это определение оптимального результата и эффективных путей Цели бизнес-планирования. Алексей Боев, сооснователь сервиса учета финансов «ПланФакт», рекомендует приступать к планированию на основе цифр — собрать несколько вариантов финансовой модели денежного потока бизнеса, а уже после составлять план на год. При разработке данного раздела бизнес-плана необходимо основываться на следующих принципах. Учитывая особенности бизнес-планов, приведем еще раз основные принципы планирования, дополнив их специфическими, характерными только для этого документа.
Сущность и принципы бизнес-планирования
Продуманный бизнес-план помогает бизнесу расти, формировать новые позиции на рынке, на котором он работает, формировать долгосрочные планы его развития, концепции производства новых продуктов и услуг. принцип непрерывности – процесс планирования осуществляется постоянно, без перерывов (на смену одному плану приходит другой). Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Бизнес-планирование позволяет понять, каких показателей компания достигнет при определенных условиях, а также дает ответ на вопрос – каким образом бизнес сможет выполнить поставленные цели, будь то увеличение продаж или выход на новый рынок. Методология планирования — это совокупность принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем.-3. Бизнес-планирование – это отдельное направление в деятельности управленцев, напрямую связанное с предпринимательством.
Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании)
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для эффективной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. Учитывая особенности бизнес-планов, приведем еще раз основные принципы планирования, дополнив их специфическими, характерными только для этого документа. Если раньше бизнес делал долгосрочные прогнозы на несколько лет вперед, отталкиваясь от которых можно было легко спланировать деятельность компании, то сейчас горизонт планирования сократился до полугода. Обоснованы основные принципы бизнес-планирования, которые ориентируют предприятие на достижение высоких результатов работы, а также рассмотрены основные этапы разработки успешного бизнес-плана. Если вы разрабатываете бизнес-план с целью получить финансирование, учтите, что адресат в первую очередь будет смотреть сводный отчет.
Базовые правила бизнес-планирования в РФ
- Вы точно человек?
- Бизнес планирование, как составить бизнес-план?
- Бизнес-план: как его написать?
- Функции, задачи, цели бизнес-планирования
- 4 стадии создания бизнес-плана
Методы и принципы планирования бизнес плана
Описанные в статье принципы обеспечивают возможность пользователям системы Business Studio решать задачи бизнес-планирования без привлечения специализированных программных продуктов. Общие положения: понятия и определения Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Бизнес-план представляет собой комплексный документ, включающий описание предприятия-инициатора и цели продукта деятельности проекта, оценку способа ее достижения посредством анализа конъюнктуры рынка, финансово-экономического анализа и рисков реализации проекта развития, а также описание плана маркетинга, производственного и организационного операционного планов.
Бюджет накладных издержек — состоит из заработной платы управленческого и вспомогательного персонала, затрат на энергоресурсы, ремонт, страховые услуги и т. Отдельно рассчитываются бюджеты управленческих и общепроизводственных расходов, где выделяются переменные и постоянные затраты. Постоянная часть расходов планируется в соответствии с реальными потребностями производства, а переменная — с использованием нормативного метода , учитывая корректировки на процессы инфляции. Бюджет себестоимости включает все итоговые данные четырех предыдущих бюджетов, по которым рассчитывается общая сумма затрат на изготовление и реализацию продукции, себестоимость товаров и окупаемость затрат. Бюджет денежных ресурсов — отражает будущие расходы и поступления денежных средств. Бюджет капитальных вложений — представляет собой дополнительную смету, которая предусматривает планирование величины финансовых ресурсов на развитие и увеличение производственных мощностей. Бюджеты прибылей и убытков составляются с целью определения финансовых результатов хозяйственной деятельности компании и налогов на прибыль.
Если планируется публичный выпуск акций, грамотный бизнес-план представит компанию в выгодном свете. Это объясняется тем, что вся информация о деятельности организации становится прозрачной для потенциальных инвесторов. Видны объемы продаж, степень развития производства, будущие финансовые поступления и прочее. Недалеко время, когда бизнес-планирование будет считаться основанием для выпуска ценных бумаг. На данный момент это практикуется лишь как дополнительный инструмент развития. Для заключения бизнес-тандема с зарубежным партнером. Инвесторы из других стран стараются осуществить капиталовложения в российские предприятия, но проявляют большую осторожность и проводят скрупулезную оценку деятельности потенциальных компаньонов. Наличие грамотного финансового бизнес-планирования выступает гарантом стабильности организации и повышает шансы на организацию совместного сотрудничества с зарубежными инвесторами. Для проведения крупной финансовой сделки. Если предстоит серьезная процедура с привлечением крупных денежных оборотов, а также предполагаются значительные преобразования на предприятии, то наличие бизнес-плана — непременное условие для заключения такой сделки. Чтобы заинтересовать в сотрудничестве грамотных и опытных людей. Не так просто разыскать подходящего сотрудника с отличной квалификацией. Кроме того, конкуренты стараются переманить к себе лучших ваших работников. И большая зарплата не всегда может оказаться действенным рычагом. А вот роль бизнес-планирования окажется тут решающей. Получив возможность детально изучить цели предприятия, возможные перспективы и доходы, опытный специалист примет решение остаться в компании и найти свое предназначение именно здесь. Для объединения с другим предприятием. Нередко бизнес-планирование становится главной ступенью на пути к слиянию двух компаний. Это позволяет продемонстрировать перспективность будущего тандема, раскрыть возможные риски, дать представление о предстоящих прибылях или убытках. Для осуществления реорганизационных процессов или оптимизации производства. Многие предприятия в процессе роста изменяют направление своего развития, охватывают новые сферы деятельности. Выбрать грамотную концепцию в этом случае гораздо проще, составив бизнес-план. Это даст возможность четко определить цели предстоящих перемен, наметить задачи и сроки исполнения.
Ориентированы на кредиторов компании и поиске выхода из кризисной ситуации. Направленными на получение поддержки от государства. При составлении нужно ознакомиться с требованиями конкретной программы субсидий. Разберем каждый из них: 1. Анализ рынка и конкурентов. На этом же этапе формируется прогноз ситуации на рынке на ближайшие годы. Сбор информации.
Основы составления бизнес-плана
Ответ — это то, что делает вас конкурентоспособным. Не попадитесь в ловушку, перечисляя все, что люди, как вам кажется, хотели бы услышать. Например, «мы поставляем качественные продукты» или «мы предлагаем индивидуальное обслуживание» — это явно лишнее, потому, что это само собой разумеется. Ожидания клиентов резко выросли, и незачем говорить об очевидных признаках конкурентоспособности. Вам нужно копать глубже и разработать настолько ценное предложение, чтобы оно по-настоящему отличалось от предложений конкурентов и превосходило их. Сделайте это — и вы на пути к успеху Вам нужны деньги? Сделайте сводный отчет привлекательным! Если вы разрабатываете бизнес-план с целью получить финансирование, учтите, что адресат в первую очередь будет смотреть сводный отчет. Если этот документ его не заинтересует, вы потеряли шанс. Представьте себе, что вся остальная часть вашего бизнес-плана — это лишь приложение, к которому будет обращаться читатель в поисках доказательств для обоснования утверждений, содержащихся в сводном отчете. Говорите на языке адресата Это может показаться очевидным, но вам следует хорошо понимать, на какую аудиторию вы рассчитываете свой бизнес-план.
Если это внутренний план, он должен быть простым. Если это план для получения финансирования, он должен привлечь и захватить внимание читателя, тем самым подтверждая, что он может быть реализован. План, составленный с целью получения финансирования, должен: 1.
Как разработать бизнес-план развития организации? Как обеспечить выполнение стратегического плана развития? Как обеспечить взаимосвязь между стратегиями, бизнес-планами развития и бюджетами организации? Компания, не имеющая стратегических целей развития и конкретных планов по их достижению, обречена следовать за текущими событиями с весьма туманными перспективами на будущее. Но разработка корректного стратегического плана развития требует от менеджмента высоких компетенций и навыков, поскольку он предполагает не столько расчет показателей хозяйственной деятельности, сколько прогноз динамики бизнеса с учетом рисков и возможностей, связанных как с внешним, так и с внутренним контекстом организации. Нередко можно встретить мнение, что стратегическое планирование нужно большим компаниям, которые уже заявили о себе как лидеры своего сегмента рынка и с уверенностью смотрят в будущее.
Но, во-первых, любая компания имеет конкретную цель своей деятельности и хотя бы приблизительный бизнес-план. А это уже и есть элементы стратегического планирования. Во-вторых, даже начинающие предприниматели оценивают емкость рынка, на котором они собираются работать, конкурентную среду и свои возможности по входу на этот рынок. То есть они занимаются стратегическим анализом, который также является одной из составляющих стратегического планирования. Другими словами, большинство небольших и средних компаний по факту также используют стратегическое планирование, но, в отличие от крупных игроков на рынке, делают это несистемно и не в полном объеме. Да и в крупных компаниях случается, что разработанные с большими затратами времени и сил стратегические планы развития так и остаются только планами. К этому может привести множество внешних и внутренних факторов, самые распространенные из них — отсутствие целостности в методике планирования и нарушения взаимосвязей между стратегиями, планами развития бизнеса и бюджетами компании. Предлагаем методику разработки наиболее эффективного стратегического плана развития и рекомендации, которые помогут избежать возможных рисков ошибочных прогнозов, расскажем о последовательности формирования стратегического плана развития, раскроем взаимосвязь контекста, целей и ресурсов компании, которая должна найти отражение в стратегическом плане развития. Конечно, стратегические планы развития крупных, средних и небольших компаний будут отличаться в силу разницы масштабов хозяйственной деятельности, специфики бизнеса, сложности организационной структуры и бизнес-процессов.
Но в любом случае качественно разработанный стратегический план развития формируется на основе последовательно реализуемых этапов: Анализ внешнего и внутреннего контекста организации На результаты деятельности любой компании оказывает влияние множество различных факторов. Без понимания степени их воздействия невозможно выработать верное стратегическое направление развития компании.
Максимальная стабильность планов капитальных затрат необходима, поскольку частое изменение таких планов может привести к значительным необоснованным издержкам инвестиционного проекта. Вариантность подразумевает, что в идеале следует проработать несколько сценариев бизнес-плана инвестиционного проекта: оптимистичный, нейтральный, пессимистичный. Для того чтобы бизнес-план инвестиционного проекта мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований: включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора; опираться на реальные факты и обоснованные предложения; иметь завершенный характер, то есть содержать стратегию достижения поставленных целей; обладать комплексностью, то есть содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение; иметь перспективный характер, то есть обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития; обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы; иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей. Выполнение всех требований возможно лишь при создании условий для реализации бизнес-плана инвестиционного проекта [2, с. Наиболее важными прогнозируемыми элементами, на основании которых предприятия составляют финансовый план, являются объем продаж и себестоимость реализованной продукции услуг.
Процесс формирования инвестиционной политики предприятия предполагает реализацию нескольких этапов: 1. Анализ состояния инвестиционной деятельности в предшествующем периоде. Определение общего объема инвестиций в предстоящем периоде. Определение форм инвестирования.
Лучше, если есть какой-то общий механизм контроля задач: это может быть специальная программа, лист формата А4, маркерная или scrum-доска. Вне зависимости от того, какую методологию управления использует команда, она должна иметь возможность получать оперативную информацию о степени выполнения работ каждого сотрудника и по проекту в целом.
Отчасти мы вдохновлялись именно такими досками, отчасти — диаграммой Гантта, но постарались найти упрощённый и наглядный подход, который будет понятен всем пользователям: от секретаря и телемаркетолога до разработчика и производственника. Ещё один тип планировщиков, который мы используем в RegionSoft CRM — тематический планировщик групповых задач. Это механизм, близкий по сути к диаграмме Гантта, но более удобный именно для коммерческих служб. В одной таблице отображаются этапы работ, состояние, прогресс выполнения, сроки, ответственные. Таким образом, можно планировать загрузку каждого работника на конкретном этапе. Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление.
Изначально диаграмма Гантта замышлялась как инструмент планирования работ на производстве, там она и нашла успешное применение. С её помощью происходит планирование ресурсов, загрузки производственного оборудования и т. В дальнейшем она прижилась в управлении проектами и перекочевала в РМ-софтверные решения, которые не все, правда её обрезали, упростили и сделали просто ленточным графиком без изначальной идеи управления ресурсами и контроля процессов. Поэтому если пилить диаграмму Гантта в корпоративном софте, то именно для раздела управления производством. И если кому-то они действительно понадобятся не для красивого экрана на собрании, а для работы и планирования производства, мы рассмотрим возможность такой доработки под конкретного клиента. Планирование в компании — стратегия на данных Самая сложная часть планирования — это внутрифирменное планирование, которое происходит на уровне компании.
Эта тема включает десятки подходов и методик, но нас интересует вопрос возможности автоматизации планирования. Вообще, почему-то считается, что стратегическое и финансовое планирование — удел крупных компаний с филиальными структурами, холдингов и корпораций. На самом деле планируют все: и крошечное дизайн-агентство «на троих», и топливная компания, и государство, и транснациональные корпорации. Более того, суть планирования одна и та же: предусмотреть расходы, спрогнозировать доходы, описать методы и источники расходов и доходов в рамках стратегии. Только значения цифр и уровни формализации разные. Каким должен быть план?
Чтобы планирование в компании работало в плюс, а не в минус и не выглядело стихийным, нужно соблюдать несколько правил, причём не только на внутрифирменном, а на каждом уровне. План должен быть реалистичным. Не стоит вносить в него свои амбиции или старательно занижать для мотивации сотрудников. Это должны быть выполнимые задачи и показатели. Чтобы обеспечить реалистичность, стоит обратиться к историческим данным по компании или другим проектам и на их основе создать план. В дальнейшем на основе план-фактного анализа нужно делать корректировку и таким образом добиваться максимальной выполнимости.
Как раз при прогнозировании и планировании показателей вновь начинает играть роль автоматизация — если все данные собраны и хранятся в CRM, легко получить информацию как в ретроспективе, так и для план-фактного анализа. Схема кликабельна План должен быть непрерывным — планировать лучше в равных периодах: месяц, квартал, год и т. Таким образом вы получите не только достижение показателей, но и грамотную аналитическую базу для дальнейших стратегий. План должен быть гибким. Сколь точным бы ни был прогноз, корректировки плана неизбежны. Если корректировки приводят к дополнительным сложностям или затратам, значит, планирование исходит из неправильных данных или выбрана не та стратегия.
К тому же, компания находится во внешней среде, и нужно быть готовым к изменениям извне — например, изменению законодательства, уходу клиентов или поставщиков и т. План должен быть совместным и прозрачным. Вообще, существует три основных метода планирования. Ретроградный реактивный метод — план спускается сверху и не подлежит корректировкам и обсуждению. Его можно выполнить или не выполнить, но не изменить даже по объективным причинам. Такие планы работают, в основном, на оборонных предприятиях и предприятиях с госзаказом, однако ничего не мешает так поступать руководителям малого и среднего бизнеса.
Но, в отличие от завода, такой руководитель может столкнуться с потерей кадров или постоянным невыполнением плана ввиду его косности и оторванности от реальных возможностей. Прогрессивный метод — план составляется сперва по каждому менеджеру, затем согласуется и корректируется в подразделении и затем предлагается на утверждение руководству. Это хороший метод, работающий в ритейле, у провайдеров, в филиальных компаниях, но он чреват занижениями плана и KPI — поэтому руководитель должен владеть всей совокупностью реальной информации. Опять же, на помощь приходит CRM-система , в которой он может просматривать не только планы и факты, но и воронку продаж по каждому менеджеру, проводить АВС-анализ, а также видеть просроченные и выполненные досрочно задачи. Встречное планирование — общий стратегический план спускается сверху, детальный план по реализации стратегии поднимается снизу. Например, руководитель хочет продать за год 1000 моторных лодок, а маркетологи и продажники анализируют результаты прошлых периодов и с учётом сезонности разбивают его: в январе — 10, в феврале — 10, в апреле — 300, в мае — 300 и т.
Пожалуй, это оптимальный метод, учитывающий интересы всех сторон. Вернёмся к совместности.
Основные принципы бизнес-планирования
При подготовке годового бизнес-плана оптимальным интервалом планирования является один месяц. Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность разработки планов при осуществлении производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации. Бизнес-планирование — инструмент первостепенной значимости в управлении компанией, от эффективности процесса бизнес-планирования зависит будущее предприятия. Бизнес планирование должно следовать принципам: ‒ гибкости (предусматривает постоянную адаптацию к измене-ниям среды функционирования предприятия); ‒ непрерывности (предполагает скользящий характер планиро-вания).
«Основополагающий принцип бизнес-планирования – «прошлого нет»
Топ-менеджмент должен определить общую схему планирования, принципы определения целей. Планирование должно соответствовать определенным требованиям принципам. Таблица 1. Принципы бизнес- планирования Таблица 1. ПРинципы бизнес-планирования продолжение Таблица 1. ПРинципы бизнес-планирования продолжение 38 Внутренние функции бизнес-планирования При планировании бизнеса имеет такие внутренние функции: 1. Помогает определить минусы, не дающие предприятию правильно развиваться, которые в перспективе могут стать серьезными проблемами и в значительной мере оказывать сложности в работе компании.
В чем принципиальные различия? Сценарный подход не подразумевает под собой долгосрочного инвестирования в светлое будущее. Это быстрое развертывание необходимых ресурсов в зависимости от развития ситуации. Причем крайне важна скорость: на горизонте шести месяцев решения принимаются каждый месяц. Расстановка флажков Каждый месяц команда собирается, чтобы проанализировать текущую ситуацию и правильность принятых ранее решений. В «Асконе» мы называем такую систему «расставить флажки». Раз в месяц и дальше раз в квартал мы на основании этих «флажков» и сценариев смотрим, куда движется бизнес.
Если видим, что все идет по суперпозитивному сценарию, значит, скорее всего, нужно наращивать ресурсы: нельзя сидеть, чего-то ждать и прятать бюджеты по карманам. Если все идет по нейтральному сценарию, инициативы направлены на рост компании и всего-навсего помогают гасить снижение, которое происходит на рынке, то мы двигаемся в фарватере, необходимом для этого сценария. Каждое направление знает, какие действия ему необходимо предпринимать в том или ином сценарии. Supply Chain, производственные каналы, отдел закупок, департаменты по управлению оптом и розничной сетью — все знают, как именно реагировать. Это гибкое командное управление и то, как мы себя ведем с точки зрения внешних факторов. Да, это сложно, и необходима вовлеченность и договоренность всей команды. Как добиться устойчивости бизнеса Есть несколько моментов, которые ни в коем случае нельзя упускать из виду.
И главный из них — бренд компании: с ним никогда нельзя играть на коротких дистанциях. Это история, в которой крайне важно будущее. Лояльность покупателей и сотрудников, имидж, позиционирование нарабатываются годами, разрушить все достаточно просто, а вот вернуть обратно почти невозможно. Одно дело — операционное управление бизнеса, и совсем другое — построение стратегии и миссии бренда. Операционная деятельность стала сильно короче в связи с тем, что необходимо реагировать на внешние факторы, но долгосрочная стратегия компании и то, какими мы хотим быть в глазах наших сотрудников и покупателей, остаются на уровне миссии. И крайне важно, чтобы вся команда разделяла этот подход. У каждой компании здесь свои инструменты, и во многом они зависят от внутренних ценностей.
В ДНК «Асконы» зашито постоянное развитие и движение вперед. Мы уверены, что нельзя останавливаться и ничего не делать, поэтому мы продолжаем запускать принципиально новые для себя проекты и инвестировать в новые направления. Такой подход можно назвать диверсификацией каналов продаж и продуктовых категорий. Например, сейчас мы запускаем проект Askona Home. Это мебельный гипермаркет с большой зоной household и добавлением новых категорий мебели. То же самое происходит и с точки зрения вертикальной диверсификации: мы запускаем новые производства, которые в данный момент актуальны и повлияют на себестоимость и качество продукции, а еще снизят риски, которые появились с точки зрения поставок материалов. Вне зависимости от того, как развивается рынок, всегда есть вещи, которые оказываются полезными для компании, чтобы их воплотить в жизнь.
Правильно сделанная диверсификация способна вдохнуть новую жизнь и дать новый виток развития компании, но с этим надо быть очень аккуратным, чтобы не уронить основной бизнес. Что делать с цепочками поставок Вариант в текущей ситуации один — высокая степень локализации товарных групп причем как сырьевых, так и готовой продукции и быстрый переход на других поставщиков. Другими словами, ваша база поставщиков должна быть собрана таким образом, чтобы можно было быстро изменять цепочки между странами и партнерами в зависимости от сложностей на разных логистических направлениях. Тут крайне важны гибкость отдела закупок и профессионализм его сотрудников. Еще один вариант — создание собственного сырьевого подразделения. Но подходить к этому стоит очень аккуратно. Во-первых, нужно взвесить риски срыва поставок.
Во-вторых, рассмотреть возможность смены поставщика без потери себестоимости и ухудшения качества. И только если оба эти пункта невозможны, ввязываться в производство собственного сырья.
Стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства предприятия. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и прежде всего тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов , кардинальные изменения в науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т. На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет.
В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет. На основе этих планов производится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего годов — каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходящие изменения в среде экономика, политика, техника, конкуренция и т.
На рынке уже более 15 лет, имеет узнаваемый бренд на рынке и положительную деловую репутацию. В связи с усилением конкурентной борьбы и снижением покупательской платежеспособности населения у компании возникла необходимость проанализировать текущую ситуацию и разработать стратегический план развития компании на ближайшие три года. Используя метод SWOT-анализа, менеджмент компании определил сильные и слабые стороны бизнеса, а также внешние угрозы и возможности для его развития. Результаты стратегического анализа текущей ситуации представлены на рис.
Вывод При выборе стратегии развития компании следует сделать акцент на свои сильные стороны высокое качество продукции, сервисное обслуживание покупателей, положительная деловая репутация для использования возможностей расширения бизнеса увеличение продаж, выпуск нового вида продукции, предоставление дополнительных услуг покупателям. В то же время необходимо укрепить свои слабые стороны износ фондов, недостаточная квалификация персонала, зависимость от кредитов , чтобы минимизировать риск реализации внешних угроз рост цен на сырье, усиление конкурентной борьбы на рынке, снижение покупательского спроса. Разработка миссии и стратегий развития организации Чтобы понимать, в каком направлении двигаться, развиваться, компании следует прежде всего определиться со своей миссией, т. В миссии организации обязательно отражается сфера деятельности и ее конечная цель. На основе принятой миссии разрабатываются стратегии развития компании, которые обеспечат выполнение миссии. Пример 2 Миссия компании «Волга» звучит так: «Мы работаем для того, чтобы быть лучшими на рынке мебели для дома и удовлетворять все потребности покупателей путем высокого качества нашей продукции и предоставления сервисных услуг». Исходя из результатов SWOT-анализа и смысла миссии, стратегии развития компании «Волга» должны заключаться в следующем: 1 обеспечить конкурентное преимущество компании на рынке мебели для дома; 2 предоставить покупателям широкую ассортиментную линейку мебели для дома; 3 обеспечить высокое качество продукции компании; 4 организовать предоставление покупателям нашей продукции сопутствующих сервисных услуг. Стратегии развития, во-первых, должны охватывать все аспекты миссии компании, а во-вторых, не должны отклоняться от ее смысла. Соблюдение первого условия необходимо для успешной реализации миссии компании, второго — для того, чтобы не отвлекать ресурсы и усилия компании на решение задач, не служащих выполнению миссии компании.
При разработке стратегий развития компании надо тщательно проверять их взаимосвязь с утвержденной миссией. Поскольку стратегии развития в рамках компании носят глобальный характер и для их реализации необходимы усилия всех подразделений компании, необходимо транслировать их на стратегии отдельных подразделений, чтобы руководители и персонал каждого подразделения четко знали свои цели и задачи по выполнению общей стратегии компании. Кроме того, разделение стратегии компании на стратегии подразделений гарантирует, что будут установлены корректные целевые показатели выполнения стратегии. Согласитесь, если в компании один на всех целевой показатель, который складывается в результате работы нескольких подразделений, по итогу невозможно понять, какое из них не выполнило свою часть работы и кто именно виноват в том, что не достигнут общий целевой показатель.
Как составить бизнес-план
Принципы и подходы бизнес-планирования | Объясняем, что такое бизнес-план, какие разделы он должен содержать и как его правильно разработать. |
«Основополагающий принцип бизнес-планирования – «прошлого нет» | Если вы разрабатываете бизнес-план с целью получить финансирование, учтите, что адресат в первую очередь будет смотреть сводный отчет. |
Методы и принципы планирования бизнес плана
Как составить бизнес план: инструкция, советы | РБК Тренды | Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. |
Как составить бизнес план: инструкция, советы | РБК Тренды | Учебное пособие «Бизнес-планирование» дает представление о принципах, концепциях и методике разработки бизнес-плана. |
Задачи инвестиционного планирования
Инвестиционное планирование: пошаговая инструкция составления бизнес-плана, задачи, структура. | Бизнес-план можно назвать гидом, который помогает бизнесменам ориентироваться в проекте, строить продуманный механизм действий и убеждать инвесторов вложить средства в компанию. |
Разработка стратегического плана развития предприятия | 0/92. Разберемся, как составить бизнес-план, а также рассмотрим его виды, стандарты бизнес-планирования и узнаем — в чем же заключается его эффективность. |
Бизнес-план: как его написать? | Учитывая особенности бизнес-планов, приведем еще раз основные принципы планирования, дополнив их специфическими, характерными только для этого документа. |
Бизнес планирование, как составить бизнес-план? | Если предприниматель на первоначальном этапе планирования не составляет бизнес-план своего стартапа, то велика вероятность, что такой бизнес в скором времени станет убыточным, а сам предприниматель потеряет вложенные средства и ресурсы. |
Бизнес-планирование. | Методология планирования — это совокупность принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем.-3. |
Разработка стратегического плана развития предприятия
Поэтому его личная производительность становится ограничителем роста бизнеса. Слишком много направлений деятельности. Это распыляет интеллектуальные и физические ресурсы, и в итоге не удается достичь успеха ни в одной области. Нет твердости убеждений или уверенности. Чтобы получить максимум, имея ограниченные ресурсы, необходимо принимать трудные решения. Старые идеи могут стать серьезным препятствием для творчества. Выбросьте их из головы и сосредоточьтесь на нескольких «жизненно важных» возможностях. Пусть круг ваших дел будет небольшим, но их надо выполнять по-настоящему хорошо.
Концентрация внимания на главном позволяет максимально использовать силы коллектива и доступные ресурсы. Силы повышаются, когда люди видят прогресс в работе и связывают свои повседневные действия с достижением целей и реализацией прогнозов. Эта пирамида позволит вам перепроверить каждую задачу, каждое действие плана для ответа на ключевой вопрос: «Помогает ли это достичь целей? Копайте глубже — найдите то самое «неуловимое» предложение! Почему стоит покупать у вас, а не у ваших конкурентов? Это очень важный вопрос, и любой инвестор захочет узнать ответ на него.
Ни один кредитор не будет с вами сотрудничать, если не увидит грамотного и подробного бизнес-плана.
Создать такой документ можно самому или прибегнуть к помощи профессионалов. В первую очередь нужно определиться с суммой кредита. Если вам нужна не большая сумма денег, то проще создать бизнес-план самому. Даже если вы где-то допустите ошибку , то сотрудники банка смогут ее увидеть и исправить без денежного вознаграждения. Но в случае привлечения большого капитала в свое дело лучше потратится и поручить создание бизнес-плана опытным работникам консалтинговой фирмы. Вызнаете, что ваш будущий бизнес принесет большие доходы, но это еще нужно доказать инвестору. Поэтому в бизнес-плане вы должны все доходчиво и убедительно изложить с помощью расчетов, графиков и таблиц, не забыв приправить все своим убеждающим докладом о том, почему нужно развивать именно ваш проект.
Никто из кредиторов не заинтересован в потере денег, а потому нужно особо тщательно отработать раздел, где будет отображена окупаемость бизнеса. А потому консалтинговые фирмы подходят к отработке этой части плана с особой тщательностью. Проводится скрупулёзный анализ, что в итоге позволяет прописать все до мельчайших подробностей. Конечно, все это можно сделать и самому. Вы естественно не сможете так же профессионально отработать документ, но сделать вполне презентабельный бизнес-план и сэкономить при этом денег вполне под силу каждому. Не стоит заниматься завышением цифр дохода, все должно быть близким к реальности. Со временем все встанет на свои места, а вы в итоге можете не только потерять инвестора, но и утратить доверие к себе со стороны кредиторов.
А это приведет к полному фиаско ваших планов в будущем.
Уже почти два года российский бизнес вынужден принимать управленческие решения в условиях неопределенности. По сути, предприниматели сталкиваются с увеличивающейся неопределенностью, рисками и конкуренцией в постоянно меняющейся бизнес-среде. Другие сложности, которые отмечали топ-менеджеры крупных российских компаний: Проблемы с цепочками поставок. Наиболее критична невозможность приобрести западное оборудование, запчасти, анализаторы в медицине и др. Кадровые проблемы и конкуренция за таланты выгорание людей, утечка кадров, нехватка ИТ специалистов. Сохранение прибыльности бизнеса операционная эффективность, поддержание непрерывности бизнеса, необходимость новой понятной бизнес-модели. Поиск новых рынков другие регионы и страны. Ожидается, что перечисленные вызовы продолжат влиять на бизнес в следующие 3 года. При этом, специфическим вызовом для ритейл- и FMCG- индустрий стало усиление конкуренции.
Крупным федеральным сетям мешают небольшие гибкие стартапы и государственные ограничения отмена проверок для определенных категорий конкурентов при наличии высокой доли контрафакта. Менее крупный бизнес борется за таланты и рынок в своем регионе присутствия с федеральными сетями. В этой обстановке иметь надежный бизнес-план становится важнее, чем когда-либо. Специалисты ВШЭ указывают следующие шаги, которые обеспечат эффективный бизнес-план. Определение целей и задач. Перед тем, как начать составлять бизнес-план, важно четко определить цели и задачи бизнеса. Представители бизнеса должны знать, какую проблему необходимо решить, какую нишу занимать и какого результата планируется достигнуть. Исследование рынка.
Заключительные положения 8. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты inbox rc.
В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией. Уведомление об авторских правах Сайт и содержание сайта, в том числе элементы дизайна, текст, графические изображения, иллюстрации, видео, скрипты и другие объекты, принадлежит и управляется ООО «РК ГРУПП». Содержание Сайта не может быть скопировано, опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без предварительного письменного согласия ООО «РК ГРУПП». Содержание Сайта защищено авторским правом, законодательством о товарных знаках, а также другими правами, связанными с интеллектуальной собственностью, и законодательством о недобросовестной конкуренции. Ответственность ООО «РК ГРУПП» не несет ответственности за надлежащее функционирование сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами. Информация, приведенная на сайте, подготовлена исключительно для создания общего представления об обсуждаемых темах и не является профессиональной консультацией. Компания не несет ответственности за последствия действий, совершенных или не совершенных на основании информации, размещенной на настоящем сайте или содержащейся в информационных уведомлениях. Использование файлов cookie 1. На сайтах Компании используются файлы cookie и механизмы отслеживания действий Посетителей сайтов.
Файлы cookie — это маленькие текстовые файлы, которые сохраняются на устройстве Посетителя при посещении сайтов Компании. Информация, которая собирается в файлах cookie, позволяет Компании улучшать сайты и адаптировать их к индивидуальным интересам Посетителей. На сайтах используются, как cookie, которые требуются в обязательном порядке для нормальной технической работы сайтов Компании, так и маркетинговые файлы cookie и механизмы отслеживания, которые не обязательны для функционирования сайтов Компании.
Бизнес планирование, как составить бизнес-план?
Принципы, при которых планирование будет плодотворным. принцип непрерывности – процесс планирования осуществляется постоянно, без перерывов (на смену одному плану приходит другой). Дмитрий Соломников, директор по развитию «1Капиталь», рассказывает о том, как грамотно составить бизнес-план и кому он действительно нужен, а каким компаниями лучше использовать более простую альтернативу. профильный эксперт по бизнес-планированию центра «Мой Бизнес», заместитель директора Ломоносовского фонда поддержки предпринимательства. Если раньше бизнес делал долгосрочные прогнозы на несколько лет вперед, отталкиваясь от которых можно было легко спланировать деятельность компании, то сейчас горизонт планирования сократился до полугода. При разработке данного раздела бизнес-плана необходимо основываться на следующих принципах.
Принципы и функции бизнес-планирования
Бизнес-план не принимается законодательством в отличие от политики, постоянно адаптируется к рыночным условиям и, таким образом, адаптируется к непредсказуемым рыночным ситуациям. это чёткая программа действий предприятия, рассчитанная на определённый срок. это определение оптимального результата и эффективных путей Цели бизнес-планирования. Принципы планирования бизнеса. Виды бизнес-планов. Требования к анализу проектов и принципы подготовки бизнес-плана могут существенно меняться в зависимости от целей проекта и условий его осуществления. Принципы планирования бизнеса. Виды бизнес-планов.
Бизнес-план: значение, виды, структура и пошаговая инструкция создания
Иногда сторонние специалисты не знают всех нюансов, которые известны руководителю компании. Вот эти неверные шаги, допускаемые многими руководителями. Ознакомьтесь с ними, чтобы впредь избегать подобного а если всё же случится накосячить, то, по крайней мере, вы будете понимать, что ваши проблемы — довольно распространённые. У компании нет бизнес-плана или его игнорируют. Это один из самых тяжких грехов для предпринимателя. Да, планировать сложно, гарантий никто дать не может, и подчас невозможно определить, какие решения верные, а какие нет. Однако именно бизнес-план станет вашей опорой в будущем, наполненном неизвестностью и сюрпризами. План не учитывает стратегические цели и задачи бизнеса, ценности, миссию. Такой план — как поездки куда попало по пересечённой местности, без ясного понимания направления.
Накатавшись по виражам, от которых захватывает дух, вы окажетесь в исходной точке. Пренебрежение потребностями клиентов. Этим вы открываете дорогу свои заклятым конкурентам. Удивительно, сколько фирм её умудряются игнорировать, выходя на рынок в полной уверенности, что они лучше потребителя знают, что ему нужно. Недооценка соперников. Если не изучать других бойцов, можно быстро вылететь с ринга. В вашей нише есть и другие умные, сообразительные люди, торгующие теми же товарами и услугами. Низкая самооценка, когда вся система бизнес-планирования построена на том, что у конкурентов будто бы всё лучше и успешнее.
Не игнорируйте свои преимущества, активно используйте их, чтобы привлечь покупателя. Неправильная оценка роли бюджета в бизнес-планировании. Пока вы не сведёте бюджет, не станет ясно, какие суммы и когда надо вкладывать. Бизнес-план состоит, в основном, из работы, объём которой и определяет бюджет.
К целям составления бюджетов относятся: Выработка концепции ведения различных бюджетов; Планирование финансовой и хозяйственной деятельности компании на долгосрочный и краткосрочный период; Оптимизация издержек и прибыли компании; Согласование деятельности подразделений фирмы; Оценка и контроль работы руководителей; Определение потребности в финансовых ресурсах и оптимизация денежных потоков. Бюджеты могут быть следующих видов: Бюджет продаж, который показывает объемы продаж, цены и выручку для каждого вида продукции. Бюджет продаж находится в тесной связи с планом объема производства, его составление основано на исследовании спроса и предложения, степени конкуренции, масштабов маркетинговой кампании. Бюджет прямых материальных расходов.
Бюджет расходов на заработную плату — разрабатывается отдельно для каждого подразделения предприятия. Бюджет накладных издержек — состоит из заработной платы управленческого и вспомогательного персонала, затрат на энергоресурсы, ремонт, страховые услуги и т. Отдельно рассчитываются бюджеты управленческих и общепроизводственных расходов, где выделяются переменные и постоянные затраты. Постоянная часть расходов планируется в соответствии с реальными потребностями производства, а переменная — с использованием нормативного метода, учитывая корректировки на процессы инфляции. Бюджет себестоимости включает все итоговые данные четырех предыдущих бюджетов, по которым рассчитывается общая сумма затрат на изготовление и реализацию продукции, себестоимость товаров и окупаемость затрат. Бюджет денежных ресурсов — отражает будущие расходы и поступления денежных средств.
Предварительная проверка элементов плана Интерес к вашему проекту резко вырастет, если вы покажете, что данная идея работает. Протестируйте свой бизнес-план, например, маркетинговую стратегию опробуйте на контрольной группе, составленной из представителей целевой аудитории.
Полезными окажутся и отзывы экспертов относительно ваших предположений. Чем больше план опирается на практический результат, тем выше у него шансы на успех. Определение целей и задач В конечном итоге бизнес-план оценивается по тому, насколько действительность оправдала ожидания, и начинать следует с четкого выделения того, к чему вы стремитесь — то есть формулировки целей и задач. Их отсутствие лишает весь документ смысла. При этом цели и задачи должны быть конкретными, понятными и реально достижимыми. Если план рассчитан на долгосрочную перспективу, то целевые показатели привязываются к этапам и имеют качественное и количественное выражение. Осознание полезности плана Многие начинающие предприниматели допускают ошибку в планировании, относясь к бизнес-планам как к ненужной формальности, без которой легко обойтись. В действительности этот документ необходим не только для привлечения инвестиций, но и для самого организатора бизнеса — тем самым будет проще оценивать итоги своей деятельности, ставить цели и добиваться их.
Принцип планирования бизнеса Единство структуры и отсутствие внутренних противоречий Все части бизнес-плана должны быть взаимосвязаны внутренней логикой изложения. Поэтому если подготовкой разделов занимаются разные специалисты, то нужно потом проверить, чтобы не осталось вызванных этим несостыковок и противоречий. Непрерывность Бизнес-планирование — перманентный процесс. Часто компания одновременно имеет несколько планов на разных стадиях, к примеру один разрабатывается, второй запускается, реализация третьего подходит к концу. Гибкость Современный бизнес очень динамичен, и потому, как бы ни был хорош план, следует предусмотреть возможность внесения в него коррективов и даже отказа, если обстоятельства сделают его неактуальным. Точность Бизнес-план должен содержать не только словесные описания, но и количественные параметры — расчеты, целевые показатели и пр. Именно это придает проектной документации практическую ценность. Основные виды бизнес-планов По целям бизнес-план может быть предназначен нескольким потребителям: Самому предпринимателю — для оценки того или иного проекта, выработки стратегии.
В данном случае можно обойтись без формальных элементов — главное, чтобы он был понятен автору и содержал всю значимую для него информацию. Инвестору — такой документ должен иметь четкую структуру, но читателя будет интересовать не оформление, а прежде всего приводимые расчеты. Назначение подобного бизнес-плана — убедить партнера в целесообразности присоединения к проекту. Наиболее важные детали — объем инвестиций и их обоснование, сроки окупаемости, предполагаемая прибыль. Банку — здесь потребуется заполнить форму, установленную финансовым учреждением. Наибольшее внимание тоже следует уделить экономическим расчетам. Если план разрабатывается для последующего обращения в разные банки, то можно ориентироваться на стандарты UNIDO, легко адаптируемые к различным шаблонам. Государственной структуре для получения субсидий, грантовой поддержки и т.
В данном случае необходимо правильно оформить заявку, не только изложив бизнес-идею, но и внеся в форму все требуемые сведения. Небрежно заполненный документ, не соответствующий заданным критериям, может быть сразу отклонен даже без рассмотрения. Кредиторам — обычно в виде антикризисного плана. Компании, оказавшиеся в сложном финансовом положении и желающие избежать банкротства, должны доказать кредиторам, что способны выполнить свои обязательства. Разумеется, упор делается на расчеты, демонстрирующие, что компания не исчерпала свои возможности. Самые известные стандарты бизнес-планирования В зависимости от того, чем занимается компания, что является целью проекта, какова направленность планирования, для бизнес-планов используются различные виды и шаблоны. ЮНИДО была основана в 1966 году, и основная цель ее деятельности — содействие индустриализации и инновациям. Организация поддерживает промышленные проекты, которые способствуют модернизации и внедрению новых технологий, привлечению инвестиций в национальные экономические системы, создают рабочие места, содействуют развитию предпринимательства.
Бизнес-планы по стандарту ЮНИДО имеют четкую и весьма детализированную структуру, так что считаются самыми подробными.
На помощь руководству предприятий, действующих по плану, приходит мировой опыт менеджмента и выработанные за многие годы его существования приемы и методы реагирования на внезапные изменения рыночной среды. Это позволяет сохранять стабильность и минимизировать потери в самых сложных ситуациях. Другими словами, суть бизнес-планирования деятельности состоит в том числе в предварительной подготовке компании к таким положениям, в которых руководству придется принимать оперативные нестандартные решения, позволяющие удержаться на плаву и даже преодолеть кризис без негативных последствий. Безусловно, предприятия, уделившие достаточное внимание работе над планом и предусмотревшие в нем проблемные ситуации, а также пути выхода из них, находятся в более выигрышном положении по сравнению с конкурентами, проигнорировавшими этот этап своей деятельности. Для начала в компании должна быть собственная методологическая и методическая база разработки, контроля и мониторинга выполнения бизнес-плана.
Она подразумевает наличие квалифицированных сотрудников финансово-экономической службы, способных внедрять эти методы в практическую деятельность организации. Методологическая и методическая база создания плана и проверки результатов его исполнения составляет аналитический блок процесса разработки финансовой и коммерческой стратегии. Вторым обязательным условием успешной деятельности по стратегическому бизнес-планированию считается отлаженный сбор информации о положении дел внутри компании и о ситуации на рынке. Информационный блок составляют следующие компоненты: экономические данные прогноз изменения процентных ставок, динамики инфляционных процессов и т. Безусловно, процесс бизнес-планирования полностью протекает в правом поле Российской Федерации, а значит, при составлении коммерческой стратегии необходимо опираться на действующие нормативно-правовые акты — законы РФ, указы Президента и постановления Правительства, документы отраслевых министерств и ведомств, различные инструкции, ГОСТы и т. Третий блок, входящий в инфраструктуру процесса бизнес-планирования, — организационный.
Он включает в себя систему управления и организационную структуру, в свою очередь состоящую из служб аппарата управления. Эти подразделения отвечают за разработку, контроль и анализ результатов выполнения бизнес-плана. Наконец, четвертой инфраструктурной составляющей описываемого процесса является программно-технический блок. Благодаря этому компоненту процесса бизнес-планирования осуществляется регистрация и обработка больших объемов информации, необходимой для создания коммерческой стратегии и мониторинга ее внедрения в деятельность предприятия.