Новости эвора сезария биография

10. Имя Сезарии Эворы носит Международный аэропорт в Сан-Висенте. Благодарные соотечественники хотели поставить ей памятник еще при жизни, но Сезарию это страшно возмутило. Всемирно известная певица Сезария Эвора скончалась 17 декабря в возрасте 70 лет на своей родине в Кабо-Верде. Сезария вспоминала о своём детстве так: мы не голодали, просто были очень бедны. Биография Cesaria Evora. За 10 лет всемирной славы Цезария заработала около 50 миллионов долларов. Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь Когда слова не важны.

Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь

Эвора, Сезария биография, Награды, Память, Дискография — Я Сезарию почти не помню, маленькая была, когда меня к ней в гости привозили, в Кабо-Верде, — рассказывает Катя Эвора.
Сезария Эвора. Самая полная биография на русском языке. #Биография - YouTube Главная» Новости» Эвора сезария концерт в париже.
Памяти Сезарии Эворы | Культурный обозреватель Сезария Эвора. Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941, Минделу — 17 декабря 2011[2], Сан-Висенте) — певица с островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи.

Биография Сесарии Эвора

трагичная история перезрелой золушки, добившейся заслуженного признания ближе к старости. Сезария Эвора: судьба певицы, любовь к маленькой небогатой стране, которая дала ей жизнь, помощь школам Кабо-Верде, морны и танцы босиком. Биография Сесарии Эвора. ЭВОРА СЕЗАРИЯ (Evora Cesaria) (р. 27 августа 1941, Миндело, Кабо-Верде), фолк-певица из Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса, Западная Африка); исполнительница португальского фолка в сочетании с блюзом и джазом. Сезария Эвора является легендой в мире музыки. Сеза́рия Э́вора — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи. Пела на кабо-вердианском креольском. Акустическое обрамление голосу составляли рояль. Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941 года, Минделу — 17 декабря 2011 года[1], Сан-Висенте) — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи.

Детство и юные годы Сезарии Эворы

  • Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь 🚩 Культура и общество 🚩 Другое
  • Биография Сезарии Эворы – легендарной певицы из Африки
  • Унылое место
  • О знаменитости
  • Сезария Эвора биография Личная

Песни невинности и опыта

Cesaria Evora - День памяти... | 17 декабря 2011). Читайте полную биографию знаменитости.
Сезария (Цезария) Эворa. | Пикабу В случае с Сезарией Эворой эти строки перестали быть метафорой — пусть уроженка далеких островов Зеленого Мыса и не слагала сама стихов, всё ее творчество было пронизано самой настоящей, почти что первобытной поэзией.
Сезария Эвора (Cesaria Evora) биография, фото, личная жизнь | Узнай Всё Сезария Эвора. Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941, Минделу — 17 декабря 2011[2], Сан-Висенте) — певица с островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи.
Сезария Эвора (Cesária Évora) Сезария Эвора Музыканты, как и все без исключения люди, приходят и уходят.

Сезария Эвора - Cesária Évora

К тому же в 1975 году Острова Зеленого Мыса обрели независимость от Португалии, и хотя в отличие от соседней Анголы это произошло без кровопролитной гражданской войны , ничего хорошего не принесло, потому что к власти пришло прокоммунистическое правительство. При проклятых колонизаторах Острова Зеленого Мыса были крайне бедной страной, но все-таки в Минделу, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. Однако и любовь, и печаль, и весёлые, юмористические, праздничные картинки - всю эту гамму чувств и настроений островитяне выражали в морнах и коладейрах - местных песнях на все случаи жизни. С верными ей музыкантами Сезария переезжала из клуба в клуб, c острова на остров, играя концерты и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Но с избавлением от колониального гнета и приходом к власти доморощенных коммунистов и прежде небогатая экономика страны, державшаяся исключительно на туристическом бизнесе, попросту перестала существовать.

В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать. Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии. Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию.

Это были самые трудные десять лет в ее жизни. Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила. Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь. И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей.

В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов. Эту поездку организовал какая-то загадочная и полумифическая организация - Комитет женщин Кабо-Верде. Путь Эворы лежал в Лиссабон. Что там получилось с этой поездкой, история умалчивает, но известно, что Сезария осталась в Лиссабоне, пела по вечерам в ресторанах, собирая деньги на обратный билет.

То ли тоскливо стало ей в матушке-Европе, то ли концерты не задались. Словом, она решила отбыть к себе на родину. На ее и на наше счастье, в один из вечеров, когда она пела в ресторане «Enclave », туда заглянул французский продюсер Жозе да Силва. Впрочем, французом он был только по паспорту, а родился и вырос на тех же Островах Зеленого Мыса.

Собственно, и продюсером он в то время еще только мечтал стать, а пока работал по ночам путевым обходчиком. Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора. Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки. Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую.

Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже. Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов. Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы. Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса.

Однако постепенно, методом проб и ошибок, Жозе да Силва нащупал тот неповторимый акустический саунд, который впоследствии покорил весь мир. Он сумел найти правильных музыкантов - в основном уроженцев Кабо-Верде. С электронным звучанием было покончено раз и навсегда. И Европа пала в 1991-м году, когда вышел альбом Mar Azul «Лазурное море».

