Это важно и для России, и для стран СНГ, сказал российский лидер на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Важное значение сегодня приобретают рабочие контакты Совета министров обороны СНГ со структурами ОДКБ и ШОС. Содружество Независимых Государств или СНГ межгосударственное объединение стран бывшего Советского Союза. В состав Содружества Независимых Государств (СНГ) входит часть бывших республик СССР.
Проект СНГ расширят за счет новых стран
Совместное заседание глав правительств стран СНГ проходит в Москве | Об участии АТЦ СНГ в 39-м заседании рабочей группы по Афганистану при Совете министров ОДКБ. |
СНГ | Содружество Независимых Государств | В состав Содружества Независимых Государств (СНГ) входит часть бывших республик СССР. |
Новости политики в СНГ - МК | Содружество Независимых Государств (СНГ), региональная межгосударственная организация, включившая часть бывших республик СССР. |
Проект СНГ: новая перезагрузка | Содружество Независимых Государств или СНГ межгосударственное объединение стран бывшего Советского Союза. |
Что такое СНГ — расшифровка, определение, состав (страны) Содружества Независимых Государств
Стратегия сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года. В этом контексте отмечалось, что в реализации внешнеполитического курса нейтрального Туркменистана большое значение придаётся плодотворному сотрудничеству со странами СНГ. Об участии АТЦ СНГ в 39-м заседании рабочей группы по Афганистану при Совете министров ОДКБ. Важное значение сегодня приобретают рабочие контакты Совета министров обороны СНГ со структурами ОДКБ и ШОС. Последние новости в России и в мире «Независимая Газета».
По итогам саммита глав государств СНГ подписан ряд документов — список
О заявлении глав государств — участников Содружества Независимых Государств о поддержке и продвижении русского языка как языка межнационального общения. О соглашении об образовании международного центра оценки рисков легализации отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. О соглашении об образовании координационного совета государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере судебно-экспертной деятельности. О межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2024—2028 годы. О медали «За вклад в укрепление мира».
И именно СНГ должно было стать заменой Советскому Союзу — но уже в виде сотрудничества равных суверенных стран. Например, представитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, хоть и получил приглашение от Ельцина присоединиться к сторонам в Беловежской пуще, предпочел остаться в Москве с Михаилом Горбачевым — и впоследствии утверждал, что никогда не подписал бы такое соглашение. Власть СССР в лице преимущественно Горбачева к тому моменту уже практически не имела никакой силы и не могла воспрепятствовать центробежным процессам. Но еще до этого соглашение ратифицировали то есть, признали Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, а 21 декабря протокол к Соглашению подписали руководители 11 бывших советских республик — фактически в этот день они присоединились к СНГ. Это были все советские республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии. Что касается ратификации Соглашения российской стороной, к этому были вопросы — по мнению части членов Верховного Совета, такие полномочия были только у съезда народных депутатов. Такой съезд состоялся только в апреле 1992 года, и на нем трижды проголосовали против ратификации. Попытки оспорить создание СНГ предпринимались и после этого: сентябрь 1992 года — некоторые депутаты обращаются в Конституционный суд с просьбой проверить постановление о ратификации Соглашения; декабрь 1995 года — коммунисты в новоизбранной Госдуме пытаются внести на голосование проект постановления об отмене ратификации Соглашения. Причина — по мнению коммунистов, документ не имел силы в той части, которая относилась к распаду СССР. В дополнение ко всему этому, подписание Беловежских соглашений вошло в число обвинений против Бориса Ельцина, которого в мае 1999 года пытались отрешить от должности. В его действиях специальная комиссия нашла признаки измены Родине и организации заговора для захвата союзной власти. Отстранить Ельцина от должности тогда не получилось. Кстати, эта проблема всплыла и в 2003 году, когда профильный комитет Госдумы признал, что Россия юридически не является учредителем и членом СНГ. В СНГ осталось всего 9 стран, причем 4 республики в него никогда не входили Изначально Беловежские соглашения подписали руководители 3 стран — России, Украины и Белоруссии. Позже в Алма-Ате к ним присоединились представители еще 8 постсоветских республик, которые пожелали вступить в СНГ. На данный же момент СНГ уменьшилось в размерах — в Содружестве полноценно состоят только 9 государств. Вместо этого они в 1991 году организовали свой союз — Балтийскую Ассамблею, которая существует и сейчас; Грузия присоединилась к СНГ в декабре 1993 года. После вооруженных столкновений в августе 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что страна выходит из СНГ. Спустя 2 дня это решение поддерживает грузинский парламент. После начала истории с Крымом и Донбассом власти Украины неоднократно заявляли о желании выйти из СНГ, но до сих пор не было подано официального документа в исполком содружества. При этом украинская сторона вышла из большинства договоров в рамках СНГ и закрыла представительство при уставных органах содружества. В 2005 году представители Туркменистана заявили, что республика будет участвовать в организации в форме ассоциированного членства. В СНГ пытались вступить 5 непризнанных республик и даже Татарстан отдельно от России История постсоветских республик богата на территориальные конфликты. Большинство из них начались с распадом СССР, какие-то уже закончились, а какие-то все еще существуют в «замороженном» виде. Основной «сценарий» сепаратизма примерно один — регион или группа регионов пытается выйти их состава государства и чаще всего — присоединиться к другому государству , возникает вооруженный конфликт, который или подавляется силовым путем, или временно урегулируется. Понятно, что для каждого непризнанного государства главное — это признание. И почти все непризнанные субъекты постсоветского пространства пытались вступить в СНГ.
Многие государства СНГ коронавирус буквально накрывал волнами, парализовав в них нормальную жизнь, особенно в Таджикистане, Киргизии и Молдове. Примакова РАН академик А. Дынкин, «... Эта угроза оказалась гораздо опаснее, чем опасность климатических изменений. На ближайшие десять лет политика национальных правительств и международных организаций будет держать эту тему в фокусе пристального внимания» [19]. Начиная с осени 2020 г. В немалой степени этому способствовало создание в России вакцин от коронавируса, которые поставляются в том числе и союзникам РФ по СНГ. По словам президента, этой центральноазиатской республики Ш. Мирзиёева, «СНГ для Узбекистана - это не просто "площадка" для диалога, обмена мнениями и "сверки часов". Для нас - это важнейший институт практического взаимодействия в приоритетных сферах, а страныучастницы Содружества - наши естественные партнеры, соседи и друзья» [16]. Председательство Узбекистана в СНГ имело особую значимость, учитывая специфику внешней политики этой республики и ее особую позицию по многим вопросам, затрагивающим Содружество, что отличало Узбекистан времен президентства И. Тогда республика часто уклонялась от участия в делах СНГ, что во многом делало ее похожей на самоизолировавшийся Туркменистан, придерживающийся официально признанного внешнеполитического нейтралитета. Политика Узбекистана при новом руководстве резко изменилась, причем эти перемены затронули не только взаимоотношения Узбекистана с его соседями, с которыми были урегулированы многие спорные проблемы, но и позицию в отношении Содружества и интеграционных процессов в нем в частности, Узбекистан стал государством - наблюдателем в ЕАЭС. Значимость председательства Узбекистана в СНГ состояла в том, что республика в 2020 г. Под председательством Узбекистана в 2020 г. Помимо этого, в 2020 г. Наиболее значимыми мероприятиями, которые были проведены в рамках СНГ в 2020 г. В этот же период были утверждены обновленная Концепция дальнейшего развития СНГ, Концепция военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2025 года, Стратегия экономического развития СНГ до 2030 года и ряд других документов [17]. Было подписано два важных совместных заявления - по случаю 75-й годовщины создания ООН и о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Также была утверждена Программа сотрудничества государств СНГ в укреплении безопасности на внешних границах Содружества на 20212025 годы [18]. Кроме того, участники саммита назвали 2020 год одним из самых тяжелых в минувшем десятилетии. В основном эта оценка была связана с распространением пандемии коронавируса. Еще одной проблемой, на которую указали участники саммита, стали беспрецедентные по своему характеру попытки вмешательства извне во внутренние дела некоторых государств СНГ. По словам белорусского президента А. Лукашенко, справиться с этим как раз и поможет дальнейшее укрепление СНГ, что для входящих в него стран является неизбежной необходимостью [19]. В 2021 г. Возможные альтернативы развития Содружества На современном этапе своего развития СНГ продолжает сталкиваться со многими проблемами и вызовами как внутреннего, так и международного порядка. Тревожной остается ситуация в перманентно нестабильной Киргизии, фактически пережившей сравнительно недавно очередной государственный переворот. Белоруссия, председательствующая в 2021 г. Во внешнеполитической сфере поставлена задача укреплять взаимодействие министерств иностранных дел государств СНГ, проводить взаимные консультации и так далее. Эти международные организации и составляют интеграционный потенциал Содружества, использование которого явно отстает от необходимого. В экономической сфере - укреплять зону свободной торговли, максимально снижать препятствия на пути движения товаров и услуг и т. Эти направления - далеко не единственные, что свидетельствует о значимости формата СНГ для стран, которые входят в данную международную структуру [20]. Продолжает реализовываться и проект «Культурная столица СНГ», в соответствии с которым культурной столицей Содружества в юбилейный 2021 г. Мэром Душанбе Председателем города является сын президента Таджикистана Э. Рахмона Р. Эмомали, и оба они уже заявили, что будет сделано все возможное для поднятия статуса Душанбе как туристической столицы СНГ [21].
Члены совета заслушали предложения о разработке положений, касающихся регулирования доступа и оказания услуг низкоорбитальных спутниковых систем связи на территории стран Содружества. На заседании был представлен промежуточный отчёт Консультативного органа высокого уровня по искусственному интеллекту Организации Объединённых Наций.
Путин заявил, что развитие БАМ и Транссиба имеет большое значение для РФ и всего СНГ
Штаб-квартира располагается в г. Минск Белоруссия. Горбачёвым , привела к политическому, социально-экономическому и культурно-идеологическому кризису СССР. Страна стремительно теряла свои позиции на международной арене, что в конечном итоге привело к роспуску двух системообразующих организаций социалистического лагеря — Организации Варшавского договора ОВД и Совета экономической взаимопомощи СЭВ. Параллельно происходили дезинтеграционные процессы внутри самого СССР «парад суверенитетов» , которые в конечном итоге привели к прекращению его существования в декабре 1991 г. В условиях дезинтеграции СССР возникла необходимость в организации, которая объединила бы бывшие республики, ставшие независимыми государствами, на новой основе. В процессе создания СНГ его учредители ставили перед этой новой международной межправительственной структурой вполне определённые задачи. Во-первых, провести ликвидацию СССР с наименьшими потерями для бывших союзных республик; во-вторых, способствовать выполнению обязательств, которые на момент прекращения своего существования имел СССР; в-третьих, способствовать новым республикам в получении международного признания; в-четвёртых, создать новое общее экономическое пространство, используя богатый опыт совместного взаимодействия, который республики приобрели в рамках СССР. Ельциным и президентом Украины Л. Соглашение и Протокол ратифицировали: Украина 10 декабря 1991; в 2018—2022 вышла из большинства международных договоров и соглашений, заключённых в рамках СНГ , Республика Беларусь 10 декабря 1991 , РСФСР 12 декабря 1991 , Республика Казахстан 23 декабря 1991 , Республика Таджикистан 25 декабря 1991 , Туркменистан 26 декабря 1991; с 2005 имеет статус ассоциированного члена СНГ, участвует в отдельных видах деятельности Содружества , Республика Узбекистан 4 января 1992 , Киргизская Кыргызская Республика 6 марта 1992 , Республика Армения 18 февраля 1992 , Азербайджанская Республика 24 сентября 1993 , Грузия 3 декабря 1993; в 2009 вышла из СНГ , Республика Молдова 8 апреля 1994.
Устав СНГ был принят в 22 января 1993 г. Основными целями СНГ являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и других областях, в деле обеспечения мира и безопасности. Структура К основным органам СНГ относятся: Совет глав государств; Совет глав правительств; Межпарламентская Ассамблея; Совет министров иностранных дел; Совет министров обороны; Совет командующих пограничными войсками; Экономический совет; Исполнительный комитет.
Вместе с тем, В. Путин указывал, что главная цель СНГ состояла в цивилизованном разводе бывших советских республик, и данная цель была достигнута.
Кроме того, были заключены соглашения в самых разных сферах сотрудничества между странами, которые позволили сохранить интеграционный потенциал региона. Перспективы СНГ В настоящее время СНГ чаще оценивается не как геополитическое, а скорее, как культурно-географическое пространство, обладающее собственной спецификой в силу общности условий исторического развития, так как страны СНГ имеют общую историю не только советского периода, но еще со времен Российской Империи. Вместе с тем рассматривая перспективы традиционно выделяют три пути развития СНГ: интеграцию; создание региональных объединений; создание системы двусторонних соглашений. Первый путь является наименее вероятным в настоящее время.
Часто говорят, что СНГ, как инструмент для развода, фактически выполнило свою главную функциональную роль для постсоветских стран. К настоящему времени в целом определены и делимитированы государственные границы, налажены форматы взаимодействия в энергетической, гуманитарной и военной сферах. Бытует такая точка зрения, что СНГ уже не может дать ничего интересного и продуктивного для развития постсоветских стран. Однако нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что в пространстве СНГ существует огромный пакет работающих договоров и соглашений. Другой пример: на волне эмоций Грузия демонстративно вышла из состава Содружества, но при этом сохранила большое число договоров.
Именно они позволили грузинским гражданам посещать республики СНГ, а Тбилиси — торговать и экономически взаимодействовать в рамках Содружества. Эта высокая степень интеграции внутри СНГ напоминает кислород: пока он есть в комнате, мы его не замечаем, но как только он исчезает, нам становится трудно дышать. Постоянно забывают о другой важной функции СНГ — это обеспечение системы взаимного признания для постсоветских государств. В ходе распада СССР прежняя международно-правовая система оказалась разрушена — она перестала служить гарантией статуса для её учредителей и участников. В определенный момент выяснилось, что все бывшие союзные республики оказались «немного непризнанные» как новые государства. Напомним, что современные нации-государства всегда существуют в рамках системы взаимного признания. Эта система исторически замещает роль верховного арбитра, имперского метасуверена или Папы Римского, который предусматривался политическим строем средневековой Европы и далее в Вестфальской системе. Этот постоянно замалчиваемый факт имеет три важных практических следствия. Во-первых, отсюда происходит родовая травма идентичности, присущая некоторым «независимым государствам» и изживаемая ими в разных формах.
В том числе — в форме прозападных «бархатных революций» или возгонке негативного мифа о якобы многовековом «российском колониализме». Во-вторых, это означает их принципиальную зависимость от международной круговой поруки, как минимум в рамках СНГ. Отсюда следует очевидная робость к легитимации непризнанных государств на постсоветском пространстве, длительная неспособность к разрешению замороженных конфликтов и удивительное равнодушие к судьбе разделенных народов. И, в-третьих, сам принцип сохранения «статус-кво» или неприкосновенности постимперских границ довольно хрупок. Инерция не может служить основой безопасности, особенно при возникновении неоимперского пространства в глобальном масштабе. Речь идет о нынешней претензии коллективного Запада на роль мирового арбитра, решающего кто прав и кто виноват. Мир пришел в движение, замороженные конфликты размораживаются — на Кавказе и на Ближнем Востоке. Похоже, что система взаимного признания государств-наций уже не является надежной гарантией суверенитета. Особенность России и нескольких других стран таких, как Китай или Иран в том, что они реализуют свой цивилизационный проект, а не чужой транснациональный.
Россия участвует в международной системе, но она рассматривает собственное «большое пространство» как исторически самоценный мир. По сути, Россия реализует на пространстве Северной Евразии свой аналог доктрины Монро, предполагающий создание локальной международной системы, устойчивой к внешнему вмешательству. Три «скрепы» для СНГ Проект СНГ много раз называли мертворожденным и завершенным, но вопреки всем скептикам Содружество продолжает развиваться и остается востребованным. В чем причина такой завидной устойчивости?
С 1 января 2024 года председательство в СНГ переходит к России. Следующий саммит СНГ состоится в Москве 8 октября 2024 года. Безопасность и Экономика — ключевые темы выступления Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова В своем выступлении на саммите Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов подтвердил инициативу разработки Стратегии глобальной безопасности, озвученную на 78-й сессии Генассамблеи ООН в сентябре этого года. Международные события последнего времени со всей ясностью демонстрируют, что сохранение мира, укрепление безопасности и стабильности будут главными приоритетами мировой политики, сказал Сердар Бердымухамедов. Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов отметил, что Стратегия глобальной безопасности должна включить в себя три важных направления. Первое — это принципы превентивной дипломатии как инструмент предотвращения и нейтрализации конфликтов и угроз, искоренение причин их порождающих.
Вторая ключевая составляющая Стратегии — использование потенциала позитивного нейтралитета как политико-правовой категории. В-третьих, в Стратегии глобальной безопасности необходимо учесть значение восстановления культуры доверительного диалога как гарантии обеспечения мира. По мнению главы Туркменистана, Совещание нацелено на выработку подходов и решений, направленных на сближение и синхронизацию усилий стран Центральной Азии и других заинтересованных государств, международных организаций, финансовых и экономических институтов в деле обеспечения устойчивого, бесконфликтного развития региона. Затрагивая тему экономического взаимодействия на пространстве СНГ, Президент Сердар Бердымухамедов предложил обратить внимание на вопросы долговых обязательств и взаиморасчётов. Предлагаем обратить внимание на вопросы долговых обязательств и взаиморасчётов, провести специальные консультации по их решению», — отметил Президент Туркменистана. Глава государства напомнил, что в 2019 году в Ашхабаде на заседании Совета Глав государств СНГ была подписана, разработанная по инициативе Туркменистана Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств-участников Содружества, которая затем легла в основу принятой позже Стратегии экономического развития СНГ до 2030 года. Президент Туркменистана выразил уверенность в актуальности для государств Содружества инициированных туркменской стороной проектов по диверсификации энергетических, транспортно-коммуникационных составляющих в контексте развития масштабных инфраструктурных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад». Как подчеркнул глава Туркменистана, Ашхабад уделяет большое значение увеличению логистических возможностей с транспортными сообщениями Каспийско-Черноморского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, а также со странами Залива и Ближнего Востока.
Все новости
Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Несмотря на существование различных органов и структур СНГ, нередко возникают проблемы в принятии общих решений и реализации соглашений. Срочные новости и актуальные обзоры событий, произошедших в СНГ, на сайте RT.
В Молдавии заявили о планах выйти из Межпарламентской ассамблеи СНГ
государство, участвующее в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя. О заявлении глав государств – участников Содружества Независимых Государств о принципах межгосударственных отношений в многополярном мире. Смотрите видео онлайн «Заседание Совета глав правительств СНГ в Москве» на канале «ТАСС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 18 декабря 2023 года в 10:47.
Главы государств СНГ утвердили обновленную концепцию развития до 2030 года
СНГ — международная организация, регулирующая отношения сотрудничества между некоторыми государствами, входившими ранее в состав СССР. Она не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.
Документ призывает поощрять диалог и сотрудничество в вопросах свободы вероисповедания, особо отмечает ценность просвещения, включая воспитание в духе гражданственности и религиозной толерантности.
В Заявлении глав государств о поддержке и продвижении русского языка как языка межнационального общения отмечается его роль в мире, в том числе как одного из официальных языков ООН и ряда других международных организаций, говорится о необходимости сохранения и популяризации уникального языкового и историко-культурного наследия государств — участников СНГ, констатируется значимость русского языка в деле укрепления общего культурно-гуманитарного пространства Содружества. В документе также подтверждается приверженность использованию русского языка во взаимных контактах и на площадках международных организаций и форумов, подчеркивается недопустимость дискриминации по языковому признаку. Предусмотрено, что все подписанные на заседании в кыргызской столице заявления будут распространены в Организации Объединенных Наций и других международных организациях.
Ряд документов, принятых Советом глав государств, касаются сотрудничества в сфере обеспечения безопасности. В их числе: Соглашение об образовании Международного центра оценки рисков легализации отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма Соглашение об образовании Координационного совета в сфере судебно-экспертной деятельности Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2024—2028 годы. Межгосударственная Программа включает в себя комплекс организационных, правовых, практических, информационных, научных мероприятий, связанных с противодействием преступности, в том числе незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговле людьми, незаконной миграции, а также преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий.
Главы государств приняли Решение об учреждении медали «За вклад в укрепление мира». Награда станет единым межгосударственным знаком отличия, отражающим признание особых личных заслуг граждан государств Содружества, а также представителей других государств в укреплении мира и поддержании международной безопасности. Совет глав государств СНГ также принял решение реализовать Межгосударственную программу «Культурные столицы Содружества» в Республике Узбекистан, объявив город Самарканд Культурной столицей Содружества в 2024 году.
С 1 января 2024 года председательство в СНГ переходит к России. Следующий саммит СНГ состоится в Москве 8 октября 2024 года. Безопасность и Экономика — ключевые темы выступления Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова В своем выступлении на саммите Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов подтвердил инициативу разработки Стратегии глобальной безопасности, озвученную на 78-й сессии Генассамблеи ООН в сентябре этого года.
Международные события последнего времени со всей ясностью демонстрируют, что сохранение мира, укрепление безопасности и стабильности будут главными приоритетами мировой политики, сказал Сердар Бердымухамедов.
План предполагает реализацию совместных проектов и проведение мероприятий. Особое внимание в нем уделено вопросам устранения существующих барьеров во взаимной торговле, развитию сотрудничества по реализации масштабных совместных проектов и цифровизации экономики.
Он предусматривает сотрудничество в сферах таможенного регулирования, прослеживаемости и маркировки товаров средствами идентификации, государственных закупок, защиты прав потребителей, цифровой экономики, налоговой политики и администрирования, внешней торговли, конкурентной политики и антимонопольного регулирования, а также санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
Содружество Независимых Государств
На заседании был представлен промежуточный отчёт Консультативного органа высокого уровня по искусственному интеллекту Организации Объединённых Наций.
На данный момент следующие государства являются членами СНГ: Россия.
Флаг Содружества независимых государств. Герб Содружества независимых государств. Значок СНГ.
Символ Содружества СНГ. Содружество независимых государств СНГ. Содружество независимых государств лого.
Флаг Содружества СНГ. Флаги стран Содружества независимых государств. Эмблема Содружества независимых государств.
Исполком СНГ логотип. Исполнительный комитет СНГ лого. Содружество независимых государств 2020.
Содружество независимых государств СНГ образовалось. СНГ Содружество независимых государств страны участники. Международные организации СНГ.
Международные организации стран СНГ. Страны СНГ на 2024 год. Карта России СНГ 2024.
Карта республик СНГ. Страны СНГ граничащие с Россией на карте. Содружество независимых государств карта.
Глава Кыргызстана 2022. Совет глав СНГ 2022. Содружество независимых государств.
Страны СНГ 2024. Молодежь Кыргызстана. Молодежная политика Кыргызстан.
Молождеж Кыргызстан. Фестиваль молодежи Кыргызстан. Панармянские игры 2023 футбол.
Закрытая Всемирная Студенческая игры 2023 года. Символ Панармянские игры 2023. Зимний Питер фото.
Тур в Петербург на 5 дней. Красивые фото Санкт-Петербурга зимой. Санкт-Петербург зима 2023.
Одним из самых актуальных документов в сфере региональной безопасности стала подписанная главами государств Программа сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом на 2023-2025 годы. Кроме того, по словам Мухтара Тлеуберди, Казахстан инициировал учреждение в СНГ статусов наблюдателя и партнера, по этому вопросу началась подготовка документов. Ожидается, что учреждение указанных статусов даст возможность привлекать к деятельности СНГ третьи страны и международные организации.
Помимо этого, по итогам саммита приняты: новое положение о комиссии по правам человека СНГ; решение о назначении Сергея Лебедева генеральным секретарем СНГ на трехлетний срок с 1 января 2023 года; решение передать председательство в содружестве Кыргызстану в следующем году и провести очередной саммит СНГ в Бишкеке. Можно увидеть, как изменилась тональность и риторика экспертов. Если в канун 20-летия объединения международные эксперты высказывались скептически, то по итогам третьего десятилетия деятельности организации все чаще отмечают историческую миссию СНГ и потенциал дальнейшего развития.
Так, в ходе экспертной дискуссии к 30-летию СНГ заместитель директора ИМЭМО Российской академии наук Сергей Афонцев указывал, что самые динамичные и в то же время сохраняющие стабильность интеграции строятся на обязательном учете всех государств-участников. В свою очередь, директор одного из исследовательских центров МГИМО МИД РФ отмечал, что на фоне напряженности и неопределенности, кризиса доверия в международных отношениях все объединения проверяются на прочность, в том числе и содружество независимых государств. Весной 2022 года казахстанские эксперты высказались о роли и возможной трансформации СНГ.
По мнению главного научного сотрудника института философии политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК Юрия Булуктаева, на перемены в содружестве окажут большое влияние обострившиеся геополитические отношения. Некоторым странам в этом плане не всегда приходится надеяться только на себя, они ищут поддержки, в том числе в рамках СНГ". На географический и гуманитарный аспекты содружества сослался профессор кафедры государственной и общественной политики и права университета AlmaU Александр Губерт.
Постсоветским государствам не удастся "развестись" в полной мере, разъехаться в разные географические точки.