Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата РПЦ Владимир Легойда обвинил МВД Эстонии в намерении уничтожить Эстонскую православную церковь.
ЭСТОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
Высшим органом, при содействии которого предстоятель - митрополит Таллинский - управляет Церковью, является Собор Эстонской Церкви. Собор осуществляет высшую законодательную, административную и контролирующую власть. Членами Собора является все духовенство Церкви исключая заштатных и запрещенных в служении , а также по одному представителю от мирян, избираемых от каждого прихода. Собор созывается не реже одного раза в год.
Такое недоверие сохраняется по сей день, и люди оставались в нашей церкви даже в то время, когда она не имела статуса юридического лица. Если сейчас начать решать эту ситуацию с позиции силы, то здесь мы видим очень серьезное посягательство на свободу вероисповедания, совести и убеждений, а это означает нарушение конституционных прав очень значительной части жителей Эстонии», — отмечает документ.
При этом власти республики вплоть до 2002 года отказывали в официальной регистрации церкви Московского патриархата. Однако в октябре 2002 года тогдашний министр внутренних дел Айн Сеппик подписал с митрополитом Корнилием Якобсом меморандум о намерениях, согласно которому ЭПЦ МП были переданы 18 церковных зданий и приходских домов. По условиям договора митрополия арендовала все здания на срок до 50 лет по цене одной кроны в месяц за каждое здание, но обещала платить государственные и местные налоги, предусмотренные законом. Проправительственные СМИ, которые сейчас пытаются доказать, что ЭПЦ МП не имеет прав ни на одно религиозное сооружение в стране, уверяют, что так было, например, в отношении Пюхтицкого монастыря. В октябре 1997 года государство и ЭАПЦ подписали договор, в котором «константинопольцы» отказались от притязаний на монастырскую собственность — землю, здания и священную атрибутику, при этом «не уступая права на нее никому другому».
По версии РПЦ, обитель, которой многие годы руководил будущий патриарх Московский и всея Руси Алексий II Ридигер , статус ставропигиальной то есть подчиняющейся непосредственно патриарху получила еще в июне 1990 года и тогда же перешла в полное подчинение РПЦ. В 1993 году Алексий II томосом указом восстановил самоуправляемую Эстонскую церковь в юрисдикции Московского патриархата. Борьба может развернуться не только за Пюхтинский монастырь, но и, например, за собор Александра Невского в Таллине. Советник отдела по делам религии Министерства внутренних дел Ринго Рингвеэ заявил, что договор аренды у ЭПЦ МП на него закончится в 2037 году, однако получен он был благодаря политическому давлению России. Однако сразу после этого архиепископ Корнилий Якобс обратился к городским депутатам с ходатайством.
А в 2001 году город подписал договор о нулевой арендной плате с общиной, зарегистрированной в 1999 году и входящей в ЭПЦ МП. Сегодня собор Александра Невского считается ставропигиальным. В церкви заявили, что признание структуры в 2002 году на государственном уровне проходило с нарушениями. Кроме того, членом правления и духовным наставником могло быть лицо, имеющее избирательное право на выборах в местное самоуправление. Синод ЭАПЦ в изгнании Стокгольмский синод , через который осуществилась регистрация, не имел на тот момент епископа и находился за пределами Эстонии.
Из этого становится понятным, что ЭПЦ МП отстаивала свои права на имущество, которое она приобретала, строила, содержала, защищала от закрытия во времена атеистических гонений и которым пользовалась на момент восстановления независимости Эстонской Республики, а не пыталась завладеть чужим», — подчеркнули в пресс-службе ЭПЦ МП. Там добавили, что решение о регистрации ЭПЦ МП «принималось не под давлением, а в результате переговорного процесса, итогом которого стал трехсторонний взаимовыгодный договор: Эстонской Республике это облегчило возможность вступления в EC, ЭПЦ МП получила возможность пользоваться своими храмами, ЭАПЦ — щедрую денежную компенсацию от государства». Впрочем, в последнее время свое мнение по острым вопросам РПЦ предпочитает обозначать в решениях Синода и до последнего не комментирует какие бы то ни было заявления с конфликтным потенциалом.
