Бренд-шеф ресторана Bjorn Андрей Федосеев стремится к безотходному производству, разделяет мусор, минимизирует пластик в пользу многоразовой тары и применяет различные. Ресторан Björn никогда не искал легкой жизни. В меню ресторана Bjorn появился новый гастрономический сет из 7 подач, разработанный искусственным интеллектом. А потом ресторан-путешественник исчезает как мираж, оставляя место чистым, потому что «не оставлять следа» – такова экологическая миссия Björn.
Ресторан северной кухни Björn устроит «дикие ужины»
Нельзя только отдавать людям. Сифон для газирования воды. Мне кажется, если про сортировку у нас уже начинают как-то задумываться, то с углеродным следом всё гораздо хуже. Расскажите, как вы выстраивали цепь поставщиков? Никита: Сразу говорю и о плюсах, и о минусах логистики в России: минус — у нас огромная страна, а плюс — у нас огромная страна. Объясняю: с одной стороны, где бы вы ни работали у вас всегда найдётся кто-то рядом в доступе. С другой стороны, вы должны чётко понимать, что если ты стоишь в центре Москвы, то принцип локальной кухни не работает — в районе 30 км нет вообще ничего. Мы пришли к тому, что разумно и экологично брать продукты растительного происхождения из соседних областей. Если говорить о мясе и рыбе, то нам больше нравится работать с диким продуктом и покупать его напрямую в замороженном виде. Как вы подсчитываете и компенсируете выбросы?
Никита: С помощью сервисов, слава богу, что они есть. Ещё занимаемся высаживанием деревьев, сотрудничаем с лесничествами, поддерживаем участок леса, труд тех самых людей, которые помогают сохранять лес. И взрослые деревья, старше 50-ти лет, компенсируют твой углеродный след. Сейчас это единственный возможный и работающий способ. Маргарита: У нас есть идея взять какой-то участок под свою опеку и туда приезжать, убираться, сажать деревья… Но, к сожалению, пока что это довольно сложно сделать с точки зрения российского законодательства. Поэтому сейчас мы просто случайно выбираем какие-то территории, куда выезжаем с добровольцами из команды ресторана и наших гостей, чтобы убрать мусор. Как вам удалось организовать целое экосообщество вокруг Bjorn? Никита: Мы организуем выездные ужины, а рядом с выбранными нами красивыми местами бывают помойки. Значит, надо прибраться, и мы попросили в соцсетях, и поехало много людей.
Так было один раз, потом ещё раз, — возникла традиция. Это вопрос воспитания: ты приехал с тремя пакетами еды, почему нельзя уехать с одним пакетом мусора? Э: Наверное, от этого сообщества есть какой-то фидбэк. Гости рефлексируют по поводу того, насколько экологичен ваш подход, что-то советуют? Никита: Да, советуют во время живого общения. Например, насчёт одноразовой и многоразовой посуды очень много споров. В своё время, мы подсчитали, что многоразовые пластиковые боксы ломались быстрее, чем выходил их ресурс, — через 2-3 месяца. Если использовать одноразовый пластик, даже весом выходило меньше. Учитывая, что всё равно это сдается на переработку, то какая разница?
Сейчас ситуация изменилась: появились боксы качеством получше. Плюс, возможно, скоро начнут делать многоразовый пластик по нашим чертежам. Э: Во время пандемии очень остро встал вопрос о доставке. А доставка — это огромное количество пластика. Как у вас это устроено? Никита: Мы не занимаемся доставкой, и в пандемию тоже не занимались. Небольшое количество боксов у нас есть, чтобы гости могли унести что-то с собой, если захотят. Маргарита: Работа на доставку и упаковка блюд навынос — это огромная проблема для любого заведения, стремящегося быть экологичным. Наиболее подходящим типом пластика принято считать полипропилен, но его переработка сейчас не настолько развита, чтобы такая упаковка была действительно экологичной.
