Русский: Могила Достоевского Ф. М. (1821-1881), писателя: Александра невского площадь,1. Некрополь мастеров искусств, у восточной стены, Центральный район, Санкт-Петербург.
Самые знаменитые некрополи Петербурга. Вечный приют Достоевского и Чайковского
Открытие отреставрированного надгробного памятника Федору Достоевскому (1821-1881) состоялось в 199-ю годовщину со дня рождения великого русского писателя, 11 ноября, в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Позади виден купол Благовещенской церкви-усыпальницы, где похоронен А.В. Суворов. 9 февраля 2023 года, в 142-ю годовщину кончины Федора Михайловича Достоевского (1821-1881), у могилы писателя на Тихвинском кладбище Свято-Троицкой. Ф.М. Достоевский после похорон Некрасова говорил о желании быть похороненным на этом же кладбище.
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском
Достоевский — «в распространении копии письма Белинского к Гоголю», где критик, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законе и властях». Культурная ценность объекта определяется в том числе и тем, что в 1839 году отец Ф. М. Достоевского был похоронен здесь же, на кладбище Духовской церкви. вернуться к новостям. Главная. Новости. Память Федора Михайловича Достоевского почтили в Санкт-Петербурге. Анной Григорьевной (1846-1918) и внуком, основателем музея Достоевского в Санкт-Петербурге Андреем Федоровичем (1908-1968).
К годовщине ухода: смерть и похороны Достоевского
русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Несколько десятков людей собрались во второй половине дня 11 ноября у могилы Фёдора Михайловича Достоевского в Некрополе мастеров искусств. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино, поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман «Преступление и наказание».
Десятки людей собрались у могилы Достоевского, где отслужили литию
Где похоронен великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Похороны Достоевского превратились в многотысячное народное шествие. Позади виден купол Благовещенской церкви-усыпальницы, где похоронен А.В. Суворов.
Могилы Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге
В гостях у Достоевских охотно бывали родственники, сослуживцы Михаила Андреевича, друзья семьи. Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского 1847. Фото: wikipedia Хотя родители будущего писателя не были состоятельными людьми, но образование детям дали хорошее. Федор и его старший брат Михаил окончили один из лучших частных московских пансионов и мечтали стать писателями. Розыгрыши в Telegram! У нас в Telegram постоянно проходят розыгрыши билетов на самые интересные события в Москве — концерты, спектакли, фестивали, шоу и многое другое. Подписывайтесь и получайте бесплатные пригласительные! Принять участие Первые романы Достоевского: реакция критиков По настоянию отца Федор после окончания пансиона поступил в Инженерное училище в Санкт-Петербурге, но обучением тяготился, занимался литературными переводами. Начал работать над собственными драмами и романом «Бедные люди», который закончил в 1845 году, уже прослужив год полевым инженерам-подпоручиком, и выйдя в отставку в чине поручика. Достоевский Фёдор Михайлович.
Фото: globallookpress Его первый роман был благосклонно встречен известными литераторами, Достоевского радушно приняли в кружке Белинского. Однако следующее произведение молодого писателя «Двойник» разочаровало великого литературного критика и его коллег. Федор Михайлович разорвал отношения с членами кружка. Но слава уже шагала впереди молодого писателя, благодаря ей он легко сошелся с новыми знакомыми, не менее выдающимися литераторами: критиком и поэтом братьями Майковыми, писателями Гончаровым и Григоровичем, поэтом Плещеевым и другими. Среди них Достоевский обрел подлинных друзей, которые помогли ему пережить душевную травму после обрушившегося на него шквала критики за роман «Двойник» и глубочайшего разочарования в Белинском и его единомышленниках. Достоевский под арестом на гауптвахте, здание которой располагалось на Сенной площади. Фото: wikipedia Как Достоевский избежал смертной казни А в 1847 году он увлекся воззрениями русского мыслителя и общественного деятеля, социалиста Михаила Петрашевского. Участие в его кружке чуть было не стоило Достоевскому жизни. В апреле 1849 года писателя вместе с другими петрашевцами арестовали за «вольнодумство» и заключили в Петропавловскую крепость. Повести Александра Грина «Алые паруса» 100 лет: почему прототип Ассоль получила 10 лет лагерей и умерла в нищете Повести Алые паруса Александра Грина в 2022 году исполнилось 100 лет.
