Среди них, одной из самых ярких фигур, был Юлий Осипович Мартов (наст. фам. Юлий Осипович Мартов (псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический. Юлий Осипович Мартов, псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум, (1873—1923) — российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. / Фотография Юлий Мартов (photo Yuly Martov). Определение термина «Мартов, Юлий Осипович» с точки зрения коммунистов.
Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году
В заключении и ссылке написал брошюры «Современная Россия», «Народничество прежде и теперь», «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России», изданные эмигрантским «Союзом русских социал-демократов» в 1898—1900 гг. Аксельрода и В. Эти работы отражали систему взглядов Мартова на современную ему Россию отсталая по сравнению европейскими странами, с реакционным политическим режимом, динамично развивавшимся капитализмом в промышленности и перспективы её развития по пути демократии и социализма ожидал скорую демократическую революцию в России, а её переход к социализму связывал с мировой пролетарской революцией. Также обосновывал в данных брошюрах ведущую роль гегемонию пролетариата на этапе демократической революции в России и ближайшие требования РСДРП «программа-минимум». Помимо преобразований в экономике выделял в качестве условия перехода России к социализму создание «свободного народного государства» термин Ф. Лассаля по образцу США или Швейцарии. В 1900 г. Потресовым и В. Лениным занимался формированием групп содействия газете «Искра» в России.
Участник Псковского совещания искровцев с П. Струве и М. Туган-Барановским с целью привлечения их к сотрудничеству март — апрель 1900. Впоследствии возглавлял группу содействия газете «Искра» на Юге России Полтава, 1900—1901. Первая эмиграция 1901—1905 В марте 1901 г. Редактор и ведущий публицист газеты «Искра». Участвовал совместно с П. Аксельродом и В.
Засулич в согласовании подготовленных Г. Плехановым и В. Разошёлся с Лениным во взглядах на соотношение морали и политики дело Н. Баумана и по вопросам партийного строительства, в отличие от него считал, что переход от кружковой организации социал-демократического движения к партийной должен происходить «снизу», а не усилиями только «вождей», с участием и антиискровских элементов социал-демократии. Делегат II съезда РСДРП июль — август 1903, Брюссель, Лондон , на котором внёс альтернативное ленинскому определение условий членства в партии — работа под контролем и руководством одной из партийных организаций вместо обязательного личного участия в деятельности низовой организации, на чём настаивал Ленин. Мартов требовал также ослабления полномочий центральных учреждений партии. Вокруг Мартова объединились все противники Ленина, в дальнейшем получившие название меньшевиков. От других признанных идеологов меньшевизма отличался неприятием бернштейнианства , однако активно поддержал идею А.
Потресова о союзе РСДРП с либералами в борьбе за демократию, а также, хотя и с некоторыми оговорками, предложенный Аксельродом план участия социал-демократии в «банкетной кампании» 1904 г. Рассматривал начавшуюся революцию 1905—1907 гг. Категорически отрицал выдвинутую В. Лениным идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства как возможный итог победы революции, считая пока максимумом возможного установление буржуазно-демократической республики. Противник действий, направленных на «организацию» революции, подготовку вооружённого восстания силами подпольщиков. Снова в России 1905—1907 После издания Манифеста 17 октября 1905 г. Участвовал в работе Санкт-Петербургского совета рабочих депутатов, член редакции легальной меньшевистской газеты «Начало». Юлий Мартов.
Начало 20 в.
После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в Берлине.... В 1920 г Ленин видимо пожалел Мартова и отпустил его зарубеж...
Школьные учителя, профессора в вузах, комиссары в армии дружно говорили: «Ленин хотел создать партию-крепость, партию-боевой отряд. А Мартов предлагал учредить аморфное, расплывчатое образование, которое никогда не могло бы достичь коммунистических целей». Второе абсолютно верно и сегодня.
А что касается «боевых отрядов», то речь шла все же не о них. По сути, решался вопрос: создавать ли партию-орден или партию — демократическую организацию. Мы все знаем, что в соответствии с ленинским предложением «членом партии может быть каждый, кто ее поддерживает как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». Формулировка Мартова была более мягкой: кроме материальной поддержки, член партии обязан оказывать ей «регулярное личное содействие под руководством одной из организаций»122. Краткий курс истории ВКП б , лично отредактированный Сталиным, резюмирует ситуацию: «Таким образом, формулировка Мартова, в отличие от ленинской формулировки, широко открывала двери партии неустойчивым непролетарским элементам… Эти люди не стали бы входить в организацию, подчиняться партийной дисциплине, выполнять партийные задания, не стали бы подвергаться опасностям, которые были с этим связаны. И таких людей Мартов и другие меньшевики предлагали считать членами партии»123. Главная книга сталинского большевизма уверяет читателей а их, по воле Агитпропа, были миллионы , что это был «организационный» вопрос.
Да, таковым он, видимо, Сталину и казался. Мартов, который до первого пункта устава шел вместе с Лениным и голосовал по программному тексту идентично с ним, на двадцать втором заседании «восстал». Не только по первому пункту Устава, но и по большинству других. Противостояние оказалось не временным, а до конца жизни. Хотя ленинское предложение набрало лишь 23 голоса против 28 за вариант Мартова, в дальнейшем господствовал Ленин. Не только потому что со съезда ушли в знак протеста бундовцы и экономисты. В конечном счете Ленин увидел больше шансов в революционной борьбе для партии-монолита, партии с жесткой внутренней организацией, чем в той ассоциации, которую отстаивал Мартов.
В начале века, как и в октябре 1917 года, победил Ленин, еще не зная, что исторически он безнадежно проиграет. Нет, не Мартову, а неумолимому времени, которое отвергнет насилие, диктат и монополию на власть. Немногие знают, что Мартов начинал свою сознательную жизнь как сторонник самостоятельной еврейской социал-демократической партии — Бунда. Работая в середине девяностых годов в еврейских организациях Вильно, Мартов верил в жизненность еврейского социалистического движения. Если смотреть на количественную сторону, то в начале века Бунд был весьма внушительной общественной силой. Как сообщвет историк Бунда М. Рафес, в 1904 году общее количество членов рабочей еврейской партии насчитывало более 20 тысяч человек, более чем в два раза превосходя русские партийные организации.
В конце девяностых годов Ю. Мартов видел в Бунде едва ли не важнейшее условие достижения евреями равноправия в области гражданских прав125. Для Мартова политическая «мягкость» это не только склонность и способность к компромиссам, но и понимание необходимости в любых условиях! Именно это обстоятельство, а не «пункт первый» устава, развело Мартова с Лениным со временем навсегда. Возможно, в конфликте Мартова с Лениным лежали не столько политические императивы, сколько нравственные. Приведу одно любопытное свидетельство, упоминаемое Б. Двиновым в «Новом журнале».
Как рассказывала сестра Мартова Лидия Дан, в детстве дети Цедербаумов своими играми создали некий идеальный мир, который именовали «Приличенск». Игры, где особо ценятся честь, достоинство, совесть, составляют основу человеческого приличия. Сестра Мартова вспоминала, что в семье произошел случай, потрясший всех, и особенно Юлия. Для младшего брата Владимира взяли кормилицу из деревни. Какое-то время спустя кормилица получила письмо, в котором сообщалось, что ее родной ребенок дома от плохого питания умер. Видя горе несчастной женщины, маленький обитатель «Приличенска» взял с сестер клятву, что они никогда больше «не допустят такой подлости». Будучи взрослым человеком, Мартов не раз вспоминал этот случай, который оставил в его душе глубокий шрам126.
Для ребенка, гимназиста, студента, а затем и социал-демократа Мартова моральное кредо значило слишком много, чтобы его игнорировать. В отношениях с молодым Владимиром Ульяновым Юлий Мартов вначале вскользь, а затем более рельефно рассмотрел черты, которые создали в конце концов непреодолимый водораздел между ними. В своих «Записках социал-демократа», которые успели выйти в Берлине при жизни Мартова, автор вспоминал, что в конце века В. Ульянов «оставлял при первом знакомстве несколько иное впечатление, чем то, которое неизменно производил в позднейшую эпоху. В нем еще не было, или по меньшей мере не сквозило, той уверенности в своей силе — не говорю уже в своем историческом призвании, — которая заметно выступала в более зрелый период его жизни. Ему было тогда 25—26 лет… Ульянов еще не пропитался тем презрением и недоверием к людям, которое, сдается мне, больше всего способствовало выработке из него определенного типа вождя». Правда, Мартов тут же замечает, что «элементов личного тщеславия в характере В.
Ульянова я никогда не замечал»127. Свидетельства Мартова о моральной эволюции Ленина весьма интересны. В генетических корнях нравственности этого человека проявляются многие особенности его натуры, наложившие глубокий отпечаток на деятельность созданной им партии.
Лениным был одним из основателей петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса 1895 , за что был в 1896 арестован и сослан в Туруханск. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-ю ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» « Экономистов » Е. В ссылке он пишет ещё две книги: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России». В январе 1900 г. Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А. Потресовым и В. Он активно работал по подготовке к изданию газеты « Искра » и журнала « Заря », был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. За границей помимо работы по изданию « Искры », в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже , поддерживал тесный контакт с Лениным. Сторонников Ленина стали называть большевиками , а мартовцев — меньшевиками. После съезда Мартов вошёл в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры». Участвовал в революции 1905 , член Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков апрель — май 1905 г. Что же касается его отношения к Ленину , то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввёл термин « ленинизм ». Вернувшись в октябре 1905 г. Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошёл в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. В 1906 г. В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорён к трёхгодичной ссылке в Нарымский край , которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в Женеве , затем в Париже.
Юлий Мартов, его жизнь, идеи и революционная деятельность
Мартов, Юлий Осипович — Википедия с видео // WIKI 2 | Главная» Новости» Мартов рсдрп. |
Мартов Юлий Осипович. Большая российская энциклопедия | Главная» Новости» Мартов юлий. |
Они начинали как соратники | Юлий Осипович Цедербаум (Мартов) прожил сравнительно недолгую жизнь — полвека, но его политическое умирание не было тихим. |
Трагедия Мартова. Ленин. Книга 1 | Неоднозначной была реакция Мартова на разгон Учредительного собрания, поскольку Юлий Осипович считал этот орган «единственно правильным». |
Биография Юлий Мартов | Детство Мартова Ю.О. Родился Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) 24 ноября 1873г. в Константинополе в зажиточной еврейской семье. |
Вы точно человек?
Ни одного слова о том, какое преступление совершили эти люди, какой заговор они затеяли в тех тюрьмах, в которых были заключены еще в августе прошлого года, в дни ужасов петербургского красного террора! С социалистической точки зрения, четыре бывших великих князя стоят не больше, чем четыре любых обывателя. Но столько они стоят, и жизнь каждого из них для всякого, не променявшего пролетарский социализм на звериную мораль профессионального палача, столь же неприкосновенна, как жизнь любого торговца или рабочего. За что их убили? За что, продержав в тюрьме месяцев и успокаивая их каждый день, что никакая опасность не грозит их жизни со стороны представителей пролетарской диктатуры, их в тихую ночь повели на расстрел — без суда, без предъявленных обвинений?
Какая гнусность!
Произведения Ю. Мартова В то время, как в советской печати обсуждался вопрос об упразднении "чрезвычаек", а московская общегородская конференция коммунистов постановляет отнять у этих учреждений право выносить приговоры; в то время, как гражд.
Крыленко констатирует, что ни один декрет не предоставил чрезвычайкам права расстрела — петроградская чрезвычайная комиссия с олимпийским спокойствием объявляет, что ею расстреляно четыре Романовы: Николай и Георгий Михайловичи, Дмитрий Константинович и Павел Александрович. Ни одного слова о том, какое преступление совершили эти люди, какой заговор они затеяли в тех тюрьмах, в которых были заключены еще в августе прошлого года, в дни ужасов петербургского красного террора! С социалистической точки зрения, четыре бывших великих князя стоят не больше, чем четыре любых обывателя.
Но столько они стоят, и жизнь каждого из них для всякого, не променявшего пролетарский социализм на звериную мораль профессионального палача, столь же неприкосновенна, как жизнь любого торговца или рабочего.
Захаров 8 декабря 1893 г. У купца Елисея Саввича были две торговые лесные пристани с деревянными службами. По окончании гимназии Конкордия Ивановна поступила на естественное отделение математического факультета С. Петербургского университета и училась на Высших женских курсах, где весной в 1897 году была арестована по делу "Союза борьбы". Отсидев в тюрьме 11 месяцев, была сослана в город Орлов Вятской губернии, на 2 года. По окончании ссылки Федор Дан дал ей записку в Полтаву к Л. В 1901 году, выехав к подруге по "Союзу борьбы" в Великий Устюг Померанцевой, оттуда, чтобы не навлечь на себя подозрений, заехала в Харьков, а оттуда уже в Полтаву. Она решила стать агентом газеты.
Через месяц Конкордия Ивановна уехала в С. Петербург, а оттуда в Мюнхен, где тогда была редакция газеты "Искра", а секретарем была ее подруга Инна Генриховна Смидович. Необходимо было перевезти из Мюнхена первомайские листовки и "Искру". Конкордия Ивановна согласилась перевезти 2 чемодана с литературой через границу с фальшивым болгарским паспортом. Приехала в Киев, а оттуда в Кременчуг, далее пароходом в Харьков, заехала в Полтаву, завезти последний номер "Искры" Мартову и уехала в Саратов. Везде по пути следования распространяла "Искру" и находила новых распространителей "Искры". В Саратове ее ждало письмо из Мюнхена, в котором ее просили поехать в Москву и помочь Бауману в его работе. Заехала в Самару к Кранихфельдам, Безруковой и Газенбуш. Они ей обещали помощь в распространении "Искры" и ее финансировании.
У Баумана Захарову ждало еще одно письмо из Мюнхена, в котором просили помочь бастующим щетинщикам. Она взялась за это дело, так как у Баумана не оказалось денег и он отказался, сославшись на то, что летом в городе мало людей. Захарова пошла собирать деньги к артистам. Помогли Собинов, Яворская и др. Деньги и газеты "Искра" она передала бастующим. После чего она уехала в Берлин, откуда она уехала организовывать переправу "Искры" через Болгарию в Россию. Вернувшись в Россию, Конкордия Ивановна заехала в Херсон к Цурюпе, который тоже взялся помогать распространять "Искру". Живя в Одессе, Захарова зарабатывала репетиторством. Почувствовав слежку, письмом она предупредила Ивана Загубанского, но - 32 - он его не получил.
По приезде Загубанского в Одессу в 1901 году их обоих арестовали. В тюрьме было дано распоряжение избить арестованных, в том числе очень сильно пострадал Иван Загубанский, после чего он заболел туберкулезом. После избиений "политических" разослали по тюрьмам, а Загубанского отправили в Болгарию, где он и умер. Об этом периоде его жизни и о работе с Иваном Загубанским созданы два фильма: "Первый курьер" — советский художественный фильм в постановке Владимира Янычева. Другой фильм — документальный поставлен Нюмой Яковлевичем Белогорским — известным болгарским кинодеятелем. Называется эта работа — "Болгарский путь "Искры". В Болгарии выпущена детская книга об Иване и Конкордии — "Путник, несущий "Искру", с очень хорошими иллюстрациями, выполненными художником болгарином — Стояном Шиндаровым, автор текста — Кирилл Янев. Книга выполнена с большой любовью. В Болгарии в древнем Сопоте на одной из маленьких улочек, взбирающихся на крутую гору, есть старый дом.