А уровень жизни в Эстонии всё-таки был немного выше, чем в других регионах Советского Союза. Но как-то всё это не учитывалось, и здесь оказалось много неподходящего духовенства, даже рукоположенного с нарушениями канонов. В настоящее время в Эстонской Православной Церкви 31 приход, 45 священников и 13 диаконов. ЭПЦ МП разделена на две епархии: Таллинскую и Нарвскую; последняя включает в себя в основном русскоязычные районы на востоке страны. В 1992 году, до раскола, в Эстонской Церкви было 80 приходов. Было ли такое на самом деле?
Потом число стало расти, процесс резко политизировался. У меня собралась целая коробка газетных вырезок, со статьями, в которых меня ругают, обзывают вором, говорят, что я хочу забрать не свою собственность и т. Так и проходила эта борьба, очень неприятная. Но не все эстонцы хотели от нас уйти хотя уходили в основном эстонцы. Очень долго держался. Потом он приехал ко мне и говорит: «Что мне делать? Со мной на улице эстонцы не здороваются, потому что статья в газете была такая… Русского языка я не знаю, чтобы служить в русском приходе, а служить хочу. Я вынужден уйти». Он провёл в приходе голосование: две пятых высказалось за Московскую патриархию, а три пятых-за Константинополь.
Вот они и ушли. Но это был хороший священник, а некоторые всё решали политизировано, просто используя неприятие к Москве. Да ведь и не только эстонцы ушли… — Я вспоминаю протоиерея Симеона Кружкова, настоятеля Успенского собора в Тарту. Близкий друг патриарха Алексия, был с ним на «ты». Мечтал об архиерействе. Когда мне патриарх предложил архиерейство, я ему сказал — есть же отец Симеон, но патриарх по ряду причин отказался принять его кандидатуру. Отец Симеон ушёл в раскол и получил там архиерейство, в Стамбуле. Вернулся в Эстонию и вскоре умер, по-моему, даже не отслужив ни одной литургии! Виной тому — смешанные браки, а также влияние лютеранской церкви.
Когда была образована первая Эстонская Республика, в 1918 году, наша церковь воспринималась как русская. Судя по всему, с тех пор это восприятие мало изменилось. Помню, как-то проезжали мы возле одного местечка, где, я знаю, был эстонский православный приход. Я у жителей спрашиваю, но никто не знает. А вот когда спросил: «Где русская церковь? Это ведь тоже имеет значение. Кроме того, эстонцы вообще народ нерелигиозный. Лютеранство для них, видимо, проще. Хотя я и русской культуры человек, но уроженец Эстонии и говорю на эстонском языке.
Эстония — моя вторая родина, здесь родился я, мой дед и мой прадед. Отец мой тоже в Эстонии родился, в Нарве, был репрессирован, его расстреляли. Церковь св. Екатерины Московский патриархат Впрочем, во взаимоотношениях с властями я стараюсь быть осторожным. Не очень приятной была для меня встреча с министром регионального развития, когда приезжал последний раз митрополит Иларион Алфеев , в марте 2012 года. Мы подняли вопрос об имуществе нашей Церкви, но министр твёрдо стоял на своём: имущество возвращается тем, кто владел им до советской Эстонии то есть в их понимании — Константинополь. Вероятно, многое зависит от принадлежности или симпатий политика или чиновника конкретной политической партии. Например, одна эстонская партия даже пригласила нашего священника для беседы, чтобы узнать о том, что такое православие. Такие вот бывают встречи.
А то, что принадлежит государству, нам не отдают. Например, в Таллине две церкви принадлежат городу. Они могли бы эти церкви нам вернуть, но земля принадлежит государству, а государство — против. Такие вот возникают мелкие зацепки. Видимо, они хотят, чтобы мы жили только за счёт свечей и тарелочного сбора. И более не имеет имущественных претензий? Они получили и храмы, и имущество приходские дома, землю и т. И сейчас всем этим имуществом распоряжаются, продают. Но они были против того, чтобы государство и нам вернуло собственность.
И толку никакого. Хотя в ЭАПЦ уже есть новые веяния: появились люди, пришедшие после раскола. А некоторые раскольники умерли. Картина меняется. Я, например, заметил, что епископ Тартуский Илия Ояперв очень благожелательно настроен, интересуется структурой нашего православия. Он эстонец, у него с митрополитом Стефаном, видимо, не очень добрые отношения. Мне кажется, что расколу содействуют два момента: личность самого митрополита Стефана и националистические настроения. Вообще, надо заметить, что патриарх Варфоломей не вмешивается в дела своих приходов в Эстонии. А вот нам сейчас очень сложно, но при этом из Москвы из разных отделов нас забрасывают всевозможными предписаниями, указаниями, предложениями.
Всё это, конечно, хорошо, но не стоит забывать, что наша Эстонская самоуправляемая церковь — это всего тридцать приходов, которые ещё разделили на две епархии. Скажу прямо: это дробление кроме трудностей нам ничего не принесло. Но не исходя из наших потребностей. Вообще, причудские приходы близ Чудского озера , которые как раз отошли в новую епархию, к епископу Лазарю, очень непростые. Священнику там самостоятельно жить невозможно, не хватит средств. Раньше у приходов были земли, сейчас же, в основном, приходится полагаться на пожертвования. Есть там один священник, который занимается фермерством, отец Иаков Метсалу, эстонец. Но это исключение, а не правило. Думаю, если бы Пюхтицкий монастырь был в составе епархии, а не отдельно как сейчас, в качестве ставропигиального , то многие вопросы можно было бы решить.
Например, чтобы священник отслужил в приходе в субботу и воскресенье, а затем мог послужить в монастыре. Сейчас фактически получается, что в Эстонской Православной Церкви нет ни одного монастыря.
Таллине Предстоятель: Евгений , Высокопреосвященнейший Митрополит Таллинский и всея Эстонии Состав: 3 архиерея; 2 епархии; 58 священнослужителей ок. О её истории до начала 1990-х годов см. Эстонская Православная Церковь. Решение о подтверждении самостоятельности Эстонской Церкви было принято Священным Синодом Русской Православной Церкви в августе 1992 года, закреплено Томосом патриарха Алексия II от 26 апреля 1993 года, и утверждено Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря 1994 года.
Глава Эстонской православной церкви будет руководить митрополией дистанционно
- Таллинская Никольская церковь Вене 24 — эстонская православная церковь московского патриархата
- Пюхтицкий монастырь ответил на требования главы МВД Эстонии о выходе из Московского патриархата
- Таллин заставляет православных отказаться от РПЦ
- Митрополит Стефан: «Мы хотим, чтобы Русская Церковь признала нашу автономию»
Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ
Мол, никакой личной неприязни к священникам и прихожанам у министра нет, единственная проблема — их контакты с Москвой, чреватые некими нежелательными для Эстонии сигналы, которые патриарх Кирилл якобы может при случае подавать своим «адептам на местах». Оборвется эта порочная связь — и вообще никаких проблем у православных в Эстонии не будет. Об этом глава МВД говорит вполне откровенно. Государство, конечно, не собирается вмешиваться в религиозные дела, но единственное, чего мы хотим, это чтобы у патриарха Кирилла, который сказал, что священная война идет и против Эстонии, больше не было влияния в Эстонии через церковь». В методах убеждения Ляэнеметс не стесняется. Недавно он посетил Пюхтицкий женский монастырь в деревне Куремяэ, чтобы лично довести до его обитателей: не выйдете из подчинения Московскому патриархату — можете столкнуться с «принудительным прекращением деятельности». Фактически то же требование Ляэнеметс выдвинул приходу собора Александра Невского в Таллине, пообещав найти юридическое решение для перехода объекта к новому собственнику.
И эстонская епархия РПЦ, по некоторым данным, уже поддалась нажиму, начав хлопотать о переводе собора из-под прямой юрисдикции патриарха Кирилла в свое подчинение. Однако, как показывает практика, все эти посулы не стоят ровным счетом ничего и могут оказаться хитро расставленной ловушкой. Мэрия Таллина уже решила расторгнуть договоры аренды на ряд объектов российской недвижимости, включая помещения, в которых пока располагается канцелярия митрополита Таллинского и всея Эстонии. После того как Москва потеряет последние рычаги влияния на ситуацию, у властей руки окажутся развязаны полностью. Церковная собственность — лакомый кусок для эстонских националистов.
Синод Эстонской православной церкви поддержал его, а также «епископат, клир и всю полноту Украинской православной церкви». Читайте также: Украинская церковь получит независимость. Что это значит?
Украинское православие: В начале сентября патриарх Константинопольский Варфоломей выступил с инициативой по преодолению украинского церковного раскола, «поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине не способна решить проблему». Ранее об этом просили президент страны Петр Порошенко и Верховная рада.
Она напомнила, что Пюхтицкий монастырь получил ставропигиальный статус от Патриарха Алексия II в 1990 году, этот статус прописан в уставе обители, где сказано, что смена юрисдикции невозможна, и сам монастырь не может инициировать какие-либо изменения. В обители также заявили, что министр МВД согласился, что за время своего существования Пюхтицкий монастырь не скомпрометировал себя участием в политических акциях и не позволял никаким политическим силам собой манипулировать.
Вот почему мы глубоко убеждены, что вмешательство государства в сложившийся за более чем век уклад монастырской жизни лишено какого-либо созидательного смысла. В монастыре молились и трудились в царской России, в Советском Союзе СССР , в Эстонской Республике, и мы искренне надеемся, что нас и впредь не лишат возможности возносить наши молитвы к Богу, дабы мирная жизнь была дарована всей Земле, всем странам и всем народам». Настоятельница и сестры обратились к христианам Эстонии разных конфессий с убедительной просьбой оказать Пюхтицкому монастырю всемерную поддержку.
Монастырь — вне политики. Таково наше кредо. И мы смеем надеяться, что ваши молитвы помогут донести эту истину до властей Эстонской Республики, к которым мы относимся с большим уважением», — резюмируют авторы обращения.
В Эстонии допустили высылку православного митрополита в случае публичной поддержки России
В начале февраля власти Эстонии вынудили покинуть страну митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения. Таллин заявил, что глава Эстонской православной церкви якобы угрожает безопасности государства. Эстонские власти хотят запретить деятельность в стране Московского патриархата. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс предлагает объявить его террористической организацией, он собирается внести эту инициативу в парламент.
По мнению объединения, большая часть этих шагов находится в компетенции Министерства внутренних дел. Напоминаем, что эстонское государство анализировало контент российских телеканалов на протяжении 30 лет, и представляете, 24 февраля этого года, когда Россия напала на Украину с десятками тысяч солдат, танков и самолетов, было обнаружено, что российские телеканалы — это пропагандистские каналы, распространяющие войну, ненависть и ложь, и их следует закрыть как можно скорее. Действовать надо сегодня, завтра будет уже поздно», — говорится в заявлении членов партии «Отечества».
Власти Эстонии решили надавить на ЭПЦ из-за связей с Россией Postimees: Эстонскую православную церковь решили лишить связей с Россией РИА «Новости» Читать 360 в В парламенте Эстонии обсудили экономическую тактику оказания давления на Эстонскую православную церковь с целью разрыва ее связей с Россией. Об этом сообщило местное издание Postimees.
За минувшие с того момента 15 лет верующих там наверняка стало еще меньше. Атеистическое общество — самый удобный полигон для отработки методов управления сознанием людей, а также новейших военных технологий и операций. Одной из его главных задач как раз является борьба с Русской православной церковью и русской культурой, чтобы снизить влияние Москвы в регионе. Промежуточной же целью властей можно считать разрыв связей Эстонской православной церкви с РПЦ и присоединение ее к Эстонской апостольской православной церкви, подчиняющейся Константинопольскому Вселенскому патриархату. То есть установление эдакого «православия по натовскому образцу», как сказал известный российский политик Егор Холмогоров. Не стоит сбрасывать со счетов и экономическую подоплеку действий главы эстонского МВД. Это пока Ляэнеметс заверяет, что даже если Московский патриархат признают организацией, поддерживающей терроризм, ни одно здание у местной епархии отобрано не будет. Мол, никакой личной неприязни к священникам и прихожанам у министра нет, единственная проблема — их контакты с Москвой, чреватые некими нежелательными для Эстонии сигналы, которые патриарх Кирилл якобы может при случае подавать своим «адептам на местах».
Оборвется эта порочная связь — и вообще никаких проблем у православных в Эстонии не будет. Об этом глава МВД говорит вполне откровенно. Государство, конечно, не собирается вмешиваться в религиозные дела, но единственное, чего мы хотим, это чтобы у патриарха Кирилла, который сказал, что священная война идет и против Эстонии, больше не было влияния в Эстонии через церковь». В методах убеждения Ляэнеметс не стесняется.
Эстония ужесточает русофобскую политику
Националистические круги Эстонии провоцируют эскалацию конфликта с Эстонской православной церковью Московского патриархата (ЭПЦ МП), передает Федеральный. Подорганизация «Отечества» предлагает п рекратить деятельности Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В конце 2022 года парламент Эстонии лишил Эстонскую православную церковь финансовой помощи, убрав её из числа организаций, получающих региональные инвестиции.
МВД Эстонии угрожает закрыть православные приходы, не разорвавшие связи с РПЦ
Митрополит уехал из Эстонии. Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Эстонские власти очень сочувственно отнеслись к планам Стефана и, напротив, с огромной неохотой восприняли прибытие Евгения, которого они полагают «агентом влияния Москвы» и живым препятствием, мешающим объединить всех местных православных под Константинополем.
Приступив к своим обязанностям, новый митрополит старался держаться максимально корректно, но тем не менее всю его деятельность рассматривали сквозь увеличительное стекло, стараясь найти в ней «пророссийскую деятельность». И, естественно, находили. Например, когда Евгений открыл в Таллине памятную доску, посвященную уничтоженной при СССР часовне Святого Георгия 95-го Красноярского пехотного полка Российской империи, это немедленно было истолковано как «пропаганда Русского мира». А вскоре митрополит дал еще один повод для недовольства собой.
В феврале 2020 года он отслужил панихиду на братском кладбище Северо-Западной армии в таллинском микрорайоне Копли — в память о похороненных в этом месте белогвардейцах, которые в основном умерли от тифа в 1920—1921 годах. Для понимания: историки и свидетели тех событий единодушно возлагают вину за смерть этих людей на власти тогдашней Эстонской Республики, загнавшие доверившихся им белогвардейцев фактически в концлагерь. Давал Евгений и другие поводы для недовольства. Например, призвал «не принимать содомский грех как норму».
Эстонские власти, поставившие перед собой задачу узаконить гей-браки, восприняли это заявление с крайним раздражением. В сентябре 2022 года министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс пригрозил, что если митрополит будет делать заявления, «призывающие к войне», то лишится вида на жительство. При этом Евгений никаких заявлений в поддержку СВО не делал. С другой стороны, не делал он и заявлений в осуждение СВО.
Понимая всю шаткость своего положения, тот уклончиво отвечал : «Я не знаю — правильно это было или неправильно. Поэтому мы нигде не говорим о том, что мы поддерживаем эту операцию. Но мы также не говорим, что мы не поддерживаем эту операцию, мы просто не знаем. Пройдет три-пять, а может, пятьдесят лет, и потом будут найдены какие-то документы, которые совершенно перевернут трактовку сегодняшних событий».
Этого эстонским властям показалось недостаточно. Они стали требовать от Евгения, чтобы тот однозначно осудил своего прямого начальника патриарха Кирилла, сказавшего, что российские солдаты выполняют на Украине свой долг перед Родиной. В октябре 2022-го Синод ЭПЦ МП опубликовал заявление, в котором, в частности, говорилось, что «наша Церковь выступает против любых войн, она за мир и за мирное разрешение любых конфликтов». Однако министр Ляэнеметс дал понять , что его такой ответ не устраивает.
Русский Народный Собор — общественная организация другого государства, решения которого, несмотря на участие в нем представителей Русской Православной Церкви, не имеют отношения к Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Мы не принимаем итоговый документ этого Собора, как не соответствующий, по нашему мнению, духу Евангельского учения. Прихожане ЭПЦМП, являясь гражданами и жителями Эстонии, с глубоким уважением и любовью относятся к культуре, обычаям и традициям своей страны и осознают себя частью эстонского общества.
В конце 2022 года парламент Эстонии лишил Эстонскую православную церковь финансовой помощи, убрав её из числа организаций, получающих региональные инвестиции. В начале февраля 2024 года власти Эстонии вынудили покинуть страну митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения. Таллин заявил, что глава Эстонской православной церкви якобы угрожает безопасности государства.
«РПЦ – ТЕРРОРИСТЫ»: ЗА ЧТО ЭСТОНИЯ, УКРАИНА И ПАСЕ УНИЧТОЖАЮТ ЦЕРКОВЬ? ТЕСТ НА ПРАВДУ
Интерфакс: Новая городская управа Таллина намерена ограничить деятельность Эстонской православной церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП), сообщили во вторник местные СМИ. Обращение митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения к клиру и мирянам Эстонской Православной Церкви. Новым поводом для «наезда» на Эстонскую Православную церковь Московского патриархата стал состоявшийся на днях в Москве внеочередной съезд Всемирного русского народного собора (ВРНС). 11 апреля министр внутренних дел Эстонии выступая в прямом эфире национального телевидения призвал парламент страны признать Русскую православную церковь террористической организацией, запретив ее деятельность. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата опубликовала Послание, в котором подтвердила свою каноническую связь с Русской Православной Церковью.
Время гонений
Новомученик и Исповедник Русской Православной Церкви XX века.15 / 28 ноября. 10 мая 2022 года в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Таллина состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Инициатива министра внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметса признать Русскую православную церковь террористической организацией «возвращает Эстонию в темные времена религиозных в. Синод Эстонской православной церкви Московского патриархата назвал подготовку Константинополем автокефалии в Киеве «антиканоническим деянием» и «решительно осудил» ее. Власти Эстонии могут закрыть православные монастыри на территории страны, которые откажутся выйти из подчинения Русской православной церкви.
Православие по натовскому образцу
- Глава МВД Эстонии предложил признать РПЦ террористической организацией - Ведомости
- В РПЦ объяснили, почему Таллин не вправе изменить статус Пюхтицкого монастыря - Российская газета
- В Эстонии признали возможной принудительную ликвидацию ЭПЦ: Прибалтика: Бывший СССР:
- В РПЦ назвали заявление главы МВД Эстонии «театром абсурда» - Новости
- Эстонская православная церковь Московского патриархата — Википедия
- Эстония ужесточает русофобскую политику
В Эстонии допустили высылку православного митрополита в случае публичной поддержки России
30 января 2024 года в нашем храме состоялось чрезвычайное заседание Собора Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Настоятельница и насельницы Успенского Пюхтицкого монастыря обратились к Совету Церквей Эстонии и его председателю архиепископу Урмасу Виилма с открытым письмо. В парламенте Эстонии обсудили экономическую тактику оказания давления на Эстонскую православную церковь с целью разрыва ее связей с Россией.