Еще иногда вспоминают картину «Политый поливальщик», добавляя, что это первая комедия и первая экранизация. Один из первых фильмов, снятых и публично продемонстрированных братьями Люмьер, "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота", вызвал панику среди публики. В отличие от «Политого поливальщика», никакого сюжета здесь нет.
Люмьеры! (2016)
Фильм братьев Люмьер «Политый поливальщик». Фильм братьев Люмьер «Политый поливальщик». На том же показе зрители увидели и первую комедию — «Политый поливальщик».
Братья Люмьер — создатели первой империи кино
«Политый поливальщик» (фр. L'Arroseur arrosé, или фр. Le Jardinier, 1895) — первая в мире короткометражная постановочная кинокомедия ; один из первых фильмов, снятых братьями Люмьер. Братья Люмьеры начали совместное производство фильмов. Произошло это всего через полтора года после того, как французы-братья Люмьер впервые продемонстрировали в Париже свое изобретение – синематограф. Братья Люмьер действовали оперативно, незадолго до знаменательного дня они запатентовали «синематограф», предназначавшийся для съемки движущихся объектов и проекции снятого на экран.
Фильмы братьев Люмьер показали на праздновании 120-летия кинематографа на Каннском фестивале
Аппарат был запатентован и получил название кинематограф. Первые кинопрограммы Люмьера демонстрировали сценки, снятые на натуре: "Выход рабочих с фабрики Люмьера", "Прибытие поезда", "Завтрак ребёнка", "Политый поливальщик" и другие. В отличие от «Политого поливальщика», никакого сюжета здесь нет. Ещё один фильм братьев Люмьер, который стал бродячим сюжетом для кинематографа – знаменитый «Политый поливальщик». В фильме два действующих лица – садовник, который поливает цветы, и хулиганистый мальчик, незаметно наступающий на шланг. А потом я увидел знаменитую зарисовку братьев Люмьер.
Братья Люмьер, оживившие фотографию
Фото: © Братья Люмьер (Огюст слева, Луи справа). Братья показали короткий 40-секундный сюжет – «Выход рабочих с фабрики». Поэтому короткометражный документальный черно-белый фильм 1895 года, снятый братьями Луи и Огюстом Люмьерами и получивший название «Прибытие поезда», произвёл настоящий фурор. В отличие от «Политого поливальщика», никакого сюжета здесь нет. Действительно, братья Люмьер не были первыми, кто придумал движущиеся фотографии — они изобрели конкретный аппарат и вместе с ним, что важно, киносеанс.
Сотбис продает первый в мире постер к фильму, на премьеру которого пришли всего 30 человек
Братья Люмьер запатентовали первую кинокамеру. Братья Луи и Огюст Люмьер 13 февраля 1895 года запатентовали первый аппарат для получения движущегося изображения. Кадр из художественного фильма братьев Люмьер «Политый поливальщик» (1895). Кадр из документального фильма представителей компании Люмьер «Коронация Николая II» (1896). Первыми жанрами демонстрируемых фильмов стали документальный («Выход рабочих с фабрики Люмьер»), кинохроника («Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе) и комедия («Политый Поливальщик»).
Первый платный киносеанс братьев Люмьер
Интересные факты Это режиссерский дебют Тьерри Фремо — директора Международного Каннского кинофестиваля и Люмьерского института в Лионе. Камео-роль в проекте исполнил режиссер Мартин Скорсезе. От режиссера.
Сейчас любой может взять в руки камеру и снять своё кино; и пусть оно будет любительское, «домашнее», но всё же это будет кино. А теперь представьте, что раньше этого не было — просто не существовало, и с его появлением мир изменился, стал таким, к которому мы привыкли. Тридцать пять человек, заплативших за вход по целому франку, стали свидетелями зарождения нового искусства.
Киносеанс состоял из десяти очень коротких, но всё-таки самых настоящих фильмов: «Выход рабочих с фабрики», «Вольтижировка», «Вылавливание красных рыбок», «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе», «Кузнецы», «Политый поливальщик», «Завтрак младенца», «Прыжок через брезент», «Площадь Корделье в Лионе» и «Морское купание». Плакат к первому публичному показу фильма Первые зрители не знали, что кино покорит мир, как не знали этого и его создатели — братья Люмьер. Они к своему детищу вообще относились очень легкомысленно. Огюст старший брат часто говорил, что они придумали всего лишь забавную игрушку, которая будет популярна от силы полгода. Они считали, что у кино нет будущего, ибо людям быстро надоест смотреть то, что и так можно увидеть каждый день на улице.
Луи младший брат добавлял, что разработал синематограф именно так назывался первый в мире киносъёмочный аппарат от скуки, пока болел гриппом. Как бы там ни было, что бы братья Люмьер ни говорили, сейчас кино — самое популярное искусство и, кроме этого, одно из самых доступных. Кино любят и смотрят все! Название «синематограф» имеет греческие корни: «кинема» и «графо», что значит «пишу движение». Впервые его применил изобретатель Леон Були в 1892 году для собственной камеры с рулонной негативной фотобумагой.
Но после того как он не оплатил годовой взнос за патент, название перешло братьям Люмьер.
История про зрителей, испугавшихся «Прибытия поезда», рассказана и опровергнута уже такое количество раз, что сложно, честно говоря, понять, насколько она всё-таки правдива. Тьерри Фремо, автор фильма «Люмьеры!
История предпочла считать, что первым фильмом был эффектный аттракцион с машиной в главной роли — так кино с первых дней стало зрелищем и обозначило свою технологическую природу для XIX века паровоз и киноаппарат — вещи, конечно, одного порядка. Толпа рабочих на заводе для мифотворчества не так интересна, и левой критической теории наверняка есть что сказать на этот счёт см. Фремо, правда, не уверен, что и «Выход рабочих» был действительно первым фильмом, но важно ли это?
Фильмы братьев Люмьер в общественном сознании находятся в несколько парадоксальном положении: о них все слышали, но мало кто их смотрел. Сколько-нибудь широко известны в лучшем случае три — помимо «Прибытия поезда» и «Выхода рабочих», это «Политый поливальщик». На самом же деле, по сведениям Фремо — директора Люмьеровского института в Лионе, — фирма братьев произвела 1422 ленты, даже три вышеперечисленных сюжета существуют в нескольких экземплярах.
Документальный фильм «Люмьеры! Фремо поделил их по сюжетам — видовые кинопортреты лионских и парижских улиц, сцены с людьми за работой или на отдыхе, путешествия кинематографа вокруг света Лондон, Стамбул, Москва, Нью-Йорк, Гиза ; аппарат Люмьеров заряжался катушками по семнадцать метров, поэтому каждая лента длится 50 секунд, и вся эта грандиозная подборка умещается в полтора часа.
Кто изобрел кино — большой вопрос.
Скажем так: его изобретали долго и муторно. Первый фильм снял американец Томас Алва Эдисон. Но его кинетоскоп был дурацким.
Он не предполагал коллективного просмотра фильмов. Кинетоскоп — аппарат индивидуального пользования. Зритель смотрел в окуляр и видел в кинетоскопе движущиеся картинки.
Пытливые умы, в том числе Люмьеры, задались вопросом: как спроецировать изображение на экран, чтобы фильм могли одновременно смотреть много зрителей. Лучше всех это удалось братьям Люмьер. Они изобрели аппарат, который выполнял сразу три функции: съемка, проецирование на экран и печать позитивов.
Собственно говоря, аппарат изобрел младший брат — Луи, а старший — Огюст — подвизался в качестве менеджера. В 1895 году несколько изобретателей устраивали показы кино. Но не имели успеха.
Люмьеры тоже демонстрировали свой аппарат несколько раз, но именно 28 декабря 1895 года их ждал триумф. Этот день и считается днем рождения кинематографа. К этому времени Люмьеры наснимали сотню фильмов.
Конечно, фильм — это громко сказано. Он длился около минуты. После этого нужно было перезаряжать катушку.
За полчаса, учитывая паузы на замену катушки, можно было показать с десяток фильмов. В Париже на бульваре Капуцинок именно капуцинок, а не капуцинов, как обычно пишут, допуская чудовищную ошибку существовало «Гран-кафе». А в нем — подвальчик с красивым названием «Индийский салон».
Первые во всем: Как братья Люмьер придумали хоррор, комедию и фантастику
И Луи, и Огюст работали над заданием отца, который производил на своей фабрике «голубые этикетки» — желатино-бромовые пластины, позволяющие делать фотографию куда более простыми методами, чем они делались обычно. В некотором роде «этикетки» были материалами для непрофессионалов, с их помощью фотография стала более доступной для широких масс. Это изобретение сделало возможной фотографию на пленэре. Отец братьев отличался исключительным нюхом на прибыльные новинки, подающие надежды. Один кинематоскоп он купил для личного пользования, а братьям дал задание найти способ сделать его более приятным в работе. Изобретение Эдисона больше напоминало калейдоскоп, чем проектор.
Чтобы смотреть ролики, нужно было постоянно стоять в неудобном положении и глазеть в окуляр. Начало XX века было эпохой новейших открытий, была изобретена пленка из целлюлозы, техника анимированного рисунка, «биоскопы» и «фантаскопы». Жан Луи просто воспользовался достижениями других людей, выбрав из них наиболее удачные. Так на свет без особого энтузиазма со стороны создателя появилось устройство под названием «синематограф». Огюст, уговоривший своего брата запатентовать изобретение, занимался организаторской стороной вопроса, на лавры не претендовал, участвуя в деле скорее за компанию и чтобы компенсировать отсутствие инициативы у младшего брата.
Основным достоинством аппарата была легкость и удобство съемки. Устройство немного опередило свое время, сделавшись не только производительной, но и удобной камерой. Фактически это был не первое подобное мероприятие, потому что братья часто демонстрировали результаты своего труда бизнесменам и инвесторам. Это был даже не первый показ фильма для широкой публики. Событие на бульваре Капуцинок стало первым сеансом кино за деньги.
Здесь уже «Волшебный мир из Парижа», а попросту говоря, синематограф, в полном своем наполнении: красочные рекламные плакаты по стенам и афиши. Если взять увеличительное стекло, то оно приблизит нас к этому «волшебству». Синематограф предлагает посмотреть индейский ковбойский фильм, а также картины для взрослых «Нана», «Тайна доктора Фауста», «Война и мир».
Стоит обратить внимание на скучающую публику — что-то никто не рвется в «волшебный мир» ярмарочного павильона. Хотя, может быть, просто не подошло время сеанса. Название площади, на которой нашел свой приют «французский подарок», мы упомянули не случайно — Самокатская… На первый взгляд, название безобидное.
Самокат — это просто-напросто карусель. Но к ней «придавался» балаган, где «дед» с мочальной бородой сыпал частушками, а разрисованные шуты развлекали публику. С самокатов начиналась ярмарочная гульба… С одной стороны к Самокатской площади прилегала толкучка, с другой — макарьевские кухни с дешевыми обедами для приказчиков и мелких чиновников.
Воровской мир Самокатской площади мы упоминать не будем, для карманников здесь было раздолье. Нам важно знать, какое место в те годы было отведено синематографу — не побоимся сказать, величайшему изобретению XIX века. А широкое распространение синематографа начиналось с Нижнего Новгорода, с Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года.
Публика Нижнего стала родоначальницей российских зрителей. Синематограф был молодым изобретением. Первый общедоступный сеанс в Париже состоялся 28 декабря 1895 года.
Он проходил в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок, 14. Потом изобретатели — братья Люмьеры — продают свое изобретение дельцам от «развлекаловки», которые быстренько тиражируют его и выво-зят в Англию, Германию, Италию. В России уже в мае 1896 года «крутят фильму» в летнем саду «Аквариум» в Петербурге, причем между актами оперетки «Альфред Паша в Париже».
А в июне «синематограф Люмьера» — этот подарок с бульвара Капуцинок — жалует в Нижний Новгород на всероссийские смотрины. Располагается он в кафешантане Шарля Омона «Театр концерт-паризьен».
Запрещено нарушать основные правила Пикабу нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть.
Фильмы братьев Люмьер — это не всегда фильмы, снятые самими братьями. Например, за документальную съемку на территории России отвечал Камилл Серф.
Благодаря его работе мы имеем документальную хронику коронации Николая II. Вообще, наследие братьев Люмьер насчитывает около 1800 фильмов, которые хранятся в Люмьеровском институте в Лионе. Но смотреть их все не обязательно! Тьерри Фремо скрупулезно отобрал 108 лучших работ братьев для глубокого знакомства с их творческим наследием. Последний вопрос. Кто такой этот Тьерри Фремо? Ему можно доверять в отборе картин? Кажется, никто лучше него с такой работой не справится! Тьерри Фремо — директор Каннского фестиваля одного из самых влиятельных киносмотров в мире и директор Люмьеровского института в Лионе!
Создатели живых картинок. Как братья Люмьер придумали кинематограф
Люмьер Луи Жан | Братья показали короткий 40-секундный сюжет – «Выход рабочих с фабрики». |
День в истории: киносеанс на бульваре Капуцинок | "Выход рабочих с фабрики", "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота", "Завтрак младенца" и постановочный сюжет "Политый поливальщик". |
Политый поливальщик. Братья Люмьер | Братья Люмьер – легендарные «отцы» французской киноиндустрии, открывшие человечеству дорогу в мир кино. |
День в истории: киносеанс на бульваре Капуцинок | Братья Люмьер (Огюст слева, Луи справа). |
Кино и реальность: как братья Люмьер впервые стерли эту грань? | В отличие от «Политого поливальщика», никакого сюжета здесь нет. |
Глава VI КУСОК НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ, ИЛИ ПРИЧИНЫ УСПЕХА «ПОЛИТОГО ПОЛИВАЛЬЩИКА»
В фильме показано, как Огюст Люмьер и его жена кормят с ложечки младенца, сидящего между ними за столом. Эта картина стала одной из первых кинокартин, снятых братьями Люмьер. Сюжет картины простой и веселый. В фильме показывается, как садовник поливает сад из шланга. Мальчишка решает над ним подшутить, он незаметно для садовника наступает на шланг, из которого перестает течь вода.
Фильмы Луи, утверждает комментатор, не просто фиксируют жизнь, они срежиссированы — это можно заметить по тому, например, как тщательно выстроены в кадре группы людей, якобы застигнутых камерой врасплох, и как неестественно они себя ведут. Зачем встречающие на вокзале Ла-Сьота так суетятся и запрыгивают на подножки вагонов ещё до того, как поезд остановился? Если в кадре происходит что-то забавное, почему сбоку обязательно стоит человек, который заходится в смеховой истерике, явно неадекватной происходящему? Реальность и в люмьеровских лентах всегда уже сконструирована, иногда весьма искусным образом: некоторые планы, например, построены так, что в них обнаруживаются два или три уровня действия. Огюст и Луи Люмьеры Фремо спорит с известной идеей, будто Люмьеры и Мельес — два полюса кино, между которыми с тех пор проходит вся его история. Эту концепцию, с похожими аргументами, уже разоблачал киновед Том Ганнинг, для которого фильмы братьев относятся к тому же, что и Мельес, явлению «кино аттракционов».
Фремо тоже подчёркивает, что даже в 1890-е кинематограф уже был областью зрелищ лучшая иллюстрация — всё то же «Прибытие поезда» , а также то, что эти 50-секундные ленты предвосхитили очень многие феномены — от ремейков в фильм включены две версии «Политого поливальщика» до home movies Луи был счастливым отцом и не упускал случая запечатлеть семейные сцены на плёнку, как будут делать многие поколения родителей после него. Другое важное напоминание — что кинематограф был изобретён во Франции. Это далеко не везде аксиома: в Америке историю кино часто отсчитывают от Эдисона, да и не только там есть скептики. Действительно, братья Люмьер не были первыми, кто придумал движущиеся фотографии — они изобрели конкретный аппарат и вместе с ним, что важно, киносеанс.
На торжественную церемонию по случаю 120-летия кинематографа и показ отреставрированных сцен, снятых братьями Люмьер, были приглашены всемирно известные братья-режиссеры Паоло и Витторио Тавиани, а также Жан-Пьер и Люк Дарденны. Их встречали братья Джоэл и Итан Коэны, председатели жюри нынешнего Каннского фестиваля. В основной конкурсной программе 19 фильмов, столько же - во второй по значимости программе - "Особый взгляд". По итогам фестиваля вручается главный приз - "Золотая пальмовая ветвь", Гран-при жюри, актерские награды, призы за режиссуру и сценарий, а также "Золотая пальмовая ветвь" за короткометражный фильм и "Золотая камера" за дебют.
Аппаратом же Эдисона можно было пользоваться только в одиночку. Синематограф братья запатентовали в 1895-м. В декабре того же года Люмьеры организовали первый коммерческий показ фильмов, снятых ими к тому моменту. Публике были представлены как документальные, так и игровые короткометражные фильмы. К первым можно отнести, например, самую раннюю работу братьев — «Выход рабочих с фабрики», ко вторым — комедию «Политый поливальщик». Первые работы Люмьеров по праву можно назвать семейными. В фильмах снимались и они сами, и их дети, и их родители. На платформе во время съемок картины «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» побывали едва ли не все родственники Люмьеров. Вот что рассказывал о кинопроцессе Луи Люмьер в конце 1940-х годов: «На перроне подпрыгивает маленькая девочка, за одну руку ее держит мама, за другую — бонна.