В нем жил и умер Иван Загубанский, здесь организован музей стараниями Цветанки Неделчевой, многое здесь связано с именем Конкордии. Конкордию Ивановну перевели в Москву в Бутырскую тюрьму, в 1903 году оттуда в Восточную Сибирь на 10 лет. Из Александровской тюрьмы, где она находилась, бежала месте с будущим супругом — Цедербаумом С. По указанию ЦК б поехали на политическую работу в Екатеринославль, вскоре были арестованы, но каждый по-своему бежали из тюрьмы. Поехали в С. В 1904 г. Из Парижа они вместе поехали на 2 недели в Лондон. Началась революция 1905 года, и они вернулись в С. Петербург, заехали в Саратов получить новые паспорта.
По заданию ЦК м поехали в С. Петербург на нелегальную работу, там их арестовали. Благодаря революции 1905 года их освободили, и они уехали в Баку. Бабушка работала там статистиком. В 1913 году уехала вместе с мужем в Чердынь до 1915 года. Вернулась в Саратов, где снова работала статистиком в Местном самоуправлении. В 1918 г. Занималась научной работой. Потом из Вятки выслана в Кашин.
В 1931 году сосланы в Казань, бабушка работала экономистом и плановиком в гортресте, стройтресте. Мне рассказывали бывшие репрессированные, которые встретили Конкордию Ивановну в Новосибирске, она голодала, и ее несли конвоиры на пальто. Она успела им сказать, что за "придуманные" провинности отвечать не будет. Она, будучи агентом "Искры", уже тогда не брала на себя вину за свою деятельность, а теперь за "придуманное" и вовсе не чувствует вины и отвечать не будет. В делах КГБ я узнала, что Конкордии Ивановне сказал тюремщик, что ее пустят в расход, и она после этого заявила, что ни на какие допросы ходить не будет. И действительно, сколько ни пытались ее привести силой на допрос, ничего не удалось. В деле нет ни одного показания, нет ничего — чистые листы. Мне сказали, что такое дело — единственное. В деле есть последнее слово Конкордии Ивановны — она сказала, что все дело ложное, придуманное.
Петербурге 2 февраля 1907 года. В 1916 году учился в начальной школе г. В 1917 году в Саратове ходил с кружкой — собирал деньги на партийную печать. Жил с мамой К. В августе 1917 года С. Цедербаум увез семью в Петроград, летом 1918 года переехали в Москву, и жили вместе с Л. Мартовым и Ф. Дан по адресу Введенский пер, дом 14, кв. Учился и в 1924 году окончил школу 43 2 ступени РОНО г.
В 1920 году был организован "Союз молодых меньшевиков", одним из руководителей был его двоюродный брат Андрей Сергеевич Кранихфельд, который дал Юлию Сергеевичу работу — печатать на шапирографе журнал "Юный - 35 - пролетарий". В 1920 году "Союз молодых меньшевиков" был запрещен, и все были арестованы, а в 1921 году была запрещена Партия меньшевиков, и родители Юлия Сергеевича были арестованы. Учился в Плехановском институте. В 1925 г. Ордера на арест Юлия Сергеевича не было, ордер был оформлен задним числом. Выслан вместе с родителями решением от 3 апреля 1925 года в Минусинск на 3 года. После дополнительных хлопот ему разрешили уехать в Саратов к родителям. В 1931 году был арестован за организацию массовых беспорядков на Саратовской бирже труда, через несколько месяцев освобожден. Работал экономистом в Татарском Промсоюзе и одновременно директором Дома науки и техники.
В конце 1931 года работал экономистом в Совнархозе и стал начальником кредитно-планового сектора Татарского Комбанка. Читая текст или просматривая записи в трудовой книжке, может сложиться ложное впечатление, что люди часто и легко меняли работу, и это на фоне безработицы. Но как только "политические" занимали положение и зарабатывали авторитет, немедленно следовало распоряжение НКВД о переводе на другую работу или увольнении. Так в 1933 году папа был уволен и вынужден уехать в Свердловск. Связь с др. Цедербаумом — то есть это один круг конечно, "тайная организация" 11 В обвинении сказано: 26. Ка-лате, начальником планово-экономического сектора. В 30-х годах город Калата был маленьким деревянным городом, с палисадниками с большими желтыми цветами. Вокруг города — горы, покрытые лесом с грибами и ягодами, водились медведи.
Я с мужем была еще раз в Калате уже в 80-х годах — города я не узнала. Леса уже не было — простирались болота. Везде одинаковые пятиэтажные дома, цветов нет — уныло вокруг. В городе Калате умерла моя мама — Мария Ильинична Крупнова в 1935 году, и папа уехал под Москву, станция Столбовая, где устроился на завод им. Баранова, Союзхимпластмасс. Мы жили с бабушкой в однокомнатной квартире в поселке при заводе, а после ареста отца бабушка увезла меня в свою комнату в Москву — Воронцовская ул. Приговором Военной коллегии Верховного Суда СССР 13 ноября 1940 года был приговорен к ВМН, за якобы участие в контрреволюционной организации меньшевиков, за террористическую деятельность, направленную против руководства Советского пра- - 37 - вительства. В расстрельной книге КГБ я видела акт о приведении приговора в исполнение, и узнала, что труп отправлен был в Донской крематорий, то есть туда же, куда в 1939 году отправлен был труп деда. Привожу отрывок из его воспоминаний.
По ночам мы иногда слышали постукивание из соседних камер, напоминающее "морзянку". В нашей камере нашелся человек по фамилии Цедербаум, который разбирался в этой азбуке. Он называл себя племянником Мартова. Инженер-химик не то из Воскресенска, не то из Вознесенска не помню , он с 1929 года все время с небольшими перерывами находился в тюрьмах и ссылке, во всех тюремных делах был достаточно искушенной личностью, что быстро сумел доказать. Пройдя такой же тщательный "шмон", как и мы все, он сумел протащить в камеру иголку, графит от карандаша, "писку" половину лезвия от бритвы. Он быстро понимал и сам выстукивал соседям по "морзянке", узнавал тюремные новости, о которых потом потихоньку мне сообщал. Боясь огласки, он говорил: "Смотри, Михаил, не каждому доверяй, могут быть среди нас и настоящие "стукачи". Он играл в шахматы, сделанные им из хлебного мякиша и окрашенные зубным порошком. Постепенно и я научился этим тюремным премудростям и в совершенстве стал "разговаривать" с соседними камерами.
Но все же я Цедербаума явно недолюбливал, от него так и разило антисоветским настроением, озлоблением против руководства партии. Между нами часто возникали яростные споры, заглушать которые чаще всего приходилось Изгоеву, необыкновенно выдержанному и волевому товарищу, июль—август 1937 год. Они сказали, что читали Диккенса он в это время был под запретом , Есенина 12 Из воспоминаний бывших репрессированных Миндлина М. Жалко только то, что в это же время там был дедушка, Сергей Осипович Цедербаум, но узнали ли они, что они рядом, из дел отца и деда я не смогла узнать. Отец знал эсперанто, был блестящий шахматист и переписывался со многими за границей, кроме того он был страстный коллекционер, собирал марки, прекрасно играл в волейбол, играл на пианино, любил танцевать, получал шахматные журналы из многих стран, сам печатался в шахматных журналах. Много писем отец получал из-за границы, но в его деле не было обвинения в шпионаже, и я поняла, что главное для него обвинение это то, что он племянник Л. Мартова и сын В. Папа был поражен, что Сергей Осипович подписал обвинение, он столько мог сказать, что ничего не знает, он, как мне кажется, не догадался, что отца пытали, конечно, ему не показали протест Сергея Осиповича, написанный на имя Берия. Я так и не знаю, поверил ли мой отец в то, что его отец вел антисоветскую работу, не поняла, читая дело в КГБ.
