Новости название праздника масленицы

Сегодня еще можно устроить себе гастрономический праздник — последний день Масленицы. В Индустринской библиотеке в масленичную неделю работала выставка под названием «С Масленицей», которая рассказывает о традициях проведения праздничной недели. В Индустринской библиотеке в масленичную неделю работала выставка под названием «С Масленицей», которая рассказывает о традициях проведения праздничной недели. Каждый день Масленой недели имеет название и предназначение.

Вам также понравятся

  • Как празднуют Масленицу
  • Масленица в России: история и традиции праздничной недели
  • Масленица 2024 — что делают в неделю Масленицы — обычаи и традиции
  • Масленица после прихода христианства
  • Сценарии на Проводы зимы 2024 от культработников

Масленица - что это за праздник: дата, традиции и обычаи, дни масленичной недели

Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т.

Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси.

Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства.

В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек.

Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода.

Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт.

Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится.

И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века.

Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике?

Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро.

До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества.

Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы.

Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения.

Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение.

Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России.

Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности.

Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху.

Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта».

В этот день заканчивали постройку снежных гор, качелей, балаганов, из подручных материалов сооружалось чучело Зимы, которое насаживали на кол и возили по улицам.

По традиции свекор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости и обсуждали время и место гуляний, определялся состав гостей. В первый день уже начинали печь блины, первый испеченный блин в понедельник отдавался малоимущим и на помин усопших. Вторник — заигрыши. Многие масленичные обряды связаны со сватовством.

Во вторник проводили смотрины. Если все складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, игралась свадьба. Среда — лакомка. Третий день Масленицы отличался богатыми столами с угощением для гостей.

По традиции в этот день зять приходил к теще на блины, которые она пекла. У каждой хозяйки на Руси был особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Блины пекли из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. Четверг — разгул.

В первый день широкой Масленицы хозяйственные работы прекращались, и начиналось празднование: катались на санях и санках, устраивали кулачные бои и битвы за снежные города, пели колядки, жгли ритуальные костры и прыгали через огонь.

Церковь именно напоминала о грядущем Страшном суде, а не пугала им: говоря о "муках вечных", об "огне вечном", она одновременно давала четкий критерий того, как надо жить, чтобы наследовать Царствие Божье. Ничего сверхъестественного - просто будь человеком: накорми голодного, напои жаждущего, приюти бездомного, протяни руку отверженному, облегчи участь больного, навести заключенного - будь милосердным! И вот после воскресного призыва "Возлюби ближнего! Пост, и особенно Великий пост, - период сосредоточенности: человек собирает все свои мысли и чувства, обращая их к Богу, отказываясь от развлечений, минимизируя отношения с людьми, - в духовном напряжении поста нет места праздности.

Но пост наступит только через неделю. А сейчас, на Масленицу, нам дано время для того, чтобы мы могли проявить себя как "человеки": кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаления и сами благодарно разделяли чужое. Дело ведь не в том, что на Масленицу мы не едим мясо, зато едим много блинов, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе. Главное - Церковь тактично побуждает человека к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от того, что щедры и умеем любить! Фото: iStock Так воспитывается человек.

Так пестуется душа народа. И уж точно неслучайно Масленица неизбежно заканчивается Прощеным воскресеньем 17 марта. Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, близкими и даже самыми дальними - причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, человек не может не почувствовать, что не всегда бывает правым, что, кроме его требовательного "Я", есть еще и другие люди. И есть Бог, который видит все, даже сердце человеческое.

Екатерина Великая на Масленицу принимала участие в маскараде, который шел три дня. В шествии участвовало несколько сотен петербуржцев. Древние русичи считали, что на Масленицу Ярило-бог активно помогает снеготаянию. Славяне в древности отмечали Масленицу на день весеннего равноденствия, который называли словом «комоедица». Дело в том, что тогда медведя именовали «ком». И поэтому появилась поговорка, что первый блин — комам, то есть первый блин надо отдавать медведям. И поэтому наши предки ходили в тайгу и оставляли на пенечке сладости для медведя. Прошло несколько столетий и пословицу трансформировали в «первый блин комом», изменив одну букву. И смысл стал совершенно другим, никак не связанным с хозяином русской тайги. Начинающие кулинары неправильно пекли блины и поэтому стали говорить про блинный ком. До девятнадцатого века блин не был символом этого праздника начала весны. В древние времена блины были поминальной едой. Но двести лет назад благодаря усилиям некоторых этнографов, совершивших исследовательскую ошибку, блины были признаны масленичным угощением. Традиция прижилась, поэтому менять ничего не стали. На Руси сжигали масленичное чучело не для встречи весны, а для плодородия почвы. Ярило был не только солнечным богом, но и богом плодородия. Сожженное чучело превращалось в пепел, который служил удобрением для почвы и делал ее плодородной. Столетия назад в некоторых уголках нашей страны масленичное чучело перед сожжением проносили по территории села в закрытой посудине, похожей на гроб. На Масленицу девушкам было запрещено трудиться, они должны были только есть блины и веселиться. Поэтому праздник часто называли Бабьей неделей. Курентованье — это праздник у словенцев, аналог нашей Масленицы. В этот день пляшут и веселятся, ходят в вывернутых наизнанку старых пальто и тем самым прогоняют надоевшую зиму. А хорваты в конце зимы отмечают не Масленицу, а праздник Звончары. Эти славяне гуляют и веселятся всегда в рогатых масках. Еще двести лет назад сода была настолько дорогой и недоступной для хозяюшек, что вместо нее в приготовлении теста для масленичных блинов использовали снег, благодаря которому блинчики становились пышными и воздушными. Масленичные приметы и гадания Масленица у многих людей ассоциируется исключительно с блинами. В деревнях еще частично сохранились определенных масленичные традиции: отмечать каждый день, приглашать гостей согласно народному уставу зятя с дочерью — в среду, тещу — в пятницу, родственников мужа — в субботу. Но существуют еще и гадания на Масленицу, о которых знают далеко не все. Неудивительно, ведь данный праздник больше веселый и связанный с гуляниями, нежели с попытками узнать будущее. Какие же масленичные гадания можно выделить особенно? На блинах. Это даже не столько полноценное гадание, сколько психологический портрет потенциального ухажера. Если ему нравятся блины с вареньем, то он несколько инфантильный и не готов к серьезным отношениям. Со сливочным маслом — спокойный и уравновешенный человек, предпочитающий стабильность и гармонию во всем, не склонен к авантюрам и не любит перемен. С икрой — самодостаточный, рассудительный, умный и способный хорошо зарабатывать, возможно, отличный финансовый аналитик.

Навигация по записям

  • Что такое Масленица?
  • Дни Масленичной недели: названия и значения
  • План мероприятий, посвященных масленичным гуляньям
  • Обряды на Масленицу

Масленица: традиции в современном мире

Она познакомила их с названиями каждого дня масленичной недели, рассказала о традициях празднования Масленицы. У каждого дня масленичной недели есть название, особенности и традиции. Масленичная неделя, маркирующая границу зимы и весны, в этом году пройдет с 28 февраля по 6 марта. «» рассказывает о самых интересных фактах, связанных с Масленицей и как проводили эти праздники в древности. Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику); следующие 4 дня — Широкая Масленица, когда начинаются гулянья. день весеннего равноденствия.

Масленица хороша – широка её душа

Масленница. История праздника и традиции. | Образовательная социальная сеть На масленичной неделе люди пекут блины, прощаются с зимой и встречают весну.
Масленичная неделя в 2024 году Празднования Масленицы ждут все, так как это очень веселый и «вкусный» праздник.

Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞

Скорее всего, от этого и произошло название праздника — Масленица, период, когда блины, маленькие солнца, обильно сдабривали маслом. Библиотекарь Костромова Е.А. познакомила гостей с названиями каждого дня масленичной недели, рассказала о традициях празднования Масленицы. Масленичное чучело стало не только центром праздника, но и символом исполнения желаний.

Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них?

В глубокой древности праздник Красногора-Масленицы носил также название Комоедицы, ибо после этого дня медведи начинали пробуждаться от спячки. Поэтому празднование Масленицы постарались максимально приблизить к существующим канонам и встроить ее в череду церковных праздников. Традиции на Масленичную неделю берут начало еще в древней Руси: среди них есть кулачные бои и посиделки зятя с тещей. Даты Масленой недели подвижны и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника.

Масленица 2024 — что делают в неделю Масленицы — обычаи и традиции

Масленница. История праздника и традиции. Масленица по дням недели. В славянской традиции праздничная седмица делится на две части: Узкую Масленицу, с понедельника по среду, и Широкую, с четверга по воскресенье.
Масленица: как ее провести правильно, что можно делать, что нельзя Дни Масленицы-2023 — названия, значение. Всю неделю Масленицы условно делят на Узкую Масленицу — с понедельника по среду и на Широкую Масленицу — с четверга по воскресенье.
Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы Седьмой день масленичной недели носил название «Прощёное воскресение», или «Проводы».
Масленница. История праздника и традиции. | Образовательная социальная сеть Узнаем название дней Масленицы, традиции и обычаи праздника, а также его историю.
Сценарий Масленицы 2023 от культработников России Все про Масленицу: дата праздника, традиции и обычаи.

Масленица: название и традиции самой вкусной недели года

Масленица — один из самых древних праздников, знаменующий приход весны и солнца, сопровождающийся ритуалами в честь проводов зимы. В 2023 году Масленица продлится с 20 по 26 февраля, ровно за неделю до Великого Поста. Празднование Масленицы уходит корнями глубоко в язычество. Изначально праздник был связан с днём Весеннего Равноденствия. В течение долгого времени праздник Масленицы отмечали неделю до и неделю после дня Весеннего Равноденствия. Однако после крещения Руси празднование сократили до недели и приурочили к Великому Посту.

Чтобы год выдался плодородным, на Масленицу крестьяне обращались к умершим, просили у них помощи. Когда Православие прочно укрепилось на нашей земле, старинная, еще языческая традиция есть блины и так праздновать пришествие весны, наложилась на сугубо церковную традицию всю Сырную неделю — неделю перед Великим постом — не есть мяса, но есть молочные продукты. Почему сжигают чучело Масленицы? Сжигать чучело Масленицы — чисто языческий обряд, который существовал задолго до того, как Русь приняла Православие. Огонь с древних времен привлекал людей, а сожжение чучела было обрядом, связанным с проводами зимы и встречей весны, солнца. Безусловно, к нашей вере этот обряд не имеет никакого отношения. По моему личному мнению, православному человеку не стоит участвовать в подобном. Нам гораздо полезнее созидать, а не разрушать что-либо, пусть даже в такой игровой, веселой форме.

В некоторых семьях сохраняется традиция среды и пятницы лакомки и тещины вечерки. А вот в последний день недели до сих пор во многих городах проходят шумные и массовые гуляния. Куда пойти на Масленицу? Последний день Масленицы - прощеное воскресенье. В этот день происходит два одинаковых по значимости события. Сожжение чучела Во-первых - это проводы Масленицы. Чучело масленицы сжигают и символически его хоронят. В разных уголках России ритуалы в этот день немного отличались друг от друга. Например, в северных, центральных и поволжских районах организовывался масленичный поезд, который везли несколько сот лошадей. Чучело поджигали, и пока оно горело, в костер кидали традиционную поминальную пищу блины, яйца. На юге и западе страны было принято после сожжения хоронить Масленицу. В некоторых губерниях этот обряд даже принимал эротическую окраску: выбирался «король» или «воевода» праздника и в конце он произносил, кривляясь, торжественную праздничную речь на морозе абсолютно голый, или имитировал мытье в бане, как символ очищения. Популярна была и пародия на похороны. Выбирали «попа», «дьякона» с «дьячком» и группу плакальщиц, замыкающую похоронную процессию. Прощение На вечернем богослужении в храмах совершался чин прощения. Сначала настоятель просит прощения у других богослужителей и у прихожан, а затем верующие просили прощения друг у друга. В ответ на просьбу произносят: «Бог простит». Смысл прощеного воскресенья очень прост. Дело в том, что вслед за Масленицей в понедельник наступает Великий Пост, а перед ним верующие стремятся очиститься от грехов, поэтому просят друг у друга прощения за свои грехи, обиды и оскорбления. Также в прощеное воскресенье принято ходить на кладбище и оставлять на могилах блины. Именно в этот день практически во всех городах России устраиваются веселые гулянья. Соблюдаются обе традиции последнего дня Масленицы. Как и прежде, в шумной компании, веселясь, обязательно сжигают соломенное чучело. Правда, символические похороны уже не устраивают, по крайней мере, в городах. Лишь в некоторых деревнях ритуалы сожжения чучела соблюдаются, как в древности. Обязательно просят друг у друга прощение. Обзванивают всех своих родственников, друзей, знакомых. Молодежь любит рассылать sms-сообщения в стихах, в которых заложена просьба забыть обиды и грехи.

Перед сжиганием чучела Масленицы каждый написал маленькие записки с пожеланиями и просьбами. Чествуя Масленицу, дружно водили хороводы, пели частушки, играли разные игры. В конце праздника сожгли чучело Масленицы с присказкой: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло". Прощай Зима! Приходи Весна! С весёлыми песнями порадовал вокальный коллектив "Рябинушка". Традиционные народные игры и конкурсы пришлись по душе всем присутствующим. В день завершения масленичной недели в Ходарском сельском Доме культуры состоялся традиционный, самый долгожданный весенний праздник - Масленица. На праздничном гулянии жители и гости села звучали веселые наигрыши, а запах главного праздничного блюда - блинов распространился на все село. В праздничной программе праздника выступили народный фольклорный коллектив "Шанчак" Егоркинского сельского Дома культуры с дружественным визитом и вокальный коллектив "Родник" Ходарского сельского Дома культуры. Все присутствующие гости праздника смогли поучаствовать в веселых спортивных состязаниях и играх. В завершении праздника состоялось традиционное сжигание чучела Масленицы, вокруг которого завели весёлый хоровод. Русско-Алгашинский сельский клуб, совместно с библиотекой, провел праздник «Гуляй Масленица! Ярко прошли масленичные гуляния «Широкая масленица» в Бреняшском сельском клубе. А в Нижнекумашкинском сельском клубе состоялись катания на лошадях и сжигание чучела Масленицы. В Кабановском сельском клубе прошёл традиционный праздник - Масленица.

Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство

Традиции и обычаи Масленицы – история праздника, название дней Масленицы Гости фольклорного праздника познакомились с традициями, обычаями празднования Масленицы, узнали о днях Масленичной недели и молодецких праздничных забавах.
Масленица. История и традиции праздника Все про Масленицу: дата праздника, традиции и обычаи.

Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞

В 2024 году Масленичная неделя выпадает на 11 – 17 марта. Празднования Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия. Ведущие пригласили всех на праздник, рассказали о Масленице: как гуляли на этой неделе, чем угощали.

Масленица: история, обряды и обычаи

Аналог карнавала в европейских странах. Масленица сродни « жирному вторнику » и Мясопусту у католиков. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия Мясопуст , Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные» [2]. Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья ; у русских — блины и лепёшки , а у белорусов и украинцев — вареники , сырники и колодка.

В восточнославянских диалектах зафиксированы следующие варианты названия: рус. Масляна, Масляница, Масляная, Масленая неделя, Сырная неделя [4] , Мясопуст [5] , Сыроястная неделя, Всемирный праздник, Прожорная неделя, Обжорная масленица, Маслено заговенье [6] , Блинщина, Блинная неделя [7] , Поползуха в связи с подвижными датами , Объедуха [8] , Честная масленица, Широкая масленица, Весёлая масленица [9] , Кривая неделя [10] , Боярыня-масленица, Госпожа Масленица [11] , Молочная неделя [12] , Молочница [13] ; полес. В языках православных народов России названия последней недели перед Великим постом являются заимствованием из русского эрз. Масинця, Мастя, мокш. Масла, Масланьце, коми Масьленича, удм.

Масленча , либо калькой : чуваш. Май чабу атнасы, мар. Урсы къуыри «неделя молочной пищи» букв. Другая модель названия связана с традицией катания на лошадях — эрз. Кирякшчи «День катаний», коми Гажа валяй «весёлое катание», кряшенск.

Дьылгайак «каток». В некоторых этнических традициях март называется «месяцем Масленицы» чуваш. Происхождение и цели обрядов [ править править код ] Санкт-Петербург. Масленица с горками в 1860-х гг. Первое упоминание о масленице относится к XVI веку, хотя мясопуст упоминается в Лаврентьевской летописи при описании мора в Киеве в 1092 году: «яко продахомъ корсты гробы от Филипова дне до мясопуста 7 тысячь» [20].

По мнению Вс. Миллера [21] и Б. Рыбакова [22] , в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у ряда народов, использующих солнечный календарь , является началом нового года.

С понедельника по среду длится Узкая Масленица, с четверга по воскресенье — Широкая. Первые три дня недели принято заниматься хозяйством и домашними делами, готовясь как следует повеселиться в оставшееся время. У каждого дня Сырной седмицы есть не только собственное название, а еще и характерные приметы и ритуалы, которые принято соблюдать. Перечислим самые известные традиции Масленичной недели по дням. День 1. Встреча Наши предки жили большими дружными семьями, невестка, как правило, переселялась в дом к мужу и его родителям.

В первое утро Сырной седмицы свекры отправляли жен своих сыновей в гости к родителям, а вечером сами навещали родню. Главным тут было — сватов не обидеть и накормить их как следует. Развлечения для народа на площадях начинали готовить еще во время Пестрой недели — той, что предваряла Масленичную. А вот в понедельник их достраивали — устанавливали качели, формировали ледяные горки, строили снежные крепости. Все старались успеть поскорее, чтобы не отвлекаться на это во время празднования. Главный обычай масленичного понедельника — выпекание первого блина. Его не ели, а отдавали неимущим, чтобы те помянули души усопших родственников. День 2. Заигрыши До нас дошла память о множестве русских традиционных обычаев, посвященных знакомству юношей и девушек.

Некоторые дни, такие, например, как вторник Масленичной недели, были полностью посвящены смотринам. Молодежь собиралась, чтобы пообщаться и присмотреться друг к другу.

По окончании мероприятия школьники ответили на вопросы викторины, рассказали стихотворения об этом чудесном празднике. Ильичевская сельская библиотека провела посиделки для активных читателей библиотеки «Как на Масляной неделе». Гостям рассказали о масленичных традициях и символах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца, ожившего после зимней спячки. Закончилось мероприятие чаепитием с блинами со сметаной и вареньем.

В Талицкой сельской библиотеке на масленичной неделе для читателей разных возрастов представлена праздничная выставка «Масленица идет, за собой весну ведет». На выставке представлена информация о традициях праздника, о том, как называется каждый день недели. Книга К. Иващенко «Календарные обряды верхнего Дона» расскажет читателю о песнях, играх, закличках на праздники именно Липецкой области.

Им придумывались различные наказания, от которых они откупались блинами и конфетами. Четверг - разгуляй Этот день часто назывался широкий четверток, разгул, перелом. В этот день принято устраивать кулачные бои, взятие снежных городков, массовые катания с горок. Тешились, как только могли, и наряжались так, как хотели. Чучело Масленицы поднимали на гору.

Пятница - тещины вечерки Если в среду теща приглашали зятя на блины, то в пятницу должно было поступить ответное приглашение от зятя теще. Зять еще с вечера должен лично пригласить тещу. Теща присылала зятю то, что нужно для приготовления блинов кадушку для теста, сковороды , а тесть - продукты мешок муки и масло. Суббота - золовкины посиделки В предпоследний день молодая невестка приглашала к себе золовок. Новобрачная готовила для гостьи какой-нибудь подарок. Последний день Масленицы - прощеное воскресенье В этот день торжественно сжигали чучело Масленицы. Если на Руси можно было устраивать шумные гулянья на протяжении всей недели, то в современном мире это проблематично. Из-за того, что подавляющее большинство из нас работает, ритуалы каждого дня недели практически не соблюдаются. Единственное, что делают практически все, так это пекут блины и приглашают к себе гостей на угощения.

В некоторых семьях сохраняется традиция среды и пятницы лакомки и тещины вечерки. А вот в последний день недели до сих пор во многих городах проходят шумные и массовые гуляния. Куда пойти на Масленицу? Последний день Масленицы - прощеное воскресенье. В этот день происходит два одинаковых по значимости события. Сожжение чучела Во-первых - это проводы Масленицы. Чучело масленицы сжигают и символически его хоронят. В разных уголках России ритуалы в этот день немного отличались друг от друга. Например, в северных, центральных и поволжских районах организовывался масленичный поезд, который везли несколько сот лошадей.

Чучело поджигали, и пока оно горело, в костер кидали традиционную поминальную пищу блины, яйца. На юге и западе страны было принято после сожжения хоронить Масленицу. В некоторых губерниях этот обряд даже принимал эротическую окраску: выбирался «король» или «воевода» праздника и в конце он произносил, кривляясь, торжественную праздничную речь на морозе абсолютно голый, или имитировал мытье в бане, как символ очищения. Популярна была и пародия на похороны. Выбирали «попа», «дьякона» с «дьячком» и группу плакальщиц, замыкающую похоронную процессию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий