Идея Чичикова заключалась в том, чтобы заложить накупленные им ревизские души в Опекунский совет. Идея Чичикова заключалась в том, чтобы заложить накупленные им ревизские души в Опекунский совет. Спустя неделю Чичиков посещает деревню Маниловку где помещик Манилов отдает эти души бесплатно. 1. В первой главе поэмы «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков описывается как высокий и полный мужчина с гладкой черной бородой и заметными подбородками. Почему же Чичиков посещает помещиков именно в такой последовательности?
В помощь школьнику. 9 класс. «Мёртвые души»
Помещик для которого приезд чичикова-майский день и именины сердца. Помещик-мечтатель из "Мертвых душ". Чичиков как раз и хотел приобрести ревизские души, которые в сказках числились, но в действительности уже живыми не были. Так, сначала Чичиков направился к Манилову, который символизировал уныние и лень.
Краткое содержание и анализ поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Почему помещиков, которых посещал Чичиков, можно назвать мертвыми душами? Для того, чтобы глубже раскрыть характер каждого из помещиков, автор использует один и тот же микросюжет (посещение Чичиковым их усадеб) и показывает реакцию помещиков на предложение Чичикова продать ему мёртвые души. Чичиков решается поехать к помещику Манилову. Сначала Чичиков перепутал название деревни (по ошибке именует ее Заманиловкой, а на самом деле она Маниловка). Первым помещиком, которого посетил Чичиков, стал Манилов.
Кого из этих помещиков Чичиков посетил первым?
Чичиков посещает помещиков по мере их деградации. Первым помещиком, у которого побывал главный герой поэмы Чичиков, был Манилов. Чичиков не мог понять, как помещик такой большой деревни в такое превратился. Глава III Чичиков направился к Собакевичу, однако их бричка сбилась с пути по причине непогоды. Для того, чтобы глубже раскрыть характер каждого из помещиков, автор использует один и тот же микросюжет (посещение Чичиковым их усадеб) и показывает реакцию помещиков на предложение Чичикова продать ему мёртвые души. Посещает Чичиков и бал у губернатора.
Краткое содержание поэмы «Мертвые души» по главам (Н. В. Гоголь)
Глава III Чичиков направился к Собакевичу, однако их бричка сбилась с пути по причине непогоды. Помещик так хвалился своими владениями, что Чичиков устал их осматривать, хотя Ноздрёв приписал к своим землям даже лес, который никак не мог быть его собственностью. Так, сначала Чичиков направился к Манилову, который символизировал уныние и лень. это, можно сказать, первая стадия омертвления человеческой души. Но почему Чичиков посещает помещиков в такой последовательности, а не в какой-либо другой? Гостья рассказала новость: ночью Чичиков, переодевшись в разбойника, явился к Коробочке с требованием продать ему мертвые души.
В какой последовательности Чичиков посещает помещиков? Мертвые души
Чичиков остался доволен сравнительно лёгким проведением сделки, ведь хозяин даже не знал, сколько душ находится у него в собственности. Бессмысленность и бездеятельность, слащавость речей, которые свойственны Манилову совершенно чужды Чичикову. Это очень разнит двух персонажей, Павел Иванович активен, трудолюбив, находится в движении, знает свои доходы и расходы с точностью до копейки. Он не может понять, как можно жить, подобно Манилову. Помещица Коробочка поначалу нравится Павлу Ивановичу: в имении порядок, много птицы, хороший огород, но женщина чересчур экономна и хозяйственна. К тому же, как выясняется позже она глупа и ограничена, за экономностью прячется скупость.
Чичиков стремится покинуть дом помещицы, как можно быстрее, он с трудом переносит тяжёлых, неумных людей. Даже его пресловутое терпение заканчивается, когда Коробочка пытается торговаться. Приём у Ноздрёва Ноздрёв, к которому Чичиков попадает после посещения Коробочки, оказывается довольно близким по духу к своему гостю. Он тоже шарлатан и обманщик, однако Ноздрёв хвастун, лжец и кутила, он не знает меры ни в чём, не способен остановится, прислушаться к голосу разума.
Ноздрев выдает его тайну, прокричав о мертвых душах. Теперь все знают о том, какие сделки заключает Чичиков. Глава IX Помещица Коробочка подтверждает покупку «мертвых душ». По городу начинают ползти слухи о том, что Чичиков хочет похитить дочь губернатора.
Теперь неожиданный гость города становится загадкой для жителей. Для того, чтобы решить кто же такой Чичиков принимается решение о сборе у полицмейстера. Глава X Общественность обсуждает действия Чичикова, но к единому мнению прийти не получается. Выдвигаются самые смелые предположения. На общественное собрание приходит Ноздрев и начинает подтверждать каждую выдвигаемую гипотезу. Люди понимают, что Ноздрев откровенно врет и несет чушь, принимают решение удалить его с собрания. Ноздрев отправляется к Чичикову и рассказывает о происходящих событиях. Глава XI На следующий день Чичиков спешно собирает свои вещи и уезжает из города.
Также в заключительной главе Гоголь дает пояснение зачем герою понадобились те самые «мертвые души».
О себе он не любил говорить, а если говорил, то в голосе было слышно, как он скромничает. На взгляд это человек с приятной внешностью и хорошо образованный мужчина. Чичиков уже не первый раз переезжал. Уставший уже от такой жизни он хочет наконец осесть на месте. Потому и столько вопросов про этот город.
Поместья у него не было, а крестьян невозможно было передавать без земли.
Чтобы обойти этот закон, Чичиков придумал небылицу о переселении мертвых душ в Херсонскую губернию — ее государство отдавало под бесплатное заселение. В произведении Гоголь создал галерею человеческих пороков. К кому бы из помещиков не обратился Чичиков с предложением о покупке мертвых душ, почти все откликнулись и даже торговались, боясь продешевить. Главные герои Всех героев Гоголь щедро наделил отрицательными чертами. Это образ мертвых душ России того времени: Павел Иванович Чичиков — галантный, общительный и воспитанный человек среднего возраста, коллежский советник в отставке. Зарабатывает на жизнь аферами, пользуясь умением нравиться другим, входить в доверие, подхалимствовать и обманывать. Ноздрев — красавец 35 лет.
Лгун, сплетник, кутила, безалаберный по отношению к своим детям, поместью, окружающим. Не умеет строить нормальные отношения, распускает руки. Манилов — отставной офицер, бесхарактерный, добрый и приятный до приторности человек. Он живет в своем придуманном мире и не думает о будущем. Его наивность и безделье привели поместье к разрухе. Михаил Семенович Собакевич — богатый помещик с крепкой фигурой, отменным здоровьем, но каменным лицом и пустой душой. Прямолинейный, грубый, хитрый и изворотливый, никогда не пройдет мимо выгоды.
Степан Плюшкин — помещик неопределенного возраста, неряшливо одет, жадный, лицемерный, вздорный и необщительный. Сидит на своем богатстве, но никак его не использует, всех подозревает в воровстве. Настасья Петровна Коробочка — пожилая помещица, которая сама неплохо управляет хозяйством. Она подозрительна и осторожна, все ее действия направлены на выгоду. Но накопительство не имеет смысла. Боклевского к «Мертвым душам » Н. Николай Гоголь создавал «Мертвые души» долгие 17 лет, с 1835 по 1852 год, до конца своей жизни.
Первый том был опубликован в 1842 году. Сюжет подсказал Пушкин. Автор задумывал показать типажи, раскрыть характеры людей России первой половины XIX века. Он планировал написать три тома: в первом — описать поступки человека, во втором — осознание им своих ошибок, в третьем — путь исправления. По принципу «Божественной комедии» Данте с ее адом, чистилищем и раем. Гоголь успел написать только два тома, от второго осталось несколько глав. Судьба рукописи точно не известна.
Чичиков в гостях у Собакевича - пример анализа эпизода и сочинение
Постепенно собираются все доверенные лица — и от Плюшкина, и от Коробочки, и дело идет на лад. В палату приходят уже знакомые Чичикову чиновники, и все вместе посетители отправляются праздновать покупку крестьян у полицмейстера, исключительно щедрого на угощения. Заканчивается вечер дружеским обещанием женить дорогого Павла Ивановича на знатной невесте из города N. Чичиков навеселе возвращается в гостиницу. Люди рассуждают, какая судьба их ждет: сопьются ли, сбегут ли или останутся работать в Херсонской губернии. А может, они взбунтуются из-за переселения? Чичикову поступают советы, как лучше справиться с его новыми крепостными. Павел Иванович слывет миллионером «миллионщиком». Автор рассказывает, что все жители города — исключительно приятные люди, друг к другу относящиеся с теплом и уважением, весьма просвещенные и гостеприимные. Дамы же города N. Модные, видные, деятельные, при этом исключительно деликатные.
Дам чрезвычайно интересует факт, что в городе объявился миллионщик. О Чичикове дамы отзываются, как о человеке весьма симпатичном, и наряды дамские в этой связи меняются, становясь еще более модными. Павел Иванович находит у себя дома анонимное романтическое письмо. Она приглашает его отгадать ее персону на бале губернатора. Чичиков заинтригован: а письмо очень, очень кудряво написано! К балу он готовится, как и к любому событию: чтобы предстать щеголем, но в меру. Радость от покупки, письмо — все вдохновляет его. Он даже делает антраша у себя в комнате. На бале ему рады. Затянутые во всевозможные ткани, обернутые шелком и тафтой, обнажившие плечики и надевшие перчатки, — дамы явно ожидали появления Павла-Ивановича-миллионщика.
Он пытается распознать персону-анонима, но безуспешно, и Чичиков даже было решает, что женщины — не по его части, как вдруг он встречает ту самую хорошенькую шестнадцатилетнюю блондинку, с которой их однажды свела дорога. Это губернаторская дочка, только что выпустившаяся институтка. С этого момента он сторонится дам, которые одолевают его, и при первой возможности садится рядом с девушкой. Впрочем, здесь остроумным собеседником ему быть не удается: юной особе он скучен, но сам того не замечает. Дамы негодуют: он не имеет права лишать их внимания! Ополчается женское общество не только на Павла Ивановича, но и на ни в чем не повинную институтку. Однако не это даст вечеру неприятных ход: появляется Ноздрев и громогласно интересуется у Чичикова насчет мертвых душ. Он докладывает об этом и губернатору: Вы знаете, Ваше превосходительство, он торгует мертвыми душами! Прокурор, губернатор, остальные чиновники, а главное, сам Чичиков в замешательстве. Общество не знает, как реагировать.
Дамы перемигиваются, что-то затевая. Настроение Чичикова меняется, он проигрывает в карты, становится рассеянным, забывает о блондинке, не дожидается завершения ужина и уезжает в гостиницу.
В каждой главе Гоголь следует приблизительно одному и тому же плану: сначала идет описание усадьбы, затем — портрет, далее сведения о семье и знакомых, речевая характеристика, обед. Центральное место занимает сцена купли-продажи мертвых душ. Я воспользуюсь этим авторским планом, чтобы рассказать о визите Чичикова к Манилову — первому из помещиков, которого он посещает. В соответствии с общим принципом характеристики, который использует Гоголь, глава о Манилове начинается с описания его усадьбы. Пейзаж выдержан в серо-голубых тонах: «серенькие бревенчатые избы», сосновый лес «скучно-синеватого цвета», беседка с деревянными голубыми колоннами, даже день и то серый.
Как пишет Гоголь, обыгрывая фамилию владельца имения, «деревня Манилова немногих могла заманить». Все настраивает нас на встречу с очень скучным — «серым» — человеком. Практически сразу же вслед за описанием имения следует авторская характеристика помещика: ведь мы вместе с Чичиковым так мало времени проводим с каждым из помещиков, что составить полное представление о его индивидуальных особенностях, а тем более о том типе, который он представляет, очень трудно. В авторской характеристике Манилова он отнесен к особому типу людей, который определяется Гоголем с помощью фразеологизмов и поговорок: «Он был человек так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Здесь использован целый ряд фразеологизмов, как бы нанизанных друг на друга, которые все вместе позволяют нам сделать вывод о том, насколько в действительности пуст внутренний мир Манилова, лишенного, как говорит автор, какого-то внутреннего «задора». Гоголь — великолепный мастер слова, для него важен каждый смысловой оттенок, подбираемый для создания образа. Так, слово «задор», характеризующее Манилова, появилось не сразу.
В черновых рукописях есть другие варианты: «страсть», «конек» и т. Но именно слово «задор» оказалось наиболее точным, поскольку в данном ряду оно выражает не возвышенное стремление, а просто «задирающий предмет». Очень важна для понимания образа помещика также и портретная характеристика. Вспомним: «Глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные…» Это портрет пушкинской Ольги из «Евгения Онегина», девушки милой, но совершенно заурядной, человека-пустышки. Именно таковым и является Манилов. Манилов поначалу кажется приятнейшим человеком: любезным, гостеприимным и в меру бескорыстным. Но автор не зря замечает, что в «приятность» Манилова «чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства».
Старуху волнует не моральный аспект дела, а то, что оно может принести убытки. С помощью этого эпизода Гоголь демонстрирует, что его современники ради наживы не останавливались ни перед чем. Даже умерших крестьян можно купить и продать, главное, чтобы устраивала цена.
К концу беседы герой почувствовал, что с него течёт пот, настолько утомила его непонятливая помещица. Отправившись в гостиную, Чичиков открыл свою шкатулку, достал гербовую бумагу и начал писать. Когда пришла Коробочка, Павел Иванович попросил у неё список мужиков.
Оказалось, что она не ведёт записей, зато помнит всех по именам и прозвищам. Хозяйка расписалась на бумаге, после чего пригласила покупателя отобедать. На столе стояла разнообразная снедь: лепёшки;.
Так, претензия Манилова на изящность и просвещенность и полная ее несостоятельность показаны через детали интерьера его комнаты. Здесь стоит прекрасная мебель — и тут же два недоделанных кресла, обтянутых рогожей; щегольской подсвечник — а рядом «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале». Всем читателям «Мертвых душ», конечно же, памятна и книжка в кабинете Манилова, «заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал уже два года». Чем же занят этот помещик? Детали интерьера опять помогают составить об этом представление: на окнах в кабинете «помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени».
Ведь главное, и, по сути, единственное его занятие — пустые, праздные мечты. После отъезда Чичикова он предается своему любимому делу: размышлению о «благополучии дружеской жизни», о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост», и все далее и далее уносясь мечтами, он уже представляет, что будто бы государь, узнав об их дружбе с Чичиковым, «пожаловал их генералами, и далее, наконец, бог знает, что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать». Манилов представляет отношения между людьми в духе идиллических пасторалей, так как, по его мнению, единственной формой человеческой связи является чуткая, нежна дружба и сердечная привязанность. Коснувшись в разговоре с Чичиковым городских чиновников, он называет их всех прекрасными, «милыми», «прелюбезными» людьми, нисколько не заботясь о том, соответствует ли это истине. Ведь жизнь в его восприятии — полная, совершенная гармония. Манилов живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему истинное удовольствие.
Отсюда и его любовь к красивой фразе и вообще к любому роду позирования. Он является сентиментальным фантазером, совершенно не способным при этом к действию. Недаром его фамилия стала нарицательным словом, выражающим соответствующее понятие — «маниловщина». Праздность и безделье вошли в плоть и кровь этого героя и стали неотъемлемой частью его натуры. Он лишен живой мысли, живого стремления, а та культура, которой он так гордится, — лишь фарс, за которым открывается пустота и бессодержательность. Поэтому Манилов, как и все остальные помещики, может быть отнесен по гоголевской системе к «мертвым душам».
Хотя сентиментально-идиллические представления о мире, мечты, в которые он погружен большую часть своего времени, с одной стороны, делают Манилова несколько привлекательнее других помещиков, которым вообще не свойственна мечтательность, с другой — приводят к тому, что хозяйство его идет «как-то само собой», без особого с его стороны участия, и постепенно разваливается.
«Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
Причем последовательность знакомства их с чтецом выбрана Гоголем не нечаянно. Начиная от Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор увеличивает горькую обличительную сатиру. Первым помещиком, у которого побывал основной герой поэмы Чичиков, был Манилов. Один Бог разве мог сказать, какой нрав у Манилова. Есть род людей, знаменитых под именованием: люди так себе, ни то ни се, ни в городке Богдан, ни в селе Селифан. Из этого описания становится светло, что невзирая на в общем благосклонное наружнее воспоминание, которое создавал Манилов, он не отличался ничем особым. Кроме разве кидающеюся в глаза приторной слащавости и вежливых манер, за которыми пряталась обычная тупость. Мы лицезреем, что в деревне у Манилова царствуют беспорядок и разорение, тем временем как все его занятия состоят в вздорных мечтаниях, глупых и невозможных проектах как превосходно было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост. При создании этого образа Гоголь профессионально использовал и такую деталь, как лежащая в кабинете у Манилова книжка, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице. Нрав Манилова во всей полноте проявляется во время сделки с Чичиковым. Этого помещика, не знающего даже, сколько фермеров у него умерло, заботит, не будет ли эта негоция не соответствующею штатским постановлениям и дальнейшим видам Рф.
В отличие от Манилова Коробка — последующая изображенная Гоголем помещица — очень рачительна и знает, как вести хозяйство. Создатель так обрисовывает Коробку: Дама пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шейке, одна из тех матушек, маленьких помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки. Коробка знает стоимость копейке, потому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все резоны заключительного разбиваются о ее дубиноголовость и алчность. Она ссылается на то, что желает дождаться торговцев да выяснить цены. Гоголь совместно с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне демонстрировали довольство обитателей. Зато проблемы средств и ведение хозяйства абсолютно не заботят помещика Ноздрева, к которому Чичиков попадает после посещения поместья Коробки. Ноздрев принадлежит к числу людей, которые всегда говоруны, гуляки, люд видный. Его жизнь заполнена кутежами, карточными забавами, бессмысленной растратой денег. Он энергичен, активен и ловок.
Логично, что предложение Чичикова реализовать ему мертвые души сразу же нашло живой отклик у Ноздрева. Авантюрист и врун, этот помещик решил провести Чичикова. Только чудо выручает основного героя от физической экзекуции. Усадьба Ноздрева подсобляет лучше осознать его нрав, и ничтожное положение крепостных, из которых он выколачивает все, что вероятно. У Собакевича в отличие от Ноздрева все отличается добротностью и прочностью, даже колодец обделан в сильный дуб. Но это не производит превосходного воспоминания на фоне обрисованных Гоголем уродливых и вздорных строений и обстановки дома этого помещика. Да и сам он не производит благосклонного воспоминания. Собакевич показался Чичикову очень похожим на средней величины медведя. Обрисовывая наружность этого помещика, Гоголь иронически примечает, что природа не долго мудрила над его личиком: Хватила топором раз — вышел нос, хватила в иной — вышли губки, великим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши; пустила на свет, сказавши: живет! Творя образ этого помещика, создатель нередко употребляет прием гиперболизации — это и зверский аппетит Собакевича, и безвкусные портреты полководцев с толстыми ногами и невиданными усами, скрашивавшие его кабинет и почти все иное.
Почему Н. Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой последовательности? Манилов — Коробочка — Ноздрев — собакевич — Плюшкин Поэма Гоголя «мертвые души» она о бездуховности, об омертвении душ помещиков. Первым Чичиков посетил Манилова. Манилов производит на людей приятное впечатление. Он и собой хорош и любезен. Он хочет всем нравиться. Он никому не делает зла, витает в облаках. К него нет моральных критериев и пользы от него тоже никакой нет. Он был Вторую Чичиков посетил Коробочку.
Коробочка очень любит поплакаться, пожаловаться. Но ее жалобы не имеют под собой основания. Третьим Чичиков посетил Ноздрева. Ноздрев плохой хозяин. Его интересуют только собаки и трубки. И он игрок. Четвертым Чичиков посетил Собакевича. Собакевич показан жадным мошенником. Он живет ради накопительства. Пятый визит Чичиков наносит помещику с говорящей фамилией Плюшкин.
Этот помещик патологически жаден. Он богат, но жадность мешает ему пользоваться богатством и он влачит жалкое существование как нищий. И все вокруг Плюшкина пребывает в упадке. Гоголь как литератор, но отлично понимал душу мошенника, ибо предпринимательство, в особенности в его начальной стадии, самое, что ни есть, так сказать, оголтелое мошенничество.. Поэтому талант М. Гоголя заключается в том, чтобы показать, что яблоко от яблони далеко не котиться. И удача в предпринимательстве зависит оттого, как гутарил Аристотель, кто кого обманет Все те, кого посещал Чичиков были люди алчные, и готовы были за приличную мзду, как гутарят в нонешнее время, и мать родную с поезда скинуть. Последовательность посещаемости тех людей, с которыми Чичиков хотел заключить сделку для своей выгоды, это тоже талант М.
Отсюда и его любовь к красивой фразе и вообще к любому роду позирования. Он является сентиментальным фантазером, совершенно не способным при этом к действию. Недаром его фамилия стала нарицательным словом, выражающим соответствующее понятие — «маниловщина». Праздность и безделье вошли в плоть и кровь этого героя и стали неотъемлемой частью его натуры. Он лишен живой мысли, живого стремления, а та культура, которой он так гордится, — лишь фарс, за которым открывается пустота и бессодержательность. Поэтому Манилов, как и все остальные помещики, может быть отнесен по гоголевской системе к «мертвым душам». Хотя сентиментально-идиллические представления о мире, мечты, в которые он погружен большую часть своего времени, с одной стороны, делают Манилова несколько привлекательнее других помещиков, которым вообще не свойственна мечтательность, с другой — приводят к тому, что хозяйство его идет «как-то само собой», без особого с его стороны участия, и постепенно разваливается. Кроме того, мечтательность и сентиментальность Манилова определяют его склонность к отвлеченным беседам и абсолютную неспособность говорить о практических вещах, с чем также связано его полное неумение и нежелание вести хозяйство. Подтверждением тому служит разговор с Чичиковым о мертвых душах: «Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос — черт его знает». В конце концов, он остается «в своем репертуаре»: «Не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России? Впрочем, надо сказать, что он вообще единственный из помещиков, который в разговоре с Чичиковым о «мертвых душах» вспоминает о законе и интересах страны. Правда, в его устах эти рассуждения принимают нелепый характер, тем более, что, услышав ответ Чичикова: «О! Но одно сравнение в этой явно комической сцене вызывает отнюдь не веселые размышления. Гоголь сравнивает Манилов со слишком умным министром. И здесь авторская ирония вторгается в запретную сферу — высшие эшелоны власти. Это могло означать лишь то, что иной министр — олицетворение высшей государственной власти — не так уж и отличается от Манилова и что «маниловщина» — типичное свойство этого мира. Таким образом, в лице Манилова мы видим пародию на просвещенного русского помещика, в сознании которого опошляются явления культуры и общечеловеческие ценности. Некоторая внешняя привлекательность его по сравнению с другими помещиками — лишь видимость, мираж.
Так, первым он навещает Манилова, а последним — Плюшкина. В Манилове черты прекраснодушного человека, но он, по словам Гоголя, « черт знает, что такое». Плюшкин же «прореха на человечестве».
За Маниловым следуют Коробочка, олицетворяющая собой безграничную глупость, упрямство и недоверчивость. После Коробочки Чичиков знакомится с Ноздревым, затем с Собакевичем. Именно Ноздрев, главная страсть которого «нагадить ближнему», первым выдает тайну Чичикова, в добавок придумывая и то, чего не было. Последним из помещиков, с кем Чичиков планирует заключить сделку, - Плюшкин. Этот помещик представляет собой последнюю, крайнюю стадию духовного падения человека.
Мертвые души - краткое содержание
Сам он далёк от практической жизни, витает в облаках, в его доме всё находится в недоделанном состоянии. Манилов слащав, его жена такая же сахарная дама. Он мечтает о несбыточных проектах, например, построить огромный мост над прудом, чтобы с него видно было Москву. Чичиков предложил Манилову купить у него мёртвых крестьян. Хозяин сначала приведён в замешательство, но из любезности соглашается на предложение. По своей непрактичности и бесхозяйственности он уступает мёртвые души гостю даром. Глава 3 Чичиков направился в поместье Собакевича.
Но было уже темно, лил дождь, и Селифан, который, по обыкновению, во хмелю, заехал не туда. Заслышав лай собак, кучер направил лошадей на этот звук. Так путники оказались у дома помещицы Коробочки, у которой Чичиков попроси позволения переночевать. Во время утреннего чая Павел Иванович заговорил с ней о выгодной для неё сделке. Простоватая старушка смущена и напугана предложением. Не собирается ли он откапывать мёртвых?
Выслушав объяснения, Настасья Петровна уже боялась продешевить. Торг был долгим, и, в конце концов, Чичиков «обработал» Коробочку. Они договариваются о купчей. Глава 4 Совершив удачную сделку, Чичиков уезжает из поместья Коробочки. По дороге он заехал в трактир, где встретил Ноздрёва, знакомого ему по одной вечеринке в городе. Этот персонаж держал путь домой с ярмарки, где проигрался в пух и прах.
Чичиков согласился поехать к Ноздрёву, надеясь, что тот в уязвлённом состоянии отдаст ему души даром. Посещение имения было неудачным. Хозяин пытался навязать гостю покупку своих дорогостоящих животных и вещей. Когда Чичиков завёл речь о мёртвых душах, Ноздрёв предложил ему сыграть на них в карты. Павел Иванович благоразумно отказался, так как в игре Ноздрёв честен не был. Чичикову пришлось остаться ночевать.
Он сожалеет, что посвятил Ноздрёва в свои дела. Наутро они играют на души в шашки, но хозяин попытался надуть гостя. Дело дошло до драки. Спасает положение Чичикова появление капитана-исправника, который доложил, что на Ноздрёва подано заявление в суд. Гость в это время спешно уезжает. Глава 5 Наконец, герой приезжает к Собакевичу, в большую деревню, окружённую лесами.
Дом Михаила Семеновича похож на военную крепость. Этот помещик — антипод Манилова. Он на дух не переносит мечтателей, крепко стоит на земле, во всём ищет, прежде всего, выгоду.
Они занимали самые важные посты. С первых же страниц произведения Н. Гоголя мы ощущаем увлекательность сюжета, так как нельзя не предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. В этом произведении мы можем увидеть два типа лирических отступлений: эпические, которые служат для раскрытия характеров и образов, и непосредственно лирические, отображающие переживания автора о судьбе России.
Такое же приглашение Павел Иванович получает от Собакевича. Он изображает социальную болезнь общества. Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков он умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются кроме Плюшкина и Чичикова , запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием — характеристику персонажа через деталь. Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины.
Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Поэтому поездка Чичикова так и, осталась поездкой в неизвестность. Дай ответ! Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. Гоголь мечтает о большом эпическом произведении, посвященном России, и поэтому радостно воспринимает «подсказку» Пушкина — сюжет о «мертвых душах». В октябре 1841 года Гоголь приезжает из заграницы в Россию с первым томом великой поэмы. По первому впечатлению «Мертвые души» — скорее роман. Система характеров, обрисованных достаточно подробно, — таков первый признак романа.
Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное». Это не роман в традиционной форме, не большая эпопея в гомеровском стиле нет крупных исторических событий , но все-таки эпопея, в смысле исключительной широты изображения нравов и типов: «хотя с одного боку», но «вся Русь». Главный сюжетный мотив поэмы звучит анекдотично: покупка мертвых душ. Но невероятное прочно соединено с реальным: читателю чаще всего и не приходит в голову мысль, что покупка мертвых душ невозможна. Проект Чичикова не так уж фантастичен сточки зрения помещичьей психологии. Совет Гоголь постоянно открывает в галерее помещиков черты, объединяющие их с главным персонажем. Казалось бы, что общего между деловым Чичиковым и пародийно-праздным Маниловым?
Однако автор находит психологический «мост» между внутренними мирами Чичикова и Манилова. Страсть к прожектерству — вот что роднит их. Манилов — равнодушный помещик. И ничего не известно Манилову о бедных крестьянах, и сколько их умерло — тоже «совсем неизвестно». Ноздрев — бесшабашная натура, игрок, кутила. Не удивительно, что Чичиков менее всего сомневается в успехе деловых переговоров именно с Ноздревым. Единство воссоздания мира характеров не разрушается и образом Плюшкина. Величайший художественный тип, Плюшкин — олицетворение скряжничества и духовного распада. Только одно заботит «заплатанного» барина: как бы при совершении купчей крепости не понести убытки.
Успокоенный заявлением Чичикова о готовности взять на себя издержки по купчей, Плюшкин сразу же заключает, что его гость совершенно глуп. Единство Чичикова с галереей помещичьих образов выражено в еще одной особенности повествования — в портретной стилистике центрального образа. Мимикрия — наиболее точное слово, которым можно охарактеризовать внешний и внутренний облик Павла Ивановича. Это единство продолжается и в «городской» теме «Мертвых душ». Уже не одна усадьба, а целый губернский город во власти «прорех на человечестве». Голод, болезни, пьяные драки, неурожай и разбитые мостовые, а губернатор… вышивает по тюлю. В повести о капитане Копейкине прямо выражена мысль об «управляющей» роли столицы в создании атмосферы страха, обстановки беззакония и бесчеловечности. Поэтому цензура запретила публикацию этих страниц. Для понимания социальной позиции Гоголя важно то, что писатель очень активно стремился сохранить в тексте книги эту повесть, не имеющую прямого отношения к сюжету.
