У верующих людей Страстная пятница является днем строгого поста. В Страстную пятницу не рекомендуется перевозить пчёл, иначе погибнут все.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
Чтобы Иисус Христос воскрес, возвестив победу жизни над смертью, он должен был быть распят. События произошли именно в пятницу. Иисуса пытали, потом судили, затем вели на Голгофу и распяли. После этого тело сняли с креста и погребли в пещере. Именно распятие является важным символом Страстной пятницы.
Ещё один важный символ, которому уделяется внимание во время утренней и вечерней службы, — это плащаница. Длинная ткань, на которой в полный рост изображён Иисус Христос в гробу. В Великую пятницу священнослужители надевают самое тёмное облачение и совершают три богослужения. Утром в храмах служат так называемые "Часы", после которых опять читают Евангелие о Страстях Христовых.
В середине дня — вечерню с чином выноса плащаницы, а вечером служат утреню Великой субботы с чином погребения плащаницы. Пусть вас не удивляет несоответствие во времени, дело в том, что по церковному календарю сутки начинаются с вечера. Плащаницу устанавливают на возвышении в центре храма, на неё кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу с ладаном, постоянно воскуряющую фимиам. Также в память о том, как жёны-мироносицы принесли масла для помазания тела Христа, плащаницу умащают благовониями и украшают цветами.
Верующие прикладываются к ней, также перед плащаницей положено полагать земные поклоны. Все богослужения Великой пятницы и Великой субботы начинаются и завершаются не в алтаре, а перед плащаницей.
Они отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря Ин.
Поскольку обвинением в богохульстве они ничего не добились, то наводят на Пилата страх от кесаря, чтобы хоть таким способом исполнить свой безумный замысел, для чего говорят: всякий, делающий себя царем, противник кесарю Ин. Между тем жена Пилата, устрашенная снами, послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него Мф. Иудеи же кричали: кровь Его на нас и на детях наших Мф.
Тогда Пилат, испугавшись, отпустил им Варавву, а Иисуса предал на распятие ср. Увидев это, Иуда, бросив сребреники в храме , вышел, пошел и удавился см. Воины же, насмеявшись над Иисусом и бив тростью по голове Мф.
Около третьего часа, придя на Лобное место, там распяли Иисуса и по обе стороны от Него двух разбойников, чтобы и Он был причтен к злодеям ср. Воины разделили одежды Его из-за бедности их , бросая жребий о цельнотканом хитоне, причиняя Ему множество всяческих оскорблений — не только этим, но и издеваясь над Ним , когда Он висел на кресте, говорили: э! И еще: других спасал, а Себя не может спасти.
И если они действительно говорили правду, то подобало им без сомнений обратиться к Нему, — ведь открылось, что Он Царь не только Израиля, но и всего мира. Ибо для чего померкло солнце на три часа, да еще в полдень? Земля потряслась и камни расселись, — чтобы обнаружилось, что Он мог это сделать и с иудеями; многие тела усопших воскресли — в доказательство всеобщего воскресения и для явления силы Страдавшего.
Завеса в храме разодралась Мф. Итак, Христос был распят в третий час, как говорит святой Марк см. Тогда и Лонгин сотник, видя солнце померкшее и другие знамения, устрашился весьма и сказал: воистину, Он был Сын Божий Мф.
Один из разбойников злословил Иисуса, а другой унимал его, решительно запрещая ему, и исповедал Христа Сыном Божиим. Вознаграждая его веру, Спаситель обещал ему пребывание с Собою в раю см. Хотя первосвященники и не позволяли Пилату писать так, но что Он говорил: Я Царь Иудейский , однако Пилат возразил: что я написал, то написал см.
Потом Спаситель произнес: жажду, — и Ему дали иссоп с уксусом.
Те, кто побывали на службе, покидают церковь с горящими свечами в руках, стараясь донести их до своего дома. Великий четверг — это единственный день Страстной седмицы, когда можно добавлять в постную пищу елей, то есть растительное масло. Это связано с воспоминаниями о Тайной Вечере и первом Причастии. В этот день митрополит Иоанн совершит Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.