Отдыхая в Риге в 1952 году, я познакомилась с человеком, который преподавал в Казанском университете, мы разговорились, он стал рассказывать о своей молодости и назвал улицу, где бывал в гостях — Солдатскую. Я сказала, что тоже на этой улице была, он удивился, так как помнил маленькую девочку, которая бегала среди людей. Время было такое, что нельзя было расспрашивать, опасно, я не спросила ни фамилии, ни имени. Он очень тепло рассказывал о моем отце и спросил, где он. Я ответила, что жду его, а бабушка и дедушка, конечно, погибли, ждать их было бессмысленно. Так вот пришла ко мне весточка о моих. В 80-х годах мы с мужем были в Казани, но не нашли ни улицы, ни дома. Читая книгу Аркадия Ваксберга "Нераскрытые тайны" М. Мейерхольда, и КГБ играли с детьми осужденных.
В такую же игру вовлекли и меня, но это был 1942 год в Москве, в октябре, и поэтому игра не имела продолжения, как я понимаю. В октябре 1942 года мне исполнилось 16 лет и я получила перевод из Средней Азии на имя Тамары Цедербаум. У нас была старая почтальон, она отдала мне деньги, а квитанцию разорвала, сказав, что сейчас никто не проверит. В Средней Азии у меня никого не было, родные все были расстреляны, конечно, я узнала 13 Мы вместе с ним собирали марки, отец рассказывал мне о разных странах или читал, мы изучали с помощью марок карту, я знала в какой стране живут разные животные, об истории. Поэтому в школе мне все было легко и знакомо, я не понимала тех ребят, которым это давалось с трудом. Так я и не знаю, кто прислал деньги, это осталось тайной. В 1946 году, во дворе, когда я бежала на работу, боясь опоздать, меня остановил мужчина, спросил, не я ли Тамара Цедербаум, я подтвердила, что это я, и мы договорились, что он придет вечером. Я ждала его, но не догадалась выйти, а он не пришел. Может быть, это был кто-то из сидевших вместе с папой, но побоялся прийти, вдруг я донесла, так я и не знаю, кто был и что хотел мне сказать.
Очень жаль, что тайна осталась, и меня это мучило всю жизнь. А если это тоже была провокация КГБ, кто знает, так, видно и умру и не буду знать, что же было на самом деле. В 1953 году была создана комиссия из интеллигенции, которая поехала на квартиру Сталина, и вот совершенно случайно я попала в нее и поехала на квартиру Сталина. Когда ехали в машине, все время думала, как все бывает странно в жизни: всех моих убил, искали меня, а я неожиданно еду на квартиру палача в составе комиссии. Совершенно случайно до меня дошла весточка об отце. В Ленинграде вышли воспоминания старого каторжанина и шлиссельбуржца Муравина, который в 1938 году сидел на Лубянке, он пишет, что на Лубянке почти не было протестов против режима, но вот он был свидетелем как раз такого случая: "Бывали и единичные протесты против режима, в котором содержались в подвалах на Лубянке, но они ликвидировались быстро, не допуская, чтобы они разрослись во всеобщий. Как рассказывали, за день до моего прибытия в 4-ю камеру подвала был приведен один молодой человек по фамилии Цедербаум, некоторые из заключенных говорили, что он сын Сергея Ежова, племянник лидера меньшевиков-интернационалистов Мартова. Почувствовав удушье от недостатка воздуха, Цедербаум постучал в дверь и попросил включить вентиляцию. Получив от коридорного грубый ответ, Цедербаум ему заявил, что если по истечении пяти минут не дадут в комнату воздуха, то он вышибет стекла окна.
Это заявление было сделано так авторитетно, что не оставило у коридорного никакого сомнения, что все будет по сказанному. Не успел истечь ультимативный срок, Цедербаум был убран набежавшими оперативниками куда-то". Папа ничего не подписал, он сказал, что ничего никогда не делал и что он социал-демократ и остается им. Ему давали список шахматистов и предлагали подписать, что они шпионы, он сказал, что об этом не знает. Короче говоря, он сидел на Лубянке с 1936 года, там был его отец, мой дедушка Сергей Осипович, но я из дела не увидела, знали ли они, что оба сидят на Лубянке, очень жаль, если они так и не видели друг друга. Разрешили написать о помиловании, которое было отклонено, и 27 ноября 1940 г. Юлий Сергеевич был расстрелян, перед расстрелом находился в Бутырской тюрьме, откуда его взяли на расстрел. Акт о приведении приговора к исполнению находится в расстрельной книге КГБ, расстрелян не один, вместе с ним еще 28 человек, все эти трупы отправлены в крематорий. Труп кремировали 27 ноября 1940 г.
Так вот получилось, что на Донском кладбище была кремация моего дедушки и папы. Пепел их двоих лежит или во рву вокруг ограды, или на капустных полях Коломенского. Ее отец — Илья Иванович Крупной, уроженец Московской губернии Бронницкого уезда, село Мячково, купец, 1871 года рождения. Почетный гражданин г. По постановлению коллегии ОГПУ 27 февраля 1925 г. Скончалась Матрона Ивановна 26 августа 1937 года. Мария Ильинична Крупнова была арестована 31 декабря 1922 г. Намеченная к созыву XIV Петроградской общегородской конференцией ЛСР, собиралась Петроградским секретарем в целях обсуждения ряда вопросов преимущественно информационного характера, заслушать мнение отдельных частей организации о разработке общепартийной тактики, для выборов Петроградского комитета ЛСР. Были собраны члены ЛСР и сочувствующие для совместной встречи Нового года.
Собрание до конца не было проведено и не было встречи Нового года, все было прервано прибытием сотрудников ОГПУ. Оказывается, в Ленинграде мама была под выдуманной фамилией Николаевой, и только потом, когда я прочла дело дедушки Ильи Ивановича Крупнова, я узнала, что в Ленинграде мама была арестована под фамилией Николаева, и тогда, наконец, нашла дело моей мамы. Новониколаевск в настоящее время — Минусинск. Ввиду того, что в Новониколаевске хотели всех прибывших отправить в тюрьму, они все их было 13 человек написали заявление в Президиум Сибирского ревкома: "Заявление По постановлению административной Комиссии НКВД от 14 мая с. Петроградское ГПУ в лице Мессинга, Леонова, Збруева, учитывая, что они имеют дело с социалистами, дали нам честное слово членов РКП, что нас ввиду тяжелого состояния нашего здоровья и целого ряда других причин не будут ссылать из Новониколаевска и предоставят нам работу по специальности в сов. Сегодня 1 июня нам было предложено Новониколаевским Губотделом оставить вагон и отравиться под конвоем в каземат местного губотдела. На наше справедливое возражение, что намерены прежде чем отправиться в тюрьму вместо уготованной для нас ссылки выяснить нашу ситуацию в Николаевске, к нам прибыл представитель Новониколаевского ГПУ Ашмарин, который заявил нам о намерении Сибирского Ревкома выслать нас в Нарымский край. На все попытки нашего представителя тов. Богданова М.
Таким образом, с самого начала попытка Нивониколаевского ГПУ, цинично дискредитировавшего выше приведенными словами РКП, является политикой, провоцирующей нас на конфликт, не думая, что все честные слова ответственных петроградских коммунистов и соглашение, которое было заключено с нами в Петроградском ГПУ, на основании которого мы выехали из Петрограда, является злостной провокацией. Мы расцениваем поэтому действия Новониколаевского ГПУ как явление местного произвола и желание жестокой расправы с социалистами. Ввиду того, что все слова и вся политика Новониколаевского ГПУ неприемлемы для нас, мы резко протестуем против произвола и насилия категорически постановленного на всех обстоятельствах, принятых ПГОГПУ по отношению к нам. Продолжение политики Ашмарина неизбежно приведет нас к столкновению, тяжелые последствия которых мы неизбежно возложим на Сиб. Пересмотр дел, срок ссылки кончается 28 апреля 1926 года. Минусинск не выдает документов, задерживая выезд, не доказывая законных оснований просим вмешательства. Основание задержания. Все уехали из Минусинска. Я горда, что моя мама Крупнова М.
Я никак не могла понять, почему моя мама москвичка родила меня в Нижнем Новгороде, и только прочтя ее дело в КГБ, поняла, что она не имела права приехать в Москву и остановилась у товарища по партии в Нижнем Новгороде, который имел квартиру. Скончалась моя мама 10 ноября 1935 г. Калате, где мы все вместе жили — папа, мама, бабушка Матрона Ивановна Крупнова и я. Так кончилась наша спокойная жизнь в этот период. Вскоре после переезда из Калаты в Московскую область арестовали отца. Папа после смерти мамы уехал искать работу, чтобы уехать из Калаты. Пока мы его ждали с бабушкой, в нашу квартиру вселили рабочего-ударника. Он решил, что все наши вещи должны стать его. Все забрал, бабушка ничего не могла сделать, и только после приезда отца все вещи папа забрал и отправил на адрес бабушки в Москву.
Она жила в Москве, Воронцовская ул. После ареста отца 27 апреля 1937 года бабушка осталась без средств, ей не давали пенсию. Матрона Ивановна пошла к Н. Крупской, которая хорошо нас знала. Крупская сказала бабушке, что помочь никому она не может, но спасет меня. Бабушка Матрона Ивановна скончалась от рака 6 августа 1937 года, я осталась совершенно одна. И буквально сразу же мне из отдела опеки райисполкома дали опекуна, совершенно чужих людей, которые никогда не знали и не видели моих. Мне повезло, что нашли опекуна, а не отдали в детский дом. Могла меня взять сестра дедушки Евгения Осиповна Яхнина.
Она жила в полном достатке, не нуждалась и ее никто не трогал. Могла взять меня родная сестра папы Вера Сергеевна, она жила не богато, но могла меня взять. Но ни та, ни другая не взяли меня, побоялись. Ливны, родилась 12 октября 1901 года. Она была членом общины евангельских христиан-баптистов, а ее мама была православная. Она блестяще окончила библейские курсы. Скончалась Варвара Михайловна 7 декабря 1978 года. Мария Алексеевна Щеглова родилась 30 марта 1876 года в г. Скончалась 4 февраля 1955 года в Москве.
Это были милые, умные люди. Они дали мне возможность закончить школу и институт, который кончила заочно. Жили мы скудно, так как Варвара Михайловна получала мизерную зарплату, она работала бухгалтером. Но никогда я не чувствовала, что живу у чужих, никогда меня не упрекнули куском хлеба. Я получала только ласку и внимание, бесконечно благодарна им и никогда не забуду их, спасибо им за все. Мартова партийный псевдоним — Ф. Дневницкий , родился 25 декабря 1883 г. Отец — Исай Александрович Цедербаум, родился в 1854 г. Подольска Московской губернии.
Мать — Елизавета Григорьевна Пинес, родилась в 1864 г. Учился во 2-й гимназии С. Петербурга, окончил ее в 1902 г. Петербургский университет, на математическое отделение физико-математического факультета. В 1906 г. Плехановец, вернулся в Россию вместе с Плехановым в 1917 году. Работал в газете "Единство" до ее закрытия в 1918 г. После закрытия газеты "Единство" поступил на работу в качестве инструктора культурно-массовой работы в "Производсоюз" в С. Петербурге и одновременно учился в Педагогической академии, которую окончил в 1920 году.
Стал работать научным сотрудником академии до 1921 года, а в 1921 году вместе с профессорами академии был привлечен органами ВЧК за контрреволюционную деятельность дело Таганцева.
О своих старых уверениях в его невиновности Ленин не вспоминал. После прихода Ленина к власти в 1917 году Мартов резко критиковал политику большевиков — разгон Учредительного собрания, Брестский мир, продразверстку, «красный террор», убийство царской семьи. Однопартийная система утвердилась не сразу, поэтому он мог представлять партию меньшевиков на государственных должностях — был членом ВЦИК, депутатом Моссовета. Юлий против Сталина Хотя большевики, придя к власти, закрыли «буржуазные» газеты, меньшевистская газета «Вперед» продолжала выходить после октября 1917 года. Сталину, который в свое время был исключен из партийной организации за прикосновенность к экспроприациям». Народный комиссар по делам национальностей Иосиф Сталин подал на Мартова в московский революционный трибунал печати. В суде Мартов заявил, что ревтрибунал должен рассматривать дела о преступлениях против народа, а частные жалобы — дело народного суда: «Даже в королевской Англии в случае оскорбления личной чести короля дело о таком оскорблении слушается в обычном суде.
Поэтому я считаю, что меня не должен судить трибунал, состоящий из моих политических противников». Судья отверг его замечание. Мартов попросил вызвать свидетелей, способных доказать правдивость его слов. Сталин заявил протест: «Мартов — гнусный клеветник. Дело необходимо заслушать немедленно, не откладывая его до вызова свидетелей». Мартов настаивал на вызове свидетелей, напомнил о деле Малиновского: «Если нельзя будет допросить свидетелей — это мое несчастье, но если они не будут допрошены потому, что этого не хочет Сталин — то это его несчастье…» Свидетелей так и не вызвали, Мартову объявили общественное порицание — но не за оскорбление Сталина, а за слишком резкие выражения в адрес большевиков в той же статье. В апреле была закрыта газета «Вперед», в мае — ликвидирован ревтрибунал по делам печати. Борьба большевиков с меньшевиками продолжалась.
Мартов несколько раз подвергался кратковременным арестам — от более серьезных репрессий его защищало знакомство с Лениным. В сентябре 1920 года он выехал за границу. Туберкулез прогрессировал, Юлий потерял голос. Не имея возможности выступать публично, он писал статьи. Уже из эмиграции он чуть ли не единственный раз похвалил Ленина за его политическое решение — о введении нэпа. Его прах был захоронен рядом с крематорием на Герихтштрассе в Берлине.
Мартов Юлий Осипович
Драбкиной, видевшей сцену исключения меньшевиков из управляющего эшелона революции. После проведенного Я. Свердловым голосования, исключившего правых эсеров и меньшевиков из Советов, и предложения покинуть зал заседаний ВЦИК вскочил Мартов и, посылая проклятья «диктаторам», «бонапартистам», «узурпаторам», «захватчикам», пытался надеть свое поношенное пальто, но никак не попадал в рукав. Ленин стоял бледный и молча смотрел на выразительную сцену.
Сидевший рядом левый эсер весело смеялся, тыча пальцем в кашляющего и ругающегося Мартова. Тот наконец справился с пальто и, уходя, обернувшись, пророчески бросил хохочущему революционеру: — Вы напрасно веселитесь, молодой человек. Не пройдет и трех месяцев, как вы последуете за нами136.
Вспоминая трагедию Мартова, которая лишь рельефнее оттеняет трагедию русской революции и большевистскую одномерность Ленина, нельзя вместе с тем смотреть на поверженного лидера меньшевиков как на лицо, олицетворяющее только историческую правоту. Он верил, что социалистческая революция может быть обновляющим и освежающим актом созидания. Мартов не мог принять лишь ленинского монополизма, ставки большевиков на насилие и террор.
Правда, это весьма немало. Потерпевший поражение революционер наивно верил, что революция может быть чистой, моральной, светлой. В дни, когда белый и красный террор, столкнувшись, образовали чудовищную волну насилия, Мартов быстро написал брошюру: «Долой смертную казнь».
На одном дыхании он писал строки, подобные этим: «Как только большевики стали у власти, с первого же дня, объявив об отмене смертной казни, они начали убивать пленников, захваченных после боя в гражданской войне, как это делают все дикари. Убивать врагов, которые после боя сдались на слово, на обещание, что им будет дарована жизнь… Смертная казнь объявлялась отмененной, но в каждом городе, в каждом уезде разные чрезвычайные комиссии и военно-революционные комитеты приказывали расстреливать сотни и сотни людей… Этот кровавый разврат совершается именем социализма, именем того учения, которое провозгласило братство людей в труде высшей целью человечества… Партия смертных казней — такой же враг рабочего класса, как и партия погромов»137. Как бы «доказывая» правоту слов Мартова, уже после его смерти, в ноябре 1923 года, Политбюро рассматривало «Туркестанский вопрос».
Докладывал Рудзутак. Он сообщил «вождям», что в Туркестане пригласили на переговоры с советской властью руководителей отрядов басмачей. Им обещалось, что жизни их не угрожает опасность и что на специальной конференции будут рассмотрены пути мирного решения конфликта.
Приехало 183 главаря. Всех их немедленно арестовали и 151 человека приговорили к расстрелу. Первых из списка уже поставили к стенке и расстреляли, но тут вмешалась Москва.
Нет, Политбюро не сочло этот акт проявлением коварства, а просто пока «несвоевременным»138. У Мартова были аргументы нравственные, у Ленина — аргументы политического прагматизма. Призывы к «моральности» Ленин считал проявлением «буржуазного либерализма».
На такие сентенции отвечал записками наподобие той, которую он написал И. Уншлихту: «Никак не могу быть в Политбюро. У меня ухудшение.
Думаю, что во мне и нет надобности. Дело теперь только в чисто технических мерах, ведущих к тому, чтобы наши суды усилили и сделали более быстрой репрессию против меньшевиков… С ком. Террор, репрессии, насилие для Ленина были чисто «техническим» делом.
У Мартова не было шансов повлиять на большевистское руководство в сторону гуманизации его политики. Ее сутью было насильственное переустройство общества и всего мира. Моральная наивность российского Дон Кихота поднимает его на большую нравственную высоту, недоступную людям, одержавшим над ним и его единомышленниками победу.
Политически Мартов умирал бурно. Физически он погас тихо и печально, как сгоревшая свеча. Уже будучи тяжелобольным, он смог по разрешению Политбюро ЦК РКП осенью 1920 года уехать в Германию, успел создать печатный орган меньшевиков в Берлине «Социалистический вестник».
В последней своей статье, которую он смог с трудом написать, пока смерть не похитила его у жизни, Мартов верит в неизбежный уход с исторической сцены большевизма и замену его в России «правовым режимом демократии». Может быть, мы только сейчас находимся на пороге свершения его вещего желания? Или вновь новая волна большевизма захлестнет несчастную российскую демократию?
Не дожив до своего пятидесятилетия полгода, 24 апреля 1923 года Мартов скончался от туберкулеза. Пожалуй, не столько безмерное курение добило лидера меньшевиков, сколько крах всех его надежд. Свеча русской демократии горестно погасла.
Личная трагедия революционера весьма символична для всего социалистического эксперимента в России140. И Ленин, и Мартов стояли у истоков рождения революционной партии. Возникнув, партия, как горный ключ, стала метаться то влево, то вправо в стремлении проложить себе историческое русло.
Такие люди, как Мартов, хотели, чтобы поток был спокойным, широким, плавным. Сторонники Ленина видели революционную партию как водопад, низвергающийся с высоты.
Тише вперед, Рабочий народ! Срок ссылки закончился в 1900 году, на следующий год он выехал в Германию. В эмиграции он снова встретился с Ульяновым. Вместе с другими социал-демократами друзья разработали план создания нелегальной марксистской газеты «Искра». Цедербаум стал одним из редакторов и авторов газеты.
Свои статьи он подписывал псевдонимом «Л. Мартов» — в честь месяца марта, первого весеннего месяца, времени обновления природы. Без Мартова «Искры» могло бы не быть. И не потому, что он был талантливым публицистом. А потому, что на издание газеты нужны были деньги. Их пожертвовали его родственники. Сестра Юлия Надежда была замужем за Сергеем Кранихфельдом, который получил огромное наследство — 20 000 рублей золотом.
Съезда, на котором произошел раскол партии и разрыв дружеских отношений между Мартовым и Лениным. Яблоком раздора стал вопрос о членстве в партии. Ленин предлагал следующую формулировку: «членом партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». Мартов предлагал, чтобы членом партии считался «всякий, принимающий ее программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций». По идее Ленина, партия должна была состоять пусть из меньшего количества членов, но все они должны быть единомышленниками и активистами. Формулировка Мартова позволила бы привлечь большее число сторонников. При голосовании на съезде большинство делегатов поддержали формулировку Ленина.
Их стали называть «большевиками», сторонников Мартова — «меньшевиками». Такое соотношение сил существовало только по одному вопросу, до прихода к власти в 1917 году большевики пользовались меньшей поддержкой.
Мартов был идейным противником большевизма, а также его лидера В. Прежде всего, он отвергал стремление большевиков к немедленному вводу социалистического строя в России, их негативное отношение к наличию других партий, включая социалистическую. Классификация российских партий Мартова В качестве теоретического исследователя партий, Мартов прославился прежде всего созданием классификации отечественных партий, которая была им издана в монографии «Политические партии России» в 1906 году.
В этом труде, все партии России он разделил на: Реакционно-консервативные, правые, к которым отнеслись Союз русского народа, Русская монархическая партия и Русское собрание. Данные партии отстаивали идеи монархического строя, вопросы самодержавия, а также традиционные русские ценности. Либерально-демократические партии. К ним относились Партия демократических реформ, Партия народной свободы, или конституционно-демократическая партия, Партия свободомыслящих, которые выступали за введение идеи конституционного порядка: свободы вероисповедания и совести, равенства всех перед законом, свободы союзов и собраний, свободы печати и слова, свободы неприкосновенности жилища и личности, свободы подачи петиций, свободы передвижения. Революционные партии.
К их числу принято относить партию социалистов-революционеров, РСДРП, которые добивались полной демократической республики, либо полного народовластия, совместно с представлением вопросов самоуправления отдельным народам и обеспечением выборности всех чиновников. Центристские партии, к которым относились партия «Союз 17 октября» и Торгово-промышленная партия. Данные партии настаивали на необходимости конституционной монархии и выступали за введение в России основных прав и свобод, включая политические, а также всеобщих избирательных прав. Согласно позиции Мартова выходит, что вся система партий России точно на момент 1906 года обладала своеобразным сдвоенным центром, чьи партии были разделены по двум основаниям. Прежде всего, это отношение к самодержавию.
Партии центра, которые очевидно были правоцентристскими, хотели ограничить вопросы самодержавия Конституцией, однако законодательная роль парламента будущего должна была быть сведена к законосовещательной. Во-вторых, фактор социального состава парламента. Правоцентристские партии хотели и для будущего парламента сохранить аристократические нотки представительства. В либерально-демократических то есть левоцентристских партиях выступали за то, что передать Думе законодательные функции, а ответственность перед Думой определить для правительства, а не для монарха. Кроме того, они описались на идею всеобщего избирательного права, которое в социальном смысле должно было сделать Думу демократической.
Логинова о создании 18-й Московской дивизии народного ополчения. Логинова как источник по истории создания Московского народного ополчения в 1941 г. Лукашин А.
Документы большевистского руководства о высылке инакомыслящей интеллигенции и политической оппозиции в 1922-1923 гг. Санкт-Петербург, 17-18 ноября 2022 г. Серия 27: Глобалистика и геополитика.
Лыкова Л. Историческое наследие и современность». В соавт.
Мельтюхов М. Публикация для страницы Росархива «Вконтакте». Артизов; составители В.
Аракчеев, Д. Безьев, Е. Григорьев, Н.
Кириллова, Р. Садыков, П. Скороспелов, А.
Сорокин, А. Степанов, Т. Царевская-Дякина, Ю.
Эскин, А. Одинцов М. И, Кочетова А.
Сентябрь-декабрь 1943 г. Воспоминания М. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.
Судьба хирурга и житие святителя. Архиерейский собор 8 сентября 1943 г. Санкт-Петербург, 27-28 июля 2023 г.
Сборник статей. Архиепископ Крымский Лука Войно-Ясенецкий. Карпов — председатель Совета по длам Русской православной церкви.
Соломонова об анархистском движении в Минске 1905-1907 гг. Том 9. Рублев Д.
Махно и Махновское движение в оценках российских и украинских анархистов. Анархист, дипломат, директор архива: жизнь и общественно-политическая деятельность И. Всероссийская федерация анархистской молодежи 1918-1919 гг.
Государственно-капиталистическая модель экономики: взгляд П. Серия 21: Управление государство и общество. Савельев П.
Глава 5. Большая российская энциклопедия bigenc. Пропагандистская деятельность Д.
Социал-демократическая фракция Государственной думы ноябрь 1907 — июнь 1912 г. Глава 6.
Попова Тамара Юльевна
Березин — физик, сотрудник Физико-технического института им. Иоффе в 1952-1987 гг. Занимал пост ученого секретаря Комиссии ФТИ по международным научным связям. Был представителем Союза советских физиков в Европейском физическом обществе, инициатором проведения конференции «Ядерная зима». В 1989-1991 гг. Автор сборников рассказов «Пики-козыри 2007 и «Самоорганизация материи 2011 , опубликованных издательством «Пушкинский фонд». Личность и книги», «Мечтатели и странники. Литературные портреты», «А. Ухтомский и В.
Вместе с В. Лениным был одним из основателей петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса 1895, за что был в 1896 арестован и сослан в Туруханск. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-тью ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» «Экономистов» Е. В ссылке он пишет еще две книги: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России». В январе 1900 г. Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А. Потресовым и В. Он активно работал по подготовке к изданию газеты «Искра» и журнала «Заря», был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. За границей помимо работы по изданию «Искры», в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже, поддерживал тесный контакт с Лениным. Сторонников Ленина стали называть большевиками, а мартовцев — меньшевиками. После съезда Мартов вошел в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры». Участвовал в революции 1905, член Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков апрель — май 1905 г. Что же касается его отношения к Ленину , то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввел термин «ленинизм». Вернувшись в октябре 1905 г. Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошел в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. В 1906 г. В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорен к трехгодичной ссылке в Нарымский край, которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в Женеве, затем в Париже. В 1907 г.
При этом скептически относился к революционному потенциалу крестьянства. Поддержал Л. Троцкого в деле организационного объединения социал-демократии на антибольшевистской основе на конференции в Вене август — сентябрь 1912; проходила вслед за состоявшейся в январе того же года конференцией большевиков в Праге. С 1913 г. Деятельность в России 1913—1914 Воспользовавшись амнистией по случаю 300-летия Дома Романовых , в 1913 г. В конце 1913 — 1-й половине 1914 гг. Третья эмиграция 1914—1917 Летом 1914 г. Остался в Париже, а в 1915 г. Решительно выступал за прекращение войны, осуждал «патриотов» и, не желая победы ни одному буржуазному правительству, связывал завершение войны с демократическими преобразованиями во всём мире и возрождением международной организации социалистов. Одним из первых в социал-демократической литературе например, в письме редакции и сотрудникам журнала «Наша заря» под названием «Русский марксизм и война», 1914 охарактеризовал империализм как важнейшее общественное явление начала 20 в. Делал акцент не на определении империализма как стадии «загнивания» и «умирания» капитализма или кануна социалистической революции, а на перспективах его развития как экономической и политической системы. Полагал, что возможности саморегулирования и приспособления капитализма к новым историческим условиям далеко ещё не исчерпаны. В то же время ожидал новую демократическую революцию в России, считая, что политическая система в стране мало изменилась в результате революции 1905—1907 гг. Один из редакторов газеты интернационалистского направления «Голос» 1914—1915 ; вышел из состава редакции, разойдясь во взглядах с Л. Троцким, который всё ближе сходился с большевиками. Участник Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций, на которых произошло объединение осуждавших войну социал-демократов — интернационалистов. После Февральской революции 1917 г. Возвращение в Россию май — октябрь 1917 Вернулся в Россию тем же путём 9 22 мая. Редактор журнала «Интернационал», газет «Летучий листок», «Искра», сотрудник газеты «Новая жизнь». Последовательно отстаивал идею поэтапного перехода власти к левым силам революции, включая большевиков. Критиковал вхождение социалистов во Временное правительство , считая его неспособным решать революционные задачи, осуждал «революционное оборончество» идею продолжать войну во имя защиты завоеваний революции , возглавил Временное центральное бюро меньшевиков-интернационалистов, оппозиционное руководящим органам меньшевиков. В связи с июльскими событиями 1917 г. Не соглашаясь с большевистской стратегией и тактикой, в то же время осуждал правительственные репрессии по отношению к большевикам. Участник Демократического совещания 1917 г. Выступал с резкой критикой как Временного правительства и поддерживавших его социалистов, так и большевиков, начавших непосредственную подготовку вооружённого восстания против Временного правительства. На 2-м Всероссийском съезде Советов [25—27 октября 7—9 ноября ] предложил от имени меньшевиков-интернационалистов резолюцию, которая осуждала большевиков за организацию переворота до открытия съезда и призывала к формированию однородного социалистического правительства. После ожесточённых дебатов, закончившихся уходом со съезда правых групп меньшевиков и эсеров, не встретив поддержки, покинул съезд. Однако, рассматривая социализм как высшее воплощение индивидуальной свободы и индивидуальности, Мартов не мог примириться с характерным для большевиков «аракчеевским пониманием социализма и пугачёвским пониманием классовой борьбы», на почве которого вырастает, по его словам, «окопно-казарменный» «квази-социализм». Считал, что социализм возможен только тогда, когда политическое воспитание масс позволяет им «путём самоуправления взять в свои руки руководство общим аппаратом». В этой связи называл «бессмысленной утопией» попытку «насаждать социализм в экономически и культурно отсталой стране». Единственную возможность борьбы с большевизмом видел в восстановлении единства рабочего движения под эгидой социал-демократии Мартов. С этого времени до 1920 г. В связи с перемещением государственных и партийных органов из Петрограда в марте 1918 г. Редактор газеты «Вперёд!
Тогда выяснилось, что Сталин действительно был исключен из партии, но не ЦК, а низовой организацией Тифлиса. Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г. В конце 1918 г. Летом 1919 г. В сентябре 1920 , будучи смертельно болен туберкулёзом, эмигрировал. В Германии к нему присоединился высланный из России Ф. Дан , и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков. Сразу после приезда в Берлин Мартов с согласия ЦК партии основал журнал « Социалистический вестник », и его статьи регулярно печатались на страницах этого журнала. Всего вышло в свет 45 его статей и заметок, в которых он старался понять и объяснить большевизм, в котором видел «потребительский коммунизм». Впоследствии « Социалистический вестник » стал центральным органом партии главный редактор Соломон Шварц , во многом определял политическую линию ЦК меньшевиков. Аксельрод упрекал Мартова в «огромном несоответствии» противоречия между его «принципиальной оценкой исторического значения большевизма» и той, «в сущности, не просто оппозицией, а войной», которую меньшевистская партия, ведомая тем же Мартовым, вела против большевистской диктатуры, Аксельрод писал: «…Если большевики и только они выполняют у нас надлежащим образом исторические задачи революции, как якобинцы в своё время во Франции, то борьба наша против них по существу контрреволюционна. Наша прямая обязанность, наш революционный долг — вступить в их ряды, и если уже делать оппозицию, то крайне осторожную, частичную и, разумеется, благожелательную» [5]. В октябре 1920 г. В ней он впервые рассказал о своей позиции по поводу положения в Советской России. Критикуя политику большевиков, Мартов считал наилучшим проявлением международной солидарности по отношению к русской революции защиту мирового рабочего движения. Это заявление было основано на анализе экономической ситуации в России, которая характеризовалась полным хозяйственным развалом, отсутствии правовых гарантий и гражданских свобод. К 1921 г. В местных партийных организациях в России в этот период усилилось влияние правого крыла партии, что нашло отражение в решениях Августовской Всероссийской конференции РСДРП 1921 г. Делегаты согласились с тезисом Мартова о необходимости соглашения между пролетариатом и крестьянством, высказывались за первоочередное предоставление демократических свобод только «трудящимся классам». В 1922 г. Мартов при помощи М. Горького пытался предотвратить расправу над правыми эсерами в России.
Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году
Родители Мартова — Осип Иосиф Александрович и Ревекка Юльевна общественной деятельностью не занимались, на первое место ставя семью, отец получил звание потомственного почетного гражданина. Их дети росли в обстановке полной обеспеченности, жили в большой хорошей квартире, летом ездили на дачу, всегда сытно питались. В доме было много прислуги, у девочек — гувернантки. Молодые Цедербаумы учились в гимназии, им был открыт путь в университет, несмотря на ограничения для евреев, которые существовали в Российской империи. Однако они выбрали тернистый путь революционной борьбы. Первым на этот путь вступил Юлий, вслед за ним пошли остальные. На фотографиях — внуки Александра Цедербаума, в обоих случаях в центре за столом сидит Мартов. Фотографии сделаны в Москве не ранее конца августа — не позднее 21 сентября 1920 г.
Владимир отсутствует на этих фотографиях потому, что в это время он ожидал в тюрьме пересмотра своего приговора по делу «Тактического центра». Нет здесь и старшей из сестер Мартова Надежды — жены гимназического приятеля Мартова С. Кранихфельда, умершего еще в 1914 г. Ее отсутствие, возможно, связано с интригами сестер. Надежда, будучи старшей из них, считала себя обязанной воспитывать младших. Делала она это с огромным рвением и чувством ответственности, но, судя по всему, без достаточного такта. С точки зрения Надежды, сестры впадали в «смертный грех», полируя ногти, пудря нос, стремясь одеться покрасивей, вместо того чтобы ходить «по нигилястячьи» и читать К.
Они рано вышли замуж, а мужей выбрали, по мнению Надежды, неправильно. Такое давление и диктат не могли не вызвать протеста. Кроме того, младшие сестры считали Надежду ответственной за раннюю смерть отца. Когда он заболел крупозным воспалением легких, она пригласила лечить его доктора Н. Вигдорчика, потому что он был социал-демократом вместо того, чтобы пригласить дорогого специалиста по легочным заболеваниям. А, возможно, дело было совершенно в другом: Надежда в это время была занята хлопотами о сыне Андрее Кранихфельде, арестованном по делу Социал-демократического союза рабочей молодежи.
К Октябрьской революции отнесся отрицательно, ушел с делегацией меньшевиков со II съезда Советов. Выступал против ограничения большевиками свободы слова, против арестов видных деятелей не только меньшевиков и эсеров, но также буржуазных партий и беспартийных.
Осудил разгон Учредительного собрания. В марте 1918 г. Мартов переехал в Москву, где находился ЦК РСДРП, и возглавил редакцию газеты «Вперед», с помощью которой еще пытался вернуть результаты революции в демократическом направлении. Он опубликовал разоблачающие И. Сталина материалы об участии того в экспроприациях 1906—1907 гг. Поздние годы жизни[ Файл:Mensevikii. Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г.
В конце 1918 г. Летом 1919 г. В сентябре 1920 будучи смертельно болен туберкулезом эмигрировал. В Германии к нему присоединился высланный из России Ф. Дан , и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков. Сразу после приезда в Берлин Мартов с согласия ЦК партии основал журнал «Социалистический вестник», и его статьи регулярно печатались на страницах этого журнала. Всего вышло в свет 45 его статей и заметок, в которых он старался понять и объяснить большевизм, в котором видел «потребительский коммунизм». Впоследствии «Социалистический вестник» стал центральным органом партии главный редактор Соломон Шварц , во многом определял политическую линию ЦК меньшевиков.
В октябре 1920 г. В ней он впервые рассказал о своей позиции по повыду положения в Советской России. Критикуя политику большевиков, Мартов считал наилучшим проявлением международной солидарности по отношению к русской революции защиту мирового рабочего движения. Это заявление было основано на анализе экономической ситуации в России, которая характеризовалась полным хозяйственным развалом, отсутствии правовых гарантий и гражданских свобод. К 1921 г. В местных партийных организациях в России в этот период усилилось влияние правого крыла партии, что нашло отражение в решениях Августовской Всероссийской конференции РСДРП 1921 г.. Делегаты согласились с тезисом Мартова о необходимости соглашения между пролетариатом и крестьянством, высказывались за первоочередное предоставление демократических свобод только «трудящимся классам».
С началом русско-турецкой войны семья Цедербаум покидает Константинополь, проживать в котором становилось небезопасно с каждым днем. Переехав в 1877 г. Интересный факт из жизни Юлия Цедербаума В детстве Юлий Осипович по вине гувернантки, которая его уронила, получил тяжелый перелом ноги. Следствием этого стала хромота на всю жизнь, из-за неправильно сросшейся кости. Однако это никак не помешало Цедербауму добиться высокого положения в обществе, стать одним из лидеров освободительного революционного движения, а также совместно с Лениным создать РСДРП. Начало освободительного движения, первый срок и знакомство с В. Ульяновым Свою революционную деятельность Цедербаум начал еще будучи студентом Петербургского университета. Свой первый срок с последующей ссылкой Юлий получил в 1892 г. Начало 1895 г. Однако первые начинания не увенчались успехом, и все участники организации оказались арестованными полицией.
В 1895 году вместе со своим другом Владимиром Ульяновым и другими революционерами Цедербаум участвовал в создании «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В том же году организация была разгромлена полицией, Цедербаум и Ульянов отправились в тюрьму, а затем в ссылку. Союз борьбы за освобождение рабочего класса. В центре - Владимир Ульянов, рядом с ним Юлий Цедербаум 5. В 1901 году Цедербаум берет себе псевдоним Мартов. Сестра Лидия объясняет этот выбор тем, что Юлий Осипович считал март самым революционным месяцем, ссылаясь на события 1848 года в Европе. После образования Российской социал-демократической рабочей партии Мартов вместе с Ульяновым, взявшим псевдоним Ленин, являлся одним из лидеров новой организации. Однако на II съезде партии , состоявшемся летом 1903 года, пути друзей разошлись, и оба они фактически возглавили образовавшиеся в результате раскола враждующие фракции: Ленин фракцию большевиков, Мартов — меньшевиков.
Мартов, Юлий Осипович
Юлий Осипович Мартов (псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. Поэтому актуальность упоминания Юлия Осиповича Мартова не должна исчерпываться кругленькой датой или каким-нибудь еще юбилеем. Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) – известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии «меньшевиков», образовавшейся в результате раскола РСДРП. Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в Берлине.
10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина
Поэтому актуальность упоминания Юлия Осиповича Мартова не должна исчерпываться кругленькой датой или каким-нибудь еще юбилеем. Юлий Осипович Мартов родился в семье российского купца, в Константинополе. Главная» Новости» Юлий осипович мартов фото.
Мартов интервью
Мартовский код | Мартов, Юлий Осипович 1873 1923 российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. |
Вы точно человек? | Мартов (Цедербаум) Юлий Осипович (1873-1923) Главный меньшевик Он так и не обзавелся собственной семьей. |
Мартов, Юлий Осипович | 24 ноября исполнилось 150 лет со дня рождения Юлия Осиповича Мартова (1873–1923), а 4 апреля состоялась 100-летняя годовщина со дня его смерти. |
Мартовский код // — Глобальный еврейский онлайн центр | Трагедия русского казачества (март 2014 г.). |
Мартов Юлий Осипович
Юлий Осипович Цедербаум родился 24 ноября 1873 года в Константинополе, в большой зажиточной семье сотрудника Русского общества пароходства и торговли. Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии «меньшевиков». Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. Мартов Юлий Осипович (1873–1923), деятель российской социал-демократии, один из идеологов и лидеров меньшевиков, мемуарист. Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) – известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии «меньшевиков», образовавшейся в результате раскола РСДРП. МАРТОВ Л. (ЦЕДЕРБАУМ, ЮЛИЙ ОСИПОВИЧ) – (1873–1923) – русский социал-демократ, лидер и идеолог меньшевизма, деятель международного социалистического я 24 ноября 1873 в Константинополе в еврейской купеческой семье, отец был издателем газеты.