Так Родина Нахапетов стал Родионом Нахапетовым. Все самые свежие и актуальные новости Заречного здесь. Исполнилось 80 лет Родиону Нахапетову, актёру, режиссёру и человеку, который смог спасти множество жизней детей. Народный артист СССР, режиссер, сценарист – Родион Нахапетов покинул страну. До 1974 года у Родиона Нахапетова не было романтический отношений, а потом он познакомился с милой артисткой Верой Глаголевой, ставшей его первой женой.
Родион Нахапетов — биография, личная жизнь, фото, новости, жена, дети
В главных ролях:Елена Соловей, Родион Нахапетов, Александр Калягин, Олег Басилашвили. Родион Нахапетов рассказал о том, как открыл и потерял Веру Глаголеву. Анна Каменкова и Родион Нахапетов в фильме "Поздняя любовь", 1983г. Картина с Родионом Нахапетовым, Алексеем Жарковым, Станиславом Садальским и Верой Глаголевой, несомненно, относится к шедеврам советского кино. Родион Нахапетов - 80-летие | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня».
СЛОВО. РОДИОН НАХАПЕТОВ: О ВСТРЕЧЕ СО СВЯТЫМ
Мы прожили вместе двенадцать лет, а в книге, как говорят дети — страниц пятнадцать о наших отношениях, а вся остальная книга посвящена Наташе? Как он с ней счастлив? Я не мог расстаться с ней не то что на день — на минуту. Мы гуляли с Верой по Одессе. Бродили по тихим ночным улочкам, спускались по потемкинской лестнице, выходили к морю. Иногда Вера готовила — благо в нашей гостинице была кухня. Сладкий и нежный вкус ее сырников я помню до сих пор… Мы мечтали о будущей жизни, о ее поступлении во ВГИК. Вера очень своеобразно читала Блока. Первую награду Нахапетов получил после выхода ленты «Пароль не нужен» Григорьева и Швырёва.
За роль разведчика Исаева жюри Всесоюзного кинофестиваля присудило ему первую премию. Ей было двадцать шесть. Как зрелая актриса, она хотела «переквалифицироваться» на экране в зрелую женщину. Но она выглядела много моложе своих лет… Отец — Рафаил Татевосович Нахапетов[2] — армянин[3]. С матерью Родиона Нахапетова они познакомились в партизанском отряде на Криворожье. После окончания Великой Отечественной войны отец вернулся в Армению, где у него уже была семья. Своего отца Родион Нахапетов до десяти лет считал погибшим на войне[1][4]. Родион Нахапетов биография актера карьера.
Детальная информация. Кинематографическая биография Родиона Нахапетова началась ещё в студенческие годы. Дебютной была роль Гены в картине «Живёт такой парень» Василия Шукшина. В том же 1964 году Нахапетов снялся во втором фильме — «Первый снег», где зрители его увидели в образе поэта Коли. Через год режиссёр Марлен Хуциев пригласил молодого актёра в свою ленту о молодёжи 1960-ых.
На Всесоюзном кинофестивале в Ереване картина завоевала главный приз. Но, прежде чем ленту допустили к премьере, Родиону Рафаиловичу пришлось серьезно сражаться с цензорами. Фильм пользовался огромной популярностью у советского зрителя. На заметку: Последней режиссерской работой, снятой Нахапетовым на просторах Советского Союза, стала военная драма «На исходе ночи». На родине лента не пользовалась успехом у зрителей, зато голливудская компания «20th Century Fox» картину заметила и выкупила для мирового проката. Режиссер переехал за океан, но первое время у него не все ладилось, а сценарии оставались невостребованными. Когда Нахапетов, отчаявшись, собирался вернуться в Россию, Голливуд подписал с ним контракт на съемки триллера «Телепат». Это вдохновило режиссера, так как ему самому было интересно снять картину с элементами фэнтези. В конце 90-х прошлого века студия начала сотрудничать с телеканалом «ОРТ». Результатом этого союза стали съемки 3 серий криминального детектива «Убойная сила-2». Родион Рафаилович выступил на проекте не только режиссером, но и продюсером, актером. Международный дебют оказался успешным. Следующими российско-американскими работами Нахапетова стали детектив «Русские в городе ангелов» и боевик «Пограничный блюз». В 2003 г. Нахапетов вернулся в Россию и приступил к съемкам комедии «Моя большая армянская свадьба» В 2007 г. В этой ленте Нахапетов рассказал историю, которая случилась с его матерью. Когда Галина Прокопенко работала воспитателем в лагере для политзаключенных, старалась привлечь ЦК к проблеме невинно осужденных. В результате женщину поместили в психиатрическую лечебницу, где ударной дозой лекарств пытались лишить ее воспоминаний. Родиону, который к тому времени стал узнаваемым актером, пришлось «вызволять» мать. После освобождения женщина прожила недолго, скончалась от рака. Работа над лентой далась Нахапетову нелегко. Личная жизнь С первой супругой Родион познакомился на съемках мелодрамы «На край света…». Спортсменка и красавица Вера Глаголева о карьере актрисы не мечтала, она случайно зашла на киностудию, где на девушку обратил внимание помощник режиссера. Он предложил Нахапетову провести пробы.
Чувств совсем не осталось… Но они- Аня и Маша, навсегда в его сердце. Вере нелегко далось расставание. Спасла любимая работа, она как раз в то время дебютировала в режиссуре, и ей как никогда важна была поддержка близкого человека. И тем не менее, мудрая женщина ни словом, ни поступком не позволила девочкам считать своего отца негодяем. К тому же, вскоре она встречает своего второго мужа Кирилла Шубского. А Нахапетов и Наташа сыграли скромную свадьбу в Америке. И вроде жить да радоваться, но начались проблемы в финансовом плане. Девушка потеряла высокооплачиваемую работу, у Родиона тоже не складывалось. Неподъемный кредит за дом не давал спокойно вздохнуть, его пришлось сдать в аренду, а самим переехать к родственникам жены. Семья кое-как перебивается случайными заработками и тут им несказанно везет. Компания 20th Century Fox заключает с ними контракт на написание сценария любовной истории для актрисы Джессики Лэнг. Жизнь стала потихоньку налаживаться. Потом был контракт на съёмку голливудского фильма-фентези "Телепат", удачное сотрудничество с RGI Productions, а в 2003 году возвращение в Россию и несколько работ уже на Родине. Но не только съемками живет Родион и его жена Наташа. Мало кто знает, что они организовали благотворительный Фонд дружбы, который помогает больным российским деткам с врожденными пороками сердца ВПС. Именно занятие этим добрым благородным делом в какой-то мере восполняло творческую невостребованность в нелегкий период семейной пары. Благодаря этому фонду больницы Татарстана смогли получить более десяти тонн медобуродования и медикаментов, а на счету более 300х спасенных детских жизней.
Картина принесла актеру невероятную популярность. Спустя 35 лет после выхода картины «Влюбленные» Нахапетов снова предстал перед зрителями в образе Родина, сыграв в драме «Влюбленные-2» Режиссерские проекты Режиссерский факультет Родион Нахапетов окончил в 1972 г. Начинал с короткометражек «Вино из одуванчиков», «Помнишь? В полнометражном фильме дебютировал социальной драмой «С тобой и без тебя», которая получила премию на бельгийском кинофестивале. Следующая картина «На краю света…» стала призером Международного кинофорума в Люблине. Цензура не пропускала ленту, режиссеру пришлось многое исправлять, прежде чем она дошла до зрителя. В 1980 г. Нахапетов снял драму «Не стреляйте в белых лебедей». На Всесоюзном кинофестивале в Ереване картина завоевала главный приз. Но, прежде чем ленту допустили к премьере, Родиону Рафаиловичу пришлось серьезно сражаться с цензорами. Фильм пользовался огромной популярностью у советского зрителя. На заметку: Последней режиссерской работой, снятой Нахапетовым на просторах Советского Союза, стала военная драма «На исходе ночи». На родине лента не пользовалась успехом у зрителей, зато голливудская компания «20th Century Fox» картину заметила и выкупила для мирового проката. Режиссер переехал за океан, но первое время у него не все ладилось, а сценарии оставались невостребованными. Когда Нахапетов, отчаявшись, собирался вернуться в Россию, Голливуд подписал с ним контракт на съемки триллера «Телепат». Это вдохновило режиссера, так как ему самому было интересно снять картину с элементами фэнтези. В конце 90-х прошлого века студия начала сотрудничать с телеканалом «ОРТ». Результатом этого союза стали съемки 3 серий криминального детектива «Убойная сила-2». Родион Рафаилович выступил на проекте не только режиссером, но и продюсером, актером. Международный дебют оказался успешным. Следующими российско-американскими работами Нахапетова стали детектив «Русские в городе ангелов» и боевик «Пограничный блюз». В 2003 г. Нахапетов вернулся в Россию и приступил к съемкам комедии «Моя большая армянская свадьба» В 2007 г. В этой ленте Нахапетов рассказал историю, которая случилась с его матерью.
Родион Нахапетов: биография, личная жизнь, дети, фото
Длительный период мы жили счастливо и беззаботно. Не только я чувствовал это, но и сама она тоже так говорила. Не скажу, что Вера не понимала всю ситуацию, это просто был правильный настрой. Мало кто, кроме близких, знал о ее тяжести болезни", - рассказал бизнесмен. Меж тем друг актрисы Аким Салбиев заявил, что жизнь Глаголевой была далеко не сахарной. И мы, друзья, старались помочь ей отвлечься. В режиссуру Глаголева пошла вопреки всему", - сокрушается Салбиев.
А потом Глаголеву ждало новое предательство. О том, что к Вере страшная болячка прицепилась, знали только самые близкие. Рак желудка она лечила больше десяти лет. Возможно, переживания усугубляли болезнь… Все ж на нервах. Обиды разрушают", - цитирует друга "Экспресс газета". Напомним, что для Веры Глаголевой брак с Кириллом Шубским стал вторым.
Путь в профессию Однажды в Днепропетровске была организована встреча с такими известными актерами, как Сергей Бондарчук, Марина Ладынина, Борис Андреев. После этого юноша заразился мечтой о театре, о профессии театрального актера. После окончания школы друзья Родион и Женя - вместе решили поступать в Днепропетровское театральное училище. После этого дворовые ребята стали называть Родион а «актюром». В 1960 году он, не доучившись в училище, отправился в столицу СССР. Окончив данный факультет, он решил продолжить учебу на этот раз уже на режиссерском факультете того же вуза. К этому времени уже произошли серьезные изменения в биографии Родиона Нахапетова - личная жизнь, дети, семейные заботы...
Смена имени Если помните, при рождении мать назвала сына Родиной. Конечно же, странное имя для мальчика. Именно так подумала сотрудница паспортного стола при выдаче ему паспорта и сократила его имя на одну букву. Выпускающему редактору показалось, что в титрах опечатка, и она переправила имя актера на более привычное. С тех пор актер стал зваться Родионом Нахапетовым. Это имя и принесло ему узнаваемость! Она играла главную роль в этом фильме.
Вера Глаголева и Нахапетов сразу же стали симпатизировать друг другу, а потом между ними возникло нечто большее, что привело их во Дворец бракосочетаний. Поженились они в 1974 году. Актриса на протяжении 14 лет была музой для Нахапетова. В браке у пары родились две чудные дочурки — Мария и Анна.
Но, несмотря на всё это, неожиданно понравилось - только благодаря игре актёров, которые молоды и ещё не научились переигрывать, в силу чего их персонажи выглядят живыми нормальными людьми, а не шутами гороховыми. Особенно понравилась игра совсем молодой исполнительницы роли Валентины - Кристины Куца и Зины - Марии Столяровой, которые большей частью играют "на полутонах". Уважаемые актёры, возможно, это мои субъективные предпочтения, но мне кажется, что в большинстве случаев не стоит, изображая страдание, орать и надрываться, ведь чувства можно показать по другому лицом, походкой, ну, вам виднее. В спектакле, который я посмотрел, практически все актёры, к счастью, это умеют. Ирина «Луч света из-за туч…» Спектакль закончился, а я который день продолжаю думать о нем… «Прошлым летом в Чулимске» - это история о людском равнодушии и эгоизме, а также о доброй, светлой девочке Валентине, которая упорно чинит полисадник и верит в то, что эти самые люди могут стать лучше. Не зря Шаманов назвал её лучом света, ведь только Валентина думает не о себе, а о других.
Актеры играют великолепно, даже сложно выделить кого-то одного, т. Не часто бывает такое, что смотришь спектакль и вдруг ловишь себя на мысли о том, что очень хочется, чтобы он не заканчивался и длился как можно дольше, ведь каждое его мгновенье прекрасно! Спасибо всем актерам и любимому театру за это чудо! Арина М. Знаю эту пьесу хорошо, видела несколько спектаклей напр. Вчера была на спектакле в Мастерской. И поняла: это пьеса о девочке, о целомудренной, нежной и твердой девочке, которая вышла из простого народа. Это такая девочка как Дева Мария, Матерь Иисуса. Живет в простом народе, окруженная людьми со всякими страстями, грехами и болью. А оказывается она, маленькая совсем девочка, каждого поймет, погладит по голове, пожалеет, кого надо, собой пожертвует, кому надо - дорогу укажет.
А сама как камень, благодаря которому этот народ держится. Девочку бесподобно создала Кристина Куца. Шаманова играл Михаил Гаврилов, тонко играл, верила ему безоговорочно. Впрочем, все артисты замечательны - в декорациях , из которых не хотелось уходить на улицу. Спасибо от всего сердца! Галина Я из Москвы, в Санкт-Петербург приехала на пару дней, а билеты в театр купила ещё в Москве по рекомендации друзей. Прекрасная постановка, прекрасная труппа, видно, что актёры молодые, но они все такие красивые, что глаз оторвать нельзя. Есть старый фильм Валентина с Родионом Нахапетовым, вот его мне смотреть скучно. А тут все совпало. Ну да, есть моменты криков, истерик, громких звуков, но в конце мне так жаль было этого олененка Валентину.
И прекрасный саунд, в конце первого действия я смутно поняла, что это Высоцкий, в конце же второго акта это прямо в тему. Я обязательно запланирую себе ещё один поход в Мастерскую, когда в следующий раз буду в вашем прекрасном городе. Ирина Потрясающий спектакль, у каждого персонажа своя история и своя драма. Игра актеров- что-то непередаваемое, абсолютно веришь каждому персонажу. Я очень благодарна всем, кто принимал участие в постановке спектакля за эмоции, которые вы подарили, ощущение теплоты и душевности, желание стать лучше, которые я унесла со спектакля. Отдельное спасибо за монолог Шаманова в конце первого отделения. Была на спектакле 12 декабря. Оксана Открыли с мужем для себя этот театр всего год назад. Уже посмотрели 6 спектаклей.
Наташа организовывала встречи с президентами киностудий, но дело вперед не двигалось. Одну идею в 1992 году мы с Наташей предложили киностудии «Двадцатый век Фокс». Решающая встреча должна была состояться с президентом компании Роджером Бирнбаумом. Бирнбаум давал мне 15 минут, за которые надо было все умело представить. Накануне встречи Наташа дала мне открытку с изображением святителя Иоанна Шанхайского, оставшуюся от ее мамы. Сказала, что ей самой владыка Иоанн не раз помогал. Лицо святителя показалось мне очень необычным, завораживающим, но тогда я не придал значения духовной силе святого. Помолившись ему, я положил открытку в карман рубашки и отправился на встречу с Бирнбаумом. Встреча проходила напряженно, холодно. Идея фильма студию определенно не интересовала. К тому же кассета с моим фильмом образчиком будущего фильма забарахлила: то звук пропадал, то изображение прыгало. В общем, неудача… И вдруг я почувствовал тепло, струившееся от лежавшей в кармане рубашки открытки святителя Иоанна. Возникла какая-то странная пауза. Бирнбаум как будто прислушивался к чему-то и затем вынес неожиданный вердикт: «Мне нравится! Пишите сценарий! Никаких сомнений ни у меня, ни у Наташи не было: это владыка Иоанн Шанхайский «уговорил» президента студии. В нужный момент владыка внушил Бирнбауму, как нужно поступить. Конечно же, это было чудо. Фонд Нахапетова: врачи на гастролях — А в следующем, 1993 году, вы создали Фонд помощи русским детям с пороком сердца… Как это произошло? Сказал, что помнит меня по положительным ролям в советских фильмах. Мне этот звонок показался не случайным, потому что у меня самого в детстве тоже был порок сердца и врачи давали мне не более 16 лет жизни. Может быть, сам я ничего бы не сделал, если бы не подключилась Наташа с ее энергией. Утром она стала звонить докторам в разные клиники и благодаря своей интуиции и организационному таланту нашла известного кардиохирурга Таро Ёкояма, который в свое время сделал операцию на сердце Булату Окуджаве. Ёкояма обещал помочь. Но найти нужно было не только кардиохирурга, который согласится бесплатно сделать операцию, но и целую команду медиков, оплатить перелет, жилье. И риск был большой: речь ведь шла о грудном ребенке. Нам все-таки удалось привезти девочку с отцом в Лос-Анджелес, и все прошло благополучно. Но мы не предполагали, что будем этим заниматься и в дальнейшем. Родители больных детей, как оказалось, связаны между собой. Нас завалили письмами, фотографиями больных детей. Мы были в растерянности. Пришлось искать другие больницы. Слава Богу, что это было время, когда интерес и симпатии к России в Америке были очень сильны. Мы решили подойти к вопросу комплексно и организовали Фонд дружбы Нахапетова. С дочкой Катей Это были 1990-е годы, очень тяжелые для России. Больных было очень много, медицинское оборудование устарело. И мы привозили детей в Штаты. Но у нас не было достаточно денег, чтобы вести работу такого масштаба. Тогда мы обратились в нашу церковь. И прихожане стали помогать очень активно. Не только деньгами — они находили жилье для больных детей, ждущих операции. Помимо жилья мы должны были обеспечивать приезжих транспортом, квалифицированными переводчиками, моральной поддержкой. Во всем этом нам помогала наша церковь. Но коэффициент полезного действия был все же мал. Число нуждающихся росло с каждым днем. А мы могли помочь лишь одному ребенку в два месяца месяц до операции и месяц после. Обсудив эту проблему с врачами, мы сделали вывод, что было бы целесообразнее собрать группу американских врачей и провести серию спасительных операций в самой России. За две недели не за два месяца мы могли бы помочь не одному ребенку, а десяткам больных детей и, что не менее важно, наладить дружеские взаимоотношения американских врачей с российскими коллегами, обеспечить больницы необходимым современным оборудованием, которое мы привезем с собой — в дар от нашего фонда. Так мы организовали первую «гастрольную» поездку американских врачей в Россию. Узнав о нашей инициативе, президент Татарстана Минтимер Шаймиев предложил начать нашу гуманитарную акцию с Казани. Там были отобраны тяжелобольные дети, найдена соответствующая клиника, мы, в свою очередь, подобрали команду кардиологов во главе со знаменитым кардиохирургом Брюсом Райтом из Стэндфордского университета. Наша выездная группа состояла из 26 специалистов высшей категории — врачей и медсестер. Мы оплатили перелет в Москву, а в Казани расходы на себя взял Шаймиев.
Как живет знаменитый актер Родион Нахапетов
Александр Лабуш, Вера Глаголева, Родион Нахапетов, Оля Петрова, Вячеслав Баранов, Лариса Чаплыгина, Елена Яновская, Мария Захаревич. ma6_450x0 Таким увидел город и Родион Нахапетов – народный артист РСФСР, режиссер, сценарист. Смотреть онлайн сериал Паук (2015) в онлайн-кинотеатре Okko. Все сезоны и серии доступны полностью без рекламы. Высокое качество видео. Режиссёр: Евгений.
Тест на логику
Родион Нахапетов — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Матч-центр Новости 0 Топ-матчи Билеты Видео ы. После Родион Нахапетов так объяснял ее успех: «Она не была заинтересована в том, чтобы быть актрисой.
ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА
В начале 2000-х актер в одном из интервью оговорился, что когда он снимался в роли Ленина, умирала его мама, — ее жизнь унес рак. Действие ленты разворачивается в начале 1920-х годов во Владивостоке. Актер нередко называл эту роль одной из своих любимых. Лирическая картина рассказывала о судьбе троих жителей многонационального Ташкента, критики отмечали, что она пропитана радостным, светлым настроением. На фото: Родион Нахапетов и Анастасия Вертинская в фильме «Влюбленные» 1969 «Раба любви» 1975 Одна из самых ярких киноработ Нахапетова — в фильме Никиты Михалкова о съемках немого кино в разгар Гражданской войны он сыграл кинооператора, революционера-подпольщика Виктора Потоцкого. Но при этом оператор и художник тоже делали определенные замечания и вносили свои пожелания», — позже вспоминал Нахапетов.
Показать больше.
Родион Нахапетов преимущественно проживал и работал в США. В 1993 г. Книги Автор книг "Влюбленный" 1999 и "Все тот же я. Москва - Голливуд" 2015.
Звания, награды Родион Нахапетов награжден орденом Дружбы 2015. В 1990-х гг. Фильмы о Родионе Нахапетове Жизни и творчеству кинематографиста посвящены документальные фильмы "Русский в городе ангелов" 2019, режиссер Роман Маслов и "Родион Нахапетов. Любовь длиною в жизнь" 2019, Платон Снегин.
Выше я говорила об органичной связи текста и документов, но вначале и из документов некоторые все же утомляют и излишне замедляют повествование. Легкие перебранки гитлеровских главарей, например на с. Думается, очень растянута вся история Степана Богданова: беседы его со следователями, их долгие и невероятно грубые в написании речи. Ведь Степан-то все-таки по сюжету персонаж не первого плана. Вообще, долгих бесед, диалогов и монологов в романе много. Надо бы их поужать с. Иногда сами по себе интересные рассуждения, думается, и психологически оказываются не к месту. Богданову, хоть он и все понимает, не может не быть все-таки обидно, и Вихрь не может этого не понимать. Он должен поэтому говорить как можно энергичней и короче, иначе получается, что он человек не чуткий, что на Богданова ему наплевать. Для меня сомнительна по существу и не ясна с. Стоит подумать, нужно ли все это вообще. Продумать и взвесить надо и высказывания Гитлера о китайцах на с. Есть общее замечание. Чрезвычайно раздражает блатной жаргон, которым то и дело пользуются почти все действующие лица, а иногда не брезгует и сам автор. Берусь утверждать, что для разведки скорее стратегической, нежели тактической, для людей, прошедших специальную подготовку, такая манера вовсе не характерна. Только благодаря грубятине и в мыслях, и в языке, между прочим, даже Аня поначалу выглядит очень примитивной и попросту малопривлекательной. Не надо этого, как не надо и такого количества не очень остроумных подчас острот на сексуальные темы. Желательно оставить только лучшие. Есть у меня некоторое сомнение насчет заглавия. Материал необычен, если можно так выразиться, чрезвычаен, и мне потому казалось бы уместным какое-то более скромное, что ли, название. Но возможно, что это и субъективное ощущение. Однако «Майор Вихрь» почему-то появился не в «Москве», а в журнале «Смена». А «Москва» напечатала уже при другом редакторе, Михаиле Алексееве, другие вещи писателя: в 1969 году «Семнадцать мгновений весны» и в 1971 году «Бомбу для председателя». Работая над книгами о Штирлице, Семенов испытывал нужду в архивных материалах и книгах, которые хранились в спецхранах. Литфункционер 10 октября 1968 года просил разрешить писателю «ознакомиться со спецдокументами, переведенными с иностранных языков в связи с его работой над темой советской и англо-американской разведки в Германии и странах ОСИ в 1941—1945 годах РГАЛИ. В тот же день, 10 октября 1968 года, и. Спустя неделю, 17 октября 1968 года, директор издательства «Прогресс» И. Понятно, что все рукописи Семенова о Штирлице предварительно просматривали чекисты. В архиве сохранилось обращение заместителя главного редактора журнала «Москва» Николая Горбачева к полковнику КГБ Владимиру Кравченко, посланное 24 декабря 1970 года. Поскольку после этого заключения прошел известный срок, просим Вас подтвердить свое согласие на публикацию романа» РГАЛИ. Здесь стоит подчеркнуть: Семенов всегда отличался исключительной работоспособностью. Он каждый год выдавал на-гора тысячи и тысячи страниц. По скорости сочинительства угнаться за ним вряд ли кто мог. При этом писатель не отказывал себе ни в каких удовольствиях. Но означала ли скоропись высокое качество? Ведь не случайно никто из серьезных критиков о Семенове никогда не писал. За исключением разве что Льва Аннинского. Впрочем, Аннинский тоже однажды оговорился, что видел в Семенове не столько блестящего стилиста, а прежде всего удивительно интересного человека. В начале 2000-х годов в интервью главному редактору журнала «Студенческий меридиан» Юрию Ростовцеву критик, вспоминая свои встречи с писателем, заметил, что «эти его тексты со штирлицами» не лезли ни в какие ворота. Я сразу осекся, понял, что полез не в свое дело. Действительно, взялся писателя учить. Ни слова ему больше об этом! Семенов был интересен как политический писатель. Сегодня уже значительная часть книг — проекты. И потом — у него был ум, но не было языка. У Астафьева — художественная плоть, он верил в красоту и выразительную силу слова, в художественное осмысление действительности... У Юлиана Семенова тексты — игра ума. Это 1969 год, меня не печатают. Катя кормит нас обедом. А я в ту пору читал много религиозной литературы, переучивался за университет. Бердяева и подобные книги, все, что удавалось достать. Так вот, я — пастор. Юлиан начинает со мной диалог о России, о мировой политике и так далее. Я ему отвечаю, как если бы был пастором. И он записывает все это. Проходит года два. Появляется его новый роман, в котором действует пастор Шлаг. Он мне дарит. Я начинаю читать, и волосы встают дыбом. Пастор у него говорит моими словами. У Юлиана идет роман. Там какой-то белогвардеец Вася Родыгин опять шпарит моими речами. Густо идут Розанов, Леонтьев... Все, что я тогда читал. Я Юлиану заявляю, что мой патриотический имидж этим белогвардейцем уязвлен. Он говорит: подожди. В следующей журнальной подаче выясняется, что Вася — наш разведчик. Помимо всего прочего, в этом интервью существенна одна ремарка Аннинского: «Семенов был интересен как политический писатель». Неплохо все-таки устроились некоторые наши зоилы. Боясь сказать всю правду о низком качестве текстов своих приятелей, они придумали новую тактику: заворачивать халтуру в блестящие фантики. Мне так и непонятно осталось, почему политическим романам простительно по своему уровню уступать, скажем, семейным сагам. Или «политическая» проза — это литература второго сорта? Лично мне читать Семенова никогда интересно не было. Другое дело — экранизации его произведений. Один сериал «Семнадцать мгновений весны» чего стоил! К слову, за него писатель в 1976 году получил всего лишь Государственную премию России когда исполнителю главной роли — актеру Тихонову сразу дали самое высокое звание — Героя Социалистического Труда. При этом что интересно: вообще-то Союз писателей России летом 1976 года выдвигал Семенова на премию не за фильм, а за политические хроники о коммунисте-дзержинце Максиме Исаеве: «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен», «Нежность», «Испанский вариант», «Альтернатива», «Майор Вихрь», «Семнадцать мгновений весны» и «Бомба для председателя» РГАЛИ. Первый киношный опыт Семенов приобрел, кажется, в 1957 году, написав по мотивам восточных сказок сценарий мультфильма «Маленький Шего». Потом, через пять лет, по его сценарию был снят фильм «Будни и праздники». Но я особо, конечно, выделил бы картину «Пароль не нужен». Она вышла в прокат в 1967 году. Родион Нахапетов стал первым исполнителем роли восходящей звезды советской разведки Исаева. Ну а дальше фильмы об Исаеве—Штирлице у Семенова стали появляться как грибы после летнего дождя. Про книги я уже молчу. Только Исаеву—Штирлицу писатель посвятил 14 романов и повестей. Я перечислю их здесь не по времени создания, а оттолкнусь от хронологии событий, в них освещенных. Порядок получился такой: роман «Бриллианты для диктатуры пролетариата» в нем рассказывается о действиях ВЧК в Петрограде и Ревеле в 1921 году; экранизировали эту книгу в 1976 году, пригласив на ведущие роли Владимира Ивашова и Александра Кайдановского », «Пароль не нужен» 1921—1922 , «Нежность» 1922 , «Испанский вариант» 1938 , «Альтернатива» 1941 , «Третья карта» 1941 , «Майор Вихрь» 1944—1945 , «Семнадцать мгновений весны» 1945 , «Приказано выжить» 1945 , «Экспансия-1» 1946 , «Экспансия-2» 1946 , «Экспансия-3» 1947 , «Отчаяние» 1947 и, наконец, «Бомба для председателя», отчасти реконструирующая события в Западном Берлине в 1967 году. Народ до сих пор гадает, были ли у Исаева—Штирлица конкретные прототипы. И да, и нет. Наша разведка этого сотрудника гестапо завербовала еще в 1936 году. Но он в 1942 году провалился, рассказав во время операции под наркозом что-то про Москву и шифры. Но по другой версии, писатель, когда работал над своими романами о Штирлице, прежде всего имел в виду советского разведчика Исая Борового, работавшего в Германии с конца 20-х годов и почти до самого окончания войны. Но истинную правду мы вряд ли когда-либо узнаем. Кроме Штирлица, Семенов создал образ журналиста-международника Степанова, который объездил, по сути, все «горячие точки» времен холодной войны и оказался в центре противостояния советской разведки и западных спецслужб. Про Степанова тоже было снято много фильмов. Здесь можно вспомнить хотя бы экранизацию романа «ТАСС уполномочен заявить». Историю создания этой вещи позже рассказал один из руководителей советской контрразведки генерал-майор КГБ Вячеслав Кеворков. Уже в 2000-е годы он вспоминал: «Наступил момент, когда наша контрразведка нащупала шпиона Огородника. Долго за ним ходили, а когда убедились в правильности предположений, я на свой страх и риск позвонил Юлиану. Юлиан моментально захотел об этом написать. Андропов, который к нему прекрасно относился, сразу дал добро. Через несколько дней Юлиан зашел ко мне в Комитет. Я подготовил три тома дела и говорю: — Вот, посмотри, а я отойду в столовую. Прихожу через сорок минут. Его нет. Спрашиваю секретаря: — Зина, а где же Семенов? Я опешил: мы три года писали, а он за сорок минут прочел?! При следующей встрече Юлиан мне объяснил: — Документы я просмотрел, но мне легче выдумать, чем следовать за всеми этими подслушками и наружками. Через три недели вернулся ко мне в кабинет, положил на стол объемистую папку и спросил: — Где тут телефон Андропова? Я показал. Юлиан решительно снял трубку, его сразу соединили, и я услышал знакомый голос: — Андропов слушает. На том конце провода воцарилась долгая тишина, а потом Андропов спросил: — Юлиан Семенович, так быстро — не за счет качества, надеюсь? А Юлиан в ответ: — Да что вы, разве Семенов пишет плохие романы?! Будете зачитываться». Кстати, мемуары генерала Кеворкова недвусмысленно отвечают на вопрос: так имел ли Юлиан Семенов прямые выходы на шефа КГБ поэта Юрия Андропова или нет? Лукавство вообще считалось фирменным стилем Семенова. Писатель ведь не был дураком. Он знал истинную цену своей писанине. Но это же не помешало ему пообещать Андропову выдать качественный роман о разоблачении Огородника. Выдать фальшь за вкусную конфетку было для писателя плевым делом. К слову: Андропов, когда ему передали рукопись Семенова, решил потом поинтересоваться мнениями об этом романе своих коллег. Потом добавил: — Мы раскрутили одно шпионское дело — работника МИДа Огородника, дали кое-какие материалы из него Юлиану Семенову, ты знаешь его, и он быстро написал об этом книгу. Речь идет о том, нужно ли его поправлять или можно рукопись передавать прямо в издательство... Возвращаясь в свой кабинет, я припомнил, что Юлиан как-то рассказывал мне, что был одним из тех молодых писателей, кто встречался время от времени с самим Юрием Владимировичем, пользовался поддержкой его и многих генералов КГБ, в том числе и Бобкова. Писал он быстро и интересно. Я не пропускал ни одного его романа и считал Юлиана чрезвычайно одаренной и яркой личностью. Тут же я погрузился в чтение. Оно было увлекательно, тем более что и до меня доносились отголоски этого дела. Андропов, как оказалось на следующее утро, уже успел и сам прочитать новое произведение Юлиана Семенова. Оно ему также очень понравилось. Может быть, именно тогда у него родилась мысль создать в КГБ для саморекламы и пропаганды достижений спецслужбы через средства массовой информации особое подразделение, так называемое пресс-бюро. Но таким близким к КГБ авторам, как Юлиан Семенов, и некоторым писателям — бывшим сотрудникам спецслужб, секретные архивные материалы давались и до создания пресс-бюро. В частности, он изменил некоторые фамилии героев и факты их деятельности. Так, например, он не пустил в ход версию, согласно которой чекисты, пришедшие арестовывать шпиона, вовсе не по недосмотру, а вполне сознательно, по приказу свыше дали ему покончить жизнь самоубийством.