Начало чтения Страстных Евангелий в Спасо-Преображенском соборе в 17. На пятый день Страстной недели осудили и распяли Спасителя. На плащанице, которую выносят из алтаря, изображен Христос, лежащий во гробе. В это время православные воздерживаются от еды до завершения службы и выноса плащаницы. В память о том, что это самый печальный день Страстной седмицы в этот день не совершается литургия.
Начало богослужения в 10. Вечером 3 мая, в 20. Торжественное богослужение Великой субботы посвящено рассказу о погребении Христа, его пребыванию во гробе. В шестой день Страстной седмицы священники выходят к прихожанам в светлом праздничном облачении. Совершается чин освящения куличей, крашеных яиц и пасхи, которые прихожане приносят в церковь.
Как правильно провести Страстную пятницу Поскольку пятница — день рабочий, от обязанностей отлынивать не стоит. Если график такой, что трудиться необходимо, делать это нужно со всей ответственностью.
Если же выбирать, готовиться ли в этот день к пасхальному празднику или помолиться и сосредоточиться на своей душе, то лучше, конечно, второе. А подготовку к Пасхе перенести на другое время. Лучше бы в этот день оказывать волонтёрскую помощь.
Это день, в который важно помогать близким, оказывать человеколюбивую помощь. Лучше в этот день помолиться Великая пятница: что нельзя делать Пятница — самый строгий день Страстной седмицы. В 2022 году он выпал на 22 апреля.
Великая пятница — день, в который совершенно неуместны проявления веселья, развлечения и смеха. Нельзя, конечно же, употреблять алкоголь и не рекомендуется встречаться в шумных компаниях, проводить праздно время Как праздновать Страстную пятницу Распространённый вопрос: как праздновать Великую пятницу? И постановка его неверная.
Православные христиане вступают в Страстную седмицу
не стоит в это время уделять время делам бытовым и рабочим. Православие сегодня Великопостный навигатор-2024 3 мая — Великая Пятница Страстной недели: события, службы в храме, значение. Страстную пятницу необходимо посвятить только богослужению, а любая работа и заботы будут отвлекать от мыслей о страданиях Христа. 1. Работать в Страстную пятницу разрешено, но только на обязательных работах. это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая.
Великая пятница: что нельзя и что можно делать в этот день Страстной недели
В центре храма Плащаница находится три неполных дня. Фото: pixabay. Как правильно провести Страстную пятницу Великая пятница — день самого строгого поста в христианстве. Верующие полностью отказываются от пищи до времени выноса в храм плащаницы, но и с этого момента разрешаются только вода и хлеб. Так как Страстная пятница — время траура и скорби, в этот день особенно не рекомендуется предаваться веселью. Вместо развлечений лучше сосредоточиться на молитве и помощи близким.
Народные традиции в Страстную пятницу Помимо христианских традиций, для Страстной пятницы существовали и народные обычаи, перекликающиеся с суевериями и нередко вообще имеющие языческие корни. Например, на Руси иногда жгли на высоких пригорках костры, защищающие, по поверью, от нечистой силы. Также был распространен запрет на земледельческие и кузнечные работы. Женщинам надлежало отказаться от шитья и вязания, да и все остальные работы по дому хорошо нужно было закончить в Великий четверг.
И вот, я ныне вижу Тебя, принявшего добровольную смерть за меня. Как погребу Тебя, Боже мой, или какой плащаницею обовью? Какими руками прикоснусь к Твоему нетленному Телу? Какой песнью воспою Твой исход, Щедрый? Далее, согласно Типикону, следует обычное последование Великой вечерни и отпуст. Тем не менее, уже с конца XVI века в вечерню включается, а с XVII века становится общепринятым чин изнесения в просторечии выноса плащаницы из алтаря на середину храма, где плащаница остаётся до пасхальной полунощницы.
При пении тропаря Великой субботы «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» открываются Царские врата, и священник, совершив три земных поклона, поднимает плащаницу с престола и через северные врата выносит её на середину храма и полагает на приготовленной «гробнице». Вынос совершается в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом при архиерейской службе первыми идёт иподиакон , несущий архиерейскую митру , далее — два иподиакона с дикирием и трикирием , далее — свещеносцы, с четырёх сторон от плащаницы при этом идут четверо иподиаконов, держащих над плащаницей рипиды. Процессия обходит престол с правой стороны и через Горнее место направляется к северной двери. При соборном служении настоятель идёт под плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, то Евангелие несёт в левой руке диакон, держа в правой кадило, а если нет диакона, то кто-либо из благочестивых прихожан несёт Евангелие, завёрнутое в ткань. Затем после троекратного каждения вокруг Плащаницы священнослужители совершают поклонение и целование плащаницы [14]. Схожий чин существует и в греческих Церквах, только там плащаница выносится уже во время пения стихир на стиховне. Хотя чин изнесения плащаницы и отсутствует даже в современном Типиконе, это последование является сейчас общепринятым, и даже сама Великая вечерня в народной традиции называется «Выносом плащаницы». После вечерни совершается малое повечерие , на котором поётся канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы — песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Затем после отпуста к поклонению и целованию плащаницы подходят прихожане.
За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Пскове» mk-pskov.
Но другое покупать запрещают - неудачными будут иные приобретения на Страстную пятницу. Православные могут зажечь лампадку либо свечу около иконы Богородицы, чтобы читать молитвы. Важно оказаться дома до заката, в другое время - на улице бродит нечистая сила. Уборку не проводят на Страстную пятницу. Можно провести уборку в Страстную субботу.
По собственной инициативе нельзя работать. Не нужно уделять время стрижке либо прическе. Запрещается делать маникюр либо педикюр. Запрещается отказывать тем, кто просит, в милостыньке либо в помощи. Грехи умерших родственников перейдут к тем людям, которые осмелятся нарушить данные запреты. Не нужно мыть пол в комнате вашего ребенка. Иначе он заболеет. Запрещено месить тесто и готовить из него блюда.
Когда будет отмечаться Страстная пятница в 2024 году? Дата, традиции и запреты этого дня
Общество Православные верующие в Страстную пятницу вспомнят все страдания Иисуса Христа Православные верующие 3 мая отпразднуют Страстную пятницу. Для церкви этот день считается самым трагичным, поскольку вспоминаются страдания Иисуса Христа. Через них он открыл дверь в вечную жизнь. Источник изображения: pxhere. За «богохульство» его приговорили к распятию на горе Голгофа.
Все богослужения Великой пятницы и Великой субботы начинаются и завершаются не в алтаре, а перед плащаницей. Кроме того, Великая пятница — день строгого поста. Верующие не должны ничего есть до окончания чина выноса плащаницы — до трёх часов дня.
Затем разрешено вкусить хлеб и выпить воды. В Великую пятницу в Православной церкви совершают три богослужения. Утром служат Часы, за которыми вновь читают Евангелие о Страстях Христовых, в середине дня совершают вечерню с чином выноса плащаницы, а вечером — утреню Великой субботы сутки по церковному календарю начинаются с вечера с чином погребения плащаницы. Днём на чине выноса плащаницы читается канон "Плач Божией Матери". Вечернее богослужение имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа. Как на отпевании, все в храме стоят с зажжёнными свечами.
В начале утрени читается семнадцатая кафизма — часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах. Затем прочитывают канон Великой субботы. Это тоже плач о погребённом Христе, но в нём всё сильнее звучит новая тема — ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. Тихим крестным ходом с плащаницей и со свечами завершается утреня Великой субботы. В Страстную пятницу грехом считается работать в огороде — нельзя втыкать в землю железные предметы: грабли, вилы, лопаты.
Но на Руси были свои запреты.
Не трогать землю. Все работы такого плана находятся под запретом. Рубить дрова также считалось делом грешным. Не заниматься рукоделием. Нельзя печь, прибираться, стирать, проводить уборку дома. Не рекомендуется купаться, стричься.
Даже баню топить было запрещено. И уж ни в коем случае нельзя пить алкогольные напитки, смотреть развлекательные передачи, ходить в увеселительные заведения. Не приветствовались прием друзей или поход к ним. А в храмах отменялись венчания. Обряды и ритуалы В Страстной день обычаи и заговоры имеют силу. Верующие во всякого рода ритуалы пытаются привлечь удачу, улучшить свое положение с финансовой точки зрения.