Да Силва поместил Сезарию в привычное и понятное ей окружение - маленький акустический ансамбль гитары и обязательная кавакиньо - ритмическая 4-струнная гитара, акустический бас, перкуссия, скрипка, рояль, саксофон, труба , отсутствие сложных аранжировок и подготовленных форм плюс совершенно живая запись без наложений - в таком режиме весь альбом был записан в два дня! И успех пришел. Титульную песню альбома, которую, между прочим, написал уже упоминавшийся сегодня дядя Сезарии Эворы B. Leza, французские радиостанции крутили день и ночь.

Давайте и мы сейчас ее послушаем. Текст предельно прост, незамысловат и поэтичен: Море! Вези меня в мою страну, В страну, где ждёт меня мама, Где все скучают обо мне! В земли, где прошло мое детство.

Сан-Висенте, твои руки - моя колыбель… Море! И сколько лет уже прошло, Как прежде, светит луна, а я была так далеко! Теперь, пожалуй, самое время немного поговорить о жанрах песен Эворы. Практически все, что она пела, можно разделить на две группы - на уже упоминавшиеся морны и коладейры.

Не вдаваясь в детали, охарактеризовать эти две группы проще всего так: морна - это медленная грустная песня, коладейра - это быстрая грустная песня. Стилистически эта музыка является смесью португальской фады и бразильской боссановы, наложенной на прихотливую африканскую полиритмию. От фады кабовердианская музыка унаследовала главным образом общий меланхолический настрой, предельную простоту гармоний, традиционные мелодические и гармонические ходы европейской музыки и глубокий беспросветный минор. Песен, написанных в мажоре, в репертуаре Эворы очень мало, и они расположены на периферии ее творчества.

От боссановы, которая, напротив, является стилем сравнительно молодым, непростым, гармонически изысканным и изощренным, кабовердианская музыка взяла постоянный свинг и синкопирование, но придала им собственную окраску. Очень показателен в этом смысле эпизод из документального фильма про Эвору, когда она в Нью-Йорке приходит в студию к продвинутым американским джазменам, которые собаку съели на сложнейших джазовых гармониях и всяких ритмических ухищрениях. Они пытаются аккомпанировать ее простеньким песням, но у них ничего не выходит. Им никак не удается поймать неуловимый ритмический сдвиг ее пения.

Они не совпадают с ней по движению, по темпо-ритму, не могут, как говорят музыканты, «попасть в нее» - музыка разваливается. Но вернемся к морнам и коладейрам. Лишь очень немногие из песен Эворы можно назвать фольклорными - почти у каждой есть атрибутированные авторы. Но в конце концов у всех фольклорных песен когда-то были авторы, только с годами их забыли.

А фольклор Кабо-Верде еще настолько молод, что авторов забыть не успели. Классическую морну мы только что прослушали. Морна по-португальски значит «мягкий», «теплый». Это определение в равной степени может относиться к воздуху, воде, прикосновению, сердцу или душе.

А на креольском морна означает «слово». Первоначально это были стихи, главным образом посвященные расставанию с родным домом, прощанию с рыбаками, уходящими в море, тоске по родине. Все это вмещает в себя португальское слово saudade, видоизмененное в креольское sodade. Самое близкое к нему по смыслу русское слово - тоска.

Но по-хорошему этому слову нет аналогов ни во французском, ни в английском, ни в русском. Это какая-то невообразимая смесь ностальгии, меланхолии и нежности, чувство утраты настоящего. Мелодически, гармонически да и по настроению многие морны чем-то удивительно похожи на наши цыганские романсы. Коладейра же, сохраняя в целом тот же меланхоличный минорный строй, - песня более жанровая, танцевальная и сюжетная.

Хотя надо сказать, что и в морнах, и в коладейрах текста очень мало - обычно это один-два куплета и припев, которые повторяются по многу раз. Давайте сейчас послушаем и посмотрим одну колайдеру с того же альбома «Mar Azul ». Скажу сразу, что перевода этой песни найти не удалось, но он, похоже, и не очень нужен. Правда, одну фразу мне вроде бы удалось понять самому.

Это фраза «о мама, ескузе вергонья» - «мама, прости меня, бесстыдницу». Песня называется «Станцуем ча-ча-ча ». Этого человека зовут Паулиньо Вейера, и для создания акустического звучания Эворы он сыграл не меньшую, если не большую роль, чем Жозе да Силва. Ему принадлежат почти все аранжировки на первых пяти акустических альбомах Эворы.

А на студийных записях многих песен он исполняет едва ли не все партии - фортепьяно, гитары, кавакиньо, губной гармоники, перкуссии - словом, человек-оркестр. Через год после альбома Mar Azul в 1992 году выходит альбом Miss Perfumado «Благоухающая» , который стал настоящей бомбой. Только в одной Франции за первый месяц было продано 200 000 экземпляров. При том, что, на мой вкус, этот альбом был в целом слабее предыдущего.

