Сообщить новость. Житель Ермиши привлекается к уголовной ответственности за уклонение от административного надзора. Октябрь богат на события в нашей семье Сегодня один из самых лучших дней День, когда ты родился Мы тебя любим и очень тобой гордимся С днем рождения, Мернем Кез. Овощная яма загорелась в поселке Кез в Удмуртии, сообщает в четверг, 7 сентября, пресс-служба регионального главка днями ранее женщина 1956 года рождения разожгла. Сообщить новость. Житель Ермиши привлекается к уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.
Продолжение банкета
Если вы стали свидетелем какого-то события, присылайте новость с фото или видео на почту редакции info@, в наши группы ВКонтакте и Одноклассники, звоните +7 953 38 777 50. mernem qez feat. Новости и СМИ. Обучение. Подкасты. Новости программы УХО. Социальная инфраструктура по программе УХО. Государственный экологический контроль и мониторинг.
Продолжение банкета
Торжественное открытие обновленного дома культуры «Леспромхоз» в поселке Кез состоялось 1 августа. mernem qez feat. Mernem Qez. Narek Mets Hayq, 47. В воскресенье, 14 марта, в поселке Кез пройдёт республиканский праздник Масленица. Кроме традиционных праздничных популярных испытаний, в программе появятся и несколько новинок. Новости и СМИ. Обучение. Подкасты.
Официально
- Республиканский праздник проводов зимы прошёл в посёлке Кез
- Репост. Посёлок Кез. Удмуртия. Ситуация на местности не меняет | «Северный человек». Всероссийский.
- Satenik | Спрашивай.ру
- Narek Mets Hayq, 47 альбом Mernem Qez слушать онлайн бесплатно на Яндекс Музыке в хорошем качестве
- Удмурт анс."Мертчан" с. Кез в Свердловской обл.Гербер 2023 — 📺 Genby!
- Основные разделы
В Удмуртии людей из ветхого жилья переселили в аварийные бараки
Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Рекомендуя людей, обратите внимание на наши ценности и ориентиры. Наши люди WE: Наш Человек стремится создавать то, что улучшает жизнь людей Наш Человек в общении с окружением честен и справедлив, порядочен и верен Вы доверяете ему и уверены в его искренности Наш Человек живет полной жизнью: любимая семья, достойное окружение, любимое дело, интересное хобби Наш Человек всегда идет вперед и развивается Наш Человек неравнодушен и готов вместе с нами создавать добрые дела Я ознакомлен.
Например, в Сарапуле весну встречали в Пушкинском парке. В этом году в этом общественном пространстве начнется первый этап благоустройства в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». В Воткинске работало сразу пять площадок. Одна из них была организована в парке «Времена года», где прошла детская Масленица. И это здорово, что сегодня в них кипит жизнь, проходят праздники, фестивали и другие интересные мероприятия. Будучи созданы по запросу людей, парки и скверы стали точками притяжения, где приятно проводить время с семьей и друзьями, — отметил Председатель Правительства Удмуртии Ярослав Семенов.
Каким образом? В игровой форме. Они смастерили для воспитанников дошкольной группы школы игрушки из дерева, глины, вспомнив игровые традиции северных удмуртов. Сейчас ребята работают над видеоинструкциями, в которых будет доступно рассказано, как играть в те или иные игры. А еще александровские школьники подключились к проекту «КИКО», благодаря чему научились снимать удмуртские мультфильмы. Первый мультфильм они сделали на тему национальной кухни — про традиционное удмуртское блюдо кожыпок. Этот мультфильм участники районной конференции увидели одними из первых. А на следующий день школьники из Александрово поехали со своей работой в Исаковскую школу Балезинского района, где были подведены итоги работ юных аниматоров, работающих в технике покадровой съемки, известной как стоп-моушен, и стали победителями. Своим видением того, как должна строиться работа районного отделения «Удмурт Кенеш», поделились заместитель главы МО «Кезский район» Людмила Дерендяева и председатель Кезского Совета депутатов Дмитрий Миронов. Все, без исключения, выступающие отмечали, что районное отделение «Удмурт Кенеш» делает немало для сохранения и развития удмуртского языка и культуры, а впереди еще очень много непростой, но очень интересной работы. Награды — лучшим! Во второй части конференции прошли выборы делегатов на внеочередной Всеудмуртский съезд, который состоится 7 декабря 2022 года.
Республиканская Масленица пройдет 14 марта в Кезу
Композитор не растерялся, продолжая петь, он держал ребенка некоторое время, а потом вернул его счастливым зрителям. Комментаторы под видео отметили, что "видели своими глазами! Это было нечто": Пусть у тебя всегда будут поцелуи и дети. Это было так волнующе. Спасибо тебе за этот прекрасный концерт и рукопожатие.
Армянская публика восторженно приняла исполнение казахского певца, аплодируя стоя. Обладатель исключительного диапазона в 6 октав и 8 полутонов Димаш Кудайберген представил в Ереване 29 апреля шоу мирового уровня Stranger.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Блинннннннннннннннн как я ждал этого боя!!!!!!!!!!! По телеку точно не было... Шансы Вика 40-60 в пользу родины химии. НО, здесь играет огромную роль желание. Хаттон победил за счет желания и многие другие. Так что здесь не все так однозначно!
А то "цавт танем" уже все наверное наизусть выучили.
Дом культуры в поселке Кез открылся после ремонта по программе «Культура малой Родины»
Mernem Qez. Narek Mets Hayq, 47. О том, что в ходе специального военной операции в Украине погиб 39-летний Дмитрий Мехоношин из деревни Карбас, Белоевского сельского поселения, сообщает администрация. Во время выступления всемирно известный казахстанский певец Димаш Кудайберген исполнил армянскую народную песню "Сарери овин мернем", сообщает Sputnik Армения. Этим словом выражают состояние ситуации либо сравнение. И часто внукам говорим «вай мернем кез»или «Кянкит мернем».
#BG. Есть кто?)
В старом доме пенсионерки Селиверстовой перекрытия полвека простояли, а здесь и трех лет не протянули. Валентина Селивертова, местная жительница: «Полы не то чтобы провалились, они качались. Грибок все взял». Новый дом построили в рекордные сроки — всего за 3 месяца, а спустя 3 года вскрылись строительные недоделки, да так, что вскрывать пришлось все полы. От постоянной влажности лаги здесь попросту сгнили.
Всего в мероприятии приняло участие более 300 человек. Завершился день ярким межнациональным концертом с участием творческих коллективов и солистов национально-культурных объединений. Ижевск ул.
Орджоникидзе 33б.
Удмуртия В поселке Кез Удмуртия люди пытаются выжить в своих новых домах. Из аварийных зданий десятки семей переселили в аварийные с промерзшими стенами, буржуйками и туалетом на улице. Дошло до того, что в одной из квартир рухнул потолок.
Следователи выясняют, как администрация поселка приняла и ввела в эксплуатацию непригодное жилье. Сразу за входной дверью новой квартиры зияет яма.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Там, за семью горами. Фрагмент повести Валериана Маркарова
Narek Mets Hayq - Mernem Qez: тексты и песни | Deezer | Что такое Мернем Кез? Так и говорят: «Мернем кез» («Умру за тебя») или «Цавд танем» («Возьму твою боль на себя»). |
В Кезу прошла конференция районного отделения «Удмурт Кенеш». Новости | Певец на концерте в Ереване исполнил армянскую песню "Сарери ховин мернем, сообщает Sputnik Армения. |
Республиканский праздник проводов зимы прошел поселке Кез | Ахперс, карас мер эс вундеркинд ахпор мюс видеонерн эл аплод анес мернэм сртид. Инч вор асум ен геноциди вров гжакан семинара анцкацрел спасум ем мернем кез! |
Mernem Qez
Сирум ем кез! Признаемся в любви на армянском языке | В Кезу прошел праздник, посвященный этому событию. |
Новый вид народного спорта представят на республиканской Масленице в Кезе | Новости Барнаул. |
Глава СК РФ Бастрыкин опять потребовал доклад о погроме в поселке Кез
Димаш Кудайберген исполнил армянскую песню на концерте в Ереване - 30.04.2023, Sputnik Казахстан | Цнундт шноравор ко кянкин мернем ду мишт нерка петка линес мер кянкум ду капрес мер сртерум кани менк капрек кур джан 0:30. |
Димаш Кудайберген исполнил армянскую песню на концерте в Ереване | Цавэт танем, Армения! Мернем кез! |
Telegram: Contact @mernem | Выражения «Мернем Джанит» и «Мернем Кез» — это часть армянской культуры и традиций, которые отражают готовность пожертвовать своей жизнью ради защиты близких и высших. |
Новости и репортажи
А теперь отдыхай. У нас ещё будет много счастливых дней, умру за тебя — мернем кез, и ты обязательно родишь мне наследника. После ухода мужа Анаит уснула глубоким спокойным сном. А через полчаса из-за туч выплыл месяц и заблестел как новая монета. Ночной ветер, слабея, шелестел по испуганному лесу и осушал слёзы дождя на тёмных кустах. И время от времени ещё слышалась тихая, неторопливая музыка дудука, отправляя свой упоительный мотив в горную мглу: в нём слышался и звон ручейка, и шум мощной реки, и пение птиц, и все звуки на свете… Весь город поздравлял семью с такой радостью, неся подарки для молодой матери и ребёнка. Тантикин Србуи бегом собирала на стол, чтобы достойно встретить каждого.
Гость в их доме был от Бога, христианин он или мусульманин. Бог — он един для всех. А что простому армянину нужно? Лишь доброе слово и честный взгляд соседа. Больше ничего ему и не нужно — всё остальное он своими руками сделает. На восьмой день после рождения Марьям устроили крестины.
Близкие родственницы приносили в дом плов, печенье, фрукты. Когда священник вместе с кавором вошли в дом, все уже ждали их: вода в большом котле была подогрета, а посередине комнаты стояло деревянное корыто, которое стало сегодня купелью. Священник, усердно молясь, трижды погружал ребёнка в купель с освящённой водой, после чего мазал тело новокрещённой святым мироном, как когда-то Святой Григор Лусаворич крестил армянский народ в водах реки Арацани, укрепляя его духом и благодатью Божьей на веки вечные. Несколько дней люди гуляли, пили, ели. Сколько чёрных овец тогда зарезал счастливый отец, никто не считал. Каждый день он приносил горные цветы и, украшая ими голову своей любимой, спрашивал себя, есть ли в этом мире ещё какая-нибудь женщина, так похожая на Богоматерь, как его Анаит.
А Анаит плавала в волнах материнского восторга. Она беспрестанно ласкала и покрывала поцелуями пухлое розовое тельце Марьям, источавшее чудный аромат, который присущ только детям. Спустя время из их дома уже доносился детский смех, рассыпавшийся подобно жемчужному каскаду, дивными серебристыми нотами. Когда у Марьям появился первый зубик, устроили торжество с приглашением кавора и близких родственников. Посадив ребёнка на пол, накрыли ему голову скатертью и посыпали сверху кчехаш — варёную пшеницу с изюмом, а затем перед ним положили нож и гребень и стали ждать, к чему потянется ребёнок: если он возьмёт нож, это означало, что следующим у него родится брат, а если гребень — то сестра. Недолго думая, маленькая Марьям выбрала нож.
Вслед за этим у неё впервые срезали ногти и несколько локонов, и тантикин Србуи надёжно спрятала их в щель дома, чтобы не дай бог они не попали на землю, иначе ребёнок мог захворать или даже лишиться своей жизненной силы. Дочь росла на загляденье живой и весёлой. По утрам она забиралась на волосатую грудь отца и весело щебетала, а Тигран делал страшные глаза, и она, восторженно визжа, убегала в соседнюю комнату, подглядывала лукаво из-за дверного косяка за отцом и весело хохотала. А сердце его так переполнялось ранее неведомым теплом, что он и позабыл, что у армянских мужчин не принято проявлять любовь к своим детям на глазах у людей. Чтобы порадовать дочь, Тигран вытачивал для неё кукол из обрубков абрикосового дерева. Вот было счастье для маленькой Марьям!
Она называла кукол своими дочками и таскала их с собой повсюду, напевая им песенки, кормила густой арисой, даже во сне не расставалась с ними, беря в кроватку. Эх, сколько застолий помнила их веранда, увитая виноградом! Правда, больше печальных. Потому что следом за Марьям Анаит родила и потеряла сына. А следующего — не донесла, выкинула на позднем сроке. Для семьи весь мир будто стал чёрно-белым.
Анаит истерично плакала, глаза её опустели, сердце как окаменело. По-прежнему готовила, убирала, заботилась, но… без любви, а потому, что надо. А Тигран, большой, сильный, словно согнулся. Чем успели нагрешить? И после этого говорят, будто ты добр?! Ведь сказано — ни один волос не упадёт без твоего желания!
Нет, Господи, нет! Не жди теперь от меня молитв. Теперь нам не по пути! Казалось, он был готов изгнать Бога из своей души, если бы не отец. Когда солнце коснулось кромки гор и в их саду уже густели синие сумерки, старый Мушег снял с плеча хурджин, достал из него бутылку водки и два стакана, лаваш, завёрнутый в чистую тряпку, немного зелени и кусок бараньего сыра. Разлил водку по стаканам и приказал сыну пить.
И сам выпил молча. И сказал, что коли нет в душе человека Бога — его место занимает дьявол. Потом достал из хурджина свой дудук, его пальцы зашевелились на трубке, звуки плавно перетекали один в другой, но не спешили, а плыли, грустные, плавные, мелодичные, порой прерываемые грустной песней чабанов и блеянием молодого барашка… Через год, в те яркие майские дни, когда весна царила в своей буйной стихии, когда расцвели молодые абрикосовые деревья в их саду, у Тиграна и Анаит родился долгожданный мальчик. У него родинка на лбу, как у моего Тиграна! Наша порода! Но Арменак появился на свет прежде времени и оказался слабым.
Всем становилось ясно, что не жилец он на этом свете. Не хотела Анаит к нему привязываться. Не могла больше вынести потери. Даже от груди хотела отлучить. Но Тигран не дал, сразу полюбив наследника какой-то звериной, яростной любовью и обвинял Анаит, что она недостаточно его любит. А Арменак глядел на мать большими печальными глазами, как будто прощаясь с ней каждый день.
Опасаясь, что он не выживет, тантикин Србуи торопила окрестить его. Даже к Сирануш за помощью обратилась, и та поила младенца своими горными травами. Три дня и три ночи не отходила от него старая знахарка. И наконец сказала: — Не трогайте его, пусть лежит. Всё, что в моих силах было, я сделала. А там уж, как Господь Бог пожелает.
