Крупнейшее в мире месторождение лития обнаружено в США внутри древнего супервулкана, образовавшегося около 16 млн. лет назад, пишет Business Insider. Колмозерское месторождение содержит 18,9% российских запасов лития, и это наиболее перспективное месторождение литиевых руд в стране. В Таиланде обнаружили месторождения лития с оценочными запасами 14,8 млн тонн. В кратере кальдера Макдермитт на границе Невады и Орегона было обнаружено месторождение лития, которое, по оценкам, содержит от 20 до 40 миллионов метрических тонн, что может сделать его крупнейшим в мире.
Охота на литий. Германия раскрыла планы по захвату Донбасса
По прогнозам, мировой спрос на литий превзойдет его предложение к 2030 году на 0,5 млн т. В прошлом году, по оценке Fastmarkets, во всем мире разрабатывались 45 месторождений лития. В Иране открыто второе по величине в мире месторождение лития. Крупнейшее в мире месторождение лития обнаружено в США внутри древнего супервулкана, образовавшегося около 16 млн. лет назад, пишет Business Insider. Совместное предприятие «Норникеля» и «Росатома» получило право на разработку крупнейшего в России месторождения лития по результатам аукциона, итоги которого были подведены 8 февраля, пояснили в госкорпорации. «Росатом» договорился о строительстве в Боливии промышленного комплекса по добыче и производству карбоната лития стоимостью $600 млн.
СМИ: эксперты выразили сомнение в желании талибов* разрабатывать богатые месторождения лития
О том, почему это очень важно, — в материале РИА ски прошлогоРоссия занимает третье место в мире по запасам лития. С 1941-го его добывали рудным способом на Завитинском месторождении в Забайкалье. Например, «Забайкальский литий» рассчитывает производить литиевый концентрат, используя отвалы Завитинского месторождения Забайкальского края. Три крупных месторождениях лития, которые недропользователи получат в 2023 году из нераспределенного фонда недр, полностью закроют растущие потребности России в этом сырье. огромной впадине, образованной миллионы лет назад древним Йеллоустоуном. Только на Колмозерском месторождении планируется к тому же 2030 году добывать до 45-50 тыс. тонн лития.
Навигация по записям
- Информация
- Схватка за высокогорный солончак
- США способны обеспечить себя литием — Новости о нефти и газе в России и мире - Нефть и капитал
- Почему в России перестали добывать литий
- Лития нет, но вы держитесь
Крупное месторождение лития нашли в Казахстане корейские ученые
Так, в распространенных сегодня батареях литий используется в катоде и электролите, основой же анода чаще всего служит графит; между тем уже нашли коммерческое применение конструкции аккумуляторов, использующих легчайший из металлов в аноде, например в форме титаната лития. Речь идет о недавно вышедшей на рынок разновидности литийионных батарей, в которых применяется твердый электролит, а литий используется не только в катоде, но и в аноде, причем в последнем — в наиболее концентрированной металлической форме. Подобные технологии придают дополнительное ускорение рынку лития. Ситуация на нем, в свою очередь, оказывает обратное влияние на рынки аккумуляторов. За прошедшее десятилетие себестоимость литийионных аккумуляторов снизилась примерно на порядок — в основном за счет развития массового производства и совершенствования технологий, а не изменения стоимости материалов которая в целом росла. Это означает, что доля материалов в цене увеличилась, а следовательно, стала более жесткой связь цены батареи и материалов. Это служит умеренным стимулом для разработчиков батарей «экономить» литий. Тем не менее потенциал дальнейшего роста спроса на литий в одном только секторе аккумуляторов огромен: в ближайшие десятилетия ожидается расширение рынков электромобилей и стационарных накопителей энергии на порядок. Сообразно этому должен расти и рынок лития.
Так, по оценке IEA, для выполнения согласованных на глобальном уровне целей устойчивого развития необходимо за ближайшие 10 лет увеличить потребление лития в 5 раз, а за 20 лет — в 12 раз. И даже продолжение развития глобальной экономики в нынешнем русле то есть при значительном отставании роста чистых энерготехнологий, в частности, от целей Парижского соглашения по климату спрос на литий все равно увеличится в течение десятилетия в 2,5 раза, а на протяжении двух десятилетий — в 4,5 раза. Между тем рынок лития меняется не только количественно, но и качественно, структурно. Так, для производства аккумуляторов электромобилей наиболее широко используется карбонат лития, однако со временем расширяется применение в этом секторе гидроксида лития, необходимого для аккумуляторов с высоким содержанием никеля в катоде. Кроме того, распространение батарей с твердым электролитом расширит применение металлического лития. Увеличение спроса на определенные формы лития требует адаптации производственной базы. В ряде случаев она происходит сама собой: так, упомянутое расширение рудной добычи лития в Австралии благоприятствует наращиванию поставок на рынок гидроксида лития, поскольку при этом типе добычи данное соединение получается по более короткой технологической схеме, чем при разработке рассолов минуя производство карбоната. По разным оценкам, при увеличении спроса на литий подобными темпами нынешних возможностей его добычи будет достаточно еще несколько лет; без масштабных инвестиций во второй половине текущего десятилетия может возникнуть дефицит лития.
Еще раньше проявится нехватка литиевых соединений, таких как гидроксид. Решить проблему может расширение добывающей и перерабатывающей базы. С середины 2010-х годов наблюдается существенный рост объема инвестиций в проекты по добыче лития, в том числе в сравнении с капиталовложениями в поставку ряда других ключевых металлов, используемых в энергетике. Ведущие поставщики реализуют проекты существенного расширения мощностей. Этих и еще нескольких крупных проектов, предполагающих ввод в эксплуатацию новых мощностей в течение ближайших трех лет, хватит для удовлетворения спроса на литий до конца нынешнего десятилетия при его росте примерно текущими темпами. Однако выполнение обязательств Парижского соглашения по климату, которые приняли почти все страны мира, требует ускорения темпов внедрения низкоуглеродных технологий, включая электромобили и накопители энергии. В случае ужесточения во многих странах мер климатической политики с целью наверстать отставание в реализации Парижского соглашения спрос на литий может дополнительно увеличиться, и тогда реализуемых сегодня проектов расширения производства может оказаться недостаточно. Выходом может стать реализация ряда других проектов, многие из которых пока находятся в стадии рассмотрения; некоторые из них предполагают освоение альтернативных нынешним видов природного сырья и внедрение новых технологий, способных повысить производительность.
Данные средства планируется распределять в виде грантов между компаниями, участвующими в различных частях цепочек изготовления материалов и выпуска готовых батарей. Столь значительная сумма, по его замыслу, позволит снизить зависимость американского автомобилестроения от импорта аккумуляторов и приблизиться к достижению заветной цели: к 2030 году половину продаваемых на рынке США машин должны составлять автомобили на электрической тяге. Еще по теме Россия столкнулась с литиевой проблемой Амбиции Джо Байдена, казалось бы, далеки от России, против которой США ввели несколько пакетов санкций в ответ на проведение ею специальной военной операции на Украине. В действительности же они не могут не влиять на нашу страну, так как будут взвинчивать мировые цены на литий, используемый для изготовления батарей для аккумуляторов, применяемых в электромобилях и гаджетах. Еще литий нужен для производства смазок, специальных стекол и сплавов, медицинских препаратов. Собственно, подорожание лития уже идет полным ходом. Стоимость гидроксида лития ключевого компонента для производства аккумуляторов на Лондонской бирже металлов в настоящее время достигла 81,5 тыс.
И не случайно Илон Маск, владелец знаменитой Tesla, призвал власти США стимулировать частные инвестиции в добычу литиевого сырья — Tesla явно не хватает литий-ионных батарей для выпуска автомобилей. Однако, несмотря на большие запасы, освоение Колмозерского месторождения может столкнуться с серьезными трудностями и потребует чрезвычайно больших инвестиций. Еще по теме «Евраз» вырубит свердловский лес ради гигантского отвала «Росатом» и «Норильский никель» выбрали сложный объект, поскольку руды Колмозерского месторождения имеют комплексный состав, и для их переработки нужно многостадийное обогащение с последующим гидрометаллургической переработкой концентрата. Это будет сопровождаться высокими издержками», — сообщил Игорь Петров , генеральный директор исследовательской группы «Инфомайн» Причем, у партнеров нет технологии для переработки руд Колмозерского месторождения и соответствующих мощностей, их нужно строить с нуля. Почему «Атомредметзолото» заинтересовалось литием». Соревноваться же в гонке за литием «Росатому» и «Норильскому никелю» придется с «Газпромом» и Иркутской нефтяной компанией ИНК , подписавшим в 2021 году меморандум о совместной реализации проекта по извлечению лития из пластовых вод Ковыктинского газокондесатного месторождения в Иркутской области.
Производство не успевает за растущим спросом. С начала пандемии, то есть с момента, когда западные страны еще не приняли ускоренный курс на «озеленение» экономики, количество электромобилей в мире выросло втрое и в конце 2022 года достигло 30 млн единиц. Больше всего электрического транспорта продается в Китае, где его главный производитель — компания BYD — уже обогнала по продажам американскую Tesla. Стоит ли покупать электромобильДействительно ли он выгоден и экологичен и появится ли у России свой электрокар Динамика продаж «зеленых» автомобилей кратно превзошла прогнозы большинства аналитиков, включая представителей Междунаро дного энергетического агентства МЭА. Согласно большинству прогнозов, к 2025-му оно вырастет в пять раз, что будет подстегивать добытчиков лития наращивать производство. При этом некоторые страны, например США, уже разработали стратегии полной декарбонизации транспорта к середине XXI века и будут все быстрее отказываться от машин с двигателем внутреннего сгорания. Литиевые аккумуляторы отличаются невероятно высокой плотностью энергии и удельной энергией — проще говоря, они обладают большой мощностью при скромном размере и способны выдерживать куда больше циклов перезарядки, чем их предшественники. Конечно, добыча лития и производство батарей не проходят бесследно для природы, однако оказывают на нее куда меньшее воздействие, чем добыча, переработка и использование ископаемого топлива. Ежегодно одни только угольщики достают из-под земли 8 млрд т горной породы, а переход к чистой энергии в соответствии с целями Парижского соглашения потребует не более 3,5 млрд т различных минералов в течение следующих 30 лет, согласно оценкам Всемирного ба нка. Планета гибнет за металлКак цифровизация и возобновляемая энергетика уничтожат жизнь на Земле Использование транспорта на литиевых аккумуляторах экологичнее бензина, дизеля и газа, поскольку не влечет за собой выбросы парниковых газов и вредных соединений в воздух, загрязнение водных источников. Впрочем, экологичность зарядки машины на литиевой батарее будет всецело зависеть от того, насколько «зеленая» энергия подается в сеть. Однако в США даже в штатах с самой «грязной» энергетикой заряжать электрокар значительно экологичнее, чем заправлять машину бензином или дизелем, поскольку прямые выхлопы от двигателя внутреннего сгорания окажутся выше, чем выбросы от электростанций. На излете жизненного цикла автомобильные батареи отправляются на утилизацию, ведь они представляют собой ценное сырье.
Больше года ситуация на рынке лития складывается в пользу продавцов: спрос высокий, цены тоже. По данным агентства Benchmark Mineral Intelligence, в январе этого года карбонат лития в Китае стоил в среднем 489,5 тыс. Это ниже, чем 84,5 тыс. Но гораздо выше, чем, например, в 2020 году, когда цена упала ниже 6 тыс. При такой волатильности предсказать ситуацию на мировом рынке к 2030 году не представляется возможным. Впрочем, пока мировой рынок электромобилей, главный потребитель лития, только растет и, по оценкам консалтинговых компаний, оборотов не сбавит.
Охота на литий: Германия планирует захватить Донбасс
Наряду с этим, у нас есть большие перспективы для открытия новых месторождений редких земель в редкометалльных гранитах и пегматитах Северного в районе Кокшетауской редкометалльной провинции в пределах Кокшетауского срединного массива и Западного Казахстана в районе Мугоджарской редкометалльнойпровинции, в гранитах литий-фтористого типа , в Восточном регионе на юго-восточном окончании Чингиз-Тарбагатайской редкоземельной металлогенической зоны. Также литиевые проявления были выявлены в сорах солончаках Приаралья, Бетпакдалы и других районах на юге страны»,- отметил председатель fпавления АО «Национальная геологическая служба». Также Ерлан Галиев сообщил, что АО «Национальная геологическая служба» готово к партнерству с иностранными компаниями. Со своей стороны мы примем все необходимые меры для обеспечения благоприятных условий для инвесторов.
Поэтому все разговоры о выпуске каких-то там электромобилей сродни планам пребывающего в каменном веке племени Мумбу-Юмба наладить выпуск металлопроката в промышленных количествах, причём уже завтра. Читайте также Берингов пролив наш: Штатам здесь ловить нечего Россия может отозвать свою подпись под договором Шеварднадзе — Бейкера В нашей стране нет даже мощностей для выпуска традиционных автокомпонентов, в чём недавно признался Владимир Путин. Без импортных деталек мы ничего делать не в состоянии, даже «Ниву» советской разработки — производства, в том числе подшипников, уничтожены. Какие тут могут быть электромобили? Не говоря уже о том, что для нашего климата данные транспортные средства не подходят. Чтобы батарея хорошо принимала заряд, в ней есть внутренний подогреватель, но это требует дополнительной энергии. То же самое касается печки. Если заявлено производителем 400 км на одной зарядке, то зимой это может быть и 300 км, и 250 км. Всё зависит от того, как пользователь станет использовать печку. Но будешь как цуцик. Есть решение этих проблем — установить внешний подогреватель на топливе. Тебе тепло, хорошо, но при этом электромобиль перестаёт быть чистым», — объясняет автор ютуб-канала R Drive Василий Максимов. Странная какая-то получается «экология». Нам оно точно нужно? Может, проще понастроить много хороших транспортных средств с обычными ДВС? Стационарные системы накопления энергии — для них в Калининграде тоже собираются делать аккумуляторы — аналогичная фантастика. Тут также требуется электроника, причём даже более сложная и намного мощней. Её в РФ, как несложно догадаться, в принципе не производят. И для кого эти самые системы накопления? Та же «народная» солнечная энергетика в РФ не получила распространения даже в благоприятных для неё регионах по причине того, что власти сделали всё, чтобы таковая не появилась. Читайте также Караул!
Но пока что переработка батарей ведется в малых объемах. Это достаточно сложный и дорогой процесс, так что в ближайшее время вряд ли мы услышим о строительстве крупных заводов по переработке батарей. Да, ученые работают над этим , но все это пока что лишь исследования. Сколько всего лития на Земле? Да не так уж и много. Вернее, того, что разведали, относительно немного. В 2019 году глобальные подтвержденные запасы этого металла оценивались в 17 млн тонн. В России — около 900 000 тонн. Если взять потенциально «плодородные» месторождения, то получится около 62 млн тонн. Возможно, геологи разведают новые месторождения, но в любом случае лития на Земле мало. Два года назад добыто было около 36 000 тонн. Основные поставки лития ведутся из Австралии 18,3 тыс. В ближайшее время поставщики лития планируют увеличить объемы его добычи и поставки на мировой рынок. Кстати, компания Tesla, один из крупнейших потребителей лития, получила право на самостоятельную добычу металла в штате Невада, США. Илон Маск заявил, что его компания получила доступ примерно к 10 тыс. Литий для всех, и пусть никто не уйдет обиженным? Речь о недалеком будущем, когда понадобится производить гораздо больше литиевых батарей, чем сейчас. Насколько ученые могут судить, на ближайшие несколько лет этого металла хватит всем. С течением времени компании найдут способ снизить количество лития в батареях — уже сейчас ведутся исследования на эту тему. Скорее всего, добыча лития из рассолов тоже станет наращивать обороты, так что общие объемы металла возрастут, и весьма значительно. Но что будет через 10-20-30 лет?
Однако, по мнению экспертов, даже выход на рамочное соглашение — крупная победа как российских властей, так и ГК «Росатом». Она пыталась выйти на местный рынок добычи лития с 2017 года, а в тендере на освоение боливийских месторождений участвовала с 2021-го. При этом одобрение участия российской компании в добыче лития произошло еще в январе, однако все необходимые вопросы решались вплоть до оглашения решения о подписании. Компании консорциума смогли заполучить самые богатые месторождения лития, в том числе и всемирно известный солончак Уюни с наивысшей в мире концентрацией лития на планете. Запасы лития в Пастос-Грандес, где предстоит работать российской компании, будут оглашены в ближайшие недели. Литиевый многоугольник На данный момент литий крайне востребован в различных сферах промышленности. Он используется для легирования металлов, для создания психотропных препаратов например, для купирования маниакально-депрессивного психоза , в ядерной энергетике и, конечно же, для создания аккумуляторов. Про последние обычно принято говорить в контексте появления электромобилей Tesla, а также потенциальных массовых запусков электротранспорта от мировых автомобильных гигантов «Форд», «Вольво», «БМВ», «Мерседес», «Хонда» и др. Однако если читатель на секунду отвлечется и постарается вспомнить, сколько же бытовой техники, работающей на аккумуляторах, находится у него дома, то примерно поймет масштабы того, как человечество подсело на литий. По подсчетам отдельных специалистов, общемировое потребление лития к 2025 году достигнет никак не меньше двухсот тысяч тонн в год. Ранее основным способом добычи данного металла считалась его добыча из руды: это занимало меньше времени, но обходилось довольно дорого. Позже появился второй способ, менее дорогой, но более продолжительный по времени: из солончаков Южной Америки и Невады, на которые уже нацелилась Tesla. Таким образом, Южная Америка является одним из основных центров добычи лития, при этом на ее долю приходится более половины мировых запасов данного металла. Главные месторождения находятся в горной местности, охватывающей территории трех стран — Аргентины, Чили и Боливии, получивших в свое время полуофициальное название «Литиевый треугольник». Примерное количество разведанных запасов лития составляет 21 миллион тонн в Боливии, 19 миллионов тонн в Аргентине и 11 миллионов — в Чили.
От 24 до 40 миллионов тонн
- Регистрация
- Казахстан готов раскрыть потенциал по литию — Новости — Forbes Kazakhstan
- Казахстан готов раскрыть потенциал по литию
- Докопаться до независимости
- 7 стран, лидирующих по производству лития
Белая нефть XXI века: ЕС включился в борьбу с Россией и Китаем за южноамериканский литий
На сайте "Арктического лития" сообщается, что подтвержденный объем оксида лития на Полмостундровском месторождении составляет 350 тысяч тонн. Ожидается, что уже в ближайшее время мировая потребность в литии достигнет 2,4 млн тонн карбонатного эквивалента, что на 1,8 млн тонн больше, чем будет произведено в 2022-м во всём мире. Литий — металл, без которого наш мир не может существовать, ведь литий-ионные батареи создали наш перезаряжаемый мир. Планируется освоение литиевого месторождения Колмозерское в Мурманской области и дальнейшая глубокая переработка литиевого сырья.