Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. Фольклор гагаузов Гагаузы - где живут и численность Гагаузы в XIX—XX вв. Традиции гагаузов Жилище и одежда гагаузов. Гагаузы — потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия.
СЕВЕРООСЕТИНСКИЕ ГАГАУЗЫ
Гагаузскую автономию пытаются отменить / СНГ / Независимая газета | Гагаузы проживают в Молдове (153,5 тыс. человек), на Украине (31,9 тыс. человек), в России (10,1 тыс. человек). |
Гагаузия - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» | Гагаузы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на севере Балканского полуострова вблизи Черноморского побережья. |
МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии | Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. |
Ислам в СНГ: Современные гагаузы | Гагаузы Самоназвание Gagauzlar Современный ареал расселения и численность Всего: около 200 000 Молдавия: 147 500 (перепись 2004)[1][2] Гагаузия: 127 835 (2004 г.)[2] Кишинев: 6446 (2004 г.)[2] Кагульский район: 3665 (2004 г.)[2] Тараклийский район: 3587. |
Гагаузы: что за нация и где они живут? | последние известия. |
Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России
Вокруг истории и происхождения гагаузов до сих пор ведутся научные споры. По одной из версий — потомки тюркоязычных народов, пришедших с Алтая на Балканы. Во времена Османской империи турки прозвали их «прямыми клювами» упрямцами за отказ принять ислам.
Ниже приведены основные предположения: XIII век 1259—1320 — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове , оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка , который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий , святой Илья , святитель Николай , святой Симеон , святой Наум или святитель Спиридон.
XIV век 1320—1347 — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля Karvunum Terra находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна. XIV век 1347—1400 — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича сына Балыка , а после него c 1386 года Иванко сын Добрича.
Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии. XIV—XIX век 1400—1812 — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья». По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г.
Варна проживали: тюрки христиане — 582 дома, греки — 120 домов, копты — 31 дом. Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы.
Во вторник гагаузские депутаты предприняли очередную попытку договориться с молдавским парламентом. Следует отметить, что отношения Кишинева и Комрата столицы Гагаузии никогда не были безоблачными, но после выборов башкана главы Гагаузии весной текущего года они серьезно обострились. Дело в том, что гагаузы избрали башканом Евгению Гуцул, она пошла на выборы как представитель партии «Шор», лидер которой Илан Шор находится в оппозиции действующим властям Молдавии. Более того, в Кишиневе считают его партию пророссийской, а его самого — причастным к выводу из молдавских банков 1 млрд долл.
Гуцул осудила позицию Кишинева, подчеркнув, что место в правительстве дает гарантию сохранения идентичности и культуры гагаузов, а также позволяет жителям автономии отстаивать свои интересы на уровне центральных властей. Башкан заявила, что Кишинев стремится лишить Гагаузию ресурсов для развития. Она подчеркнула, что центральные власти пытаются «упразднить особый правовой статус Гагаузии» и навешивают на жителей региона ярлык сепаратистов. Между тем претензии к Гуцул есть и у части депутатов Народного собрания, которые требуют, чтобы она отказалась от принадлежности к партии «Шор», которую Конституционный суд РМ запретил.
Однако башкан этого не делает и конфликт продолжает расширяться. При этом убрать Гуцул Кишинев и оппозиция автономии не могут, так как ее избрали жители. Избавиться от нежелательного пророссийского политика молдавские власти могут, ликвидировав автономию. Этого и пытаются избежать гагаузские депутаты, инициировавшие переговоры в парламенте РМ.
В ответ на это Гуцул сказала, что при любых начинаниях по объединению Молдовы с Румынией Гагаузия немедленно начнет отделение от страны и вернется к независимой Гагаузской республике непризнанное государство существовало в 1990—1995 годах. На самом деле Гагаузия за последние несколько лет очень много помощи получила от Евросоюза и от других партнеров, в том числе от Турции. Есть лишь дефицит осознания и понимания этой помощи», — отметил он. По словам министра, многие граждане просто не знают, что, например, их дети ходят в детский сад, который был отремонтирован деньгами из бюджета Румынии.
Музеи ЭТНОМИРа
- Жители Гагаузии смогут использовать платёжную систему МИР
- Что такое Гагаузия? | Аргументы и Факты
- Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России - 12.03.2024 Украина.ру
- Гагаузы, как появились православные тюрки и почему их предки отказались от ислама |
- Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России
СЕВЕРООСЕТИНСКИЕ ГАГАУЗЫ
Сейчас башкан Гагаузии живет в родном селе Етулия, до этого большую часть времени проводила в Кишиневе. Expand Menu. Контакты. Гагаузы что за нация где живут карта. Фото 7. где живут и численность. В Молдове гагаузы составляют около 4% населения и в основном проживают в автономной территории Гагаузии, которая расположена на юге страны. Власти Молдавии оказывают давление на главу Гагаузии Евгению Гуцул, поскольку она мешает планам Кишинева по объединению с Румынией и сотрудничает с оппозиционером Иланом Шором, который выступает за сближение республики с Россией.
Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России
Гагаузы: что за нация и где они живут? | В Гагаузии 2 октября состоится съезд депутатов всех уровней, который обратится к России и Турции с просьбой защитить автономию от Румынии, которая, по сведениям гагаузов, может оккупировать. |
Гагаузы — происхождение народа, где и как живут, традиции, одежда, кухня | У гагаузов, как и всех народов, есть свои интересные праздники и обряды, но особой строкой исследователи выделяют их культ волка. |
Что такое Гагаузия? | гагаузы тысячу лет жили на побережье в Добрудже. |
Гагаузы - народ живущий по своим правилам | Гагаузы проживают в Молдове (153,5 тыс. человек), на Украине (31,9 тыс. человек), в России (10,1 тыс. человек). |
Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России - 12.03.2024 Украина.ру | Республика Гагаузия трансформировалась в Автономное образование Гагаузия — Гагауз Ери. |
Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?
Гагаузы — это народ, который обитает в определенных районах Молдовы, Украины, Болгарии, Казахстана и России. «Где живут гагаузы?» — давайте вспомним интересную видеозарисовку. На юге Молдовы живут гагаузы. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака.
Сергей Гайдаржи: Гагаузы — горячий народ, который всегда за себя постоит
Нигде биологическую очистку не проводят», — отметил Евгений Шевченко. Большой вред грунтовым водам наносит отсутствие в населенных пунктах канализационных сетей. Из-за этого более 70 процентов населения в автономии пользуется септиками, днище которых почти всегда не забетонировано. Властями автономии уже ведутся работы для улучшения качества водного бассейна. Так, в селе Буджак были построены новые очистные сооружения, завершается строительство системы канализации и новых очистных сооружений в селе Русская Киселия и в коммуне Светлый. А в Комрате ведутся работы по замене самотечного коллектора [13] [14]. Флора и фауна Флора Гагаузии включает в себя 1 700 видов папоротникообразных и цветковых растений, таких как дуб пушистый, граб, скумпия, лох серебристый, груша лохолистая, василёк Анжелеску. В лесах Гагаузии преобладают лиственные виды деревьев — такие как дуб, акация, реже встречаются липа серебристая, клён, берест, кизил, дикая черешня и груша [15]. В степях остались небольшие участки степной растительности, представленной ковылем, типчаком, бородачом. Дикая природа включает в себя несколько сотен видов позвоночных. Беспозвоночных можно встретить немного реже.
Среди млекопитающих наиболее крупными являются кабаны, а также барсук, белка, лиса, суслик, родинка, куница. Птиц насчитывается более 200 видов. В лесах обитают жаворонки, чёрные и певчие дрозды, дятлы, соловьи, грачи и ушастые совы. В степях можно встретить перепелов, серую куропатку, степного орла, дрофу [15]. Экономика Экономика Гагаузии имеет агроиндустриальный характер. Темпы роста экономических показателей за последние годы характеризуют заметное оживление и стабилизацию после 10-летнего сокращения объёмов производства.
Древний культ волка силён у гагаузов до сих пор.
На флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного. Волчий праздник длился целую неделю. В это время гагаузы загоняли на зиму скот в стойла, что заставляло волков подходить ближе к их селениям. Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа. Кроме того, гагаузы по-особенному празднуют День Святого Николая. Он у них считался мужским праздником с шумными застольями и обязательными рыбными блюдами.
Накануне мужчины наряжались в женское платье, обмазывались сажей и ходили в таком виде по домам, веря, что это приносит удачу. В канун Дня Святого Андрея у гагаузов было принято обмазывать косяки в домах чесноком и натирать пахучими приправами руки и лицо, чтобы отпугнуть нечистую силу. В День Святого Трифона гагаузы освящают виноградники, в Лазареву субботу проводят обряды с девушками-лазарками, на 1 мая — обряд вызывания дождя с Пипирудой. В обряде «Пипируда» «бабочка» участвуют девочки, не достигшие десятилетнего возраста. Одну из них, как правило, сироту, назначают «невестой». Её голову украшают зеленью, ей шьют юбку из листьев. После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец.
А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками. В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе. В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха. На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой. Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку. Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора.
На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет. А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин — например, сквернословить.
Ей так было удобнее», - с улыбкой продолжает гид. Для того, чтобы большую гагаузскую семью было проще представить, здесь есть и макет типичного двора, где на самом почетном месте сидит старший. За жизнь он должен успеть построить дома всем своим сыновьям, кроме младшего, который остается с ним в доме.
Не менее драматическая история у другого экспоната — сильно изношенной пары ботинок. Спустя годы он принес их в наш музей как самое дорогое, что есть у него в жизни», - рассказывает сотрудница музея. Послевоенные годы тоже были для гагаузов тяжелыми, как и для других народов Союза. Из-за голода гибли целые семьи и из 5000 осталось только 2200», - говорит на видео гид. Тем не менее, советское время здесь вспоминают с позитивом - графики роста экономики и герои труда, которыми наравне с мужчинами становились и женщины - трактористки и шахтерки.
Одна из них выглядит очень похожей на президента России. Как живут гагаузы сейчас В музее посмотрели на примерный интерьер гагаузского дома столетней давности, а вот чтобы увидеть реальный гагаузский дом, а не макет, напросились в гости. Скромная бабушка живет и содержит хозяйство одна. Домов, как и обычно у молдаван, два, большой для гостей и маленький - для экономной жизни.
Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии.
В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов.
В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных.
Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты.
В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке. На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г.
В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.
Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию.
Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле.
В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью. Расчленение гагаузов 1856-1878 гг.
Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились.
Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные". Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П. Кеппен 1793-1864 гг.
Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России. Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. По тем временам это составляло 2,9 процента населения края.
Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек. На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг. По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф. Отметим, что в мусульманском мире "haci" называют человека, совершившего паломничество в Мекку.
Добавим, что и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н. Державин 1877-1953 гг. Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины" "О наименовании и этнической принадлежности гагаузов", Кишинев, 2005 г. О том, что российская статистика знала о существовании са-мостоятельного гагаузского этноса, свидетельствуют многие факты.
Наиболее ярким из них является пребывание императора Николая I в южной части Бессарабии с 4 по 27 мая 1828 г. Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г. Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю. Ночью с 17 на 18 мая 1828 г. Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай.
Из лагеря под Белградом Николай I отправился в село Сатуново с 1948 г. Его путь проходил по правой возвышенной стороне озера Ялпуг, через села Курчи с 1945 г. Сейчас эти три села относятся к Одесской области. Журнал "Русский архив" 1901, пг. Особо отмечается их вклад в строительство плотины длиной более 5,3 км на месте, где тогда произошло "беспримерное разлитие" Дуная.
Над ее сооружением круглые сутки трудились 2 тысячи местных жителей. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что официальным лицам было известно о существовании гагаузского этноса еще до переписи населения Российской империи 1897 года. Почему власти царской России не называли гагаузов своим именем? Судя по всему, существовал негласный сговор между высшими чиновниками царской России и Османской империи. В период русско-турецких войн, когда гагаузы переселялись в Дунайские княжества и в пределы Российской империи, османам политически выгодно было их считать болгарами.