То ли всесильные материнские слёзы двигали милосердием Господа, то ли помогли чудесные снадобья старой ведуньи, но однажды произошло чудо. Занемог старый Мушег. Дудук, который он резал из древесины абрикосового дерева и в который дул, набрав в грудь побольше воздуха, прикрыв глаза и покачиваясь в такт музыки, был, как и прежде, лучшим во всей округе, душа от его звуков взлетала и парила высоко-высоко над горами и цветущими садами в лучах солнца. Но сам он, когда-то коренастый, крепкий и сильный, как вол, теперь постарел и согнулся, ходил с трудом, стал совсем молчаливым — бывало, за весь день слова не услышишь. А потом и вовсе захирел и слёг, кашлял и дрожал от озноба в своей тёплой постели на тахте. Србуи и Анаит поили его горячим отваром, чтобы прогнать лихорадку, кормили хашем, и с горечью наблюдали за тем, как судорожно поднимается и опадает его слабая грудь.
Взор его тихо скользил по комнате, из огромных глаз на землисто-сером, с запавшими щеками лице медленно катились холодные слёзы. Он понимал, что и его время пришло, ведь вокруг давно уже постарели и ушли почти все его ровесники — один за другим. Не спрячешься никуда от судьбы, ничем не сотрёшь свою судьбы — тчакатагир12, начертанную на лбу в момент рождения, и совсем скоро наступит тот день, когда явится к нему ангел смерти и заберёт его душу на небо. А сам он уйдёт в ту же землю, из которой вышел. Он задремал. Прошло несколько часов.
Вдруг он открыл глаза и слабо сжал руку жены. Только в молитве находила она отраду и черпала в ней силу для тех мучительных дней, для тех бессонных ночей. Сплошная пелена густого тумана окутала Тарон. Похоже, опять богиня Астхик спустилась с горы Гргур, чтобы искупаться в священной реке Арацани. А чтобы жители не увидели её притягательную наготу, напустила на город непроницаемую мглу. Сквозь туман тускло мерцали звёзды, рассыпанные по небосклону, и слабо пробивался свет луны, придавая деревьям сада какие-то причудливые очертания.
В тот час вспыхнула в Србуи вся её любовь к Мушегу, та любовь, которой она отдала всю жизнь с первых дней своего раннего замужества. И в сверкающем пламени свечи встретила она благодарный взгляд мужа и сумела прочитать последние мысли в угасающих глазах. Она тихо встала и принесла его любимый дудук, с которым он хотел попрощаться. Старый Мушег поцеловал его, прижал к груди, и навеки закрыл глаза. Крик вылетел изо рта Србуи, долетел до небес и вернулся обратно на землю. Никто не смел подойти и потревожить её.
Наконец она встала с колен, перекрестила и поцеловала усопшего, а потом твёрдым голосом стала отдавать распоряжения сыну и невестке. Но стоило только взглянуть на её преобразившееся лицо — и становилась ясна глубина её безысходного горя. Весть о смерти варпета быстро разнеслась по всему Тарону. По ведущей к их дому дороге потянулась вереница мужчин с печальными лицами и плачущих женщин. Мимо каменной крепости с башнями, где располагался турецкий гарнизон, мимо купольных церквей Сурб Киракоса, Сурб Саргиса, Сурб Пркича, Сурб Марине и Сурб Арутюна, мимо мечети с высокими минаретами, переделанной из церкви, под колокольный перезвон монастырей Мшо Аракелоц, Сурб Карапет, Сурб Ованес, в дом покойного шли и шли люди, чтобы утешить родных добрым словом и посетовать на большое горе, которое выпало всем им, потерявшим такого человека. Армяне несли с собой сахар и водку, приговаривая «Аствац твэц — Аствац верцрэц» — «Бог дал — Бог взял», местные курды подносили мыло и шерстяные носки, а добродушные соседи-турки, Али и Джамиля, подарили отрез белой ткани и большой кусок сладкой халвы.
Хороший был у тебя муж, с чистым сердцем и праведными поступками. Жаль, что он не был мусульманином. Аллах был бы рад иметь такого сына, как уста Мушег. Когда пальцы Али перебирали бусины янтарных чёток, Джамиля что-то незаметно шепнула ему на ухо. Да пребудет он на небесах, — и он поднял свою руку и медленно, торжественно приложил в знак приветствия к сердцу, губам и лбу. Потом он подошёл к Тиграну и сказал: — Рано покинул нас твой славный отец.
Но ты — его достойный сын — будешь для меня живым напоминанием, воссоздающим его образ. Али часто бывал в хлебосольном доме Мушега, вместе с которым он вырос, иногда они даже попивали. Турки вина не пьют, это запрещено Кораном, но насчёт водки там ничего не сказано — стало быть, её можно пить, не нарушая заповедей Магомета. А дружбу свою мужчины хранили в тайне из боязни навлечь на себя гнев. Разве мог он говорить открыто, что его сосед-армянин — честный, хороший человек, что ему приятно бывать у него в гостях, поговорить с ним по душам, когда каждый день на базаре, в духанах и в мечетях младотурки и муллы вдалбливают в голову, что армяне — самые худшие из всех гяуров13, что все беды правоверных — бедность, болезни и даже неурожаи — исходят от армян. Муллы требуют истребления их всех, утверждая, что тогда на благословенную страну великого султана спустится благодать аллаха.
Нет, трудно турку открыто дружить с армянином, пусть он в душе и не верит словам муллы. Бренное тело Мушега обмыл и одел старый обмывальщик Карапет. Он ходил вокруг покойного и разговаривал с ним, как с живым: «Ты, Мушег-джан, на меня не обижайся, я твой друг. Я тебе больно не сделаю». В завершение он вложил в скрещенные, жёлтые, как пергамент, руки Мушега его звонкий дудук, рядом зажёг лампаду, чтобы осветить душе варпета путь на небеса, а за услуги свои получил в дар одежду покойного. Похоже, Мушег был доволен.
Старый и хрупкий, он неподвижно лежал в центре комнаты, во всём новом и чистом, с куском хлеба на груди, и, казалось, грустно улыбался, жалея оставшихся на этом свете. В комнате было зажжено несколько свечей и тлела лампада перед иконой. Священник смотрел на неё чёрными очами, будто пытаясь выведать последнюю правду и, шевеля губами, шептал молитву. Женщины расселись вокруг гроба и оплакивали ушедшего речами и песнями, каждая из которых завершалась таким громким воплем, что даже вековые камни проливали слёзы. Несчастная Србуи распустила свои седые волосы, теребила их с горя и посыпала голову золой. Её лицо покрылось трещинами морщин, глаза впали — всего за один день она превратилась в семидесятилетнюю старуху с мутными бессмысленными глазами, словно кто-то украл её годы.
Спустя три дня после смерти, когда солнце перевалило за полдень, дом Петросянов вновь наполнился родственниками. Сильные мужчины трижды оборачивали гроб с телом вокруг оси и трижды ударяли им о закрытую дверь дома, чтобы апостол Пётр услышал этот cтук и открыл врата небесные ушедшей душе. А после, не оглядываясь назад, понесли умершего отпевать в церковь. Недавно прошёл дождь, и мокрая трава вбирала в себя отпечатки грубых мужских башмаков. Тигран первым бросил горсть земли в глубокую могилу, отдавая последнюю дань отцу. За ним то же самое делали и остальные со словами: «Доброго пути тебе, варпет-джан, передавай привет нашим покойникам».
Ермишинцев приветствовал настоятель Архангельского храма иерей Николай Антонов. Глава района Игорь Карпухин поздравил ермишинцев с Днем физкультурника и Днем строителя, пожелал всем здоровья и мирного неба над головой. В этот день прошел велопробег, посвященный Дню физкультурника. Вечером ермишинцев ждал праздничный концерт, дискотека и фейерверк. Наш адрес.
Сетевое издание «МК в Ижевске» izhevsk. Ижевск, Воткинское шоссе, д.
Ссылка на авторство газеты «Восход» обязательна. Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка на сайт газеты «Восход» обязательна.
В Удмуртии людей из ветхого жилья переселили в аварийные бараки
Скачать песню к мернем аранц кез в формате mp3 или прослушать полностью онлайн на телефонах Андроид и Айос. Вик джаааааааааааааааааан мернем кез накаутируй его ведь такие чемпионы легли на ринге после твоих ударов .мернем дзернерит ужин Ахпер Джан. Илья Паврозин, посмотреть все фотографии, друзей, исходящие/входящие лайки и комментарии пользователя Илья Паврозин. Певец Димаш Кудайберген во время выступления в СКК имени Демирчяна исполнил армянскую народную песню «Сарери овин мернем».
Глава СК РФ Бастрыкин опять потребовал доклад о погроме в поселке Кез
У нас ещё будет много счастливых дней, умру за тебя — мернем кез, и ты обязательно родишь мне наследника. После ухода мужа Анаит уснула глубоким спокойным сном. От подписчика: Новости набирают обороты. Алматыга бараткан кез. kushtarbek Suranbaev. Мернем кез. В Кезу прошел праздник, посвященный этому событию. У нас ещё будет много счастливых дней, умру за тебя — мернем кез, и ты обязательно родишь мне наследника. После ухода мужа Анаит уснула глубоким спокойным сном. Певец Димаш Кудайберген во время выступления в СКК имени Демирчяна исполнил армянскую народную песню «Сарери овин мернем».
NAREK METS HAYQ - MERNEM QEZ feat. 47
Лучше отважно погибнуть, забрав с собой несколько жизней врагов, чем позволить им топтать могилы, где покоятся кости предков! Пусть и её здесь похоронят… Лишь бы дети остались целы и невредимы… Потом она покрыла голову платком, зажгла свечу, положила перед собой «Нарек»18 и, опустившись на колени перед иконой, шёпотом вознесла молитву: «Пред Тобой преклоняюсь, Пресвятая Богородица, Тебе молюсь, Пречистая Дева, замолви слово и помолись за моих детей Сыну Твоему Единородному, чтоб спас их от врагов и избавил от грозящих бед. Много хлеба напекла, подумала она, вставая с колен. Большую часть лепёшек отправлю мужчинам, чтобы, защищая родину, были они сильными и стойкими, что-то раздам соседям, а оставшуюся часть подсушу, сложу в стопки по десять листов, укрою хорошенько полотенцем и сохраню в тёмном погребе.
Взяв несколько горячих лепёшек, она завернула в них солёный панир с зеленью, оставив один край открытым. Её дети так любят бртуч…19 Всё услышанное и увиденное за последние месяцы заставляло её быть крайне осторожной и ожидать только худшего. Нехорошие предчувствия теснили грудь.
Этой ночью приснился ей страшный сон. Снилось ей, будто стоит она с детьми в поле. Внезапно небеса пролились огненным дождём, канули в небытие луна и звёзды, реки потекли кровью, и шагали мёртвые.
Она пыталась спасти детей, но между нею и детьми с ужасным шумом разверзлась земля и выплеснула бурлящую лаву. Стоя на краю пропасти в изорванном платье, с распущенными волосами, она громко кричала и плакала, но вдруг услышала пение дудука и ясный голос Тиграна, который говорил: «Не держи их, пусть идут». И звал её, звал к себе… Она взяла два больших дорожных хурджина, в один положила холщовый мешочек с оставшейся мукой, немного риса, сахар, соль, сушёные абрикосы, другой наполнила кое-какой одеждой да пожитками.
Сбоку положила церковные свечи, дудук Тиграна и горсть земли с могил предков. Всё это для Марьям и Андраника, если им всё-таки придётся пуститься в нелёгкий путь, чтобы выжить. А золото и семейные ценности, сложив их в глиняный горшок, она на всякий случай закопала во дворе, глубоко под корнями дикого абрикоса.
Их взору предстала страшная картина: весь Муш был как на ладони, охваченный пожарищами, клубящийся дым которых застилал небо. Подняв бинокль, молодой командир отряда стал рассматривать улицы: ни человека, ни собаки. Успели ли жители покинуть город до прихода турок?
Воины хорошо ориентировались в этих местах, знали каждый камень, каждый куст. У поворота извилистой дороги придержали разгорячённых коней. Караульный пост у столба был пуст.
Полные тревоги, они двинулись дальше по улицам, мимо густых деревьев, глиняных заборов, мимо больших и маленьких глхатунов, сложенных из базальта и туфа. От многих остались лишь каменные обломки и похороненные под ними почерневшие тела. Там, где раньше всегда слышался весёлый смех, теперь царили мгла и безмолвие.
Многие ворота распахнуты, будто через них только-только телега проезжала или всадник проскакал. Внутри домов царил хаос — здесь после погромов и резни уже бесчинствовали мародёры: стены, некогда покрытые дорогими коврами, были оголены, мебели не было, под ногами скрежетали осколки кувшинов, глиняной посуды. В некоторых местах дощатый пол был разворочен, стены пробиты — очевидно, аскеры искали клады с золотом и деньгами.
Ярость охватила командира, лицо передёрнула судорога, рука сама потянулась к маузеру. Он отчётливо представил себе, как турецкие полки своей артиллерией преодолели героическую самооборону Муша. Подобно жаждущим крови хищникам, аскеры, рота за ротой, с сопровождавшими их курдскими отрядами, ворвались в город, чтобы изгнать несчастный народ — с мест, где они родились и куда никогда не вернутся, — в ад безводных пустынь.
Мушцы бились насмерть, используя для отпора врагу лопаты, ножи, топоры и мотыги. Но силы были неравны и исход боя был явно предрешён, аскеры рубили всех, кто попадался им под руку. Они ловили и связывали между собой сильных мужчин, превращая их в нескончаемую плотную колонну.
Другие жители Муша, безропотно принимая свой жребий, собирали остатки сил, и, оставив свои дома, взваливали на спину драгоценную ношу: сын тащил на себе больного отца или мать, зять — тестя либо тёщу, и так шли, решив, что лучше самим умереть, чем их бросить. Люди шли из последних сил. Даже лошадь единственной телеги, на которой были сложены вещи жандармов, пала.
Чтобы не впрягать коней, на которых они ехали, конвоиры выбрали несколько женщин и впрягли вместо лошадей. В курдском селе жандармы отобрали из колонны крепких подростков и выставили их на продажу. Во что ты, Господи, превратил мой народ!
Весь мир был против него! Сотни тысяч этих пленников вскоре погибнут от голода, холода, цинги и страшного тифа… Площадь в центре Муша превратилась в Голгофу: те, кто пытался воспротивиться конвоирам, были как Спаситель распяты на кресте. Чьи-то отсечённые шашкой головы торчали на древках, старики и старухи были сожжены заживо.
Церковь стала последним прибежищем для охваченных ужасом женщин, детей, стариков, увечных и простых мирных жителей, последним бастионом, в котором они укрылись в тот момент, когда все твердыни Муша уже пали под натиском врага. Мужчины изнутри укрепляли двери храма, обезумевшие женщины, прижав к груди своих малышей, молили священников о предсмертном причастии… и, подобно первым христианам, обращались к Господу в скорбных песнопениях, предвкушая близость мученической смерти. Турецкая конница вышибла входную дверь собора, и стая демонов с криками вломилась в храм, бешено набросившись на толпу, не разбирая где стар, где млад.
Ружейными прикладами они притиснули несчастных к стене, варварски топтали ногами кресты и евангелия, сдирали с людей одежду, золотые кольца, ожерелья, срывали вышитые шёлком таразы и парчовые архалуки, и били кулаками, и пинали под рёбра. Напрасно старый епископ взывал к иноверцам, прося остановиться: его голос утонул в чудовищном гвалте, и вместе с собратьями святой отец был обезглавлен, став одной из многочисленных жертв этой зверской расправы. В плену слепой, остервенелой ярости аскеры не жалели ни женщин, ни детей.
Прежде чем перерезать им горло, обесчестили несчастных женщин, погубили их душу. Одну молодую женщину раздели и привязали к кресту вверх ногами, а под крестом оставили её плачущего грудного младенца. Других, схватив за волосы и подталкивая ружейным дулом, босыми уволокли, отдали на забаву турецким солдатам, кого забили камнями, в кого вместе с детьми согнали к реке, и, разрубив на куски, сбросили с мостов в беспамятную воду бурлящей Арацани.
Стоял такой вой и крик, какого никто не слышал от сотворения мира. Разом лаяли все собаки во дворах. Каркали все вороны на деревьях.
Перепуганные голуби мигом исчезли, улетели прятаться за высокими горами. И только стервятники сидели на утёсах, расслаблено прогнув голые шеи, и невозмутимо наблюдали за происходящим внизу из-под полуприкрытых плёнчатых век. Казалось, ад разверзся, солнце вот-вот рухнет на землю… Но земля, с закрытыми устами, молча внимала!
И небо, с открытыми глазами, спокойно смотрело, не содрогнулось в ужасе, не упало на землю, обагрённую кровью невинных! От дома Тиграна остались одни стены да пепелище, посреди которого одиноко замер тонир. Он навеки погас, оставив вместо себя пустоту.
Некому больше его разжигать. Некому печь в нём душистый хлеб и петь дивные песни. Что нам сказать Андранику, когда он спросит, позаботились ли мы о семье Мшеци-Тиграна, уберегли ли их, защитили ли ценой собственной жизни от всех опасностей?
Неподалёку стоял нетронутый пожарищем дом под железной крышей, в отличие от прочих домов и хижин с черепичными или даже земляными крышами. Густой сад и дом обнесены забором, сквозь щели которого был виден в окнах свет. Командир спешился и, подойдя к дому, постучал в дверь.
Долго никто не открывал. Наконец на пороге появилась женщина, с изборожденным морщинами лицом, вся завёрнутая в чёрное покрывало. Лицо командира исказилось: турчанка?
Что вам надо? И их детей — дочь и сына. Вон там стоял их дом.
Вы не знаете, где они? Что с ними? Ох, чёрный день!
Я спрятала их. В нашем доме их никто искать бы не стал, но я всё равно велела им тихо сидеть в подвале и носа оттуда не высовывать… И хурджины их с ними, мать собирала в дорогу… — А где она сама? Не сберегла я Анаит, не успела, — положив руку на сердце, ответила женщина, и слёзы покатились по её лицу.
Сердце кровью обливается. Такая была добрая женщина. Наверно, угнали её турки вместе с другими армянами, — она указала рукой в сторону выжженных солнцем сирийских пустынь.
Повисла тишина, которую нарушал лишь негромкий храп лошадей. Растерянно молчала старая турчанка. Как скала, упёршись взглядом в землю, стоял перед ней дюжий командир с едва пробивающимися бородой и усами.
Они выросли на моих глазах… Куда вы хотите их увезти? Там, за семью горами, сестра моя родная за хорошим человеком замужем, там есть где жить… — Не допустите, чтобы с ними что-то случилось, прошу вас. У меня долг перед их матерью… Поодаль ржали осёдланные кони, нетерпеливо ударяя копытами в землю.
Турчанка опять заплакала и не могла больше говорить. В горькие минуты последнего прощания она крепко прижимала к груди растерянных Марьям и Арменака, ласково гладила их по волосам и говорила дрожащим голосом: — Дети мои, я знаю, нельзя смириться и простить того, что сделали с вами эти слуги шайтана, да покарает их небо! Но живите, прошу вас, и пусть будет счастье вам и вашим детям!
Да сохранит вас Всевышний от всяких напастей! И подняла руку, словно благословляя их. Не останавливая коней, отряд уходил всё дальше и дальше от этих мест, мимо груд мёртвых тел на обочинах ухабистых дорог, над которыми кружились большие стаи коршунов, мимо армянского кладбища и разрушенных церквей, окружённых обломками древних хачкаров и могильных камней, с которых ветры и ливни ещё долго не сотрут надписи на армянском языке.
Как заклинания, всю дорогу Марьям шептала младшему брату слова «морацир», «морацир» — «забудь». Но забыть это всё невозможно. И сердца всадников сжимались от тоски, рвались на части, хотелось плакать, но глаза оставались сухими: они точно искали, ловили повсюду очертания дорогих образов.
Из темнеющего ущелья ползли туманы, они тянулись к долине, и, прощаясь, хотели со стоном обвиться вокруг шеи отцов и матерей, жён и детей. А с трёх сторон на людей виновато взирали горы и два уцелевших на высоком выступе тополя, как молчаливые свидетели Великого Злодеяния. Старый вагончик фуникулёра старательно карабкался к вершине Святой Горы, оттуда дул тёплый ветер, открывший цветы абрикосов и распустивший вербу.
Зелёные сады вдоль тенистой старинной улочки залились бело-розовой пеной цветения, наполнились писком, свистом и чириканьем. Долгожданный запах весны пришёл в каждый дом вместе с нарциссами, тюльпанами, мимозами и хрущёвской оттепелью. Внезапно раздался стук в дверь, оторвавший Геворка от изумительного великолепия красок, которые он созерцал из окна своей квартиры в Сололаки20.
На площадке стоял почтальон, который принёс ему бандероль, оттиснутую чернильным штемпелем и хранившую следы вмешательства бдительной цензуры всесильного ведомства. Вскрыв пакет, Геворк извлёк оттуда письмо. В нём некая Инюрколлегия21 сообщала о том, что его «разыскивает дядя, гражданин Франции Арман Парсеваль, он же Арменак Петросян».
От неожиданности Геворк вздрогнул и сел в кресло и несколько минут молчал. Значит, брат его матери, Марьям, жив! Как жаль, что она не дожила до этого дня, как бы она сейчас была счастлива!
Потом он открыл глаза и снова взял в руки письмо. Ниже, в виде короткой справки, говорилось, что в одном из сражений с фашистскими захватчиками дядя был контужен и взят в плен, откуда попал в концлагерь Меппен в Западной Германии. А в июне 1943 года был переправлен во французский Бордо на строительство базы подводного флота.
Там нескольким военнопленным удалось связаться с подпольной организацией французской компартии, которая подготовила для них побег. В результате Арменак присоединился к группе Движения Сопротивления армянского антифашиста Мисака Манушяна, освобождая города Франции от коричневой чумы… Геворк почувствовал, как к горлу подступил ком. Теперь он понимал, почему после войны дядя остался жить во Франции и никак не давал о себе знать: были времена, когда советских военнопленных, бежавших из нацистских лагерей, по возвращении на родину могли в любой момент поставить к стенке или отправить в лагеря как изменников родины.
Да и самим фактом написания и отправки подобных писем он подвергал риску своих близких. В бандероли помимо письма лежала трубочка. Это был настоящий армянский дудук.
Дудук его деда Тиграна. Мягко, почти благоговейно, прикоснувшись к его поверхности, покрытой маслом грецкого ореха, он ощутил тепло абрикосового дерева. И, не сдержавшись, касанием губ начал наигрывать Комитаса22.
Он не вспоминал этот музыкальный отрывок более десяти лет. Пленительные звуки, исходящие из дудука, напоминали человеческий голос и были наполнены чистотой седых вершин Арарата. Звонкие, похожие на печальную молитву, они проникали в те глубины его души, где хранились горькие воспоминания матери.
И он заплакал, впервые за много лет. А звуки дудука, как жалобные крики журавлей, улетали всё дальше и дальше — сквозь туманную мглу — в тот дивный мир за семью горами, которого больше нет, славя бессмертие умерших и стряхивая пыль забвения со священных камней давно остывших руин… Примечания 1 Тарон — гавар и одновременно историческая область Великой Армении, к западу от озера Ван. Главный город — Муш.
А еще это слово, тоже пришедшее из персидского, означает «печень». Возможно, в человеческом организме есть более романтичные органы, чем тот, который участвует в обмене веществ, но древневосточные народы главным жизненным органом считали именно печень, так как верили, что в ней находится душа человека. Поэтому «джигяр» можно перевести как «душа моя». И еще один аргумент в пользу печени — в отличие от других органов человека, она имеет уникальное свойство полностью регенерироваться. Так что, разбитую печень восстановить легче, чем разбитое сердце! Как и в русском, английском и многих других языках мира, в армянском языке есть уменьшительно-ласкательные слова, относящиеся к животным.
Жители смогут поучаствовать в конкурсах: «Кто кого перепоёт, удивит честной народ», «Медвежий баттл», «Колесо фортуны», «Прыжки через костёр», в состязании силачей «Блинный чемпионат» и спортивной игре «Хоккей с метёлками». Как сообщается на странице Кезского РДК в соцсети «ВКонтакте», в 10:00 откроются торговые точки и заработают аттракционы. До 16:00 можно будет попробовать блины с горячим чаем.
И вот сегодня на концерте Димашу удалось удивить зрителя. Армянская публика восторженно приняла исполнение казахского певца, аплодируя стоя.