Василий Григорьевич Перов (1834-1882) – величайший художник русской живописи второй половины XIX века, портретист, академик и профессор Императорской Академии художеств, один из учредителей знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. 190 лет со дня рождения русского художника Василия Григорьевича Перова (1834-1882). Того самого художника, картинами которого десятилетия подряд иллюстрировали в учебниках правоту преследования православия атеистической властью.
ПЕРО́В ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
ПЕРОВ Василий Григорьевич 23 декабря 1834 (Тобольск) — 29 мая 1882 (село Кузьминки под Москвой) Живописец, график. Биография художника Василия Григорьевича Перова: личная жизнь, образование в молодости, трагедии в семье. Биография художника Направление в деятельности Перова Особенности работы Перова. > Главная» 2024» Январь» 17» Портрет художника «Живопись Василия Перова».
Драматургия на холсте. За что любят картины Василия Перова
Главный герой нашего сегодняшнего материала — Василий Перов, художник, взгляд которого на протяжении всего творческого пути был направлен на жизнь простых людей, их лишения и горести. Василия Перова можно по праву считать самым выдающимся художником-реалистом второй половины XIX века. В 1853 году Василий Перов становится студентом Московского училища живописи под патронатом Академии художеств.
Жизненная правда Василия Перова
Маленький Василий был так впечатлён произошедшим на картине волшебством, что упросил художника оставить ему кисти и краски. Автопортрет, 1870. У подростка не сложились отношения с однокашниками — после очередного обидного прозвища Перов запустил в обидчика тарелкой с горячей кашей. В тот же день Василия исключили из школы и отправили домой. Своё образование он продолжил в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества.
Жить было тяжело. Зимой, когда мороз особенно лютовал, молодой человек оставался дома — не в чем было идти. С трудом хватало на оплату занятий и квартиры, жил впроголодь. Если бы не помощь одного из преподавателей, Перов не смог бы закончить курса.
Впоследствии художнику всегда приходилось решать денежные проблемы. Даже в создании Товарищества передвижных художественных выставок те самые «передвижники» Василий Григорьевич участвовал в основном как в бизнес-проекте. Позднее, когда объединение сконцентрируется на пропаганде своих идей через искусство, Перов оставит их. Живописца волновали русские типажи.
Из поездки по Италии, куда его отправила Академия, он вернулся раньше срока, указав в прошении о возвращении, что не понимает европейской жизни и не считает для себя возможным создать что-либо стоящее там.
Перов «Проповедь в селе», 1861 Источник: Государственная Третьяковская Галерея Особенность его стиля в том, что в разнообразии настроений, эмоций и жизненных ситуаций его меткий взгляд выделял самые драматичные и обличающие сцены. Перов был беспощаден в своем искусстве. Обладая обостренным чувством справедливости, он не боялся того, что его картины могут показаться некорректными и их не примут на выставки. Впрочем, бояться не было нужды. Такая честность художника подкупала зрителей, и после того, как его произведения «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасху» не позволили показать на выставке, поднялся шум, который обратил внимание экспертов на любовь народа к трудам мастера. Живописная часть работ Перова не слишком сильна и выразительна с эстетической точки зрения. Но когда жизненные ситуации оживают на полотне так реалистично и ярко, то это обстоятельство уходит на второй план, уступая место сильной эмоциональной составляющей. То, что жанровые картины Перова не разрешили показать широкой публике, неудивительно. Никто до него не смел изображать мир духовенства в таком ключе.
В частности, в работе «Проповедь в селе», перед лишенным всякого авторитета и уважения священником, на переднем плане виден дремлющий на стуле помещик, молодая жена которого без смущения флиртует с местным ловеласом. В глазах других участников проповеди читается безразличие и усталость; многие отвлекаются на болтовню и обсуждение последних новостей из газет. Только открытые сердца детей действительно слышат священника — их фигуры художник подсвечивает, создавая эффект воздушности и наделяя их некой божественностью. И все же, при взгляде на картину и изображенное на ней общество, любой поймет, что в судьбах этих детей мало отрадного. Смогут ли они сохранить чистоту души, несмотря на окружающие их безразличие и разврат? Художник не дает надежды на благоприятный исход. Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 Источник: Государственная Третьяковская Галерея Пьяное духовенство среди пьяных крестьян в работе «Сельский крестный ход на Пасху» — это обличительная сатира, откровенная критика бездуховности служителей церкви и невежества народа. На картине изображен непривычный для нас Крестный ход, проводящийся в Пасхальную ночь вокруг церкви. Это — так называемое славление на Пасху, обычай, не дошедший до наших дней. Церковнослужители вместе с другими участниками Крестного хода заходили в дома крестьян с благословением и песнопениями.
Хозяева домов должны были отблагодарить праздничных гостей, но на дворе стояла весна, а продовольственные запасы к этому времени мало у кого сохранялись, и поэтому в ход шел алкоголь. Результат такого паломничества, после посещения нескольких селений, и представил Перов.
Участники мероприятия познакомились с историей создания его знаменитых картин: «Тройка», «Христос в Гефсиманском саду», «Охотники на привале», «Проводы покойника» и другими. Гости лектория также узнали, что наследие художника знаменито не только полотнами религиозного и исторического характера, но и портретами. Василий Перов создал портреты ряда известных деятелей русской культуры: А. Островского, В. Даля, М.
К этой юбилейной дате в читальном зале велижской районной библиотеки оформлена выставка вернисаж "Жизненная правда кистью". На выставке, представлены книги о жизни и творчестве знаменитого живописца. Вклад Перова в русское искусство огромно.
Один из основоположников критического реализма, он прошел весь трудный путь развития искусства от рубежа 50-60-х и до начала 80-х годов прошлого века. Его произведения пронизаны жизненной правдой так, как ни у одного художника. Наверное, именно в этом и есть секрет неувядающего интереса к творчеству этого замечательного художника. Цитаты художника Василия Перова Василий Григорьевич Перов — выдающийся русский художник, представитель реализма в живописи. Его талант и мастерство оценивали не только современники, но и потомки. Картины Перова до сих пор восхищают своей глубиной и правдивостью передачи русской жизни.
«Сельский крестный ход на Пасхе» Перова
Своё образование он продолжил в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества. Жить было тяжело. Зимой, когда мороз особенно лютовал, молодой человек оставался дома — не в чем было идти. С трудом хватало на оплату занятий и квартиры, жил впроголодь.
Если бы не помощь одного из преподавателей, Перов не смог бы закончить курса. Впоследствии художнику всегда приходилось решать денежные проблемы. Даже в создании Товарищества передвижных художественных выставок те самые «передвижники» Василий Григорьевич участвовал в основном как в бизнес-проекте.
Позднее, когда объединение сконцентрируется на пропаганде своих идей через искусство, Перов оставит их. Живописца волновали русские типажи. Из поездки по Италии, куда его отправила Академия, он вернулся раньше срока, указав в прошении о возвращении, что не понимает европейской жизни и не считает для себя возможным создать что-либо стоящее там.
В Москве же, где Перов жил и писал до своей кончины, он смог принести в галереи жизнь улиц, лица простых людей, серость, грязь и нищету, о которой одни не говорили, а другие и не знали вовсе. По воспоминаниям современников, он начал варварски править свои ранние картины удалять персонажей, кромсать полотна , вплоть до уничтожения. Сказывались постоянная нехватка денег и усталость от попыток каким-либо образом улучшить своё материальное положение; смерть первой жены и двоих детей; моральное истощение и кризис идей.
Перову не было и 50, когда он скончался от чахотки.
Его родителями были барон Криденер, сын губернского прокурора, и простолюдинка Иванова, они жили вместе, но не были венчаны. И хотя спустя некоторое время молодые люди прошли через обряд венчания, их незаконнорожденный отпрыск не имел права унаследовать титул отца и его фамилию. Изначально во всех документах ребенок значился Васильевым. Фамилия Перов появилась впоследствии: она была дана мальчику учителем за усердие и умение красиво писать пером.
Здесь в 1861 году он написал картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе»; за первую он получил большую золотую медаль 1867 и право поездки в качестве пансионера за границу. По поводу второй, которая была отвергнута академией, но приобретена П. Третьяковым , В. Худяков писал: А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св.
Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина «Попы» была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но всё-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки. Эта картина вызвала горячие споры: В. Стасов хвалил её за правду и искренность, за верно подмеченные и переданные типы; в то же время М. Микешин утверждал, что подобное направление убивает настоящее высокое искусство, унижает его, показывая только неприглядную сторону жизни. После окончания училища в 1862 году Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», композиция которой была построена на противопоставлении контрастном сопоставлении тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца, инвалида войны, с мальчиком-поводырем. Проповедь в селе. Сельский крестный ход на Пасхе.
Государственная Третьяковская галерея Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. Государственная Третьяковская галерея Осенью 1862 года Перов женился на Елене Эдмондовне Шейнс и в декабре, в качестве пансионера Академии художеств, уехал с ней за границу: посетив ряд городов Германии Берлин , Дрезден , Дюссельдорф , он приехал в Париж.
Однажды знакомая пригласила Василия на день рождения, и он сильно напился вместе со своими новыми приятелями. После этого случая отец запретил ему посещать художественную школу. А вскоре барон снова остался без места, и семейство в который раз отправилось вместе с Криденером в поисках работы.
Они переезжали еще несколько раз. После того, как окончательно вернулись в Арзамас, Василий получил разрешение заниматься живописью. В это время и началась его творческая биография, он написал свои первые полотна — «Нищий, просящий милостыню», «Народное гулянье в семик», «Деревенская тройка». Молодой человек познакомился с такими же, как сам, талантливыми художниками — Аполлоном Мокрицким, Иваном Шишкиным , Михаилом Скотти. Однако бытовые трудности не давали ему радоваться жизни и творить в полную силу.
У Перова отсутствовало жилье, имелись серьезные финансовые трудности, денег не хватало даже на самое необходимое. Помощь пришла в лице преподавателя Егора Васильева, который предложил талантливому студенту пожить у него. Еще немного, и Перов бросил бы учебу по причине безденежья. Академия художеств вручила ему серебряную медаль за этюд с изображением головы мальчика. Спустя год Перов получил большую серебряную медаль за полотно «Приезд станового на следствие».
Становилось очевидным, что художник предпочитает реализовываться в творчестве с помощью бытового жанра, что его больше всего интересует, как живут люди, как формируется их характер под влиянием окружающей действительности. Живопись Школу живописи Василий Перов окончил в 1861 году. К этому времени он уже успел получить золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». После описания бытового сюжета и своеобразного социального среза, живописец написал еще одну картину, очень похожую на эту стилем и тематикой. Перов назвал ее «Сельский крестный ход на Пасху».
Критики нещадно расправлялись с работами живописца, осуждали его мастерство и смелость. Вокруг полотен Перова велись жаркие дискуссии, результатом которых стал запрет на их демонстрацию в России. Однако у Павла Третьякова хватило мужества, и он купил эту картину, не боясь того, Синод не одобрит его поступок, а автора холста могут вообще отправить в ссылку. Василий продолжал писать свои картины, по-прежнему, предпочитая бытовые и социальные темы. Он не обращал внимания на споры вокруг его живописи, и вскоре представил еще одну картину — «Чаепитие в Мытищах».
Он изобразил ленивого священника за чаепитием, а рядом с ним изможденных голодающих, которых слуга отгоняет от господина.
Василий Перов. Беспокойный художник с добрым сердцем
Чаепитие в Мытищах На улице уже вечер, дом наверняка не первый — ну и как батюшка себя будет чувствовать после 10 стакана, налитого щедрой рукой? А ещё может быть это не совсем обычный дом, а подпольный шинок. И отдыхающий пьяный тут вполне уместен — он наверняка к «крёстному ходу» никакого отношения не имеет. Более того, женщина из чайника поливает другого пьяного, а чайник привязан за балку навеса. То есть Перов прямо указывает на шинок — в обычных домах подобное приспособление без надобности. Монастырская трапеза Кстати, не все пьяные — девушка поёт искренне и икону в отличие от дьячка держит правильно. Помести её в другое окружение — образ верующей и чистой душой певчей был бы законченным, но и здесь она кажется совершенно чужой, лишней, а старательность в исполнении церковных песен применительно к этой ситуации только усиливает комический эффект. И ещё один молодой человек углубился в книгу и не замечает ничего вокруг, и он явно вполне трезвый. Но как эти двое контрастируют со всеми остальными — и эффект это не случайный, Перов нарочно пытался показать, как нелепо и постыдно выглядит пьяный по сравнению с трезвыми и одухотворёнными людьми. Да и тот шинок наверняка был последним местом, куда зашли батюшка, дьячок и певчие — дальше осталось только положить иконы в церковь и разойтись по домам. И окончательно набрались они уже там.
Так-то не всё так плохо на картине, Перов ничего не преувеличивал и не сгущал краски. Он писал честно, был одним из лучших представителей критического реализма, но насмешки и беспощадного клеймения пьяных там нет, картина очень далека от плаката: «Пьянству — бой». Придёт утро, батюшка и дьячок протрезвеют, пойдут в церковь и покаются в своём поступке: «бес попутал».
Была в жизни художника и любовь с привкусом горечи утрат.
Однако семейное счастье молодой пары длилось недолго. Через пять лет живописца постигла большая беда - сначала умерла любимая жена, а вслед за ней двое старших детей, в живых остался только младший сын Владимир, ставший впоследствии также художником. Вторично Перов женился спустя пять лет после трагедии. Но сердце, разбитое горем, так и не зажило.
Мастер всецело отдался живописи. Работал много, писал "громко", в бесхитростных, берущих за душу работах, искренне отражал жизнь «могучей и обильной, великой и бессильной матушки Руси». Великое наследие гениального художника С сарказмом и иронией живописец разоблачает безнравственность духовенства и власть имущих, доведших простой народ до жалкого существования. Внутренний протест против угнетенной жизни определял замысел практически всех полотен мастера.
Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Проводы покойника». Полотно хоть и было небольшим по размерам, но великим по содержанию… Художник мастерски показал безысходность и одиночество крестьянской семьи, оставшейся без кормильца. За произведения «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Перову получил звание академика.
Пять полотен Перова «Проводы покойника», «Первый чин», «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Тройка» демонстрировались на Всемирной выставке 1867 года в Париже, где художественная критика и просвещенная публика по достоинству оценила его творческие работы. В 1869 году Перов совместно с Мясоедовым, которому принадлежала идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, организовали группу передвижников в Москве. Семь лет Василий Григорьевич был членом ее правления. В 1870 году он получил первую премию за работу «Птицелов» и звание профессора Академии художеств.
Продавец песенников. Приезд станового на следствие. Плач Ярославны. Частное собрание.
Охотники на привале. Снятие с креста. Утопленница 1867.
Перов на картине изобразил уже конец подобной весёлой и пьяной пасхальной недели, и не случайно лицо у батюшки столь помятое.
Ну а певчие нужны были для большей торжественности, и они ходили по домам с большой охотой — угощение и подношения перепадали и им. Василий Перов. Чаепитие в Мытищах На улице уже вечер, дом наверняка не первый — ну и как батюшка себя будет чувствовать после 10 стакана, налитого щедрой рукой? А ещё может быть это не совсем обычный дом, а подпольный шинок.
И отдыхающий пьяный тут вполне уместен — он наверняка к «крёстному ходу» никакого отношения не имеет. Более того, женщина из чайника поливает другого пьяного, а чайник привязан за балку навеса. То есть Перов прямо указывает на шинок — в обычных домах подобное приспособление без надобности. Монастырская трапеза Кстати, не все пьяные — девушка поёт искренне и икону в отличие от дьячка держит правильно.
Помести её в другое окружение — образ верующей и чистой душой певчей был бы законченным, но и здесь она кажется совершенно чужой, лишней, а старательность в исполнении церковных песен применительно к этой ситуации только усиливает комический эффект. И ещё один молодой человек углубился в книгу и не замечает ничего вокруг, и он явно вполне трезвый. Но как эти двое контрастируют со всеми остальными — и эффект это не случайный, Перов нарочно пытался показать, как нелепо и постыдно выглядит пьяный по сравнению с трезвыми и одухотворёнными людьми. Да и тот шинок наверняка был последним местом, куда зашли батюшка, дьячок и певчие — дальше осталось только положить иконы в церковь и разойтись по домам.
И окончательно набрались они уже там.
Для полотен Василия Григорьевича характерен обличительный пафос с элементами драматизма, тонкой иронии и любви к ближнему. Большинство из них наполнено чувством сострадания к простому народу, к его нелегкой участи и жизненным невзгодам. Картины впечатляют своим психологизмом. Василий Григорьевич таким образом располагал изображение, что персонажи его картин как бы смотрят на зрителя.
Жизненная правда Василия Перова
А потом в поисках доходного места он с семьей переезжал из города в город, скитаясь по чужим углам. Пока не остановился в Арзамасе, где Василий, невзирая на материальные трудности семьи, и был отдан учиться в художественную школу А. Преподаватель говорил: «Васенька не пропадёт — у него талант от Бога, из него выйдет художник» и позволял ему ранее чем другим ученикам писать масляными красками. Портрет А. Криденер, матери художника 1876. В 18-летнем возрасте мать привезла Василия Перова в Москву, а через год он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Юноше из-за бедности своей приходилось жить «из милости и на хлебах» у хозяйки приюта, куда пристроила его Акулина Ивановна по знакомству. Зато в училище Василию довелось вращаться в интересной творческой среде: его товарищами были начинающие художники со всей России. А самым близким другом стал молодой пейзажист Иван Шишкин. Однажды Перов, оставшись без крыши над головой и средств к существованию, в отчаянии он чуть было не оставил училище. Однако в затруднительном положении ему помог его учитель, поселивший Василия у себя и по-отечески заботившийся о нём.
Криденер - брат художника. По окончанию училища молодой художник представил в Академию художеств «Портрет Н. Криденера», за который был отмечен малой серебряной медалью. В те годы уже и другие его произведения были замечены и публикой, и критиками. В нем многие увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова». Сцена на могиле. Третьяковская галерея. Сюжет этого полотна определили слова народной песни: «Мать плачет, как река льётся; сестра плачет, как ручей течёт; жена плачет, как роса падёт — взойдёт солнышко, росу высушит». Проповедь в селе. Добившись разрешения на участие в конкурсе на большую золотую медаль Императорской Академии, Перов переезжает в Санкт-Петербург, где пишет свои работы «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе».
И что было удивительным - за первое произведение он действительно получил большую золотую медаль и право на поездку в качестве пенсионера за границу. Сельский крестный ход на Пасхе. А вот второе попало в опалу и подняло бурю протеста.
Птичка малая, и та о детках своих волнуется, - домой их собирает. По знакомой дороге с горы спуститься просто, а возвращаться с полной бочкой, - каждый пригорок горой кажется. Вода выплёскиваясь на морозе, бочку и сани сосульками покрыла. Спасибо, парень молодой помог, да и ему, видно, эта повозка по ухабам да сугробам, - «не снежинка на варежке». Правду говорят: «Мир не без добрых людей! В 1867 году пять картин В.
Перова, в их числе и «Тройка», были представлены на Всемирной Парижской выставке, где вызвали интерес пришедших зрителей и профессиональных художников. Позже, Василий Григорьевич Перов, будучи академиком, профессором живописи, помимо преподавания живописи молодым художникам, помимо организации «Товарищества Передвижных выставок», помимо написания картин, увлечется литературной деятельностью. Он напишет «Рассказы художника». В рассказе «Тетушка Марья» поведает историю героев картины «Тройка. Ученики - мастеровые везут воду». Всех прототипов-детей он нашел сразу, кроме мальчика, стоящего в центре. Среди паломников, идущих в Лавру, он приметил мать с сыном. Долго объяснял матери цель своего предложения, уговаривая ее разрешить Васе ему позировать. Марья была не согласна, видя в рисовании грех и дурное предзнаменование.
Уговорил, накормил, дал ночлег. Рисовал Васю.
Подготовленная презентация познакомила с биографией живописца и вовлекла участников в русскую действительность второй половины XIX века. Был проведен обзорный экскурс по творчеству великого художника, ретроспектива таких знаменитых картин, как «Приезд станового на следствие», «Тройка», «Охотники на привале» и др.
Создается впечатление, что охотники решили прихватить все свои «богатства», чтобы удивить друг друга.
Ведь охотничий рожок нужен для созыва гончих в одну стаю в охоте, где собаки сами догоняют добычу, и ружья вовсе не требуются. Еще одна удивительная деталь — положение ружей. Они лежат дульной частью на земле, что является признаком неопытности и безалаберности. Ведь так ружье может засориться, к тому же, с дорогими аппаратами так не обращались. Тем не менее, эти нелепицы Василий Перов, профессиональный охотник и автор очерков в журнале «Человек и Природа», создает специально.
Художник Василий Перов провел последние дни жизни в Кузьминках
ПЕРОВ Василий Григорьевич 23 декабря 1834 (Тобольск) — 29 мая 1882 (село Кузьминки под Москвой) Живописец, график. На торгах аукционного дома продана картина русского художника Василия Перова «Охота на медведя зимой». Художник Перов Василий Григорьевич (часть II). (Названия появляются при наведении мыши на картину). Впрочем, как свидетельствовал художник Василий Худяков, сам Перов назвал свою картину «Поп» – это было общепринятое в то время сокращение слов «пастырь овец православных». На нам будут представлены шедевры классического искусства XIX и ХХ веков и редкие работы неофициальных художников 1960-х годов. Василий Перов (1833-1882 гг) был незаконнорождённым ребёнком губернского прокурора Григория Карловича Криденера.