Переход компании на продукты отечественных разработчиков в первую очередь связан с необходимостью замещения зарубежных решений. "Крупный бизнес уже переходит на отечественное ПО, а приказ Минпромторга послужит дополнительным толчком к этому. Хотелось бы прочесть серьезный анализ, а не пропагандистские заявления, типа "все российские школы перешли на отечественное ПО".
Переход на отечественное программное обеспечение в 2022-м году: план по импортозамещению ПО
Власти разработали директиву, предусматривающую переход на преимущественное использование российского программного обеспечения, еще в конце 2018 года. Переход обеспечивает значительный импульс для отечественной ИТ-индустрии, способствуя росту и инновациям внутри России. Минцифры предложило продлить сроки перехода критически информационной инфраструктуры (КИИ) на отечественный софт и оборудование и сдвинуть их с 2021 на 2024–2025 годы, пишет «Коммерсант» со ссылкой на проект указа президента. Переход компании на продукты отечественных разработчиков в первую очередь связан с необходимостью замещения зарубежных решений. Дмитрий Чернышенко доложил о работе по переходу российских предприятий на отечественное программное обеспечение. приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. № 486 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного.
Госкомпании обязали перейти на отечественное ПО до конца 2025 года
Планы перехода на отечественные технику и софт организаций, которым непосредственно принадлежат значимые объекты критической информационной инфраструктуры, будут утверждены до 1 января 2025 года. → Новости → Финансовые новости → 10 апреля 2024 г. → Переход на отечественное ПО может потребовать д. О сроках перехода госкомпаний на отечественное программное обеспечение (ПО) сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на методические рекомендации Минцифры. Задача по переходу на продукты российских производителей уже давно реализуется аппаратом Госдумы, переход будет завершен к 2025 году.
Переход на отечественное ПО и цифровая трансформация – от слов к делу
Россия готова к переходу на отечественное ПО в сфере информационной безопасности | Сроки окончательного перехода компаний на отечественное ПО во многом зависят от размера используемой цифровой инфраструктуры и объемов данных, подлежащих миграции с учетом перехода на отечественные решения. |
Госкомпании обязали перейти на отечественное ПО до конца 2025 года | Такой фактор делает переход на отечественные решения неизбежным для крупного бизнеса. |
В Минцифре рассказали, как упростить вузам переход на отечественное ПО | Переход обеспечивает значительный импульс для отечественной ИТ-индустрии, способствуя росту и инновациям внутри России. |
5 причин бизнесу перейти на отечественное ПО | План перехода на преимущественно отечественное ПО и оборудование владельцы КИИ должны представить до 1 июля 2021 года. |
Анна Шарипова («Ростех») о переходе на отечественное ПО к 2025 году
25 июля 2023 года (вторник) с 10:00 до 12:00 по московскому времени Ассоциация НАУМИР проведет вебинар ««Особенности перехода на отечественное ПО для. Переход компании на продукты отечественных разработчиков в первую очередь связан с необходимостью замещения зарубежных решений. Мы разработали методику с учетом ключевых показателей эффективности и факторов риска перехода на отечественное ПО. О том, как организован переход на отечественное ПО в индустрии, Российской газете рассказал заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак. Мы разработали методику с учетом ключевых показателей эффективности и факторов риска перехода на отечественное ПО. Приказ Минцифры России от 18.01.2023 N 21 "Об утверждении Методических рекомендаций по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
Переход российских компаний на отечественное ПО отложили до 2030 года
Калякин Для России, объективно, нет иного пути, кроме как строить и развивать собственную ИТ-индустрию Импортозамещение стартовало в России 8 лет назад. За эти годы изменилось отношение регулятора к ИТ - отрасли , появились новые компании и продукты, сформировались по-настоящему сильные отраслевые ассоциации и стала сокращаться зависимость российских пользователей от иностранных решений. Но по моей оценке, эти 8 лет можно было потратить эффективнее — слишком уж много времени ушло «на раскачку», реальные проекты перехода на отечественные технологии начались лишь 2-3 года назад. Всё дело в инерции мышления отдельных ИТ-директоров, которые до последнего надеялись, что государственная инициатива по импортозамещению их не касается, и скоро привычный ритм жизни вернется на круги своя. События 2022 года прекрасно показали насколько сильно ошибались ИТ-консерваторы. Их медлительность едва не привела к параличу целых секторов российской экономики и остановке бизнес-процессов системообразующих предприятий из-за массового ухода с российского рынка иностранных производителей, отзыва лицензий , прекращения оказания услуг технической поддержки и отказа предоставлять обновления для программных продуктов. С бизнесом же ситуация совершенно иная. Коммерческие структуры, годами инвестировавшие в лицензии иностранных вендоров, напротив, оказались полностью не готовыми к изменениям конъюнктуры рынка и встретили 2022 год в совершенно незащищенной позиции. Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. За годы тестирований и внедрений, мы накопили солидный опыт перевода корпоративных инфраструктур на импортонезависимые аналоги, готовы делиться своей экспертизой и хотим объяснить, зачем бизнесу стоит переходить на безопасное отечественное ПО. Санкции пришли в Россию всерьез и надолго, и уповать на то, что вот именно вашего бизнеса это не коснется — чрезмерно опрометчиво.
Если раньше иностранные вендоры отзывали свои лицензии только у государственных структур , то теперь с такой практикой столкнулся и бизнес. В Google поступили ещё изящнее — сервис Google Workspace стал платным [4] , но россияне его в принципе не могут оплачивать, так как для этого нужно использовать международные платежные системы, которые перестали работать с Россией. В таких условиях покупка иностранных решений становится все менее оправданной — даже если вы и купите лицензии, то это еще совсем не означает, что вы сможете ими нормально пользоваться. Так какой смысл в такой покупке?
Субсидии для разработчиков — на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и развития производства высокотехнологичной промышленной продукции. Такая субсидия предоставляется разработчикам цифровых платформ и программных продуктов в целях дальнейшего внедрения на промышленных предприятиях, осуществляющих деятельность в обрабатывающих отраслях экономики. В Татарстане тоже обращают внимание на локальных разработчиков ПО. B республиканский закон о налоговых льготах для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, уже утверждены поправки для поддержки IT-индустрии. На льготу смогут рассчитывать предприятия с количеством персонала до 100 человек и годовой выручкой до 150 млн рублей. В каких же продуктах складывается сегодня максимальная необходимость в плане импортозамещения?
Генеральный директор АО «Барс Груп» Татарстан Тимур Ахмеров отвечает на этот вопрос так: — У программного обеспечения широкого применения офисное ПО и другое огромный круг пользователей, поэтому есть потенциал внедрения российского продукта под их повседневные и рабочие задачи. В части баз данных используется «импортозамещающий» продукт с открытым кодом PostgreSQL, и переход на него осуществляется повсеместно с учетом технических ограничений этой СУБД. Но самая актуальная и сложная задача — перевести полностью на российские продукты и базы данных работающие бизнес-приложения, так как их приходится переписывать на другой технологический стек который не всегда есть в российском исполнении. Кроме того, на наш взгляд, стоит вести речь не только об импортозамещении работающего ПО, но и о важности разработки и использования новых способов создания бизнес-систем. Это не один сегмент продуктов, а полная инфраструктура программных и технических средств российского производства, обеспечивающая возможность создания конечных бизнес-приложений. Сергей Каплий, директор департамента вычислительных систем Step Logic, считает, что задача импортозамещения затрагивает все элементы IT-инфраструктуры, которые, как известно, взаимозависимы. Он обращает внимание на то, что в данный момент рынок испытывает потребность в отечественных высокопроизводительных центральных процессорах, которые смогли бы решить многие задачи в серверном сегменте и сегменте СХД. Но пока, констатирует эксперт, таких предложений на российском рынке нет. Дмитрий Сорокин, руководитель департамента развития отечественных IT-решений компании Softline, объясняет правовые аспекты российской программы импортозамещения: — Если мы говорим об импортозамещении в сфере государственных учреждений, то фокусное направление — рабочее место госслужащего с установленными на нем отечественными офисными системами, в перечень которых входят: операционные системы, офисные и коммуникационные приложения, браузер, система электронного документооборота и антивирус. В «Р7-Офис» подтверждают острую необходимость в импортозамещении офисных приложений и систем документооборота.
Приоритеты каждая компания определяет для себя индивидуально, в зависимости от того, в какие сроки ей нужно перейти на российский продукт, какие у нее уже есть IT-системы и какие ресурсы она готова инвестировать в проект импортозамещения. Проще всего заместить и внедрить офисные системы и приложения, немного сложнее перенести операционную систему, и, наконец, еще сложнее внедрить специализированное прикладное ПО. В качестве примера Наталия Агафонова приводит платформу «Р7-Офис», которая призвана помочь с решением всех задач каждодневной офисной работы. Проблемы бизнеса малого и среднего уровня она решает путем того, что в нее включены не только редакторы документов, но и система управления проектами, и CRM, и файлохранилище, и органайзер, и электронная почта, и мессенджер с ВКС, и другие элементы. Их можно использовать все, а можно по образцу конструктора собрать систему только из тех решений, которые нужны компании. Важное качество отечественного софта — совместимость с любой операционной системой, и это свойство мы тоже внедрили в свою платформу. Платформа поддерживает все известные сервисы хранения файлов и многие популярные бизнес-программы — например, СЭД, — рассказывает эксперт. Полное IT-импортозамещение будет возможно через пару лет? Тимур Ахмеров считает, что что уже через пару лет развитие отечественного софта достигнет уровня, позволяющего полностью обеспечить потребности рынка цифровизации. По его словам, российские решения развиваются поэтапно, но быстрыми темпами, конкурентоспособность возрастает, и в этом немалую роль играет поддержка со стороны государства.
Заместитель министра энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Виталий Шевченко, оценивая ход государственной кампании по импортозамещению в IT, в обзоре «Победы26» отмечает, что системы, работающие только с иностранным системным и прикладным программным обеспечением, в России есть. Поэтому до 2025 года госкомпании, работающие с КИИ, закупать зарубежные программы могут, но со специального разрешения ответственных органов. Импортозамещение в сфере IT идёт полным ходом.
В июне этого года президент России Владимир Путин подписал поручение, согласно которому госкомпании к 1 января 2025 года должны полностью перейти на отечественное ПО. Как пояснил глава Минцифры России Максут Шадаев, если раньше такое требование касалось только объектов критической информационной инфраструктуры КИИ , то теперь под обязательные требования попадают разные классы ПО: операционные системы, офисные пакеты, системы управления базами данных, средства виртуализации.
Частному бизнесу сроков не ставят, но он также активно участвует в этом процессе, поскольку иного пути просто нет. В итоге компании либо переходят на отечественное программное обеспечение, либо продолжают пользоваться зарубежным, но без обновлений и поддержки, что создает угрозы ИТ-безопасности и эффективности этого ПО", - рассказала "РГ" младший директор по корпоративным рейтингам агентства "Эксперт РА" Елизавета Уткина. Как быстро будет идти процесс импортозамещения, можно предположить исходя из подготовленного минцифры проекта актуализированной дорожной карты развития "Нового общесистемного и прикладного программного обеспечения". На 2030 год уровень внедрения остался прежним - 71 процент". По словам эксперта, спрос на отечественное ПО сегодня растет высокими темпами и в 2024 году может прибавить 70-80 процентов, а по некоторым видам, например по офисным продуктам, даже 200 процентов.
Сегодня в сегменте офисного ПО на долю российских разработчиков приходится примерно 16 процентов рынка, хотя еще год назад этот параметр не превышал 5 процентов. Это говорит о том, что российские компании переходят от формального к реальному импортозамещению ПО, рассказал "РГ" генеральный директор "МойОфис" Павел Калякин. Хотя доля российского офисного ПО пока невелика, важно понимать, что немалая часть отечественных пользователей эксплуатирует пиратские версии зарубежных продуктов. К сожалению, в некоторых сегментах уровень пиратства за последние два года значительно вырос.
Переход на отечественное ПО ускорится в 2023 году
Помимо этого, участники соглашения будут обмениваться опытом, совместно апробировать новые технологии, а также организовывать совместное участие в научно-практических мероприятиях. Одним из пунктов меморандума также значится создание отраслевого специализированного ПО, обеспечивающего потребности заказчиков, генподрядчиков и субподрядчиков в управлении строительством с использованием ТИМ-объектов капитального строительного и промышленного назначения на базе продуктов Model. Studio, Exon и Explo. Взаимодействие сторон осуществляется в рамках работы Индустриального центра компетенций «Строительство», Отраслевого комитета «Строительство и ЖКХ» при кураторстве Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях цифровизации жизненных циклов промышленного строительства.
Для госучреждений замене подлежит 8 категорий программных продуктов. Последние должны выполнить импортозамещение уже по 17-ти категориям системного и 33-м - прикладного ПО. Однако помимо госучреждений и уже упомянутых компаний с участием государственного капитала, с прошлого года мы отмечаем рост интереса к нашим услугам еще одной категории организаций.
Они вынуждены переходить на отечественное ПО в связи с попаданием в санкционные списки. Учитывая, что в прошедшем 2020 году санкционные списки активно расширялись, таких компаний стало больше. При этом, если в самом начале импортозамещения заказчики интересовались заменой операционных систем, офисных программ, почтовых сервисов, то с конца 2020 года мы наблюдаем увеличение спроса на более сложные продукты, например, отечественные системы виртуализации. Они также подлежат замене в рамках перехода на преимущественное использование российского ПО. Виртуализация — это механизм предоставления виртуальных ресурсов без привязки к аппаратному обеспечению. Виртуализировать можно серверы, системы хранения данных, сетевые ресурсы, приложения и рабочие столы.
Говоря простым языком: виртуализация — это запуск нескольких систем на базе одной вычислительной машины, при этом физические ресурсы этой машины выделяются каждой виртуальной системе независимо.
Читайте также: Унесённые хакером: в России готовятся ужесточить штрафы за утечки личных данных Частный бизнес пока по большей части занимает выжидательную позицию: новый софт приходится внедрять и дорабатывать на месте, что существенно увеличивает затраты компаний. К тому же некоторые разработки до сих пор не имеют аналогов на российском рынке например, графические редакторы, hardware-решения. В целом пользователи придерживаются разных моделей поведения: одни более активны в плане применения новых продуктов, другие — более ригидны. По мнению учредителя и директора по развитию компании Qubit Ивана Рудианова, переход на отечественные решения лучше всего начинать с инвентаризации информационных ресурсов, чтобы понять, что происходит в инфраструктуре.
Затем нужно составить таблицу соответствия того, что следует заменить, и ключевых систем сетевое оборудование, системы защиты информации и коммуникации, телефония. После него хорошо бы провести нагрузочное, поскольку продукт, работающий на одном компьютере, может дать сбой, если его установить на 200 или более устройств. Иван Рудианов, учредитель и директор по развитию компании Qubit Автор: Сергей Ермохин Кстати, в случае недостатка финансирования у заказчиков ряд сервисных провайдеров предоставляют в лизинг оборудование и ПО по подписке. В сжатые сроки При переходе на новый продукт важна роль каждого участника цепочки. Так, во главе угла стоит непосредственно вендор, далее дистрибьютор, который решает вопросы логистики и маркетинга.
Следом — сервисная компания или интегратор, задача которого — подобрать наиболее подходящую финансовую модель и технически адаптировать продукт в имеющуюся инфраструктуру так, чтобы это отвечало задачам, поставленным перед IT-системами предприятия.
Одним из главных фактов, стимулирующих такой переход, стал уход западных вендоров из страны. Подробности перехода бизнеса на российское ПО выясняли «Известия». Впрочем, каждый третий заказчик считает, что через два года он будет пользоваться только продуктами российских вендоров. При этом размер компании влияет на скорость перехода на отечественное ПО только в том случае, если она относится к крупному бизнесу. Почему российский софт актуален, что выбрать Одним из главных факторов перехода компаний на российское ПО стал уход большинства западных вендоров.
Из 16 основных зарубежных вендоров ИБ, присутствовавших на российском рынке в 2021 году, 14 объявили о прекращении продаж, а 13 из них — заодно и о прекращении технической поддержки. Это событие затронуло более трех четвертей заказчиков. Другим стимулом для перехода на отечественные решения стали меры, принятые правительством для укрепления кибербезопасности. Как отмечается в исследовании, сами российские вендоры продуктов ИБ положительно смотрят на эффективность принимаемых мер для повышения кибербезопасности.
Переход на отечественное программное обеспечение в 2022-м году: план по импортозамещению ПО
По мнению директора технического департамента RTM Group Федора Музалевского, КИИ потребуется не менее пяти лет для полного перехода на отечественное оборудование и ПО. А переход на отечественные системы управления базами данных (СУБД) должен произойти с 1 января 2026 года. В Минпросвещения сообщили о переходе всех российских школ на отечественное ПО. Как происходит этот переход на отечественное ПО в холдинге и какие инструменты для этого применяются, рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин на заседании в Совете Федерации РФ. Дмитрий Чернышенко доложил о работе по переходу российских предприятий на отечественное программное обеспечение.