В это время магия сильна, а желания и просьбы сбываются. Согласно обычаю, Пасха и магические обряды несовместимы. Но такая практика присутствует. Рассмотрим самые популярные верования. Неслучайно многие люди после службы приносят домой горящую свечу. По количеству их должно быть 12.
Вынос плащаницы На вечерне выносят плащаницу из алтаря, размещают ее в середине храма и поют особый канон о распятии Господа. Плащаница располагается в центре храма три неполных дня. Она напоминает верующим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Это действие включили в вечерню только в конце XVI века, а сейчас оно является обязательным. Верующие читают Священное Писание и выбирают те молитвы, которые откликаются в их сердце и отражают душевное состояние. Акцентировать внимание стоит на тех молитвах и местах в Библии, которые посвящены последним дням жизни Спасителя. Пост в Страстную пятницу Пятница является самым строгим днем Страстной недели Великого поста. Верующим стоит воздержаться от любой пищи до выноса в храмах плащаницы.
Страстная пятница: Что можно и нельзя делать
не стоит в это время уделять время делам бытовым и рабочим. Страстная или Великая пятница в 2023 году приходится на 14 апреля. Страстная Пятница – день строжайшего поста, Литургия в этот день не совершается.
Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа
Смысл Страстной пятницы 14 апреля 2023. Страстная пятница несёт в себе скорбное настроение, ведь именно в этот день, согласно святым писаниям, наступает кульминация библейских событий — Иисус Христос принимает на себя наказание за все человеческие грехи. сегодня, 22 апреля, Страстная пятница. Страстная пятница в 2023 году выпадает на 14 апреля.
Страстная пятница перед Пасхой
На голову Христа они надели терновый венец и заставили его в одиночку нести тяжелый крест. Вслед за Мессией шла толпа — и враги, и ученики Христа, и простые обыватели. Несколько часов Христос страдал на кресте — примерно с полудня до трех часов дня. Все это время он молился за своих врагов и даже принял раскаяние от одного из разбойников, распятых рядом с ним. Раскаяние разбойника Иисус Христос был распят на Голгофе между двумя разбойниками, скорее всего, осужденными за терроризм — открытую борьбу с римской властью. Так называемый «Безумный разбойник», распятый по левую руку от Христа, злословил в его адрес: «если Ты — Христос, спаси Себя и нас». Раскаявшись в своих делах, второй разбойник попросил Христа помянуть его в своем Царствии, за что Мессия отпустил ему грехи и пообещал ввести его в Рай. Считается, что он стал первым спасенным из людей. В последние минуты своей земной жизни Христос воскликнул, что отдает свой дух на волю Бога, и после этого голова его упала на грудь.
Тогда померкло солнце, началось землетрясение. Чтобы удостовериться в кончине Иисуса и поскорее уйти, один из воинов пронзил его ребро, и из раны, согласно преданию, полились кровь и вода, ставшие символом таинств Причастия и Крещения. Николай Савченко отвечает так: «Самый духовно правильный ответ на вопрос, кто виновен в распятии Спасителя — виновны все мы. Грехи всех нас стали причиной, почему Христос был распят. Можно сказать и так, что мы своими грехами виновны в Его смерти. Однако мы же одновременно и получим Его прощение за все наши грехи». Перед Пилатом требовали распятия Христова многие из тех, кто незадолго перед этим встречал Христа пальмовыми ветвями. Оказалось, что встречавшие видели Христа не тем, кем Он был.
Они хотели видеть в Нем царя земного, военачальника, поражающего врагов и несущего победы Николай Савченкосвященник Священник пояснил, что люди хотели увидеть во Христе «сильную руку» и вождя в земном понимании этого слова. При этом его чудеса воспринимались как способ обретения личного блага. Алчная жажда столкнулась с разочарованием, а разочарование вызвало злобу и жажду мести.
Страстной пятнице посвящены три богослужения, первое из которых начинается еще в четверг вечером. Как раз на последней службе, вечерне, из алтаря выносят Плащаницу.
У Страстной пятницы есть и народные традиции: например, многие верующие приносят домой со службы 12 свечек и не дают им погаснуть до конца дня. Считается, что если всё получится, в дом придут счастье и достаток. Что нельзя делать в Страстную пятницу В этот день не принято устраивать шумные застолья, особенно с алкоголем, и вообще как-либо веселиться. Есть даже примета, по которой человек, веселящийся в Страстную пятницу, будет страдать весь оставшийся год.
По церковным канонам, лучше отказаться от еды.
Однако это выдерживают далеко не все. Одни верующие просто соблюдают строгий пост, другие не едят до выноса в храме Плащаницы, третьи до первой звезды, после чего считают возможным лишь съесть немного постного хлеба и выпить воды. Можно ли печь куличи и варить яйца в Страстную Пятницу? Вопрос неоднозначный, и здесь множество толкований. Одни считают, что Страстную Пятницу необходимо посвятить только богослужению, а любая работа и заботы будут отвлекать от мыслей о страданиях Христа.
Все приготовления к Пасхе желательно завершить в Четверг Страстной недели, а также продолжить в субботу перед Православной Пасхой. Запрет распространяется и на приготовление куличей, пасхальных яиц, других блюд. Есть мнение, что готовить куличи лучше как можно ближе к Пасхе, чтобы вкусный аромат выпечки не соблазнял аппетит во время соблюдения Поста. Другие же считают, что каноны Церкви не запрещают печь в пятницу перед Пасхой пасхальные куличи. Больше того, согласно традициям и приметам, хлеб или кулич, приготовленные в эту пятницу, никогда не испортятся, не заплесневеют, могут излечить от различных болезней.
Кусочек от пасхального кулича, который был испечён в Страстную Пятницу, хранят за иконами до следующей Страстной недели — весь год будет крепкое здоровье.
Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Страстная пятница 2023: что нельзя делать в этот день, а что — можно
Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца. Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в шестом часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! Прости им, потому что они не знают, что делают». Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего! Вот сын Твой». Потом говорит Иоанну: «Вот Матерь твоя».
Потому что Иисус добровольно, из любви к людям, умаляет Свою Божественную природу, то есть делает ее меньше, фактически ничтожной. Он принимает арест - потому что в этом воля Божья. И принимает Он это из любви к людям. Зная, что за арестом последует неправедный суд, осуждение Его, невиновного, на Крестную казнь, дорога на место Распятия - Голгофу, Крестные страдания и дальше смерть на Кресте. Все это ведомо Иисусу. И Он принимает все эти страдания. Рембрандт Харменс ван Рейн, около 1653 г. Он высится в центре каждого храма, и верующие приходят поклониться ему. Почему мы поклоняемся тому, что послужило средством мучительной смерти? Когда-то крест здесь еще со строчной буквы был самым страшным орудием казни, до которого смогли додуматься люди. Позорным и чрезвычайно жестоким. Местами казни обычно становились возвышенности невдалеке от городов, вдоль дорог - для устрашения. Ведь смерть на кресте была не просто мучительной, но и долгой, часто казненный висел несколько дней, так, что ему, еще живому, птицы выклевывали глаза. Преступника, приговоренного к распятию, сначала раздевали, оставляя только узкое препоясание вокруг бедер, потом он, беззащитный и униженный, под взглядами толпы, понукаемый стражниками, нес свой крест или только поперечную перекладину креста долгим скорбным путем - к месту казни. У Иисуса это был путь на Голгофу, Лобное место в переводе с греческого. Затем несчастного привязывали к крестному древу, веревками поднимали наверх крест высился над землей на 3, а то и на все 4,5 м и пригвождали его руки и ноги, распиная бедного. Острие кованых гранёных, с зазубринами, железных гвоздей вбивали между локтевой и лучевой костьми, ближе к запястью а не в ладони, как принято считать, пробитая ладонь легко разорвется под тяжестью висящего, не имеющего опоры тела и между плюснами ног. Физические муки казненного усиливались, если дело происходило в жару, под лучами палящего солнца. Единственное смягчение не поддающейся разумению жестокости: перед пригвождением распинаемому было принято давать вино со смирной - напиток, помогающий забыться. Евангелие свидетельствует: Иисус от этого питья отказался. Богословы считают, что Спаситель желал пройти весь путь крестных страданий в полном сознании. Если добавить, что в народе казненный на кресте воспринимался как проклятый Господом, можно понять, что распятие было не только мучительнейшей смертью, в физическом смысле, но и означало крайнюю форму отвержения человека - от других людей, от Создателя. Крестной смерти подвергали только рабов, римским гражданам, совершившим даже самые страшные преступления, попросту отсекали головы, а Цицерон - философ и оратор - считал, что римскому гражданину и свободному человеку оскорбительно даже просто упоминать о такой вещи, как казнь на кресте. И именно такую казнь - самую мучительную, самую недостойную, самую позорную - принимает Сын Божий. Причем страданиям на Кресте предшествуют предательство, неправедный суд, унижение, поношение, оплевывание, насмешки и осмеяние, злословие, издевательства.
Исключение составляет только случай, когда со Страстной пятницей совпадает Благовещение. В таком случае служится литургия Иоанна Златоуста. На вечерне поется особый канон про распятие Иисуса Христа, после чего выносится плащаница, которая представляет собой плат с изображением в полный рост Иисуса Христа, лежащего в гробу. Плащаница устанавливается по центру храма на возвышении. Ее украшают цветами и умащают благовониями, точно также как жены-мироносицы мазали благовониями тогда Тело Господа. Что можно делать в Страстную пятницу Утром в Страстную пятницу хорошо пойти в церковь. Если есть возможность, нужно постараться на вынос Плащаницы, а вечером прийти на службу, во время которой происходит погребение Плащаницы, после того, как ее обнесут вокруг церкви. Весь день направлять свои мысли на то, что Иисус Христос принял на себя такие страдания, во имя всех нас. Такой ритуал привлечет в дом достаток и благополучие на следующий год. Печь куличи и красить яйца, конечно, лучше в четверг, но если по какой-то причине не успели это сделать до этого дня, нет ничего страшного, если это произойдет в Страстную пятницу. В Страстную пятницу также определяли, нет ли в доме заговоренных вещей. Для этого приносили домой свечу, которую держали всю службу в руках.
Об этом же необыкновенном солнечном затмении свидетельствует и греческий историк Фалос. Вспоминает о нем в своих письмах к Аполлофану св. Дионисий Ареопагит, тогда еще бывший язычником. Но замечательно, как подчеркивает св. Златоуст и блаж. Феофилакт, что эта тьма «была по всей земле», а не в какой-либо части только, как это бывает при обычном затмении солнца. Видимо, эта тьма последовала вслед за глумлениями и насмешками над распятым Господом; она же и прекратила эти глумления, вызвав то настроение в народе, о котором повествует св. Лука: «И весь народ, сошедший на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» Лук. Ламма савахфани? Марк передает как «Элои», вместо «Или». Этот вопль, конечно, не был воплем отчаяния, но только выражением глубочайшей скорби души Богочеловека. Для того, чтобы искупительная жертва совершилась, необходимо было, чтобы Богочеловек испил до самого дна всю чашу человеческих страданий. Для этого потребовалось, чтобы распятый Иисус не чувствовал радости Своего единения с Богом Отцом. Весь гнев Божий, который, в силу Божественной правды, должен был излиться на грешное человечество, теперь как бы сосредоточился на одном Христе, и Бог как бы оставил Его в Великую Пятницу. Среди самых тяжких, какие только можно представить, мучений телесных и душевных, это оставление было наиболее мучительным, почему и исторгло из уст Иисуса это болезненное восклицание. По-еврейски «Илия» произносилось «Елиагу». Язвительность насмешки этой состояла в том, что перед пришествием Мессии иудеи ожидали прихода Илии. Насмехаясь над Господом, они как бы хотели сказать: вот Он и теперь еще, распятый и поруганный, всё еще мечтает, что Он — Мессия, и зовет Илию Себе на помощь. Первые два Евангелиста говорят, что тотчас же один из воинов побежал, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал ему пить. Очевидно, это было кислое вино, которое было обыкновенным питанием римских воинов, особенно в жаркую погоду. Губку, впитывавшую в себя жидкость, воин наложил на трость, по св. Иоанну, «иссоп», то есть ствол растения, носящего это имя, так как висевшие на кресте находились довольно высоко от земли, и им нельзя было просто поднести пития. Распятие производило невероятно сильную, мучительную жажду в страдальцах, и св. Иоанн сообщает, что Господь произнес, очевидно перед этим: «Жажду» 19:28-30 , добавляя при этом: «Да сбудется Писание». Псалмопевец в 68 Пс. Вкусив уксус, по свидетельству св. Иоанна, Господь возгласил: «Совершилось! Луки, вслед за тем Господь воскликнул: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» Лук. Все три первых Евангелиста свидетельствуют, что в этот момент смерти Иисуса «завеса в храме разорвалась надвое, сверху до низу», то есть сама собой разодралась на две части та завеса, которая отделяла Святилище в храме от Святого Святых. Так как это было время принесения вечерней жертвы — около 3 часов пополудни по нашему времени, — то, очевидно, очередной священник был свидетелем этого чудесного саморазрывания завесы. Это символизировало собой прекращение Ветхого Завета в Великую Пятницу и открытие Нового Завета, который отверзал людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное. От этого землетрясения «камни распались», то есть скалы расселись, и открылись делавшиеся в них погребальные пещеры. В знамение победы Господа над смертью — «многие тела усопших святых воскресли» — воскресли погребенные в этих пещерах тела умерших, которые на третий день, по воскресении Господа, явились в Иерусалиме знавшим их людям. Все три Евангелиста свидетельствуют, что эти чудесные знамения, сопровождавшие смерть Господа, произвели столь сильное, потрясающее действие на римского сотника, что он произнес, по первым двум Евангелистам: «Воистину Он был Сын Божий! Луке: «Истинно Человек Этот был праведник! По свидетельству св. Луки, потрясен был и весь народ, собравшийся у Голгофы: «Возвращался, бия себя в грудь» — такие резкие переходы от одного настроения к другому естественны в возбужденной толпе. Все три Евангелиста указывают, что свидетелями смерти Господа и происшедших при этом событий были «все знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, которые стояли вдали и смотрели на это», и среди них, как перечисляют св. О дальнейшем, что произошло по смерти Иисуса в Великую Пятницу и до Его погребения, повествует, дополняя, как и всегда, первых трех Евангелистов, только св. Иоанн, бывший, как он тут же утверждает, сам свидетелем всего этого. Так как была пятница — по-гречески «параскеви», что значит «приготовление», то есть «день перед субботой», а суббота та была «великим днем», так как совпадала с первым днем Пасхи, то, дабы не оставлять на крестах тела распятых в этот «великий день», иудеи, то есть враги Господа, или члены синедриона, просили Пилата «перебить у них голени» и, умертвив их таким образом, «возьмут», то есть снимут и похоронят еще до наступления вечера, когда надо было уже вкушать Пасху. По жестокому римскому обычаю, распятым, для ускорения их смерти, перебивали голени, то есть раздробляли ноги. Получив это разрешение Пилата, воины перебили голени у разбойников, распятых со Иисусом, которые были еще живы. Отрицательная критика очень много занималась вопросом, могла ли из мертвого тела Иисуса истечь кровь и вода, и доказывала, что это невозможно, так как из мертвого застывшего тела не может истекать кровь, ибо она находится в жидком состоянии в мертвом теле весьма недолго, не более часа, а что отделение водянистой жидкости начинается лишь с наступлением разложения, да еще при некоторых болезнях, как напр. Все эти рассуждения неосновательны. Ведь мы не знаем всех подробностей распятия и смерти Господа, а потому и не можем судить об этих деталях. Но общеизвестен факт, что у распятых наступает именно лихорадочное состояние. Да и само прободение ребра произошло, несомненно, очень скоро после смерти и уж во всяком случае не более, чем через час, ибо наступал вечер, и иудеи спешили окончить свое злое дело. Кроме того, нет при этом надобности рассматривать это истечение крови и воды как явление естественное. Сам св. Иоанн, подчеркивающий его в своем Евангелии, видимо отмечает его как явление чудесное «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» — 19:35. Чистейшее Тело Богочеловека и не могло подвергнуться обыкновенному закону разложения человеческого тела, а, вероятно, с самой минуты смерти начало входить в то состояние, которое окончилось воскресением Его в новом, прославленном, одухотворенном виде. Символически это истечение крови и воды свв. Отцы объясняют как знамение таинственного способа единения верующих со Христом в таинствах Крещения и Евхаристии: «Водою мы рождаемся, а кровью и телом питаемся» бл.