К сожалению, на наших мусоросортировочных станциях полипропилен не отбирают из массы отходов. То есть, он может поступить на переработку только если человек будет его сам собирать, мыть и сдавать в специализированные экоцентры. Пока у подавляющего большинства наших соотечественников сознательность не настолько высока, и любая подобная упаковка выступает в качестве одноразового предмета с коротким сроком жизни, и у нее практически нет шансов быть в дальнейшем переработанной во что-то новое и полезное. Пока что самым правильным выбором выглядит оборотная тара, но в случае с ней встаёт вопрос её возврата и способов мотивации наших гостей к этому. Э: Расскажите подробнее про дикие ужины. Для них вы отдельно продумываете логистику и рассчитываете углеродный след? Никита: Это очень сложное мероприятие. Во-первых, оно происходит в диком месте, во-вторых, это полноценный сет-ужин для 20 человек, в-третьих, всё готовится на костре, в-четвертых, у нас всегда сезонное и локальное меню. Например, однажды мы готовили ужин в Тульской области, и все продукты были произведены в пределах 16 км от места.
Дикий ужин — это всегда тяжёлая подготовка и сложная логистика. Ведь нужно найти место, где вы никому не помешаете и куда можно удобно подъехать.
У нас в штате ресторана есть эколог, который контролирует весь этот процесс, ищет способы грамотной утилизации или переиспользования сырья и раз в месяц устраивает общие собрания с лекцией по экологии. Есть ли какие-то рекомендации для наших читателей на тему zero waste, которыми они могли бы воспользоваться у себя дома?
Необходимо использовать продукты целиком фрукты, овощи, тушки птицы, рыбу , использовать «некрасивые продукты». Нужно также соблюдать правильные технологии и условия хранения продуктов — температуру, влажность в первую очередь. Десерт «Тихая охота» Правильно выстроенные закупки позволяют минимизировать объём отходов и списаний. Стараемся закупать большими упаковками или в свою тару, чтобы не было лишней упаковки Кажется, что подобные экологические программы — вещь весьма затратная для ресторана.
Время персонала, зарплата эколога… Так ли это? С одной стороны, да. Но, с другой, выстроенная как следует система, помимо удовлетворения от социальной ответственности, позволяет сэкономить немало денег. Например, датчики движения, подключённые к лампам в санузлах для персонала и раздевалках, экономят массу электроэнергии, так как люди постоянно забывают выключать свет.
Интересный факт: в Bjorn за шесть лет работы лампочки менялись всего два раза! Кроме того, правильно выстроенные закупки позволяют минимизировать объём отходов и списаний. Мы сократили закупки, чтобы не было излишков. Стараемся закупать большими упаковками или в свою тару, чтобы не было лишней упаковки, а также заменяем неперерабатываемую упаковку на ту, которую можно правильно утилизировать.
В какой части ресторанной деятельности ещё можно реально экономить? Вот ещё один яркий пример. У нас есть сифоны для взбивания сливок кремеры , которые необходимо заправлять баллончиками с закисью азота. За один раз на полуторалитровый кремер уходит два дорогостоящих баллончика.
Плюс их надо специальным образом утилизировать. Мы поставили установку, которая позволяет нам в течение месяца заряжать кремеры без баллончиков.
Кричащей вывески нет, в ресторан ведет простая дверь из некрашенного дерева. Естественно, в ресторане заведен раздельный сбор отходов. Одного картона только полтонны. Но сегодня отделять стекло от пластика — необходимый минимум, которым никого особо не удивишь. Помимо этого, здесь сортируют и более редкие виды мусора: мягкий пластик, чеки, фольгированную упаковку, крышечки от бутылок. Но в первую очередь экономия касается продуктов.
Не секрет, что сегодня значительная часть производимых в мире продуктов оказывается на свалке. Этого бы с лихвой хватило, чтобы накормить всех голодных. Например, лук-порей. Владимир Молчанов шеф-повар Зеленую часть мы используем, например, для оформления подачи гравлакса. Гравлакс — изначально способ заготовки рыбы методом закапывания.
Это перечень задач для ресторатора и для шеф-повара. Там даже есть список посредников, которые занимаются различными вопросами в сфере экологии: переработка органики, энергосбережение и прочее. Записаны различные приемы, которые помогают сберегать воду, тепло, сокращать свой food waste и быть ответственнее. Ого, это очень щедро — делиться всем этим! А нас и не любят за это! Информационная сфера вокруг zero waste настолько пресыщена мифами, что если не будет четкой информации, то все движение не будет иметь смысла. Поэтому нужно максимально открыто рассказывать, как построить систему, помогающую готовить блюда бережно и экологично. Zero waste — это вне конкуренции. А как давно вы выложили сам чек-лист? В открытом доступе он с октября, до него был просто частичный обмен опытом с такими же энтузиастами. Вот по количеству запросов и возникло понимание, что чек-лист необходим. Мы хотели поделиться опытом, а не превращать это в коммерческий проект. Какой-то фидбэк поступает? Самый большой фидбэк мы получили во время презентации чек-листа. Много пишут из регионов, спрашивают «ух ты, а как вы это сделали», «а что это обозначает». Так начинается живое общение. Ресторанам «старичкам» реально перестроиться на новую экологичную схему? Перестроиться могут абсолютно все. Просто нужно четко определить, какие действия и в какой очередности необходимы. На самом первом этапе достаточно заняться двумя вещами: работа с фудвейстом работа со своим пищевым остатком и раздельным сбором отходов. Это две базовые вещи, которые закрывают большой пласт вопросов. Остальное — это уже сбережение ресурсов, закрытие своего углеродного следа — становится важно, когда есть база. А много вот таких осознанных ресторанов в России знаете? Первыми на ум приходят ребята из Питера — ресторан «Harvest». Очень классные хотя бы тем, что с самого начала взялись за экологичный подход. Не афишировали себя как zero waste ресторан, просто таким открылись сразу. Это отличный пример того, как взрослый осознанный человек открыл взрослый осознанный ресторан. В России очень мало подобных известных ресторанов. Тут нужно понимать, что не все афишируют свою эко-деятельность, даже если и занимаются этим. Так как делается это вовсе не для пиара. Насколько правильно молчать о своих ценностях и не говорить о том, что вы за устойчивое развитие? Думаю, что вселенная все расставит по своим местам. У нас хватает эко-ориентированных людей, а в интернете можно найти любую информацию. Вообще это вопрос личной важности, личной совести каждого ресторана. Если ресторан не экологичен, то это будет видно невооруженным глазом. У нас иногда хватает зеленой вывески, чтобы тебя начали считать эко… А почему именно сейчас вы решили рассказать о себе? Все очень просто: нарастающий запрос. Понимаете, когда гость открывает наше меню, а оно у нас на одной странице помещается, то у него возникает вопрос: почему меню такое маленькое? Начинаешь объяснять, но не всегда находишь понимание. И это порождает в свою очередь еще больше вопросов. Мы все-таки хотим, чтобы у нас появлялась целевая аудитория, которой не нужно объяснять простые вещи. Конечно, у нас есть какое-то свое гостевое сообщество — те, кто чутко следит за всеми нашими постами и новостями в инстаграме с самого первого дня открытия, ездит на наши «дикие выезды». Задают какие-то узкопрофильные вопросы, задумываются над информацией и выходят на свои экологичные рельсы. Но вот часто слышим вопрос о том, почему у нас такие маленькие порции. А они не маленькие, они разумные. А что за «дикие выезды»? Мы централизованно вывозим гостей в лес — и готовим все на костре. Все украшаем, наводим красоту, всех кормим вкусно. Когда уезжаем, то все убираем, ничего не оставляем — никакого следа. Третий год мы их организуем. А куда выезжаете? Недалеко от Москвы, пару раз были в Тульской области. У нас есть три-четыре площадки, но само место каждый раз меняется. Непросто найти такое место, чтобы и красиво было, и чисто, и доступно. Красивые места обычно находятся глубоко в лесу, но оставлять машину у дороги — плохая затея, так как тащить все на себе довольно тяжело. Да и гостям вряд ли понравится около часа пешком по лесу добираться, чтобы поесть.
Ресторан дня: северный Bjorn
Ресторан Bjorn (Бьерн) на Пятницкой открылся уже более года назад. Ресторан северной кухни Björn – первый zero waste ресторан в России. первый ресторан в России, работающий по принципу zero waste. - "Биб Гурман" - "Bjorn", за лучшее соотношение цены и качества. 30.12.2023. Culinary Brilliance: A Glimpse into Chef Björn Frantzén's Three Michelin Star Masterpiece. Этот ресторан, специализирующийся на северной кухне, недавно получил сразу 3 награды Мишлен, среди которых премия в категории "Лучший молодой шеф". Ресторан Björn никогда не искал легкой жизни.
Ресторан Björn приглашает на летний ужин в лесу
Но, с другой, выстроенная как следует система, помимо удовлетворения от социальной ответственности, позволяет сэкономить немало денег. Например, датчики движения, подключённые к лампам в санузлах для персонала и раздевалках, экономят массу электроэнергии, так как люди постоянно забывают выключать свет. Интересный факт: в Bjorn за шесть лет работы лампочки менялись всего два раза! Кроме того, правильно выстроенные закупки позволяют минимизировать объём отходов и списаний. Мы сократили закупки, чтобы не было излишков. Стараемся закупать большими упаковками или в свою тару, чтобы не было лишней упаковки, а также заменяем неперерабатываемую упаковку на ту, которую можно правильно утилизировать. В какой части ресторанной деятельности ещё можно реально экономить? Вот ещё один яркий пример. У нас есть сифоны для взбивания сливок кремеры , которые необходимо заправлять баллончиками с закисью азота. За один раз на полуторалитровый кремер уходит два дорогостоящих баллончика.
Плюс их надо специальным образом утилизировать. Мы поставили установку, которая позволяет нам в течение месяца заряжать кремеры без баллончиков. И общая экономия на такой, казалось бы, элементарной истории составляет порядка 1 млн рублей в год. Декор, которым мы украшаем наш ресторан и столы в нём, мы также не покупаем. Ребята из команды ресторана отправляются в лес и собирают там ветки, растения, колоски и используют их. Я знаю, что вы ежегодно устраиваете выезды за город на субботники для сборки мусора. Мы с гостями ресторана регулярно выезжаем на субботники в район Балашихи, в Подмосковье. Эти выезды организует наш эколог. Дело в том, что необходимо заранее договориться с местной администрацией, чтобы она организовала и доставила необходимое количество баков для мусора.
А мы организуем трансфер и лёгкий перекус для участников.
Здесь всё созвучно с дикой природой, всё по-настоящему — и работают здесь только мужчины. При его создании использовались исключительно натуральные материалы — дерево, камень , мох, рога, пни, ветки. Получилось по-северному сдержанное и монохромное пространство. Ставка в меню сделана на местные сезонные продукты — используется всё, что только поймано, выращено, а значит самое свежее. Бережное отношение к продуктам, безотходное производство, экологичность — концепция заведения и новый тренд Nordic Cusine. Авторы проекта — две хрупкие девушки: архитектор Екатерина Дятлова и декоратор Ирина Баранцева. Сложно поверить, что им удалось создать правдивый мужской интерьер.
Не обошлось без сложностей. Старинное здание в центре Москвы на каждом этапе стройки постоянно подкидывало сюрпризы. Расчищенные от старых наслоений стены на поверку оказались выложены из криво положенных кирпичей разного размера.
Условия простые: принести небольшой презент для незнакомца, выбросить игральными кубиками комбинацию цифр и положить свой подарок в коробку с выпавшим номером. А самому забрать то, что пряталось в коробке, — вместе с новогодним настроением.
Также был организован сбор необычного вторсырья: пластиковых карт, ручек, фломастеров и зубных щёток. Все собранные вещи отправились с водителем Экотакси «Собиратора» в Экоцентр проекта на Кавказский бульвар 54 стр. Далее вторсырье будет передано на предприятия Подмосковья, где из них сделают новые изделия.
Ресторан северной кухни Björn в Москве
Ресторан Bjorn Björn Ресторан северной кухни в самом центре Москвы Пер? Бизнес - 12 августа 2023 - Новости. Ресторан «Björn» (м. Новокузнецкая, м. Третьяковская) в Москве: обзор, подробное описание, народный рейтинг и проверенные отзывы на А-а-ах! Описание: Шеф-повар ресторана Björn (Москва) Никита Подерягин во время финального этапа городского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера» по профессии. Опыт создания нейросетями отдельных блюд или коктейлей использовали рестораны, однако, команда ресторана Björn стала первой, кто сделал полноценный гастрономический сет из 7. Каждый «дикий ужин» — это импровизированный ресторан под открытым небом, 7 перемен блюд, приготовленных бренд-шефом Björn Андреем Федосеевым из сезонных, локальных.
Gourmet с Сандрой Димитрович: новый скандинавский ресторан Björn в Москве
Дизайн ресторана Bjorn на Пятницкой отсылает к сдержанным и самобытным скандинавским мотивам. Мы приглашаем Вас на гастроужин в ресторан Björn! У ресторана Bjorn («Медведь» в переводе с датского), расположенного на улице Пятницкой, имидж одного из самых аутентичных скандинавских ресторанов Москвы. Датчанин Каспер Гаард предлагает попробовать ее на зубок в ресторане Bjorn.
Ресторан дня: северный Bjorn
Бренд-шеф ресторана Bjorn Андрей Федосеев стремится к безотходному производству, разделяет мусор, минимизирует пластик в пользу многоразовой тары и применяет различные. Адрес ресторана «Bjorn / Бьорн»: Москва, Пятницкая ул., 3/4. Лучшая коллекция русских, европейских и калифорнийских крафтовых образцов в Петербурге и Москве. Дизайн ресторана Bjorn на Пятницкой отсылает к сдержанным и самобытным скандинавским мотивам. Если «Дикие ужины» — это гастрономический ресторан в лесу, то Björn — дикая природа в центре Москвы.
Березовые дни в ресторане Björn
У нас в Москве, в центре России, с ее 11 часовыми поясами и 4 климатическими зонами, полным-полно продуктов, выращенных на другом полушарии. Сейчас уже и ресторан не ресторан без кокосового супа, апельсинового соуса и свежего манго. Многие объясняют это тем, что наши продукты никого не могут удивить. Готов поспорить! Перед вами сет-меню из восьми блюд, где мы готовим «привычную экзотику» из обычных продуктов. Я уверен, что вполне возможно «разложить» аромат экзотических плодов на отдельные тона и собрать их воедино из продуктов другого региона,» — шеф-повар Никита Подерягин. Гастрономический сет «Привычная экзотика» Стартует сет с «Киви» — севиче из молодого рассольного сыра, который дополняет «киви» из зеленого яблока, неспелого крыжовника и семян базилика. К нему подадут моктейль из сыворотки, груши и чая из водорослей.
Ок… Раздеться не предложили, повесил пуховик на спинку стула. Занимаю столик, мне приносят меню. Минут 5 изучаю, медведя нет, зато неплохой выбор рыбы и всевозможных закусок. Следующие 35 минут прошли в ожидании официанта, который должен был принять заказ. Официантов в зале было 3, еще бармен и менеджер. Все они болтали у стойки, тупили в телефонах, прохаживались по залу, поправляя бокалы. Несколько раз они улыбались мне, но заказ никто не принимал. Я, в принципе, не торопился и решил провести эксперимент: проверить, через сколько у меня примут заказ, если не звать для этого официанта. Полчаса заказ у меня никто не принимал. На 35-й минуте я не выдержал и позвал официанта. Официант подошел и недовольно спросил, зачем я его побеспокоил. Его не смутило, чего это посетитель сидит 35 минут с меню за столиком без еды. Говорю, что заказать еды хочу. Официант очень удивляется, что у меня не приняли заказ: «У-у-у-у-у… А я думал, у вас кто-то другой принял… Ну ладно, заказывайте тогда…» — пробормотал коротко стриженный худощавый парень с серьгой в ухе. Видимо, брутальных официантов нанять пока не успели. Заказал: — тар-тар из лосося в листьях крапивы за 590 рублей — сливочный суп из сельдерея с белой треской за 320 рублей — белая треска с овощами в сливочном соусе за 700 рублей — пил какую-то настойка 40-градусную Салфеток на столах нет, надо просить у «брутального официанта». Сам он, конечно, не догадался принести. По поводу еды. Подача хорошая. Принесли все быстро, блюда красиво оформлены.
Работа над сетом шла с начала года. Более того — нейросети предложили алкогольные коктейли, которые будут сопровождать блюда сета. Именно человек должен правильно сформулировать идею и мысль, составить запрос, проверить результаты — а затем вложить душу в блюдо, иначе ничего не получится! Акцент сделан на натуральные вкусы и оригинальные, тщательно сбалансированные сочетания.
Само меню компактное и весьма интересное. Честно признаюсь, некоторые позиции видела впервые. Хотя опыт посещения необычных ресторанов весьма большой. Особое внимание уделяется визуальной составляющей блюда — минимализм, скрупулезность и чувство стиля прослеживается во всех мелочах. Кухню дополняет прекрасно подобранная винная карта. Но не стоит упускать из виду коктейли и настойки с «северным характером». Что обязательно стоит попробовать? Если вы хотите максимально приблизиться к пониманию Nordic Cuisine, то советую взять гастрономический сет, состоящий из 7 блюд без напитков — 5 000 руб. Из основного меню впечатлили следующие позиции: Тартар из оленя с моченой клюквой и жареным ягелем 820 руб. Очень красивая подача, а какой волшебный вкус … просто не описать словами. Все ингредиенты идеально дополняют друг друга. Стружка кабана и косули с черешней 640 руб. Мясо кабана напоминает свинину, но вкус намного насыщенней. Мясо косули нежнее и ароматнее. Не хамон, конечно, но очень достойно. Финский рыбный суп 780 руб. Суп из лосося и томленой нерки, который подается со сливками, молоком и зефиром из сыра скир. Блюдо насыщенное, сытное и очень сливочное. Когда ешь его, то совершенно не хочется останавливаться.
22 мая стартует новый сезон «Диких ужинов» под открытым небом от ресторана Björn
Условия простые: принести небольшой презент для незнакомца, выбросить игральными кубиками комбинацию цифр и положить свой подарок в коробку с выпавшим номером. А самому забрать то, что пряталось в коробке, — вместе с новогодним настроением.
Все блюда готовятся на месте, из-под ножа и исключительно на костре, преимущественно, из локальных продуктов, наиболее полно отражающих регион. Сам ужин проходит в формате сет-меню в сопровождении коктейльного пейринга, и по традиции содержание сета остается секретом до начала ужина. Но есть одна важная деталь: сет никогда не повторяется, каждый раз это абсолютно новый рассказ и новые впечатления.
Для нас бережное отношение к окружающему миру действительно имеет значение. В интерьере ресторана использовались только натуральные материалы: внутри — дерево, камень, мох, рог — благодаря всему это пространство выглядит одновременно лаконичным и суровым. Шеф-повар ресторана Никита Подерягин внимательно подходит к выбору ингредиентов и отдает предпочтение местным продуктам, будь то выращенная в Подмосковье спаржа или улитки из Солнечногорска. Одним из самых ярких впечатлений для гостей становятся «Дикие ужины» — гастрономические путешествия за пределы мегаполиса.
Экологическое общественное движение существует 8 лет за счет добровольных пожертвований и деятельности фандрайзингового «Полезного магазина». Работа сообщества стимулирует появление и развитие прогрессивной системы обращения с отходами в России, основанной на трех китах осознанного потребления: reduce, reuse, recycle сокращение образования отходов, повторное использование, переработка.