Узнайте историю создания великого произведения о любви и печальную судьбу прототипа Ассоль — жены писателя — Нины Грин Узнать подробности Спустя восемь месяцев Достоевский был приговорен к смертной казни. Писателя сослали в Сибирь. Свои воспоминания о пяти годах острога он позже отразит в повести «Записки из Мертвого дома». Новгородская область Старая Русса. Дом-музей Достоевского. Фото: Михаил Фролов После заключения Достоевский служил рядовыми в 7-м Сибирском линейном батальоне в Семипалатинске, через год был произведен в унтер-офицеры, а еще через год, в 1856-м — помилован по указу вступившего на трон императора Александра II. Хотя под негласным надзором полиции находился аж до 1875 года. Новгородская область.
Мы видим, что в современной, в том числе геополитической ситуации его идеи чрезвычайно актуальны. Огромное количество людей пришло на его открытие в 1971 году. Когда в музее начали проходить конференции, было ощущение, что это отдушина для многих: разные люди — верующие, неверующие, сомневающиеся — искали здесь живое слово. И сегодня, в такое вроде бы сложное время музей не только не пустует: мы переживаем настоящий бум. Это говорит о том, что Федор Михайлович жив для нас, люди ищут у него какого-то ответа, смысла».
Дочь Фёдора Достоевского вспоминала, как её вместе с матерью не хотели пропускать за главные ворота — полицейский преградил им путь: — Больше не пропускают! Довольно лжи! Я никого больше не пропущу! К счастью, мать и дочь провели в церковь ожидающие их друзья. Любовь Фёдоровна писала: «Когда мы, наконец, пробрались к месту, оставленному для нас, началось отпевание, которое было прекрасным. Пел митрополичий хор; служили архиепископы... Теснота была большая, но, несмотря на то, тишина была благоговейная... Анна Григорьевна Достоевская сохранила в памяти, как уже после погребения над открытой могилой произносились речи и читалось множество стихотворений, посвящённых памяти её умершего мужа. Гроб был накрыт принесёнными венками практически до верхней части склепа. От других венков публика отрывала и уносила с собой цветки и листочки на память о любимом писателе... В этот же день он был весь распродан. На следующий день появилось его второе издание: с траурной рамкой вокруг первой страницы. Источники, которые использовались при подготовке статьи: Л. Сараскина «Достоевский», Л. Достоевский в воспоминаниях современников», А. Павленко «Лекции о Достоевском», «Достоевский и время», И. Волгин «Ничей современник. Антология жизни и творчества». По материалам сайта foma.
Он все это предвидел, через него Господь нам указал, что нужно всем возвращаться ко Христу... И теперь, чтобы не отступать, надо идти ко Христу и призывать к этому нынешнее поколение. Вечная память великому писателю на все времена! Достоевскому входит в экспозицию Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга. Он был установлен в 1883 году, отреставрирован при содействии городского комитета по культуре и вновь освящен 11 ноября 2020 года.
К годовщине ухода: смерть и похороны Достоевского
Работы организовывал Государственный музей городской скульптуры, сообщили чиновники, а спонсором стал известный общественный деятель, благотворитель и меценат Грачья Погосян. Глава Северной столицы Александр Беглов возложил цветы к памятнику, поблагодарив руководство и специалистов Музея городской скульптуры, а также спонсоров. Реставрация его надгробия — это не только дань памяти мировому классику, но и забота об историко-художественном и культурном наследии нашего города, — сказал он. Отмечается, что капремонт памятника провели в преддверии 200-летия Достоевского в 2021 году.
Рос любознательным и активным мальчиком. Уже тогда родители понимали, что один из восьми детей точно одарён. Федя сочинял сказки — то страшные, то шутливые. Фёдор Достоевский учился в элитном частном московском пансионе, поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Одним из самых страшных воспоминаний является история о девочке-сверстнице. Ей было около 9 лет, когда она пережила насилие и скончалась в больнице.
Поэтому образ замученного ребенка не раз будет появляться в романах писателя. Юный Достоевский тяжело переживал смерть Александра Сергеевича Пушкина. При том что несколько месяцев назад не стало его матери. Несколько раз Федя говорил, что, если бы не было семейного траура, он бы попросил у отца «носить траур по Пушкину». Через несколько лет умер и старший Достоевский. Есть версия, что он скончался не от апоплексического удара, а его убили. Писателя приговорили к смертной казни за участие в кружке петрашевцев. Смертный приговор вынесли Достоевскому и еще 19 участникам. Прямо перед расстрелом казнь заменили на многолетнюю каторгу.
Это событие очень сильно повлияло на психику писателя. Эту историю он отразил в романе «Идиот». Дебютом писателя стал первый в истории русскоязычный перевод романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде», а первым собственным произведением — роман «Бедные люди». Существует жуткий факт из биографии Достоевского. Его сестра Варвара частично повторила судьбу старухи-процентщицы из «Преступления и наказания». Её ограбил и убил дворник. Когда умер старший брат Достоевского, писатель взял на себя его большие долги.
Поскольку он незадолго до кончины высказывал желание быть погребенным в стенах монастыря, то представитель лавры сказал родственникам писателя, что монашество «просит принять место безвозмездно и будет считать за честь, если прах Достоевского, ревностно стоявшего за православную веру, будет покоиться в стенах лавры». Похоронили Федора Михайловича на Тихвинском кладбище вблизи от могил В. Жуковского и Н. Как умирал Фёдор Михайлович: Анна Григорьевна спросила его о самочувствии, на что он ответил: - Знаешь, Аня, я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь сознал ясно, что я сегодня умру.
Григорович просил студентов очистить путь к могиле и место около неё. Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Служба и отпевание продолжались очень долго. В церкви было сказано несколько речей. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно. Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов». Список ораторов был ограничен. Первым выступил петрашевец А. Пальм, драматург, поэт и романист. Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, о каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя. В других речах упоминаний об этом не было — видимо, сразу были приняты соответствующие меры. Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру. Попов, - когда уже были зажжены фонари. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта». Вот её мысли и свидетельство одного из последних разговоров с умирающим мужем. Это Евангелие было подарено Фёдору Михайловичу в Тобольске когда он ехал на каторгу жёнами декабристов. Они упросили смотрителя острога позволить им видеться с приехавшими политическими преступниками, пробыли с ними час, «благословили их в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием — единственной книгой, позволенной в остроге». Фёдор Михайлович не расставался с этою святою книгою во все четыре года пребывания в каторжных работах. Впоследствии она всегда лежала у мужа на виду на его письменном столе, и он часто, задумав или сомневаясь в чём-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на странице. И теперь Фёдор Михайлович пожелал проверить свои сомнения по Евангелию. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть. Открылось Евангелие от Матфея: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
Ранее сообщалось , что автограф Достоевского, оставленный им на издании «Записок из Мёртвого дома» 1875 , продали за 5,5 млн рублей. Ошибка в тексте?
Он не поддался давлению тех, кто настаивал на запрещении манифестации, так как понимал необходимость дать выход искренним чувствам части молодёжи, и не вывел на улицы полицию и солдат. Больше того, Лорис-Меликов постарался придать манифестации полуофициальный характер. Один непреложный вывод со всей очевидностью проистекает из последнего события, — подчеркнул Шанзи. Генерал-посол проиллюстрировал эту мысль сравнением проводов Достоевского с прошедшими похоронами видного царского сановника и дипломата, тайного советника барона Андрея Фёдоровича Будберга: «В тот же день и в тот же час высшие сановники империи отдавали последние почести барону Будбергу, бывшему послу в Париже. Уже в день погребения на углу против Александро-Невской лавры кто-то продавал по полтиннику маленькие пятикопеечные портреты писателя на визитном паспарту, ранее сделанные и распространявшиеся в Петербурге модной тогда фотографической фирмой «Везенберг и Ко». В Петербурге к началу 1880-х годов насчитывалось примерно три десятка фотографических заведений. Похоже, откликаясь на потребности общества, по примеру везенбергского фотоателье некоего Б. Ясевича на Васильевском острове, вскоре после прощания с писателем сделало фотомонтаж в формате «кабинет-портрет» — 135 х 220 мм, а заодно и увидело в том определённый коммерческий интерес в его распространении на память о событии.
Такая наклеенная на картон фотография, как правило в рамке, ставилась на стол или каминную полку. Внизу на паспарту стоял штамп с выходными данными ателье. Дело в том, что закон о печати от 6 апреля 1865 года требовал «объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе как с цензурного дозволения». Наиболее ходовыми были два небольших формата паспарту — визитный и кабинетный. На их полях или на обороте указывалось происхождение снимка. Для надзора в каждом фотоателье ввели альбомы или прошнурованные книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ. Мера эта, полагали авторы закона, «может оказаться полезною для полиции при разыскании некоторых подозрительных лиц». Можно предположить, что в архивной коллекции фотопортретов лиц, проходящих по делам полицейских учреждений, снимок появился отнюдь не случайно. Прощание с Достоевским, несмотря на известную благопристойность события, похожего на национальный траур, как бы обострило настроения в российском обществе. Как верно подметил в своей депеше французский посол, в траурной манифестации симпатий было больше к бывшему политкаторжанину, и свидетельствовало о новых веяниях в жизни страны, о «нравственном беспокойстве» молодого поколения.
От цареубийства смерть Достоевского отделяла меньше месяца. Социальная напряжённость в стране, растущее недовольство крестьян и рабочих, недружественное внешнее окружение государства заставили нового молодого царя опасаться закончить как отец и взять жёсткий курс на возвращение к абсолютной монархии, усиление русификации. По высочайшему манифесту от 29 апреля 1881 года самодержавный строй провозглашался в Российской империи незыблемым. По своему служебному долгу сотрудники политического сыска не видеть того не могли. Они просто были обязаны собирать материалы, так или иначе несущие хотя бы тень оппозиционности или свидетельствующие о нелояльности каких-либо фигурантов, способных проявить себя враждебными самодержавию и государственному порядку. Нет сомнения, что многие молодые участники похорон писателя в последующие годы оказались членами разных политических партий, познали тюрьмы и ссылки, участвовали в социальных потрясениях России на рубеже столетий, пережили сомнения и разочарования, разошлись по противоположным сторонам идеологических баррикад. С другой стороны, совсем не исключено, что «кабинет-портрет» с фотографией, это памятный знак из личного архива почитателя писателя, — возможно, кого-нибудь из участников революционного движения, бывшего свидетелем похорон, ставших событием в жизни России. При всём том надо видеть и вероятность того, что фотомонтаж пережил некую драматическую коллизию, поскольку был грубо разорван надвое, но всё-таки не был уничтожен. Что же было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Спустя два года, в 1883 году, на могиле великого русского писателя был установлен надгробный памятник, выполненный по проекту архитектора Хрисанфа Васильева и скульптора Николая Лаверецкого.