Зато на нем два совершенно бронебойных хита, без которых впоследствии не обходился ни один концерт Эворы - это песни «Sodade » и «Angola ». Они стали ее визитными карточками. Разумеется, мы их сейчас посмотрим и послушаем. В моей видео- и фонотеке есть по меньшей мере по пять вариантов исполнений этих песен, и в каждом из них есть своя изюминка, но я все-таки решил остановиться на том живом концерте в парижском клубе «Батаклан» в 1995 году, фрагмент из которого вы сегодня уже видели.

Среди матросов, проституток и туристов всегда хватало поэтов и музыкантов, которые сочиняли морны — народные кабо-вердские баллады, название которых можно перевести как «тужилка». Вскоре после освобождения Эвора завела знакомства в среде «тужильщиков». Гитарист Эдуардо оказался достаточно смел, чтобы проявить свою любовь к девочке самым очевидным образом.

В качестве заработка он предложил ей совместные выступления в барах. Если двое понравились друг другу — это уже все, пути назад нет. Так случилось, что мой оказался музыкантом.

Я благодарна этой любви: если б не она, я бы не начала петь и не стала известной». Когда Эдуардо, как многие кабовердцы, уехал на заработки в Европу и след его затерялся, Сезарии остались его песни. Она носила их по барам, как попрошайки носят по людным местам своих младенцев.

Но если любовь случилась, то под ее чарами ходят всю жизнь и даже после смерти любимого шесть месяцев ждут, надеясь на его возвращение. У нас рассказывают историю о парне, который любил девушку, а девушка никогда его не слушала и убегала, стоило ему с ней заговорить. Этот парень работал в морге, а девушка любила купаться в непогоду.

Однажды она погибла; в морге в ту ночь была как раз его смена. Когда принесли труп девушки, парень посмотрел на нее и сказал: «Ах, девушка, что я вижу, ты всегда убегала, едва завидев меня, а сегодня приходишь ко мне сама». Смысл в том, что смерть любви не помеха, и — раз полюбив — любишь вечно».

Вновь ее история кажется похожей на слова песни. Мы этих слов не разбираем. Креольский — единственный язык, которым владеет сама певица, — это языковая утопия, отголосок всех языков латинской группы.

В нем слышатся знакомые французские, испанские, португальские слова, но обо что разбилось «корасон», куда так печально шла «жика» и кому обращена «амор» — загадка, более пленительная, чем любое объяснение. Из музыки и голоса можно дописывать собственные картины. Мне запомнился человек, который брал у меня автограф и сказал: «Я ставлю вашу музыку, когда мне надо, чтобы ребенок поскорей уснул».

Индифферентная, неподвижная, грузная и босая, слишком старая и чуждая страстей, чтобы быть героиней своих текстов, Эвора стоит на сцене Театра Васильева. Она не навязывает песню зрителям — она оставляет песню жить своей жизнью в сигаретном дыму, что клубится над специально накрытым чайным столиком. Эвора фактически хранит традицию того поколения артистов, которые были в состоянии провести целый вечер один на один, без кордебалета, с публикой большого ресторана, не превращая светское удовольствие в докучную «встречу с прекрасным» или, того хуже, фанатскую акцию.

Вспоминаются Рафаэль, выступающий в ресторане трансатлантического лайнера в фильме «Пусть говорят», и съемки лас-вегасских концертов Барбры Стрейзанд и Дайаны Росс. Докурив, Сезария отпускает музыкантов и один на один с роялем, сквозь равные промежутки, бросает в зал пронизывающие ноты песни «Negue» — про очередную жику, которая, пока дошла до ближайшего маркадо — судя по неземному звучанию голоса артистки и какой-то надслезной, уже по ту сторону земных страданий, интонации, — увидела целую жизнь. Потом оркестр возвращается, ритм учащается, но ностальгия голоса остается неизменной, проникая в самое сердце.

Не ровен час, Бог разозлится и подкинет тебе в овин сверточек». Какой красивый крест, можно посмотреть? Руки Эворы — днем позже, на концерте, она выйдет в великолепном золотом кресте, украшенном сапфирами, — тянутся к моей шее.

А откуда у вас эти шрамы на руках? На гастролях я всегда вожу с собой утюг. В гостиницах прошу доску и глажу себе одежду.

Но всякий раз забываю, что включила утюг, и обжигаюсь.

Она талантлива. Мы дружим. А вообще у нас один и тот же продюсер, Хосе де Сильва.

Думаю, автор песни Консуэло Веласкес была бы довольна вашим исполнением. Просто она показалась мне настолько прекрасной, что невозможно было не записать её. Несколько лет назад мы с Консуэло встретились в Мексике, и она сказала, что ей нравится именно моё исполнение. Вы готовитесь к этому событию?

Наверное, в вашей стране эта дата будет отмечаться как национальный праздник… - Нет-нет, никаких фестивалей. Дочка купит тортик, приедет в гости, и мы съедим его в тесном семейном кругу. Это дедушка-домовой. Начинает задумчиво вертеть в руках, рассматривая глазастенькое существо с пушистой льняной шевелюрой.

Кстати, в Кабо-Верде есть подобные верования в хранителей очага? Верим в Марию, Иисуса, Бога-отца, почитаем святых… В номер заходит организатор тура, показывает на часы... Желаем синьоре Сезарии здоровья и долголетия, вручаем ещё коробку шоколада и диск с записями русского народного оркестра. В ответ дива, откинувшись на спинку дивана, произносит: - Всякий раз, уезжая из России, я испытываю содаде по отношению к ней.