Измученный бедствиями, голодом, возмущенный равнодушием начальства, инвалид — герой Отечественной войны 1812 года, капитан Копейкин становится атаманом «шайки разбойников», действующей в рязанских лесах. Но есть и еще одна сторона содержания поэмы. Герцен говорил, что за мертвыми душами видны «души живые». Это надо понимать широко. Совет Но это и прямой гимн будущему России.
Остальные ответы.
В итоге оказалось, что это сам Плюшкин. Чичиков не мог понять, как помещик такой большой деревни в такое превратился.
Он был ужасно стар, одет во все грязное и дряхлое. Если бы Чичиков встретил этого человека где-то на улице, то подумал бы, что он нищий. На самом деле Плюшкин был невероятно богат, и с возрастом превратился в жуткого скрягу. Когда они вошли домой, гость обомлел от окружающей его обстановки. Одним словом обстановка была ужасающая. У Плюшкина было в распоряжении чуть ли не тысяча душ, а он ходил по деревне, подбирал всякую дребедень и тащил домой. А ведь когда-то он был просто экономным хозяином. Супруга помещика умерла. Старшая дочь выскочила замуж за кавалериста и уехала.
С тех пор Плюшкин ее проклял. Он сам стал заниматься хозяйством. Сын ушел в армию, а младшая дочь умерла. Когда сын проигрался в карты, помещик проклял и его, ни копейки ему не дал. Гувернантку и учителя французского он прогнал. Старшая дочь как-то пыталась наладить отношения с отцом и хоть что-нибудь получить от него, но ничего не вышло. Купцы, приезжающие за товаром, тоже не могли с ним договориться. Чичиков даже побаивался что-либо ему предлагать и не знал, с какой стороны подойти. Хозяин хоть и пригласил его присесть, но сказал, что кормить не будет.
Затем разговор зашел о высокой смертности крестьян. Это-то Чичикову и нужно было. Тогда он рассказал о своем «деле». Вместе с беглыми набралось около двухсот душ. Старик согласился дать доверенность на купчую. С горем пополам нашлась чистая бумажка и сделку оформили. Чичиков отказался от чая и в хорошем расположении духа поехал в город. Глава VII Чичиков, выспавшись, понял, что у него ни много, ни мало, а уже четыреста душ, так что пора действовать. Он подготовил список людей, которые когда-то были живы, думали, ходили, чувствовали, а затем отправился в гражданскую палату.
По дороге встретил Манилова. Тот обнял его, затем подал свернутую в трубочку бумагу и они вместе пошли в контору к председателю Ивану Антоновичу. Несмотря на хорошее знакомство, Чичиков все же «сунул» ему кое-что. Здесь был и Собакевич. Чичиков предоставил письмо от Плюшкина и добавил, что должен быть еще один поверенный от помещицы Коробочки. Председатель обещал все сделать. Чичиков просил побыстрее со всем покончить, так как хотел назавтра уже уехать. Иван Антонович быстро управился, все записал и внес куда следует, да и с Чичикова приказал брать вдвое меньше пошлину. После, он предложил выпить за сделку.
Вскоре все сидели за столом, чуть захмелев, уговаривали гостя вообще не уезжать, остаться в городе да жениться. После застолья Селифан с Петрушкой уложили хозяина, а сами пошли в кабак. У некоторых это вызывало сомнения, так как хороших крестьян хозяин не продал бы, значит либо пьяницы, либо вороваты. Некоторые задумывались о трудностях переезда такого количества крестьян, побаивались бунта. Но для Чичикова все сработало самым лучшим образом. Стали поговаривать, что он миллионщик. Жителям города он и так нравился, а теперь и вовсе полюбили гостя, да так, что не хотели отпускать его. Дамы его вообще боготворили. Местные женщины ему нравились.
Они умели себя вести в обществе и были довольно презентабельны. В разговоре не допускали пошлостей. Так, например, вместо «я высморкалась» говорили «я облегчила нос». Вольностей со стороны мужчин не позволяли, а если и встречались с кем, то только тайно. Одним словом, могли дать фору любой столичной барышне. Все решилось на приеме у губернатора. Там Чичиков увидел белокурую девушку, которую ранее встречал в коляске. Оказалась, что это была дочка губернатора. И сразу все дамы отпали.
Он перестал на кого-либо смотреть и думал только о ней. В свою очередь обиженные дамы вовсю стали говорить о госте нелестные вещи. Ситуацию усугубил внезапно появившийся Ноздрев, который во всеуслышание объявил, что Чичиков мошенник и, что он промышляет «мертвыми душами». Но так как все знали вздорность и лживую натуру Ноздрева, ему не поверили. Чичиков же, почувствовав себя неловко, рано уехал. Пока он мучился бессонницей, готовилась еще одна неприятность для него. В город приехала Настасья Петровна Коробочка и уже интересовалась почем нынче «мертвые души» дабы не продешевить. Глава IX Следующим утром одна «прекрасная» дама побежала к другой такой же даме рассказывать, как Чичиков скупал «мертвых душ» у ее подруги Коробочки. У них также возникают соображения насчет Ноздрева.
Дамы думают, что Чичиков все это заварил, чтобы заполучить дочь губернатора, а Ноздрев его пособник. Дамы тут же разносят версию по другим подругам и в городе начинают обсуждать эту тему. Правда, мужчины придерживаются другого мнения. Они считают, что Чичикова все же интересовали «мертвые души». Чиновники города и вовсе начинают полагать, что Чичиков заслан для какой-то проверки.
Образы и характеристики помещиков — героев поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»
В результате число ревизских душ увеличилось с 3,8 млн. И вот тут мы подходим к самому интересному и значимому для нашего расследования обстоятельству: ревизская душа могла быть вычеркнута из ревизской сказки только при следующей ревизии. В период между ревизиями она облагалась налогом вне зависимости от того, что произошло с самим человеком. Чичиков как раз и хотел приобрести ревизские души, которые в сказках числились, но в действительности уже живыми не были. И тут возникает следующий вопрос… Зачем Чичикову были нужны мертвые души?
Тут все достаточно просто — он хотел заложить приобретенные им ревизские души в Опекунский совет. Это было благотворительное учреждение для сирот и подкидышей. Но помимо этого оно распоряжалось огромными денежными ресурсами. С 1772 г.
Именно ссуду хотел получить Чичиков и таким образом обогатиться. Размер выдаваемой ссуды напрямую зависел от количества крестьян — ревизских душ — в имении. Поэтому он их и скупал.
Анна Григорьевна — «дама приятная во всех отношениях»; Софья Ивановна — «просто приятная дама». Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке. Чичиков Павел Иванович — по мнению Тентетникова, первый человек в его жизни, с которым можно век прожить и не поссориться. Со времени действия первого тома немного постарел, но тем не менее стал ещё ловчее, легче, обходительнее и приятнее. Снова ведёт цыганскую жизнь, пробует заниматься скупкой умерших крестьян, но мало что удаётся приобресть: у помещиков появилась мода закладывать души в Опекунский совет. Покупает небольшое имение у одного из помещиков, а ближе к концу поэмы попадается на афере с чужим наследством. Вовремя не уехав из города, едва не сгинул в тюрьмах и каторгах. Сделает благоприятное дело: помирит Бетрищева и Тентетникова, обеспечив тем самым свадьбу последнего с дочерью генерала Улинькой. Тентетников Дерпенников Андрей Иванович, помещик, 32 года. Литературный предвестник Обломова : долго просыпается, носит халат, принимает гостей и выходит из дому редко. Характер его со сложностями, обладает способностью от избытка чувства справедливости почти со всеми быть во вражде. Образован, честолюбив, некоторое время жил в столице и служил чиновником. Входил в филантропический кружок, где верховодил и собирал членские взносы; как оказалось, прообраз Остапа Бендера того времени. Вышел из кружка, затем повздорил с начальником по службе, бросил надоевшую карьеру и вернулся в имение. Пытался изменить жизнь своих крестьян к лучшему, но, натолкнувшись на взаимное непонимание и противодействие с их стороны, бросает и это дело. Пытается писать научный труд, умеет рисовать. Родятся ли уже такие характеры, или потом образуются, как порождение печальных обстоятельств, сурово обстанавливающих человека? Какими слезами, какой любовью заплатил бы ему благодарный русской человек. Но веки проходят за веками, полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлет беспробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить это всемогущее слово» — Н. Гоголь, Мёртвые души, том второй позднейшая редакция , глава первая В отличие от гончаровского героя, Тентетников не погрузился окончательно в обломовщину. Он войдёт в антиправительственную организацию и попадёт под суд по политическому делу. У автора для него была задумана роль в ненаписанном третьем томе. Александр Петрович — первый директор училища, которое посещал Тентетников. Многих резвостей он не удерживал, видя в них начало развитья свойств душевных и говоря, что они ему нужны, как сыпи врачу,— затем, чтобы узнать достоверно, что именно заключено внутри человека. Учителей у него не было много: большую часть наук читал он сам. Без педантских терминов, напыщенных воззрений и взглядов умел он передать самую душу науки, так что и малолетнему было видно, на что она ему нужна… Но нужно же, чтобы в то самое время, когда он Тентетников переведён был в этот курс избранных, … необыкновенный наставник скоропостижно умер… Всё переменилось в училище. Гоголь, Мёртвые души, том второй позднейшая редакция , глава первая Фёдор Иванович — соответственно новый директор. Начал он заводить между ними какие-то внешние порядки, требовал, чтобы молодой народ пребывал в какой-то безмолвной тишине, чтобы ни в каком случае иначе все не ходили, как попарно. Начал даже сам аршином размерять расстоянье от пары до пары. За столом, для лучшего вида, рассадил всех по росту…» — Н. Гоголь, Мёртвые души, том второй ранняя редакция , глава первая «… И точно как бы назло своему предшественнику объявил с первого дня, что для него ум и успехи ничего не значат, что он будет смотреть только на хорошее поведение… Странно: хорошего-то поведения и не добился Фёдор Иванович. Завелись шалости потаённые. Всё было в струнку днём и шло попарно, а по ночам развелись кутежи… Потерялось уважение к начальству и власти: стали насмехаться и над наставниками и над преподавателями» — Н. Гоголь, Мёртвые души, том второй позднейшая редакция , глава первая «… до кощунства и насмешек над самою религиею из-за того только, что директор требовал частого хождения в церковь и попался плохой священник [не весьма умный поп в поздней редакции ]» — Н. Гоголь, Мёртвые души, том второй ранняя редакция , глава первая «… Директора стали называть Федькой, Булкой и другими разными именами. Разврат завёлся уже вовсе не детский… ночные оргии товарищей, которые обзавелись какой-то дамой [любовницей — одной на восемь человек в ранней редакции ] перед самыми окнами директорской квартиры… С науками тоже случилось что-то странное. Выписаны были новые преподаватели, с новыми взглядами и точками воззрений…» — Н. Гоголь, Мёртвые души, том второй позднейшая редакция , глава первая «…Читали они учёно, забросали слушателей множеством новых терминов и слов. Видна была и логическая связь, и следованье за новыми открытиями, но увы! Мертвечиной стало всё это казаться в глазах уж начавших понимать слушателей… Он Тентетников слушал горячившихся на кафедре профессоров, а вспоминал прежнего наставника, который, не горячась, умел говорить понятно. Он слушал и химию, и философию прав, и профессорские углубления во все тонкости политических наук, и всеобщую историю человечества в таком огромном виде, что профессор в три года успел только прочесть введение да развитие общин каких-то немецких городов; но всё это оставалось в голове его какими-то безобразным клочками. Благодаря природному уму он чувствовал только, что не так должно преподаваться… Честолюбье было возбуждено в нём сильно, а деятельности и поприща ему не было. Лучше б было и не возбуждать его!.. Гоголь, Мёртвые души, том второй ранняя редакция , глава первая Генерал Бетрищев, помещик, сосед Тентетникова. Вид имеет гордого римского патриция , крупен, усат и величав.