В эпитафии приведены слова, указанные в качестве эпиграфа к последнему крупному произведению Достоевского «Братья Карамазовы», сосредоточившего все его итоговые размышления о человеке и о мире. Надпись на камне сделана на церковнославянском языке. Слова Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна глава 12, стих 24 в русском синодальном переводе звучат так: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». Святитель Тихон Задонский, оказавший огромное влияние на творчество Достоевского и в ком писатель видел выражение «реальной русской души», истолковывал библейское изречение как пример того, что «тела наши, хотя умирают и погребаются, однако Божией силой в своё время опять оживут и облекутся в одежду бессмертия. О чём апостол так проповедует: Сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное.
Люди вдруг почувствовали, кого же они потеряли. Приходили молиться разночинцы, студенты, окончившие и не окончившие курс. Приходили дамы, приходили священники, приходили офицеры, приходили интеллигенты.
Впервые робко крестились те, кто уже забыл креститься давно. Потому что безбожие прошло по России широкой волной, многие вообще перестали ходить в церковь. И вдруг они стали снова молиться над гробом покойника, который всю жизнь только о том и говорил: «Веруйте, кайтесь, Христос есть, и Бог есть, и бессмертие души есть, все есть, кайтесь, веруйте». Когда его выносили из храма, чтобы обнести вокруг церкви под пение тропарей за упокоенных «Волной морскою», то обнести не получилось, потому что был битком набит людьми весь церковный двор. Нужно было гроб передавать буквально по головам. То есть гроб шел, а люди не двигались. Не могли. Так много было народу.
В казино немецкого города Висбадена сохранилась рулетка, на которой играл писатель. В России есть 6 музеев, открытых в его честь. Первый памятник установили в Москве на Цветном бульваре в 1918 году. Район рядом с Сенной площадью в Санкт-Петербурге тесно связан с творчеством писателя. Его называют «зоной Достоевского». На одноименной станции Московского метрополитена воссозданы сцены из романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Аллюзии на произведения Фёдора Михайловича есть во многих фильмах американского режиссера Вуди Аллена. Прототипом тщеславного и жеманного писателя Кармазинова в «Бесах» стал литературный враг Иван Тургенев. Помимо этого, Достоевский сыграл в любительской постановке «Ревизора» в пользу Литературного фонда. Критики отмечали, что он очень удачно и с большим комическим талантом передал образ почтмейстера Шпекина.
После выхода «Преступления и наказания» студенты Петербурга и других городов разочаровались в своем любимом писателе. Им не понравилось, что их образ получился таким негативным. В 1877 году прорицательница госпожа Фильд точно предсказала Достоевскому великую славу, но и семейное горе — смерть сына Алексея. Роман «Бесы» во Франции считается пророческим. Писатель будто бы отразил на страницах события 1917 года в стране. Несмотря на то, что Достоевский и Толстой ни разу не виделись лично, и не переписывались, они высоко ценили творчество друг друга. Современники рассказывали, что на похороны Фёдора Михайловича в Санкт-Петербурге пришло около 60 тысяч человек, которые заполнили весь Невский проспект. На его могиле выбита цитата из Евангелия: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Эти же строки были эпиграфом к «Братьям Карамазовым». Произведения Достоевского высоко оценивал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд.
К слову, «Идиот» в названии романа считается не оскорблением. Имеется ввиду «юродивый и блаженный» человек.
Мемориальная квартира Ф.М.Достоевского
Тихомирова 17:30 «Душа. Русские покаянные стихи». Концерт ансамбля «Инъ роспевъ» Научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики им. Бражникова Санкт-Петербургской государственной консерватории Вход на мероприятия свободный.
Он сам захотел написать портрет великого писателя и, по словам жены новопреставленного, очень талантливо справился со своей работой: «На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни». Многих эти явления инобытия ужасают: если человек умирает нераскаянным, ему являются бесы — или в своем мерзком отвратительном обличье, или же в виде каких-то мучающих умирающего образов. А вот тому, кто примирился с Богом, исповедавшись, никакая эта нечисть не страшна. Души причастившихся в день смерти молнией, говорит предание, проходят сквозь мытарства духов злобы поднебесной. Такая душа огненна и легка. Достоевский, умирая, был спокоен, несколько даже радостен и тих… Все страсти в нем перегорели, всё, что тяготило душу, он исповедал… Об этом умиротворенном лице умершего писателя говорили многие: казалось, будто он спит на этой своей подушке и слегка улыбается, словно видит хороший сон. Литератору и юристу Анатолию Кони тоже особенно запомнился лик Достоевского: «Какое лицо!
Его нельзя забыть... Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit». То есть с латинского: «Не плачьте, — он не умер, он только спит». Николай Лобастов А вот как о последних днях Федора Михайловича Достоевского и его значении в русской культуре пишет педагог и литературный критик Николай Лобастов. В январе 1881 Федор Михайлович работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», мечтает написать вторую часть «Братьев Карамазовых». Но в ночь с 25 на 26 января по старому стилю у Достоевского пошла горлом кровь. Жена читала ему то самое Евангелие, что было подарено ему в Тобольске женами декабристов. Благодарил меня за счастье, которое я ему дала, и просил меня простить... Он окончательно возвращался в Дом Отчий». Федор Михайлович Достоевский умер.
Победоносцев хлопотал, чтобы похоронили его в Лавре. Государь пожаловал вдове пенсию — 2000 рублей ежегодно. Всеволод Соловьев замечает: «Подобного никогда не бывало — ведь Достоевский нигде не служил и был прощеным каторжником! Такого огромного стечения народа не могли ожидать даже самые горячие поклонники писателя.
Тишина — главное условие его работы — в доме наступала только ночью. Он начинал работу в 11-12 часов ночи, работал до 5-6-ти часов утра. Потом отдыхал, просыпался в первом часу дня, приходил в столовую и заваривал себе чай. Днем он был занят издательскими делами, а в 6 часов вечера семья собиралась за обедом. В 1878 году Императорская Академия наук избрала Достоевского в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности. К Достоевскому приходили многочисленные посетители с разными вопросами и просьбами, и он старался принимать всех. В конце 70-х годов его часто приглашали на литературные, благотворительные вечера, где он много выступал, читая отрывки из своих произведений. Современники отмечали, что он обладал особым даром, и совершенно преображался, когда читал. Таубе после смерти писателя. В нем представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом — кашлетр для бумаг и писем, в углу — икона в серебряном окладе «Божия Матерь Всех Скорбящих Радость». В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского, которые Музей собирает по спискам, составленным Анной Григорьевной. В кабинет Достоевского редко попадали случайные гости, здесь он принимал только близких людей. Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось — перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил. Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу. В этом кабинете Достоевский работал над романом «Братья Карамазовы», готовил свою знаменитую Пушкинскую речь, писал статьи для последнего выпуска «Дневник писателя», который вышел уже посмертно.
И философ Семен Франк , и преподобный Иустин Попович называли его апостолом современности. Мне кажется, он ближе всего к апостолу Павлу, поскольку Павел — апостол язычников, и Достоевский тоже проповедовал язычникам, если понимать это слово в расширительном смысле. Языческим «капищем» запросто могут служить деньги — этот мотив есть во всех романах Достоевского, — а также эрос. Сам писатель не избежал пагубных страстей — например, к карточной игре, так что он пропускал это все через себя. И третье — это, конечно, русский мыслитель, русский человек. Мы видим, что в современной, в том числе геополитической, ситуации его идеи чрезвычайно актуальны. С одной стороны, как христианин он пишет о вечном — смерти, бессмертии, свободе, с другой — перечитайте его «Дневник писателя»: это аналог современного блога интеллектуально-патриотического направления».
