Япония держит курс на подписание мирного договора с Россией посредством разрешения территориального спора. Об этом заявили в японском посольстве, пишет РБК. Напомним, основная тема заключения мирного договора России и Японии касается территориальной принадлежности Южных Курил. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Власти Японии сохраняют заинтересованность в решении территориальной проблемы с Россией путем заключения мирного договора, который так и не был подписан Токио и Москвой по завершении Второй мировой войны. МИД РФ заявил о невозможности вести диалог о мирном договоре из-за курса Японии.
Россия вышла из переговоров с Японией по мирному договору
Премьер-министр Японии Фумио Кисида вновь сообщил о намерении урегулировать территориальные споры с Россией и заключить мирный договор. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Тема мирного договора между Россией и Японией по вопросу территориального спора из-за Южных Курильских островов закрыта.
Япония хочет заключить мирный договор с Россией, но есть один нюанс
Статья IX Российское Императорское Правительство уступает Императорскому Японскому Правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной II Статьи, приложенной к сему Договору. Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений, ни подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском.
Статья X Русским подданным, жителям уступленной Японии территории, предоставляется продавать своё недвижимое имущество и удаляться в свою страну, но, если они предпочтут остаться в пределах уступленной территории, за ними будут сохранены и обеспечены покровительством, в полной мере, их промышленная деятельность и права собственности, при условии подчинения японским законам и юрисдикции. Япония будет вполне свободна лишить права пребывания в этой территории всех жителей, не обладающих политической или административной правоспособностью, или же выселить их из этой территории. Она обязуется, однако, вполне обеспечить за этими жителями их имущественные права. Источник: Pinterest Статья XI Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом.
Условлено, что таковое обязательство не затронет прав, уже принадлежащих русским или иностранным подданным в этих краях. Статья XII Так как действие Договора о торговле и мореплавании между Россией и Японией упразднено было войной, Императорские Правительства Российское и Японское обязуются принять в основание своих коммерческих сношений, впредь до заключения нового Договора о торговле и мореплавании на началах Договора, действовавшего перед настоящей войной , систему взаимности на началах наибольшего благоприятствования, включая сюда тарифы по ввозу и вывозу, таможенные обрядности, транзитные и тоннажные сборы, а также условия допущения и пребывания агентов, подданных и судов одного Государства в пределах другого.
Впервые за три года мероприятие организовано в очном формате без каких-либо ковидных ограничений. В районе Национального театра, где проходит митинг, усилены меры безопасности - стянуты многочисленные полицейские патрули, перед входом проводится досмотр, внутрь здания запрещено проносить крупные сумки и рюкзаки, зонты, бутылки с водой и другими напитками. Усиление мер на мероприятиях, где выступают первые лица страны, связано с убийством бывшего премьер-министра Синдзо Абэ , которое произошло летом прошлого года. История вопроса Москва и Токио с середины прошлого века вели переговоры с целью выработки мирного соглашения по итогам Второй мировой войны. Основным препятствием на пути к этому остаются разногласия по поводу прав на южную часть Курил.
С тех пор Япония оспаривает принадлежность южных островов архипелага, при этом позиция Москвы в этом вопросе за годы не изменилась.
Плотников подчеркнул, что история с Сан-Францисским договором как раз является ярким примером, на котором у Советского Союза стоит поучиться самоуважению.
Также Плотников напомнил, что в Сан-Францисском договоре совершенно не учитывались интересы Китайской Народной Республики и что называть этот договор «всеобъемлющим» в условиях, когда его не подписали десятки стран, среди которых такие, как Китай и Индия, — неуместно. Основной его тезис состоял в том, что пресловутую 9-ю статью советско-японской декларации 1956 года инициировал и продавил Хрущев. Прежде всего, фактически ему принадлежала инициатива начала двусторонних переговоров об установлении мирных отношений с Японией в 1955 году.
Возглавивший советскую делегацию Яков Малик обладал большим опытом дипломатической работы и, что еще важнее, в свое время работал в Японии, хорошо знал и понимал японские реалии. Также в делегацию вошли и другие понимающие японскую специфику специалисты, такие как Сергей Тихвинский. Это во многом позволило быстро согласовать решения практически по всем проблемам, обычно составляющим содержание мирных договоров.
И в том числе советская делегация последовательно, терпеливо подводила японцев к решению, при котором территориальный вопрос мог быть не затронут. Но затем Малик, будучи вызван в Москву как кандидат в члены ЦК партии, получил выволочку от Хрущева, требовавшего «не тянуть» и как можно скорее решить вопрос с договором. И вернувшийся из Москвы Малик по настоянию Хрущева, не согласуясь с остальными членами советской делегации, заявил главе японской делегации Мацумото о готовности СССР передать Японии острова Шикотан и Хабомаи.
Кошкин также подчеркнул, что оценка Шикотана и Хабомаи как всего лишь двух островов лукава, поскольку Хабомаи фактически включает в себя около двух десятков участков суши, отмелей и т. Также историк рассказал, что правительство и министерство иностранных дел Японии давали своей делегации следующую установку: Южный Сахалин и все Курилы — скорее всего, русские на это не пойдут, потому на втором этапе отступить и требовать «только» Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи, а в качестве крайней позиции настаивать на уступке «лишь» Шикотана и Хабомаи. Правда, и на хрущевские условия в самой Японии сразу не дали согласия ввиду того, что страна оставалась под плотным влиянием США, власти которых не были заинтересованы в достижении договоренностей между СССР и Японией.
И Мацумото получил указания требовать все острова, что в итоге и привело к прерыванию переговоров. В качестве еще одного примера некомпетентности Хрущева в дипломатических вопросах Кошкин назвал предложения в беседах с японским министром рыболовства и сельского хозяйства Итиро Коно в обмен на уступку Шикотана и Хабомаи потребовать от японцев поставить перед американцами вопрос об оставлении Окинавы.
THE PROBLEM OF A PEACE TREATY BETWEEN RUSSIA AND JAPAN: OPTIONS FOR ACTION
- РФ: переговоры по мирному договору с Японией и безвиз для японцев на Курилы прекращены
- Что важно знать:
- Курсы валюты:
- Япония назвала "неприемлемым" решение РФ прекратить переговоры по мирному договору
- Снова «здравствуйте». Почему Россия и Япония не подписывают мирный договор? | Аргументы и Факты
Три века противоречий
- Россия и Япония: история отношений, спор о Курильский островах, незаключенный мирный договор | 360°
- МИД: Россия не видит возможности заключить мирный договор с Японией
- Снова «здравствуйте». Почему Россия и Япония не подписывают мирный договор? | Аргументы и Факты
- ФОТОГАЛЕРЕЯ
Отказ России от переговоров
- Япония заявила о желании заключить мирный договор с Россией
- Станет ли Япония новым злым врагом России из-за отказа от мирного договора
- Россия и Япония подпишут мирный договор
- Премьер Японии заявил о стремлении к мирному договору с РФ и продолжении санкций // Новости НТВ
- Рассылка новостей
Россия отказалась от переговоров с Японией по мирному договору
Однако правительство Японии твердо намерено решить территориальный вопрос и заключить мирный договор», — отметил Кисида цитата ТАСС. В конце прошлого года Кисида заявлял , Япония не хочет подписывать мирный договор с РоссиейТокио все еще надеется решить вопрос южной части Курильских островов что не видит условий для обсуждения перспектив заключения мирного договора с РФ. При этом он отмечал, что Токио продолжит придерживаться курса на решение территориального вопроса, однако добавил, что затруднительно представляет себе отношения Японии с Россией.
По словам политика, при этом Токио продолжит продвигать санкционное давление на фоне ситуации на Украине и окажет поддержку Киеву. Российские власти неоднократно говорили о неоспоримости суверенитета России над Курилами. Как отмечали в Кремле, пока какие-либо перспективы переговоров по мирному договору с Японией отсутствуют.
Итуруп, и пролив Екатерины, между Итурупом и Кунаширом соответственно. Поэтому в случае передачи Курильских островов Японии, Тихоокеанский флот Российской Федерации будет заперт и отделен от акватории Тихого океана. С наличием ледоколов, возможность выхода в океан у него, конечно, будет, но крайне неудобная.
Рассуждая схожим образом, Минобороны РФ с 2015 г. В частности, нашумевшим стало размещение 22 ноября 2016 г. В-третьих, Курилы - один из центров рыбного промысла на Дальнем Востоке. Ежегодно там вылавливается около 180 тыс. Все эти аргументы не то чтобы не позволяют, но делают передачу островов Японии потенциально проблематичной. Мы получаем бесконечную цепочку. Чтобы заключить мирный договор, нужно решить проблему с Южными Курилами, что для японской стороны означает лишь полную передачу под ее суверенитет островов Кунашир, Итуруп и Хабомаи. А Российская Федерация никогда на это не пойдет, потому что и так находится в весьма затруднительном экономическом положении, чтобы терять еще и источники дохода на Курилах.
В таком случае и при таком сценарии, вероятно, остается единственный выход - признать требование мирного договора всего-навсего анахронизмом, который не требует решения. Ведь, в конце концов, война, после которой договор должен был быть заключен, завершилась победой войск союзников 71 год назад. Так ли нужен нам мирный договор, если на фоне советско-японской Московской декларации 1956 г. Тут мы медленно переходим ко второму сценарию решения проблемы Южных Курильских островов, который отвечает, что да, мирный договор необходим. Потому что не будет по-настоящему тесных, добрососедских и партнерских отношений с государством, которое оспаривает суверенитет на часть территорий соседа. Так что же, может быть, отдать требуемое Японии и заключить уже, наконец, мирный договор, что принесет гораздо больше пользы для Российской Федерации, чем постоянный тупик в территориальном споре? Давайте поглядим. Учитывая все преимущества наличия Курильских островов у Российской Федерации, представим, что они оказались у Японии.
Полезные ископаемые Курильских островов могут стать своеобразной золотой жилой для Японии. Кроме того, обладание островами позволит нарастить уровень добычи рыбы и морепродуктов, чем Япония традиционно славится. Не стоит забывать про энергетику. После аварии на Фукусиме-1, под давлением общественности, японское правительство объявило о полном отказе в долговременной перспективе от ядерной энергии. До аварии ядерная энергетика обеспечивала более трети всех потребностей страны в энергии. После аварии, ключевым для Японии стал импорт энергоносителей, и к началу 2014 г. Следовательно, Японии нужны новые безопасные источники энергии. Поэтому в Стране восходящего солнца сейчас активно ведется разработка альтернативных источников энергии, в частности энергии солнца, ветра, приливов и отливов, а также энергии геотермальных источников.
В сложившейся ситуации геотермальный потенциал островов, с которым японские промышленники уже сталкивались и умеют работать, будет для Японии если не спасательным кругом для утопающего, то, как минимум, молотком для разбития стекла на случай возможной аварии [16]. Кругом одни плюсы для сынов Микадо. В то время как РФ не может использовать толком потенциал ни геотермальный, ни полезных ископаемых. Единственное, в чем на Южных Курилах Россия преуспела - это рыбный промысел, и то в настоящее время там находится лишь два государственных рыбзавода. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в настоящее время реализуется Федеральная целевая программа социально-экономического развития Курильских островов на 2015-2026 гг. Также программа включает разработку нефти, газа и газогидратов «совместно с партнерами из Азиатско-Тихоокеанского региона», одним из которых, очевидно, станет Япония [17]. Однако поговорим теперь о военной угрозе со стороны Японии в случае передачи Южных Курил под ее суверенитет. Тут даже скорее правильнее говорить о военной угрозе со стороны Соединенных Штатов, которые фактически построили современную Японию.
К сожалению, до сих пор у России и США отношения напряженные, хотя, возможно, новый президент самого демократического государства на планете, на которого все возлагают столько надежд, и сможет это изменить? Что же, поживем-увидим. Однако не забываем о том, что, передав Японии острова, российский Тихоокеанский флот потеряет выход в Тихий океан в зимние месяцы. И если уж говорить по-честному, то не только в зимние. Лед встает на Охотском море через которое в случае потери проливов придется проходить российскому флоту и держится с октября по июль. Фактически остается три судоходных месяца, в которые Россия может вести эффективные боевые действия в Тихом океане. И это еще не конец проблем. После передачи островов под юрисдикцию Японии придется демилитаризовать район, а значит, пересмотреть полностью всю систему обороны Дальневосточного региона России из-за получившейся прорехи в защите.
Кроме того, не подлежит сомнению, что Япония и США установят на островах собственные военные базы, что фактически замкнет удавку пресловутой американской анаконды вокруг России. Стоит также сказать о жителях Южных Курил. В настоящий момент там проживает около двадцати тысяч российских граждан. Однако японская сторона заявила, что будет крайне терпима к вопросу сроков при выселении российских жителей на материк. Но куда их выселять? Государство нередко не справляется с переселением жителей аварийных домов, а тут требуется единовременно расселить двадцать тысяч человек [18]. Но за какие ценности может Россия пойти на то, чтобы отдать собственную суверенную территорию под власть японского императора или премьер-министра? О предложениях японского правительства ходят различные слухи: от инвестиций в Дальний Восток до закрепления земли островов за теми российскими гражданами, которые проживают на них, и дарование им японского гражданства.
Большинство из них появляются в японской прессе и угасают после официальных опровержений администрации Синдзо Абэ. Однако все эти предположения на корню обрубает высказывание Владимира Путина: «Мы не торгуем территориями, хотя проблема заключения мирного договора с Японией является, конечно, ключевой, и нам бы очень хотелось с нашими японскими друзьями найти решение этой проблемы» [19]. Здесь мы плавно переходим к третьему возможному сценарию развития ситуации. Его контуры были обрисованы еще администрацией Н. Хрущева в Московской декларации от 19 октября 1956 г. Я думаю, вы уже догадались, о чем идет речь.
В японо-российских отношениях сложилась тяжелая ситуация из-за агрессии России против Украины, однако Япония по-прежнему твердо привержена курса, направленного на решение территориального вопроса и заключение мирного договора", - сказал он. Кисида также напомнил, что во второй половине февраля в Токио пройдет конференция, посвященная проблеме восстановления Украины. Москва и Токио с середины прошлого века проводили переговоры с целью выработки мирного соглашения по итогам Второй мировой войны.
МИД РФ: Тема мирного договора с Японией для России закрыта
Правительство Японии придерживается твердого намерения разрешить территориальный вопрос и заключить мирный договор с Россией, — цитирует главу японского МИД «РИА Новости». Правительство Японии придерживается твердого намерения разрешить территориальный вопрос и заключить мирный договор с Россией, — цитирует главу японского МИД «РИА Новости». Россия не собирается вести переговоры о заключении мирного договора с Японией из-за антироссийской позиции официального Токио, "культивирующего русофобию", заявила представитель МИД РФ Мария Захарова. Россия не видит возможности для заключения мирного договора с Японией.
Япония намерена заключить мирный договор с Россией
В настоящее время японская сторона не видит условий для обсуждения перспектив заключения мирного договора с Россией, заявил премьер-министр Японии Фумио Кисида в ходе дискуссии в парламенте. Напомним, основная тема заключения мирного договора России и Японии касается территориальной принадлежности Южных Курил. Кроме того, Россия блокирует продление статуса Японии в качестве партнера Организации Черноморского экономического сотрудничества.
Премьер Японии заявил о сохранении курса на мирный договор с Россией
В Японии стартовала кампания по энергосбережению 1 декабря 2022, 05:57 "Отношения Японии и России находятся в очень тяжелом состоянии, и сейчас не та ситуация, в которой можно говорить о перспективах переговоров о мирном договоре", — заявил глава японского правительства. При этом он подчеркнул, что Токио "сохраняет направление на решение проблемы северных территорий и заключение мирного договора".
Камнем преткновения всегда была принадлежность Южных Курил, входящих в состав России. Эти острова японцы считают своими. Вчера, 21 марта, МИД РФ заявил , что выходит из этого переговорного процесса в ответ на санкции, введённые Токио в отношении нашей страны. Также прекращаются безвизовые поездки японцев на Курильские острова и решение вопросов о совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах.
Сегодня зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев опубликовал в своём телеграм-канале пост , в котором назвал решение России по мирному договору с японцами «исторически обоснованным». Медведев указал, что обе страны прекрасно понимали, что Курилы никогда не будут принадлежать Японии.
В Японии заявили о намерении добиться мирного договора с Россией Премьер Кисида: Япония твёрдо намерена заключить мирный договор с Россией Япония хотела бы заключить мирный договор с Россией, считая прискорбным его отсутствие спустя 77 лет после окончания Второй мировой войны. Такое заявление сделал премьер-министр Фумио Кисида во время Общенационального митинга за возвращение "северных территорий" — так в Японии называют российские Курильские острова.
Однако последующие переговоры так ни к чему и не привели. Не исключено, что на Токио повлияли США, которые пригрозили, что если Япония согласится на передачу только двух курильских островов, то это скажется на возвращении ей Окинавы. Позиция Москвы состоит в том, что острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой и российский суверенитет над ними сомнению не подлежит.
Премьер-министр Японии заявил, что не видит перспектив для мирного договора с Россией
Не исключено, что на Токио повлияли США, которые пригрозили, что если Япония согласится на передачу только двух курильских островов, то это скажется на возвращении ей Окинавы. Позиция Москвы состоит в том, что острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой и российский суверенитет над ними сомнению не подлежит.
Однако все эти предположения на корню обрубает высказывание Владимира Путина: «Мы не торгуем территориями, хотя проблема заключения мирного договора с Японией является, конечно, ключевой, и нам бы очень хотелось с нашими японскими друзьями найти решение этой проблемы» [19]. Здесь мы плавно переходим к третьему возможному сценарию развития ситуации. Его контуры были обрисованы еще администрацией Н. Хрущева в Московской декларации от 19 октября 1956 г. Я думаю, вы уже догадались, о чем идет речь.
Да, всё просто - компромисс, который не устраивает ни одну из сторон, ведь Россия предпочла бы сохранить все Южные Курилы, а Япония получить еще и Кунашир и Итуруп. Но, нет. Согласно Московской декларации, островная гряда Хабомаи с входящим в нее островом Шикотан должна была быть передана Японии только после заключения мирного договора. Очевидно, возможный компромисс как раз и заключается в том, что Россия передаст Японии Хабомаи, взамен получив мирный договор и, вероятно, договор о дружбе, что позволит сделать более тесными экономические и культурные связи между странами. Получение островов Хабомаи увеличит японскую зону добычи рыбы, но Япония не получит ни запасов рения, ни золота, ни полезных ископаемых, ни геотермальных источников энергии. Вот и выходит, что данный компромисс невыгоден ни для одной из сторон. Также есть четвертый компромиссный вариант.
Компромисс, о выгодности или невыгодности которого еще можно поспорить. Чтобы рассказать об идее этого компромисса, нужно сделать небольшую ретроспективу в начало XX столетия. В 1917 г. Эти «земли-перебежчики», большая часть населения которых была немецкой, а принадлежали они после Первой мировой войны Франции, по мнению французского геополитика, тяготели к обеим странам с почти одинаковыми культурной к Франции и национальной к Германии силами. Поэтому Видаль де ла Блаш предложил в качестве решения спорных территорий революционный проект - сделать Эльзас и Лотарингию землями сотрудничества, и ратовал за совместное освоение этих земель Германией и Францией. Французский геополитик считал, что граница в этом случае должна носить не разделяющий, а объединяющий характер [20]. Суть четвертого сценария лежит на поверхности.
Сделать островную гряду Хабомаи, а также острова Итуруп и Кунашир «островами сотрудничества» между Российской Федерацией и Японией. Можно также ввести по отношению к Южным Курилам понятие «союзных территорий». Поскольку проект Видаль де ла Блаша не был воплощен в жизнь, земли сотрудничества между РФ и Японией станут беспрецедентным случаем в истории международного права. Чтобы воплотить этот проект в жизнь, нужно чтобы острова стали действительно зоной взаимовыгодного сотрудничества, иначе Россия не пойдет на такую фактическую уступку собственных суверенных территорий и ослабление береговой системы безопасности Дальнего Востока. Ясно, что в первую очередь на островах должен быть введен безвизовый режим для граждан обоих государств. Правда, чтобы ограничить поток нелегальных эмигрантов из России в Японию и наоборот, визовый режим должен соблюдаться на границах стран за пределами союзных территорий. То есть: въезд на острова - без визы с любой стороны, выезд - только обратно в страну, из которой прибыл, либо, если «на другую сторону», то только с соответствующей визой.
Проживание на территории Южных Курил для граждан обоих государств будет абсолютно свободным. Понятно, что Южные Курилы придется вывести из-под юрисдикции Сахалинской области или префектуры Хоккайдо, они должны будут образовать совершенно особую административную единицу, официально входящую в состав обоих государств. Центром этой административной единицы можно сделать город, заложенный обоими государствами на одном из наиболее удобных для этого островов. Для углубленной интеграции народов обоих государств, на территории островов нужно создать школы и вуз с обязательным изучением русского и японского языков. Вторым очень важным вопросом будет являться вопрос проливов. Их демилитаризация из-за большой стратегической важности для российского Тихоокеанского флота невозможна. Но что, если Россия окажется в состоянии войны с государством, которому симпатизирует Япония не будем называть его, поскольку всё и так понятно , или даже с самой Японией?
В таком случае проблемы с союзными территориями не избежать. Для того, чтобы подобной ситуации не возникло, Россия и Япония должны подписать не просто мирный договор, а договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, как в свое время был подписан между РФ и Украиной. Но, используя опыт российско-украинских отношений, решить, как быть в случае насильственной смены власти в одном из государств. Я предлагаю в таком случае закрепить территории Южных Курил за тем государством, политическая обстановка в котором осталась стабильной. В какой-то степени вопрос островов будет предупреждающим знаком STOP для всех народных волнений в обоих государствах. Если такой договор будет заключен, то можно в дополнительных декларациях обсудить вопрос размещения военных баз обоих государств на островах. Мне кажется, это вполне реалистично.
Следующий важный аспект - совместная разработка природных ресурсов. Особенно сложным будет решение вопроса об исключительной экономической зоне ИЭЗ островов. Следовательно, ИЭЗ Курильских островов также должна стать общей, но регламентироваться условиями равноправия. Примерное равенство рыболовецких судов, рыбзаводов и пр. Но, конечно, этот вопрос гораздо сложнее. Интересно также, что в случае создания территорий сотрудничества Япония и Россия на основании двухсторонних соглашений могут сделать открытое Охотское море закрытым и ограничить туда доступ военных кораблей остальных государств. Правда, пока это море покрыто льдом 9 из 12 месяцев в году, это вряд ли имеет смысл [21].
В целом, я считаю, что и в вопросе разработки полезных ископаемых следует придерживаться принципов равноправия. В крайнем случае, те разработки, что уже ведутся российскими компаниями на островах, должны остаться за российскими компаниями. Японской стороне же не запрещается вести разведку других залежей полезных ископаемых на островах. В использовании геотермальной энергии - те же принципы равноправия. Кроме того, я думаю, что в экономическом плане будет достаточно специалистов как российских, так и японских с планами деклараций, регламентирующих использование ресурсов Южных Курил в случае осуществления проекта. Я со своей стороны лишь говорю о том, что при достаточном желании и понимании выгоды с обеих сторон, это можно осуществить. Используя японскую технику и инвестиции, нашу рабочую силу и обширный рынок сбыта, можно построить на Южных Курилах прекрасную инфраструктуру.
Причем, немаловажным аргументом в пользу подобного проекта является то, что ни одно из двух государств не уронит свой имидж на мировой арене. В других случаях Япония, не добившись островов Кунашир и Итуруп, но, подписав с РФ мирный договор, покажет себя слабым игроком на «великой шахматной доске». РФ, в свою очередь, отдав свои суверенные территории под юрисдикцию Японии ради подписания мирного договора, также «потеряет лицо» на международной арене.
Российское Императорское Правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо преференциальными или исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности. Статья IV Россия и Япония взаимно обязуются не ставить никаких препятствий общим мерам, которые применяются равно ко всем народам и которые Китай мог бы принять в видах развития торговли и промышленности в Маньчжурии. Статья V Российское Императорское Правительство уступает Императорскому Японскому Правительству, с согласия Китайского Правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие её часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда. Обе Высокие Договаривающиеся Стороны взаимно обязуются достигнуть упоминаемого в вышеуказанном постановлении согласия Китайского Правительства.
Императорское Японское Правительство заверяет, со своей стороны, что права собственности русско-подданных на вышеупомянутой территории будут вполне уважены. Статья VI Российское Императорское Правительство обязуется уступить Императорскому Японскому Правительству, без вознаграждения, с согласия Китайского Правительства, железную дорогу между Чан-чунь Куан-чен-цзы и Порт-Артуром и все её разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в её пользу. Обе Высокие Договаривающиеся Стороны взаимно обязуются достигнуть упоминаемого в приведённом постановлении согласия Китайского Правительства. Статья VII Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических. Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова. Статья VIII Императорские Правительства Российское и Японское, в видах поощрения и облегчения сношений и торговли, заключат, в скорейшем по возможности времени, отдельную Конвенцию, для определения условий обслуживания соединённых железнодорожных линий в Маньчжурии. Статья IX Российское Императорское Правительство уступает Императорскому Японскому Правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся.
В январе этого года замминистра иностранных дел Андрей Руденко в интервью ТАСС заявил, что обсуждать подписание мирного договора «с государством, которое занимает откровенно недружественные позиции», невозможно. В посольстве Японии в России решение Москвы назвали «крайне прискорбным и абсолютно неприемлемым».
Премьер Японии заявил о планах заключить мирный договор с Россией
не является важным и необходимым. Япония в нынешней ситуации не видит условий для обсуждения перспектив заключения мирного договора с Россией. Ранее сообщал, что, несмотря на тяжелые отношения России и Японии, представители последней в феврале заявили о желании заключить мирный договор. Россия не собирается вести переговоры о заключении мирного договора с Японией из-за антироссийской позиции официального Токио, "культивирующего русофобию", заявила представитель МИД РФ Мария Захарова. Япония сохраняет курс на заключение мирного договора с Россией, но в настоящее время не видит перспектив обсуждения этих переговоров в связи с ситуацией на Украине, заявил премьер-министр Фумио Кисида на слушаниях в парламенте. Об этом сообщает РИА Новости. Также в Кремле полагают, что переговоры по мирному договору с Токио в нынешних условиях невозможны, а Япония превратилась в недружественную страну для России.