Именно в Кабо-Верде певица умерла в 2011 году на 70-м году жизни. Альбом «Кафе Атлантико» был номинирован на «Грэмми» и принес певице награду Victoire dela misique — высшее признание музыкального успеха во Франции. Название диска — это собирательное название всех баров в Минделу, где много лет работала Сезария. Именно поэтому песня Amor di Mundo получилась особенно эмоциональной — она ностальгическая. Сезария записала ремейк известной композиции «Парень с улицы Глюк» вместе с итальянским актером и певцом Адриано Челентано. Песня, исполненная на креольском языке, вошла в альбом Челентано Ce sempre un motivo. Эта композиция 1966 года, в которой певец пел о себе Адриано родился на улице Глюк в Милане , была переведена на 22 языка мира и более четырех месяцев возглавляла итальянские хит-парады.

Челентано прокомментировал этот дуэт так: «Я всегда слушал и люблю музыку Сезарии, которая хранит дух ее культуры. Однажды я попросил Клаудию жену. Во время беседы я сказал, что мне было бы приятно спеть с ней. Или одну из ее замечательных вещей, или «Парня с улицы Глюк». Она захотела послушать песню. Ей очень понравилось, и она одобрила эту идею». Дуэт двух великих музыкантов был великолепен.

Этот диск наконец получил премию «Грэмми», на которую певица номинировалась пять раз. После его выхода Эвора снова получила титул Victoire dela misique во Франции. Isolada — заглавная и самая задушевная песня — задает тон всему альбому. В портовом баре накурено и людно. На сцене босая темнокожая девочка поет о большой любви, о разлуке. Она верит, что однажды и к ней придет счастье, и не знает, что через четыре десятка лет ей, по-прежнему босоногой и верящей в него, будут хлопать в переполненных залах по всему миру… Если бы не Сезария Эвора, бывшие Острова Зеленого Мыса а сегодня - Республика Кабо-Верде так бы и оставались строкой в учебниках истории и географии. И только редкие путешественники, любители забраться подальше от цивилизации, смогли бы рассказать о 18 островах в Атлантическом океане, недалеко от западного побережья Африки.

Но, выйдя на сцену, Сезария смогла рассказать нам, не видевшим тех краев, о своей родной земле , где ласковое солнце, весь день нагревавшее песок бесконечных пляжей, скатывается в огромный океан, где шелестит среди ветвей ветер, нашептывая влюбленным о скорой разлуке, и где поют женщины, чьи возлюбленные уже покинули родные края, надеясь отыскать лучшую жизнь. И песни о разлуке, о все еще возможном или уже несбыточном счастье, мелодии светлой грусти, укутанной в робкую надежду и разрывающую сердце тоску, уплывают за горизонт - тонкую линию между лазурным небом и бирюзовым океаном. Еще в XVI веке португальцы высадились на островах, превратив их в свою колонию, и стали увозить невольников за Атлантику. В конце XIX века рабство на этих землях отменили, но это не слишком улучшило социальный статус местных жителей. Редкие дожди не позволяли заниматься сельским хозяйством, богатых залежей ископаемых тоже не находилось, власть на острове по-прежнему принадлежала португальцам. Все больше мужчин мечтали о лучшей жизни и садились на корабли, чтобы пересечь океан из чужих земель слать гроши, которые помогут спасти семью от голода. Все больше женщин оставались бедствовать со множеством детишек, по вечерам вглядываясь в горизонт и в песнях изливая тоску по любимым.

Морны - так назвали эти музыкальные плачи - один из самых распространенных на острове жанров. Мама Сезарии тоже не раз выпевала ветру печаль, когда в доме оставалась одна лепешка на шестерых детей. Эту грусть узнала и маленькая Сезария. Сначала когда в семилетнем возрасте потеряла отца, а после когда ее новой семьей стали такие же чумазые горемыки в детском доме - не в силах самостоятельно прокормить детей, мать отдала их в приют. Девочка скучала по настоящей семье, но старалась не потерять надежду, что счастье однажды найдет ее. Ее никто не учил нотной грамоте - впрочем, обычная тоже осталась для нее непостижимой: в Кабо-Верде времен ее детства было не до школ. Она так до конца жизни и останется необразованной, выучив лишь несколько простых фраз, чтобы подписывать открытки поклонникам: «От Сезарии с любовью».

Но это все еще очень далеко, а пока у Эворы свои маленькие радости и беды. Чтобы заработать хоть немного на жизнь, она отправляется в портовую часть родного Минделу, где на побережье стоят трактиры. К 1958 году здесь не сказать чтобы было идеальное место для жизни, но по сравнению с остальными городами более удачное. В порт прибывали корабли со всех сторон света, и соскучившиеся по суше моряки заходили в заведения пропустить рюмочку. Не все понимали, о чем поет 17-летняя девушка, ведь она знала только местное наречие - кабо-вердианский креольский, диалект португальского языка. Но простые парни слушали ее сердцем, ведь историю любви всегда поймет другой влюбленный, на каком бы языке она ни звучала. Слушателю запоминаются больше морны - печальные песни-баллады о любви, о том, как кто-то грустит в разлуке.