Могилы Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге
В Италии вообще необычайно широко отмечают юбилей нашего классика: тем, кто знает итальянский, возможно, пригодится программа юбилейных мероприятий: многие из них будут доступны в записи и онлайн. Ватикан В октябре Федору Михайловичу также было посвящено торжественное заседание в Ватикане, где представили перевод на итальянский трех речей философа и публициста Владимира Соловьева 1853-1900 о Достоевском, которые были написаны с 1881 по 1883 год уже после смерти писателя. Книга с предисловием митрополита Волоколамского Илариона вышла в цикле публикаций римской академии Sapientia et Scientia. К слову, государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин в ходе заседания отметил, что Папа Римский Франциск регулярно цитирует Достоевского, «который мог передавать и чувствовать духовность», сообщает ТАСС. Испания Выставка «Достоевский: современник и пророк» накануне юбилея стартовала в столице испанской Каталонии и будет работать до конца января. Организатором выступил благотворительный фонд «Русский дом в Барселоне». Фото: barcelonaturisme. В первом зале можно познакомиться с работами художницы из Италии Валерии Бранкофорте: иллюстрации к произведениям классика она выполнила специально для выставки. Ну а во втором зале все желающие смогут лично повзаимодействовать с писателем и героями произведений: современные музейные технологии позволяют.
Отмечается также, что иного места в экспозиции отведено «Петербургу Достоевского», звуковую палитру которого воссоздают с помощью аудиоэффектов. Франция Выставка, рассказывающая о жизни и творческом пути Фёдора Достоевского, прошла также и в Русском доме науки и культуры в Париже в конце сентября: она была собрана из литографий, гравюр и фотографий XIX века в цифровых копиях из коллекций Музея Достоевского и Литературного музея Пушкинского Дома Санкт-Петербург. Историко-документальная экспозиция объединила исторические снимки, копии документов, цитаты из произведений Достоевского и отрывки из его писем, что позволило проследить за самыми важными событиями жизни писателя. На открытии выставки с гостями в режиме онлайн пообщалась автор и куратор экспозиции, заместитель директора музея по творческим проектам Вера Сергеевна Бирон. Дания Выставка «Копенгаген Достоевского» прошла в столице Дании. Посетители Российского центра науки и культуры смогли увидеть фотографии и рисунки, рассказывающие о посещении Фёдором Достоевским Дании в 1865 году. Писатель тогда побывал на кладбище «Ассистенс» в Копенгагене, где похоронен основатель экзистенциализма Сёрен Кьеркегор. В рамках «Салона Достоевского» в Копенгагене также проходят выступления исследователей творчества Достоевского и других русских классиков; событие организовано представительством Россотрудничества в Дании совместно с культурным центром «Ассистенс» и датским театром перформативных искусств.
Германия Немецко-русский институт культуры в Дрездене еще в начале года выступил с инициативой проекта «Год Достоевского в Германии»: ведь писатель часто приезжал в Германию и жил в Дрездене, Хомбурге, Баден-Бадене, Висбадене и Бад-Эмсе. Так, именно в Дрездене Федор Михайлович написал роман «Бесы» и повесть «Вечный муж», а в Висбадене работал над первой главой произведения «Преступление и наказание».
Дочь писателя, мемуаристка Любовь Достоевская, вспоминала этот день так: «Друзья, родственники собрались в гостиной, ибо весть об опасной болезни Достоевского распространилась уже в городе. Отец попросил их заходить друг за другом и каждому говорил дружеское слово. Силы его на глазах падали с каждым часом». Также Любовь Фёдоровна отметила впоследствии, что ей случалось бывать при смерти своих друзей и родных, но ни одна кончина не виделась ей такой светлой, как смерть её отца: «То была истинно христианская кончина — смерть без боли и без стыда... Он потерял сознание лишь в последний момент. Он видел приближение смерти, не боясь её». Рядом с покойным сидел художник и рисовал его посмертный портрет.
Это был знаменитый живописец Иван Крамской. Он сам захотел написать портрет Достоевского, и, по словам жены усопшего, очень талантливо справился со своей работой: «На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни». Об этом лице умершего писателя говорили очень многие: казалось, будто он спит на своей подушке и легонько улыбается, словно видит хороший сон. Литератору и юристу Анатолию Кони тоже особенно запомнилось лицо Достоевского: «Какое лицо! Его нельзя забыть... Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit». То есть, с латинского «Не плачьте, — он не умер, он только спит». Достоевский на смертном одре. Рисунок И.
Крамского, 1881 «Никогда ещё не бывало на Руси таких похорон» Утром во всех газетах появилась информация о смерти Достоевского, в дом которого устремилось множество людей, чтобы присутствовать на панихиде и похоронах. Особенно многочисленными были делегации петербургских студентов, которые с молитвами и слезами пришли проводить в последний путь своего любимого писателя. Прибыли также высокопоставленные лица. Литераторы, собратья Достоевского по перу, составили из себя комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них безутешную Анну Григорьевну. Весь Кузнечный переулок и Владимирская площадь наполнялась людьми.
Богослужебные песнопения исполнил хор лаврской братии.
За литией молились ректор Русской христианской гуманитарной академии им. Достоевского Дмитрий Богатырев, директор Литературно-мемориального музея Ф. Достоевского Наталья Ашимбаева, преподаватели академии, сотрудники музея, жители Санкт-Петербурга. На могилу писателя были возложены цветы. Владыка Назарий поздравил ректора с присуждением академии имени Ф. Достоевского и отметил, что это ко многому обязывает не только профессорско-преподавательский состав академии, но и студентов учебного заведения.
В личной жизни дочке писателя тоже не повезло: она не вышла замуж и у неё не было детей. Умерла Эме Достоевская возрасте 57 лет от болезни крови в Итальянском городке Гриес сейчас он входит в состав города Больцано. Там и покоится её прах. Сын-тёзка предпочёл лошадей Через два года после рождения второй дочки у Достоевских родился мальчик, которого в честь отца назвали Фёдором. На тот момент супруги уже вернулись в Петербург.
Достоевский звал сынишку уменьшительно-ласкательно — Фечка. Фёдор Фёдорович Достоевский и его жена Екатерина. В детстве мальчик заинтересовался литературой и взялся за перо. Однако писателем он все-таки не стал: видимо, не захотел, чтобы его сравнивали с великим отцом, на фоне которого сложно выглядеть столь же масштабной фигурой. У Федора Федоровича была другая страсть, которой он отдал всю свою жизнь — лошади.
Еще в молодости он приехал жить в Симферополь и остался тут навсегда. Фёдор занялся коневодством, вступил в Таврическое скаковое общество. Он тратил огромные суммы на разведение лошадей и его питомцы не раз побеждали на скачках. Достоевский верхом на Радване, своей лучшей скаковой лошади. В последние годы сын писателя читал лекции в Крыму, а также занимался торговлей.
Кстати, в смутные годы революции его чуть не расстреляли малограмотные большевики, которым фамилия Достоевский ни о чем не говорила и которым лишь в последний момент «доложили», что перед ними сын великого писателя. Перед самой смертью Достоевский-младший с большим трудом доехал до Москвы в те смутные времена это было непросто , взяв часть архивов отца, чудом не попавшую в руки крымского ЧК. Умер он в возрасте 51 года, лишь несколько месяцев прожив в Москве. Потомки по линии Фёдора Вдова Фёдора Фёдоровича Достоевского, Екатерина, осталась в Крыму с двумя сыновьями, причем им приходилось в буквальном смысле выживать. Один из мальчиков, тоже Федор, которого в семье ласково называли Федиком, прожил только 16 лет.
Он писал талантливые стихи, прекрасно рисовал и музицировал, был трудолюбив и, по мнению достоевсковедов, по уровню таланта не уступал деду и мог бы стать великим поэтом, но, увы, его сразил брюшной тиф. Екатерина с детьми и старший сын.