После завоевания Балканского полуострова султанские власти до-вольно холодно относились к гагаузам. Как отмечалось, это объяснялось тем, что правители Гагаузского государства в Добрудже не представляли свои войска османской стороне для покорения христианских народов.
Москва дала Гагаузии финансовую независимость от Кишинева
Она также заявила, что молдавские власти ищут способы наказать ее за встречу с президентом России. В ответ на это Гуцул сказала, что при любых начинаниях по объединению Молдовы с Румынией Гагаузия немедленно начнет отделение от страны и вернется к независимой Гагаузской республике непризнанное государство существовало в 1990—1995 годах. На самом деле Гагаузия за последние несколько лет очень много помощи получила от Евросоюза и от других партнеров, в том числе от Турции. Есть лишь дефицит осознания и понимания этой помощи», — отметил он.
С особым трепетом гагаузы выращивают виноград и делают из него прекрасное вино. В самом деле, хороший резвый конь — друг кочевника. Даже сейчас, в эпоху автомобилей, в сёлах гагаузы предпочитают передвигаться на конной упряжке. Также они держат овец и коз: шерсть и молоко — ценный продукт. Гагаузская музыка довольно необычна на слух. Песни преимущественно одноголосные, чем-то похожие на молдавские и болгарские. Из инструментов в особом почёте скрипки, волынки и гармонь.
Многие композиции написаны специально для танцев на свадьбах. Гость для кочевого народа — святой человек, говорят, в гагаузских сёлах не бывает бродяг — каждый может постучаться в дверь и найти приют. Нет и одиноких стариков — семья занимает важное место в жизни гагаузов.
Танцы гагаузов отличаются энергией и грацией и также являются частью их культуры. Гагаузы также известны своей национальной кухней. Они готовят разнообразные блюда, используя местные продукты и традиционные рецепты. Некоторые известные блюда гагаузской кухни — плов, манты и лепешки с сыром. Все эти элементы — язык, костюмы, праздники, музыка, танцы и кухня — составляют уникальную культуру и традиции гагаузского народа. Они помогают гагаузам сохранять свою идентичность и передавать ее следующим поколениям.
Добавить комментарий Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.
Так, месяц назад в аэропорту Кишинева Гуцул встречали ее сторонники. Возвращаться на родину — опасное приключение.
Власти Молдавии возбудили против нее уголовное дело: сперва о фальсификациях на выборах, затем — о незаконном финансировании. Все, чтобы не пустить гагаузского башкана в правительство, где ее голос будет звучать еще громче. Но какие мы сепаратисты?
Мы просто хотим дружить со своими братьями, с Российской Федерацией", — заключила Гуцул. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Страна трех городов и двадцати девяти сел
Традиционный гагаузский обряд курбан известный по описаниям середины XIX века , сочетавший приготовление пшеничной каши булгур с жертвенным бараном, а также сохранившийся культ волка позволяют просматривать этнокультурные связи гагаузов, с одной стороны, с балканским миром, а с другой — с кочевыми степными цивилизациями. Генетика и фенотип гагаузов Описания и высказывания о гагаузах В. Мошков 1895 г. Вообще это очень способный, энергичный и трудолюбивый народ, который легко сам найдет себе новый заработок даже и в том случае, если, вследствие естественного прироста населения, обеднеет в земельном отношении».
Семешина 2011 г. Религия Религия гагаузов — православие. Часто можно встретить утверждение, что гагаузы — единственный тюркоязычный народ, исповедующий христианство.
Однако, это не так: основной религией современных чувашей , кряшенов , нагайбаков , якутов , хакасов и шорцев также является православие. Гагаузы — один из немногих тюркских народов Европы, принявший христианство и в то же время не потерявший свое этническое самосознание и тюркский язык, как это случилось, например, с потомками гуннов, булгаров, куманов и других тюркских народов, проникших в Европу в процессе Великого переселения народов. Расселение Национальный флаг гагаузов В Молдавии по данным переписи 2004 года проживало 147,5 тыс.
По архивным данным, в тыловых частях русской армии их было 1270 человек. Они занимались обеспечением войск продовольствием, боеприпасами, перевозили раненых с поля боя. Для царской России важно было, чтобы переселенцы обеспечивали русскую армию сельхоз - продуктами, фуражом, поставляли для нужд фронта волов и лошадей. Для пополнения армейских запасов в 1854 г. Было конфисковано также немало продуктивного скота, а в следующем году Бессарабию вновь поразила засуха. Переселенцы широко использовались для ремонта дорог, строительства мостов, рытья окопов, укрепления Измаильской крепости. В 1853 г. В разных работах было занято более 10 тысяч человек. Русские полки останавливались в до-мах гагаузов и болгар.
В памяти России останутся неизгладимыми ваше усердие, ревностность, ваша любовь к общему делу", - говори-лось в Указе царского правительства, адресованном бессарабским колонистам. Технико-экономическая и военная отсталость феодально-крепостнической России обусловили ее поражение в Крымской войне. Они были переданы Молдавскому княжеству, находившемуся под господством Османской империи. На отторгнутой территории, названной "Бессарабским участком", оказались 7 гагаузских сел. Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково. Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф. По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем.
Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы. Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г. В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту... Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества.
Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии. По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М. Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И. Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с.
На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г.
Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар. Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России.
Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями.
Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке. На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.
Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г.
По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек.
В XI веке торки двинулись на запад, и 1064 год застает их уже на Дунае и за Дунаем, в пределах Византии. Радлов считает, что имя гагауз есть испорченное гаг-огуз. Огузы или узы это название одного из турецких племен. Когда гагаузы приняли православие, неизвестно, но можно думать, что еще в XI или XII веке, и именно от русских; дело в том, что черные клобуки, после разгрома их Владимиром Мономахом, были в 1080 г. Роси, в нынешней Киевской губ. Погребения торков найдены В. Городцов , в южной Бессарабии, в Изюмском уезде Харьковской губ. Роси в Киевской губ.
Так как у меня не получается встроить видеофайл, то посмотреть фильм можно по ссылке: Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. И в наше время на референдуме проголосовал против интеграции в Евросоюз. О том, откуда такая стойкость, о духовных корнях гагаузского народа, о его истории и традициях, о его выборе мы беседуем со священником из Гагаузии протоиереем Димитрием Киорогло. Доверчивые — Отец Димитрий, добрый день! Какую роль играет Церковь в Молдавии и Гагаузии? Митрополия объединяет все народы нашей Республики Молдова. Да и палитра многонациональная, но православная вера у нас доминирует. Из больших это, прежде всего, молдавский народ, украинский народ, гагаузско-болгарский, русский народ русские даже больше, чем гагаузы и болгары, представлены. Ну, и другие народы есть: цыгане, поляки… — Гагаузы — это один из немногих народов, который, приняв Православие, сумел сохранить его в течение очень многих столетий. На ваш взгляд, почему?
И как отразилась такая верность Православию на этом народе? Приняв крещение, он изменился — Крещение его изменило! И такое восприятие веры способствовало сохранению этой однажды принятой веры на тысячу лет. Тюркоязычные христиане-гагаузы подвергались со стороны османов большому нажиму, потому что говорили все-таки на близком им языке — тюркском. Это балканский диалект турецкого языка. Что это за люди? Мы не знаем случаев перехода в ислам среди гагаузов — Гагаузы очень защищали свою веру, случаев перехода в ислам среди них мы не знаем. Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда бо льшая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами. Я слышал, что Молдавия — такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы.
Согласны ли вы с этим? Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах? Где-то в 700 школах, не меньше. Поэтому они ближе к восточным своим соседям — украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол — это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, — это, можно сказать, диагноз. Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум — это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают.
А насколько гагаузы доверяют Церкви? И они передают веру своим детям. Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов. Общественный деятель Иван Гугуджи в свое время сказал, что Гагаузия — это исторический охранный отряд Византии — из-за такой приверженности Православию. Как этот ваш потенциал Православия может пригодиться другим народам, всему миру? Чему можно поучиться у гагаузов? Они обладают миролюбием! Я бы сказал даже — доверчивостью. Они легко сходятся с другими, они гостеприимны, и это помогло им сохраниться на протяжении тысячелетий, хотя это малочисленный народ.
Прародителями гагаузов могли оказаться и турки-сельджуки, которые в XIII веке переселились в Добруджу. Гагаузы представляют собой потомков огузов, о чём может говорить даже их название. Гагаузы — таинственный народ, ведь их происхождение до сих пор загадка для учёных Насколько вы могли заметить, каждая из версий значительно отличается от остальных, причём каждая имеет своих сторонников и противников. Нельзя исключать, что историки до сих пор не могут найти единства во мнениях из-за того, что не одно, а несколько предположений являются верными. Гагаузы вполне могут оказаться народом, появившимся в результате влияния тюрков на местных жителей Гагаузии, да ещё и подвергшимся отуречиванию. Внешность и традиционный костюм Если говорить о внешнем облике гагаузов, то он мало чем отличается от представителей соседних этносов. Кроме того, исследователи замечают, что гагаузы — некий средний эквивалент всех соседних народностей, причём от каждого это племя выбрало наилучшие черты. Это люди среднего роста с достаточно широкими лицами, чаще всего тёмными волосами и светло-карими глазами, имеющими прямой нос правильной формы а может, быть именно здесь кроется ответ на загадку происхождения названия «гагауз» — «прямой нос»? Традиционная одежда имеет свои колоритные особенности. В женском наряде основная роль отводилась широкой длиннополой рубахе. Её подвязывали передником. Голову украшали небольшим белым шарфом, который накрывали чёрным или пёстрым крупным платком. Традиционный гагаузский мужской костюм состоял из рубахи и штанов. В качестве пояса использовали красный кушак. Летом голову покрывали короткополой шляпой, зимой надевали меховой колпак.
Что такое Гагаузия?
МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии | Большую часть его населения составляют гагаузы — тюркоязычный народ, потомки переселенцев с Балканского полуострова. |
Гагаузия ждёт русскую армию в Одессе, чтобы уйти из Молдавии | Гагау́зы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на севере Балканского полуострова вблизи Черноморского побережья в таких городах, как Варна, Каварна, Добруджа. |
Гагаузия: последние новости
Гагаузия обещает обратиться к России, если Молдавия введёт войска. В Украине гагаузы в основном живут рядом с общиной бессарабских болгар в окрестностях города Болград. Гагаузы – это тюркский народ христианского вероисповедания, проживающий в основном на территории исторической тюркской области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Большую часть его населения составляют гагаузы — тюркоязычный народ, потомки переселенцев с Балканского полуострова. Предки тюркоязычных кочевых народов гагаузы. Напомним, что население Гагаузии составляет около 135 тысяч человек и состоит в основном из тюркоязычных переселенцев с Балканского полуострова, однако русский язык по-прежнему считается там одним из официальных наряду с гагаузским и румынским.
Гагаузы – народ с прямым носом и волчьим культом
К сожалению, это радостное для местных мусульман событие было впоследствии омрачено тем, что стало поводом для различных, прежде всего политических, спекуляций на настроениях населения, а также нагнетания паники и межконфессионального напряжения. Вместо того, чтобы развивать плодотворное сотрудничество во имя мира и наилучшего вклада в развитие и благополучие общества, православное население страны стравливается с горсткой проживающих в ней мусульман, искусственно раздувая межконфессиональный конфликт. Однако несложный анализ аргументов, которые используются для нагнетания недовольства и паники среди населения, дает возможность увидеть, что доводы, всколыхнувшие и держащие в напряжении несколько миллионов человек по всей стране, не выдерживают никакой критики. Возникает вопрос — зачем в таком случае в стране нагнетается напряжение и кому это выгодно? Сейчас медиа пространство Молдовы стало ареной развертывания информационной борьбы. При просмотре новостей с ее территории может создаться впечатление, будто все православные христиане Молдовы категорически против дать возможность своим землякам мусульманского вероисповедания соблюдать предписания своей религии.
Однако это далеко не так. Эти претензии являются необоснованными и противоречат гарантированному Конституцией праву на свободу вероисповедания. Массовые протесты христианских священнослужителей больше похожи на пиар. А тот факт, что начались они не в марте, когда Лига была зарегистрирована, и не в апреле, когда об этом узнали в обществе, а в разгар кампании по недавно прошедшим местным выборам, заставляет думать о политической подоплеке «крестового похода». Вероятно, также, что молдавская Церковь обеспокоенная уменьшением количества своих прихожан, вызванное повальным выездом на длительный период времени на работу в Европу, Россию и Турцию, пытается таким образом сохранить оставшуюся часть своей паствы, ограждая ее умы от «захвата» другими конфессиями.
Причем аргументами на проводимых митингах протеста по всей Молдове «борцы за веру» не гнушались. Одним из аргументов в развернувшейся вокруг вопроса полемике является воззвание к исторической памяти народа и ссылки на молдавско-турецкие войны, которые имели место быть. Аргумент довольно странный, если учитывать, что Молдова с Турцией в наше время строят довольно тесные партнерские отношения и намерены в дальнейшем их развивать. Тем более не могут и не должны отвечать за конфликты с государством, к правопреемнику которого у официального Кишинева никаких претензий не имеется, молдавские мусульмане. Турция - не единственная страна, с которой молдаване в свое время воевали.
Сегодня гагаузы сохраняют свою идентичность и продолжают развиваться как национальное сообщество. Они организуют различные фестивали, мероприятия и культурные мероприятия, чтобы сохранить и передать свою культуру следующим поколениям. Уникальная культура и традиции Язык гагаузов относится к отдельной группе тюркских языков и является одной из основных составляющих их культуры. Гагаузы активно сохраняют и развивают свою родную речь, о которой они гордятся. Гагаузы известны своими национальными костюмами, которые они носят на праздниках и торжествах. Они отличаются яркими красками и богатыми вышивками. Костюмы гагаузов передают их историю и культуру, они являются непременным атрибутом национального самосознания.
Одежда Гагаузы в национальной одежде В конце XIX века женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком, большой чёрный платок чемьберь поверх тонкого белого платка мода. В зимнее время надевали платье с рукавами, суконную кофту и меховую безрукавку. Обязательны серьги, браслеты, бусы, в том числе ожерелье из золотых монет лифт. Мужская одежда: рубаха, широкие суконные штаны, широкий красный пояс кушак , шляпа — летом, каракулевая меховая шапка калпак — зимой. У пастухов обычная рубаха сочеталась со штанами из овчины мешин мехом внутрь; меховая безрукавка и короткая куртка из овчины кюрк , иногда декорированная красной или зелёной строчкой. Национальная кухня Важное место в питании занимал хлеб, делавшийся из пресного и дрожжевого теста. Хлебные лепёшки считаются одним из древних хлебных продуктов. Из квашеного теста изготовляли пирожки karmyarik , внутри которых находилась брынза, капуста, творог, обжаренные в масле. Из мясных блюд выделяется kaurma — обжаренное мясо баранины или свинины с потрохами, приправленное укропом, петрушкой и другими травами. Под общим названием manca манджа известны соусы с различными основами — луковый соус, соус со щавелем, соус со сливками, соус из яиц с брынзой, и другие [18]. Религия Предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, были тенгрианами [ источник не указан 575 дней ].
Сейчас руководство Гагаузии работает над тем, чтобы закупать газ у "Газпрома", и Гуцул рассчитывает на скорое появление результатов этой работы. Евгения Гуцул возглавила Гагаузию в мае 2023 года. В прошлом месяце она говорила, что автономия не рассматривает возможность выхода из состава Молдавии, но предупредила: это случится, если Молдавия объединится с Румынией. Эти слова последовали за заявлением румынского премьера, который поддержал объединение с Молдавией. В прошлом году сотрудник посольства Молдавии был объявлен персоной non grata в России.