Есть еще коладеры - они носят критический, даже сатирический окрас. Быть может, кто-то сделал что-то не очень красивое или не очень правильное, а мы делаем из этого историю, превращаем в песню. Практически в каждом альбоме есть и морны, и коладеры». У Сезарии за 24 года вышло 18 альбомов. Первый - Distino di belta - был записан еще в 1987 году, но широкой известности не получил. Последним стал сборник Nha Sentimento 2009 года. А 15-й по счету альбом, Voz de Amor, вышедший в 2003 году, в следующем принес исполнительнице премию «Грэмми».

А Сезария пела душой - к ней только пришло первое чувство, но не пришло долгожданное счастье. Красавец гитарист уехал с острова, как многие мужчины, в поисках лучшей доли. И Эвора умела рассказать со сцены от имени всех женщин, любящих и ждущих, и это трогало душу любого слушателя. Как и история сложной жизни в бедности - кому, как не простым морякам, понять, что такое «за душой ни гроша». Но там же она приобрела привычку к алкоголю, которая останется с ней до 1994 года. Меня угощали, и я втянулась. Казалось, что алкоголь спасает от тяжелых мыслей, - признавалась она.

К счастью, сумела победить эту зависимость и ничего крепче воды уже не употребляла». Ее музыка стала появляться в эфире местного радио, ее имя уже знали соотечественники. Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка. Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю. И как видите, оказалась права», - скажет она много лет спустя. И добавит, что однажды кто-то из моряков подарил ей брелок в виде Эйфелевой башни.

Тогда Эвора сказала себе, что однажды она обязательно отправится в Париж и своими глазами посмотрит на эту башню. С аншлагами прошли первые концерты на главной площадке страны - «Олимпии»; В 1995 году вышедший диск Cesaria во Франции становится «золотым», а в США - хитом продаж 150 тыс. Но пока ее мечты о славе, легкие и сильные, как океанская волна, едва не разлетелись брызгами, ударившись о скалу реальности. В 1974 году подвластные Португалии Острова Зеленого Мыса наконец отважились осуществить давно вынашиваемый план: стать независимыми. Режим был свергнут, соглашение о независимости подписано, но это не смогло сделать реальными лелеемые мечты о хорошей жизни. Положение обретшего независимость и переименованного в Республику Кабо-Верде государства стало еще хуже. Это почувствовала и Сезария: в порту швартовалось намного меньше кораблей, а жителям островов стало не до песен и веселья в кабаках.

Музыка помогала мне зарабатывать на жизнь. И когда пение перестало приносить деньги, я перестала петь, - скажет она о том периоде. Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену». Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт. Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни. Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу.

Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов. И наконец она решается на поездку. Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню.

В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса.

Сезария Эвора: биография легендарной певицы

Сезария Эвора Главная» Новости» Эвора сезария концерт в париже.
Биография Сезарии Эворы – легендарной певицы из Африки Сезария Эвора — культовая «босоногая дива», гениальная певица из Кабо-Верде, которая восхищала миллионы людей, исполняя композиции в стилях морна, фаду и модинья.
Умерла Цезария (Сезария) Эвора (Cesaria Evora) 17 декабря 2011), более известный как Cize, был певцом и автором песен из Кабо-Верде.
Видео: чем прославилась Сезария Эвора? | Знаменитости с фото и видео Телеграм-канал @news_1tv.
Эвора Сезария — Биография 17-го декабря умерла известная и уникальная в своем роде певица Сезария Эвора, которая пела на родном кабовердийском креольском диалекте португальского языка.

До своей кончины Сезария Эвора успела дважды выступить в Ярославле

17 декабря 2011), более известный как Cize, был певцом и автором песен из Кабо-Верде. Сезарию Эвору часто называют черным бриллиантом в короне крошечного государства Кабо-Верде, но разве можно измерить материальную ценность и значение босоногой певицы морны, фаду, модиньи для каждого из нас и этого мира. Сезария Эвора согласилась на интервью. Сезария Эвора: судьба певицы, любовь к маленькой небогатой стране, которая дала ей жизнь, помощь школам Кабо-Верде, морны и танцы босиком.

Эвора Сезария — Биография

Сезария Эвора — биография певицы. 256. Cesaria Evora. Сезария Эвора (Cesária Évora) родилась летом 1941 года на островах Зеленого Мыса. Добавить инфо. Сезария Эвора. Cesária Évora. Любимая звезда.

ТЕТУШКА ЦИЗЕ, КОТОРАЯ ОБЕЩАЛА НАМ СЧАСТЬЕ

Далее — работа над Distino di Belita 1990 г. Женщины ее возраста хотели быть похожими на Сезарию и даже ходили босиком. Выход четвертого сольного альбома "Мисс Перфумаду" 1992 г. Исполняя португальский фолк, переплетенный с блюзом и джазом, на креольском диалекте, Сезария Эвора стала 52-летней поп-звездой. Только во Франции количество проданных дисков составило 200 000 экземпляров. Певица была обладательницей "Грэмми", "Victoire de la Musique", а также самой престижной награды — ордена Почетного легиона, преподнесенного ей министром культуры Франции Кристи Альбанель.

Сезара записала 18 альбомов, неоднократно бывала с гастролями в России и на Украине. Песни Сезария Эвора популярны во всем мире Сезария Эвора пела душой. Мягко, глубоко и проникновенно. Так может петь только человек с чувственным и ранимым сердцем. А она была такой.

Романтичная, с неуловимым шармом и глубокой, как океан, на котором она выросла и осталась верна ему всю жизнь, внутренней красотой женской души. Личная жизнь Сезарии Эворы В личной жизни Сезария не нашла своего счастья. Первая любовь — черноглазый гитарист Эдуардо, отчалил от родного берега в поисках новых приключений, оставив девушку в разочаровании и боли. Сезария долго тосковала. Всю печаль и одиночество изливала в песнях.

Романы в жизни певицы были, однако человека, который смог бы находиться постоянно рядом, и в беде, и в радости, Сезарии не суждено было встретить.

Страсть к ярким длинным ногтям Ей нравились длиннющие ногти. Обычно она красила их в бордовый или какой-нибудьдругой цвет темного оттенка. Такой агрессивный, броский маникюр, казалось бы, совсем не сочетался с ее образом простой босоногой дивы из народа, однако пожилая певица очень тщательно следила за своими ногтями и непременно красила их именно так.

А пошло это еще со времен ее молодости, когда она жила бедно и у нее были очень плохие зубы. Чтобы во время выступления этот недостаток не так бросался в глаза, певица специально переключала внимание зрителей на свои руки с яркими ногтями. Разбогатев, Сезария, конечно же, сделала себе хорошие зубы, но до конца своей жизни не изменила стиль маникюра, ведь это уже было частью ее образа и мироощущения. Чем больше косметики и парфюмерии — тем лучше Сезария щедро накладывала на кожу кремы и тональники.

Все это она очень активно использовала — и по поводу, и без повода. Наводить красоту перед зеркалом было для нее самым настоящим ритуалом. Она курила сигары и сигареты Она курила даже во время концертов. Она могла закурить даже во время концерта, что больше подошло бы юному рок-музыканту, но никак не лирической певице преклонных лет.

Кстати, она злоупотребляла и алкоголем: когда в молодости Сезария пела в барах, благодарные посетители постоянно угощали ее крепкими напитками, и со временем привычка опрокинуть рюмочку-другую переросла в зависимость. Только в последние годы жизни она отказалась от спиртного из-за серьезных проблем со здоровьем. Но вот курить Сезария так и не бросила.

Она делала всё возможное, чтобы тысячи жителей Кабо-Верде учились читать и писать. В своей стране она полностью содержала всю систему образования. Из-за проблем со здоровьем осенью этого года певица объявила о завершении эстрадной карьеры.

Первоначально исполняла песни в стиле « морна » порт. Свой первый сольный альбом певица записала в 43 года в Лиссабоне. Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Титу Париш. Там же в Лиссабоне, в ресторане «Enclave» где собирался клуб лиссабонских кабовердианцев , её услышал Жозе да Силва, француз с кабовердианскими корнями, и был покорён её голосом так, что посвятил три года тому, чтобы сделать её знаменитой.

Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию [9]. С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica». В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе. А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир.

Сезария Эвора: история жизни великой певицы

Во вторник, 27 августа, легендарной певице с островов Зеленого Мыса, исполнилось бы 75 лет. Сезария умерла в декабре 2011 года. О своей жизни сама артистка говорила просто — мол, она обычная женщина, каких миллионы. Сезария Эвора прославилась как исполнительница морны — песен в традиционном музыкальном стиле родных островов. Исполняла она также и композиции в стиле фаду — португальские песни, посвященные судьбе — и португальской городской песни — модиньи.

Несмотря на распространенный миф, Эвора не была сиротой.

Маленькую Сезарию сначала отдали в приют, а когда девочка подросла и вернулась домой, то активно помогала маме по хозяйству. У Сезарии рано проявился талант к музыке, и уже с 14 лет она активно выступала на площадках своего города. Сначала девушка исполняла африканские песни, коладеру и морну. У певицы был поистине завораживающий тембр голоса и люди обожали слушать в ее исполнении ностальгические и искренние песни о любви, жизни и нелегкой судьбе.

В 17 лет Сезария вместе со своими музыкантами регулярно выступала в клубах и зарабатывала неплохие деньги для себя и своей семьи. Она завоевала любовь людей, которые прозвали ее «Королева морны». Отличительной чертой в образе певицы было то, что она всегда выступала босиком, а обувь надевала только в странах с холодным климатом. Таким образом, Эвора выражала солидарность с бедными африканскими женщинами. Большая творческая карьера Эвору много раз приглашали в Лиссабон для записи песен.

Когда принесли труп девушки, парень посмотрел на нее и сказал: «Ах, девушка, что я вижу, ты всегда убегала, едва завидев меня, а сегодня приходишь ко мне сама». Смысл в том, что смерть любви не помеха, и — раз полюбив — любишь вечно». Вновь ее история кажется похожей на слова песни. Мы этих слов не разбираем. Креольский — единственный язык, которым владеет сама певица, — это языковая утопия, отголосок всех языков латинской группы. В нем слышатся знакомые французские, испанские, португальские слова, но обо что разбилось «корасон», куда так печально шла «жика» и кому обращена «амор» — загадка, более пленительная, чем любое объяснение. Из музыки и голоса можно дописывать собственные картины.

Мне запомнился человек, который брал у меня автограф и сказал: «Я ставлю вашу музыку, когда мне надо, чтобы ребенок поскорей уснул». Индифферентная, неподвижная, грузная и босая, слишком старая и чуждая страстей, чтобы быть героиней своих текстов, Эвора стоит на сцене Театра Васильева. Она не навязывает песню зрителям — она оставляет песню жить своей жизнью в сигаретном дыму, что клубится над специально накрытым чайным столиком. Эвора фактически хранит традицию того поколения артистов, которые были в состоянии провести целый вечер один на один, без кордебалета, с публикой большого ресторана, не превращая светское удовольствие в докучную «встречу с прекрасным» или, того хуже, фанатскую акцию. Вспоминаются Рафаэль, выступающий в ресторане трансатлантического лайнера в фильме «Пусть говорят», и съемки лас-вегасских концертов Барбры Стрейзанд и Дайаны Росс. Докурив, Сезария отпускает музыкантов и один на один с роялем, сквозь равные промежутки, бросает в зал пронизывающие ноты песни «Negue» — про очередную жику, которая, пока дошла до ближайшего маркадо — судя по неземному звучанию голоса артистки и какой-то надслезной, уже по ту сторону земных страданий, интонации, — увидела целую жизнь. Потом оркестр возвращается, ритм учащается, но ностальгия голоса остается неизменной, проникая в самое сердце.

Не ровен час, Бог разозлится и подкинет тебе в овин сверточек». Какой красивый крест, можно посмотреть? Руки Эворы — днем позже, на концерте, она выйдет в великолепном золотом кресте, украшенном сапфирами, — тянутся к моей шее. А откуда у вас эти шрамы на руках? На гастролях я всегда вожу с собой утюг. В гостиницах прошу доску и глажу себе одежду. Но всякий раз забываю, что включила утюг, и обжигаюсь.

Надо будет сегодня вечером обжечь вторую руку — чтобы завтра на концерте все выглядело симметрично. Эвора не любит вспоминать 1975 год, когда Кабо-Верде была дарована независимость. Сегодня это островное государство считается образцовым: вопросы социальной защиты и образования здесь решены полностью. Но первые плоды независимости, как часто бывает, оказались гнилыми: отток туристов губительно сказался на хилой экономике. Эвора бросила петь и принялась пить — как никогда прежде. Все время: «Пой, пой, пой! Я больше не могла», — такую версию своего бегства в алкоголизм предпочитает она сегодня.

В середине 80-х подружка-аптекарша Изаура, ставшая активисткой одной из комиссий ООН, обхаживавших новорожденную Республику, сосватала Эвору в компанию кабо-вердских музыкантов, сопровождавших местную знаменитость, певца Бана, в его концертах перед кабо-вердской диаспорой Нью-Джерси. Именно там ее услышал продюсер Жозе Да Силва — и влюбился в ее голос. Он предложил сменить самолет до Кабо-Верде на парижский рейс и записать альбом, который впоследствии станет известен как «La diva aux pieds nus» — «Босоногая дива». Один везунчик вернулся навестить семью и подарил мне флакон в виде Эйфелевой башни. Когда я взяла его в руки, я сказала: «У меня родилась мечта, и она исполнится: когда-нибудь я увижу тебя вблизи, во всей твоей красе». Так и получилось».

Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. Маленькие секреты. Хосе не ошибся. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке. На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки. Это были самые тяжелые годы». Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь. Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», — расскажет она. Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью. Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще — гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди — богатые и бедные, близкие и незнакомые. Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была. Сегодняшний успех не в силах меня изменить». Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, — курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства. Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», — смеялась она. И была еще маленькая слабость, которую Сезария позволила себе, став успешной, — золотые украшения. Путешествуя по миру, она сторонилась больших торговых центров, пугаясь их роскоши, но обязательно заходила в небольшие ювелирные лавки. Это деньги, которые всегда с собой. А бриллианты я не ношу, у нас они считаются потерянными деньгами, потому что их не продать», — объяснит она. Много не надо. Она не покупала себе особняки в других странах, с гастролей она неизменно возвращалась в Кабо-Верде, продолжая жить в том же доме, что и ее мать. И во дворе этого дома всегда держали продукты, которые мог взять любой бедняк, нуждающийся в еде. Так же как зайти в ее дом и попросить о помощи. Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больно дитя и нужны лекарства, конкретному человеку, чей дом разрушила молния.

Счастлива дома

  • Сезария Эвора - Cesária Évora
  • Сезария Эвора: путь к успеху босоногой девушки
  • Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь
  • Легендарная певица из Африки

Курсы валюты:

  • Сезария Эвора: биография легендарной певицы
  • Памяти Сезарии Эворы
  • Сезария Эвора — биография певицы
  • Что еще почитать

ТЕТУШКА ЦИЗЕ, КОТОРАЯ ОБЕЩАЛА НАМ СЧАСТЬЕ

О своей жизни сама артистка говорила просто — мол, она обычная женщина, каких миллионы. Сезария Эвора прославилась как исполнительница морны — песен в традиционном музыкальном стиле родных островов. Исполняла она также и композиции в стиле фаду — португальские песни, посвященные судьбе — и португальской городской песни — модиньи. Несмотря на распространенный миф, Эвора не была сиротой.

Однако отец артистки умер, когда девочке было всего семь лет. Кроме Сезарии у овдовевшей матери осталось еще четверо старших сыновей, поэтому через некоторое время девочку было решено отдать в приют, чтобы хоть немного облегчить жизнь семьи и обеспечить должный уход самой Сезарии.

Романы с другими мужчинами не вылились ни во что серьезное. Однако Сезария состоялась как мать, она самостоятельно воспитала троих детей. Что интересно, в результате своей деятельности, Эвора заработала более 50 миллионов долларов. Но она не стала «сорить» деньгами направо и налево. Большую часть средств она потратила на финансовую поддержку систем образования и здравоохранения в своей маленькой бедной стране. Благодарные люди хотели поставить Сезарии памятник еще при жизни, но она попросила организаторов перевести средства нуждающимся детям. Эвора дожила до 70 лет и ушла, оставив после себя яркий след из своих уникальных песен и добрых дел. Совет полезен?

Певица была обладательницей "Грэмми", "Victoire de la Musique", а также самой престижной награды — ордена Почетного легиона, преподнесенного ей министром культуры Франции Кристи Альбанель. Сезара записала 18 альбомов, неоднократно бывала с гастролями в России и на Украине.

Песни Сезария Эвора популярны во всем мире Сезария Эвора пела душой. Мягко, глубоко и проникновенно. Так может петь только человек с чувственным и ранимым сердцем.

А она была такой. Романтичная, с неуловимым шармом и глубокой, как океан, на котором она выросла и осталась верна ему всю жизнь, внутренней красотой женской души. Личная жизнь Сезарии Эворы В личной жизни Сезария не нашла своего счастья.

Первая любовь — черноглазый гитарист Эдуардо, отчалил от родного берега в поисках новых приключений, оставив девушку в разочаровании и боли. Сезария долго тосковала. Всю печаль и одиночество изливала в песнях.

Романы в жизни певицы были, однако человека, который смог бы находиться постоянно рядом, и в беде, и в радости, Сезарии не суждено было встретить. Самой большой радостью ее личной жизни были трое замечательных детей, которых она, как и ее мать в свое время, воспитывала одна. Интересные факты о Сезарии Эворы Мировая слава принесла Сезарии больше 50 миллионов долларов.

Она не стала строить фешенебельных особняков и покупать виллы на Майами. Все деньги певица потратила на содержание начального образования и системы здравоохранения своей страны. Благодарные земляки хотели при жизни поставить Сезаре памятник, но она отказалась тратить деньги на увековечивание своей персоны, распорядившись отдать их детям.

Трое детей и море музыки К сожалению, Сезарии так и не довелось встретить на своём пути мужчину, с которым ей бы захотелось построить крепкую семью и прожить до глубокой старости. А ведь именно об этом она когда-то пела, будучи молоденькой девушкой, там, в порту, на родном острове Сан-Висенте. Несмотря на то, что певица так и не нашла свою вторую половинку, у неё в жизни случились три красивые истории любви, по завершению каждой из которых на свет появлялись дети. У Сезарии Эвора — трое замечательных детей, воспитание которых она могла доверить только самой себе. Это важно! Во второй половине жизни, певица была абсолютно счастлива: она больше не нуждалась в деньгах, была уверена в завтрашнем дне.

Вокруг неё всегда были её любимые дети, за будущее которых она больше не переживала. Певица, большую часть своей сознательной жизни прожившая в нужде и заботах, даже став состоятельной, так и не научилась тратить деньги на себя. Единственное, что она сразу же приобрела с первого большого гонорара — это отчий дом, в котором родилась и выросла, на своём родном острове. Вместе с домом, Сезария купила ещё и несколько раритетных автомобилей. Прекрасно понимая, в какой бедности и беспросветности живут её соотечественники, певица всё заработанное отдаёт на развитие медицины и системы образования своей страны. Так уж случилось, что до сих пор большинство кабовердийского населения продолжает жить далеко за чертой бедности, как когда-то жила и сама певица.

Именно поэтому она всегда пела босиком, сделав это в дальнейшем визитной карточкой своего образа. Босые ноги для Сезарии Эворы — это дань нищете родного народа, и это боль за него. Биография великой певицы свидетельствует о том, что, если у человека есть огромный талант и природная самобытность, то абсолютно неважно, где он родился: в Париже, либо на маленьком островке Сан-Висент. Как показывает история, кто-то, родившись на Елисейских Полях, уходит в забвение. А кто-то, появившись на свет в глухой деревушке, обретает бессмертие в памяти следующих поколений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий