Новости функциональная грамотность на уроках географии

Особое внимание уделено методам и приемам, которые можно использовать при формировании функциональной грамотности на уроках географии.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

География. Городское МО Одним из базовых навыков функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая на различных уроках, в том числе и на географии.
Функциональная грамотность на уроках географии Технологии формирования функциональной грамотности по географии На глобальном уровне признаётся, что значимость человека для общества во многом определяют навыки XXI века: умения решать проблемы, сотрудничать, мыслить критически и креативно.

Функциональная грамотность на уроке географии

Формирование функциональной грамотности на уроках географии. В статье анализируется проблема развития функциональной грамотности обучающихся на уроках географии. Формирование функциональной грамотности на уроках географии в соответствии с обновлёнными ФГОС ООО, ФГОС СОО. Задания функциональной естественнонаучной грамотности школьников по географии в рамках международного исследования PISA.

Формирование математической и финансовой грамотности на уроках географии

: «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии» Исходя из выше сказанного была сформулирована цель данной методической разработки: проанализировать приемы и методы используемые на уроках географии для формирования у обучающихся функциональной грамотности.
Функциональная грамотность на уроках географии | учиGEO | Дзен Возможности современного урока географии в формировании функциональной грамотности обучающихся.
Функциональная грамотность на уроках географии Формирование функциональной грамотности на уроках географии в соответствии с обновлёнными ФГОС ООО, ФГОС СОО.

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Интерес к выполнению задания был вызван тем, что оно составлено на основе событий произведения Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Лариса Арнольдовна Повх рассказала об истории создания этой уникальной реконструкции; о возможностях использования экспонатов избы в урочной и внеурочной деятельности в целях изучения краеведческого компонента и воспитания любви к истории Малой Родины. Злобина Елена Ивановна представила карту путешествий, которая расписана на стене в рекреации школы. Использование этого экспоната тоже возможно для изучения краеведческого материала, проведения занятий во внеурочной деятельности. А 19 ноября 2023 г.

PISA — программа по оценке образовательных достижений учащихся пятнадцатилетнего возраста.

Здесь российские школьники пока что показывали хороший результат только в финансовой грамотности: в 2015 году — 4 место. В том же году они заняли лишь 30-34 место по естественно-научным навыкам, 20-30 — по математическим, 19-30 — по читательским. Для овладения новыми профессиями нужны будут системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, бережливое производство, клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, работа с людьми, работа в условиях неопределенности, навыки художественного творчества. Таким образом, основными базовыми компетенциями успешной профессиональной деятельности будут креативность, коммуникации, критическое мышление, командная работа. Для формирования и нужна функциональная грамотность.

Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100.

Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Боксеру ставят удар, певцу — голос. Наша задача — развивать логическое мышление.

В чем сущность понятия «функциональная грамотность»? Леонтьев А. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество, социализации личности в современном мире. Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения образовательных результатов ФГОС предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке.

Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности: При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые: комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное составление простой таблицы на основе параграфа учебника составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по указанной схеме составление развернутых планов и конспектов параграфов создание схематичного рисунка по тексту нахождение географических ошибок в предложенном тексте заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу составление кроссвордов чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. На формирование знания учебного материала использую следующие задания: Определите, истинно или ложно данное утверждение схема и т. Найдите в тексте ключевые слова слова — ориентиры Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них Найдите в тексте возможные ошибки Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии.

Определите, истинно или ложно данное утверждение: Коренные жители Ю. Америки — индейцы. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.

На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке. Потомки от браков европейцев и индейцев — мулаты. На формирование понимания изучаемого материала целесообразно давать следующие задания: Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого — либо задания.

Прочитайте словами данную символическую информацию чертеж, схему, таблицу, рисунок. Перекодируйте известную словесную информацию определение, понятие, правило и т. Составьте вопросы по данному материалу, теме. Ответьте на вопросы, отражающие причинно — следственные связи: «Зачем», «Почему» и т. Прочитайте суждения: 1.

Гора Джомолунгма — самая высокая вершина мира. Сформулируйте новое умозаключение на основе этих суждений. На формирование умений и навыков применяю такие задания: 1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания. Выделите для себя из текста полезные новые знания.

На основании предложенной информации предлагается задание на самостоятельное описание эксперимента по проверке гипотезы, которая частично сформулирована в ответе. Это умение предполагает, что обучающиеся сформулируют свое мнение с опорой на собственные знания и опыт ----Задание по климату Южной Америки. Компетенции и умения: умение проводить учебное исследование. Учащиеся по климатической карте должны провести учебное исследование, сопоставить климатообразующй фактор и его влияние на уровень влажности климата материка и т.

С помощью карты определите, для какого из показанных на карте городов был составлен этот прогноз. Санкт-Петербург Б. Москва В. Мурманск Г.

Требования к читательской грамотности включены в ФГОС ООО в виде метапредметного образовательного результата, именуемого как «смысловое чтение». Работа с текстовыми материалами на уроках географии необходима. Поскольку у учащихся формируется комплекс умений, связанных с анализом и пониманием текстов, то есть развивается «компетентность чтения». При анализе прочитанного материала формируется «компетентностью понимания», так необходимые в учёбе и жизни.

На уроках географии работа ведется как со сплошными без визуальных изображений , так и с несплошными текстами с визуальными изображениями. К сплошным текстам относятся: описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция. К несплошным: графики, диаграммы, статистические таблицы, карты, картосхемы.

Одним из ключевых аспектов этого исследования является оценка функциональной грамотности учащихся. Этот термин выходит далеко за рамки простого знания фактов, охватывая способность учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность рассматривается как метапредметный результат, включающий в себя математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность.

Функциональная грамотность на уроках географии

Исходя из выше сказанного была сформулирована цель данной методической разработки: проанализировать приемы и методы используемые на уроках географии для формирования у обучающихся функциональной грамотности. Задания для развития функциональной грамотности на уроках географии. Предлагаем вашему вниманию подборку заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, по отдельным темам географии. функциональная грамотность как инструмент образования. вот единственный курс учительской жизни". Формирование функциональной грамотности школьников на уроках географии в условиях модернизации системы образования.

«Информационно-методический центр»

Материал из раздела статьи от 06.02.2020 – Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. На уроках географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через: работу с текстом. Мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии. Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности на уроках географии. Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках? Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя по формированию глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность учащихся выступает одним из основных социально-педагогических индикаторов качества образования, в определенной мере отражающих интеллектуальную, социальную и эмоциональную зрелость выпускников школ — об этом в своем исследовании пишут С. Вершловский, М. Между тем функциональная грамотность в области естественнонаучного образования определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве развитых стран мира отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук. Иванова Марина Васильевна, методист,учитель географии и биологии Функциональная грамотность на уроках географии.

Функциональная грамотность на ступени среднего общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. В ключевые компетенции в контексте функциональной грамотности включены свойства и качества, необходимые человеку вне зависимости от рода деятельности, общие способности и умения, позволяющие человеку достигать высокого результата деятельности.

Главная » События » Новости »«Формирование функциональной грамотности на уроках географии» «Формирование функциональной грамотности на уроках географии» Что такое функциональная грамотность, какие приёмы и методы использовать на уроках географии для её формирования, какие электронные ресурсы использовать учителю для разработки заданий говорили 26 марта учителя географии на региональном семинаре "Формирование функциональной грамотности на уроках географии", который прошёл совместно с Ассоциацией педагогов Московской области "Учителя географии".

Функциональная грамотность учащихся по географии проявляется в умении ориентироваться в источниках географической информации, нахождении и извлечении необходимой информации, использовании различных источников географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, относящихся к естественнонаучной грамотности. Использование знаний учащихся о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий играет большую роль в формировании естественнонаучной грамотности учащихся средней школы.

Для формирования функциональной грамотности необходимо развивать у ребенка информационные, коммуникативные компетенции и грамотность социального взаимодействия. Формирование функциональной грамотности учащихся в современной школе должно решаться на каждом уроке, по каждому учебному предмету, в том числе и по географии. Проводимые исследования авторов Ю. Барышевой, Н. Болотниковой, Р.

Гость фестиваля Иван Колечкин предложил проводить фестиваль 2 раза год, в холодное время — в нынешнем формате, а летом — в формате турслета. Иван Колечкин провел мастер-классы «Современный урок географии. Методические подходы формирования функциональной грамотности средствами урочной формы» и «Межпредметные связи и методические подходы формирования функциональной грамотности». Речь шла о предметной диагностике и о необходимости делать задания в формате функциональной грамотности. Например, в задаче на часовые пояса «Во сколько самолет из Екатеринбурга прилетит в Москву при условии, что разница во времени 2 часа, а самолет проведет в воздухе 1 час 45 минут? Мы погружаем ученика в широкий контекст, где работа по алгоритму далеко не всегда поможет — гораздо чаще требуется либо отойти от алгоритма, либо выбрать из нескольких тот, который применим к конкретной ситуации, либо видоизменить его с помощью креативного мышления. На втором мастер-классе Иван Колечкин рассказал о приеме апофении поиска закономерностей и связей между совершенно не связанными на первый взгляд вещами , который широко использует на своих уроках.

Развития функциональной грамотности на уроках географии

Слайд 3 Функциональная грамотность - рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Естественно-научная функциональная грамотность - «… это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений». Слайд 4 Три основных фактора Первый - это умение решать конкретные жизненные проблемы в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой Второй - компьютерные и информационные умения Третий - коммуникативные умения Слайд 5 Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях: 1 направление: разработка заданий на функциональную грамотность Заданий на функциональную грамотность в учебниках нет, поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Хотя их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны.

Слайд 6 2 направление: самодиагностика, оценивание для обучения. Для этого я использую релейные работы. Раньше их называли «задания массивом», то есть ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы. Ученики уже привыкли к комментариям оценок учителя, и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем особенно творческих развивающих заданий не несет ценности для ребенка и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания.

Используя таксономию Блума, учитель видит на каком уровне роста и развития находится тот или иной учащийся. Слайд 7 4 направление - работа с дискретным текстом - в географии, это прежде всего работа с картой, так как любой человек должен уметь использовать карту в практических целях. Методика формирования умений работать с картами различного содержания включает: во-первых, глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение. Например, Совершите путешествие по физической карте Австралии маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты.

В блоке «География Земли» 5-7 классы у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» 8-9 классы — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательнообучающей функцией важную идеологическую функцию. Главная образовательная цель курса — формирование географического образа России и образа «малой Родины». Это достигается путем усвоения знаний о всеобщей связи явлений при изучении природы, населения, хозяйства, территориальных различий, через формирование «образа места».

Изучение учебного предмета «География» в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и обеспечивать адаптацию обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Личностные результаты сформулированы по направлениям воспитательной работы: патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического воспитания и ценности научного познания. Метапредметные результаты более конкретизированы. Их достижение заключается в освоении обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также в способности их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, готовности к решению практических задач. В примерной рабочей программе основного общего образования по географии приводятся более подробные перечни познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, которые правильнее было бы характеризовать уже не столько как «учебные» и связанные с «умением учиться», сколько как общекультурные и практически значимые для эффективного участия в таких профессионально значимых областях и практиках, как управление, деловые коммуникации, исследовательская и проектная деятельность. Таким образом, все умения, составляющие требования обновленного ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования разделяются на три большие группы: использовать знания для решения для решения учебно-познавательных и практических задач; находить и использовать информацию в различных источниках, необходимую для решения учебно-познавательных и практических задач; интегрировать знания и информацию из различных источников для решения учебно-познавательных и практических задач. Федеральным институтом педагогических измерений на основе ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программы основного общего образования составлен «Кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, предназначенном для разработки измерительных материалов и анализа результатов федеральных и региональных процедур оценки качества образования по географии», который состоит из двух разделов: «Перечень распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии»; «Перечень распределённых по классам проверяемых элементов содержания по географии».

Наличие Универсального кодификатора распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы говорит о том, что будет производиться оценка достижений планируемых результатов на уровне всей страны, то есть на основе требований к планируемым результатам личностным, метапредметным, предметным будут проводиться всероссийские тематические и итоговые проверочные работы ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Предполагается возможность оценить результаты по предмету на уровне всей страны. Следовательно, нельзя менять содержание предмета и темы между годами обучения. Рекомендации по составлению рабочих программ по географии Рабочие программы по учебному предмету «География» должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения программы основного общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29. Рабочая программа — документ образовательной организации, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета, курса, а также требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с ФГОС соответствующего уровня образования. Примерные рабочие программы соответствуют требованиям обновлённого ФГОС ООО и обеспечивают: равный доступ к качественному образованию; единые требования к условиям организации образовательного процесса; единые подходы к оценке образовательных результатов. Структура примерной рабочей программы Пояснительная записка, включающая цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане. Планируемые результаты освоения рабочей программы: Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета.

Предметные результаты, которые систематизированы по годам обучения. Планируемые предметные результаты формулируются в деятельностной форме, больше не приводятся в блоках «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться».

И главное — катастрофически не хватает дидактических материалов, которые позволили бы перевести решение этой задачи из чисто теоретической в практическую плоскость. Ряд таких заданий можно найти в курсе функциональной грамотности «Облака знаний». Речь идёт о контекстных заданиях с географической основой, которые с успехом можно использовать на уроках и во внеурочной работе по географии. В чём суть таких заданий? В их основе лежит некоторая ситуация, контекст которой имеет географическое содержание.

Это позволяет на первом шаге «привязать» задание к конкретной теме школьного курса географии, однако само задание преследует не столько предметные, сколько метапредметные цели. Выполняя его, учащийся незаметно для себя выходит за рамки предметного содержания и получает опыт решения определённых практических задач, с которыми он может встретиться в повседневной жизни или профессиональной деятельности. Покажем это на примерах. Пример 1. Задание «Дорога к бабушке» Суть задачи состоит в выборе оптимального маршрута при заданных условиях. Есть три способа попасть к бабушке на день рождения: маршрутный автобус, паром и катер.

Программа Занятие 1. По мнению С. Крупник, В. Дополнительный материал Функциональная грамотность в школе Занятие 2. PISA не просто определяет, могут ли учащиеся воспроизводить знания. Она также проверяет, насколько хорошо учащиеся могут экстраполировать то, что они узнали, могут применять полученные знания в незнакомых условиях, как в школе, так и за ее пределами. Вероятно, именно их пассивность приводит к тому, что они отстают по уровню подготовки от своих коллег, работающих в более развитых сферах, что делает их менее востребованными на отечественном и международном рынке труда. Занятие 3. Они требуют демонстрации полного и детального понимания одного или нескольких текстов и могут включать интеграцию информации из нескольких текстов. Важным условием для доступа и извлечения задач на этом уровне является точность анализа и тонкое внимание к деталям, которые незаметны в текстах. Как интерпретационные, так и рефлексивные задачи основываются на полном и детальном понимании текста, содержание или форма которого незнакомы. Для всех аспектов чтения задачи на этом уровне, как правило, связаны с понятиями, которые противоположны ожиданиям. Некоторые задачи на этом уровне требуют смысловой интерпретации нюансов языка с учетом текста в целом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий