последнее время увеличивается и взимный турпоток между двумя странами.
Это признали и в Белом доме. Эксперты связывают это проблемами в поставках на фоне геополитической напряженности. К примеру, Иран импортировал большую часть растительного масла, пшеницы и сахара из Украины и России. Проблемы с экономикой усугубила засуха и многолетние западные санкции. ФРС не может исправить лежащие в основе долгосрочные проблемы с инфляцией. И это, в свою очередь, повлияло на экономику. Социальное недовольство привело к массовым протестам в Иране.
Очевидно, что среди вышеуказанных стран только в России депозит в местной валюте сможет защитить от официальной инфляции при условии, что за период депозита инфляция не обгонит проценты по вкладу. Фото: Shutterstock Необходимо учитывать то, что инфляция стала общемировым трендом. В связи с этим необходимо иметь вариант сбережений помимо депозитов и валюты. Здесь как раз будет интересен опыт развития фондовых рынков.
На Тегеранской фондовой бирже за период многолетних санкций открыли брокерские счета 50 из 80 млн жителей Ирана, на площадке торгуются акции 600 компаний. Для сравнения, на Московской бирже счета открыты у 27,5 млн физических лиц и торгуются акции 190 компаний. На Стамбульской фондовой бирже торгуются акции 541 компании, на бирже Буэнос Айреса — всего 90 компаний. В случае с Ираном приток инвесторов на биржу связан с проведением в середине нулевых годов приватизации госкомпаний, акции распределили среди жителей страны, но до 2020 года действовал запрет на торговлю ими на бирже, после отмены запрета на рынке оказались десятки миллионов новых инвесторов.
Государство уделяет особое внимание контролю инфляции, поскольку основные проблемы в экономике обсуждаемых стран связаны со взрывным ее ростом. В примерах данных стран инфляцию можно сравнить с пожаром, который проще предотвратить, чем потушить. Инвестору необходимо учитывать опыт фиксированного валютного курса в Аргентине и Иране и для защиты от инфляции использовать не только валюты развитых стран, но и акции местных компаний преимущественно экспортеров с растущей выручкой. Безусловно, единственный возможный сценарий развития для России — это российский, в котором можно учесть позитивный опыт Ирана и Турции по увеличению эмитентов на бирже, концентрации ресурсов населения внутри страны, избежать ошибок с фиксированием валютного курса, уйти от турецкого сценария противостояния правительства и ЦБ, сконцентрироваться на защите населения от инфляции и целевой поддержке бизнеса.
Как жить под санкциями: опыт Ирана
Доля нерезидентов в Иране последние 10 лет не превышала 2%, и даже после временного снятия санкций (период 2016–2018 гг.) она была близка к нулю. Инфляция в Иране по последним данным превышает 46%, а дефицит бюджета по официальным данным составляет 13,5 млрд долларов. Также высокая инфляция наблюдается в Иране (54,6%) и Молдове (16,3%). Только по официальным данным, инфляция в стране подскочила почти до 40%, но реальные цифры намного выше, считают эксперты.
Жизнь под санкциями. Что с долларом в Иране?
Безработица в Иране доходит до 10%, инфляция достигает десятков процентов. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. Глава Банка России Эльвира Набиуллина посетит Тегеран во вторник, 23 мая, сообщает Tasnim со ссылкой на заместителя главы Центробанка Ирана Мохсена Карими.
Уровень инфляции в Иране
Сейчас в России мы видим то же самое: существенное снижение после очень резкого взлета цены. После 2012 года в Иране есть четыре разных курса доллара: официальный, внешнеторговый, биржевой и курс черного рынка. Несмотря на дефицит валюты в стране, ее реально купить, хоть и по невыгодному курсу. Не стоит прямо переносить эти цифры на Россию, так как у нас изначально инфляция была ниже. С 2020 года в Иране проводят денежную реформу: риалы меняют на туманы, убирая с номинала несколько нулей. В России подобная деноминация произошла в 1997 году.
Как живется простым людям Уже успело вырасти поколение иранцев, которые не застали обилие иностранных товаров, так что их дефицит ощущается не сильно. Серьезный дефицит страна пережила в 1980-е, после этого Иран смог адаптироваться к ситуации. Иранцы говорят, что при желании любые товары можно достать на черном рынке или съездить за ними в соседние страны. Из действительно дефицитных товаров — только импортные лекарства. Вместо карт Visa и Mastercard в стране появилась своя система расчетов, которая не действует за пределами Ирана.
Появился собственный интернет — National Information Network, местные аналоги зарубежных приложений: вместо Youtube — Aparat, вместо Facebook — Cloob. App Store заблокирован, Google Play ограничен не все приложения доступны. У многих есть зарубежные карты Visa, которыми можно оплачивать приложения из Google Play. Есть и его местный аналог — Cafe Bazaar, где размещают игры и приложения в том числе западные компании. Потенциал Ирана 1976 год стал лучшим годом для нефтяной промышленности страны.
Нефть иранская стабильно производилась в объеме 6 млн баррелей в сутки, а в ноябре того же года этот показатель достиг беспрецедентных 6,68 млн. Тем не менее опыт 1970 годов до сих пор является мощным напоминанием о том, на что способна нефтедобывающая отрасль Ирана после отмены санкций. О чем сейчас идут переговоры На том же вместе: Иран предложил РФ стратегически сотрудничать вдолгую Кто и что толкает Москву и Тегеран к более тесному взаимодействию Непонятно, насколько переговоры касаются санкций против иранской нефтянки, но можно предположить, что это одна из главных тем обсуждения. Очевидно, что Иран обладает колоссальными резервами нефти и может кардинально изменить ситуацию на рынке. Однако куда менее очевидным является вопрос о темпах этих изменений.
Как отметил в интервью «Известиям» президент института энергетики и финансов Марсель Салихов, по некоторым признакам вероятность заключения ядерной сделки выросла за последние дни. Однако существует неопределенность относительно того, на сколько фактически и за какой период времени Иран сможет увеличить объемы добычи и экспорта. То есть тогда дополнительный прирост предложения составил около 2,3 млн баррелей в день. В настоящее время Иран экспортирует около 2 млн баррелей сырой нефти, нефтепродуктов и газового конденсата, судя по данным анализа танкерных поставок. Увеличение экспорта конденсата с 2021 года произошло за счет увеличения поставок в Венесуэлу.
Само по себе то, что США не выступают против этих соглашений, указывает на готовность администрации Байдена заключить сделку с Ираном. Персидский ход: Иран развернулся лицом к соседям Какая судьба ждет ядерную сделку По словам директора по исследованиям VYGON Consulting Марии Беловой, исходя из уже произошедшего роста добычи жидких углеводородов в 2021 году, после снятия ограничений Иран дополнительно будет способен предложить рынку около 0,7—1 млн баррелей в сутки, таким образом достигнув досанкционных показателей 2010—2011 годов. Однако это произойдет не одномоментно, увеличение добычи будет осуществляться постепенно, в течение полугода-года. В свою очередь, Салихов считает, что Иран сможет увеличить экспорт на 0,5—0,6 млн баррелей в день в течение шести месяцев и еще на 1—1,2 млн баррелей в течение 12 месяцев. Что делать россиянам По количеству санкций мы уже обогнали Иран.
Прошло всего полтора месяца, ограничения еще не подействовали в полной мере, и у нас есть время подготовиться. Рубль укрепили искусственно, он продолжит падать.
Стабильный и быстрый рост сменился падением ВВП.
Снятие санкций в 2016 году улучшило ситуацию, но санкции вернулись, а с ними — и падение. Сейчас ВВП Ирана откатился на уровень 2004 года: Еще один параметр, который оказался очень чувствительным к санкциям — инфляция. Высокая инфляция была проблемой Ирана даже в хорошие годы, тем логичнее, что на каждую волну санкций экономика отвечает новым взрывным ростом цен: Интересно, что на безработицу в стране санкции не оказывают почти никакого влияния.
Судя по всему, это связано как с высокой долей государственного сектора, так и с социальной политикой, направленной на поддержку беднейших слоев населения. Международная торговля Главным образом Иран экспортирует энергоресурсы: нефть и газ. Интересно, что Европа никогда не входила в число основных торговых партнеров Ирана, это смягчало эффект от торговых санкций.
Так выглядят четыре крупных покупателя иранских товаров: Еще 20 лет назад Иран торговал только нефтью, но с начала 2000-х в экспорте появляется газ, объемы его продаж стремительно растут и ни кризисы, ни санкции не влияют на этот рост достаточно заметно. В последние годы всё серьезнее ставится вопрос о том, что Иран может стать новым главным поставщиком газа в Европу вместо России. Экспорт газа сейчас в основном идет в Турцию.
Экономическая стратегия Иран — не совсем рыночная экономика. Статья 44 Конституции Исламской Республики Иран, принятой в 1979 году и действующей до сих пор, гласит: «Экономическая система Исламской Республики Иран основана на трех секторах — государственном, кооперативном и частном, при регулярном и правильном планировании. Все это в виде общественной собственности находится в ведении государства.
Таким образом, ключевые отрасли экономики являются государственными на основании Конституции. Частный сектор охватывает те части земледелия, животноводства, промышленности, торговли и сферы услуг, которые дополняют экономическую деятельность государственного и кооперативного секторов. В Иране существует термин «экономика сопротивления».
Это, принятая в 2010 году экономическая модель, направленная на снижение зависимости страны от иностранных государств в ключевых областях и, как следствие, снижение эффекта от международных санкций. Особое внимание при этом уделяют наукоемким отраслям, а также глубокой переработке углеводородов.
В какой стране мира самая высокая инфляция? Фото: pixabay. Она обошла многолетнего мирового лидера — Венесуэлу.
Однако истина несколько сложнее, и обменный курс валюты не объясняет столь высокий уровень инфляции. Растущий разброс в обменных курсах свидетельствует о значительном увеличении волатильности и риска, связанного с обменом валюты в Иране. И все же, не новая политика правительства на валютном рынке привела к росту цен. Как всегда, инфляция остается монетарной проблемой. Иранское правительство увеличивает денежную массу, чтобы компенсировать потерю доходов от продажи нефти и экономической деятельности.
Администрация Раиси утверждает, что она решила проблему дефицита бюджета в размере 4800 триллионов иранских рупий эквивалент 17,5 миллиардов долларов США , не занимая у Центрального банка Ирана ЦБИ и не увеличивая денежную массу. Однако, ЦБИ еще не опубликовал свои денежные данные за зиму 2022 года. Но есть и другие виновники. Ни одна иранская администрация никогда не справлялась с пробелами и неэффективностью иранских распределительных сетей и цепочек поставок. Привычные вторжения иранского правительства на рынок привели к созданию контролируемых государством сетей, конкурирующих с частным сектором или устраняющих его.
Жизнь в Иране под санкциями в 2023 году — все ограничения
Опубликовано ИА "Финмаркет".
Он вырос, причем значительно. Чтобы понять, почему так произошло и будет ли что-то похожее в РФ, надо углубиться в особенности фондового рынка Ирана.
Iran Fara Bourse — биржа поменьше, ниже требования к компаниям по капитализации, длительности активности и тд. Из-за этого тут много компаний малой и средней капитализации. На графике ниже представлены отрасли, которые имеют наибольшую капитализацию.
На первом месте нефтепродукты и химическое производство, на втором и третьем добыча руды и производство металлов. В целом структура иранского рынка схожа с российским, у нас тоже преобладают сырьевые компании. Институциональные инвесторы сосредоточились в сукуках мусульманские облигации.
Разница уже заметна. Иранское правительство смогло побудить население инвестировать. В стране с 2000-х активно проходят приватизации, зачастую компании в дальнейшем выходят на биржу.
Также с 2006 году бедным слоям населения бесплатно раздавали акции приватизированных компаний.
Месячный уровень инфляции отражает изменения в индексе потребительских цен — на основе установленной корзины товаров — в течение 30 дней с 22 мая по 21 июня. Потеря реального дохода и покупательной способности для многих иранских семей является значительной и необратимой. Тревожно, что инфляция не демонстрирует никаких признаков замедления. В последний месяц весны месячный уровень инфляции вырос в четыре раза по сравнению с предыдущим месяцем. Иранские семьи готовятся к предстоящим трудным месяцам. Социальные сети заполнены сообщениями о ценах на рис, молочные продукты, хлеб и другие товары первой необходимости. Почему экономика Ирана переживает такую высокую инфляцию?
Некоторые аналитики обвиняют в этом санкции США. Другие ссылаются на решение иранского правительства снизить официальный курс обмена валюты, составляющий 42 000 иранских риалов IRR за один доллар США USD , чтобы установить цены на товары первой необходимости и продукты питания. Эти наблюдатели считают, что решение администрации президента Эбрахима Раиси принять рыночный подход окончательно отпустило инфляционную волну.
Почему экономика Ирана переживает такую высокую инфляцию?
Некоторые аналитики обвиняют в этом санкции США. Другие ссылаются на решение иранского правительства снизить официальный курс обмена валюты, составляющий 42 000 иранских риалов IRR за один доллар США USD , чтобы установить цены на товары первой необходимости и продукты питания. Эти наблюдатели считают, что решение администрации президента Эбрахима Раиси принять рыночный подход окончательно отпустило инфляционную волну. Они надеются, что цены стабилизируются в течение иранского календарного года.
Однако истина несколько сложнее, и обменный курс валюты не объясняет столь высокий уровень инфляции. Растущий разброс в обменных курсах свидетельствует о значительном увеличении волатильности и риска, связанного с обменом валюты в Иране. И все же, не новая политика правительства на валютном рынке привела к росту цен. Как всегда, инфляция остается монетарной проблемой.
Иранское правительство увеличивает денежную массу, чтобы компенсировать потерю доходов от продажи нефти и экономической деятельности.