Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего. Какие ошибки советского воспитания могли привести к массовому появлению психологических травм у детей того времени #подслушаноувоспитателей. Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского. Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели Советского Союза и Российской. Советское воспитание с яслей предполагало, что понятие о чести, уважении, взаимопомощи – не пустые слова. дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии.
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову
Сразу хочу оговориться, что советское воспитание не сильно-то и отличалось от способов воспитания детей на других континентах. Журналист «Комсомолки» испытала на сыне-второкласснике методики воспитания из советских книг и журналов. дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии.
5 неприятных моментов воспитания в СССР, о которых молчат не просто так
В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми. Лучшие традиции советской школы и опыт воспитания детей и молодежи необходимо применять и в XXI веке. – О «правильном воспитании» молодёжи государство в последние годы твердит постоянно. Сразу хочу оговориться, что советское воспитание не сильно-то и отличалось от способов воспитания детей на других континентах. Однако советское воспитание не было идеальным – некоторые постулаты оказались откровенно вредны.
Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе?
Его школьные годы прошли в 1960-х годах на Чистых прудах. Цыганов вспомнил, что в детстве посещал занятия в Доме пионеров в Бауманском районе. Взрослые брали детей в свои руки, как своих, так и чужих», — рассказал он.
В 1960-е в СССР набирают популярность статьи педиатра Бенджамина Спока и его книга «Ребенок и уход за ним» впервые опубликована в 1946 году, на русский ее перевели только в 1956-м. Основные установки — уважать ребенка как личность, показывать ему свои чувства, больше развивать в игровой форме. Родители, которые раньше сдерживали проявления любви, меняют подход к воспитанию. Влияют и советская музыка, кино и мультфильмы, которые чаще выводят на первый план человека с его характером и проблемами.
После распада СССР ценности, в соответствии с которыми растят детей, сменились на индивидуалистические. Многие лишились работы и понимали, что родина сейчас им не поможет. Причем сами родители, которых воспитывали в других парадигмах, вынуждены буквально на ходу менять свои стратегии. Социолог Лидия Окольская сравнила, какие качества родители хотели воспитать в детях в 1989 году, а какие — в 1999 году. И если в конце 80-х многие еще говорят про любовь к родине, честность и порядочность, то уже через десять лет таких становится значительно меньше. А вот умения продвинуться в карьере, думать о собственном благополучии и не упускать своего, наоборот, кажутся родителям адекватными времени.
При этом в списке самых желаемых для ребенка профессий и в 1999-м лидируют типичные советские — врач, учитель, инженер, квалифицированный рабочий, говорится в исследовании советского и российского социолога и политолога Юрия Левады. В этот период больше стали думать об отношениях внутри семьи — понимали, что общество ничего не решает, и искали поддержку в близком круге. При этом родители много работали, стараясь прокормить семью, а дети часто были предоставлены себе. Выбор теорий и методик воспитания огромен. Можно растить детей по классическим трудам Януша Корчака и Антона Макаренко.
Ребёнок должен вырасти человеком Если изначально воспринимать своего ребёнка как отдельную от вас личность, то этот принцип воспитания звучит абсурдно. Отношение к несовершеннолетнему как к беспомощному существу, сделает его инфантильным на всю жизнь. Ребёнок априори человек с рождения.
А с первых лет жизни, он уже личность, которую формирует из него родитель. Именно вы в ответе за то, каким человеком он станет. Существует много ресурсов , которые помогают родителям в воспитании успешных, здоровых, счастливых детей. Но помните, что каждый ребёнок уникален. И находите свой собственный путь в этом нелегком деле. Спасибо, что дочитали до конца.
Нынешние бабушки начинали работать по распределению, у них не было риска оказаться нетрудоустроенными. Отсюда установка: надо учиться школа и обязательно вуз , а то станешь дворником или проституткой. Сейчас отношение к школе и обязательному высшему образованию меняется.
Многие подростки хотят после школы где-нибудь поработать, чтобы понять, какая профессия им по душе. Многие работодатели вообще не смотрят на диплом, а фраза «теперь забудьте все, чему вас учили... Распределения больше нет, зато есть свобода выбора. Но и никаких гарантий. Самостоятельность и свобода Сегодняшних 30-летних «воспитывал» двор. С 4 лет дети гуляли самостоятельно, стайками. Играли в резиночки, классики, казаки-разбойники, ножички. Ели яблоки-дички и закапывали «секретики», прыгали по гаражам. Лет с 6 ходили в магазин с бидоном за молоком и сметаной.
Сдавали бутылки и на собранную мелочь покупали мороженое. В 7 лет ребенку вешался ключ на шею — все, считай взрослый. Сегодня такое в страшном сне не приснится! Не потому что тогда было плохо — многие родители с любовью и ностальгией вспоминают свое дворовое детство — а потому что страшно до чертиков. Родители неустанно следят за отпрысками: донимают звонками и сообщениями, отслеживают по GPS, мониторят оценки в электронном дневнике. Дети все больше времени проводят в гаджетах, что очень сильно тревожит и родителей, и бабушек. Патриотизм С детского сада малыши учили стихи о вожде и знали день его рождения. Школьники стремились попасть в почетные пионеры и носить красный отутюженный галстук. А если успел побывать «октябренком», то юность удалась на славу.
Трудовое воспитание
Мы в ADME с уважением относимся к наследию прошлого, но считаем, что от некоторых привычек советского воспитания давно пора избавиться. Почему многие из тех, кто учился в советской школе, отдают предпочтение принципам воспитания из СССР. Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали. Но дело в том, что советский подход к воспитанию сейчас совершенно неактуален. К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания.
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2
Лучшие традиции советской школы и опыт воспитания детей и молодежи необходимо применять и в XXI веке. Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР. Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины.
Москвич поделился воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР
В том же году приказом по Министерству образования РСФСР от 17 октября такие уроки в средних школах были по сути ликвидированы - в документе указывалось, что впредь до отмены ст. Нынешнее состояние Подготовка граждан РФ к военной службе регламентируется федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 12 марта 1998 года в действующей редакции и Концепцией федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2030 года с изменениями от 30 октября 2021 года. Подготовка включает в себя комплекс обязательных и добровольных мероприятий, проводимых государственными, общественными и оборонными организациями, в т. Учащиеся, в частности, получают навыки оказания первой помощи, узнают о правах и обязанностях призывников и военнослужащих. В некоторых школах практикуются занятия или учебные сборы со строевой и огневой подготовкой. С 2016 года в РФ действует Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение "Юнармия".
Отряды движения создаются в т. Более 1 млн юнармейцев в возрасте от 8 до 18 лет участвуют в военно-спортивных играх, спартакиадах по военно-прикладным видам спорта, вахтах памяти, походах по местам боевой славы и т. В октябре 2022 года министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что предмет ОБЖ может быть расширен различными элементами начальной военной подготовки. Зарубежный опыт Допризывная подготовка молодежи входит в программу средних общеобразовательных школ, в частности, в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Туркмении, Узбекистане и на Украине.
Он человек Московской Руси до мелочей. Строил дворцы, а не мог спать в них из того, что слишком высокие были потолки. Только царь Московской Руси мог быть токарем и плотником, корабелом и артиллеристом. Только царь Московской Руси мог пить с рядовыми матросами. А когда он приехал в Париж, то пил с отставными французскими солдатами в Доме Инвалидов.
Ибо для царя Московской Руси в отличие от его восточных и западных «коллег» не было пропасти между ним и простым человеком. Как не было пропасти между московской знатью, воинами и крестьянами. И вот эти чисто московские повадки почему-то принимают за европейское поведение. Ну представьте себе Людовика XYI с топором и в кабаке с простолюдинами? Другой вопрос, что своими реформами Петр уводил страну оттого, что ему самому было дорого. От демократизма Московской Руси. Европа шла от феодализма к демократии, Россия после Петра пошла от демократической соборности к свирепому феодализму. Но ведь Петр был личностью! Или Суворов!
Какой гигант! Этот человек с молодых лет понимал, что он на голову выше остальных, ибо был очень умным и проницательным, но опять же какой демократизм и простота! Он был рыцарь. Когда после Итальянского похода и побед Суворова молодые русские и австрийские генералы решили, что бить французов легко, против Суворова начали плести интриги, он же понял, чем это кончится. Он то ведь знал, что победы французов закономерны. Суворова отзывают. И он пишет с тоской и болью: «Перебьют их без меня». Для него ничего не было выше воинского братства. После рассказов деда я стал читать учебники по истории для 4 ,5, 6 классов.
И мне они нравились. Хотя сейчас я понимаю, что и в те времена, и в нынешние времена при написании учебников допускают очень большую ошибку. Их просто «сдирают» с учебников вузовских. Учебник рассказов по истории СССР для 4 класса, к примеру, с грехом пополам можно было читать до революции 1905 года, а дальше в натуре начиналась истории КПСС. Помню, как бесилась Анна Семеновна. Как-то было все нормально, а потом раз - и обвалилось! Где-то к середине 70-х годов незыблемые истины дали трещину. Помню, как в 8 классе нас повели смотреть в кинотеатр новый фильм про революцию и Ленина. Зал заполнили ученики разных возрастов от пятаков до десятиклассников.
И фильм никто не смотрел. Всем было не интересно. Нет, мне-то как раз было интересно, у меня к этому времени как раз разгоралась любовь к Ленину, но большинству было очень скучно. Все шумели, болтали, толкались. И тут дошло до сцены, когда проклятые левые эсеры начали свой мятеж. И киношный Ленин готовится к худшему, он выдвигает ящик стола, достается оттуда пистолет и передергивает затвор или что-то в этом роде. Сердце мое тогда сжалось от боли за любимого Ильича. В Ленине, как и во многих великих на самом деле было много карикатурного. Эта его походочка, эти руки за жилеткой, прищур полусумасшедших глаз.
На некоторых кинохрониках он на Чарли Чаплина похож. А эта его картавость, ужимки. Я имею в виду и кинохронику, и игру актеров. И если для старших поколений Ленин был святыня, то ко времени моей юности пролетарская молодежь к нему относилась безразлично или с иронией. Почему-то у нас в поселке к нему прилепили кличку «Блатной Володька». Появились ядовитые анекдоты про Ленина. Их выдумывали враги? Но ведь массы их пересказывали с удовольствием. Точнее, отношение к Ленину было двойственным.
С одной стороны, мало кто ставил под сомнение, что он защищал интересы трудящихся, был честен, тогда еще думали, что он был скромен в быту. И Ленин служил идеальной фигурой для обличения тогдашних коммунистических лидеров, которые оторвались от масс. С другой стороны, у масс, то есть у этой помеси пролетариев с мещанами Ленин проходил, чуть ли не как дурачок. Кремлевский мечтатель. Но на небосклоне России конца 60-х начала 70-х годов взошла другая звезда — Сталин! У высшей власти находились его выдвиженцы, в самую силу входило поколение фронтовиков, юность которых пришлась на конец тридцатых и начало сороковых, и те которые родились перед войной, как мои родители, забыли о своем нищем и голодном детстве, но вспомнили об ужасной эпохе, только как о великой. Дело в том, что у Сталина был «большой стиль». Те, кто жили при нем, помнили свое ощущение причастности к чему-то грандиозному. Про Сталина сочиняли какие-то очень положительные байки.
Про его офигительную скромность, про то, как неприхотлив он был в быту. Я даже слышал, как один мой сосед рассказывал о том, как Сталин сам лично стоял у «переезда» в нашем поселке с пистолетом в руках и говорил солдатам, что пристрелит всякого, кто отступит. Поэтому-то и не отдали Москву. Но я слышал это собственными ушами. Сталин для меня стал значительной фигурой в детстве, после просмотра фильма «Освобождение». Потом я стал читать всякие книжки о тридцатых годах. Книжки эти писали в основном либеральные авторы, публиковались они при Хрущеве, но как-то пара-тройка книг попала мне в руки. Ведь никто же не оспаривал того факта, что при Сталине осуждали не виновных. И товарищ Сталин перестал мне нравиться.
Помню, как в 10 классе мы дошли до параграфа, в котором писали о культе личности.
При отказе заставляли страдать, ощущать себя ущербным, неправильным, до тех пор, пока сопротивление ребенка не ломалось окончательно. Результатом такого насилия стало совершенное неумение сегодняшних взрослых жить для себя. Разумеется, ведь с детства их учили, что внутренние желания и стремления — ерунда, если они не одобряются обществом и не вписываются в рамки общепринятых стандартов. Отсутствие эмоциональной связи с родителями В СССР каждый гражданин должен был приносить обществу пользу, сидение же без дела и отдых считались тунеядством. За счет этого люди, становившиеся родителями, очень рано отдавали свое чадо в ясли и детские сады.
Детям везло, когда у них были бабушки и дедушки, готовые взять на себя обязанность по уходу за внуком или внучкой. В противном же случае малыши, еще как следует не узнававшие даже маму и папу, оказывались в цепких руках советских воспитателей. Разумеется, это не способствовало формированию крепкой детско-родительской связи, необходимой на этапе раннего развития личности ребенка. Очень часто такие недолюбленные дети вырастают и вступают в браки, впоследствии разрушающиеся из-за их инфантилизма, справиться с которым самостоятельно они просто не могут. Исправить подобную ситуацию может лишь помощь хорошего психолога.
Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена».
Приучение к труду и самостоятельности Детей готовили к самостостельности с раннего возраста, они помогали старшим в домашних делах. В школах на уроках трудового обучения обучали простым трудовым премудростям: мальчики работали на станках, девочки шили,вязали, готовили. Минимум свободного времени Для праздного шатания времени оставалось, часть детей после уроков шли на группу продлённого дня, другие - домой, чтобы пообедать и идти на занятия в секции и кружки. В СССР было много музыкальных, художественных и спортивных школ, при Дворцах пионеров - многочисленные секции.
Воспитание в СССР
К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания. Журналист «Комсомолки» испытала на сыне-второкласснике методики воспитания из советских книг и журналов. Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. Но те способы воспитания, которые были естественны для СССР, сегодня использовать просто нельзя. были, но было и много хорошего, такого, что смело можно взять на вооружение в наше время.