Весь город терялся в догадках: зачем Чичиков покупал мертвые души? В склонной к легкомысленной романтике женской половине общества возникла странная мысль, что он хотел прикрыть этим подготовку к похищению губернаторской дочери. Более приземленные мужчины-чиновники гадали: не есть ли странный приезжий — ревизор, посланный в их губернию для следствия по служебным упущениям, а «мертвые души» — какой-то условный термин, чей смысл известен лишь самому Чичикову и высшему начальству. Недоумение дошло до истинного трепета, когда губернатор получил сверху две бумаги, сообщавшие: в их области могут находиться известный фальшивомонетчик и опасный беглый разбойник. Гоголь «Мертвые души», глава 10 — кратко. Отцы города собрались на совещание у полицмейстера, чтобы решить, кем всё же является Чичиков и как с ним быть. Здесь выдвигались самые смелые гипотезы. Одни считали Чичикова подделывателем ассигнаций, другие — следователем, который вскоре арестует их всех, третьи — душегубом. Прозвучало даже мнение, что он — переодетый Наполеон, выпущенный англичанами с острова Святой Елены, а почтмейстер усмотрел в Чичикове капитана Копейкина, инвалида войны против французов, который не получил от властей пенсии за увечье и мстил им при помощи набранной в рязанских лесах шайки разбойников. Вспомнив, что первым заговорил о мертвых душах Ноздрёв, решили послать за ним. Но этот известный лгун, придя в собрание, стал подтверждать все предположения сразу. Он рассказал, что у Чичикова прежде хранилось два миллиона фальшивых денег и что он даже сумел ускользнуть с ними от окружившей дом полиции. По словам Ноздрёва, Чичиков действительно хотел похитить губернаторскую дочь, заготовил лошадей на всех станциях и подкупил священника для венчания. Поняв, что Ноздрёв несёт дичь, присутствующие прогнали его. Тот отправился к Чичикову, который болел и ничего не знал о городских слухах. Ноздрёв «по дружбе» поведал Чичикову: в городе все считают его фальшивомонетчиком и личностью, крайне опасной. Потрясённый Чичиков решил завтра же ранним утром спешно уезжать. Гоголь «Мертвые души», глава 11 — кратко. На следующий день Чичиков едва ли не бегством спасся из города N. Его бричка покатилась по большой дороге, а Гоголь во время этого пути рассказал читателям историю жизни своего героя и объяснил наконец, с какой целью он приобретал мертвые души. Родители Чичикова были дворянами, но очень бедными. Юным мальчиком его отвезли из деревни в город и отдали в училище. Отец напоследок дал сыну совет угождать начальникам и копить копейку. Чичиков всегда следовал этому родительскому наставлению. Он не имел блестящих талантов, но постоянно заискивал перед учителями — и окончил школу с отличным аттестатом. Корыстолюбие, жажда выбиться из бедняков в люди состоятельные были главными свойствами его души. После школы Чичиков поступил на самое низкое чиновное место, добился повышения, посулив жениться на некрасивой дочери своего начальника, однако обманул его. Путём лжи и лицемерия Чичиков дважды достигал видных служебных постов, но в первый раз разворовал деньги, назначенные на казённое строительство, а во второй выступил покровителем шайки контрабандистов. В обоих случаях он был разоблачён и едва избег тюрьмы. Ему пришлось удовольствоваться должностью судебного поверенного. В то время как раз распространились ссуды под заклад помещичьих имений в казну. Занимаясь одним таким делом, Чичиков вдруг узнал, что умершие крепостные числятся на бумаге живыми до следующей финансовой ревизии, которые проходили в России лишь раз в несколько лет. При закладах поместий дворяне получали из казны суммы по числу своих крестьянских душ — рублей 200 на одного человека.
Помещик решил отдать «мёртвые души» даром, и счастливый Чичиков отправился к Собакевичу. Дорога к Собакевичу не задалась: кучер Селифан не следил за дорогой, и они заблудились, к тому же ещё и перевернулись. Чичиков вынужден был просить ночлега у старухи, в чей в забор они упёрлись. Но она оказалась очень подозрительной и пустила их только после того, как Чичиков сказал о своём дворянском титуле. Хозяйкой была пожилая женщина, одетая безвкусно. Её звали Коробочка Настасья Петровна. После тяжёлой дороги Чичиков проснулся поздно. Его бельё было высушено и выстирано суетливой работницей Коробочки. Как оказалось, Настасья Петровна была вдовой, поэтому всё хозяйство вела сама. Чичиков поинтересовался и у неё о мёртвых душах. Ему пришлось долго уговаривать Коробочку, которая сначала что-то заподозрила, а потом торговалась, боялась продешевить, хотя и не понимала выгоды. Настасья Петровна, обрадовавшись продаже мёртвых душ, решила продать Чичикову ещё и муку, сало, солому, пух и мёд, он отказался. Там он встретил Ноздрёва, с которым уже был знаком. Помещик был уже весел и пьян, он предложил поехать Павлу Ивановичу сначала к нему. После приезда в поместье и прогулки по территории Чичиков попросил Ноздрёва продать мёртвые души. Он удивился и заинтересовался такой странной покупкой. Чичиков начал придумывать истории в своё оправдание, но ни одной из них помещик не поверил и просто так продавать мёртвых душ не хотел. Наутро Ноздрёв предложил Чичикову сыграть в шашки: если Чичиков выиграет, то Ноздрёв перепишет на него все мёртвые души. Игру прервал исправник, и, пользуясь этим, Чичиков уехал. Чичиков был рад, что смог вырваться от Ноздрёва, даже несмотря на то, что оказался с пустыми руками. Теперь он всё же отправился к Собакевичу, деревня которого показалась огромной. Чичиков обратил внимание, что всё сделано очень добротно, будто на века. А самого Собакевича Чичиков сравнил с медведем. В доме у помещика всё было массивно и неуклюже, как и он сам. О других людях Собакевич высказывался нелестно. От него Чичиков узнал о Плюшкине, у которого крестьяне мрут как мухи.